Эстрадный вокал
рабочая программа

Недоросткова Алла Галисовна

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл estradnyy_vokal_2024.docx282.01 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент социального развития

 муниципального образования городской округ «Охинский»

Сахалинская область

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №5 г.Охи им.А.В.Беляева

г.Оха,ул.Советская,9,телефон 8(42437)34212C:\Users\Психолог-3\Desktop\IMG_0001_page-0001.jpg

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ          

 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

Уровень программы: стартовый,базовый.

Направленность программы:художественная.

Возраст обучающихся: 7 – 17 лет.

Срок реализации программы: 3 года.

Составитель программы:

Недоросткова Алла Галисовна

педагог дополнительного образования.

г. Оха 2024

  1. Комплекс организационно-педагогических условий
  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 №678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (вместе с "СП 2.4.3648-20. Санитарные правила...");
  • Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;
  • Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 4 (ред. от 25.05.2022) "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней" (вместе с "СанПиН 3.3686-21. Санитарные правила и нормы...");
  • Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 сентября 2021 г.
  • № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
  • Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 659 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Распоряжение Министерства образования Сахалинской области от 22 сентября 2020 г. № 3.12-902-р «Об утверждении концепции персонифицированного дополнительного образования детей в Сахалинской области;
  • Письмо Министерства образования Сахалинской области от 11.12.2023 3.12- Вн-5709/23 «Методические рекомендации по проектированию и реализации дополнительной общеразвивающей программы, реализуемой в Сахалинской области.
  • Устав образовательной организации;
  • Локальные акты образовательной организации.

  1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК

Направленность

программы

художественный

Уровень сложности

1 год - стартовый

2,3 год -базовый

Язык реализации

программы

Государственный язык РФ - русский

Особенности реализации программы

Очная

Актуальность

Вокальное пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. В процессе вокального исполнительства обучающиеся осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения учащегося, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование. Именно для того, чтобы обучающийся, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, разработана программа дополнительного образования учащихся «Вокал», направленная на духовное развитие обучающихся.

Актуальность программы заключается в создании условий социальной адаптации и социального взаимодействия обучающихся посредством  приобщения их в художественную творческую деятельность для развития вокального исполнительства и реализации полученных умений в дальнейшей деятельности.

Отличительные особенности, педагогическая целесообразность, новизна

Отличительной особенностью программы «Эстрадный вокал» является духовно-нравственное развитие ребенка, формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Педагагичская целесообразность программы обусловлена тем,что занаятие вокалом развивают художественные способности детей,формируют эстетический вкус,улучшают физическое развитие эмоциональное сосотояние детей.

Программа «Эстрадный вокал»  включает в себя изучение и овладение художественными приемами эстрадного пения.

Категории обучающихся

Программа предназначена для учащихся общеобразовательных учреждений, проявляющих интерес к вокальному искусству в возрасте.

Возраст обучающихся: 7 - 17 лет. Наполняемость группы: 12 человек.

Состав группы: разновозрастной.

Форма получения образования – очная

Условия приема детей: зачисляются все желающие при

наличии свободных мест.

Объём программы

1 год  - 140 ч.

2 год – 140 ч.

3 год – 210 ч. (всего за период реализации программы)

Срок реализации

программы

3 года

Описание Модуля/модулей программы

Программа предполагает, что занятие является комбинированным, так как совмещает разные типы освоения материала: усвоение новых знаний (в том числе, в качестве ознакомления); повторение и закрепление умений и навыков; обобщение и систематизация знаний; проверка и корректировка знаний, умений, навыков.

Выявляются индивидуальные возможности обучающихся, происходит адаптация к коллективу, актуализируется творческий потенциал, появляется инициатива и самостоятельность, укрепляется уверенность в собственных силах.

При реализации данного модуля появляется устойчивый навык работы в коллективе, формируется интерес к певческой  деятельности, приобретается опыт, осознаётся успешность, накапливается багаж знаний по предмету, появляется

способность к критической оценке.

Режим занятий

Кол-во занятий  в день для 1-ой

группы

Периодичность в неделю

Кол-во

 часов в

 неделю

Кол-во

часов

в месяц

2 занятия

2 раза

4

16

2 занятия

2 раза

4

16

3 занятия

3 раза

6

24

Продолжительность

занятия

Указывается в программе в академических часах.

1 акад. час = 40 мин. занятия

Цель

Формирование открытой, свободной, социально-адаптированной, способной к самовыражению, высококультурной личности через занятия эстрадным вокалом и приобщение к мировой культуре.

Задачи занятий 1-го года обучения

Предметные:

  • Научить  практическим  умениям и навыкам вокального мастерства;
  • Научить правильному дыханию;
  • Сформировать начальные навыки актерского мастерства;
  • Сформировать заинтересованность  музыкальной культуры на материале искусства родного края. 

Метапредметные:

  • Овладеть  способами решения поискового и творческого характера;
  • Приобрести опыт в вокально – творческой деятельности.

Личностные:

  • Сформировать способности к самооценке на основе критериев творческой деятельности;
  • Сформировать        потребность        в        самостоятельном приобретении и применении знаний;
  • Сформировать навыки эффективного межличностного общения, в процессе коллективного (индивидуального) музицирования.

Задачи занятий 2-го года обучения

Предметные:

  • Овладеть практическими умениями и навыками вокального творчества;
  • Овладеть  основами музыкальной культуры на материале искусства родного края.

Метапредметные:

  • Приобрести опыт в вокально- творческой деятельности;
  • Развить умение самостоятельно действовать, демонстрировать и воспроизводить материал.

Личностные:

  • Сформировать эстетические потребности, ценности;
  • Развить потребность творческой деятельности в   вокальном виде искусства.

Задачи занятий 3-го года обучения

Предметные:

  • Уметь разнообразить способы  воплощения художественно- образного содержания музыкальных произведений;
  • Знать особенности музыкального языка.

 Метапредметные:

  • Сформировать культурно- познавательную, коммуникативную и социально-эстетисеские компетенции.

 Личностные:

  • Сформировать устойчивый интерес к певческой деятельности  и первоначального опыта достижения творческого результата.

Планируемые результаты 1 года обучения

Планируемые результаты, приобретаемые обучающимися при освоении программы по ее завершении разделить на три вида: метапредметные, личностные и предметные.

Предметные:

  • Знает основные вокально- хоровые  навыки.
  • Может использовать  правильное  дыхание в работе над произведением;
  • Знает  начальные навыки актерского мастерства.
  • Умеет соблюдать певческую установку
  • Может петь в унисон, умеет  удерживать темп музыкального произведения.

 Метапредметные:

  • Владеет способами решения поискового и творческого характера;
  • Умеет творчески подходить к решению певческих  задач;
  • Может следовать требованиям техники безопасности,  вокальной гигиены голоса:
  • Личностные: 
  • Обладает навыками самостоятельной работы над песней;
  • Владеет навыками эффективного межличностного общения, взаимодействия в ансамбле;
  • Имеет развитые эсетические чувства и  художественный вкус.

Планируемые результаты 2 года обучения

Предметные:

  • Может исполнять музыкальные штрихи – стаккато, нон-легато;
  • Владеет понятием унисон, канон, ритм;
  • Исполняет гамму до мажор вверх-вниз;
  • Умеет регулировать стойку микрофона под свой рост, правильно определять свое место на сцене относительно мониторов;
  • Исполняет простые танцевальные движения во время пения, не сбивая дыхания;
  • Работает с микрофоном не только в вокальном, но и в техническом плане: как его включать, как отрегулировать высоту стойки;
  • Знает, как реагировать на происходящее на сцене, умеет слушать других.

Метапредметные:

  • Способен анализировать, планировать свои действия при минимальной помощи педагога;
  • Владеет навыками работы в группе;
  • Формирует  свои мысли и отстаивает своё мнение;
  • Знает и самостоятельно выполняет правила поведения на сцене;
  • Соблюдает эстетику внешнего вида;
  • Проявляют осознанное отношение к нормам и правилам здорового образа жизни.

Личностные:

  • Ведёт собственное портфолио.

Планируемые результаты 3 года обучения

Предметные:

  • Использует средства музыкальной выразительности;
  • Знает закономерности звукообразования;
  • Испытывает радость сотворчества; анализирует свои ошибки в исполнении произведения и исправляет их;
  • Исполняет свою музыкальную линию в двухголосном звучании, слушая и подстраиваясь к партнеру (ам).
  • Умеет петь в радио – микрофон;
  • Совмещает танцевальные движения, актерское мастерство и вокал, не сбивая дыхания и не теряя качества звука;
  • Умеет слышать, видеть и анализировать индивидуальные особенности исполнителя при работе артикуляционного аппарата и работе с дыханием.

Метапредметные:

  • Умеет проводить анализ содержания музыкальных произведений разных видов и жанров, отмечать выразительные средства исполнения, их воздействие на чувства зрителя;
  • Может самостоятельно выстраивать план работы и подбирать дополнительный материал, самостоятельно ориентируется в интернет - пространстве.

Личностные:

  • Понимает свои возможности, умеет самостоятельно находить ответы на вопросы «кем быть», «каким быть», осознанно подходят к выбору будущей профессии;
  • Приобретает способность к адекватной самооценке;
  • Умеет радоваться своим успехам и успехам товарищей;

участвует в социально значимых мероприятиях и конкурсах;

Учебный план

Первый год обучения                                                                                                  Таблица 1

 п/п

Название разделов, тем

Количество часов

Формы аттестации/контроля по разделам

Всего

Теоретические

занятия

Практические

занятия

1.

Введение

2

Беседа

1.1.

Собеседование

1

1

1.2.

Вводное занятие. Техника безопасности

1

1

2.

Сценическое движение

52

16

34

Творческая работа

2.1.

Работа с техническими средствами

6

2

4

2.2.

Соединение вокала с движением и актёрским мастерством                  

46

14

30

3.

Исполнение произведений

40

12

28

Практическая работа

 3.1.

Самостоятельное (соло) исполнение     произведений

40

12

28

4.

Слушание музыки и просмотр видеоматериалов

44

12

32

Лекция; беседа

4.1.

Ознакомление с песнями на русском языке

4

2

2

4.2.

Ознакомление с музыкальными композициями на разных языках

4

2

2

4.3.

Подготовка к участию в концертной деятельности

36

8

28

5.

Итоговое занятие

2

-

2

Заключительное занятие

Всего часов:

140

Второй год обучения                                                                                                      Таблица 2

 п/п

Название разделов, тем

Количество часов

Формы аттестации/контроля по разделам

Всего

Теоретические

занятия

Практические

занятия

 Ведение в изучаемый предмет

2

2

-

Беседа

1.

Вокальная техника

52

18

34

   Практическая

работа

1.1.

Постановка певческого дыхания

10

4

8

1.2.

Постановка работы артикуляционного аппарата

14

6

8

1.3.

Упражнения на  расслабление мышц вокруг связок

12

4

8

1.4.

Овладение техническими вокальными приёмами

16

4

10

2.

Сценическое движение

44

12

32

Практическая

работа

2.1.

Работа с техническими средствами

18

6

12

2.2.

Соединение вокала с движением и актёрским мастерством                

26

6

30

3.

Исполнение произведений

20

10

10

Практическая работа

 3.1.

Самостоятельное (соло) исполнение     произведений

20

10

10

4.

Слушание музыки и просмотр видеоматериалов

20

10

10

Лекция; беседа

4.1.

Ознакомление с песнями на русском языке

4

2

2

4.2.

Ознакомление с музыкальными композициями на разных языках

4

4

2

 4.3.

Подготовка к участию в концертной  деятельности, репетиции

12

4

6

5.

Итоговое занятие

2

-

2

Заключительное занятие

      Всего часов:

140

Третий год обучения                                                                                                    Таблица 3

 п/п

Название разделов, тем

Количество часов

Формы аттестации/контроля по разделам

Всего

Теоретические

занятия

Практические

занятия

Ведение в изучаемый предмет

2

2

-

Беседа

1.

Вокальная техника

46

20

26

Практическая работа

1.1.

Постановка певческого дыхания

8

4

6

1.2.

Постановка работы артикуляционного аппарата

10

4

6

1.3.

Упражнения на  расслабление мышц вокруг связок

8

4

4

1.4.

 Овладение техническими вокальными приёмами

20

8

12

2.

Сценическое движение

64

20

44

Практическая работа

2.1.

Работа с техническими средствами

10

10

22

2.2.

Соединение   вокала с движением

54

10

24

3.

Исполнение произведений

60

14

46

Практическая работа

4.

Слушание музыки и просмотр видео.

36

10

26

Лекция; беседа

4.1.

Ознакомление с песнями на русском языке

10

-

10

4.2.

Ознакомление с музыкальными композициями на разных языках

6

2

4

Заключительное занятие

4.3.

Подготовка к участию в концертной деятельности

8

           2

           6

5.

Итоговое занятие

2

            -

          2

Заключительное занятие

Всего часов:

210

Содержание учебного плана (1 год)

Раздел 1. Введение

Тема 1.1. Собеседование

 Теоретическая часть. Собеседование с учащимися (и родителями) для определения их интересов и уровня знаний с целью корректировки количества часов по темам.

Тема1.2. Вводное занятие. Техника   безопасности

 Теоретическая часть. Основные правила и требования техники безопасности.

Практическая часть. Знакомство со структурой образовательной программы, её цели и задачи

            Раздел 2. Сценическое движение

Тема 2.1. Работа с техническими средствами 

Теоретическая часть. Краткие сведения об используемых на сцене при эстрадном пении технических средствах: микрофоне, микрофонной стойке, мониторе, CD или MD проигрыватели.

Практическая часть. Исполнение песен с микрофоном на стойке, слушая и попадая в темп фонограммы аккомпанемента.

Тема 2.2. Соединение вокала с движением и актёрским мастерством

Теоретическая часть. Обоснование необходимости соединения вокала с движением без потери качества звука и без "сбивания" дыхания (особенно в эстрадном пении).

Раздел 3. Исполнение произведений

Тема 3.1. Самостоятельное (соло) исполнение произведений

Теоретическая часть. Обоснование необходимости тщательного изучения мелодии, ритма исполняемого произведения, а также упражнений по работе над текстом: для чёткого произношения согласных в конце фраз и правильного вокально-утрированного формирования гласных.

Практическая часть. Изучение мелодии и ритма исполняемого произведения с использованием фонограмм + (с голосом); работа над текстом песни: утрирование согласных в конце фраз; правильное формирование гласных, выстраивание правильной фразировки (выделение главного слова в каждой фразе).

 Раздел 4. Слушание музыки и просмотр видеоматериалов

 Тема 4.1. Ознакомление с песнями на русском языке

Теоретическая часть: Краткие сведения о разнообразии жанров эстрадной музыки на русском языке и обоснование необходимости самостоятельной работы с фонограммами + (с голосом).

Практическая часть. Слушание различных по жанрам и характеру эстрадных произведений на русском языке в исполнении профессиональных вокалистов и анализ услышанного (определение характера песни, зависимости динамики исполнения от настроения произведения); работа с"+" – ой фонограммой; "снятие" текста, мелодии, ритма и фразировки произведения.

Тема 4.2. Ознакомление с музыкальными композициями на разных языках

Теоретическая часть. Беседа о разнообразии технических вокальных приёмов в различных жанрах эстрадной музыки других стран и народов (джаз, кантри, рок и т.д.) и обоснование необходимости самостоятельной работы с фонограммами «+» (с голосом).

Практическая часть. Слушание различных по жанрам и характеру эстрадных произведений на разных языках в исполнении профессиональных вокалистов – носителей языка, анализ услышанного (определение характера песни), зависимости динамики исполнения от настроения произведения; работа над фонетикой английского языка.

        Тема 4.3. Подготовка к участию в концертной деятельности, репетиции

Теоретическая часть. Беседа о правилах поведения на сцене за кулисами:

во время выступлений (не поворачиваться к зрителям спиной без постановочной необходимости, находиться максимально близко к авансцене и по возможности по центру сцены, не отвлекаться на передвижения в зале, шум за кулисами, свою одежду или причёску);

во время выступления других детей (не пробегать по сцене, не выглядывать из– за кулис, не шуметь за кулисами).

Практическая часть. Репетиции концертных номеров на сцене, с использованием необходимых технических средств и в концертных костюмах; участие во внутренних концертах, творческих вечерах.

        Раздел 5. Итоговое занятие

Практическая часть. Заключительное занятие

Содержание учебного плана (2 год)

Введение в изучаемый предмет.

Теоретическая часть. Знакомство новых учащихся, принятых на этот этап обучения с объединением.

Напоминание о правилах безопасности в учреждении и правилах поведения на занятиях объединения.

План работы объединения на предстоящий учебный год.

Раздел 1.  Вокальная техника

Тема 1.1. Постановка певческого дыхания

Теоретическая часть. Обоснование необходимости соответствия качества вдоха темпу, стилю и динамике произведения, а, также, длине музыкальной фразы.

Практическая часть. Упражнения на дыхание нижней частью живота, короткий певческий вдох.

        Тема 1.2. Постановка работы артикуляционного аппарата

Теоретическая часть. Обоснование необходимости улыбки (все верхние зубы видны) во время пения, правильного формирования гласных и «не закрывания» рта после окончания звука, а также утрированного произношения согласных в конце фраз.

Практическая часть. Упражнения на утрирование согласных с правильным формированием гласных, артикуляционная разминка.

        Тема 1.3. Упражнения на расслабление мышц вокруг связок

Теоретическая часть. Напоминание о внутреннем строении голосового аппарата и взаимосвязи мышц вокруг связок с наружными мышцами рта и языка, обоснование необходимости расслаблении мышц вокруг связок.

Практическая часть. Упражнения с вибрацией губ и языка (последовательно) при полном расслаблении мышц вокруг связок на одной ноте, при движении на терцию и трезвучие.

Тема 1.4. Овладение техническими вокальными приёмами

Теоретическая часть. Сведения о значении терминов «нон легато», «стаккато»; отличие специфики исполнения скачков вверх и вниз.

Практическая часть. Упражнения на нон легато, стаккато при плавном и скачкообразном   движении   мелодии.

        Раздел 2. Сценическое движение

Тема 2.1. Работа с техническими средствами

Теоретическая часть. Повтор информации об используемых на сцене при эстрадном пении технических средствах: микрофоне, микрофонной стойке, мониторе, CD или MD проигрыватели.

Практическая часть. Исполнение песен с радио - микрофоном в руке, слушая и попадая в темп фонограммы   аккомпанемента.

Тема 2.2. Соединение вокала с движением и актёрским мастерством

Теоретическая часть.  Обоснование необходимости соединения вокала с движением без потери качества звука и без "сбивания" дыхания (особенно в эстрадном пении).

Практическая часть. Упражнения на соединение вокала с простейшими движениями; повороты головы и тела, подъёмы согнутых в локтях и прямых рук, хлопанье в ладоши; исполнение песен с передвижением по сцене с использованием необходимых движений.

Раздел 3.  Исполнение произведений

Тема 3.1. Самостоятельное (соло) исполнение произведений

Теоретическая часть. Обоснование необходимости тщательного изучения мелодии, ритма исполняемого произведения, а также упражнений по работе над текстом: для чёткого произношения согласных в конце фраз и правильного вокально-утрированного формирования гласных.

Практическая часть. Изучение мелодии и ритма исполняемого произведения с использованием фонограмм + (с голосом); работа над текстом песни: утрирование согласных в конце фраз; правильное формирование гласных, выстраивание правильной фразировки (выделение главного слов в каждой фразе).

Раздел 4. Слушание музыки и просмотр видеоматериалов

Тема 4.1. Ознакомление с песнями на русском языке

Теоретическая часть. Повтор сведений о разнообразии жанров эстрадной музыки на русском языке и обоснование необходимости самостоятельной работы с фонограммами + (с голосом).

Практическая часть. Слушание различных по жанрам и характеру эстрадных произведений на русском языке в исполнении профессиональных вокалистов и анализ услышанного (определение характера песни, зависимости динамики исполнения от настроения произведения); работа с"+" – ой фонограммой; "снятие" текста, мелодии, ритма и фразировки произведения.

Тема 4.2. Ознакомление с музыкальными композициями на разных языках

Теоретическая часть: краткие сведения о разнообразии жанров эстрадной музыки других стран и народов (джаз, кантри, рок и т.д.) и обоснование необходимости самостоятельной работы с фонограммами «+» (с голосом).

Практическая часть. Слушание различных по жанрам и характеру эстрадных произведений на разных языках в исполнении   профессиональных вокалистов – носителей языка, анализ услышанного (определение характера песни), зависимости динамики исполнения от настроения произведения; работа над фонетикой английского языка.

Тема 4.3. Подготовка к участию в концертной деятельности, репетиции

Теоретическая часть. Беседа о правилах поведения на сцене за кулисами:

во время выступлений (не поворачиваться к зрителям спиной без постановочной необходимости, находиться максимально близко к авансцене и по возможности по центру сцены, не отвлекаться на передвижения в зале, шум за кулисами, свою одежду или причёску);

во время выступления других обучающихся  (не пробегать по сцене, не шуметь за кулисами).

Практическая часть. Репетиции концертных номеров на сцене, с использованием необходимых технических средств и в концертных костюмах; участие во внутренних концертах, творческих вечерах.

        Раздел 5. Итоговое занятие (итоговая аттестация)

Практическая часть. Заключительное занятие.

Содержание учебного плана (3 год)

Введение в изучаемый предмет.

Теоретическая часть. Знакомство новых учащихся, принятых на этот этап обучения с объединением.

Напоминание о правилах безопасности в учреждении и правилах поведения на занятиях объединения.

План работы объединения на предстоящий учебный год.

Раздел 1.  Вокальная техника

Тема 1.1. Постановка певческого дыхания

Теоретическая часть. Сведения о трёх способах снятия звука:

с помощью резкого выдоха;

«зажимом» связок

 с помощью произведёнными одновременно резким выдохом и «как бы» вдохом.

Практическая часть.

Упражнения на дыхание нижней частью живота, короткий певческий вдох, добавляем упражнение на овладение техникой снятия звука при помощи синхронных резкого выдоха и «как бы» вдоха и направления «улетающего» звука вперёд и вверх.

Тема 1.2. Постановка работы артикуляционного аппарата

Теоретическая часть. Обоснование необходимости правильного (округлого) формирования гласных при широком открывании рта и улыбке, необходимых в эстрадном вокале.

Практическая часть. Артикуляционная разминка, упражнения на утрирование согласных с правильным (округлым) формированием гласных с неизменной улыбкой.

Тема 1.3. Упражнения на расслабление мышц вокруг связок

Теоретическая часть. Напоминание о внутреннем строении голосового аппарата и взаимосвязи мышц вокруг связок с наружными мышцами рта и языка, обоснование необходимости расслабления мышц вокруг связок.

Практическая часть. Упражнения с вибрацией губ и языка (последовательно) при полном расслаблении мышц вокруг связок на одной ноте, при движении на терцию и трезвучие.

Тема 1.4. Овладение техническими вокальными приёмами

Теоретическая часть. Сведения о значении терминов "легато", "маркато"; отличие специфики исполнения скачков вверх и вниз.

Практическая часть. Упражнения на легато и маркато при плавном и скачкообразном движении мелодии.

Раздел 2. Сценическое движение

Тема 2.1. Работа с техническими средствами

Теоретическая часть. Повтор информации об используемых на сцене при эстрадном пении технических средствах: микрофоне, микрофонной стойке, мониторе, CD или MD проигрыватели.

Практическая часть. Упражнения по регулировке микрофонной стойки под свой рост и для правильного определения оптимального места на сцене относительно мониторов (хороший контроль звука).

Тема 2.2. Соединение вокала с движением и актёрским мастерством

Теоретическая часть. Обоснование необходимости соединения вокала с движением без потери качества звука и без "сбивания" дыхания (особенно в эстрадном пении).

Практическая часть. Упражнения на соединение вокала с лёгкими танцевальными движениями во время пения без потери качества звука и «сбивания» дыхания, исполнение песен с использованием танцевальных движений.

Раздел 3.  Исполнение произведений

Тема 3.1. Самостоятельное (соло) исполнение произведений

Теоретическая часть. Обоснование необходимости тщательного изучения мелодии, ритма исполняемого произведения, а также упражнений по работе над текстом: для чёткого произношения согласных в конце фраз и правильного вокально-утрированного формирования гласных.

Практическая часть. Изучение мелодии и ритма исполняемого произведения с использованием фонограмм + (с голосом); работа над текстом песни: утрирование согласны в конце фраз; правильное формирование гласных, выстраивание правильной фразировки (выделение главного слова в каждой фразе.

Раздел 4. Слушание музыки и просмотр видеоматериалов

Тема 4.1. Ознакомление с песнями на русском языке

Теоретическая часть. Повтор сведений о разнообразии жанров эстрадной музыки на русском языке и обоснование необходимости самостоятельной работы с фонограммами + (с голосом).

Практическая часть. Слушание различных по жанрам и характеру эстрадных произведений на русском языке в исполнении профессиональных вокалистов и анализ услышанного (определение характера песни, зависимости динамики исполнения от настроения произведения); работа с"+" ой фонограммой; "снятие" текста, мелодии, ритма и фразировки произведения.

Тема 4.2. Ознакомление с музыкальными композициями на разных языках

Теоретическая часть. Беседа о разнообразии технических вокальных приёмов в различных жанрах эстрадной музыки других стран и народов (джаз, кантри, рок и т.д.) и обоснование необходимости самостоятельной работы с фонограммами «+» (с голосом).

Практическая часть. Слушание различных по жанрам и характеру эстрадных произведений на разных языках в исполнении профессиональных вокалистов – носителей языка, анализ услышанного (определение характера песни), зависимости динамики исполнения от настроения произведения; работа над фонетикой английского языка.

Тема 4.3. Подготовка к участию в концертной деятельности, репетиции

Теоретическая часть. Беседа о правилах поведения на сцене за кулисами:

во время выступлений (не поворачиваться к зрителям спиной без постановочной необходимости, находиться максимально близко к авансцене и по возможности по центру сцены, не отвлекаться на передвижения в зале, шум за кулисами, свою одежду или причёску; при случайном нарушении костюма- исправление ситуации без акцента на этом, в процессе сценического движения).

во время выступления других детей (не пробегать по сцене, не выглядывать из-за кулис, не шуметь за кулисами).

Практическая часть.

 Репетиции концертных номеров на сцене, с использованием необходимых технических средств и в концертных костюмах; участие во внутренних концертах, творческих вечерах; участие в областных и городских конкурсах и концертах.

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ  УСЛОВИЙ

   Календарный учебный график

Год обучен ия

Дата начала занятий

Дата окончан ия

занятий

Количест во учебных

недель

Количест во дней

Количест во часов

Режим заняти й

2024

год

01.09.20

24

31.05.20

25

34

170

140

2 раза в неделю по 2

часа

2024

год

01.09.20

24

31.05.20

25

34

170

140

2 раза в неделю по 2

часа

2024

год

01.09.20

24

31.05.20

25

34

170

210

3 раза в неделю по 2

часа

             

Кадровое обеспечение

Реализацию программы осуществляет педагог дополнительного образования, имеющий высшее образование (в том числе по соответствующему направлению) и отвечающий квалификационным требованиям, указанным в профессиональном стандарте педагога дополнительного образования детей и взрослых.

Материально-технические условия реализации программы

  1. Синтезатор-2шт.
  2. Музыкальный центр поддерживающий форматы CD-R, MP-3.
  3. CD-диски.
  4. Флэш-накопитель.
  5. Компьютер с выходом в интернет.

Информационно-методическое обеспечение

Учебное занятие по данной программе состоит из теоретической и практической частей. Темы завершаются практическими работами, что способствует лучшему усвоению теоретического материала.

В процессе обучения используются образовательные технологии личностно- ориентированного обучения.

В течении учебного периода обучающиеся принимают участие в воспитательных мероприятиях учреждения, что позволяет: воспитывать уважительное отношение как к старшим по возрасту, так и к своим сверстникам, к мнению другого, повышают способности обучающегося к общению с другими в атмосфере доброжелательности, способствуют воспитанию художественного вкуса, коммуникативных навыков, физической активности.

Практические работы могут осуществляться индивидуально, в малых группах из           2-3 обучающиеся и общие групповые работы.

Методические материалы

Раздел программы

Формы занятий

Методы обучения

«Введение в эстрадный вокал.Адаптация»

Беседа, лекции, практические занятия

Методы организации занятия:

  • Словесный;
  • Наглядный (показ видео материалов, иллюстраций, презентаций).

Методы, в основе которых лежитформа организации деятельности обучающихся занятия:

  • Фронтальный;
  • Групповой;
  • В парах;
  • Индивидуальный

Система оценки планируемых результатов

Формой подведения итогов  реализации программы 1 и 2 годов обучения является промежуточный контороль, концертные выступления, которые проводятся 4 раза в год (октябрь, декабрь, февраль, май). На 3-ем  году обучения  подводится итоговый контроль по результатам усвоения программы.

Уровень усвоения программного материала  определяется с

помощью следующих критериев:

Теоретическая подготовка (понятия, владение специальной терминологией): 

  • гигиена певческого голоса:
  • типы дыхания;
  • певческая установка;
  • поведение певца до выхода на сцену и во время концерта;
  • чистота интонирования
  • дирижерский жест;
  • четкая артикуляция; основные типы голосов.

Практические умения и навыки:

  • умение использовать песенный репертуар с эмоциональной отзывчивостью, выразительностью и яркостью исполнения;
  • умение работать с микрофоном;
  • умение слушать и слышать педагога;
  • умение выступать перед аудиторией;

Система оценки контроля результативности обучающихся по 10-бальной шкале:

10 баллов - отлично, особые успехи;

9 баллов – отлично, полное соответствие требованиям;

8 баллов – почти отлично;

7 баллов - хорошо;

6 баллов – хорошо, неполное соответствие требованиям;

5 баллов – почти хорошо;

4 балла – удовлетворительно;

3 балла – слабо, отсутствие многих знаний;

2 балла – сверхслабо, проблемы в элементарных знаниях.

В систему отслеживания и оценки результативности обучения на каждом этапе входят  участие в различных праздниках и конкурсах как внутри учреждения, так и мероприятиях городского масштаба.

Список литературы для педагога

1.Е.М.Буслаева, Н.В.Пушкарёва,Л.В.Елисеева."Управление образовательными системами".Москва, "Просвящение",2005г.-95с.

2.Л.С.Выготский. "Психология развития ребёнка".М.: Терра, 2005г.-118с.

3.Н.Б.Гонтаренко. Сольное пение. "Секреты вокального мастерства".СПб.: Планета

музыки, 2014г.-204с.

4.В.В.Емельянов. "Развитие голоса".М.: Добросвет, КДУ, 2016г.-164с.

5.И.О.Исаева."Эстрадное пение".Экспресс-курс развития вокальных способностей.М.: Изд.центр «Академия»,2014г.-76с.

6.М.Н.Щетинин.Стрельниковская   гимнастика для детей (дыхательная).СПб, 2007г.-36с.

7. Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ//Практика административной работы в школе. №4.-С.61-67 школе.. – № 4. –С. 61-67.2016г.

8.Л.В.Школяр. Музыкальное образование в школе. Учебное пособие для студентов. муз.фак. и отд. высш.и средн. пед. учеб. заведений,М.: Изд.центр «Акадкмия»

2007г.68с.

9.Пекерская Е. М.«Вокальный букварь». М. «Просвещение",20018г.-52с.

10.Струве Г.А. «Школьный хор» М. «Просвещение», 2020г.-66с.

Литература для обучающихся:  

1.Родионов, В. А.  «Слова души и ноты сердца»: песни – Чугуев: изд-во «III тысячелетие», 2004г. – 144 с.

2.«Методика обучения сольному пению»: Учеб. пособие для студентов. — М.: Айрис-пресс,—95 с:2007г.-48с.

3.Павлищева О.П.«Высокая позиция звука» .М. «Просвещение",1987г.-80с.

4.Вендрова Т.Е.«Воспитание музыкой» М. «Просвещение»,1991г.-66с

.5.Багадуров В.А., Орлова Н.Д.«Начальные приемы развития детского голоса».М., 2007г.38с.

6.Полякова О.И."Принципы подбора репертуара для детской эстрадной студии». Народно-певческая культура: региональные традиции, проблемы изучения, пути развития. – Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина,2002г.-72с.

7. Шацкая  В.Н.«Экспериментальное исследование. Детский голос». М, 2000.-48с.

8.Риггз С. (составитель Д.Карателло). «Пойте как звезды». СПб, 2007г

Литература для  родителей: 

1. Зарецкая Н.В. Учимся петь, Москва 2016. – 128 с. – ISBN 978-5-699-89602-8.

 2. Козлянникова И.П. "Произношение и дикция". – Москва, 1977. – 152 с. – Текст:

3. Куницинав Е.В., Созонова Н.Н., Хрушкова Н.Г. "Фонетические рассказы и сказки". Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет. – Екатеринбург: Литур, 2016. – 32 с. – ISBN 978-5-9780-0209-6.

4. Любимов А.Ю. "Мастерство коммуникации". – Москва, 1999. – 325 с. – ISBN 5-89692- 019-9.  

5. Петрусинский В.В. "Игры для интенсивного обучения". – Москва: ВЛАДОС, 2007.

124 с. – ISBN 978-5-691-01599.

6. Белованова М." Музыкальный учебник для детей". – Ростов н/Д.: Феникс, 2010.

 7. Дабаева И.П., Твердохлебова О.В. Музыкальный энциклопедический словарь. – Ростов н/Д.: Феникс, 2010.

8. Елисеева-Шмидт Э. "Энциклопедия хорового искусства". – М.: Добросвет, КДУ, 2011.-106с.

 9. Жабинский К. "Энциклопедический музыкальный словарь". – Ростов н/Д: Феникс, 2009.-98с.

10. Комарова И. "Музыканты и композиторы". Краткий биографический словарь. – М.: Рипол Классик, 1999.-38с.

11. Крылатова М. "Мои первые нотки". – СПб.: Композитор, 2006.-48с.

12. Лидина Т.Б. "Я умею петь". – Ростов н/Д.: Феникс, 2000.

13. Прозорова А.Н. "Первые шаги в мире музыки". – М.: Терра, 2005.-54с.

14. Римко О.Д. "Первое музыкальное путешествие". – М.: Белый город, 2011.-56с.

15. Сафронова О.Л. Распевки. "Хрестоматия для вокалистов". – СПб.: Планета Музыки, 2014.-84с.

16. Хамель П."Через музыку к себе". Как мы познаем и воспринимаем музыку. – М.: Классика-XXI, 2007.-102с.

 17. Шалаева Г. "Музыка". – М.: АСТ, 2009г.-66с.                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины «ЭСТРАДНЫЙ ВОКАЛ» ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 050710 «ПЕДАГОГИКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» среднего профессионального образования (повышенный уровень)

Учебная дисциплина «Эстрадный вокал» обеспечивает профессиональную подготовку будущих педагогов дополнительного образования в области музыкальной деятельности – организаторов вокально-инструментальног...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Эстрадный вокал»

Рабочая программа учебной дисциплины «Эстрадный вокал»разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образовани...

Программа детского объединения "Аллегро" - эстрадный вокал

Материал представляет собой Авторскую образовательную программу объединения "Аллегро" вокально-эстрадного творчества  для детей младшего, среднего и старшего школьного возраста. Автор - педагог д...

Эффективность использования в практической деятельности педагога эстрадного вокала СОТ

Краткая аналитическая записка об эффективности использования на занятиях эстрадного вокала современных образовательных технологий:личностно - ориентированный подход;игровые технологии;компетентностно ...

"Современный эстрадный вокал"

Музыкальные способности. Основные приемы эстрадно-вокального исполнительства. Техника эстрадного вокала....

Эстрадный вокал , как синтетический жанр .

  Эстрадный вокал ,как единая система музыкальных ,вокальных и актерских умений и навыков...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «СОЛЬНОЕ ПЕНИЕ» (ЭСТРАДНЫЙ ВОКАЛ)

Важной эстетической задачей Детской Музыкальной школы является развитие музыкальных способностей у учащихся. Целью создания класса эстрадного вокала в Каширской ДМШ № 2 является приобщение детей и мол...