Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Детская Хатха-йога»
рабочая программа
Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Детская Хатха-йога»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kratkosrochnaya_programma_yoga.docx | 188.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования города Нижневартовска
«Центр детского творчества»
КРАТКОСРОЧНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Детская Хатха-йога»
(начальный уровень)
физкультурно-спортивной направленности
Возраст обучающихся - 7-17 лет
Срок реализации программы - 5 месяцев
Авторы-разработчики: Севостьянова А.А. педагог дополнительного образования; Абрамова С.Н. – методист спортивно-массового отдела год разработки программы – 2023 |
г. Нижневартовск 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Детская Хатха-йога» (начальный уровень) физкультурно-спортивной направленности разработана с учетом: Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (статья 12); Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные Постановлением главного государственного санитарного врача РФ № 28 от 28.09.2020 с изменениями, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ №10 от 24.03.2021; Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г.; Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре (раздел V), утвержденных приказом Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры от 12.08.2022 № 10-П-1692 (вступивших в силу с 1 сентября 2022 года); муниципальных правовых актов
Актуальность программы состоит в том, что на сегодняшний день состояние здоровья подрастающего поколения заставляет задуматься не только врачей и родителей, но и учителей и преподавателей образовательных учреждений. Согласно статистическим данным, среди детей младшего школьного возраста зарегистрированы заболевания опорно-двигательного аппарата, нервной системы, дыхательной системы, обмена веществ и др. Становится очевидным тот факт, что система физического оздоровления молодого поколения довольно устарела и требует качественного и оперативного изменения. Наряду со спортивными играми, легкой атлетикой, плаванием и другими видами спорта сейчас все популярнее становится восточное направление занятий, таких как: цигун, ушу, пилатес, йога, различные виды восточных единоборств и т.д. Одной из наиболее продуктивных оздоровительных систем является йога, которая зарекомендовала себя во многих учебных заведениях мира как рациональная и разумная система самосовершенствования и саморегуляции организма на физическом и психическом уровнях.
Новизна данной программы состоит в том, что в ней заложены четыре линии или четыре аспекта.
Физиологический аспект - гибкость, подвижность и прямая осанка - это основные требования для сбалансированного развития тела;
Эмоциональный/поведенческий аспект – нормализация поведения гиперактивного ребенка, уравновешивание эмоциональной сферы. Детям - интровертам, «закрытым», замкнутым, имеющим трудности в контакте со сверстниками занятия помогут открыться миру, раскрыть свои творческие способности;
Ментальный аспект - сюда входит способность концентрироваться, запоминать, рассуждать, сознательный, подсознательный и бессознательный ум, а также систематическая стимуляция обоих полушарий головного мозга;
Творческий аспект - данный аспект подразумевает воображение, визуализацию, вокализацию и развитие личных качеств (при использовании намерения (санкальпы) в йога нидре).
Занятия для обучающихся проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. Всего по программе - 18 часов.
Форма занятий – групповая. Группы формируются в зависимости от уровня подготовки обучающихся, могут быть разновозрастными. Наполняемость группы 8 – 15 человек.
Зачисление в группы производится на добровольной основе при наличии медицинского допуска без учета физических способностей обучающихся.
Форма обучения – очная. В случае неблагоприятной эпидемиологической обстановки (карантина) или актированных дней занятия могут проводиться в дистанционном формате.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Целью программы является достижение общего оздоровительного эффекта, обеспечение эмоционального благополучия для детей
Задачи:
- Формирование правильной осанки;
- Развитие гибкости, эластичности позвоночника, подвижности суставов, силы мышц;
- Развитие воображения, координации движений;
- Воспитать в детях уверенность в своих силах, желание вести здоровый образ жизни.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ | Раздел /Тема | Количество часов | ||
5 месяцев обучения | ||||
теория | практика | всего | ||
1 | Комплекс упражнений Хатха-йоги | 4 | 4 | |
2 | Дыхательная гимнастика | 1 | 1 | 2 |
3 | Комплекс упражнений по профилактике органов пищеварения | 2 | 2 | |
4 | Игры на сплоченность коллектива | 2 | 2 | |
5 | Комплекс упражнений по профилактике и оздоровлению ОДА | 3 | 3 | |
6 | Основы медитации для детей | 1 | 2 | 3 |
7 | Итоговое занятие | 2 | 2 | |
Итого по программе: | 2 | 16 | 18 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. Комплекс упражнений Хатха-йоги
Теория: рекомендации по выполнению упражнений.
Практика: выполнение асан.
Раздел 2. Дыхательная гимнастика.
Теория: углубление знаний о типах дыхания: верхнегрудное, нижнегрудное, реберное, диафрагмальное, брюшное. Полное дыхание: в полноценном физиологическом акте дыхания участвуют одновременно грудной и брюшной (диафрагмальный) компоненты. При полном типе дыхания в процессе вдоха и выдоха участвуют все дыхательные мышцы (диафрагма, брюшной пресс, межреберные мышцы). Отличие общих и специальных упражнений. Общие дыхательные упражнения улучшают вентиляцию легких и укрепляют основные дыхательные мышцы, применяются как при заболеваниях органов дыхания, так и при других соматических заболеваниях. Специальные дыхательные упражнения направлены на получение конкретного терапевтического эффекта в том или другом случае нарушения функции дыхательного аппарата.
Практика: Выполнение общих и специальных упражнений.
Раздел 3. Общий комплекс упражнений по профилактике заболеваний органов пищеварения.
Теория: Значение упражнений в системе профилактики заболеваний органов пищеварения.
Практика: Выполнение упражнений по профилактике заболеваний органов пищеварения.
Раздел 4. Игры на сплоченность коллектива
Теория: Знакомство с различными играми и их правилами.
Практика: Игровой процесс, с соблюдением травмобезопасности.
Раздел 5. Комплекс упражнений по профилактике и оздоровлению ОДА.
Теория: Знакомство с физиологическими особенностями опорно-двигательного аппарата.
Противопоказания для выполнения упражнений
Практика: Выполнение комплекса упражнений по профилактике заболеваний и оздоровлению органов опорно-двигательного аппарата
Раздел 6. Основы медитации для детей
Теория: Понятие о стрессоустойчивости и способах управления эмоциями. Практика: Выполнение упражнений на успокоение (аффирмации, визуализация, дыхание)
Тема 6.2 Понятие о детской медитации. Способы медитации
Теория: Понятие о детской медитации. Виды детской медитации. Значение музыкального
сопровождения.
Практика: Проведение сеанса медитации.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
По окончании реализации программы:
Предметные (Образовательные):
- Знать понятие, что такое «йога»;
- Уметь выполнять общеразвивающие и дыхательные упражнения, упражнения на расслабление мышц и укрепление осанки;
- Уметь концентрировать внимание.
Метапредметные:
- Научиться прислушиваться к самому себе;
- Кругозор детей станет шире;
- Обладать навыками самостоятельного выполнения асан.
Личностные
- Быть активным и эмоционально развитым;
- Воспитание желания заниматься, трудолюбие и умение слушать.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Организационные:
Для успешной реализации программы «Детская Хатха-йога» (начальный уровень) формируются постоянные учебные группы. На основании заявлений родителей о приёме детей в детские объединения и медицинских справок происходит зачисление в группы. Занятия проводятся в групповой форме. Регулярно с обучающимися проводятся инструктажи по технике безопасности, правилам дорожного движения, пожарной безопасности, поведения в случаях террористических актов. Программа рассчитана на 5 месяцев обучения. Занятия ведутся один раз в неделю по 1 часу. Оптимальная наполняемость одной учебной группы не должна превышать 15 человек. В процессе обучения осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям, учитываются их физиологические и психолого-педагогические особенности.
Кадровое обеспечение:
Реализацию программы осуществляет педагог дополнительного образования имеющий высшее или средне-специальное образование в соответствии с профилем деятельности или прошедший специальную переподготовку, требований к квалификационной категории и стажу работы нет.
Материально-техническое обеспечение:
- спортивный зал;
- гимнастические коврики для йоги;
- аудио-звуковая, видео аппаратура;
- блоки для йоги;
ФОРМА АТТЕСТАЦИИ
На протяжении всего процесса обучения ведется текущая проверка освоения обучающимися программного материала. Для отслеживания используются следующие методы отслеживания результативности:
- педагогическое наблюдение (каждое занятие);
- самоконтроль (каждое занятие);
- зачет, взаимозачет, опрос, выполнение обучающимися диагностических заданий (1 раз в месяц один из видов контроля).
Формы подведения итогов реализации программы:
- открытый урок.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Организация образовательного процесса.
Работа по программе «Детская Хатха-йога» (начальный уровень) представляет собой комплексный курс занятий по физическому воспитанию, развитию и укреплению опорно-двигательного аппарата.
Асаны, используемые в программе, учитывают физиологические параметры детей, работоспособность и порог утомляемости организма ребенка при физических нагрузках.
Наилучшим способом общения с детьми является игра. Игра – это способ познания мира. Поэтому – с йогой детей необходимо знакомить именно через игру.
Подражание – еще один метод обучения детей. Асаны–позы йоги, это положение тела, которое удобно и устойчиво, изображающие позы зверей, птиц, растений, даются в доступной и понятной детям форме. Например: «кузнечик», «цапля», «лягушка», «кошечка», «дерево» и т. д. Это повышает их интерес к окружающему миру, развивает внимание и наблюдательность ребенка. Асаны направлены на развитие координации, силы, гибкости и выносливости, хорошо подходят для детей. Не все асаны просты в исполнении, поэтому они помогают ребенку развивать силу воли, чувствительность и узнать много нового о себе. Эти интересные упражнения укрепляют мышцы, делают их более эластичными, разрабатывают суставы, делая движения ребенка красивыми и пластичными, а кроме того, укрепляют внутренние органы и улучшают самочувствие.
На занятиях детской йогой асаны сочетаются с динамичными играми. Со стороны может казаться, что дети просто бегают, прыгают и играют, лишь на некоторое время принимая статичные позы, однако в действительности такое занятие дает комплексный положительный эффект: укрепляется позвоночник, улучшается осанка и координация движений, повышается гибкость и выносливость. Вместе с тем, дети не теряют интереса к занятиям, не утомляются и дают выход энергии.
Во время занятий необходимо соблюдать следующие правила:
- Асаны всегда следует выполнять после разогрева и дыхательной практики.
- Практика Хатха-йога должна строиться в строгой последовательности: сначала асаны, выполняемые из положения лежа, затем - сидя.
- Перед началом выполнения асан необходимо провести динамический разогрев. Это подготовит организм к статической нагрузке.
- При разучивании комплекса Хатха-йоги необходим четкий показ педагогом.
- Обязательным условием проведения занятий является пустой желудок ребенка, занятия должны проходить в спортивной форме не стесняя движения, босиком.
Занятие по программе «Детская Хатха-йога» (начальный уровень) состоит из трёх частей:
Подготовительная часть (разминка): разные виды ходьбы и бега, разогревание суставов и мышц, подготовка организма к практике.
- На первых занятиях при проведении дыхательной практики с детьми основная нагрузка ложится на разминку, с дальнейшим постепенным добавлением динамики дыхания. В каждом последующем комплексе добавляются новые пранаямы, которые можно делать стоя, сидя и лежа.
Основная часть (аэробная):
- Практика асан
Заключительная часть: расслабление, дыхание, медитация (асана Шавасана).
- Обязательным условием проведения занятий является пустой желудок ребенка.
- Желательно проводить занятия на свежем воздухе, но условия крайнего севера не позволяют это сделать в зимнее время, но в теплое время года данные занятия необходимо вынести на свежий воздух.
Методы используемые в реализации программы:
Игровой метод. В процессе игры дети знакомятся с окружающей жизнью, уточняют и осмысливают свои представления о мире.
Метод аналогий. В программе обучения широко используется метод аналогий с животными растительным миром (образ, поза, двигательная имитация), где педагог-режиссер, используя игровую атрибутику, образ, активизирует работу правого полушария головного мозга ребенка, его пространственно-образное мышление, способствуя высвобождению скрытых творческих возможностей подсознания.
Словесный метод. Это беседа о средствах оздоровления, объяснение методики исполнения движений, оценка.
Практический метод заключается в многократном выполнении конкретного движения.
Наглядный метод (выразительный показ под счет, с музыкой).
Метод контроля (индивидуальный, тестирование).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Ильинская О.В., Казак О.Б. Детская йога. М.: Эксмо, 2011. -208с.
- Бинь Чжун «Китайская рефлексотерапия. Точки здоровья и красоты».
- В. Осипова. «Поза ребенка «Хатха-Йога в детском саду». Ж. Обруч №3-1997.
- Бабаева Т.И, Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. и др. «Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2019 г.
- Латохина Л.И. « Хатха-йога для детей», М., Просвещение. 1993г.
- М.Н. Щетинин «Дошкольное воспитание и развитие. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей. Методическое пособие», Москва, 2008 г.
- Т.А. Иванова. «Йога для детей. Парциальная программа кружковой работы для детей дошкольного возраста» — СПб: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2020.
Приложение 1
Календарный учебный график
№ п/п | Сроки проведения занятия | Тема занятия | Форма проведения занятия | Количество часов | Форма контроля | Место проведения | |||
всего | теория | практика | |||||||
месяц | неделя | ||||||||
1. | Январь Февраль
| 1-4 | Комплекс упражнений Хатха-йоги | Практическое занятие | 4 | - | 4 | Беседа, наблюдение, анализ процесса практической деятельности | Спортивный зал |
2. | Февраль | 1-4 | Дыхательная гимнастика | Учебные занятия, практическое занятие | 2 | 1 | 1 | Беседа, наблюдение, анализ процесса практической деятельности | Спортивный зал |
3. | Март
| 1-4 | Общий комплекс упражнений по профилактике органов пищеварения | Практическое занятие | 2 | - | 2 | Беседа, наблюдение, анализ процесса практической деятельности | Спортивный зал |
4. | Март | 1-4 | Игры на сплоченность коллектива | Практическое занятие | 2 | - | 2 | Беседа, наблюдение, анализ процесса практической деятельности | Спортивный зал |
5. | Апрель | 1-4 | Комплекс упражнений по профилактике и оздоровлению ОДА | Практическое занятие | 3 | - | 3 | Беседа, наблюдение, анализ процесса практической деятельности | Спортивный зал |
6. | Апрель Май | 1-4 | Основы медитации для детей | Учебные занятия, практическое занятие | 3 | 1 | 2 | Беседа, наблюдение, анализ процесса практической деятельности | Спортивный зал |
7. | Май | 1-4 | Итоговое занятие | Практическое занятие | 2 | - | 2 | Анализ процесса практической деятельности | Спортивный зал |
ИТОГО | 18 | 2 | 16 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КРАТКОСРОЧНАЯ Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "На всех парусах"
Программа может реализовываться в каникулярное время.Судомоделирование является одним из распространенных видов технического творчества. Это одно из...
Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Пушистые зубастики" естественнонаучной направленности для обучающихся 6-7 лет
Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Пушистые зубастики"естественнонаучной направленности для обучающихся 6-7 лет...
Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Я - гражданин России"
Краткосрочная общеобразовательная общеразвивающая программа "Я-гражданин России". Программа социально - гуманитарной направленности. Предназначена для реализации в каникулярный период в летн...
Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Империя настольных игр" для реализации в условиях отдыха и оздоровления детей
Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Империя настольных игр" для реализации в условиях отдыха и оздоровления детей...
Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа на летний период "Поиграй-ка"
В ходе освоения краткосрочной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы на летний период «Поиграй-ка» у учащихся формируются основные понятия о игре, ...
Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа на летний период"Мастерилка"
В ходе освоения краткосрочной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы на летний период «Мастерилка» у учащихся формируются основные понятия о...
КРАТКОСРОЧНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА физкультурно-спортивной направленности «Лето на здоровье!»
Актуальность программы: Современная действительность ставит перед нами много проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья подрастающего поколения.С...