Разработка урока по теме «Базы данных»
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс) на тему

Шагандина Анна Анатольевна

Средства ИКТ не только обеспечивают образование с использованием той же технологии, которую учащиеся применяют для связи и развлечений вне школы,  но и создают условия для индивидуализации учебного процесса, повышения его эффективности и результативности. Использование ИКТ позволяет обеспечить максимальную наглядность на уроке, разнообразить деятельность учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_po_teme.docx26.21 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по теме «Базы данных»

Технологическая карта урока

 Тема

«Базы данных»

Актуальность использования средств в ИКТ

Средства ИКТ не только обеспечивают образование с использованием той же

технологии, которую учащиеся применяют для связи и развлечений вне школы,  но и создают условия для индивидуализации учебного процесса, повышения

его эффективности и результативности. Использование ИКТ позволяет обеспечить максимальную наглядность на уроке, разнообразить деятельность учащихся.

Цель урока

 

Познакомить учащихся с понятиями: информационно-поисковая система базы данных с ее основными элементами и видами.

Задачи урока

обучающие

развивающие

воспитательные

1) Познакомить учащихся с понятием база данных, типы данных, список, поле, ключ, информационная система

2) Показать практическое применение теоретического материала;

1) Формирование культуры речи;

2) Формирование умения корректно высказывать точку зрения.

1) Воспитывать устойчивый познавательный интерес к предмету информатика через показ практического применения темы;

2) Воспитывать такие качества личности, как активность, самостоятельность и аккуратность в работе

Планируемый результат

Предметные формирование представления об основных изучаемых понятиях, изучение приложения Microsoft Access 2007.

Метапредметные.

Личностные УУД:

Умение выделять нравственный аспект поведения на уроке.

Регулятивные УУД:

умение планировать свою деятельность, определять цель, обнаруживать и формулировать проблему урока, работать по плану, выдвигать версии, оценивать степень успешности достижения цели

Познавательные УУД:

анализировать и обобщать, сравнивать, устанавливать аналогии по созданию таблиц баз данных в других приложениях, поиск наиболее эффективного способа решения задачи.

Коммуникативные УУД:

умение полно и точно выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи.

Основные понятия

Информационные системы, база данных, типы данных, свойство поля, поле, список, ключ поля.

Оборудование

Учебник «Информатика - базовый курс», 9 класс Семакина И., Залоговой Л., Русакова С., Шестаковой Л., издательство «Бином. Лаборатория знаний», ЭОР по данной теме, раздаточный материал

Необходимое аппаратное и программное обеспечение

1.       Компьютеры

2.       Пакет приложений Microsoft Office 2007,

2. Экран,

3. Мультимедийный проектор,

4. Сеть Интернет, локальная сеть

 

Технология проведения

(этапы, цель)

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Планируемые результаты

 

Предметные

Метапредметные

1.Оргнизационный

Цель: подготовка класса к работе

Приветствие,

наличие обучающихся

Подготовка к уроку

Интерес к предмету, теме

Регулятивные УУД:

умение планировать свою деятельность

2.Актуализация знаний

Цель: создание ситуации успеха на уроке для каждого обучающегося

Вступительное слово учителя. Представьте себя в роли администрации нашей школы. Смогли бы вы упомнить все сведения об успеваемости учащихся, общественной работе, поведение учеников. А домашний адрес, место работы родителей, состояния здоровья каждого ученика и т. Д. Такая рутинная работа преследует каждого руководителя большого коллектива.

Кто из вас знает, а как раньше хранились данные  о сотрудниках некоторого коллектива?

Какие изменения произошли с появлением компьютеров?

- Учащиеся дают ответы на поставленный вопрос

(В картотеках: в виде выдвижных ящиков, где в алфавитном  порядке стояли личные дела сотрудников.)

- учащиеся выдвигают свои гипотезы.

Коммуникативные УУД:

излагать своё мнение;

участвовать в диалоге

Постановка цели урока

Приступим к изучению нового материала.

Тему урока запишите в тетрадь. 
Сегодня на уроке мы рассмотрим понятие информационно-поисковая система базы данных, основные элементы и виды баз данных, познакомимся с  одной из систем управления  базами данных - Мiсrоsоft Access.

Записывают в тетрадь тему урока

3. Изучение нового материала

Цель: знакомство с новыми понятиями и возможностями приложения MicrosoftAccess 2007.

Базы данных и информационные системы.

1.Сформулировать определение информационно-поисковая система (субъективный подход). Беседа с учащимися.

Демонстрация ресурса

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/d93389c8-f059-4d08-bc10-f43316c2e700/view/

Реляционные базы данных.

2. Перечислить виды структуры данных. Дать определение реляционных баз данных.

Беседа с учащимися. В ходе беседы демонстрация ресурса

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/820652f0-b739-4d13-bc59-077777517d65/view/

Типы полей в реляционных базах данных.

3. Назвать основные типы полей в реляционных БД Беседа с учащимися. Беседа завершается демонстрацией ресурса.

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/f64d4175-6e2d-47ed-be61-ae06c42f1d0b/view/

Логическая схема понятий по теме «СУБД и базы данных»

4. Демонстрация ресурса и объяснение по ней классификации баз данных, организации данных в БД и осуществлении обработки данных.

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/10581270-4bc2-4675-959b-4656a818e615/view/

5. Для закрепления пройденного материала предлагаю пройти тренировочный тест. В процессе работы над тестом оказание помощи учащимся.

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/6e8bcbb3-85f7-4e8c-be3f-c40f64b0e18c/view/

Беседа, в ходе которой учащиеся приводят примеры ситуаций, когда в большом количестве данных необходимо найти ту информацию, которая нужна в данный момент.

В итоге беседы в тетрадь записывают определение.

Беседа, в ходе которой учащиеся знакомятся с видами структуры данных, записывают определение в тетрадь  и выполняют задания по заполнению таблицы

Беседа, в ходе которой учащиеся называют возможные типы данных, которые могут содержаться в полях БД и затем сравнивают свои предположения с типами полей и записывают их в тетрадь.

Записывают в тетрадь схемы понятий «СУБД и базы данных»

Выполняют тест за ПК.

Знакомятся с новыми понятиями и возможностями приложения через теоретический материал  и практическое применение.

Познавательные УУД:

устанавливать аналогии по созданию таблиц,  поиск наиболее эффективного способа решения задачи;

Регулятивные УУД:

работать по плану урока

Коммуникативные УУД:

умение полно и точно выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи при формировании вопросов и ответов в ходе беседы.

4.Подведение итогов урока

Цель: определение предварительного уровня достижения цели урока

1.Что узнали о базах данных и информационных системах?

Был ли полезным новый материал урока?

2.Достигли ли цели урока?

Отвечают на вопросы на основе записей в тетради и выполнения работы по прохождению теста.

Представление об основных изучаемых понятиях сформировано, тренировочный тест пройден.

Коммуникативные УУД:

излагать своё мнение

Регулятивные УУД:

определять цель, обнаруживать и формулировать проблему урока, оценивать степень успешности достижения цели 

5. Д/з

Цель: закрепление знаний по теме, возможность выбора заданий  для обучающихся с разным уровнем мотивации

Домашнее задание на выбор: 1.Задания 1-5 для всех учащихся

2. Задания 10-11 повышенного уровня

 Найти ответы на поставленные вопросы в тексте учебника, использовать приложение Microsoft Access2007.

Закрепление знаний, умений и навыков, полученных на уроке

Познавательные УУД:

находить информацию в тексте, обобщать;

представлять информацию в развёрнутом виде

 Список литературы:

  1. Учебник «Информатика - базовый курс», 9 класс Семакина И., Залоговой Л., Русакова С., Шестаковой Л., издательство «Бином. Лаборатория знаний»
  2. ЭОР по данной теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока. 11 класс. «База данных MICROSOFT ACCESS».

Система управления базой данных (СУБД) комплекс программ, предназначенный для организации работы с компьютерными базами данных....

Урок по теме: «Базы данных Microsoft Access»

Познакомить  учащихся с понятиями: информационно-поисковая система база данных с ее основными элементами и видами; практическое применение теоретического материала;  первоначальные умения по...

Уроки по теме "Базы данных"

Разработка содержит пять уроков по теме "Базы данных", данный материал может быть использован, как в 11 классе, так и в 9-м классе при знакомстве с понятием баз данных, в сокращенном виде. Э...

Разработка урока "Создание табличной базы данных"

Разработка урока "Создание табличной базы данных" содержит конспект урока, презентацию и практическое задание...

Презентация к уроку по теме «База данных как модель предметной области» 9 класс

Презентация к уроку по теме «База данных как модель предметной области» 9 класс...