Интерактивный урок по теме "Персональные данные".
план-конспект занятия (9 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Финансовая грамотность. | 474.92 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ "Красинская средняя общеобразовательная школа"
Дубенского муниципального района Республики Мордовия
Интерактивный урок
по теме
"Персональные данные".
Подготовила
Костычева Е.И.
2024
Задачи:
1. Дать ученикам первоначальные представления о персональных данных.
2. Познакомить с основными видами персональных данных и способами и защиты.
3. Сформировать представление о важности защиты персональных данных.
4. Учить детей работать с информацией, анализировать материал, принимать финансовые решения и оценивать свою работу.
5. Учить детей работать в группе, формулировать и обосновывать своё мнение и позицию.
Методические рекомендации Методическая разработка рекомендуется для проведения урока «Персональные данный» в 5-8 классах.
Технические требования: Компьютер, проектор, средство просмотра PowerPoint (или PDF).
Организационный этап.
ВЕДУЩИЙ: Здравствуйте, ребята! Тема сегодняшнего урока – Персональные данные. Как вы думаете, чему будет посвящён урок? Есть ли у вас персональная информация?
Ответы учащихся. Обсуждение.
ВЕДУЩИЙ: Действительно, персональные данные есть у каждого человека, ведь это личная (персональная) информация о каждом из нас. Перед тем как начинать знакомство с темой предлагаю познакомиться с маленьким мальчиком. Его зовут Егор, и сейчас мы рассмотрим несколько ситуаций, в которых он оказался.
ВЕДУЩИЙ Наш герой пока совсем ничего не знает про основы финансовой безопасности. Первая ситуация. Однажды, мальчик взял у мамы телефон и хотел найти и посмотреть его любимый мультик. Но он случайно попал на рекламный сайт, где его попросили ввести номер телефона и подписаться на рекламные уведомления. Егор ввёл номер телефона своей мамы. Как вы думаете, правильно ли поступил Егор? Какие последствия могут быть у этой ситуации?
Ответы учащихся. Обсуждение.
ВЕДУЩИЙ На следующий день мама Егора вернулась домой позже обычного времени, уставшая и грустная. Егор спросил у мамы про причину ее состояния. Она рассказала о том, что целый день на её телефон поступали какие-то странные рекламные звонки. Она постоянно отвлекалась на них и не успела закончить работу в срок, поэтому ей пришлось задержаться. Егор понял причину постоянных звонков его маме. Как бы вы посоветовали поступить Егору?
Ответы учащихся. Обсуждение.
ВЕДУЩИЙ Да, лучше всего сразу рассказывать родителям о таких ситуациях. Они помогут исправить возникшие трудности. Рассмотрим вторую ситуацию. Егор гулял в парке с друзьями. В парке было многолюдно, ребята долго искали свободную лавочку. Компания заговорила про ремонт, и Егор рассказал, что родители только недавно закончили ремонт и купили много новой техники: модный телевизор, приставку, компьютер. Один мальчик сказал, что еще никогда не был в гостях у Егора. И следом Егор пригласил всех в гости на выходных, назвав свой полный адрес. Как вы думаете, правильно ли поступил Егор? Какие последствия могут быть у этой ситуации?
Ответы учащихся. Обсуждение.
ВЕДУЩИЙ Через пару дней Егор пришёл домой и увидел, как папа меняет замки на входной двери. Егор спросил, зачем он это делает? Папа рассказал, что ему позвонили соседи и сказали, подозрительный человек что-то делает около их двери. Папа вызвал полицию и сам приехал домой. К счастью, у воришки ничего не получилось, но вот замки папа решил всё же поменять. Также папа сказал Егору, что не понимает, почему кто-то решил к ним пробраться, именно сейчас, когда у них было много крупных покупок. Егор подумал и понял, где и когда воришка мог услышать информацию о приобретениях семьи Егора.
Как бы вы посоветовали поступить Егору?
Ответы учащихся. Обсуждение.
ВЕДУЩИЙ Действительно, лучше честно рассказать родителям, что произошло. И взять за правило – оберегать личную информацию от посторонних людей. Теперь рассмотрим третью ситуацию. Егор уже немного подрос и ему недавно оформили банковскую карту – теперь он совсем взрослый. На праздник родственники ему подари деньги и он решил совершить свою первую покупку в интернете. Он нашёл сайт с самой низкой ценой на выбранную игрушку. Правда, он никогда не видел и не слышал такой магазин, но всё же решил оформить заказ. Сразу же, без уточнения деталей заказа, его попросили ввести все данные с карты. Егор ввёл данные и нажал оплатить, но сайт перестал работать. Как вы думаете, правильно ли поступил Егор? Какие последствия могут быть у этой ситуации? Ответы учащихся. Обсуждение.
ВЕДУЩИЙ Егор испугался за сохранность денег. Через несколько минут Егору позвонила мама и сказала, что заблокировала его покупку. Егор обрадовался и рассказал, что хотел купить маленькую игрушку. А мама рассказала, что с его карты хотели списать все деньги, но такие операции через детскую карту можно делать только с разрешения родителей. Что объединяет все три ситуации? Что не знал и не умел Егор?
Ответы учащихся. Обсуждение.
ВЕДУЩИЙ Всё верно, ситуации объединяет использование персональных или личных данных. Егор не знал, что его личная информация может быть интересна мошенникам и они могут ей воспользоваться.
Основной этап
ВЕДУЩИЙ Сегодня вы узнаете: что такое персональные данные, как и зачем их защищать. А также вы сможете научиться защищать свои персональные данные, учитывать риски и распознавать опасности при их использовании. Немного теории. Что же такое персональные данные?
Ответы учащихся. Обсуждение.
ВЕДУЩИЙ Все верно, персональные данные – это разнообразная информация о личности человека, которая позволяет идентифицировать конкретного человека. Идентифицировать – значит определить подлинность личности человека. Как вы думаете, как называет документ, в котором собрана основная информация о человеке? (Дать возможность ученикам ответить) Правильно, паспорт. Для совсем юных людей таким документом является свидетельство о рождении. Вся информация, которая есть в паспорте – персональная. Но паспортом дело не ограничивается – например, номера телефонов — это тоже наша персональная информация, а также информация об образовании или медицинских противопоказаниях. Важно не передавать свою персональную информацию через ненадёжные ресурсы или людям, которым вы не доверяете. На примере Егора мы увидели, что оставлять номер телефона на непроверенных сайтах – плохая идея. Им обязательно воспользуются с обманной или рекламной целью. Также как и рассказывать о крупных покупках своей семьи во всеуслышанье, могут найтись люди, которые захотят их украсть.
Особую категорию персональных данных составляют сведения о биометрических характеристиках конкретного человека, например группа крови, цвет глаз, возраст, рост, вес. Некоторые такие характеристики используют как защиту устройств и персональной информации, которая на них хранится. Поэтому у биометрических данных двойная ценность, они выступают и как источник информации о человеке и как способ защиты другой персональной информации. Сейчас есть закон о защите персональных данных. Это Федеральный закон №152, согласно которому, нельзя собирать, обрабатывать, хранить и передавать персональные данные без разрешения их владельца. Законодательство устанавливает особый режим конфиденциальности. Общим правилом является требование не использовать персональные данные без согласия их владельца. И прекратить их использование, как только человек заявит об этом. Несмотря на государственные меры предосторожности, в первую очередь, за сохранностью персональных данных необходимо следить их владельцу. Как вы думаете, почему важно защищать свои персональные данные?
Ответы учащихся. Обсуждение.
ВЕДУЩИЙ Давайте рассмотри ещё несколько ситуаций, в которых оказался Егор. Помните, мы говорили, что Егор собирается в школу? Для начала Егору с мамой нужно было оформиться в школу. Мама взяла с собой много документов. Егора это удивило, он спросил у мамы, зачем она их взяла. Мама рассказала Егору, что школа должна знать о нём основную информацию, кто его родители, где он живёт, сколько ему лет и даже особенности его здоровья. «Значит, – спросил Егор, мы сами предоставляем школе всю нашу персональную информацию?» Да, но мы знаем, что школа - государственное учреждение, и не будет использовать наши данные не по назначению. Подумайте, зачем школе ваша персональная информация и как школа её хранит?
Ответы учащихся. Обсуждение.
ВЕДУЩИЙ А еще, помните, мы говорили, что у Егора появилась своя банковская карта. Когда папа оформлял ему банковскую карту, он рассказывал, что её данные нужно беречь и защищать от мошенников. Егор задумался и спросил: А персональные данные банку мы тоже сами сообщаем? – Конечно, ответил папа. Ведь мы приходим в банк получить финансовую услугу и банк должен знать, кому он её оказывает. Так как банк работает с финансовой информацией других людей, на нем лежит большая ответственность за безопасность всех данных его клиентов! Банки стараются внимательно за этим следить! – Значит, наши финансовые данные в полной безопасности и мошенники нам не страшны? – Хоть банк и защищает наши данные, мы не должны забывать и о нашей ответственности за свои данные. После этих слов Егор задумался: а как мы сами защищаем нашу информацию? Помогите Егору, приведите примеры того, как мы сами должны защищать нашу персональную информацию.
Ответы учащихся. Обсуждение.
ВЕДУЩИЙ Теперь давайте представим – Егор уже учится в школе. Его класс решил принять учаcтие в акции, но перед этим нужно зарегистрироваться на сайте акции.
Но для того, чтобы ребёнок зарегистрировался, необходимо чтобы родители дали согласие на обработку его персональных данных. Ребята обсудили, и поняли, что такое правило регистрации встречается практически везде. Как думаете, для чего было установлено такое правило регистрации?
Ответы учащихся. Обсуждение. В
ЕДУЩИЙ Итак, у нас, как и у Егора, часто возникают ситуации, в которых мы передаем свои персональные данные различным организациям и компаниям. И практически во всех таких случаях подписывается согласие на обработку персональных данных. До наступления совершеннолетия (18 лет) такие согласия подписывают родители. Сталкивались ли вы с разрешением на обработку персональных данных?
Приведите примеры. Ответы учащихся. Обсуждение.
Практическая часть. Через несколько лет вам предстоит распоряжаться своими персональными данными. Предлагаем вам попрактиковаться в этом. Вам предстоит познакомиться с текстом «Согласия», проанализировать его и выделить те фрагменты, с которыми вы бы не стали соглашаться.
Проведение групповой (парной) работы. Сравнение результатов. Обсуждение.
Подведение итогов.
ВЕДУЩИЙ Ребята, всем спасибо, вы прекрасно справились. Надеюсь, теперь ваши персональные данные будут под пристальной защитой. А теперь прошу вас оценить, насколько информация на уроке была для вас полезной?
Ответы учащихся. Обсуждение.
ВЕДУЩИЙ Благодарю за участие! До новых встреч.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы к уроку по теме Сжатие данных
Предлагаемые материалы легли в основу зачетной работы по курсу "Математические основа информатики"(автор А. Гейн), который я успешно прошла в 2011 году в дистанционном университете "1Сентября". Матери...
Интерактивный тест по теме "База данных"
Интерактивный тест по теме "База данных" предназначен для обобщения материала и контроля знаний учащихся 11 класса по информатике....
Конспект урока по теме "Экспериментальные данные и вероятности событий"
Комбинированный урок с применением технологии проблемного обучения. На уроке используется виртуальная лаборатория "Вероятностные модели". Расписаны цели и формируемые УУД к каждому этапу урока....
Урок по теме: «Базы данных Microsoft Access»
Познакомить учащихся с понятиями: информационно-поисковая система база данных с ее основными элементами и видами; практическое применение теоретического материала; первоначальные умения по...
Разработка урока по теме «Базы данных»
Средства ИКТ не только обеспечивают образование с использованием той же технологии, которую учащиеся применяют для связи и развлечений вне школы, но и создают условия для индивидуализации у...
Урок по теме"Персональная информация"
Разработка урока по теме "Персональная информация"...
Технологическая карта открытого урока по теме: "Персональный компьютер: устройство и назначение" 7 класс
Тема урока "Персональный компьютер: устройство и назначение" 7 классУМК «Информатика» 7класс (ФГОС), автор Семакин И. Г. и др., 2019 г.Цель: Знакомство с назначением и...