Программа профильной смены краеведческой направленности "По родному краю"
методическая разработка

Юлия Владимировна Прокопенко

Программа смены поможет больше узнать о городе и районе, где мы живем, познакомиться с народными обычаями и традициями, ремеслами, достижениями народных умельцев, способствует формированию самосознания.Материал разработан для учащихся 10-14 лет, увлекающихся краеведением. Программа краткосрочная, реализуется в течение смены.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_profilnoy_smeny_po_rodnomu_krayu.docx634.93 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация Барабинского района Новосибирской областиhttps://funart.pro/uploads/posts/2022-08/1661238979_42-funart-pro-p-barabinskaya-step-priroda-44.jpg

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

Барабинского района Новосибирской области

«Центр дополнительного образования детей»

Новосибирская область, город Барабинск, ул. Деповская, 13

https://nsk.sibnovosti.ru/pictures/0620/2009/_________.jpg

https://avatars.mds.yandex.net/get-mpic/5221857/img_id6484616645652152919.jpeg/9https://mypresentation.ru/documents/d9fa10e5715ffdebd4ce305453577004/img24.jpg

Программа профильной смены

краеведческой направленности

«Россыпь сибирских музеев»

Программа рассчитана на детей 10 - 14 лет

Срок реализации программы – 7 дней

                      Автор:

                                                                     Прокопенко Юлия Владимировна,

старший методист МБОУДО ЦДОД

                                                                     

г. Барабинск

2022 год

Содержание

1

Паспорт программы

стр.3

2

Введение

стр.4

3

Цель и задачи программы

стр.5

4

Предполагаемые результаты

стр.6

5

Механизм реализации программы

стр.7

6

Принципы и подходы к формированию и реализации программы

стр.8

Методологические подходы к формированию программы

стр.9

Формы реализации программы

стр.10

7

Условия реализации программы

стр.10

8

Формы подведения итогов смены

стр.11

9

Ресурсное обеспечение смены

стр.11

10

Режим работы смены

стр.12

11

Литература

стр.13

12

Приложение

стр.13


Паспорт программы

1.Название программы

Программа профильной смены краеведческой направленности

«Россыпь сибирских музеев»

2.Цель и задачи программы

Цель программы:

создание в период летних каникул благоприятных условий и возможностей для самореализации творческих способностей детей на основе социально-значимой деятельности; непрерывное патриотическое воспитания на примере краеведческого материала.

Задачи программы:

- формировать у учащихся представление о различных сторонах жизни своего края и его жителей;

- формировать интерес к истории родного города, района, области; к своей родословной; поисковой и исследовательской деятельности;

- способствовать развитию гражданских качеств учащихся, патриотического отношения к малой родине;

- воспитывать уважение к традициям, обычаям, местным обрядам, культурному наследию.

3.Направление деятельности

Краеведческое, образовательное, историко-патриотическое, художественно-творческое, культурно-досуговое.

4.Краткое содержание программы

В рамках программы через разные формы работы участники пополнят, расширят знания о родном крае и его жителях, посетят краеведческие музеи не только своего города, но и других районов Новосибирской области и города Новосибирска. Дети совершенствуют свое творчество, обрабатывая полученный материал, создавая виртуальные экскурсии и фотовыставки, выполняя проекты.

5.Ожидаемые результаты

За время профильной смены учащиеся:

- оформят краеведческий альбом «Новосибирская область – моя малая Родина»;

- проведут пешую экскурсию «Прогулки по Барабинску»;

- реализуют свои творческие способности через социально-значимую деятельность, проявят больше самостоятельности и ответственности.

По итогам участия в смене дети получат:

- теоретические и практические знания в области краеведения;

- практические навыки в области IT- компетентности;

- навыки работы в коллективе.

Также участники смены выступят в роли экскурсоводов Детского экскурсионного маршрута «Бараба» в рамках проекта «Дети – детям». 

6.Сроки и место проведения

Смена проводилась 7 дней с 15 по 22 августа 2022 года на базе МБОУДО ЦДОД и краеведческого музея Барабинского района, выезды в г. Татарск, р.п. Чаны, г. Каргат, с. Убинское,

г. Новосибирск, г. Куйбышев

Карта маршрута https://clck.ru/33EBgz 

7.Оценка эффективности

Диагностическое обеспечение

8.Основные участники

Учащиеся творческих объединений «Юный краевед» и «Музееведение», а также дети, увлекающиеся краеведением

Введение

Лето – великолепная возможность для получения новых и закрепления имеющихся знаний, как в области общего, так и дополнительного образования. Летние каникулы составляют значительную часть годового объёма свободного времени детей. Исходя из этого, лето – это время для развития творческого потенциала, приобщения к социокультурным и нравственным ценностям, удовлетворения индивидуальных интересов, развлечений, игр, восстановления здоровья. В летний период непрерывность образования возможно осуществить через деятельность профильных смен.

Организация краеведческой смены в летний период логично дополняет учебно-воспитательную и социокультурную работу нашего Центра дополнительного образования детей в данном направлении.

Наше учреждение занимается туристско-краеведческой деятельностью, в том числе участвует в реализации программы Всероссийского туристско-краеведческого движения учащихся "Отечество". Ежегодно в рамках летней оздоровительной компании с целью привлечения обучающихся к занятиям туристско-краеведческой деятельностью, оздоровления и занятости в каникулярное время разрабатываются и реализуются новые программы туристско-краеведческой направленности.

Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания подрастающего поколения. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с жизнью, помогает формировать нравственные понятия и чувства на основе своего края, во всём многообразии её форм и методов имеет огромное воспитательное воздействие на формирование личности.

Любовь к Отечеству начинается с малого - с любви к родному краю. Для растущего человека широким понятием «Родина», в сущности, исчерпывается все, что его окружает, все, чем он живет: его родной дом и школа, родители и друзья, родная природа, духовные и материальные ценности, созданные людьми.

Зачастую любовь к малой родине начинается с впечатлений, полученных от встреч с природой во время походов, прогулок, прослушивания колоритных рассказов старожилов о народных традициях, обычаях, легендах. Лето наиболее благоприятная пора для организации такого вида деятельности.

Программа смены поможет больше узнать о городе и районе, где мы живем; познакомиться с народными обычаями и традициями, ремеслами; достижениями народных умельцев; способствует формированию самосознания.

Прикосновение к достижениям выдающихся людей усилит чувство любви к Родине, своему народу, вызовет искреннее уважение и переживание, оставит след на всю жизнь, а приобретенные знания будут полезными в будущем.

Краеведческая смена «Россыпь сибирских музеев» даёт большие возможности для такой воспитательной деятельности.

Более 10 лет МБОУДО ЦДОД является одним из основных организаторов летней занятости учащихся на территории Барабинского района. Ежегодно в рамках летней кампании центром дополнительного образования детей проводится ряд мероприятий и профильных смен, в том числе и краеведческой направленности.

В прошлом году краеведческая смена была посвящена 85-летию Барабинского района. В рамках смены учащиеся познакомились с историей города, известными жителями, достопримечательностями и др. Итогом работы смены стала разработка пешего экскурсионного маршрута по городу Барабинску.

В этом году программа смены посвящена 85-летию Новосибирской области. Участники смены посетят краеведческие музеи соседних районов: Татарский, Чановский, Каргатский, Убинский, Куйбышевский, а также краеведческий музей города Новосибирска. Полученный в ходе экскурсий материал будет обобщен в краеведческий альбом, презентация которого состоится на слете юных краеведов Барабинского района в декабре 2022 года. Также данный материал позволит детям принять участие в региональном туристско-краеведческом проекте «Мой край – моя Сибирь».

Путешествуя по Новосибирской области, дети познакомятся с историей возникновения районов, сел, с их выдающимися людьми, культурой и традициями. Продолжительность смены 7 дней. В течение этого времени участникам смены предстоит поработать с экспонатами музеев, с информацией на сайтах, попробовать себя в роли экскурсоводов и осуществить походы по историческим местам районов.

Программа «Россыпь сибирских музеев» разработана для учащихся 10-14 лет, увлекающихся краеведением. Программа краткосрочная, реализуется в течение смены.

Цель и задачи программы

Цель программы: создание в период летних каникул благоприятных условий и возможностей для самореализации творческих способностей детей на основе социально-значимой деятельности; непрерывное патриотическое воспитания на примере краеведческого материала.

Задачи программы:

- формировать у учащихся представление о различных сторонах жизни своего края и его жителей;

- формировать интерес к истории родного города, района, области; к своей родословной; поисковой и исследовательской деятельности;

- способствовать развитию гражданских качеств учащихся, патриотического отношения к малой родине;

- воспитывать уважение к традициям, обычаям, местным обрядам, культурному наследию.

Предполагаемые результаты

За время профильной смены учащиеся:

- познакомятся с материалами краеведческих музеев Таскаевского, Чановского, Каргатского, Убинского, Куйбышевского районов, а также города Новосибирска;

- оформят краеведческий альбом «Новосибирская область – моя малая Родина»;

- проведут пешую экскурсию «Прогулки по Барабинску»;

- реализуют свои творческие способности через социально-значимую деятельность, проявят больше самостоятельности и ответственности.

По итогам участия в смене дети получат:

- теоретические и практические знания в области краеведения;

- практические навыки в области IT- компетентности;

- навыки работы в коллективе;

- знания и практический опыт в профессии экскурсовода.

Профильная смена «Россыпь сибирских музеев» позволит педагогам Центра дополнительного образования:

- развивать познавательный интерес в области краеведения, увлечь детей проектной деятельностью, дать возможность каждому участнику смены ощутить свою значимость;

- привлечь детей к различным видам деятельности: познавательной, поисковой, исследовательской, творческой;

- способствовать развитию коллективно-творческого мышления, инициативы, самоуправления, самостоятельности и сотрудничества не только друг с другом, но и с педагогическим составом;

- познакомить участников смены с профессией экскурсовода/гида;

- воспитывать культуру поведения, любовь к своей родине, национальное самосознание.

Профильная смена «Россыпь сибирских музеев» позволит:

- обеспечить организованный досуг детей в период летних каникул;

- детям из малообеспеченных семей посетить соседние районы и город Новосибирск. Протяженность маршрута Татарск-Барабинск-Новосибирск 596,7 км.

- показать родителям значимость деятельности их ребенка через трансляцию готовых продуктов (экскурсии, альбом).

Механизм реализации программы

I этап. Подготовительный – 1 неделя августа

Деятельностью этого этапа является:

  • проведение совещаний по подготовке к смене;
  • издание приказа о проведении смены;
  • разработка программы деятельности смены;
  • подготовка методического материала;
  • составление необходимой документации для деятельности смены (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции, уведомления т.д.);
  • установление контактов с краеведческими музеями Татарского, Чановского, Каргатского, Убинского, Куйбышевского и Барабинского районов.

II этап. Организационный – август (1 день смены)

Основной деятельностью этого этапа является:

  • встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
  • запуск программы «Россыпь сибирских музеев»;
  • знакомство с правилами смены, проведение инструктажа;
  • формирование отрядов;
  • придумывание названия отрядов, девизов, эмблем.

III этап. Практический – август

Основной деятельностью этого этапа является:

  • реализация основной идеи смены, посещение музеев, работа с экспонатами, сбор материала;
  • вовлечение детей и подростков в поисковую, проектную деятельность;
  • работа по созданию краеведческого альбома и экскурсии по городу Барабинску, подготовка материалов для участия в региональном туристско-краеведческом проекте «Мой край – моя Сибирь».

IV этап. Аналитический – август

Основной идеей этого этапа является подведение итогов, анализ реализации программы, корректировка.

Принципы и подходы к формированию и реализации программы:

Принцип гуманности: признание личности ребёнка высшей ценностью воспитания, выявление и развитие всех сущностных сил ребёнка, внушение каждому воспитаннику сознания собственной неповторимости.

Принцип индивидуализации воспитания требует учёта индивидуальных особенностей каждого ребёнка при включении его в различные виды деятельности, раскрытия потенциалов личности, предоставление возможностей каждому для самореализации, самораскрытия.

Принцип сотрудничества предполагает определение общих целей педагогов и детей, организацию их совместной деятельности на основе взаимопонимания и взаимопомощи.

Принцип мотивации деятельности ребят требует добровольности их включения в ту или иную деятельность, наличия цели – доступной, понятной, осознанной; доверия ребёнка в выборе средств и способов достижения поставленной цели.

Принцип вариативности предполагает создание условий для выбора детьмиформ деятельности, для поддержки различных инициатив, направленных на достижение значимых целей и самореализацию индивидуальности, как педагогов, так и детей.

Принцип сочетания индивидуальных, групповых и коллективных форм работы при реализации программ.

Принцип наглядности данной программы: каждое дело отряда отмечено в выпуске листовки и включено в презентацию работы отряда.

Принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.

Методологические подходы к формированию программы:

1. Личностно-ориентированный подход:

•        содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

•        разностороннее, свободное и творческое развитие каждого ребенка, реализация их природного потенциала, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития воспитанников;

•        целостное развитие подростков и готовность личности к дальнейшему развитию;

•        поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

•        психологическая защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации;

•        развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями, создание условий для воспитания и обучения каждого воспитанника с учетом индивидуальных особенностей его развития (дифференциация и индивидуализация).

2. Системно-деятельностный подход:

•        построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

•        формирование познавательных интересов и познавательных действий учащихся в различных видах деятельности, организация детской деятельности, в процессе которой они самостоятельно делают «открытия», узнают новое путем решения проблемных задач;

•        креативность – «выращивание» у обучающихся способности переносить полученные знания в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решения нестандартных задач и проблемных ситуаций;

•        овладение культурой – приобщение обучающихся к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства, обеспечить способность ребенка ориентироваться в мире и действовать (или вести себя) в соответствии с интересами и ожиданиями других людей, социальных групп, общества и человечества в целом.

3. Индивидуальный подход к воспитанию и обучению подростков

Определяется как комплекс действий педагога, направленный на выбор методов, приемов и средств воспитания и обучения в соответствии с учетом индивидуального уровня подготовленности и уровнем развития способностей воспитанников. Он же предусматривает обеспеченность для каждого ребенка сохранения и укрепления здоровья, психического благополучия, полноценного физического воспитания. При индивидуальном подходе учитываются индивидуальные особенности учащихся (темперамент, характер, способности, склонности, мотивы, интересы и пр.), в значительной мере влияющие на их поведение в различных жизненных ситуациях. Суть индивидуального подхода составляет гибкое использование педагогом различных форм и методов воздействия с целью достижения оптимальных результатов воспитательного и обучающего процесса.

Формы реализации программы

Краеведческое направление программы – это приоритетная работа смены, и является основным блоком программы.

1. Краеведческий блок призван воспитывать в детях любовь к своей малой родине, прививать интерес к истории, культуре, традициям и обычаям родного края. Расширять кругозор учащихся, развивать их познавательные интересы. Воспитывать человека, уважающего традиции и обычаи людей разных национальностей – патриота Родины. Мероприятия этого блока: беседы, экскурсии, встречи с интересными людьми, посещение музеев, подготовка презентации.

2. Блок безопасности, включает мероприятия по ПДД, проведение инструктажа.

3. Развивающий блок включает работу по оформлению презентаций, проведению квестов, познавательных игр. В этом блоке активно используются современные интернет-технологии.

Методы работы: словесный, наглядный, поисковый, практический.

Условия реализации программы

1. Совместная заинтересованность в общем деле.

- воспитание ответственности;

- формирование социальной активности;

- органическое сочетание различных видов деятельности: образовательной. досуговой;

- обеспечение разумной дисциплины и порядка, как условия защищённости каждого ребёнка.

- следование демократическому стилю общения, выстраивание между взрослыми и детьми отношений сотрудничества и доверия (взрослый – друг, товарищ, человек);

- вовлечение в дела и мероприятия смены всех детей.

Формы подведения итогов смены

Форм подведения итогов деятельности смены:

Краеведческий альбом «Новосибирская область – моя малая Родина», посвященный 85-летию Новосибирской области. В альбоме представлены страницы: «История возникновения», «Быт и ремесло», «Природа», «Люди, прославившие свой край», «Земляки - Герои Великой Отечественной войны», «Достопримечательности».

«Альбом эмоций» - своеобразное средство рефлексии. В нем ребята каждый день заполняют летопись дня, оставляют свои впечатления от событий. На каждый день выпускается фотоотчет.

Участие в Детском экскурсионном маршруте «Бараба» в рамках проекта «Дети – детям». по городу Барабинску.

Аналитическая деятельность

Рейтинг краеведческой смены определяется через проведение диагностики в начале работы смены и в конце (приложение 1). Анализ Альбома эмоций.

Ресурсное обеспечение смены

Кадровое обеспечение смены

Для работы смены необходимы следующие кадры: руководитель смены, два вожатых. Смена предусматривает выезды в районы, поэтому задействованы два водителя.

Перед началом работы смены проходит установочный семинар для вожатых.

Педагогические условия

Добровольность включения детей в работу смены, подготовку общих дел. Сочетание индивидуального и коллективного включения детей в различные виды деятельности (творческие, развивающие, интеллектуальные).

Отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих обеспечению успешной самореализации ребенка.

Создание ситуации успеха в избранных ребенком видах деятельности, индивидуальное и публичное поощрение достигнутого.

Материально – техническое обеспечение смены

При работе смены используется здание МБОУДО ЦДОД (кабинеты, рекреация) а также автомобили для перевозки участников смены.

Технические средства: ноутбуки, проектор, принтер, брошюровальная машина, ламинатор, микрофон.

Режим работы смены

Профильная смена краеведческой направленности «Россыпь сибирских музеев» носит разъездной характер, поэтому предусмотрен режим дня для работы «в кабинете» и работы «в поле».

Работа «в кабинете»

Элементы режима дня

Время

Общий сбор

11.00-11.10

Работа по плану смены (оформление краеведческого альбома/ разработка экскурсии «Прогулки по Барабинску»)

11.10- 12.10

Отрядное время

12.10-12.40

Работа по плану смены (оформление краеведческого альбома/ разработка экскурсии «Прогулки по Барабинску»)

12.40-13.40

Оформление отрядной газеты

13.40-13.55

Работа «в поле»

Элементы режима дня

Время

Общий сбор

07.00-07.10

Посадка и отправление (согласно маршрута смены)

Прибытие в краеведческий музей (согласно маршрута смены)

07.10-07.20

10.20

Работа в музее (включает перерыв на обед 30 мин)

10.20-12.20

Посадка и отправление (согласно маршрута смены)

Прибытие в краеведческий музей (согласно маршрута смены)

12.20-12.30

13.30

Работа в музее

13.30-15.30

Посадка и отправление

Прибытие в г. Барабинск

15.30-15.40

17.40

План-сетка работы смены «Россыпь сибирских музеев»

15.08.22

Формирование отрядов

Торжественное открытие смены.

16.08.22

Работа «в поле» Татарск-Чаны

17.08.22

Работа «в поле» Каргат-Убинское

18.08.22

Работа «в поле» Новосибирск

Куйбышев

19.08.22

Работа над краеведческим альбомом, создание экскурсии Прогулки по Барабинску»

22.08.22

Работа над краеведческим альбомом, создание экскурсии Прогулки по Барабинску»

23.08.22

Презентация альбома и экскурсии.

Торжественное закрытие смены.

Карта маршрута

 

Литература

  1. Князева О.Л., Махаева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: программа. Учебно-методическое пособие. / О.Л. Князева, М.Д. Махаева. - СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. - 304 с.
  2. Малыхина Л.Б. Справочник педагога дополнительного образования. / Л.Б. Малыхина. - Волгоград: Учитель. -2013 239 с.
  3. Матова, В.Н. Краеведение/ В.Н.Матова. -СПб: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. - 176 с.
  4. Народная культура и традиции / авт.-сост. В.Н. Косарева. - Волгоград: учитель, 2014. - 166 с.
  5. Народы России. Праздники, обычаи, обряды: Энциклопедия/Бронштейн М. М., Жуковская Н. Л. и др. — М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2008. — 103 с.: ил.
  6. Проектирование и анализ учебного занятия в системе дополнительного образования детей/ авт.-сост. Л.Б. Малыхина. - Волгоград: Учитель, 2015. - 171 с.
  7. Мордкович, В.Г. Бараба - страна диковинная. - 2-е изд., перераб. и доп. - Новосибирск: Наука-Центр, 2003. - 150 с. 
  8. Абакиров, М.Ш. Татары Новосибирской области. Новосибирск: Сибирское книжное издательство, 2010. - 264с.

Приложение

Диагностическое обеспечение смены

Входящая анкета – диагностика проводится в организационный период (первый день смены) с целью выявления индивидуальных особенностей детей и корректировки поставленных задач.

Итоговая – диагностика проводится в итоговый период смены для того, чтобы судить о достижении цели программы (т.е. удалось ли организаторам смены создать максимально благоприятные условия для формирования умения взаимодействовать в разновозрастном коллективе учащихся).

Цель: определить степень удовлетворённости учащихся в смене

Анкета на выходе

1. Хотелось бы тебе еще раз принять участие в краеведческой смене?

Да

Скорее да, чем нет

Затрудняюсь ответить

Скорее нет, чем да

Нет



2. Насколько интересно тебе было на смене? (по шкале от 1 до 10, где 1 совсем не интересно, 10 очень интересно, хочу еще) _____________________

3. Что для тебя было самым интересным в смене?

Участие в экскурсиях

Работа с экспонатами

Встречи с интересными людьми

Создание альбома

Проведение экскурсий

Другое

4. Какие новые способности ты раскрыл в себе на смене?

Поисковые

Ораторские

Организаторские

Затрудняюсь ответить

5. Твои предложения по проведению смены _____________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа профильной смены «МЫ ГРАЖДАНЕ ТВОИ, РОССИЯ»

Общественное развитие современной России все отчетливее показывает возрастающее значение молодежи в политической жизни страны. Именно в молодости...

Историко-литературный краеведческий турнир "Родной край вчера и сегодня"

Организация историко-литературного краеведческого турнира стала традицией в нашей школе. Проводится в форме телевизионной передачи "Своя игра". Включает вопросы истории, этнографии, географии, топоним...

Программа профильной смены для лидеров ДОО "СМАИЛ"

Данная программа расчитана на з дня. К участию приглашаются лидеры детских школьных организаций города и района....

ПРОГРАММА осенней смены краеведческой направленности «Моя малая Родина. Ковров – город воинской славы» пришкольного оздоровительного лагеря МБОУ СОШ №22.

Программа создана руководителем школьного музея для проведения профильной краеведческой смены во время осенних каникул на базе школы, реализована в 2012 году. Осенняя смена краеведческой направленност...

Краеведческая игра "Родной край-сердцу рай"

Интерактивная игра по истории Брянского края...

Краеведческая игра «Родной край – сердцу рай».

Цель: привлечь внимание учащихся к проблеме сохранения памяти о людях и событиях Тайшетского района.Задачи:развить интерес к историческому прошлому родного края;обучить исследовательским навыкам при и...

Краеведческая игра «Родной край – сердцу рай».

Краеведческая игра«Родной край – сердцу рай». Цель: привлечь внимание учащихся к проблеме сохранения памяти о людях и событиях Тайшетского района.Задачи:развить интерес к истори...