Программа тьюторского сопровождения обучающихся
учебно-методический материал
Тьюторское сопровождение обучающихся из “резерва хорошистов” целесообразно рассматривать как процесс обеспечения эффективного взаимодействия тьютора и обучающегося, ориентированного на достижение поставленных целей и задач в учебно-воспитательной деятельности. Обучающиеся из “резерва хорошистов” требуют особого подхода со стороны тьютора, так как именно он разрабатывает и организует программу индивидуального учебного процесса обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_individualnaya_obrazovatelnaya_programma.docx | 33.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа тьюторского сопровождения обучающихся, находящихся в «резерве хорошистов» по предметам школьного курса
- Балабаев Сергей Иванович
Разделы: Общепедагогические технологии
Пояснительная записка
Разработка и принятие программы тьюторского сопровождения обучающихся, находящихся в “резерве хорошистов” по предметам школьного курса обусловлено нормативными документами по модернизации школьного образования: “Концепцией модернизации Российского образования”, “Федеральным государственным образовательным стандартом” и “Федеральной программой “Развития образования до 2030 года”.
В школе необходимо создать благоприятные условия для осуществления индивидуальной образовательной активности каждого обучающегося в процессе становления его способностей к самоопределению, самоорганизации, осмыслению своих образовательных перспектив. Это возможно осуществить лишь при условии, что в современном образовательном пространстве школы будет реализовываться тьюторское сопровождение обучающихся на всех ступенях учебно-воспитательного процесса. Такой вид индивидуальной работы позволит определить образовательные потребности обучающегося и возможные пути их реализации.
Тьюторское сопровождение обучающихся из “резерва хорошистов” целесообразно рассматривать как процесс обеспечения эффективного взаимодействия тьютора и обучающегося, ориентированного на достижение поставленных целей и задач в учебно-воспитательной деятельности. Обучающиеся из “резерва хорошистов” требуют особого подхода со стороны тьютора, так как именно он разрабатывает и организует программу индивидуального учебного процесса обучающихся.
Основными видами деятельности, осуществляемой тьютором с обучающимися из “резерва хорошистов”, являются:
- проведение индивидуальных и групповых консультаций для обучающихся по возникающим проблемам в усвоении материала предметов школьного курса,
- организация и проведение круглых столов, тьюториалов.
- организация работы по уточнению и анализу интересов обучающегося,
- оказание методической и консалтинговой поддержки в диагностике текущего состояния и результатов практической деятельности обучающегося и тьютора.
Программа разработана с целью определения единых подходов в организации тьютерского сопровождения обучающихся в школе.
1. Концептуальные положения программы
Программа создает определённые условия для эффективного взаимодействия тьютора и обучающегося, решает широкий круг задач, связанных с самоопределением обучающегося в окружающем образовательном пространстве, обеспечивает понимание обучающимися возможностей использования собственных ресурсов, ресурсов школы и других образовательных учреждения для достижения образовательных целей, выстраиваемых вместе с ним индивидуальной образовательной траектории.Тьютор выступает в роли сопровождающего и наставника, который может помочь поставить цель, организовать внутренние и внешние ресурсы для ее достижения, при условии, что весь процесс сопровождения будет основан на активности самого обучающегося.
Такое сопровождение необходимо рассматривать как особую сферу деятельности тьютора, ориентированную на взаимодействие с обучающимися по поддержке их в становлении личностного роста, социальной адаптации, принятии решения об избираемой профессиональной деятельности.
Главное условие реализации программы – обеспечение самостоятельного выбора обучающимися вариантов изучения предметов школьного курса, элективных курсов, форм обучения, выбора дополнительных образовательных услуг, самостоятельного определения тем и направлений творческой, исследовательской и проектной деятельности, оформление результатов в виде индивидуального учебного плана.
Главное средство, положенное в основу реализации программы – тьюторское сопровождение обучающих, обеспечивающее связь его индивидуальной образовательной потребности возможностей ее достижения.
Основные технологии, применяемые при тьюторском сопровождении обучающих, - это технология консультирования, тренинговые технологии, профильных и профессиональных проб, работы с портфолио, проектные и информационные технологии.
Успешность реализации тьюторского сопровождения обучающихся будет достигнута лишь при соблюдении следующих принципов:
- признание объективности существования индивидуальных целей обучающихся в образовательном процессе;
- индивидуализации образовательного процесса;
- максимальное разнообразие представленных возможностей для развития личности;
- “психологический контакт” с подопечным и атмосфера доверия;
- взаимодополняемость (психологической, педагогической, информационной);
- свобода выбора обучающимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Цель программы: создание необходимых условий для формирования индивидуальных образовательных траекторий обучающихся, их личного образовательного пространства.
Задачи:
- разработать нормативно-правовую базу, необходимую для осуществления тьюторского сопровождения обучающихся;
- осуществить механизм индивидуального сопровождения обучающихся с целью формирования индивидуальной образовательной траектории;
- провести необходимые мероприятия по сбору данных о планах, намерениях обучающихся, их интересах, склонностях, готовности к социально-профессиональному самоопределению.
Реализация программы
Реализация программы предусматривает четыре этапа.
1. Диагностико-мотивационный этап.
На первом этапе реализации программы происходит первая встреча тьютора со своим подопечным.
Обучающийся представляет тьютору свой познавательный интерес, рассказывает о себе, об истории возникновения своего интереса. Тьютор фиксирует первичный образовательный запрос обучающегося, его интересы, склонности, разъясняет значимость данного интереса и перспективы совместной работы в этом направлении. Выясняет планы обучающегося и образ желаемого будущего.
На этом этапе тьюторского сопровождения необходимо создание ситуации “позитивной атмосферы”, психологического комфорта, способствующего вхождению обучающегося в тьюторское взаимодействие, готовности продолжать сотрудничество.
2. Проектировочный этап.
Следующий этап – проектирование предстоящей работы. Основным содержанием этого этапа является организация сбора информации относительно зафиксированного познавательного интереса. Тьютор собирает тематическое портфолио, посвященное данной теме; по содержанию оно представляет собой, прежде всего, информационное портфолио. В нём собраны материалы, предназначенные для дальнейшего совместного анализа тьютором и школьником дальнейшего осуществления своей деятельности.
На втором этапе реализации программы тьютор, прежде всего, помогает обучающему составить так называемую “карту” познавательного интереса, проводит консультации, оказывает необходимую помощь в постановке вопросов, касающихся сжатия или расширения темы предстоящего проекта или исследования.
3. Реализационный этап.
На этом этапе тьютор осуществляет реальный поиск (проект, исследование) и затем представляет полученные им результаты этого поиска (проекта, исследования).
Оформляется новый тип портфолио – презентационный. Он создается на основе тематического портфолио, но служит уже для размещения отобранной тьютором наиболее значимой информации, свидетельствующей о полученных им результатах в процессе поиска (проекта, исследования). Собранные материалы могут быть продемонстрированы во время самой презентации или защиты работы.
4. Аналитический этап.
На четвёртом этапе организуется тьюторская консультация по итогам презентации, на которой были представлены результаты работы тьюторанта.
Анализируются проблемы, возникшие во время доклада, проводится групповая рефлексия с целью получения каждым выступающим обратной связи от аудиторий. Итогом аналитического этапа планирования будущей работы, должна стать фиксация пожеланий в выборе темы, характера материала, групповой или индивидуальной работы и роли обучающегося в ней.
Содержание и организационные условия реализации программы
Программа тьюторского сопровождения обучающих имеет статус услуги, которая оказывается обучающим ежедневно в течение всего учебного года.
График оказания услуги педагогом-тьютором возможен лишь во внеурочное время. Тьютор создает необходимые условия для реализации индивидуальных особенностей и возможностей личности; помогает выстроить ребенку индивидуальный путь развития.
Механизм реализации программы
Программа разрабатывается тьютором, согласуется с учебно-воспитательным планом работы школы, который утверждается директором. Программа также предусматривает развитие творческих способностей, самоопределение обучающихся и овладение их самостоятельной образовательной деятельностью. Образовательная деятельность тьютора осуществляется в рамках должностных обязанностей.
Технология сопровождения | Организационные формы | Ступени образования | Функции сопровождения |
Технология индивидуальных и групповых консультаций | Групповые и индивидуальные занятия, ролевые игры | Начальная школа (2-4-е классы) | Диагностическая, консультационная Определение уровня интеллектуального развития обучающегося при переходе в среднее звено |
Диагностические и коррекционно-развивающие занятия | Основная школа (5-7-е классы) | Диагностическая, коррекционная. Прохождение обучающимися адаптационного периода. Создание необходимых условий для рефлексии успеха у обучающихся. | |
Групповые и индивидуальные занятия. Тестирование, Карта интересов. | Основная школа (8-9-е классы) | Аналитическая. Определение уровня интеллектуального развития обучающихся при переходе в старшее звено | |
Информационные технологии | Групповые занятия | Начальная школа (2-4-е классы) | Консультационная, проектировочная Работа обучающихся с развивающими компьютерными программами. Освоение основной программы по курсу “Русский язык, “Английский язык”, “Математика” |
Групповые занятия | Основная школа (5-7-е классы) | Аналитическая. Освоение основной программы по школьному курсу “Природоведение”, “Информатика”, “Физика”, “География” | |
Групповые занятия | Основная школа (8-9-е классы) | Аналитическая, проектировочная. Углубленное изучение физики, математики, химии. | |
Информационные технологии | Родительские собрания | Начальная школа | Консультационная, диагностическая. Определение уровня адаптации у обучающихся. |
Родительские собрания | Основная школа (5-7-е классы) | Консультационная, диагностическая. Особенности младших подростков, составление требований к пятикласснику | |
Родительские собрания | Основная школа (8-9-е классы) | Аналитическая, диагностическая. Анализ уровня обученностиобучающихся | |
| Ролевые игры | Начальная школа (2-4-е классы) | Проектировочная. Определение индивидуальных психологических свойств личности обучающих |
Коррекционно-развивающие занятия | Основная школа (5-7-е классы) | Коррекционная, аналитическая. Составление прогноза ситуации развития личности обучающегося на основе наблюдений и исследований. Снятие эмоционально-психологической напряженности | |
Мини-тренинги | Основная школа (8-9-е классы) | Аналитическая, диагностическая. Реализационная. Выявление запросов, потребностей обучающего и разработка рекомендаций в выборе образовательной траектории (физика, математика, информатика) | |
Проектная технология | Мини-проекты | Начальная школа (2-4-е классы) | Диагностическая, аналитическая. Формирование интеллектуальных умений творческого мышления у обучающихся |
Конкурсы, олимпиады | Основная школа (5-7-е классы) | Диагностическая, аналитическая. Определение индивидуальных образовательных целей и построение индивидуального учебного пути обучающего | |
Клуб деловых игр | Основная школа (8-9-е классы) | Проектировочная. Определение индивидуальных образовательных целей для обучающего при подготовке к итоговой аттестации (ОГЭ) |
Организационные формы и технология сопровождения определяются на каждой ступени школьного образования.
Ожидаемые результаты:
1.Решение индивидуальных задач (осознанное формирование (или коррекция) индивидуального стиля мышления обучающегося, его познавательной и творческой деятельности;
2.Повышение эмоциональной устойчивости обучающегося, развитие его настойчивости и терпимости как основных черт характера; появление новых творческих инициатив; коррекция коммуникативной сферы;
3.Социализация, успешность обучающегося в образовательном пространстве (в публичных выступлениях, конкурсах, олимпиадах и т.п.);
4.Развитие у обучающихся навыков самостоятельной образовательной деятельности;
5. Создание необходимых условий для презентации, анализа достижений обучающегося.
Календарный план работы
Сроки | Вид деятельности | Ответственные |
Сентябрь | -Знакомство обучающихся из “резерва хорошистов” и их родителей с тьютором; -составление банка данных обучающихся, охваченных тьюторским сопровождением; -проведение психолого-педагогических диагностик, наблюдения, анализа отметок по предметам школьного курса; -посещение школьных уроков с целью изучения проявленных навыков и способностей обучающегося; -индивидуальные консультации по устранению пробелов в знаниях обучающегося; -консультации с учителями-предметниками по изученному обучающимся предметному материалу. | Учителя-предметники, педагог-психолог, социальный педагог, логопед |
Октябрь | -Проведение психолого-педагогических диагностик, наблюдения; -составление индивидуальных образовательных карт для обучающихся, охваченных тьюторским сопровождением; -составление маршрутных листов на обучающихся, охваченных тьюторским сопровождением; - проведение целенаправленной работы с “резервом хорошистов” по формированию у них устойчивой мотивации к обучению; -проверка посещаемости уроков обучающимися, охваченных тьюторским сопровождением; -индивидуальные консультации по недостаточно прочно усвоенному учебному материалу обучающимся; -консультации с учителями по отработке дифференцированных заданий повышенной сложности по изучаемому предмету школьного курса. | Учителя-предметники, педагог-психолог, социальный педагог, логопед |
Ноябрь | -Индивидуальное сопровождение обучающего; -групповые занятия; -заполнение маршрутных листов на обучающихся, охваченных тьюторским сопровождением; -заполнение портфолио обучающихся необходимой информацией; -проведение с обучающимисятьюторских часов; - учить обучающегося самостоятельно формулировать цель и задачи своей дальнейшей образовательной деятельности; -проверка посещаемости школьных уроков обучающимися, охваченных тьюторским сопровождением; -консультации с учителями-предметниками по появившимся у обучающихся оценок ниже обычного уровня знаний; -консультации с родителями; -организация встреч с педагогом-психологом | Учителя-предметники, педагог-психолог, социальный педагог, логопед |
Декабрь | -разработка индивидуальных заданий, для выполнения которых обучающийся должен изучить дополнительную справочную литературу; -проверка посещаемости уроков обучающимися, охваченных тьюторским сопровождением; -консультации с учителями по вопросам благоприятной и неблагоприятной оценочной ситуации для обучающегося по изучаемым предметам школьного курса; -консультации с родителями; -организация встреч с педагогом - психологом; | Учителя-предметники, педагог-психолог, социальный педагог, логопед |
Январь | -Индивидуальное сопровождение обучающегося; -групповые занятия с обучающими; -заполнение маршрутных листов на обучающихся, охваченных тьюторским сопровождением; -пополнение портфолио обучающихся, охваченными тьюторским сопровождением; - творческие домашние задания: сочинения, рефераты, наблюдения, доклады; -проверка посещаемости уроков обучающими, охваченных тьюторским сопровождением; -консультации с учителями по повышению уровня знаний обучающихся; -организация встреч с преподавателями высших учебных заведений железнодорожного транспорта | Учителя-предметники, педагог-психолог, социальный педагог, логопед |
Февраль | - Наблюдение за урочной и внеурочно деятельностью обучающихся; -индивидуальное сопровождение обучающихся; -заполнение маршрутных листов на обучающихся , охваченных тьюторским сопровождением; -пополнение портфолио обучающихся , охваченных тьюторским сопровождением; -проведение тьюторских часов; -консультации с учителями об индивидуальных способах повышения успеваемости обучающихся по изучаемым школьным предметам | Учителя-предметники, педагог-психолог, социальный педагог, логопед |
Март | -Наблюдение за урочной и внеурочной деятельностью обучающихся; -индивидуальное сопровождение обучающихся; -заполнение маршрутных листов на обучающихся, охваченных тьюторским сопровождением; -пополнение портфолио обучающихся, охваченными тьюторским сопровождением; -проведение тьюторских часов; -консультации для обучающихся с учителям-предметниками; -организация встреч со студентами учебных заведений железнодорожного транспорта | Учителя-предметники, педагог-психолог, социальный педагог, логопед |
Апрель | -Наблюдение за урочной и внеурочной деятельностью обучающихся -Индивидуальное сопровождение обучающих; -заполнение маршрутных листов на обучающих, охваченных тьюторским сопровождением; -пополнение портфолио обучающих, охваченными тьюторским сопровождением; -проведение тьюторских часов; - индивидуальные беседы с учителями и воспитателями о способах повышения у обучающих качественной успеваемости по предметам школьного курса. | Учителя-предметники, педагог-психолог, социальный педагог, логопед. |
Май | -Индивидуальное сопровождение обучающих; -заполнение маршрутных листов на обучающих, охваченных тьюторским сопровождением; - проведение индивидуальных консультации для родителей обучающих; - анализ работы тьютора с обучающимся; -оформление и представление результатов работы тьютора с обучающимся | Учителя-предметники, педагог-психолог, социальный педагог, логопед |
Список используемой литературы.
- Беспалова Г.М. Гуманитарное педагогическое сопровождение самообразования подростка//Демократическая школа. – М.: НПО “Школа самоопределения”, 2014. — №3. – С. 77-85.
- Блинов Г.Н. Обучение и воспитание в системе общественного воспроизводства: целевые ориентации, формы обучения, содержание обучения в свете идей тьюторства //Тьюторство: идея и идеология. – Томск,, 2016. С.30-49.
- Буданова Г.П. Тьютору о тьюторстве: (модель деятельности тьютора в системе повышения квалификации)// Завуч. Управление современной школой. – М.: Центр “Пед. поиск”, 2017. — №4. – С.30-56.
- Васильева Е.Н. Тьюторство как механизм непрерывного профессионального образования педагога// Стандарты и мониторинг в образовании. – М.: Рус.журн., 2016. — №6. – С.32-37.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика тьюторского сопровождения обучающихся по ЗОЖ
Тьюторское сопровождение...
Деятельность творческой лаборатории МОУ Лицей № 2 Краснооктябрьского района Волгограда в рамках тьюторского сопровождения обучающихся «Организация олимпиадной и проектной деятельности и ее роль в развитии интеллектуальных и творческих способностей учащихс
Статья раскрывает опыт работы учителей истории МОУ Лицей № 2 Волгограда по указанной теме...
Программа тьюторского сопровождения обучающихся I отделения государственного профессионального образовательного автономного учреждения Амурской области «Амурский колледж строительства и жилищно-коммунального хозяйства» на 2016-2018 годы
Программа тьюторского сопровождения обучающихся I отделения государственного профессионального образовательного автономного учреждения Амурской области«Амурский колледж строительства и жилищно-коммуна...
Урок математики в технологии тьюторского сопровождения обучающихся
В данной статье рассказывается как можно построить урок математики с использованем технлогии тьюторского сопровождения обучающихся...
Особенности организации тьюторского сопровождения обучающихся с ОВЗ и РАС
Статья на тему "Особенности организации тьюторского сопровождения обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушенияи) и РАС (расстройствами аутистического спектра)....
Тьюторское сопровождение обучающегося с РАС
Статья на тему "Тьюторское сопровождение обучающегося с РАС (расстройствами аутистического спектра)...
Тьюторское сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в контексте внедрения ФГОС
В настоящее время в образовательных учреждениях растет количество детей, "требующих особого отношения". К таким детям относятся одаренные дети, дети с задержками и отклонениями в развитии, д...