Методические рекомендации. « Вокально-певческая работа. Кейс упражнений для занятий по вокалу в системе дополнительного образования»
методическая разработка

Смирнова Оксана Александровна

 

В данные методические рекомендации систематизировано несколько комплексов упражнений по вокально-певческой работе, они составили кейс упражнений для эффективной работы педагога вокальной сферы дополнительного образования:

  • упражнения на подготовку вокального аппарата
  • упражнения на формирование ощущений резонаторов
  • упражнения для начинающих вокалистов

Вокально-тренировочный кейс содержит:

  • комплекс упражнений для работы над певческим дыханием
  • комплекс упражнений для развития музыкального слуха и памяти, а так же развития метроритма, где используется методика Карла Орфа, ценность которой заключается в эффективности развития двигательных способностей ребенка, музыкальной памяти, чувства ритма, речевого интонирования, музыкального слуха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_smirnova_2019_2.docx267.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Центр дополнительного образования детей «Орбита»

(МУ ДО «ЦДОД «Орбита»)

«Орбита» челядьлысодтöдтöдöмлунсетан шöрин»

содтöдтöдöм лунсетан муниципальнöй учреждение

(«Орбита» ЧСТСШ» СТС МУ)

Методические  рекомендации.

« Вокально-певческая работа. Кейс упражнений для занятий по вокалу в системе дополнительного образования»

Автор Смирнова Оксана Александровна

педагог дополнительного образования

Сыктывкар, 2019.

Оглавление.

I. Пояснительная записка.

II. Комплекс упражнений.

1. Подготовка вокального аппарата.

2. Упражнения на формирование ощущений резонаторов.

3. Упражнения для начинающих вокалистов.

4. Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти.

5. Развитие чувства ритма.

6. Основы музыкальной грамоты.

7. Упражнения по методике К. Орфа.

III. Заключение.

IV. Список литературы.

I. Пояснительная записка.

Цель методической рекомендации: 

- обобщение опыта работы и оказание методической помощи педагогам дополнительного образования, занимающихся вокально-хоровой деятельностью в разных видах исполнительского искусства  по вопросам формирования вокально - певческих навыков.

Задачи методической рекомендации:

-  обозначить круг задач, стоящих перед педагогом и учащимся на занятиях эстрадного вокала;

-  систематизировать формы, методы и приёмы работы с учащимися, опираясь на собственный опыт работы и его результаты.

Актуальность.

Эстрадный вокал занимает особое место  в современной музыке, у детей и подростков этот вид искусства вызывает огромный интерес.

Вокальное исполнительство  – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития. Благодаря словесному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. Занятия вокалом объединяет детей, создает условия для их музыкального эмоционального общения. Выразительное исполнение песен помогает наиболее ярко и углубленно переживать их содержание, вызывает эстетическое отношение к окружающей действительности. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке.

 На занятиях вокалом реализуются музыкальные потребности ребенка, т.к. знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время. Занятия пением способствуют  не только художественно-эстетическому, но и социально-коммуникативному        развитию , помогают организовать и объединить детский коллектив. В процессе пения воспитываются такие черты личности как воля, организованность, выдержка. Влияние пения на нравственное развитие выражается с одной стороны в том, что в песнях передано определенное содержание и отношение к нему, с другой стороны – пение рождает способность переживать настроения, душевное состояние другого человека, отраженное в песнях. В процессе пения активизируются умственные способности учащихся. Восприятие музыки требует внимания, наблюдательности. Ребенок, слушая музыку, сравнивает звуки мелодии, аккомпанемента, постигает их выразительное значение, разбирается в структуре песни, сравнивает музыку с текстом.

Занятия вокалом влияют на общее состояние организма ребенка, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. Пение рассматривают как средство укрепления организма. Оно формирует правильное дыхание, укрепляет легкие и голосовой аппарат. Певческая деятельность способствует формированию правильной осанки. В области музыкальной психологии пение рассматривают как одну их форм музыкотерапии, воздействующую на возникновение различных эмоциональных состояний.

В данные методические рекомендации систематизировано несколько комплексов упражнений по вокально-певческой работе, они составили кейс упражнений для эффективной работы педагога вокальной сферы дополнительного образования:

  • упражнения на подготовку вокального аппарата
  • упражнения на формирование ощущений резонаторов
  • упражнения для начинающих вокалистов

Вокально-тренировочный кейс содержит:

  • комплекс упражнений для работы над певческим дыханием
  • комплекс упражнений для развития музыкального слуха и памяти, а так же развития метроритма, где используется методика Карла Орфа, ценность которой заключается в эффективности развития двигательных способностей ребенка, музыкальной памяти, чувства ритма, речевого интонирования, музыкального слуха.

II. Комплекс вокальных упражнений.

1.Подготовка вокального аппарата.

Физические упражнения.

1. Положите язык на переднюю, верхнюю часть зубов и сделайте им несколько вращательных движений по внешней стороне верхних и нижних зубов. Язык должен плотно прилегать к зубам.

Сделайте это упражнение по 10 раз в каждую сторону.

2. Слегка сомкните губы и вытяните их вперед. На высоком тоне голоса попробуйте повибрировать губами, имитируя звук поющей лягушки. Выдувание звука должно быть очень мягким и близким к губам. При правильном выполнении упражнения вы должны будете почувствовать легкое щекотание на губах.

Повторите упражнение несколько раз, затем усложните упражнение. Тем же приемом, не меняя положения губ, провибрируйте гамму вверх и вниз (гамма – поступенное движение вверх и обратно).

3. Сложите руки в кулаки и потрите ими грудную клетку. Сначала вращающими движениями, а затем движениями, имитирующими утюг, гладящий белье. Вы почувствуете тепло и прилив энергии.

Данные упражнения являются подготовительными:

«Мычание» — пение с закрытым ртом на сонорный согласный «М». Оно настраивает на головное звучание и осуществляется при сомкнутых губах, с несколько опущенной нижней челюстью и ощущением небольшого зевка.

 Если упражнение выполняется верно, то вы должны ощутить вибрацию в районе носа, губ.

«Рычание» - пение на широкой, нарочитой улыбке согласного «Р». Во время выполнения упражнения кончик языка плотно прилегает к верхним зубам, рот приоткрыт, положение губ, языка на протяжении распевки не меняется. Причем, чем выше ноты, тем более утрировано «улыбайтесь». При упражнениях не бойтесь искажений, странной гримасы на своем лице.

Исполнение трех нот на одной высоте на стаккато на букву «у». 

Упражнение исполняется на двух нотах - соль и ля первой октавы. Такой способ звукообразования исключает появление каких-либо мышечных зажимов или форсирование звука. Исключает сип и «подъезды» к звуку.

Для детей, начинающих занятия вокалом в возрасте 6-8 лет, характерно то, что они чисто интонируют в среднем диапазоне вокалиста («ре» - «ля» первой октавы). Для развития диапазона на первоначальном этапе я применяю распевки в нисходящем мелодическом движении:

Примечание: при работе с детьми младшего возраста для лучшего запоминания и усвоения используются вокальные распевки на несложном текстовом материале, с постепенным введением отдельных гласных звуков или слогов.

Существует модификация этого упражнения на тот же текст:

  • последствии, когда одноголосные варианты интонационно освоены и закреплены, данное упражнение исполняется на 2 голоса:

Это позволяет ребёнку осознать мелодию своей «партии» в комплексе двухголосного звучания, а также укрепляет интонацию. Следует следить за тем, чтобы мелодия каждого голоса в двухголосии не «ползла», сохранялась первоначальная вокальная позиции.

2. Упражнения на формирование ощущений резонаторов.

(Упражнения даются в начале занятия.)

Эти упражнения основаны на «мычании», то есть выполняется интонирование на звуке «м». Если при распевании ребенок не сразу попадает в нужное место формирования звука «м», то следует распевать на звуке «н». Затем чередовать эти два звука, чтобы приблизить звучание одного звука к другому. Важно при этом не напрягать челюсть и язык.

Следует следить за тем, чтобы звук был мягким, легким, а не сдавленным и не форсированным.

В качестве помощи можно дать совет: «не выдувать» звук вместе с набранным воздухом. Наоборот, при пении должно быть ощущение продолжающегося вдоха; певцу надо представить, что звук как будто идет не от него, а в «него», причем это ощущение должно присутствовать не только при «мычании», но и при пении.

3. Упражнения для начинающих вокалистов.

Упражнение 1.

Возьмите большим и указательным пальцами за крылышки носа, издавая звук и выдувая его через нос, делайте небольшие нажатия на крылышки. Нажатия должны быть очень мягкими и быстрыми.

Упражнение делается 20 раз, прерываемся, затем повторяем снова.

Упражнение 2. Вокальное упражнение.

Это упражнение лучше выполнять на ударные слоги «да», «до»: «до-о-о-о-о», «да-а-а-а-а». Если в первом упражнении на слоге «ма» задействованы мышцы губ, то на «да» «до» «ду» требуется активная работа языка.

При каждом произношении слога кончик языка активно прилегает к верхним зубам.

Упражнение также можно начать постепенно (двигаясь по полутонам и по трезвучиям вверх, вниз, расширяя при этом диапазон внизу и вверху на 2–3 ноты).

Упражнение 3.

После того как вы попрыгали, поиграли голосом, почувствовали дыхание, пора «поласкать» связки. Для этого и рекомендуется это упражнение. Споем широкое октавное упражнение. Оно успокоит ваш организм. Упражнение в октаву требует очень мягкого и эластичного дыхания. Спокойно набираем воздух через нос и рот и на выдохе, чуть-чуть отпустив дыхание, чтобы не было запёртости, начинаем петь.

Упражнение 4.

Выполняем упражнение на слог «на». Слог «на» как будто немного ленивый. Сделаем простое речевое упражнение. Для этого глаза опущены вниз, нёбо и маленький язычок расслаблены, крылышки носа чуть поджаты. Делаем упражнение на слог «на» нараспев, очень лениво.

Повторяем слог «на» несколько раз. Упражнение делаем сначала на одной ноте, затем по полутонам и по трезвучиям в октаву.

Упражнение 5.

Следующее упражнение на беглость. То же положение гортани, нёба, мягких глаз, что и в предыдущем упражнении. Произносим слог «на» на первой ноте, затем переходим на звук «а» и «покатились» поступенно до конца октавы – туда и обратно. Чем ближе к верхней ноте, тем активнее поднимаем нёбо.

Поем упражнение до ми-фа 2-й октавы.

Упражнение 6.

Поем то же, что и в предыдущем упражнении, только расширяем рамки диапазона ещё на 2–3 ноты (октава + 2–3 ноты).

Упражнение выполняется в быстром темпе, но с большей внутренней энергией. Очень важна первая нота, от которой вы отталкиваетесь. Энергетически вы должны стремиться к верхней ноте. Поём как бы одним мазком кисти, без толчков.

Запомните! Успех любого упражнения зависит от того, как вы его построите мысленно (то есть сначала действие обдумывает голова – потом голос выполняет само действие). Необходимо несколько раз прочитать, прослушать, мысленно представить местоположение того или иного упражнения. Только после этого следует пробовать упражнения голосом.

4. Комплекс упражнений для работы над певческим дыханием.

(Рекомендуется выполнять 2–3 минуты.)

Короткий вдох.

Во время вдоха нельзя втягивать в себя воздух специально. Начинать следует с выдоха. Выдерживая последующую за этим паузу, надо дождаться момента, когда естественно захочется вздохнуть. Только в этом случае вдох осуществиться органично правильно: достаточно глубоко и оптимально по объему.

Упражнение 1.

Короткий вдох по руке дирижера и длинный замедленный выдох со счетом: 1, 2, 3, 4, 5 и т. д.

С каждым разом при повторении упражнения выдох удлиняется за счет увеличения ряда цифр и постепенного замедления темпа.

Упражнение 2. (выполнение упражнения активным шепотом).

Короткий вдох при раздвижении нижних ребер с фиксацией на этом внимании хористов.

Каждый контролирует свои движения, положив ладони рук на нижние ребра. Выдох длинный, со счетом. Ряд цифр также постепенно увеличивается.

Упражнение 3.(выполнение упражнения активным шепотом).

Короткий вдох при раздвижении нижних ребер, задержка дыхания, медленный выдох со счетом. При этом певцы стремятся сохранить нижние ребра в положении вдоха, то есть раздвинутыми.

Упражнение 4. (выполнение упражнения активным шепотом).

Короткий вдох при раздвижении нижних ребер, задержка дыхания, по руке дирижера с мягкой атакой спеть один звук и тянуть его ровным и умеренным по силе голосом. Сначала звук продолжается 2–3 секунды, затем постепенно удлиняется. Нижние ребра фиксируются в положении вдоха.

Выполнение упражнения.

Распевание.

Чтобы настойчивая просьба повторять распевания не показалась детям слишком утомительной, вы  можете разнообразить этот вид работы, предлагая исполнение упражнений в разных вариантах.

Прием «эхо».

Сначала вся группа поет распевание относительно громким звуком, а затем повторяет его же в тихой динамике. Таким образом поется ряд распеваний с движением по хроматической гамме.

Прием «перекличка».

Разделите  коллектив на две группы. Сначала распевание поет одна группа, затем его же повторяет вторая. В переходе на исполнение распевания с другого звука последовательность исполнителей меняется: сначала распевание поет вторая группа, а затем его же повторяет первая.

Прием «соревнование».

Группа поочередно исполняет попевку. Педагог или сами дети дают оценку исполнению: кто точнее спел. По мере освоения простейших распеваний следует постепенно разучивать новые, которые строятся в более широком диапазоне.

Распевание можно исполнять как на различные открытые слоги – ле, ля, ма, ми и т. д., так и со словами. Роль распеваний с текстом успешно выполняют фольклорные потешки и попевки. Они обычно невелики по объему, имеют забавное содержание, легко запоминаются и затем воспроизводятся обучающимися. Если ребятами разучивается народная песня, то впоследствии ее начало также можно использовать в качестве попевки.

Приведу перечень народных потешек и несложных песен, мелодии которых построены в диапозонах на разных певческих интервалах:

прима – «Андрей-воробей», «Барашеньки-крутороженьки», «Дон-дон», «Сорока-сорока»;

секунда – «Уж как шла лиса по саду»;

терция – «Ходит зайка по саду»;

кварта – «Куры, гуси да индюшки», «Скок-скок-поскок», «Савка и Гришка» (запев песни);

квинта – «Пойду ль я, выйду ль я, да» (первая фраза), «Во поле березка стояла» (первая фраза), « Со вьюном я хожу» (первая фраза).

Для распеваний в квинтовом диапазоне можно также использовать начальные фразы известных авторских песен – М. Красева «Елочка», В. Калашникова «Тень-тень», вокализированные пьесы Э. Грига «Утро».

Кроме того, в практике музыкантов существует ряд популярных распеваний, таких как «Родина моя»  (нисходящий мажорный звукоряд в объеме квинты);

«Утром я встаю, песенку пою» (мажорный звукоряд в объеме квинты сначала вверх, затем вниз);  «Милая мама» (четырехкратное повторение одной фразы в секвенции от четырех нисходящих звуков, допустим, от соль, фа, ми и ре с приходом в тонику до).

5. Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти.

Упражнение «Речевой портрет».

Попробуйте изобразить голосом:

1) пение птиц:  кукушка «ку-ку», воробей – «чив-чив»,  ворона – «ка-а-а-р»,  дятел –      «тук-тук»

2) возгласы зверей

3) воспроизвести голоса родных, друзей

Это упражнение развивает у детей речевой регистр.

6. Развитие чувства ритма.

Для того чтобы создать выразительную мелодию, недостаточно взять один за другим несколько звуков разной высоты. Их нужно организовать, соразмерить. Слово ритм и означает «соразмерность». Звуки разной продолжительности, чередуясь, выстраиваются в определенный звуковой рисунок. По этому рисунку мы узнаем вальс, мазурку, тарантеллу, марш.

Цель: развить чувство метра и ритма; привить навыки элементарной ритмической импровизации, приобщить к различным формам музыкального исполнительства в ролевых играх.

Упражнение-игра «Хлопай в такт».

Повторяйте эту игру на каждом занятии в течение года. Вместе с детьми попробуйте уловить и воспроизвести хлопками в ладоши метрический пульс речи, а затем звучащей музыки.

Упражнение «Маршируем под музыку».

Устройте конкурс: кто лучше промарширует и отобразит метрический пульс в ходьбе.

Шутки-прибаутки.

Барашеньки-крутороженьки

По горам ходят, по лесам бродят,

В скрипочку играют,

Машу потешают.

Понятие ритма: чередование длинных и коротких звуков, игра на двух ложках.

Простейшие ритмы в речи и в музыке.

Упражнение «Спой свое имя».

Покажите детям, как можно интересно ритмизовать имена в соответствии с простейшими формулами, например:

Варьируйте имя каждого ребенка – пусть все дети повторяют эти ритмические варианты, отхлопывая ритмический рисунок в ладоши и произнося имена нараспев.

Упражнение «Угадай имя».

Учите детей находить слова к ритмам.

Предложите выполнить хлопки в ладоши одного из знакомых вариантов ритмизации имен. Дети на примере любого имени угадывают и произносят этот вариант, например:

Упражнение «Хор часов».

Предложите детям изобразить одновременный ход больших и маленьких часов в речевом ритмизованном двухголосии. Для этого детей разделите на две группы. Первая группа произносит низким голосом «бом-бом» (четвертными длительностями), а вторая – высоким голосом «тики-тики» (восьмыми длительностями).

Упражнение «Колокольный перезвон».

Покажите детям, как дивно звучит колокольный перезвон в пении. Разделите их на две группы. Первая группа поет на одном звуке четвертными длительностями слова «Динь-дон, динь-дон, колокольный перезвон», другая группа – той же высоте поет восьмыми длительностями слова «тили-тили, тили-тили, колокольный перезвон». Когда слова и мелодико-ритмическая попевка будут усвоены детьми, педагог раздает всем музыкальные инструменты (первой группе – треугольники, второй – колокольчики) для тембрового озвучивания и воспроизведения метрического пульса во время пения.

6. Основы музыкальной грамоты.

Мажор и минор.

Рассмотрите солнечную картину И. И. Левитана «Золотая осень» и полюбуйтесь ее красочностью, живописностью!

Научите детей различать краски в связи с оттенками настроения. Выслушайте ответы и объясните, что в музыке такое настроение называется мажорным.

Послушайте вальсы И. Штрауса. Обсудите с детьми настроение прослушанной музыки и обобщите мнение о характере, темпе музыкального произведения.

Прочитайте фрагменты из стихотворения «Зимнее утро» А. С. Пушкина. Спросите детей, какое настроение выражают слова: «вьюга злилась», «мгла носилась», «луна, как бледное пятно», «печальная». Подходит ли это стихотворение по настроению к картине «Золотая осень» или к музыке вальсов?

Объясните, что в музыке такое настроение называется минорным.

Упражнение «Нарисуй мажорное настроение!».

Предложите детям дома нарисовать красками мажорную картину на свободную тему (возможно в виде домашнего задания).

Упражнение «Сочини мажорную музыку».

Устройте концерт импровизаций на лучшую мажорную мелодию (вокальную или инструментальную). Помогите детям поэтическими эпиграфами или живописными полотнами. Например:

Отчего так много света?

Отчего вдруг так тепло?

Оттого, что это – лето

На все лето к нам пришло.

Упражнение «Минорный концерт».

        Устройте концерт и попросите детей очень выразительно прочитать минорные стихи или спеть минорную песенку. Учите детей красиво держаться на воображаемой сцене.

Ритмическая сказка.

Расскажите детям эту сказку очень выразительно с целью закрепить в слуховом сознании пройденные ритмоформулы и активизировать воображение, творческое мышление. Начните так: «Сегодня я вам расскажу быль-небылицу о том, как мальчик Алеша приручил лесного дятла. Что-то в моем рассказе – быль (то, что было на самом деле), а что-то – выдумка. Итак, слушайте».

Однажды, когда Алеша жил на даче, рано утром кто-то тихо постучал в его окошко: тук-тук-тук , затем громче: тук, ту-ки, тук . Попросите ребенка показать на деревянных ложках, какой именно стук услышал Алеша. При неправильном воспроизведении повторите слова «тук, ту-ки, тук»  и предложите воспроизвести ритм слов другому ребенку. Добившись правильного воспроизведения ритмоформулы, продолжайте сказку.

Алеша вначале подумал, что это ветер пошевелил веткой дерева. Но стук повторился громче и настойчивее: ту-ки, ту-ки, тук, тук  

Обратитесь к ребенку: «Анечка, покажи, какой стук услышал Алеша». Добивайтесь громкого, четкого, настойчивого звучания деревянных ложек и лишь затем продолжайте рассказ.

«Алеша испугался, но любопытство заставило его встать и выглянуть в окно. И что же он увидел? В окошко стучал дятел, которого он часто видел в лесу и каждый раз кричал ему: «Привет!» Алеша очень обрадовался гостю и стал ему в ответ постукивать по стеклу, причем старался повторить тот ритм, который выстукивал дятел.

Попросите детей прохлопать в ладоши этот ритм и воспроизведите знакомые детям ритмы в разных комбинациях

Завершите рассказ словами: «Дятлу, видимо, понравилось такое общение с Алешей и он стал прилетать каждое утро. А Алеша, мальчик очень умный, каждый раз пытался догадаться, что хотел сказать ему дятел, и для этого стал переводить его стук в слова. Что получилось у Алеши – об этом в следующий раз!»

Упражнение «Сочини ритм».

Прививайте детям навыки ритмической импровизации на каждом занятии.

Предложите каждому ребенку выбрать инструмент и попробовать импровизировать любой ритм: маршевый или танцевальный, грозный или веселый.

Каждую импровизацию дети обсуждают, для этого педагог задает наводящие вопросы: «Какой ритм – веселый или грозный, танцевальный или протяжный?»

Упражнение «Повтори ритм».

Развивайте ритмическую память детей: воспроизводите на ударном инструменте простейшие ритмы, пусть дети отхлопывают их в ладоши.

Упражнение «Поем шутки-прибаутки».

Спойте с детьми на одном звуке в сопровождении детских музыкальных инструментов скороговорки, шутки, потешки, пословицы и т. п. Но прежде выразительно произнесите текст и прохлопайте ритм. Например:

Топ-топ по земле,

Ведь земля-то наша!

И для нас на ней растут

Пироги да каша!

* * *

Шепчет солнышко листочку:

– Не робей, голубчик!

И берет его из почки

За зеленый чубчик.

Упражнение «Досочини песенку».

Напойте детям песенку с ритмическим сопровождением, но не до конца, и попросите каждого досочинить ее конец.

Слова могут быть такими (поет педагог на однотонной мелодии):

        Кап-кап, кап-кап,

        Мокрые дорожки.

Продолжает пение ребенок в свободной форме интонирования с четким ритмическим сопровождением слов с хлопками в ладоши:

        Все равно пойдем гулять,

        Надевай галошки!

Упражнение «Ритмизация слов».

Педагог спрашивает (прохлопывает), каждый ребенок отдельно отвечает (выстукивает).

Вокальная импровизация.

Работа по вокальной импровизации осуществляется в следующем порядке:

– педагог исполняет песню, дети поют по-своему сначала последнее слово, затем два последних слова в каждой фразе;

– сначала поется песня – образец и ее вариант (исполняет педагог). Затем дети сочиняют свои варианты (например, прибаутка «Гори, гори ясно»);

– по заданному образцу педагог или воспитанник поет «вопрос». «Ответ» дети исполняют по своему усмотрению;

– импровизация в форме музыкального диалога (педагог спрашивает, ученик отвечает);

– дети сочиняют свои собственные песенки на заданные тексты:

У кота-воркота

Колыбелька хороша.

Тик-так-так!

Кто в часах стучится так?

Так-тик-так!

Так-тик-так!

Кто в часах стучится так?

* * *

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

Сочинение песни по кругу. 

Первый по цепочке ребенок поет фразу, второй придумывает продолжение и т. д. так, чтобы последний в цепочке закончил произведение.

Проигрывание известных музыкальных сказок. 

Педагог предлагает сюжет какой-либо известной сказки, выделяя в ней конкретный эпизод; дети импровизируют его в своей музыкальной сценке.

Зеркальная импровизация детьми предложенных педагогом несложных движений с музыкальным сопровождением. 

При изменении темпа и характера исполнения той же мелодии, жанра дети должны перестроиться на новое пластическое воплощение.

Детям можно предложить:

Задание 1. Сочинение мелодии и аккомпанемента к любимому стихотворению.

Эти задания развивают ассоциативность мышления, навыки художественного обобщения, учат многогранному видению реальности, формируют способности творческого познания мира.

Задание 2. Сочинение самостоятельного музыкального сопровождения к предлагаемому рассказу, живописному полотну.

Установка ориентирована на выявление взаимосвязи между конкретным художественным образом и средствами его воплощения.

Задание 3. Музыкальное рисование, суть которого состоит в формировании умения охарактеризовать с помощью музыкальной интонации облик персонажа, его эмоциональное состояние.

Этот вид работы подразумевает выбор детьми коротких музыкальных произведений, сходных с предлагаемыми произведениями искусства по эстетическому впечатлению.

В заданиях на музыкальное рисование можно также прибегнуть к нескольким вариантам:

– изобразить с помощью доступных музыкальных инструментов (фортепиано, колокольчик, треугольник, металлофон, ударные, блок-флейта, триола). Движение поезда (начало движения, ускорение, замедление), топот коня, падение тяжелого предмета (взрыв, катастрофа), полет и жужжание пчелы, чириканье птиц, падающие капли дождя;

– мелодизировать стихотворение и прозаические тексты;

– придумать соответствующую интонацию, музыкальную фразу, которые могут послужить своеобразным эпиграфам к литературному произведению;

– подобрать звуки, пропущенные в мелодии;

– сочинить подголоски к песне (попевке) в соответствии с ее образно-поэтическим строем (торжественным, печальным, героическим и т. д.).

Задание 4. Импровизация на музыкальное домысливание увиденного (например, музыкальная импровизация к произведениям изобразительного искусства).

Задание 5. Импровизация на уточнение детали: «О чем думает мальчик на картине?», «Какая у девочки из песни любимая игрушка?» и т. п. Свои ответы обучающиеся должны аргументировать. Результатом подобных импровизаций является осознание детьми глубины, многомерности художественного образа, логики его развития.

Задание 6. Импровизация на передачу в музыкальных интонациях разных чувств человека (грусти, радости, страха, восторга, ликования).

Задание 7. Спеть мелодию (попевку) в обратной последовательности.

Задание 8. Импровизация на развитие способностей к перевоплощению: рассказать музыкальную сказку от имени медведя, лисы, зайца и т. д.; придумать песенки (попевки) героев; воссоздать их внешний вид, интонацию.

Задача педагога – не сковывая ребенка определенными рамками, дать ему возможность пофантазировать, испытать радость творчества.

Упражнение «Дирижеры».

Дети любят ролевые игры. Попросите их отобразить в дирижерском жесте ощущение сильной и слабой долей в речи и в музыке. Декламируйте вместе с ними стихи: на ударном слоге опускайте руки вниз, а на безударном – поднимайте вверх. Затем пойте песни с дирижированием.

Упражнение «Дирижируй под музыку».

Отрабатывайте в дирижерском жесте ощущение сильной и слабой долей в музыке двухдольного размера.

Упражнение «Дирижер и хор».

Совершенствуйте дирижерские жесты в двухдольном размере на репертуаре детских песен.

Разыграйте ситуацию концерта: дети стоят полукругом, перед ними – ребенок-дирижер с поднятыми на уровне груди руками. Он дирижирует, дети поют в соответствии с дирижерским жестом.

7. Упражнения по методике К. Орфа.

Декламируем (по методике Карла Орфа).

Предложите детям в самом начале занятия отправиться в гости к Шепоту и Шороху. Для этого надо немного пошуршать, пошептать. Пусть ребята сами догадаются, как можно пошуршать ладонями, тканью своей одежды.

Играя звуками Ч, Ш, Щ, С, Ц, соединяя их в различных сочетаниях, можно исполнить спонтанную звуковую композицию.

Добавьте в нее несколько звуковых инструментов – композиция получится более красочной. Моделировать динамику, линию, объем в композиции нужно руками. Предоставьте детям возможность тоже попробовать себя в роли композитора.

Прочитайте детям стихотворение:

В тишине лесной глуши

Шепот к шороху спешит,

Шепот к шороху спешит,

Шепот по лесу шуршит.

Шу-шу-шу да ши-ши-ши

Тише, Шорох, не шурши,

Навостри-ка уши –

Тишину послушай!

В. Суслов

Выучите его с детьми шепотом, прислушиваясь к игре шипящих звуков. Попросите ребят придумать звуковые иллюстрации к стиху, используя все имеющиеся на занятии пособия. Стихотворение может быть исполнено несколько раз, театрализованно, с разными вариантами сопровождения.

Проведите игру на развитие остроты и тонкости тембрового слуха: «Угадай, чем шуршу».

Игра со звуками (по методике Карла Орфа).

Предложите детям изобразить голосом звук ветра, используя уже известный им прием моделирования объема и динамики с помощью звуков Ф, П, С, Ш:

Глиссандируя голосом, можно изобразить «завывание» холодного ветра. Моделируйте линии рукой:

\

Импровизируем.

Попробуйте вначале сами выступить в роли дирижера, предложив детям занять места за выбранными инструментами – стеклянными (фужеры с водой, пустая бутылка) и детскими (треугольник, валдайский колокольчик).

Управляя своим оркестром, показывайте им порядок выступления и звучания, оставляя за ними выбор характера звучания. Часть ребят может создавать свободный фон из звуков речи.

Для фантазийной импровизации предложите детям разбиться на 2–3 группы и придумать свою программную или свободную композицию.

Различные графические партитуры могут быть предложены в качестве вариантов. Любое звуковое воплощение их будет правильным, так как в этом задании важно развивать воображение и ассоциативное мышление.

СПЯЩИЙ ЁЖИК

Игра-импровизация по методике Карла Орфа.

Дети садятся на полу в круг. Один из них сворачивается на полу, как спящий ежик.

Сидящие ребята могут производить любые звуки – шуршать, стучать по полу, по телу, в ладоши, произносить любые звуки, слоги – отрывисто или протяжно. Важно скоординировать свои усилия с группой в динамике – композиция развивается волнообразно – от пиано до форте через ряд crescendo и diminuendo.

                ← < p < > pm < mf < f > mf < ff

«Спящий ежик» чутко реагирует на все изменения динамики, постепенно «просыпаясь».

Фантазируем.

О чем нам могут рассказать стеклянные звуки? Предложите ребятам следующие темы: «Солнечный лучик отразился в стекле», «Осенние капли на оконном стекле», «Калейдоскоп и цветные карандаши», «Корона Снежной Королевы», «Обеденное рондо».

Придумайте и сыграйте также другие детские импровизации.

Игра со звуками.

Покажите детям несколько новых для них приемов игры со стеклянными предметами. Налейте в фужер на ножке воды, смочите палец и водите им круговыми движениями по краю – ребята услышат свистящий тихий звук. Разные фужеры, по-разному заполненные водой, издают звуки разной высоты и тембра. В пустую бутылку можно дуть, приставив ее горлышком к нижней губе – раздастся глухой, гудящий звук. Заполнив одинаковые бутылки водой по-разному, можно «настроить» их на 2–4 звука, и сыграть на них мелодию.

МАЖОР. МИНОР

Спойте звуки, из которых сложилась песня «Жук»:

Спойте звуки, из которых сложилась песня «Ходит зайка»:

У обеих песен одинаковая тоника – звук ре. Отличаются они третьим звуком. В миноре этот звук ниже на полутон.

Пойте песни, точно выполняя ритмический рисунок, и отмечайте рукой каждую долю. Выучите песни со словами наизусть. Играйте обе песни с басовым звуком ре:

Слушайте себя, следите, чтобы песни звучали красиво.

* * *

III.Заключение.

Это основные вокальные упражнения, применяя которые, можно добиться успеха в работе с начинающими. Данные распевки охватывают весь спектр гласных звуков, одновременно развивают артикуляционный аппарат. Это способствует, в свою очередь, чёткой и внятной дикции. Нисходящее и восходящее поступенное мелодическое движение, скачки на различные интервалы, пение в различных размерах и ритмах, включение элементов двухголосного пения – всё это преподносится детям в игровой форме, на основе доступного мелодического и текстового материала. Дети не ощущают сложности, испытывают удовольствие от пения. Создаётся ситуация успеха, и результаты обучения не заставят себя ждать.

IV. Список литературы:

1. Струве Г.А, Хоровое сольфеджио: Методическое пособие для детских хоровых студий и коллективов. М, 2000.

2.Струве Г. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио - СПб: Лань, 1997.

3.Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей (4-е изд.) - М.: 2002.

4. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 6-7 лет/ Сост. Орлова Т.М., Бекина С.И. - М.: Просвещение, 1988.

5. И.О. Исаева «Эстрадное пение. Экспресс- курс развития вокальных способностей». Из-во «Астрель», М.2006

6. Н.Б. Гонтаренко «Сольное пение. Секреты вокального мастерства». Из-во «Феникс», Ростов.2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование активных форм проведения занятий с воспитанниками в системе дополнительного образования.

Активные формы проведения занятий – это такие формы организации образовательного процесса, которые способствуют разнообразному изучению учебных вопросов, активному взаимодействию воспитанников и препо...

"Подходы к планированию содержания интегрированных занятий экологической направленности в системе дополнительного образования".

"Подходы к планированию содержания интегрированных занятий экологической направленности в системе дополнительного образования". На современном этапе развития наше общество нуждается в реализации ...

Инновационный подход к проведению занятий английского языка в системе дополнительного образования

Нетрадиционные методы обучения английскому языку младших школьников в условия дополнительного образования...

Инновационный подход к проведению занятий английского языка в системе дополнительного образования

Нетрадиционные методы обучения младших школьников английскому языку в условиях дополнительного образования...

РАБОТА В ГРУППЕ НА ЗАНЯТИИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Необходимо сделать учебный процесс более увлекательным и интересным, раскрыть значение полученных знаний и их практическое применение в жизни. Решение этих задач вызвало необходимость применения новых...

Вокальное искусство как средство музыкального воспитания. Занятия эстрадно - джазовым вокалом в системе дополнительного образования.

В статье автор раскрывает значение эстрадного вокала в современном мире.Знакомит с историей развития джаза  и приводит примеры различных форм организации детей  по обучению эстрадным пением....