Обучающие и учебно-игровые средства ИКТ в образовательно-воспитательном процессе ОДО
учебно-методический материал

Пыстина Наталья Юрьевна

В статье описан современный подход к использованию ИКТ в ОО ДО состоит в ориентации на разработку цифровых образовательных ресурсов – от отдельных слайдов и схем, которые могут быть использованы преподавателем в презентации при изложении учебного материала до электронных учебников и образовательных web-сайтов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sredstva_ikt_o_oo_do.docx25.48 КБ

Предварительный просмотр:

Обучающие и учебно-игровые средства ИКТ

в образовательно-воспитательном процессе ОО ДО

Автор-составитель: Пыстина Наталья Юрьевна,

методист МБУДО «Городской центр детского (юношеского)

технического творчества г. Юрги»

Современный подход к использованию ИКТ в ОО ДО состоит в ориентации на разработку цифровых образовательных ресурсов – от отдельных слайдов и схем, которые могут быть использованы преподавателем в презентации при изложении учебного материала до электронных учебников и образовательных web-сайтов. В МБУДО «ГЦД(ю)ТТ г. Юрги» активно разрабатываются обучающие и учебно-игровые средства ИКТ туристско-краеведческой направленности. Под обучающими средствами понимаются такие, которые сообщают знания, формируют умения, навыки учебной или практической деятельности, обеспечивая необходимый уровень усвоения. Учебно-игровые средства создают ситуации, в которых деятельность обучающихся реализуется в игровой форме.  Наиболее распространенными средствами обучающего типа, разработанными в учреждении, являются виртуальные экскурсии. Экскурсии – одна из важнейших форм организации туристско-краеведческой работы, но не всегда погодные условия позволяют реализовать намеченный план и провести экскурсию по выбранной теме. Сложно в достаточно короткий срок в рамках пешеходной экскурсии познакомиться с разными объектами, представляющими тему, они находятся на значительных расстояниях друг от друга, что ведет к усталости учащихся и резкому снижению качества восприятия материала, потере интереса к представляемым объектам. Выезд же на экскурсию за пределы города требует материальных ресурсов, которые не всегда могут обеспечить родители.  Мультимедийная виртуальная экскурсия представляет собой программно-информационный продукт, предназначенный для интегрированного представления материалов экскурсии. Учащийся движется от фрагмента к фрагменту так же, как во время реальной экскурсии переходит от объекта к объекту, узнает о них нечто новое. Для создания экскурсий мы используем программы пакета MS Office PowerPoint, Windows Movie Maker, Fotoshow, для создания коллажей программами Picasa, CollageIt, Мастер Коллажей, для преобразования мультимедийных файлов – программами FormatFactory, VirtualDub.

Особенно интересны детям интерактивные экскурсии. Это понятие еще будет использовано, поэтому остановимся на его кратком определении. Интерактивность (от англ. interaction – «взаимодействие») – понятие, которое раскрывает характер и степень взаимодействия между объектами. Интерактивность в образовательном процессе – это принцип организации обучения, при котором цель достигается информационным обменом элементов этой системы – участников образовательного процесса (педагога и учащегося). В ходе интерактивной экскурсии учащийся сам выбираем маршрут движения.

        Педагогическими работниками были составлены экскурсии по темам «Семь чудес Кузбасса», «Кузнецкий Алатау – жемчужина нашего края», «Мы шагаем по Кузбассу», «Природные памятники земли Кузнецкой», «Великий подвиг твой, Юрга, в названьях улиц отразился». Работа по созданию экскурсий продолжается.

Использование в учебном процессе дидактических игр активизирует учащихся на протяжении всего занятия, формирует их познавательные интересы и стремление к овладению знаниями, оказывает положительное эмоциональное воздействие. Включение в занятие дидактических игр и игровых моментов с использованием информационно-коммуникационных технологий способствует совершенствованию процесса обучения, позволяет разрядить эмоциональную напряженность и создать более благоприятный климат для усвоения материала. Использование знаний, умений и навыков в игровой компьютерной среде приводит к их актуализации, а желание играть – к мотивации их приобретения. Широкое распространение получили интерактивные игры. Этот прием помогает педагогу организовать викторины, интеллектуальные игры, применим этот прием в воспитательном, досуговом мероприятии.  

При проведении городского семинара «Активные формы организации краеведческой деятельности школьников» на базе нашего учреждения был организован и проведен мастер-класс по подготовке и проведению интерактивных игр. По отзывам педагогов-участников семинара, содержание мастер-класса было актуальным, информативным, практически ориентированным и заинтересовало педагогов-краеведов.

Полезную роль в образовательном процессе играют дидактические тренажеры (игры-тренажеры). Тренажеры предназначены для повторения  и закрепления пройденного учебного материала, самопроверки,  отработки разного рода умений и навыков. В туристско-краеведческой деятельности мы используем тренажеры, составленные самостоятельно в программе  MS Office PowerPoint.

Список литературы и источников

  1. Бабич И.Н. Новые образовательные технологии в век информации / Материалы XIV Международной конференции «Применение новых технологий в образовании». – Троицк: Фонд новых технологий в образовании «Байтик». – 2003. – С. 68-70.
  2. Бурмакина И.Ф. ИКТ–компетентность в мировой практике. Показатель ИКТ–компетентности учащихся и работников образования как индикатор результативности Проекта ИСО. – М.: НФПК, 2005.

Электронные ресурсы

  1. Басурматорова, Л.А., Хуснутдинова, Л. С. Роль ИКТ-компететности учителей - предметников в образовательном процессе [Электронный ресурс]: Информационные технологии в образовании/ Л. А. Басурматорова., Л. С. Хуснутдинова - Электрон. дан. - М.: Изд-во ИТО - Томск, 2009.
  2. Сайт МАУК «Муниципальная информационная библиотечная система» г. Кемерово [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://библиотеки.кемеровские.рф/?p=topics/kuzbass_on_map_of_russia.htm 
  3. Творогова, Г.А. Использование информационных технологий в работе методиста [Электронный ресурс]/ – Режим доступа http://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-2146


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Будущим вокалистам Электронное учебно-игровое средство Презентация Microsoft PowerPoint для самостоятельного развития исполнительских умений обучающихся по программе «Основы вокального искусства»

Данная презентация является электронным учебно-игровым средством, ориентированным на обеспечение взаимодействия игровой и учебно-познавательной деятель...

Внедрение регионального компонента в образовательно-воспитательный процесс школы-интерната VIII вида

В процессе изучения родного края происходит расширение социального опыта у школьников с ограниченными возможностями здоровья, формирование естественных и общественно-исторических знаний и представлени...

Модель организации интерактивного взаимодействия всех субъектов образовательно-воспитательного процесса

Описание варианта организации модели интерактивного взаимодействия субъектов образовательного процесса....

"Календарно-тематическое планирование образовательно-воспитательного процесса"

Перспективное планирование воспитательной работы на 2018 – 2019 учебный годгруппа «Радуга»...

ИКТ как средство повышения качества образовательно-воспитательного процесса в ОДО

Участие в цифровом мире уже стало обязательным условием и успешности в общественной жизни и профессии.  Практика показывает, что пока ощущается недостаток знаний педагогов о возможностях мультиме...

Система работы учителя – наставника в становлении вновь принятого учителя, реализующего образовательно-воспитательный процесс для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (из опыта работы)

В статье рассматривается система работы наставника в профессиональном становлении учителя трудового обучения, имеющего стаж педагогической деятельности более 3-х лет, но не реализующего ранее образова...