Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности «Юный радиоконструктор»
рабочая программа

Кухта Андрей Николаевич

"Юный радиоконструктор"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_yunyy_radiokonstruktor.docx33.74 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

‌Министерство образования Иркутской области
‌‌ Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 г.Нижнеудинск»

МКОУ «СОШ №1 г.Нижнеудинск»

РАССМОТРЕНО

на Педагогическом совете

____________________

Протокол №1

от «31» августа 2023 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

_______________________

Шестакова С.В.

от «31» августа 2023 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор

_______________________

Головина А.О.

Приказ №147

от «31» августа   2023 г.

Дополнительная общеобразовательная

программа технической направленности

«Юный радиоконструктор»

Автор-составитель:

Кухта Андрей Николаевич,

педагог дополнительного образования

г.Нижнеудинск 2023-2024

Содержание

Комплекс основных характеристик ДОП:

1.1. Пояснительная записка........................................................................................................3

1.2. Цель и задачи программы....................................................................................................5

1.3. Планируемые результаты.....................................................................................................6

Комплекс организационно-педагогических условий реализации ДОП

2.1. Учебный план........................................................................................................................7

2.2. Учебно-тематический план..................................................................................................8

2.3.  Содержание программы......................................................................................................9

2.4. Условия реализации программы........................................................................................16

2.5. Формы аттестации и оценочные материалы.....................................................................17

2.6. Методические материалы...................................................................................................20

2.7. Список литературы..............................................................................................................22


  1. Комплекс основных характеристик ДОП
  1. Пояснительная записка

Программа курса дополнительного образования «Юный радиоконструктор» разработана в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования и федеральных образовательных программ основного общего образования. Составлена на основе требований к результатам освоения ООП ООО, представленных в ФГОС ООО, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в федеральной рабочей программе воспитания и подлежит непосредственному применению при реализации обязательной.

Радиолюбительское творчество - это первый шаг на пути к инженерной деятельности в области радиоэлектроники и в смежных с ней отраслях знаний.

Радиоэлектроника - собирательное название ряда областей науки и техники, связанных с передачей и преобразованием информации на основе использования радиочастотных электромагнитных волн. Основные из них - радиотехника и электроника.

Программа по радиоэлектронике «Юный радиоконструктор» имеет техническую направленность. В ходе ее освоения дети приобщаются к техническому творчеству, получают начальные знания по радиоэлектронике, приобретают практические навыки работы с электронными компонентами.

Актуальность программы работы с детьми в объединениях радиоэлектроники в том, что в возрасте 11-14 лет у школьников проявляется огромный интерес к практической (игровой) электронике, потребность в созидательной деятельности.

Отличительной особенностью данной программы является ее практика ориентированная направленность, основанная на привлечении обучающихся к выполнению творческих заданий. Уделяется больше времени изучению основ конструирования и технологии изготовления несложных радиоэлектронных устройств, пользующихся повышенным потребительским спросом и интересом самостоятельно выполненных радиолюбительских конструкций.

        Программа создана на основе сознательного поиска эффективных форм работы по созданию условий для самовыражения детей, для совместной деятельности педагога, детей. Приобретение знаний, умений и навыков является обязательным условием развития ребёнка, и программа нацеливает педагога на решение ещё более важных задач: помочь ребёнку развить творческие способности, научить ребёнка учиться, создавать условия для самовоспитания, самооценки себя, своих успехов, веры в свои силы, уверенности быть востребованным обществом. Программа позволит учащимся глубже изучить базовые предметы школьных дисциплин: физика (электричество и магнетизм), технология (электричество в нашем доме), ОБЖ (правила безопасности при работе с электричеством).

Программа учитывает цели и задачи преподавания основ конструирования и технологии изготовления радиоэлектронных устройств, сформулированные в типовой программе.

Воспитательная работа по программе ведётся через воспитание положительного отношения к труду и творчеству:

  • формирование у обучающихся представлений об уважении к человеку труда, о ценности труда и творчества для личности, общества и государства;
  • формирование условий для развития возможностей обучающихся с ранних лет получить знания и практический опыт трудовой и творческой деятельности как непременного условия экономического и социального бытия человека;
  • формирование лидерских качеств и развитие организаторских способностей, умения работать в коллективе, воспитание ответственного отношения к осуществляемой трудовой и творческой деятельности.

Мероприятия и проекты, по программе «Юный радиоконструктор» направлены на формирование дополнительных условий ознакомления обучающихся с содержанием и спецификой практической деятельности различных профессий (например, экскурсии в телерадиопередающий центр, встречи с представителями различных профессиональных сообществ, участие в различных практико-ориентированных конкурсах);

Адресат программы рассчитан на физически здоровых детей среднего школьного возраста 11-14 лет, не имеющих специальных навыков. Возраст учащихся в объединении может изменяться в зависимости от уровня подготовленности (развития).

Объем программы: общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы – 68   часов. Продолжительность обучения 1 год.

Методы обучения направлены на поддержание устойчивого интереса к занятиям, создания комфортного психологического климата, накопления знаний в области радиоэлектроники и на развитие творческих способностей: словесный, наглядно практический, объяснительно – иллюстрационный, репродуктивный, частично – поисковый, проектный.

Методы воспитания: убеждение, поощрения, упражнения, стимулирования, мотивация.

Тип занятия: комбинированный, теоретический, практический, диагностический, контрольный и др.

Формы проведения занятия в каждом конкретном случае и на различных этапах обучения определяется степенью сложности изучаемого материала, уровнем общего развития обучающихся, образовательной целью и многими другими факторами, включая эмоциональный настрой:

  • беседа
  • практическое занятие
  • выставки
  • защита проектов
  • «мозговой штурм»
  • творческие задания, направленные на поиск решения конструкторско-технологических задач;
  • анализ ошибок и поиск путей их устранения;
  • конкурсы творческих работ и отчетные выставки.

Срок освоения программы - программа рассчитана на один год.

  1. Цель и задачи программы

Цель : мотивировать обучающихся к техническому творчеству в области радиоэлектроники и конструирования.

Задачи:

ОБУЧАЮЩИЕ, РАЗВИВАЮЩИЕ, ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ !!!!

Освоение обучающимися навыков самостоятельной творческой конструкторской работы в области радиотехники

  1. Научить разбираться в основных радиоэлементах.
  2. Развить   практические   навыки   работы        с радиокомпонентами и расходными материалами.
  3. Сформировать умение выполнять несложные сборочные и наладочные работы по изготовлению радиоэлектронных устройств.
  4. Воспитать бережное отношение к элементной базе, измерительной аппаратуре и расходным материалам.
  5. Воспитать интерес к занятиям, ответственность за результаты своей деятельности и коллектива (команды).

  1. Планируемые результаты

По итогам освоения программы учащиеся должны овладеть следующей компетенцией:

  • учебно-познавательная компетенция – пополнение знаний в области радиоэлектроники, ознакомление с разнообразными приемами и способами творческого воплощения образа, обучение рациональным способам организации творческой деятельности (целеполагание, планирование, анализ, рефлексия), овладение креативными навыками при целенаправленном изучении окружающей действительности.

Обучение по программе обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

Для учащихся предметными результатами являются:

  • знания
  • безопасных приёмов работы с оборудованием, инструментами: электропаяльником, слесарным и радиомонтажным инструментами, электродрелью, контрольно-измерительными приборами;
  • о материалах, используемых при паяльных работах;
  • о научно популярных изданиях по радиоэлектронике: журнал «Радио»; «Радиолюбитель»;«Юный техник»;
  • технологического процесса изготовления макетной платы;
  • о соотношении и размерности основных физических величин;

- о свойствах материалов проводников и изоляторов;

  • о материалах, используемых при изготовлении печатной платы;
  • о технологии разработки и изготовления печатных плат;

  • умения
  • безопасно работать с оборудованием, инструментами: электропаяльником, слесарным и радиомонтажным инструментами;
  • выполнять качественное паяное соединение проводников;
  • выполнять радиомонтажные работы;
  • делать макетную плату, компоновать электрорадиоэлементы на макетной плате.

- работать со справочной литературой, анализировать элементную базу;

  • качественно выполнить монтажные работы;
  • получит навыки тестирования радиоэлементов;
  • расширит представление о возможности радиоэлектроники;

Личностными результатами являются:

  • развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.
  •   проявление познавательного интереса и активности в области радиоэлектроники;

Метапредметными результатами являются:

  • умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле;
  • умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы;
  • навыки коллективного планирования.
  • соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и  созидательного труда;

самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий.


2. Комплекс организационно-педагогических условий реализации ДОП

2.1. Учебный план

Дополнительная общеобразовательная программа «Юный радиоконструктор»

рассчитана на 102 часа (3 раза в неделю по 1 академическому часу) и состоит из 3 разделов: «Основы радиоэлектроники» – 33 часа, «Импульсные источники питания и усилители звука» – 47 часов, «Творческий проект» – 22 часа,

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Основы радиэлектроники

33

11

22

1.1

Вводное занятие

1

1

1.2

Технология пайки

8

2

6

1.3

Пассивные радиоэлементы

6

2

4

1.4

Полупроводниковые радиоэлементы

6

2

4

1.5

Приборы КИП

6

2

4

1.6

Средства связи

6

2

4

2.

Импульсные источники питания и усилители звука.

47

8

39

2.1

Импульсный источник питания

12

2

10

2.2.

Усилитель звука

12

2

10

2.3

Практикум начинающего

радиолюбителя

17

2

15

2.4

Экскурсия        на        РТРС г. Нижнеудинска

2

2

2.5

Итоговое занятие

4

2

2

Практическое задание.

Выставка

3

Творческий проект

22

4

18

3.1

Выполнение творческого проекта

20

3

17

3.2

Оценивание

2

1

1

защита проекта

Итого:

102

25

77


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Юный умелец»

образования администрации городского округа ЭлектростальМосковской области.Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования«Станция юных техников»Дополнительная общераз...

Дополнительная общеразвивающая программа ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Юный техник»

Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности «Юный техник» направлена на привлечение обучающихся к современным технологиям конструирования, 3D моделирования, про...

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа технической направленности "Юный мастер"

Актуальность данной программы заключается  в соединении умственного и физического творческого труда, которое является одной из основ здорового и долговременного образа жизни человека. Программа с...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА технической направленности «Юные информатики» (Возраст обучающихся: 12-13 лет)

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «Юные информатики» технической направленности предполагает дополнительное образование детей и расширение знаний в области инфор...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА технической направленности «Юные информатики» Возраст обучающихся: 8-11 лет

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «Юные информатики» технической направленности предназначена для дополнительного изучения информатики, как на начальном, так и н...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Юный техник»

Актуальность программы.При организации образовательного процесса педагогу важно создание оптимальных условий для самореализации ребенка, максимального раскрытия его творческого потенциала. Сотрудничес...