Консультация педагогов "Правила представления результатов исследования в форме графиков, таблиц и диаграмм"
консультация

Лапина Татьяна Петровна

Консультация педагогов проводится с целью повышения их компетентности в вопросах методологии исследовательской деятельности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_rezultaty_issledovaniya.doc166.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

«ПРАВИЛА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ В ФОРМЕ

ГРАФИКОВ, ТАБЛИЦ И ДИАГРАММ»

Цель консультации: информирование молодых и вновь прибывших педагогов об основных правилах обработки первичных данных учебного исследования.

Правильно оформленные графики, диаграммы, таблицы, географические карты, фотографии проведения экспериментов показывают высокий уровень исследовательской компетентности автора работы. Наглядный материал позволяет представить результаты исследования и подробно познакомить аудиторию с вашей работой.

Для большей наглядности результаты опытов, данные экспериментов и наблюдений лучше всего отобразить графически. Использование графиков, схем, диаграмм, гистограмм и таблиц позволяет быстро оценить и сравнить нужные величины. Графический материал должен дополнять текст работы, иметь сквозную нумерацию и письменное пояснение к каждому объекту. При подготовке исследовательской работы графический материал часто компонуют и оформляют в отдельное приложение. Иллюстративный материал к научной работе часто ложится в основу презентации для ее защиты.

В оформлении научной работы активно используются таблицы. Это наиболее рациональная форма представления результатов самостоятельного исследования. Значение таблиц состоит в том, что они позволяют охватить материалы исследования по каждой конкретной задаче в целом. Поэтому необходимо научиться правильно их составлять и анализировать.

От оформления результатов исследования во многом зависит эффект, который произведет работа на ее читателя или слушателя. Оно должно отвечать следующим требованиям.

Общие рекомендации к оформлению результатов работы

  • грамотность (стилистическая, орфографическая, пунктуационная);
  • достоверность, точность формулировок и четкость структуры;
  • наглядность, выраженная схемами, таблицами, диаграммами, графиками, фотографиями, рисунками, прочими изображениями;
  • доступность изложения материала для лиц, являющихся потенциальными пользователями предложенных идей и методов. Желательно избегать длинных предложений и сложных оборотов. Обязательно объясняйте профессиональные термины, которые могут быть непонятны читателю.

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА СОСТАВЛЕНИЯ ТАБЛИЦ

По внешнему виду таблица представляет собой ряд пересекающихся горизонтальных и вертикальных линий, образующих по горизонтали строки, а по вертикали – ряды (столбцы, колонки), которые в совокупности составляют как бы скелет таблицы.

Общий заголовок таблицы должен кратко выражать ее основное содержание. В нем обычно указывается время, территория, к которым относятся данные, единица измерения, если она выступает единой для всей совокупности. Заголовки строк необходимо формулировать точно, кратко и ясно. Слова в таблице пишутся полностью, без сокращений.

При заполнении таблицы нужно использовать следующие условные обозначения: при отсутствии явления пишется прочерк (–), если нет информации о явлении ставится многоточие (…) или пишется: «нет сведений». Если изучаемое значение признака не имеет осмысленного содержания, то ставиться знак «Х».

Одинаковая степень точности, обязательная для всех чисел обеспечивается соблюдением правил их округления. Когда одна величина превосходит другую многократно, то полученные показатели динамики лучше выражать не в процентах (%), а в разах. Например, вместо 568 % следует написать «в 5,7 раза больше». В многозначных числах, наличие которых обусловлено интересом исследования, лучше отделять, начиная справа, друг от друга классы, т.е. выделять миллионы, тысячи, единицы. Например, вместо 1568631, чтобы было более ясно, можно записать 1 568 631. Иногда при построении таблиц приходится иметь дело с разрядностью, состоящей из 3-х и более знаков; в таком случае удобнее применять округление до 2-3 знаков.

Анализ таблицы логичнее начинать с общего итога, который позволяет получить общую характеристику, затем переходит к изучению данных определенных строк и граф, т.е. к оценке частей изучаемого объекта, исследуя при этом вначале наиболее важные, а потом уже и все остальные элементы таблицы.

Таблица 1. Пример неправильного оформления таблицы

Сельскохозяйственная культура

Сельскохозяйственная культура

Лук-порей – 90 %

Томаты – 30 %

Морковь – 60 %

Огурцы – 80 %

Таблица 2. Пример правильного оформления таблицы

Сельскохозяйственная культура

Распространенность (%)

1

Лук-порей

90

2

Морковь

60

3

Томаты

30

4

Огурцы

80

ГРАФИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

Графики используются для иллюстрации процессов, изменения параметров, например, численности особей, темпов прорастания семян, изменения температурного или водного режима в определенный момент времени.

Графики, с одной стороны, они помогают выявить закономерности, т.е. являются элементами визуального анализа, с другой, они позволяют убедить слушателей на конференции в тех или иных выводах.

Кроме геометрического образа, график должен содержать ряд вспомогательных элементов:

  1. Общий заголовок графика.
  2. Словесные пояснения условных знаков и смысла отдельных элементов графического образа.
  3. Оси координат, шкалу с масштабами и числовые сетки.
  4. Числовые данные, дополняющие или уточняющие величину показателей, нанесенных на график.

Оси абсцисс и ординат чертят сплошными линиями. На концах координатных осей стрелок не ставят. По осям координат указывают условные обозначения и размерности отложенных величин в принятых сокращениях. На графике следует писать только принятые в тексте условные буквенные обозначения. Кривые и точки на графике должны быть подписаны. Часто многословные надписи заменяют цифрами, чтобы не загромождать изображение, а расшифровку приводят в подстрочной подписи. Краткие надписи можно помещать на рисунке посередине оси снизу вверх.

Если кривая, изображенная на графике, занимает незначительную его часть, то числовые деления можно начинать не с нуля, а с более высоких или низких значений.

Рассмотрим наиболее часто используемые экономистами-исследователями формы графического представления результатов исследования.

График временного ряда – способ графического изображения изменения явлений или процессов во времени. Наиболее употребляемой для графика временного ряда является прямоугольная система координат. На оси абсцисс откладывают время, на оси ординат – значение показателей временного ряда. На один график для сравнения можно нанести изображения нескольких временных рядов (это позволит убедиться в синхронном изменении показателей) или изображение фактического временного ряда и расчетных теоретических значений показателя в те же периоды, так называемого графика тренда (это позволит оценить насколько точно тренд описывает фактическую динамику показателя). С помощью графика временного ряда можно визуально определить направление движения исследуемой характеристики и ее стабильность во времени.

Диаграмма – графическое изображение статистических данных, наглядно показывающее соотношение между сравниваемыми величинами. С помощью диаграмм можно изобразить численность особей отдельных видов, объем осадков и т.п. По форме графического образа наиболее распространенными являются линейные, изобразительные и графические диаграммы. Диаграммы используют в тех случаях, когда главная цель – наглядно показать соотношение изучаемых характеристик.         

Гистограмма  способ графического изображения интервальных распределений. Строится в прямоугольной системе координат. По оси абсцисс откладываются отрезки, изображающие интервалы значений варьирующего признака. На этих отрезках, как на основаниях, строят прямоугольники, высота которых при равных интервалах соответствует частотам, а при неравных – плотностям распределения соответствующих интервалов. Получаем ступенчатую фигуру, состоящую из нескольких прямоугольников, площади которых пропорциональны частотам.

При построении гистограмм следует учитывать, что простота формы гистограммы является основной предпосылкой понимания ее данных, поэтому предпочтение рекомендуется отдавать гистограммам, имеющим одно общее измерение. Например, одинаковую ширину столбцов.

Гистограммы целесообразно применять в тех случаях, когда требуется наглядно продемонстрировать характер поведения дискретных, скачкообразно изменяющихся величин, например, влияние различных факторов на поведение перелетных птиц определенного вида и т.д.

Построение графиков и диаграмм удобнее всего выполнять с помощью редактора электронных таблиц MS Excel, и впоследствии связывать их с основным текстом работы. Одну и ту же информацию можно представить различными типами диаграмм и графиков, и задачей автора работы в этом случае является выбор оптимальной формы представления. Например, одни и те же исходные данные, представленные в таблице 3, можно графические отобразить как минимум тремя способами.

Таблица 3. Численность населения по регионам Западной Сибири (тыс. чел.)

Рисунок А

Рисунок Б

Рисунок В

Какая из представленных форм (А, Б или В) лучше? Это определяется тем, что именно автор хочет выделить из представленных в таблице данных. Если ему требуется наглядно показать процентные соотношения между населением, проживающем в различных регионах Западной Сибири, то наиболее приемлемой может оказаться круговая диаграмма (рис. А). Если динамику численности по годам в этих регионах – то столбиковая диаграмма (рис. Б). Графическое же представление (рис. В) обеспечивает наглядность в изменениях отдельных параметров анализируемой проблемы. Многообразие форм интерпретации одних и тех же данных, объединенных в MS Excel, предоставляет мощный инструментарий наглядного представления результатов, и может в выгодном свете подчеркнуть отдельные нюансы исследования.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Леонтович А. В., Саввичев А. С. Исследовательская и проектная работа школьников. 5-11 классы. / Под редакцией А. В. Леонтовича. – М.: ВАКО, 2016.
  2. Нинбург Е. А. Технология научного исследования: метод. рекомендации / Е. А. Нинбург. – М.: Лев Толстой, 2006. – 28 с.
  3. Новожилова М. М. Как корректно провести учебное исследование: от замысла к открытию / М. М. Новожилова, С. Г. Воровщиков, И. В. Таврель. Науч. ред. Т. И. Шамова. – М.: 5 за знания, 2007. – 160 с.
  4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – М.,, 2006. – 944 с.
  5. Петрова Э. А. Исследовательская деятельность учащихся / Э. А. Петрова. – Тамбов: ИПК РО, 2007. – 36 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Мышление и его формы. Умозаключение». Практическая работа №7 «Таблицы. Построение диаграмм». 6 класс

Дать учащимся общее представление об умозаключении как форме мышления. Воспитывать интерес к предмету. Акцентировать внимание учащихся на форме мышления – умозаключении. Сформировать навыки создания т...

«Электронные таблицы. Построение диаграмм и графиков»

Конспект открытого урока«Электронные таблицы. Построение диаграмм и графиков»Тип урока: урок-практикум....

Формы представления результатов диагностики девиантного поведения подростков

Данный материал представляет собой презентацию где отражается информация по теме "Формы представления результатов диагностики девиантного поведения подростков".представлены такие формы, как...

Открытый урок «Представление результатов выполнения расчетных задач средствами деловой графики на примере статистического расчета неразрезных балок, выполненном в программном комплексе «Электронный справочник инженера»

Принял участие в семинаре-практикуме областного научно-методического объединения преподавателей информатики ОУ СПО «Особенности преподавания предмета Информатика в соответствии с ФГОС СОО»...

Презентация по теме "Альманах как форма представления результатов работы"

Презентация по теме "Альманах как форма представления результатов работы"...

Внеаудиторная самостоятельная работа «Представление результатов выполнения расчетных задач средствами деловой графики. Построение диаграмм в Microsoft Excel»

задания с методическими рекомендациями для студентов медицинского колледжа, изучающих дисциплину "Информационные технологии в профессиональной деятельности"....