Открытый урок "Стили в архитектуре"
план-конспект
Предварительный просмотр:
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПОДОЛЬСК
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
«Утверждаю»
Директор МУ ДО ЦДТ
____________ /С.В. Огаркова/
«____»___________ 2024 год
Конспект открытого занятия
на тему: « Стили в архитектуре»
Педагог дополнительного образования:
Кузнецова Е. В.
г. Подольск
Март, 2024 год.
Дата: 28.03.2024 год.
Год обучения: 3
Возраст учащихся: 11 – 14 лет
Тип занятия: комбинированный (изучение нового материала, закрепление пройденного материала).
Цель: расширить знания детей в распознавании архитектурных стилей.
Задачи:
Личностные:
- развивать эстетический вкус;
- расширить кругозор.
Метапредметные:
- приобрести новую информацию по истории и географии .
Предметные:
- развивать фантазию и творческие способности;
- вызвать интерес к архитектуре как одному из видов искусств;
- научить отличать стили в архитектуре.
Материальное обеспечение:
компьютер, готовый рисунок с кроссвордом, мультимедиапроектор, экран, листы белой бумаги, карандаши. Презентация “Стили в архитектуре”. Раздаточный материал «Элементы архитектурных стилей».
Используемые методы и технологии:
ИКТ, игровая технология, личностно- ориентированная технология. Методы: наглядный, дискуссия, многократное повторение, игра- соревнование.
Подготовительная работа:
Были рассмотрены виды архитектуры по назначению: объемные сооружения (культовые, общественные, жилые и другие здания); ландшафтная архитектура (смотровые площадки, мосты, фонтаны, скверы, бульвары, парки); градостроительство (создание новых городов, реконструкция старых).
Ход занятия | Методы и технологии | |
Организационный момент – 3 мин. | ||
Здравствуйте! Сегодня на занятии мы ближе познакомимся со стилями в архитектуре.
(педагог напоминает детям о наличии материалов: листы, карандаши и т.д.) Техника безопасности.(педагог коротко напоминает о поведении в кабинете, при пожаре и в случае угрозы терракта) | ||
Сообщение темы занятия – 2 мин. | ||
| ||
Основная часть – 35 мин. | ||
Как вы думаете, какие материалы могут использоваться архитекторами, из чего можно строить здания?(дети перечисляют варианты: дерево, камень, кирпич, стекло, алюминий, чугун, железо, керамика) Так что же понимать под архитектурными стилями? Архитектурный стиль, как и стиль в искусстве вообще, — понятие условное. Об архитектурном стиле можно судить по внешнему виду здания. Итак, первым разберем античный стиль.(слайды 2,3,4)- Парфенон в Афинах,Пальмира в Сирии (поздняя античность), Кариатиды в Афинском Акрополе… Черты античного стиля- монументальность, баланс и пропорции, ордерная система, массивные колоннады и кариатиды определенной формы. Материалами для строительства обычно служили мрамор, известняк, камень. С романским стилем мы встречались в фильмах про средневековых рыцарей. (слайды 5,6,7,8 - Приорат Серрабоны (Франция), Кайзерский собор в шпейере ,Германия.) Церковь Святого Якоба в Регенсбурге , Лаахское аббатство, Германия. Это города-замки с толстыми стенами с узкими окнами-бойницами, оборонительными укреплениями и наблюдательными башнями. Внешняя строгость, консервативность, массивность. Декоративных элементов использовалось по минимуму, предпочтение отдавалось простым и ясным формам. Готический архитектурный стиль возник в Средние века в Европе. (слайды 9 – Собор Дуомо в Милане; слайды 13,14 - Нотр-Дам в Париже и Вестминстерское аббатство в Лондоне) Сам термин «готика» происходит от итальянского слова gotico, что означает «странный» или даже «варварский», все это из-за несоответствия идеалам Античности. Главные элементы готической архитектуры Каркасная система. В готической архитектуре придумали особые конструкции без опорных колонн. Вся масса здания приходилась на каркасы из арок — так можно было освободить пространство, сделать его светлее и тем самым сэкономить строительные материалы. (слайд 9) Аркбутаны. Слайд 10 В готических сооружениях отказались от тяжёлых стен, однако нагрузка на каркас всё равно была велика — из-за высоты соборов. Аркбутаны служили поддерживающими внешними элементами. Они выглядят как стройные каменные полуарки, которые передают нагрузку на опорный столб. Контрфорсы. Слайд 11Так называется вся внешняя система опор — на них приходится основной вес готического храма. Как правило, это вертикальная опора, скреплённая с аркбутаном, — так вершина сооружения, которая может быть многоступенчатой, укрепляется и не рушится. Арочные своды - ( нервюры) Слайд 12— они выглядят как выступающие рёбра каркаса. Своды стали главным элементом, который отличал готическую архитектуру от того, что было построено ранее. Нервюры позволили облегчить сооружения, но при этом создавали причудливый узор и игру теней. (слайд 11) Пинакли. Узкая башня с заострённой вершиной. Подобные элементы придают постройке строгости, элегантности и при этом добавляют пышности. Пинакли выполняли и практическую функцию — в них часто добавляли свинец, что придавало сооружению устойчивости и предотвращало сдвиги. Мозаика. В готических храмах можно почувствовать особую атмосферу. Готическая роза. Этот элемент встречается и в постройках романского периода, однако самые красивые примеры были созданы именно в эпоху готики. Роза чаще всего располагалась на фасаде парадного нефа высоко над входом. Она представляла собой витражный круг, который внутри был разделён на «лепестки». Именно через такие розы в храмы проникал основной поток дневного света.Обычно на витражах изображали религиозные сюжеты. Для витражей выбирали яркие цвета: от глубокого малинового до бирюзового. (слайд14) Порталы. Ещё одним отличительным элементом готического стиля стали ниши в стенах храмов. Они были заострёнными, их украшали скульптуры животных или персонажи из мифологии. Обычно в порталах располагался вход.( слайд 15) Горгульи. Скульптуры демонических существ, которых изображали с открытой пастью — словно издающими громкий звук. Горгульями украшали стены построек не для устрашения: во время ливней скульптуры служили для отвода дождевой воды с крыши и от стены здания. (слайд ) Педагог напоминает детям о том , что у них на столах лежит раздаточный материал с элементами архитектурных стилей. Педагог делит детей на 3 группы. Каждая группа должна будет отобрать элементы одного стиля : античный, романский и готический. Дети зачитывают результаты… Стиль барокко в архитектуре пришелся на XVII — середину XVIII века. Само название «барокко» говорит о «неправильности» этой архитектуры. Раньше этим словом моряки называли жемчужины неправильной формы. По одной из версий, в русском есть однокоренное слово – брак, бракованный, то есть сломанный, неправильный :) Этот стиль создает некое «волнующееся» пространство, любит сложно устроенное чередование вогнутых и выпуклых форм, динамику. (слайд 15 – Оперный театр в Одессе,) Вторая особенность — овальные планировки. Это, пожалуй, самый уникальный признак барокко. Если в плане здания есть овал — можете смело относить его к этому стилю. (слайд 16- Собор Сан Джорджо, Сицилия) Третий признак — неравномерная расстановка колонн на фасаде. (слайд -17 Павильон Эрмитаж в Царском Селе. Архитектор Растрелли) И самое бросающееся в глаза — обильная скульптурная и живописная декорация здания. Перейдем к классицизму. Черты классицизма в архитектуре черпают свои мотивы в традициях античности. Строгая симметрия, простые формы, предпочтение прямым линиям, колонны, геометрически правильные формы, мало декоративных украшений. (слайд -18 ,19- Усадьба Борщова в Костроме, Казанский собор в Петербурге)
Отличительные черты стиля модерн:
. (слайд 20 – Здание Зингер в СПБ ) Хай- тек зародился в конце 20 века, как новое поколение модернистов. (слайд 21,22- Здание- яйцо в Бомбее; Отель в Китае - Норман Фостер) Архитектура В стиле хай-тек это фантастика, кадры из будущего. Она завораживает Не хотелось бы обойти вниманием экостиль (стиль единения с природой, минимальное причинение вреда экологии) (слайд 23) Есть 8 основных стилей в архитектуре. Каждый имеет еще несколько разновидностей. А теперь давайте подумаем, подойдут ли к слову "архитектура" такие прилагательные, как: древняя современная необычная оригинальная средневековая фантастическая монументальная авангардная бесвкусная мрачная Какие архитектурные сооружения подходят к этим словам?(дети смотрят слайды, называют стили и подбирают подходящие эпитеты) Педагог разбивает учащихся на группы и дает задание нарисовать типы зданий : в классическом, романском и готическом стилях. Закрепление пройденного: Онлайн – игра “Угадай архитектурный стиль” | Метод: беседа Технология личностно- ориентированная Метод: демонстрация презентации Технология: Информационно – коммуникационная Технология критического мышления | |
Итог – 5 мин. | ||
| Метод : беседа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Архитектура компьютера" открытый урок
для 8 классаЦели:Обучающая. Обобщить и систематизировать знания учащихся об устройстве компьютера, назначении его устройств, продолжить формирование навыков работы с компьютером.Развивающая. Спо...
Открытое итоговое внеклассное мероприятие по изобразительному искусству для учащихся 8 классов по теме «Архитектура». «Путешествие по Золотому кольцу России».
Вступительное слово учителя. Сегодня мы собрались в необычной обстановке, чтобы подвести итоги нашей работы по изученной теме «Архитектура». В течение нескольких уроков вы создавали творче...
Конспект открытого урока по МХК "Искусство первобытного человека. Мегалитическая архитектура"
Конспект урока изучения новой темы "Искусство первобытного человека. Мегалитическая архитектура" может использоваться при подготовке и проведении урока в 10 классе по предмету "Мировая художественная ...
Открытый урок «Золотое сечение в архитектуре Великого Новгорода»
урок объяснения нового материала по математике для 8 класса по программе дополнительного образования «За страницами учебников математики» с использованием мультимедийной презентации....
Структура системной платы. Основные характеристики компьютера. Принцип открытой архитектуры компьютера.
Разработка урока по информатики...
Открытый урок по теме "Архитектура ПК"
Открытй урок по теме: Модели и моделирование...
Всероссийский открытый урок "Дом, в котором хочется жить", посвященный архитектуре.
15.02.2018 г. в 10 часов утра по московскому времени для школьников прошёл Всероссийский открытый урок "Дом, в котором хочется жить", посвященный архитектуре и урбанистике. Организатором мер...