. Развитие вокально-певческих навыков на уроках музыки в младших классах
статья по музыке по теме
Вокально-хоровая работа на уроках музыки в начальной школе. Упражнения для выработки певческого дыхания, развития артикулляции, на улучшение слуховых и вокальных навыков. Из опыта работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_vokalno.doc | 56 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
. Развитие вокально-певческих навыков на уроках музыки
в младших классах
Основные распространенные недостатки в пении у детей на первоначальном этапе: недостаточная координация слуха и голоса, неумение формировать звук, зажатая нижняя челюсть, вялый артикуляционный аппарат, плохая дикция и т.д.
В этот период обучения правильному пению главной задачей становится:
чистое интонирование
развитие навыка слушания себя
развитие навыка слушания себя и своих товарищей
развитие навыка ансамблевого пения в унисон
пение простейших канонов
пение простейших мелодий в двухголосном изложении
начальные навыки развития гармонического и полифонического слуха
Все вокальные навыки находятся в тесной взаимосвязи, поэтому работа над ними проводится параллельно.
Правильное дыхание - один из главных навыков, которому уделяется особое внимание во время пения на уроках музыки.
В вокальной практике целесообразно использовать грудо-диафрагмальное дыхание – вид певческого дыхания, при котором работают мышцы грудной и брюшной полости, а также нижнего отдела спины.
Типичная ошибка детей - поднятие плеч при вдохе, использование
«ключичного» дыхания, при котором зажимается шея, нижняя челюсть, подбородок ,что нежелательно.
Упражнение 1:
Спина прямая, плечи расправлены и опущены вниз, голова находится в среднем положении. Не задирать голову вверх - излишне напрягается гортань и голосовые связки. Шея расслаблена. Мягкие движения головы по кругу в правую и левую сторону. Мягко опускаем голову вниз, затем в первоначальное положение.
Упражнение 2:
«Кивающая голова». Откидываем голову назад, в паре произнося звуки – «БА, ВА, ГА, ДА» и т.д. по алфавиту.
Дыхание и звук - взаимосвязаны. Во время образования звука одновременно напрягаются мышцы, осуществляющие вдох, а так же мускулатура брюшного пресса. До начала основных упражнений рекомендую ученикам положить руку на живот и сделать несколько вдохов и выдохов через нос, при этом следить, чтобы не поднимались плечи. Рука, находящаяся на солнечном сплетении, должна подниматься, когда вдыхаем воздух.
Упражнение 1:
Быстрый вдох носом - выдох на слог «фо», «фо», «фо» - 60 сек. Это упражнение можно комбинировать с поворотами или наклонами головы направо и налево, с выдохом только носом, либо наоборот: вдох ртом - выдох носом и т.д.
Упражнение 2:
Зевок: вдох носом, три выдоха носом, ртом.
Упражнение 3:
3 вдоха- 3 выдоха и т.д.
Упражнение 4:
Толчки прессом: легкое «фо», «фо», «фо»; мощное «фо», «фо», «фо»; «фо», «фо», «фо» в крещендо
В качестве дополнительного упражнения на выработку «длинного выдоха» проговариваем поговорки. Например:
«Как на горке на пригорке встали 22 Егорки- 1 Егорка, 2 Егорка, 3 Егорка»… и ей подобные.
Распевание класса
Распевание класса организует и дисциплинирует детей и способствует образованию певческих навыков (дыхание, звукообразование, звуковедение, правильное произношение гласных). Здесь можно выделить 2-е задачи:
- разогрев и настройка голосового аппарата к работе,
- развитие вокально-хоровых навыков, достижение чистого и красивого звучания в произведениях.
Распевание начинаем с наиболее ярко звучащих «примарных» тонов.
Чтобы настроить и сосредоточить детей, привести их в рабочее состояние, на уроках музыки предлагаю им начать распевание с «мычания». Петь в унисон закрытым ртом. Диапазон небольшой, первоначально – квинта (постепенно увеличиваем). Эти упражнения можно петь и на слоги «лё», «лю». Здесь нужно следить за произношением согласной «Л», ее не будет при слабой работе языка. А гласные «Ю», «Е» поются близко, упругими губами.
Главный вид звуковедения - кантилена, т.е. плавное, связное, свободное звучание. Певучий, гладкий переход от звука к звуку включает в себя владение легато. Необходимо при этом добиваться, чтобы звук был в одной позиции, стабильным и устойчивым.
Полезно разучивать распевки в быстром темпе, так как верхние звуки, трудные при медленном движении, легче удаются, если сделать их проходящими. Быстрый темп помогает также избавиться от страха высоких нот, вызывает необходимое привыкание к головному звучанию и позволяет ощутить свободу пения в высоком регистре. Использую в распевках также и трудные для исполнения отрывки в разучиваемых произведениях.
Чистое интонирование - одна из важнейших обязанностей при исполнении музыки. Среди известных методических приемов для развития слуха и голоса, используемые на хоровых занятиях, применяю следующие:
- слуховое сосредоточение и вслушивание в показ учителя;
- сравнение различных вариантов исполнения, с целью выбора лучшего (у детей часто наблюдается форсированная манера пения);
- пение распевок в хроматическом порядке, введение простейших интервалов;
- пение «по цепочке», «живой инструмент», группами, чередование пения с дирижером;
- моделирование высоты звука движениями руки;
- задержка звучания хора на отдельных звуках по руке учителя, с целью выстраивания унисона;
- деление на группы: хорошо интонирующие дети и неустойчиво интонирующие (в первые ряды);
- пропевание закрытым ртом, «молча», «про себя»;
- пропевание вслух на слоги «ку», «ту», штрихом «стаккато» под сопровождение инструмента, соблюдая темп и ритм;
- использование принципа многократного повторения отдельных фраз.
Очень важна на первом этапе работа по воспитанию навыков понимания дирижерского жеста. Ученики должны научиться реагировать на основные дирижерские жесты: «внимание» (сосредоточить внимание всего класса на учителе), «вдох», «одновременно начинать» и «одновременно заканчивать пение».
Пение - это продленная речь. Чтобы хорошо петь, надо научиться хорошо говорить.
Так ясность и разборчивость речевого потока обеспечивают согласные звуки, которые собирают «каркас» любой песни. Если без гласных звуков речь не мелодична и неблагозвучна, то без точных согласных речь непонятна, бесформенна и неразборчива.
Для исправления дикционной недостаточности на занятиях хора я применяю:
- артикуляционную гимнастику (комплекс упражнений, развивающих подвижность мышц речевого аппарата),
- скороговорки,
- упражнения на произнесение согласных и гласных звуков.
Упражнение 1: Для губ: «Улыбка» - губы вытянуть, как для поцелуя – раз, растянуть в улыбку, не обнажая зубов – два, и т.п.
Упражнение 2: « Пережевывание» звуков в простых попевках.
Упражнение 3: Пение фрагментов песен с утрированной дикцией при закрытых губах.
Независимо от того, открыт рот или закрыт, язык должен быть расслаблен и плоско лежать во рту, кончиком языка касаться основания нижних зубов.
Упражнение 4: «Чашечка»: широкий язык высунуть изо рта и поднять кверху. Подержать 8-10 сек. и убрать опять в рот.
Упражнение 5: «Часовая стрелка»: вращать языком за сомкнутыми губами по часовой стрелке. Язык по кругу гладит верхние и нижние десны, и т.п.
Мягкое и свободное движение нижней челюсти играет большую роль в процессе пения и говорения. Нижняя челюсть прикреплена к верхней челюсти сильными мышцами. Эти мышцы находятся около ушей, и их движение можно контролировать с помощью указательных пальцев. Если рот хорошо открывается, то улучшается звучание голоса и повышается разборчивость речи. Если челюсти зажаты, то речь будет «как сквозь зубы».
Чтобы освободить нижнюю челюсть использую следующие упражнения:
Упражнение 1: мягко опускать нижнюю челюсть до тех пор, пока указательные пальцы рук не ощутят околоушные впадины или ямки. Увлекательно проводить это упражнение со словами «ДВА САПОГА-ПАРА», контролируя указательными пальцами околоушные ямки.
Упражнение 2: в алфавитном порядке произносить или пропевать согласные звуки с добавлением гласного «а» - «БА-ВА-ГА-ДА …», чередуя стаккато и легато. При пропевании «а» нижняя челюсть свободно опускается. «А» звучит ясно, полно, долго. Во время пения следить за артикуляцией губ, которые должны быть округлены.
Для выработки высокого неба использую следующие упражнения: «щелканье языком», «проговаривание согласных «Г-К», «проговаривание или пропевание под музыку слогов «ХА-ХО-ХЭ».
Приступая к работе над скороговорками, рекомендую ученикам произносить их медленно и в среднем темпе. Лишь добившись точности и чистоты произношения, увеличиваем темп.
При тренировке артикуляционного аппарата требуются многочисленные повторы до ощущения комфорта. И главная задача: добиваться состояния естественной активности и свободы. Если произнесение какого-либо звука или сочетания звуков в произведениях вызывает затруднение, то подбираю скороговорки, в которых этих звуков больше всего.
Чем отчетливее произносятся согласные, тем яснее и ярче звучат гласные. Все слова произносятся близко, «впереди» на губах, на зубах, на кончике языка, в передней части рта.
Для того чтобы лучше почувствовать непрерывность, кантиленность звучания разучиваем фразы–скороговорки:
У воды удавы.
(у-а-у-а-ы)
У Егора у Федоры в огороде помидоры.
(у-е-о-а-и-е-о-ы-а-а-о-е-а-и-о-ы)
Андрей воробей не гоняй голубей, гоняй галочек из под палочек.
(а-е-о-о-е-е-о-я-о-у-е-о-я-а-о-е-и-о-а-о-е).
После разучивания можно скороговорку «озвучить» на одном звуке. (выработка чистого унисона, добавить интервальный скачок и т.д.
Свистящие и шипящие согласные («с», «ч», «ш», «щ») прошу произносить как можно более коротко, чтобы не прерывалась вокальная линия. Пример: «..Среди вечерней тишины чуть шепчутся березы…»Э. Григ, «Заход солнца», 4 класс
Если слог в слове заканчивается на согласную букву, согласную переносим к следующему слогу. Пример: «…Солнце свети ---Тветры дую-----Тливни льются над Россией…» Г. Струве, «Моя Россия»,2 класс
Правило для гласных: если слово закончилось на гласную, а следующее слово начинается с гласной, разделяем твердой атакой.
Пример: «..положу я вьюн на правое плечо.---А со правого…., р.н.п. «Со вьюном» 2 класс
Для отработки сложного по образованию согласного звука «Р» разучиваем скороговорки: «после росы росли розы», «на горе Арарат зреет вкусный виноград», «ехал Грека через реку…», «курьера курьер обгоняет в карьер» и т.п., что помогает легче справиться с произношением согласного и вызывают положительный азарт на лучшее произношение скороговорок. После разучивания можно скороговорки пропеть в ритме под сопровождение рояля. Одновременно решается несколько задач: активизируется речевой аппарат, отрабатывается интервальный скачок, подвижность голоса, пение в ансамбле, пение по руке дирижера.
Пример: g e c c d g g e e c c d
Чок, чок, пятачок, сзади розовый крючок
g g c c d d c g g c c d d c
У красавицы овцы, подрастают близнецы.
Особую сложность вызывает одновременное произношение всем хором «т» в конце фразы.
Упражнение: проговаривание фраз «рост – мост- живокост» и т.п.
Скороговорки типа, «Воду пить, не дрова рубить» - помогают сконцентрировать произношение «т» в конце предложения. Одновременно прививается навык реагирования на дирижерский жест.
В конце каждого занятия для снятия усталости, профилактики певческих узелков и восстановлении смыкания связок, предлагаю следующие упражнения: «мычание» в низком регистре, постукивая пальцами по ноздрям, «полоскание горла», «скрип» закрытым ртом на «м» в нижнем регистре. Это позволяет восстановить уставшие связки и вернуть их в рабочее состояние.
На определенном этапе развития певческих и слуховых навыков очень важен переход к двухголосному пению. Многоголосное пение способствует развитию гармонического слуха, точной интонации, художественного вкуса. Поэтому ввод 2-х, 3-х-голосных произведений в репертуар считаю необходимым.
На первом этапе разучиваются песни, где голоса вступают поочередно: «гости, гости мы Вас ждем» - поют сопрано, «промочило нас дождем» - отвечают альты и т.д.
2 этап - слуховая подготовка на определение двух музыкальных планов. Ребята учатся различать в песнях, которые они разучивают, собственную мелодию и сопровождение, далее – собственную партию в 2-х-голосном проведении, разучиваемого произведения.
Пению канонов предшествует работа над ритмическими канонами:
Пример: «Как на утренней на зорьке, два Петра и три Федорки, соревнуются с Егоркой говорить скороговоркой» (вступление разных голосов на сильную и слабую доли).
Можно разделиться на группы, двигаться навстречу друг к другу и т.п.
После освоения ритмических, вводятся мелодические каноны, где голоса меняются очередью вступления на разные доли такта. Далее, усложняя программу, подбираю песни с вводом 2-го голоса в припеве, пение в терцию, даю для разучивания партию противоположного голоса.
Пение а cappella представляет большую сложность, поэтому в своем репертуаре использую не часто. Как правило, это - одноголосные русские народные песни, песни в гармоническом сочетании голосов. Вначале разучивается каждая партия, которая пропевается под самостоятельный аккомпанемент, затем партия пропевается на слоги «ку, лё» на mp; без поддержки инструмента; с поддержкой учителя или хорошо интонирующего ученика.
С первых шагов обучения необходимо обращать внимание детей на качество звука, учить их различать красивое пение, анализировать и оценивать певческие достоинства и недостатки у себя и у других.
Добиваясь образного и выразительного исполнения, очень важно репетиционный процесс превратить в увлекательную игру, будить фантазию, вовлекать детей в волшебный мир музыки, в музыкальную сказку со своими героями и знакомыми образами. У 1 класса вызывает интерес театральная импровизация потешки «Тень, тень, потетень», или русской народной песни « Жил на свете комарочек».
В сознании композитора под воздействием творческого воображения зарождается музыкальный образ (может быть заложен в названии), который затем воплощается в музыкальном произведении. Основная задача - раскрыть этот образ, найти нужную динамику, приемы исполнения и воплотить замысел композитора в исполнение разучиваемых произведений.
Анализ словесного текста, введение элементарных музыкальных инструментов, простейшие двигательные движения детей в проигрышах, взаимодействие хора с солистом, обыгрывание содержания текста, - все это оживляет исполнение, находит эмоциональный отклик у маленьких певцов. Репертуар на уроках пения
При подборе репертуара руководствуюсь следующими общеизвестными принципами: песня должна
- соответствовать возрасту и пониманию детей,
- соответствовать слуховым и вокальным возможностям класса,
- быть высокохудожественной, развивать не только эстетический вкус, но и вырабатывать нравственные качества детей
- отвечать темам концертов: «Посвящение в первоклассники» , «Прощание с Букварем»,календарные и тематические праздники, выпускной концерт 4 класса, юбилеи композиторов, тематические вечера
- носить воспитательный , гражданский характер: песни о России, о войне, русские народные песни и т.д.
- вызывать положительный эмоциональный отклик
В своей работе использую песни, входящие в перечень программы по музыке, а так же легкие переложения русской и зарубежной классики, многие русские народные песни, эстрадные песни соответствующей воспитательной направленности и смысловой нагрузки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие вокально-хоровых навыков на уроке музыки в общеобразовательной школе.
СодержаниеВведение1. Особенности развития детского голоса на уроках музыки2. Вокально-хоровые навыки2.1 Звукообразование2.2 Певческое дыхание2.3 Певческая артикуляц...
Конспект урока музыки 2 класс Тема: "Развитие музыки в хороводных песнях и танцах"
1. Сформировать представление о «развитии музыки» (темп, вариации, ритм, динамика, тембр);2. Расширить знания о хороводных песнях и танцах;3....
Открытое занятие на тему: "Развитие вокально-певческих навыков эстрадного исполнения в ансамбле"
Цель: развитие навыков ансамблевого пения и художественного вкуса, умений работы в коллективе и формирование навыков самоорганизации и творческой активности. Задачи: - формировать устойчивый инт...
Опыт работы с приложениями музыкального руководителя на тему "Развитие вокально-певческих навыков у дошкольников"
Опыт работы музыкального руководителя содержит разъяснение и практическое применение используемого им метода "художественного дирижирования"....
Мастер класс на тему: «Музыка -Творец!!!» «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ»
Урок музыки – источник творческого взаимодействия учителя и обучающегосяМузыка – это первое явление окружающего мира, которое эмоционально воспринимается маленьким человеком, и чтобы позна...
Развитие навыков чтения у учащихся младших классов с умственной отсталостью
Развитие навыков чтения у учащихся младших классов с умственной отсталостью....