Вокально-певческая работа
методическая разработка
Подготовка вокального аппарата к пению. Физические упражнения, упражнения на формирование резонаторов, упражнения для начинающих вокалистов, упражнения на дыхание, распевание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Вокально-певческая работа | 20.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовка вокального аппарата
Физические упражнения.
1. Положите язык на переднюю, верхнюю часть зубов и сделайте им несколько вращательных движений по внешней стороне верхних и нижних зубов. Язык должен плотно прилегать к зубам.
Сделайте это упражнение по 10 раз в каждую сторону.
2. Слегка сомкните губы и вытяните их вперед. На высоком тоне голоса попробуйте повибрировать губами, имитируя звук поющей лягушки. Выдувание звука должно быть очень мягким и близким к губам. При правильном выполнении упражнения вы должны будете почувствовать легкое щекотание на губах.
Повторите упражнение несколько раз, затем усложните упражнение. Тем же приемом, не меняя положения губ, провибрируйте гамму вверх и вниз (гамма – поступенное движение вверх и обратно).
3. Сложите руки в кулаки и потрите ими грудную клетку. Сначала вращающими движениями, а затем движениями, имитирующими утюг, гладящий белье. Вы почувствуете тепло и прилив энергии.
Упражнения на формирование ощущений резонаторов
(Упражнения даются в начале занятия.)
Эти упражнения основаны на «мычании», то есть выполняется интонирование на звуке «м». Если при распевании ребенок не сразу попадает в нужное место формирования звука «м», то следует распевать на звуке «н». Затем чередовать эти два звука, чтобы приблизить звучание одного звука к другому. Важно при этом не напрягать челюсть и язык.
Следует следить за тем, чтобы звук был мягким, легким, а не сдавленным и не форсированным.
В качестве помощи можно дать совет: «не выдувать» звук вместе с набранным воздухом. Наоборот, при пении должно быть ощущение продолжающегося вдоха; певцу надо представить, что звук как будто идет не от него, а в «него», причем это ощущение должно присутствовать не только при «мычании», но и при пении.
Упражнения для начинающих вокалистов
Упражнение 1.
Возьмите большим и указательным пальцами за крылышки носа, издавая звук и выдувая его через нос, делайте небольшие нажатия на крылышки. Нажатия должны быть очень мягкими и быстрыми.
Упражнение делается 20 раз, прерываемся, затем повторяем снова.
Упражнение 2. Вокальное упражнение.
Это упражнение лучше выполнять на ударные слоги «да», «до»: «до-о-о-о-о», «да-а-а-а-а». Если в первом упражнении на слоге «ма» задействованы мышцы губ, то на «да» «до» «ду» требуется активная работа языка.
При каждом произношении слога кончик языка активно прилегает к верхним зубам.
Упражнение также можно начать постепенно (двигаясь по полутонам и по трезвучиям вверх, вниз, расширяя при этом диапазон внизу и вверху на 2–3 ноты).
Упражнение 3.
После того как вы попрыгали, поиграли голосом, почувствовали дыхание, пора «поласкать» связки. Для этого и рекомендуется это упражнение. Споем широкое октавное упражнение. Оно успокоит ваш организм. Упражнение в октаву требует очень мягкого и эластичного дыхания. Спокойно набираем воздух через нос и рот и на выдохе, чуть-чуть отпустив дыхание, чтобы не было запёртости, начинаем петь.
Упражнение 4.
Выполняем упражнение на слог «на». Слог «на» как будто немного ленивый. Сделаем простое речевое упражнение. Для этого глаза опущены вниз, нёбо и маленький язычок расслаблены, крылышки носа чуть поджаты. Делаем упражнение на слог «на» нараспев, очень лениво.
Повторяем слог «на» несколько раз. Упражнение делаем сначала на одной ноте, затем по полутонам и по трезвучиям в октаву.
Упражнение 5.
Следующее упражнение на беглость. То же положение гортани, нёба, мягких глаз, что и в предыдущем упражнении. Произносим слог «на» на первой ноте, затем переходим на звук «а» и «покатились» поступенно до конца октавы – туда и обратно. Чем ближе к верхней ноте, тем активнее поднимаем нёбо.
Поем упражнение до ми-фа 2-й октавы.
Упражнение 6.
Поем то же, что и в предыдущем упражнении, только расширяем рамки диапазона ещё на 2–3 ноты (октава + 2–3 ноты).
Упражнение выполняется в быстром темпе, но с большей внутренней энергией. Очень важна первая нота, от которой вы отталкиваетесь. Энергетически вы должны стремиться к верхней ноте. Поём как бы одним мазком кисти, без толчков.
Запомните! Успех любого упражнения зависит от того, как вы его построите мысленно (то есть сначала действие обдумывает голова – потом голос выполняет само действие). Необходимо несколько раз прочитать, прослушать, мысленно представить местоположение того или иного упражнения. Только после этого следует пробовать упражнения голосом.
Комплекс упражнений для работы
над певческим дыханием
(Рекомендуется выполнять 2–3 минуты.)
Короткий вдох.
Во время вдоха нельзя втягивать в себя воздух специально. Начинать следует с выдоха. Выдерживая последующую за этим паузу, надо дождаться момента, когда естественно захочется вздохнуть. Только в этом случае вдох осуществиться органично правильно: достаточно глубоко и оптимально по объему.
Упражнение 1.
Короткий вдох по руке дирижера и длинный замедленный выдох со счетом: 1, 2, 3, 4, 5 и т. д.
С каждым разом при повторении упражнения выдох удлиняется за счет увеличения ряда цифр и постепенного замедления темпа.
Упражнение 2 (выполнение упражнения активным шепотом).
Короткий вдох при раздвижении нижних ребер с фиксацией на этом внимании хористов.
Каждый контролирует свои движения, положив ладони рук на нижние ребра. Выдох длинный, со счетом. Ряд цифр также постепенно увеличивается.
Упражнение 3 (выполнение упражнения активным шепотом).
Короткий вдох при раздвижении нижних ребер, задержка дыхания, медленный выдох со счетом. При этом певцы стремятся сохранить нижние ребра в положении вдоха, то есть раздвинутыми.
Упражнение 4 (выполнение упражнения активным шепотом).
Короткий вдох при раздвижении нижних ребер, задержка дыхания, по руке дирижера с мягкой атакой спеть один звук и тянуть его ровным и умеренным по силе голосом. Сначала звук продолжается 2–3 секунды, затем постепенно удлиняется. Нижние ребра фиксируются в положении вдоха.
Выполнение упражнения.
Распевание
Чтобы настойчивая просьба повторять распевания не показалась детям слишком утомительной, педагог может разнообразить этот вид работы, предлагая исполнение упражнений в разных вариантах.
Прием «эхо».
Сначала вся группа поет распевание относительно громким звуком, а затем повторяет его же в тихой динамике. Таким образом поется ряд распеваний с движением по хроматической гамме.
Прием «перекличка».
Педагог делит коллектив на две группы. Сначала распевание поет одна группа, затем его же повторяет вторая. В переходе на исполнение распевания с другого звука последовательность исполнителей меняется: сначала распевание поет вторая группа, а затем его же повторяет первая.
Прием «соревнование».
Группа поочередно исполняет попевку. Педагог или сами дети дают оценку исполнению: кто точнее спел. По мере освоения простейших распеваний следует постепенно разучивать новые, которые строятся в более широком диапазоне.
Распевание можно исполнять как на различные открытые слоги – ле, ля, ма, ми и т. д., так и со словами. Роль распеваний с текстом успешно выполняют фольклорные потешки и попевки. Они обычно невелики по объему, имеют забавное содержание, легко запоминаются и затем воспроизводятся обучающимися. Если ребятами разучивается народная песня, то впоследствии ее начало также можно использовать в качестве попевки.
Приведем перечень народных потешек и несложных песен, мелодии которых построены в диапозонах на разных певческих интервалах:
прима – «Андрей-воробей», «Барашеньки-крутороженьки», «Дон-дон», «Сорока-сорока»;
секунда – «Уж как шла лиса по саду»;
терция – «Ходит зайка по саду»;
кварта – «Куры, гуси да индюшки», «Скок-скок-поскок», «Савка и Гришка» (запев песни);
квинта – «Пойду ль я, выйду ль я, да» (первая фраза), «Во поле березка стояла» (первая фраза), «Со вьюном я хожу» (первая фраза).
Для распеваний в квинтовом диапазоне можно также использовать начальные фразы известных авторских песен – М. Красева «Елочка», В. Калашникова «Тень-тень», вокализированные пьесы Э. Грига «Утро».
Кроме того, в практике музыкантов существует ряд популярных распеваний, таких как «Родина моя» (нисходящий мажорный звукоряд в объеме квинты), «Утром я встаю, песенку пою» (мажорный звукоряд в объеме квинты сначала вверх, затем вниз), «Милая мама» (четырехкратное повторение одной фразы в секвенции от четырех нисходящих звуков, допустим, от соль, фа, ми и ре с приходом в тонику до).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
. Развитие вокально-певческих навыков на уроках музыки в младших классах
Вокально-хоровая работа на уроках музыки в начальной школе. Упражнения для выработки певческого дыхания, развития артикулляции, на улучшение слуховых и вокальных навыков. Из опыта работы....
Вокально - певческая работа. Методические рекомендации.
Методические рекомендации по вокально-певческой работе. Представлены различные упражнения и методы развития музыкальной памяти и слуха, вокальных навыков, чувства ритма, основы музыкальной грамоты....
Открытое занятие на тему: "Развитие вокально-певческих навыков эстрадного исполнения в ансамбле"
Цель: развитие навыков ансамблевого пения и художественного вкуса, умений работы в коллективе и формирование навыков самоорганизации и творческой активности. Задачи: - формировать устойчивый инт...
Приказы Управления образования "Об организации работы предметных жюри муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников в 2012-2013, 2014-2015 учебных годах о работе по проверке работ". Работа в жюри различных конкурсов .
Работа в жюри различных конкурсов...
Методические рекомендации. « Вокально-певческая работа. Кейс упражнений для занятий по вокалу в системе дополнительного образования»
В данные методические рекомендации систематизировано несколько комплексов упражнений по вокально-певческой работе, они составили кейс упражнений для эффективной работы педагога вокальной сферы д...
Опыт работы с приложениями музыкального руководителя на тему "Развитие вокально-певческих навыков у дошкольников"
Опыт работы музыкального руководителя содержит разъяснение и практическое применение используемого им метода "художественного дирижирования"....
Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по ПМ.02 Социальная работа с семьей и детьми МДК 02.03. Технологии социальной работы с семьей и детьми для студентов специальности 39.02.01 Социальная работа
методические рекомендации предназначены для выполнения самостоятельных работ по профессиональному модулю Социальная работа с семьей и детьми для студентов специальности 36.02.01 Социальная работа в СП...