Конспект занятия «Блиндажная (окопная) свеча»
план-конспект занятия (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Разработка занятия по изготовлению блиндажных свечей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект занятия по изготовлению окопной свечи | 47.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
«Блиндажная (окопная) свеча»
г. Благодарный
февраль, 2024 год
Тема: «Блиндажная (окопная) свеча».
Тип занятия: открытия новых знаний
Цель занятия: познакомить с технологией изготовления блиндажной (окопной) свечи
Задачи занятия:
- научить изготавливать блиндажную (окопную свечу);
-развивать коллективизм; ответственность;
- воспитывать патриотическое отношение к своей стране, вооруженным силам России.
Возраст учащихся: 11-15 лет
Форма проведения: комбинированное занятие
Методы: словесный, проблемный, практический
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, образец изделия, жестяная банка из -под консервов, гофрированный картон, карандаш, канцелярский нож или ножницы для отрезания гофрокартона, парафин
металлическая линейка, ручка, фломастеры.
Планируемые результаты: изготовление и отправка окопных свечей в зону СВО
Необходимое оборудование:
компьютер, экран, колонки, презентация, раздаточный материал.
Ход занятия
І. Организация начала занятия.
1. Приветствие.
2. Проверка готовности
II. Актуализация умений и знаний.
- Эпиграфом к нашему занятию я взяла такие слова «Народ, не желающий кормить свою армию, вскоре будет вынужден кормить чужую».
- Как вы их понимаете?
- Правильно, государство, не тратящее достаточно средств на обеспечение своих вооруженных сил, в скором времени будет захвачено. То есть, даже не готовясь к завоевательным походам, страна всегда должна иметь сильную армию.
- Вспомните, какой государственный праздник мы отмечаем в феврале?
-Правильно. Это день защитника Отечества. Вы хорошо знакомы с историей возникновения праздника. Вам её неоднократно рассказывали в школе, с ней мы ежегодно знакомились на наших занятия. В этот день принято поздравлять и дарить подарки мужчинам и женщинам - защитникам Отечества.
III. Открытие темы и цели занятия
- Сегодня мы с вами на занятии тоже будем делать подарок защитникам Отечества.
- А вот тему и цель занятия я предлагаю вам определить самим, разгадав ребус.( Приложение (свеча)
- Правильно. Это свеча.
Самое раннее использование свечей приписывают древним египтянам, которые делали фонари, лампы и факелы 3000 лет до нашей эры, вымачивая сердцевину тростника в расплавленном животном жире. Однако у их фонарей не было фитиля, как у настоящей свечи. Первые же свечи с фитилем появились в Древнем Риме 500 лет до нашей эры.
И лишь в XV веке для изготовления свечей стали массово использовать пчелиный воск, как горючий материал для свечей. Кстати, так привычная нам цилиндрическая форма для отливки свечей была изобретена тогда же, в XV веке, во Франции. Наконец, свечу можно стало назвать свечей.
Бедняки же довольствовались лучинами или свечками из животного жира.
В средние века свеча стала одним из культовых предметов. Кроме этого, свечеварение освоили все монахи, так как свечи стали обязательным церковным атрибутом и приносили немалый доход.
Позже немец Карл фон Райхенбах открывает получение парафина из нефти. Он надолго стал основным материалом для изготовления свечей, ведь его стоимость существенно ниже других материалов.
А в 1834 — американец Джозеф Морган представляет первый станок для массового производства свечей и свечи стали доступны большинству людей.
- А с чем ассоциируется у вас слово свеча? (тепло, свет, уют, очаг, память, чистота, вера, храм и.д.)
- Давайте теперь перейдём к теме и целям занятия. Можно ли как- то связать слово свеча с защитниками Отечества?
- Итак, тема нашего занятия «Блиндажная (окопная) свеча», а цель нашего занятия научиться изготавливать свечи, отправить подарок нашим воинам на СВО.
IV. Открытие новых знаний.
- Вы сейчас имеете очень много информации из Интернет источников, новостных каналов, с вами проводят разговоры о важном, а кто мне скажет, что такое СВО и какова ее цель? (Ответы детей)
- Россия огромная мирная страна с большим запасом природных ископаемых. И если мы с вами пролистаем страницы нашей истории, то увидим, что большинство войн, в которых мы принимали участие оборонительные. Цель СВО, начатой 24 февраля 2022 года -демилитаризация, то есть разоружение Украины и денацификация, то есть зачистка (тем или иным образом) территории Украины от нацистов и неонацистов, а также защита населения Донбасса и Луганска. На территории Украины очень много русскоязычного населения. Украинский народ был и остается братским народом русскому. Наша страна неоднократно пыталась урегулировать конфликт, путем мирных переговоров, к которым Россия готова и сейчас
Война всегда была тяжелым испытанием. Поэтому народ в тылу помогал чем мог своей армии, своим бойцам. А сейчас наш народ помогает своим бойцам на СВО? Как? (плетут сети, вяжут теплые вещи, покупают технику, дроны, отправляют еду и т.д.)
-И у нас в Благодарненском районе тоже оказывают посильную помощь бойцам СВО: плетут сети, вяжут носки, собирают гуманитарные грузы. Глава района Александр Иванович сам часто отвозит эту помощь на передовую бойцам, Ребята школ и детских садов округа направили нашим защитникам рисунки и письма с пожеланиями возвращения домой с победой. В нашем районе существует волонтёрское общество «Боевые подруги», которое возглавляет Алеся Николаевна П.
Дети тоже принимают посильное участие: они пишут письма, отправляют видеопоздравления в праздники. Так, например, учащиеся СОШ №9 насушили сухарики и отправили их на СВО.
И мы сегодня с вами изготовим и отправим нашим бойцам на СВО окопные свечи.
Прежде чем мы с вами начнем делать, окопные свечи или блиндажные, давайте сначала окунемся немного в историю появления этих чудо свечей.
Есть несколько версий появления.
По первой из них они появились во время Первой мировой войны, в германской армии в 1914 - 1918 годы. Была очень популярна свеча Гинденбурга, названная так в честь их главнокомандующего Пауля фон Гинденбурга. Её также называли "блиндажной свечой" или "траншейной свечой". Представляла она собой плоскую чашку диаметром примерно 5-8 см и глубиной 1-1, 5 см, заполненную салом или воском. В центре был воткнут короткий фитиль, который горел в течение нескольких часов.
Подобные свечи использовались и во время Второй мировой войны, когда люди сидели в бомбоубежищах без электричества. Также они применялись как источник аварийного освещения.
По второй версии блиндажная свеча появилась во время ВОв. Русский солдат всегда отличался своей смекалкой особенно ярко она проявлялась в суровые годы Великой Отечественной войны. Из подручных средств он создавал себе практически все что ему нужно было. Одним из таких средств являлась «Лампа-Коптилка», которую делали из старой стрелянной гильзы от орудий 45 мм. Верхняя часть у гильзы сплющивалась, сюда же зажималась часть материи, которая будет гореть. Так же делалось отверстие для залива топлива, керосина или дизеля.
Лампа-коптилка освещала землянку, блиндаж, и небольшие укрытия, где красноармеец мог писать письмо домой в царившей тьме, при тусклом свете «лампы». Выручала такая «лампа» и во время войны и даже после, ведь свет в послевоенное время был не у всех и не везде. Такая лампа по праву может считаться символом Великой Отечественной войны. И сейчас, как и в Великую отечественную Войну пока наши Герои защищают нас на фронте, наш с вами святой долг – обеспечить им надёжный тыл. Кто чем сможет. Сегодня мы свами изготовим окопные свечи.
Окопная или блиндажная свеча — это свеча длительного горения, которая может служить источником тепла и света несколько часов. Если при изготовлении такой свечи используется воск, то время, которое она держит тепло, порядка 8 часов. При использовании при изготовлении парафина - 6 часов. Окопная или блиндажная свеча, это то, что компактно можно уместить в вещмешке. Она устойчива к порывам ветра, т.к. при горении там горит не только фитиль, а все содержимое корпуса банки. Такие свечи в отличии от костра не дают дыма. При помощи ее можно согреться, разогреть еду, просушить одежду. С ее помощью можно приготовить еду или поднять температуру в небольшом помещении на 7-10 градусов. Миска воды на ней доводится до кипения за 15 минут. Как сами наши солдаты говорят, что две- три таких свечки ставят в буржуйку и их хватает на всю ночь, чтоб отопить землянку и ребята спят в тепле. Ну и морально это тоже хорошая поддержка — каждая свеча делается конкретным человеком, который думает о ребятах, хочет их поддержать и согреть
На изготовление такой свечки уйдет вашего времени 20-30 минут, но она будет согревать кого-то в течении 5-8 часов.
Для изготовления свечи нам понадобится жестяная банка из -под консервов, картон, линейка, карандаш, канцелярский нож или ножницы для отрезания гофрокартона, парафин
Парафин бывает разных марок. Для блиндажных свечей используем пищевой П2. Допустимо использование парафинов марки Т1 и Т-2. Возможно использовать огарки церковных свечей (при плавлении на водяной бане фитили осядут), свечи любые, воск от пасечников. Не подходит медицинский парафин для процедур парафинотерапии!!!
Технологическая карта изготовления блиндажных свечей:
- Подготовьте чистые жестяные банки, очистите их от этикеток
- Замерьте линейкой высоту банки
- Отрежьте из гофрокартона полоску шириной на 1 см меньше высоты банки. Обратите внимание, что полоски гофры должны быть расположены в полоске не горизонтально, а вертикально. Скрутите ее в рулон(улитку) по ширине банки. В начале скручивания вставьте 1 или 2 фитиля из гофрокартона.
- Вставьте картон в жестяную банку
- Залейте банку парафином. (Детям это нужно делать при помощи взрослых)
- Оформите свечу рисунком или пожеланием нашим бойцам.
Помните, что пожелание должно идти от души.
Я вот, например оформила свечу отрывком из стихотворения нашего педагога Людмилы Михайловны. С началом СВО она начала писать стихи, которыми поделилась со мной, и я хочу, чтобы она поделилась и с вами.
Слово предоставляется педагогу дополнительного образования Людмиле Михайловне К.
V. Физкультминутка
- Физминутку мы проведем с через смену динамических поз. Мы сейчас перейдем в другой кабинет, где выполним практическую работу
VI. Практическая работа
- У вас на столе лежат необходимые материалы и инструменты, а также технологическая карта. Вам необходимо изготовить основу для свечи и прикрепить ваше послание или пожелание, а помогу вам залить свечи воском. На эту работу вам отводится 15 минут
VII.Подведение итогов
- Итак, работа окончена, ваши свечи готовы. Они будут застывать в течение суток, после чего мы их передадим председателю волотерского общества «Боевые подруги» для отправки на СВО
- В чем особенность окопных свечей?
- А почему они горят дольше и температуру дают больше, чем обычные свечи?
VIII.Рефлексия
- Скажите, а какие чувства вы испытываете после нашего занятия?
- Поднимите руки те, кто считает, что сегодня на занятие он сделал очень большое и полезное дело.
- Вы молодцы. Мы поработали сегодня очень слаженно и продуктивно. Наша работа доставила удовольствие не только нам, но и будет очень полезна нашим бойцам на СВО.
Приложение №1
Техника безопасности.
При нарезке гофрокартона необходимо соблюдать правила безопасности с режущими предметами:
- При работе внимательно следи за направлением реза
- Не работай тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением
- Не держи ножницы лезвиями вверх
- Не оставляй ножницы с открытыми лезвиями
- Не режь ножницами на ходу
- Не подходи к товарищу во время работы
- Передавай товарищу закрытые ножницы кольцами вперед
Приложение №2
Технологическая карта изготовления блиндажных свечей:
- Подготовьте чистые жестяные банки, очистите их от этикеток.
- Замерьте линейкой высоту банки.
- Отрежьте из гофрокартона полоску шириной на 1 см меньше высоты банки. Обратите внимание, что полоски гофры должны быть расположены в полоске не горизонтально, а вертикально. Скрутите ее в рулон(улитку) по ширине банки. В начале скручивания вставьте 1 или 2 фитиля из гофрокартона.
- Вставьте картон в жестяную банку.
- Залейте банку парафином. (Детям это нужно делать при помощи взрослых).
- Оформите свечу рисунком или пожеланием нашим бойцам.
Приложение №3
Ребус
, ,
Приложение №4
Стихи Кирилловой
ПОЗДРАВЛЕНИЕ С ДНЕМ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА:
С праздником защитника Отчизны
Мы сегодня поздравляем вас!
Вы готовы, не жалея жизни,
Защищать Отечество и нас.
Доблесть ваша, мужество, отвага
Проверялись временем не раз.
Ваши деды до ворот Рейхстага
Проводили немцев, а сейчас
Снова эта нечисть у порога
Топчется, пытается войти…
В землю лягут все, кто против Бога,
В нашу землю, Господи, прости.
Нам чужого, видит Бог, не надо,
Но и своего не отдадим!
Вы за дом родной, не за награды,
Поднялись стеной все, как один.
В час лихой не прятались по норам,
А пошли все смело воевать.
Вы не те, кто за границу хором
Смылись страну грязью поливать.
Верим, что вернетесь вы с победой,
Доблестные воины Руси!
Боретесь вы на стороне света,
И другого нет у вас пути.
Вас своей любовью защищаем,
К Богу обращаемся с мольбой,
Чтоб скорей с победой возвращались
Живы и здоровы все домой!
УЧАСТНИКАМ СВО:
Держитесь, мальчики, держитесь!
Вы – Соль Земли, вы – Родины оплот!
И вы готовы защищать Отчизну,
Идя в атаку на фашистский ДОТ.
Дай Бог вам силы, здравия, терпенья,
И чтобы все вернулись вы домой.
Мы молим Бога, стоя на коленях,
Чтоб были живы все, когда идете в бой.
Мы очень любим и гордимся вами
И верим, каждый сын будет живой!
Так пусть любовь наша могучими крылами
Укроет всех вас от беды лихой.
Мы ждем с победой вас, непокоренных,
Отбросивших фашистскую чуму,
Подальше от России утомленной
И даровавших людям мир и тишину!
УЧАСТНИКАМ С В О ПОСВЯЩАЕТСЯ:
Мы сидим на диванах и смотрим
Новостные каналы и вот,
Аж мороз пробежал по коже,
Вдруг все это сюда придет?
Этот ужас, что наши мальчишки
Смело встретили на рубежах,
Чтоб уютно, тепло и сытно
Было в наших с тобой домах.
Чтобы все осознать, наверное,
Самому надо испытать,
Холод, сырость и вой снарядов…
Но особенно трудно ждать,
Когда утром ушел в разведку
Твой товарищ… Да был бы цел!
И до боли в глазах ты ищешь
Его, вглядываясь в прицел.
Берегите себя! Вы – лучший
Генофонд нашей страны!
Обязательно все вернитесь
С непридуманной нами войны!
Ваши бабушки, матери, жены
И невесты – ваш прочный тыл.
Молом Бога мы денно и нощно,
Чтоб наш воин врага победил.
Всем, чем можем, мы вам помогаем:
Пирожки печем, вяжем носки,
Пишем письма и вам отправляем,
Чтоб уверены были вы,
Что огромная наша Россия
Вместе с вами будет всегда,
И могучая ваша сила
Не прогнется нигде, никогда!
Источники информации:
https://almetievsk-ru.ru/news/gorod/otkrytyi-urok-po-izgotovleniiu-okopnyx-svecei-prosel-v-almetevske
https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2023/12/10/master-klass-okopnaya-svecha
https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2024/01/18/master-klass-okopnaya-svecha
https://5splusom-school.ru/esse_po_obshcestvoznaniyu_ege/459
https://ldpk.ggtu.ru/proekt-okopnaya-svecha/
https://dobro.ru/event/10588386
https://proslo.ru/svo-chto-jeto-kakovy-prichiny-i-celi-chem-zakonchitsja/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа коррекционно-развивающих занятий для педагогов "Свеча"
Программа "Свеча" предназначена для проведения коррекционно-развивающих занятий с педагогами, у которых выявлены симптомы психического напряжения и утомления....
Открытое занятие "Волшебная магия свечи"
В моем занятии я расширила представление детей о свечах, познакомила с волшебными свойствами свеч. Занятие проведено за круглым столом при свечах. В работе использовала стихотворения И. Григорьев...
Открытое занятие "Волшебная магия свечи"
В моем занятии я расширила представление детей о свечах, познакомила с волшебными свойствами свеч. Занятие проведено за круглым столом при свечах. В работе использовала стихотворения И. Григорьев...
Разработка спортивного мероприятия в летнем лагере " Сильный,смелый,ловкий". План-конспект тренировочного занятия по волейболу. План-конспект занятия по легкой атлетики
Разработка спортивного мероприятия в летнем лагере " Сильный,смелый,ловкий".План-конспект тренировочного занятия по волейболу. План-конспект занятия по легкой атлетики....
Мастер-класс "Окопная свеча"
Мастер-класс по изготовлению окопных блиндажных) свечей....
Мастер-класс "Окопная свеча"
Изготовление окопной свечи с помощью картона,парафина,жестянных банок....
МК "Окопная свеча"
Чем дальше от нас сороковые годы прошлого столетия, тем сложнее нам представить, как выживали солдаты в то нелёгкое время на фронте, в каких условиях воевал, как был одет, что ел, чем занимался в коро...