Консультация педагогов "Основные требования к докладу участника научно-практической конференции"
консультация
Консультация проводится для педагогов, занимающихся организацией научно-исследовательской деятельности учащихся, с целью повышения их комипетентности в вопросах методологии исследовательской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_trebovaniya_k_dokladu.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ МОЛОДЫХ И ВНОВЬ ПРИБЫВШИХ СПЕЦИАЛИСТОВ
«ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ДОКЛАДУ УЧАСТНИКА
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ»
Цель консультации: информирование молодых и вновь прибывших специалистов об основных правилах составления, написания и представления доклада учащимся.
Грамотное представление исследовательской, проектной или реферативной работы перед незнакомой аудиторией слушателей превращается в настоящую проблему, так как навыки публичных выступлений необходимо развивать и поддерживать, но такая возможность имеется не всегда.
При подготовке выступления необходимо опираться на простой алгоритм процедуры написания доклада.
Во-первых, педагогу вместе с учащимся необходимо ознакомиться с положением и основными требованиями к участникам конференции, мероприятия, конкурса, на котором они собираются представить доклад.
Во-вторых, определить тематику своего выступления.
В-третьих, необходимо написать черновик доклада в печатном виде в соответствии с основными требованиями к публичным выступлениям.
В-четвертых, прочитать написанный текст доклада и проверить логичность изложения, актуальность и научность материала, корректность подачи информации.
В-пятых, точно сформулировать тему доклада. Если позволяет запас времени, внести изменения в свой доклад.
Плохие доклады имеют свои особенные отличительные черты. Как избежать неприятных ситуаций при представлении своего исследования, опыта работы в докладе?
Во-первых, неприемлемой считается ситуация, когда докладчик приходит только на время своего выступления и сразу же после него покидает аудиторию.
Во-вторых, нельзя приходить неподготовленным, пытаться выстроить свое выступление по ходу мероприятия.
В-третьих, доклад должен точно отражать проблематику, рассматриваемую на данном мероприятии. Доклад должен соответствовать проблематике конференции, должен отражать решение конкретной проблемы и быть открытым для обсуждения. В докладе должна прослеживаться связь вашего опыта с опытом других исследований в данной области. Традиционно интересными можно считать доклады, в которых отражены практические пути решения конкретных экологических, социальных, педагогических и других проблем современного общества и науки в целом.
К докладчику предъявляются следующие требования:
Во-первых, соблюдение регламента выступления, который обычно составляет семь-десять минут.
Во-вторых, наличие электронной презентации к докладу.
В-третьих, в докладе желательно избегать личных местоимений. В случае необходимости подчеркнуть личный вклад, использовать фразы: «Мною были разработаны…», «…творческой группой были созданы…».
В-четвертых, докладчик должен следить за логикой изложения материала. Доклад всегда начинается с обоснования актуальности представляемого опыта, описанием самого опыта работы над проблемой и выводами, к которым пришел докладчик.
В настоящее время не рекомендуется широкая эсктраполяция полученных результатов и выводов, что должно находить отражение и в названии доклада, в отобранном для представления материале и в выводах.
Культура речи докладчика – это половина успеха всего выступления. Принято представить себя в начале выступления и в конце выступления предложить слушателям задать интересующие их вопросы и поблагодарить за внимание к докладу и докладчику. Выполнение простых правил написания доклада и его представления поможет избежать лишних волнений перед выступлением и достойно представить свою работу.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ДОКЛАДА
- Владение материалом работы.
- Терминологическая и научная грамотность.
- Культура выступления.
- Соблюдение регламента выступления (8-10 минут).
- Полнота ответов на вопросы в ходе дискуссии.
ЧТО ВКЛЮЧИТЬ В ДОКЛАД?
- Доклад всегда начинается с приветствия, представления докладчика.
- Выступающий называет тему работы.
- Озвучивается актуальность работы, цели, задачи, предмет, объект исследования, гипотеза, методы.
- Краткое изложение теоретической части работы.
- Рассказ о практической части работы, ее значимости.
- Выводы и заключение.
- В самом конце доклада рекомендуется использовать фразы: «Благодарю за внимание» или «Спасибо за внимание», «Готов ответить на ваши вопросы».
ТРЕБОВАНИЯ К УСТНОЙ РЕЧИ ДОКЛАДЧИКА
- Старайтесь говорить четко и достаточно громко, чтобы вас могли слушать все присутствующие.
- Не затягивайте выступление, отводится обычно не более 8 минут на одного докладчика.
- Докладчик должен хорошо владеть информацией, ориентироваться в вопросах своей работы.
- Ошибки в терминах и научной составляющей работы не допустимы.
- Старайтесь всегда говорить грамотно.
- Держите темп речи, не допускайте замедление речи в середине доклада, падения громкости голоса докладчика.
- Будьте вежливы и доброжелательны при ответах на вопросы после доклада!!!
ТРЕБОВАНИЯ К ВНЕШНЕМУ ВИДУ ДОКЛАДЧИКА
Для выступления на конференции учащимся рекомендуется придерживаться классического стиля в одежде.
ДИСКУССИЯ ПОСЛЕ ДОКЛАДА
Необходимо помнить, что доклад – это не цель, а лишь повод для дальнейшей беседы с экспертом или дискуссии с группой слушателей в аудитории. Доклад не должен быть затянут, докладчику рекомендуется выразить свою заинтересованность в работе. Можно использовать следующие фразы: «меня заинтересовал вопрос о …», «мы с научным руководителем решили проверить …» и т.д.
Руководитель работы должен объяснить учащимся, что эксперты (члены жюри) – это люди с определенной точкой зрения, она может не совпадать с точкой зрения автора работы, у эксперта может быть и предвзятое мнение о докладчике по разным причинам. В связи с этим объективной оценки доклада и работы в целом на конкурсах и конференциях не всегда удается добиться.
Однако докладчик должен стремиться к максимально точному изложению своей работы и, отвечая на вопросы экспертов, показать, что он компетентен в сфере того исследования, которое представляет.
При подготовке выступления полезно составить перечень возможных вопросов, которые вы задали бы автору работы, если бы сами были экспертом. Затем составить примерные ответы на эти вопросы.
Часто задаваемый вопрос: чем вас заинтересовала эта тема? Автору работы необходимо показать личную заинтересованность. Можно вспомнить какие-нибудь эмоциональные эпизоды. Которые возникали по ходу выполнения работы.
Сформулируйте вопросы по теме исследования, методов и результатов исследования и их интерпретации. Подумайте, какими ответами были бы удовлетворены разные эксперты: ученые, учителя-предметники, одноклассники, студенты.
ИТОГИ ЗАЩИТЫ РАБОТЫ
Защита исследовательской или проектной работы – для учащегося это запоминающийся на долгие годы, очень эмоциональный момент. Научному руководителю необходимо помнить, что докладчик – это ребенок, который может справиться с поставленной перед ним задачей по защите роботы. Однако возможны ситуации, когда учащийся не справляется с волнением, и защита работа идет не так удачно, как планировали.
В случае удачной защиты руководитель разделяет радость ученика в достижении достойного результата.
Сложной для руководителя является педагогическая ситуация, когда учащийся не достигает запланированного результата по итогам защиты. Ребенок расстроен, разочарован, у него снижается учебная мотивация и мотивация достижения успеха. Руководитель тоже может быть расстроен, разочарован решением жюри, эмоционально он нестабилен. Но несмотря на эмоциональные качели, педагог обязан поддержать своего ученика, убедить его в том, что все проблемы решаемы, и на следующей конференции после проведения «работы над ошибками» они достигнут лучшего результата.
ЛИТЕРАТУРА
- Леонтович А. В., Саввичев А. С. Исследовательская и проектная работа школьников. 5-11 классы. / Под редакцией А. В. Леонтовича. – М.: ВАКО, 2016.
- Нинбург Е. А. Технология научного исследования: метод. рекомендации / Е. А. Нинбург. – М.: Лев Толстой, 2006. – 28 с.
- Новожилова М. М. Как корректно провести учебное исследование: от замысла к открытию / М. М. Новожилова, С. Г. Воровщиков, И. В. Таврель. Науч. ред. Т. И. Шамова. – М.: «5 за знания», 2007. – 160 с.
- Петрова Э. А. Исследовательская деятельность учащихся / Э. А. Петрова. – Тамбов: ИПК РО, 2007. – 36 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья из сборника докладов Международной научно-практической конференции » Русский язык как средство межкультурной коммуникации», Оренбург, 2007 г.
Статья "Национальная идея выражается в языке" была подготовлена мною к международной научно-практической конференции"Русский язык как средство межкультурной коммуникации".Проанализивав ...
Доклад на научно-практическую конференцию школьников "Растим патриотов России"
Работа состоит из доклада и видеоролика, поясняющего текст докладчика. Основная идея работы это установление основных причин исчезновения деревень и сел в России. Доклад построен на статистике по Омск...
ПАМЯТКА ДЛЯ УЧАСТНИКА НАУЧНО - ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
Чтобы ваше выступление было успешным, обратите внимание на следующие рекомендации....
Доклад на научно-практической конференции
Важное место в деятельности психолога в ОУ занимает работа с родителями, формами которой являются родительские собрания и информационные сообщения. ...
Доклад к научно-практической конференции
Современные педагогические технологии в обучении истории детей с интеллектуальными нарушениями....
Приветствие участникам научно-практической конференции по географии
Данный материал предназначен для приветственного слова конференции учащихся по защите исследовательских работ по географии....
сертификат участника научно-практической конференции
Для аттестации...
- Мне нравится (1)