Доклад к научно-практической конференции
статья по истории по теме
Современные педагогические технологии в обучении истории детей с интеллектуальными нарушениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_nauchno-prakticheskuyu_konferenciyu.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные педагогические технологии в обучении истории детей с интеллектуальными нарушениями.
В последнее время очень часто используется понятие современные педагогические технологии. На самом деле в употреблении и понимании его имеются разночтения. Наиболее часто данное понятие представляется нам как содержательное обобщение, которое вбирает в себя смысл всех источников. Любая педагогическая технология должна быть построена на основных методологических критериях и опираться на научную концепцию: философскую, психологическую, дидактическую, социально-педагогическую. На сегодняшний день насчитывается около ста образовательных технологий. Но, даже используя одну и ту же технологию, у разных педагогов результат будет совершенно разный. Это зависит от многих факторов: квалификации учителя, мотивации учащихся, способа подачи знаний, взаимоотношений учителя с учениками, рациональности распределения учебного времени и т.д.
На мой взгляд, гораздо эффективнее использовать в своей работе элементы сразу нескольких технологий. Это обеспечит личностное развитие умственно-отсталого ребёнка, обеспечит комфортные условия его развития.
Конечно же в коррекционной школе VIII вида приоритетным остаётся личностно-ориентированное обучение, так как в центре всей образовательной системы стоит личность обучаемого. Особенности личностно – ориентированного урока таковы:
1.Конструирование дидактического материала разного типа, вида и формы, определение цели, места и времени его использования на уроке.
2.Продумывание учителем возможностей для самостоятельного проявления учеников. Предоставление им возможности задавать вопросы, высказывать мнение.
3.Организация обмена мыслями, мнениями, оценками. Стимулирование учащихся к дополнению и анализу ответов товарищей.
4. Применение трудных ситуаций, возникающих по ходу урока, как области применения знаний.
5.Стемление к созданию ситуации успеха для каждого ребёнка.
Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для учителя, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс.
Проблема, над которой работает наша школа в данный момент времени: «Развитие творческих способностей учащихся с проблемами в развитии». Поэтому часто используются и игровые технологии, которые возбуждают интерес к предмету не только самого ребёнка, но и учителя. Место и роль игровой технологии, ее элементов в учебном процессе во многом зависят от понимания учителем функции игры. Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от сочетания их с обычными дидактическими упражнениями. В игровую деятельность входят игры и упражнения, формирующие, воспитывающие умения владеть собой, быстроту реакции, музыкальный слух, смекалку и др.
В прошлом году мы с учащимися 9 и 8 классов показали открытый урок-игру по обществознанию «День Конституции», целью которого являлось закрепление ранее полученных знаний по теме: «Конституция РФ - основной закон государства», воспитание любви и преданности Родине, уважение к основному закону государства, понимание и неукоснительное соблюдения его положений, расширение знаний по Конституции РФ, развитие творческой личности, формирование культуры общения.
Занятие прошло в форме спектакля. Хочу отметить, что вместо запланированных изначально 9 и 8 классов, участие приняли ещё и дети 6-7 классов. Отказать им было просто невозможно. Они сами приходили на репетиции, с огромным удовольствием учили текст и стихи, помогали рисовать декорации, изготавливать костюмы. И когда состоялась так называемая премьера, пригласили своих родителей.
Практика показывает, что даже дети массовой школы испытывают трудности при изучении истории, поэтому естественно, что у детей коррекционной школы VIII вида возникает проблем ещё больше. Педагоги, преподающие историю в коррекционной школе, хорошо знают, что у учащихся даже в старших классах слабо развито воображение, именно по этой причине и необходимо проводить подобные уроки-путешествия во времени.
Для развития и коррекции мышления умственно-отсталых детей важно ставить перед ними такие познавательные задачи, которые будут требовать постоянной работы памяти, интеллектуального напряжения, в данном случае хорошим подспорьем педагогу является применение интерактивной доски, где учащиеся имеют возможность разукрасить предмет, вставить в кроссворд слово, начертить фигуру и т.д. Для модернизации традиционного урока я также использую презентации различных типов, которые дают возможность почувствовать атмосферу времени, о котором идёт речь на данном занятии. Я изготовила видеоматериал о Великой Отечественной войне, на основе документального фильма, который разбит на сюжеты по 7-8 минут, это помогает более реалистично преподнести материал урока, делает его более запоминающимся. И зачастую дети на следующем уроке при опросе опираются именно на просмотренный сюжет, который производит на них неизгладимое впечатление.
В настоящее время определяющими факторами в образовании и развитии личности считаются внутренняя активность личности, ее потребности и способности к саморазвитию, самосовершенствованию. Большинство современных детей пассивны, уровень их активности в ходе учебного процесса низкий, у многих формируется убеждение, что знания, даваемые школой, в жизни не пригодятся. Но на самом деле это не так. Выпускники должны быть способны к саморазвитию, непрерывному совершенствованию себя. Выполнить такие задачи в условиях традиционных технологий весьма проблематично. В новых технологиях ставка делается на появление у детей потребности саморазвития, стремление к самовыражению, самоутверждению, самоопределению и самоуправлению, что в свою очередь будет способствовать повышению уровня активности учащихся на уроках. К сожалению, уровень познавательной активности именно в старших классах в последние годы заметно снизился. Это проявляется в снижении интереса к предметам, а также в снижении успеваемости, поэтому работу приходится вести в двух направлениях:
- Модернизация традиционного обучения;
- Использование современных образовательных приёмов и технологий.
Источниками педагогической технологии являются достижения педагогической, психологической и социальных наук, передовой педагогический опыт, народная педагогика, все лучшее, что накоплено в отечественной и зарубежной педагогике прошлых лет. Любая современная педагогическая технология представляет собой синтез достижений педагогической науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и того, что рождено социальным процессом. Таким образом, учитель истории постоянно должен анализировать и совершенствовать свой педагогический опыт, за процессом собственного труда, изучая опыт других учителей как общеобразовательных, так и в специальных (коррекционных) школах.
Литература:
Л.В. Петрова «Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида».
Журнал «Преподавание истории в школе».
Программа специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида.
Материалы Интернет-сайта «1 сентября».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья из сборника докладов Международной научно-практической конференции » Русский язык как средство межкультурной коммуникации», Оренбург, 2007 г.
Статья "Национальная идея выражается в языке" была подготовлена мною к международной научно-практической конференции"Русский язык как средство межкультурной коммуникации".Проанализивав ...
Доклад на научно-практическую конференцию школьников "Растим патриотов России"
Работа состоит из доклада и видеоролика, поясняющего текст докладчика. Основная идея работы это установление основных причин исчезновения деревень и сел в России. Доклад построен на статистике по Омск...
Доклад на научно-практической конференции
Важное место в деятельности психолога в ОУ занимает работа с родителями, формами которой являются родительские собрания и информационные сообщения. ...
Доклад на научно-практическую конференцию
Научно-исследовательская работа содержит материал по топонимики селе Буй. Материал собирали для школьного музея....
Доклад на научно-практической конференции: "Роль рефлексии в психическом развитии человека"
В докладе раскрывается значение феномена рефлексии в психической жизни человека. Доклад состоит из теоретической и практической части, которые составлены на ос...
доклад на научно-практическую конференцию "История Буйской школы"
Работа посвящена истории появления Буйской школы. Школа в селе Буй появилась в 1723 году, когдапоявилсь в селе Николаевская церковь. В работе приведены данные о истории школы и...
доклад на научно-практическую конференцию "Имя героя на карте моего села"
Доклад на научно-практическую конференцию "Имя героя на карте моего села".Работа посвящена истории жизни первого учителя села Ф.Н.Вахмянина,а также истории восстания кулаков в селе Буй....