Уроки мудрости Б. Екимова план-конспект внеурочного мероприятия по произведениям Б.П. Екимова
план-конспект занятия (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Блинкова Татьяна Алексеевна

Уроки мудрости Б. Екимова план-конспект внеурочного мероприятия  по произведениям Б.П. Екимова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki_mudrosti.b.ekimov.docx169.26 КБ

Предварительный просмотр:

Уроки мудрости Б. Екимова

план-конспект внеурочного мероприятия

по произведениям Б.П. Екимова

(7, 10,11 класс, Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений под редакцией Коровина)

Цели урока:

Обучающая: познакомить с творчеством Б. Екимова

Развивающая: усовершенствовать навыки анализа литературного произведения, умения работать в группе, анализировать текст, обобщать полученные наблюдения и формулировать выводы.

Воспитательная: на примере рассказов Б. Екимова обсудить ряд важных нравственных проблем, побудить учеников соотнести рассказанные писателем истории с собственными поступками.

Задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с личностью и творчеством Б.П. Екимова;
  2. Сформировать представление об основных темах, волнующих писателя, об особенностях его стиля;
  3. Отработать навыки выразительного чтения прозаического текста, навыки работы в группе, приемы анализа и интерпретации произведения малого жанра, умение сопоставлять его с текстами других авторов (навыки контекстного анализа).

Подготовка:

задания распределяются по группам. Каждая группа представляет: 7 «А» кл - рассказ «Живая душа»,

7 «А» кл. – рассказ «Фетисыч»,

7 «Б» кл. – рассказ «Ночь исцеления»,

10 кл. – рассказ «Мальчик на велосипеде», 11 класс - повесть «Белые воды».

текста предложения со словосочетанием «живая душа», подумать над различными оттенками смысла, который в него вкладывает автор; подготовить выразительное чтение одного из ключевых эпизодов рассказа; быть готовым обосновать свой выбор; нарисовать рисунок к рассказу.

ексте ключевые слова-эпитеты, создающие настроение в начале рассказа, а также описание главного героя, пейзажные зарисовки; подготовить выразительное чтение наиболее понравившихся моментов рассказа; нарисовать рисунок к рассказу.

авляющих рассказ «Ночь исцеления»: подготовить выразительное чтение одного из ключевых эпизодов рассказа; быть готовым обосновать свой выбор; нарисовать рисунок к рассказу.

группе учеников, представляющих рассказ «Мальчик на велосипеде» подготовить выразительное чтение одного из ключевых эпизодов рассказа; быть готовым обосновать свой выбор; нарисовать рисунок к рассказу.

группе учеников, представляющих повесть «Белые воды» подготовить выразительное чтение одного из ключевых эпизодов повести; быть готовым обосновать свой выбор; нарисовать рисунок к повести.

ТСО:

библиотеки.

Вид урока:

творческого чтения.

Форма урока: урок-читательская конференция

ХОД УРОКА (СЛАЙДЫ 2,3,4)

  1. Вступительное слово учителя

Здравствуйте, ребята! У нас сегодня не совсем обычный урок. Я назвала его урок- читательская конференция и посвящен он творчеству замечательного нашего земляка писателю, лауреату многочисленных премий - Борису Петровичу Екимову. Сегодня у него День рождения, он отмечает свой 80 летний юбилей!

Борис Петрович Екимов – наш земляк, писатель, лауреат многочисленных премий. Русский прозаик и публицист, Он родился в городе Игарка Красноярского края в семье служащих. Работал токарем, слесарем, наладчиком, электромонтѐром на заводе, строителем в Тюменской области и в Казахстане, учителем труда в сельской школе. За свою многолетнюю писательскую деятельность Борис Екимов создал более 200 произведений.

Первая его книга – «Девушка в красном пальто» - вышла в издательстве

«Современник» в 1974 году. Затем появились такие книги, как: «У своих»,

«Офицерша», «Доехала благополучно», «Последняя хата», «Ночь исцеления» и другие. Настоящая же известность пришла к Борису Екимову после появления в

«Нашем современнике» (1979, №3) рассказа «Холюшино подворье».

Екимова нередко называют «проводником литературных традиций Донского края». Лейтмотив его произведений — реальные жизненные будни простого человека. Творчество Б. Екимова пронизано тревогой за судьбу человека, за его нравственное начало, его будущее. Центральный вопрос в его произведениях – вопрос о самоопределении человека в жизни. По мнению писателя, он начинается с ответственности человека перед действительностью, с бескорыстной готовности разделить боль живого существа, утешить страдающего. Герои его рассказов и повестей – жители донских хуторов, простые люди, одним словом – мы.

Обратимся же к живому слову Бориса Екимова, постараемся понять все то, что он хотел сказать нам, своим читателям, повествуя о таких непростых судьбах простых, казалось бы, людей – своих героев.

  1. Работа в группах.

(СЛАЙД 5) «ЖИВАЯ ДУША» - группа учащихся 7 «А» класса .

Эпиграфы: «Живая душа… Это было умершей бабы Мани присловье. Она жалела всякую скотину, домашнюю, приблудную, дикую, а когда ее укоряли, оправдывалась:

«А как же… Живая душа».

«Спешите делать добрые дела»

1 ученик излагает содержание рассказа (сюжетную канву), определяет тему. Остальные ученики группы дополняют его ответ и выразительно читают понравившиеся отрывки из рассказа.

Учитель предлагает обсудить услышанное. Вопросы для обсуждения (даются заранее):

Учитель: Критики не раз замечали, что любимыми персонажами Б. Екимова являются дети и старики. Возможно, автор вполне сознательно, в соответствии с традицией фольклорного изображения «мудрого ребенка», наделяет своих мальчиков и девочек отнюдь не детскими чертами: трудолюбием, стремлением заботиться о других, сильно развитым чувством ответственности, совестливым отношением к жизни. Традиционно в литературе образы детей являются воплощением будущего, а старые люди символизируют прошлое. Этот попытка писателя художественно соединить в одном лице старость и юность, прошлое и будущее.

Каким предстает перед нами юный герой рассказа? Почему мать, обращаясь к своему сыну, называет его «быча»?

Примерные ответы: Мальчик неразговорчив, он предпочитает общению со взрослыми совместную с дедушкой работу по дому. На внутренне сходство «старого и малого» указывает и сама мать. Отмечая, что сын, как и свекор, «делучий», неразговорчивый. Дальше автор отмечает, что слово это «быча» - точное. Внутренне и внешнее сходство мальчика с молодым, норовистым бычком автор отмечает не раз. Мальчик, когда заметил на базу маленького новорожденного теленка, позвал: «Быча, быча… Чего тут стоишь…. Какой-то ты…. Мамка не облизала, глупая…» В этом обращении к животному, таком добром, человечном и уже по-мужски сдержанном, многоточия скрывают те чувства и эмоции, которые не высказались в словах. Описание «хрупкой плоти» теленка, подчеркивает беспомощное детское начало. Он

«еще не походил на скотину: мягкое тело, тонкие, в калышинку ноги, белые, не затвердевшие копыта».

Учитель: Как взрослые решают судьбу теленка? Что для них важнее: «живая душа» или казенные бумаги, официальные распоряжения? (Разговор гостя с управляющим)

Примерный ответ: Яловыми называют коров, оставшихся бесплодными, то есть в соответствии с колхозными бумагами этого теленка не должно быть вообще. Мы из этого диалога видим, что оба собеседника испытывают укоры совести, но существуют правила, хотя и дурные, но придуманные вышестоящим начальством, и сил и желания их изменить давно уже нет. Здесь впервые звучит определение - «живая душа», которое пройдет через весь рассказ, став его лейтмотивом.

Учитель: Вспомните, кто и когда еще раз повторит определение «живая душа»? Какую роль в рассказе играют воспоминания мальчика об умершей бабе Мане?

Эти слова повторит мальчик, обращаясь к бычку, и тут же ему вспомнится «Живая душа… Это было умершей бабы мани присловье. Она жалела всякую скотину, домашнюю, приблудную, дикую, а когда ее укоряли, оправдывалась: «А как же… Живая душа»». Так вводится в рассказ чрезвычайно значимая для Б. Екимова тема памяти, связи поколений.

Мальчик не может смириться со смертью близкого человека, его сознание отторгает смерть, но когда он видит черные кресты кладбища на белом фоне, то реально чувствует боль потери. Главное, что и мы с вами реально чувствуем эту боль. Бабушка словно «оживает» в воспоминаниях внука: «Так хотелось услышать еѐ шаркающую походку, почуять руку. В каком-то оцепенении мальчик поднялся, подошел к окошку и, глядя в глухую синеву, позвал:

- Бабаня… Бабаня… Бабанечка…»

Мальчик понимает, что бабушку не вернешь, еѐ ничем не поднять. Но если это неисправимо, то смерть маленького теленка можно отсрочить.

«Мальчик решил все разом: он возьмет сейчас санки, привезет бычка и поселит в кухне, с козлятами. И пусть он не умирает, потому что живым лучше, чем мертвым».

Ребенок осуществляет задуманное, он согревает замерзающего теленка собственным телом, и происходит чудо: в остывающем тельце животного начинает стучать сердце. Новорожденный малыш воспринимает мальчика как «теплую маму, которая наконец пришла, и пахнула от нее сладким духом, какого давно просила изголодавшаяся и иззябшая, но живая душа». Происходит возрождение умирающего теленка. Уроки умершей бабушки, уроки сострадания и милосердия оказываются для мальчика более действенными, чем размышления и наставления взрослых, читающих спасение жизни неучтенного теленка сплошной «морокой». Только дедушка с полуслова понимает его и приняв тѐлочку у домашней коровы, торжественно провозглашает взрослым:

«Радуйтесь, хозяева… Зорька двух принесла. телочка и бычок».

Учитель: Перечитаем финал рассказа. В чем его смысл?

Мальчик во сне видит умершую бабушку, себя и бычка. Сон словно ставит точку в композиции рассказа.

Учитель: Как вы понимаете смысл определения «живая душа»?

«Живая душа» - это источник мощного поэтического чувства большинства рассказов писателя, он верит в «живую душу народа».

(СЛАЙД 6)

Учитель совместно с учениками подводит итог:

В рассказе Б. Екимова представлен целый ряд актуальных нравственных проблем (определение нравственной проблематике), объединенных метким выражением

«живая душа»:

животных, за которых он в ответе),

состраданию, к «деятельной любви»;

Любимые герои Б. Екимова – дети и старики, почему? потому что, прежде всего они обладают «живыми душами», незамутненными ни жизненной суетой, ни ложными ценностями, ни разъедающим душу равнодушием. Именно об этом говорится в рассказе «Живая душа» в первую очередь.

(СЛАЙД 7) «НОЧЬ ИСЦЕЛЕНИЯ» - группа учащихся 7 «Б» класса.

Эпиграф: «Слезы катились и катились. Они шли от сердца, потому что сердце болело и ныло, жалея бабу Дуню и кого-то еще…

1 ученик излагает содержание рассказа (сюжетную канву), определяет тему.

Остальные ученики группы дополняют его ответ и выразительно читают понравившиеся отрывки из рассказа.

Учитель предлагает обсудить услышанное.

Вопросы для обсуждения:

- Какое впечатление произвел на вас рассказ, какие чувства вы испытывали во время чтения?

Впервые задумался над тем, что, может быть, моим близким нужна моя помощь. Мне стало страшно, что война до сих пор мучает людей.

Я почувствовала жалость к одиноким людям, у которых нет близких, и облегчение, когда Гриша смог исцелить свою бабушку.

Учитель: Да, Борис Екимов поднимает очень важные проблемы в своем рассказе: гуманное отношение к страдающему человеку, учит тепло относиться к беспомощной старости, разделять чужую боль. Таким образом, писатель говорит о милосердии.

  • Как вы понимаете слова «милосердие», «сострадание»?

Милосердие – готовность помочь или простить из сострадания, человеколюбия. Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемые чьим-либо несчастьем, горем. («Словарь русского языка» С.И. Ожегова)

  • Милосердие и сострадание – одна из важнейших тем русской литературы. Обратимся к тексту.

  • Баба Дуня живет одна. Что значит одиночество для пожилого человека?

( Она испытывает чувство покинутости, порой даже ненужности.)

  • Что изменилось в жизни бабушки Дуни с приездом внука?

Зачитать. «…баба Дуня, разом оживев, резво суетилась в доме: варила щи, пирожки затевала, доставала варенья да компоты и поглядывала в окошко, не бежит ли Гриша». Даже когда Гриша убегал с ребятами кататься на лыжах, и баба Дуня оставалась одна,

«…то было не одиночество. Лежала на диване рубашка внука, книжки его – на столе, сумка брошена у порога – все не на месте, вразлад. И живым духом веяло в доме».

«нынче с Гришиным приездом она про хвори забыла»

  • Можно сказать, что до приезда внука бабушка испытывала одиночество.

  • Но ведь мы знаем, что у бабы Дуни есть семья. В городе живут родители Гриши. Почему же она нечасто гостила у них?

«Сын и дочь свили гнездо в городе и наезжали редко – хорошо, коли раз в год. Баба Дуня у них гостила не чаще и обыденкою вечером возвращалась к дому. С одной стороны, за хату боялась: какое ни есть, а хозяйство, с другой…

Вторая причина была поважнее: с некоторых пор спала баба Дуня тревожно, разговаривала, а то и кричала во сне. В своей хате, дома, шуми хоть на весь белый свет. Кто услышит! А вот в гостях… Только улягутся и заснут, как забормочет баба Дуня, в голос заговорит. Кого-то убеждает, просит так явственно в ночной тишине, а потом закричит: «Люди добрые! Спасите!!» Конечно, все просыпаются – валерьянки дадут и разойдутся. А через час то же самое: «Простите Христа ради! Простите!!»

  • Как относились близкие к болезни бабы Дуни?

«Конечно, все понимали, что виновата старость и несладкая жизнь, какую баба Дуня провела. С войной и голодом. Понимать понимали, но от этого было не легче. Приезжала баба Дуня – и взрослые, считай, ночь напролет не спали. Хорошего мало.

Водили ее к врачам. Те прописывали лекарства. Ничего не помогало.

И стала баба Дуня ездить к детям все реже и реже, а потом лишь обыденкою: протрясется два часа в автобусе, спросит про здоровье и назад.

И к ней, в родительский дом, приезжали лишь в отпуск, по лету.

Одного понимания «болезни» оказалось мало, подобное нужно лечить не лекарствами.

  • А как сама баба Дуня относилась к происходящему? Найдите в тексте слова, которые наиболее точно передают отношение героини к своему недугу.

«Совестясь, чувствовала себя …виноватой», «горевала»;

« вот я шумлю, дура старая. Ничего поделать не могу».

  • Что же произошло с бабой Дуней во время войны? Что спустя десятки лет заставляет ее так мучится?

Во время войны она потеряла хлебные карточки, а дома трое маленьких детей.

«- Карточки… Где карточки… В синем платочке… Люди добрые. Ребятишки… Петяня, Шурик, Таечка… Домой приду, они исть попросят… Хлебец дай, мамушка! А мамушка ихняя… - Баба Дуня запнулась, словно ошеломленная, и закричала: - Люди добрые! Не дайте помереть! Петяня! Шура! Таечка! – Имена детей она словно выпевала, тонко и болезненно».

Чтобы накормить детей, она идет за Дон за желудями. Набрала два мешка. А на пароме лесники стали отнимать, вроде как не положено. « - Зима находит… Желудков напастись… Ребятишкам, детишкам…- бормотала баба Дуня. – Хлебца не хватает, и желудками обойдемся. Не отымайте, Христа ради… Не отымайте! – закричала она. – Хучь мешки отдайте! Мешки! – И рыдания оборвали крик».

  • Ребята, а что такое карточки и что они означали во время войны?

Карточка – это бланк с отрывными талонами, дающими право на получение продуктов. Обычно их не восстанавливали в случае утери. Потеря карточек в военное время смерти подобна. Надо ли говорить, какие мучения испытывает мать, не зная, чем накормить детей.

«Про карточки он знал. На них давали хлеб. Давно, в войну и после. А Петяня, о котором горевала бабушка, - это отец».

Надвигалась новая беда – суровая зима, а дети раздеты и разуты:

«чирики бы какие пошить. Мне ничего не надо… Детишки босые…»

Чтобы добраться к мужу в госпиталь, нужен был пропуск, специальный документ. Кругом война, опасность, всюду возникали подозрения.

«Документ есть, есть документ… вот он… - дрожащим голосом говорила она. – К мужу в госпиталь пробираюсь. А ночь на дворе. Пустите переночевать».

  • Какой была первая реакция Гриши на крики бабушки ночью?

« Спросонья, во тьме он ничего не понял, и страх обуял его». Гриша старается разбудить бабушку, просит ее лечь на другой бок.

« - Ты, бабаня, не на тот бок легла, на сердце.

  • На сердце, на сердце… - послушно согласилась баба Дуня.
  • Нельзя на сердце. Ты на правый ложись.
  • Лягу, лягу…»
  • Как позже внук реагирует на крики бабушки во сне?

Он начинает понимать, что пережила бабушка. Он разговаривает с ней о том, что слышал от нее во сне. И он поражен тем, что сны могли стать причиной настоящих слез.

«- Бабаня… - охнул Гриша. – Ты вправду плачешь? Так ведь это все сон.

- Плачу, дура старая. Во сне, во сне…

  • Но слезы–то зачем настоящие? Ведь сон – неправда. Ты вот проснулась, и все.
  • Да это сейчас проснулась. А там…
  • А чего тебе снилось?
  • Снилось? Да нехорошее. Будто за желудями я ходила за Дон, на горы. Набрала в два мешка. А лесники на пароме отнимают. Вроде не положено. И мешки не отдают.
  • А зачем тебе желуди?
  • Кормиться. Мы их толкли, мучки с чуток добавляли и чуреки пекли, ели.
  • Бабаня, тебе это только снится или это было? – спросил Гриша.
  • Снится, - ответила баба Дуня. – Снится - и было. Не приведи, Господи. Не приведи…»
  • Обратите внимание: после первой бессонной ночи автор описывает, как Гриша катается на лыжах, как ему хорошо, а потом эти описания отсутствуют. Вначале мальчик воспринимает прошлое своей бабушки отстраненно, а потом оно становится его собственной болью.

« - Гриша подождал, послушал ровное бабушкино дыхание, поднялся. Его бил озноб. Какой – то холод пронизывал до костей. И нельзя было согреться. Печка была еще тепла. Он сидел у печки и плакал. Слезы катились и катились. Они шли от сердца, потому что сердце болело и ныло, жалея бабу Дуню и кого–то еще… Он не спал, но находился в старинном забытьи, словно в годах далеких, иных, и в жизни чужой, и виделось ему там, в этой жизни, такое горькое, такая беда и печаль, что он не мог не плакать. И он плакал, вытирая слезы кулаком‖.

  • «Ночь исцеления» - так называется рассказ Бориса Екимова. Синонимами к слову «исцеление» являются слова «выздоровление, возвращение к жизни». Чтобы исцелить бабу Дуню Грише приходится выбрать один из двух способов. Первый предлагает мать. Обратимся к тексту.

«он ходил на почту, в город звонить. В разговоре мать спросила:

- Спать тебе баба Дуня дает? – И посоветовала: - Она лишь начнет с вечера говорить, а ты крикни: «Молчать!» Она перестает. Мы пробовали».

  • Воспользовался ли мальчик советом матери?

«Как помочь ей? Как мать советовала? Говорит, помогает. Вполне может и быть. Это ведь психика. Приказать, крикнуть – и перестанет.

Гриша неторопливо шел и шел, раздумывая, и в душе его что–то теплело и таяло, что–то жгло и жгло».

  • Нет, мальчик нашел свой способ исцеления бабы Дуни. « Сердце мальчика облилось жалостью и болью. Забыв обдуманное, он опустился на колени перед кроватью и стал убеждать, мягко, ласково:
  • Вот ваши карточки, бабаня… В синем платочке, да? Ваши в синем платочке? Это ваши, вы оборонили. А я поднял. Вот видите, возьмите, - настойчиво повторял он. – Все целые, берегите…

Баба Дуня смолкла. Видимо, там во сне, она все слышала и понимала. Не сразу пришли слова. Но пришли:

  • Мои, мои… Платочек мой, синий. Люди скажут. Мои карточки, я обронила. Спаси Христос, добрый человек…

По голосу ее Гриша понял, что сейчас она заплачет.

  • Не надо плакать, - громко сказал он. – Карточки целые. Зачем же плакать? Возьмите хлеба и несите детишкам. Несите, поужинайте и ложитесь спать, - говорил он, словно приказывая. – И спите спокойно. Спите».
  • Чем отличается первый способ от второго?

Он более гуманный. Мальчик думает не о себе, а о бабушке. Но этот способ и более трудный.

  • Почему Гриша не говорит бабушке о случившемся ночью?

«Гриша лег в постель, предвкушая, как завтра расскажет бабушке и как они вместе… Но вдруг обожгло его ясной мыслью: нельзя говорить. Он отчетливо понял – ни слова, ни даже намека. Это должно остаться и умереть в нем. Нужно делать и молчать. Завтрашнюю ночь и ту, что будет за ней. Нужно делать и молчать. И придет исцеление».

  • Как вы понимаете смысл названия рассказа? О чьем исцелении идет речь?

Добротой и лаской можно исцелить бабу Дуню: « И придет исцеление». Чуткость, внимательность, забота мальчика сделали то, чего не смогли сделать врачи и взрослые. Исцелился и Гриша. Исцелился от черствости, от равнодушия. Писатель рисует как бы две жизни, которые проживает Гриша. Днем – счастливое время школьных каникул: рыбалка, катание на лыжах. Ночью он как будто переносится на несколько десятилетий назад, в военное время, и участвует в тяжелых снах бабушки. И эта

«ночная» жизнь стала для него важнее.

В результате проведенного сопоставительного анализа учащиеся приходят к выводу, что Гриша, в отличие от родителей, понимает бабушку всем сердцем. У мальчика отзывчивая, чуткая душа. Не зря автор несколько раз употребляет в тексте слово

―сердце‖ по отношению к Грише. резануло по сердцу...”

“Слезы шли от сердца, потому что сердце болело и ныло, жалея бабу Дуню и кого-то еще...”

Учитель: Как вы понимаете: ―... жалея бабу Дуню и кого-то еще...‖?

Гриша своим отзывчивым сердцем любит и жалеет не только родную бабушку. Его жалость распространяется и на других матерей, по чьим судьбам пронеслась война.

Учитель: Значит, Гриша всем своим большим сердцем и душой понимает и остро чувствует всю ту боль, которую претерпели многие матери военного времени.

Учитель: О чем говорит вам название рассказа? Как вы понимаете смысл заглавия? Баба Дуня мучается ночью. Она страдает от тревожных снов. Гриша действует ночью. И он будет действовать, избавлять бабушку от мук еще не одну ночь. Но когда-нибудь наступит она, последняя ночь, когда баба Дуня полностью успокоится, исцелится.

Учитель: Исцеление – это полное выздоровление не только от физической боли, страданий, но и от моральной, душевной раны. Гриша выступает в роли целителя, того, кто вылечивает силой внушения. И главное, он верит в свои силы, надеется на лучший исход. А кто верит, у того многое получается.

Учитель: Итак, какой вывод можно сделать в конце нашего анализа? ВЫВОД: Мы поняли, что близкий родной человек – мать – не должна оставаться одна при живых детях и внуках. Она отдала им всю свою жизнь. Теперь настал их черед заботиться о матери в знак благодарности за ее заботу о них. Обязательно рядом должен быть человек – опора, поддержка в трудную минуту. нужно уметь сострадать каждому живому существу на земле. Сострадание – значит, способность чувствовать чужое страдание так же остро, как и свое, способность разделить боль другого человека и принять ее как свою собственную

Учитель: Пусть Гриша послужит вам примером чуткости, отзывчивости, доброты.

И еще один рассказ о связи поколений, о доброте и о чуткости по отношению к пожилым людям.

Ржевцева Анастасия читает рассказ «Не забудь!»

Вопросы для обсуждения (даются заранее).

  1. Какова главная тема рассказа?
  2. Осуждает ли Б.Екимов детей, внуков, у которых не хватает времени на общение со своими немолодыми родителями, бабушками и дедушками?
  3. К чему призывает нас автор?

(СЛАЙД 9) «ФЕТИСЫЧ» - группа учащихся 7 «А» класса

Эпиграф: «Хутор был живой. Он лежал одиноко на белом просторе земли, среди полей и полей».

Учитель: В связи поколений, в умении удержаться на родной земле в лихую годину, не сбежать в город на поиски лѐгкой жизни видит Екимов спасение деревни сегодня.

1 ученик излагает содержание рассказа (сюжетную канву), определяет тему.

Остальные ученики группы дополняют его ответ и выразительно читают понравившиеся отрывки из рассказа.

Учитель предлагает обсудить услышанное.

Вопросы для обсуждения (даются заранее).

  1. Кто такой Фетисыч? Почему его так зовут?

  2. Как чувствует себя Фетисыч в школе, а как дома?

Учитель: Обратите внимание на пейзажную зарисовку в начале повествования:

«Время – к полудню, а на дворе – ни свет, ни тьма. В окна глядит сизая наволочь поздней ненастной осени». И чуть далее: «Уже пошѐл декабрь, но долгая поздняя осень, словно грязная злая старуха, бродила по хуторам». 3) Какую роль играет пейзаж в рассказе, только ли это фон повествования?

Нет, не только. Пейзаж обрамляющий рассказ, явно символичен. И времена года выбраны не случайно. Неуютный промозглый декабрь – время Рождественского поста. В прежние времена на Руси все православные, а в деревне тем более, вели себя строго, в трудах, отказываясь от мирских радостей, постились; до Рождества – ни капли спиртного. Теперь же деревенские жители, забыв уклад жизни предков, пребывали в безверии и безделии, оскудели душой, безобразничают. Холодная осень в душах людей, равнодушие. Вот отчим Фетисыча. Он пьет сквернословит. Вместе с другими мужиками разворовывает бывшее колхозное добро. уже украдены рамы из медпункта, и полы из бывшего клуба, доски и шифер из колхозного свинарника. Лишь школа, где учился Фетисыч, уютный дом для хуторских ребятишек, пока еще цела. Но вот умирает старая учительница. И погибла бы школа от рук пьяниц и воров, не будь в опустевшем хуторе маленького хозяина Фетисыча.

4) Какие проблемы хуторян в центре внимания автора? 5) Какова роль школы в жизни хутора?

Учитель: Как показан герой рассказа?

Писатель ставит его в ситуацию нравственного выбора. У Фетисыча появляется возможность переселиться в большое село, по-человечески жить подальше от пьяницы-отчима. Только не таков Фетисыч. Стал он требовать: «Учительницу бы нам найти». Ведь на хуторе были и другие дети, помладше, что не осилил бы дорогу в большое село. А пока он взял 2руководство» классом в свои руки. «не будет уроков, повесят замок, цветы померзнут, - рассуждает мальчик. – А через неделю … школу разгромят. Сначала вынут стекла. Говорят они дорогие. Потом снимут двери, окна выдерут. И пойдут курочить…». За этими горькими мыслями проснулся ночью Фетисыч, как представил он, что к новому году от школы останется лишь пустая коробка, ведь, так растаскивали клуб, детский садик, медпункт. Так будет и со школой. «Без него все пойдет прахом». И полились из его глаз слѐзы. К нему пришло прозрение. Учительница привила этому мальчику чувство долга, чувство хозяина своей земли и ему лишь под силу сохранить и передать это людям.

Учитель: Именно в духовной связи поколений видит писатель силу жизни, что изменит ситуацию в России к лучшему. Рассказ заканчивается пробуждением Фетисыча. Мальчик принял решение, и оно вселяет в нас надежду. 6)Что же способствует этому?

(Лирический финал рассказа с его пейзажной зарисовкой: «К рассвету прояснилось. заря встала уже зимняя, розовая. Хутор лежал вовсе тихий, в снегу…» Чистый белый снег – эта художественная деталь, которая напоминает нам о Рождестве, а вместе с ним – и возможном исцелении душ тех, кто погряз в грехах человеческих.

7) Как бы вы поступили на месте мальчика?

Учитель совместно с учениками подводит итог:

(СЛАЙД 10)

ВЫВОД: Как в природе день сменяется ночью, а ненастье – ясной погодой, так и в жизни людей на смену беспорядку и хаосу должны прийти порядок и созидание (принцип параллелизма). И залог этой уверенности автора – в идее рассказа: девятилетний Фетисыч, переживший разруху, противостоит ей и берет на себя ответственность за сохранение спокойствия в жизни хутора. Борис Екимов в своем рассказе обращается к эпохе исторического «разлома» в жизни деревни, выпавшего на послевоенное и постсоветское время. На образе Фетисыча автор показывает, какие социальные сдвиги происходят в ситуации всеобщего развала и хаоса. Именно ребенок наиболее чутко реагирует на них и указывает на неблагополучие в жизни общества.

Учитель: В своих рассказах Екимов затрагивает ещѐ одну животрепещущую проблему современной жизни пьянство. Предлагаю вашему вниманию инсценировку рассказа «Очередь на тот свет» Екимовские чтения 2016 года.

Показ видеоролика «Очередь на тот свет» в исполнении Н. Подножкина и Натальи Шикер.

(СЛАЙД 11) «Мальчик на велосипеде» - ученики 10 класса

Эпиграф: «А не проиграли мы свою жизнь? …. А не в беличьем ли мы колесе?»

1 ученик излагает содержание рассказа (сюжетную канву), определяет тему.

Остальные ученики группы дополняют его ответ и выразительно читают понравившиеся отрывки из рассказа.

Учитель предлагает обсудить услышанное.

Вопросы для обсуждения (даются заранее).

В данном рассказе выделяются две сюжетные линии, назовем их условно

«линия Сережи» и «линия Виктора». Вначале они вроде бы не взаимосвязаны друг с другом.

  1. Какие чувства вызывает соседский мальчик Сережа у Хурдина? Как Сережа относится к своей сестренке?
  2. Что, по мнению Виктора, необходимо человеку для счастья?
  3. А дано ли человеку, летать? Полетел ли екимовский герой в конце рассказа?

Учитель: Мы не знаем, сумеет ли Хурдин изменить свою жизнь, как того хотел его друг Виктор, важен сам факт обращения героя к филосовским раздумьям о жизни. Автор нас с вами вовлекает в процесс поиска истины. Он хочет, чтобы мы задумались над вопросами: может ли научно- технический процесс сделать человека счастливым? Вернется ли Хурдин в родной хутор навсегда?

  1. Какой наш земляк похож на лесника Калмагорова?

Н.Д. Кравченко – лесник Ляпичевского лесничества Калачевского лесхоза, ветеран Великой Отечественной войны.

  1. Какую екимовскую истину счастья вы услышали в рассказе.

«Человеку, в общем-то, нужен кусок хлеба и кружка воды. …. И душу живую». Так рассуждая, Виктор вспоминает об однокласснике – Камагорове, который после

школы стал лесником, о том, что он лес посадил и помог ему вырасти, посадил на голых песках, какие хутор засыпали. «Тут всякого спроси, от чѐрта до бога – всякий скажет: хорошо». И ещѐ один, на мой взгляд, немаловажный момент отмечает Виктор, что Камагоров занимался любимым делом, что ему самому нравилось этот лес сажать и смотреть, как он растѐт!

Вывод: И вот она екимовская истина счастья: заниматься любимым делом и знать, что это во благо всем и не на день, а на века.

(СЛАЙД 12) «Белые воды» - ученики 11 класса.

Эпиграф: «Живите лучше нас. Но не хнычьте по мелочам. Крупнее надо, по- человечески….»

1 ученик излагает содержание повести (сюжетную канву), определяет тему.

Другой ученик группы дополняют его ответ и выразительно читают монолог деда Тимофея.

  1. й: В повести «Белые воды» перед нами разыгрывается целая семейная трагедия. Молодой человек Алексей, делающий в науке блестящие шаги, бросает успешно начинающуюся карьеру, отказывается от трѐхлетней стажировки за границей и приезжает на хутор Дербень учительствовать в школе. На первый взгляд ситуация действительно неординарная и можно понять переживания его родителей. Но постепенно всѐ становится объяснимым, когда смотришь на жизнь с высоты возраста Алѐшиного деда Тимофея. Дед Тимофей всю жизнь учительствовал в дербенѐвской школе, еѐ и заканчивал. Учитель поистине от Бога, он преподавал все предметы, кроме математики. И вот теперь на краю своей жизни он, рассуждая о смысле человеческого бытия, рассказывает приехавшему в гости внуку о своей судьбе.

Ученики его любили, он знал каждого из них, их способности, характер, и гордился их успехами. Меня очень тронули его рассказы о том, как работали учителя после войны, в холодное и голодное время.

  1. й: дед Тимофей рассказывает, что в декабре 1942 года, сразу как прогнали с хутора немцев, заклеив, вместе с детьми, разбитые после бомбѐжек окна в школе фотоплѐнкой с немецких самолѐтов-разведчиков «рам», они успели до конца учебного года пройти школьную программу. Сам Дед Тимофей ловил рыбу, варил еѐ и кормил голодных школьников. Посадив с детьми огород и, собрав большой урожай, часть его продал, на вырученные деньги купил лошадь, а в то время это было огромным подспорьем! Вспоминал учителя, который в голодные тридцатые годы, ничего не получая за свой труд, не бросил детей, продолжал работать. Какие точные слова сказал Екимов устами своего героя, обращѐнные ко всем учителям России:

«Живите лучше нас. Но не хнычьте по мелочам. Крупнее надо, по-человечески. Особенно в нашем деле, в учительском, должна быть жертвенность. … Без неѐ учителя нет».

Учитель: Как вы понимаете жертвенность в учительском деле? Ответ

2-й: Дед Тимофей сетовал, что послал своих детей неверным путѐм, что, уехав из дома, они как белки в колесе все в делах. Хотя, на взгляд современного человека, это успешные люди: один из них инженер, двое других учѐные, живут в достатке. Но дед – то Тимофей говорил о душе, о необходимости вернуть цену простому: воздуху, воде, хлебу, о том, что в погоне за лишним можно потерять всѐ.

1-й: Мы видим, что как бы подводя итог жизненному пути, он понимает, что он счастливый человек, хоть и много у него было отнято войной, но именно в родном хуторе цвела их любовь с женой Наташей, здесь трудился во благо людям, а дома

«радость и услада»: пчѐлы, сад, огород. Вот они перед нами, истины жизни: любовь, работа во благо всем, а не ради денег, и родной дом с садом - и всѐ это, «где родился там и пригодился». Поверим ли мы, молодые, ему на слово, услышим ли мы его, не будем ли проверять собственной жизнью, где истина? Алексей поверил своему деду. Бросил университетскую суету… Ленинград… вечную зябкость и сырость. И приехал в хутор Дербень, учительствовать в школе, чтобы продолжить дело своего деда Тимофея. Он захотел так же, как и дед, жить на родной земле, под синим небом. И чтобы ни одна из радостей не минула его.

Вывод. Истина жизни от деда Тимофея: любовь, работа во благо всем, а не ради денег, и родной дом с садом - и всѐ это, «где родился там и пригодился».

Задание на дом (для всех классов). Мы создадим с вами общий проект нашего сегодняшнего мероприятия. Для этого вам необходимо написать отзыв на любое понравившееся произведение Б. Екимова

Учитель: В нашей жизни, ребята много проблем, которые в своих произведениях затрагивает БП, но в жизни много и счастливых дней, минут, мгновений. Но часто ли мы их замечаем? Цветение вишни, яблони, одуванчика; полет бабочки, стрекозы; вкус колодезной, родниковой воды; лепет ребенка, улыбка любимого человека; дождь и гроза; тихая наша речка Донская Царица и Могучий Дон; ночное небо и утренний рассвет... Разве этого мало?

Именно эти мгновения жизни запечатлевает в своих произведениях Борис Петрович Екимов и щедро делится с нами истинами жизни, которые понял сам, переосмыслил. Много столетий человек ищет ответ на вопрос, как пройти свой жизненный путь достойно и счастливо? Многие писатели и великие мыслители обращаются к этой теме. И они, открывая для себя жизненные истины, спешат устами своих героев поделиться открытиями с нами. Б. Екимов не исключение.

Но вам, современным молодым людям, безумно увлечѐнным интернетом, трудно понять Виктора, сложно услышать деда Тимофея. А можете себе представить, если бы услышав их советы, вы попытались построить свою жизнь, внемля им, какой бы цветущей вы сделали родную Землю, пока молоды и полны сил? И как, наверное, были бы счастливы….

Неважно, какую профессию вы в жизни выберете, но хочется, чтобы поняли: нельзя жить ради денег, только ради материальных благ и бежать по кругу как белка в колесе, не слыша песнь соловья, не видя синего неба и лучистого солнышка. Творите на земле добро и помните екимовские истины жизни.

И в завершении - философия и смысл жизни от Б.П…. (видео «Финал») (слайд)

Учитель: Домашнее задание. Мы с вами подготовим проект сегодняшнего урока. Вам нужно будет написать отзыв на понравившийся рассказ Б.П. Екимова. Нарисовать иллюстрацию к рассказу и подобрать к нему цитату из текста.

Рефлексия

Учитель: Что нового вы сегодня узнали на нашем екимовском уроке? Предлагаю свое настроение определить этими осенними листочками, которые лежат у вас на партах. Если вам понравился наш урок, прикрепите эти листочки вокруг портрета писателя. Звучит песня «Спешите делать добрые дела»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: Правописание глаголов. Повторение. План-конспект

План-конспект урока с использованием ЭОР....

План- конспект урока по литературе" В.Г.Распутин" Уроки французского": гуманистический пафос произведения".

План-конспект урока по литературе"В.Г.Распутин" Уроки французского":гуманистический пафос произведения"....

Первые уроки в 11 классе. План конспект урока №1

План-конспект урока № 1. А.11 класс. Повторение материала 10 класса. Производная и ее применение....

Мультимедийная разработка цикла уроков "Световые явления"(презентация,план-конспект, карта заданий уроков)

Источники света. Распространение света.Отражение света. Законы отражения света.Плоское зеркало.Преломление света.Планкарты заданий к темам....

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА: ОТ ПЛАНА - КОНСПЕКТА К ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЕ УРОКА

Презентация к выступлению на методическом объединении учителей иностранного языка...

план-конспект классного часа "Зерно мудрости"

классный час на  духовную тему о старце Павле Груздеве для 6 класса...