Авторская рабочая программа внеурочной деятельности курса «Государственная символика – доступным языком»
рабочая программа
Учащиеся должны знать историю государственных символов, ведь отношение к гербу, гимну и флагу - отношение к самому государству. Они нужны как воплощение его истории и отражение настоящего, как выражение патриотизма ее граждан, обозначение на международной арене. Формирование уважения к символам государства - важная составная часть воспитания граждан России
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gos_simvolika.doc | 119 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Многопрофильная школа №181» Советского района г.Казани Республики Татарстан
Принято Утверждаю:
на заседании педагогического Директор МБОУ
совета школы МБОУ «Многопрофильная школа №181» «Многопрофильная школа №181»
Протокол №1 от 28.08.2020 __________/Абдуллина Д.А. /
Приказ №224 от 31.08.2020
Авторская рабочая программа внеурочной деятельности курса
«Государственная символика – доступным языком» (базовый)
для 6-9 классов среднего общего образования
на 2021/2022 учебный год
Составитель:
Кадиров Ринат Монирович
учитель истории и обществознания
высшей квалификационной категории
г. Казань, 2021 г.
Курс по выбору: «Государственная символика России - наследие страны».
Пояснительная записка.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Государственная символика – доступным языком» (базовый) составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
- Федерального заклна от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального государственного стандарта основного общего образования ( утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12. 2010г.)
-Основной образовательной программы основного общего образования;
- Письма Министерства образования и науки РФ от 14.12 2015 № 09-3564 « О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;
- Письма Министерства просвещенияСК-295/06 « Об использовании государственных символов Российской Федерации».
Актуальность данного курса обусловлена тем, что современная парадигма школьного образования предполагает главной целью развитие мировоззренческих основ личности учащегося и создание условий для его профессиональной успешности, чему будет способствовать предпрофильной подготовке. В настоящее время эта дисциплина относится к наиболее социально востребованным. Учащиеся должны знать историю государственных символов, ведь отношение к гербу, гимну и флагу - отношение к самому государству. Они нужны как воплощение его истории и отражение настоящего, как выражение патриотизма ее граждан, обозначение на международной арене. Формирование уважения к символам государства - важная составная часть воспитания граждан России
Учебная программа курса «Государственная символика – доступным языком» таким образом соответствует задачам предпрофильной ориентации с 6 по 9-ое класса. Актуальность курса подтверждается тем, что государственные символы и гимны – неотъемлемая часть истории и культуры любой страны. Невозможно у детей воспитать чувство собственного достоинства и уверенности в себе без уважения к истории своего Отечества. Возникновение государственных символов России тесно переплетено с социальной и политической историей нашего государства. Общая направленность воздействия государственной символики на сознание и поведение детей сохраняется на всех этапах становления личности.
Тип курса – межпредметный. Количество учебных часов – 35.
Целью данного курса является создание условий для расширения кругозора детей по государственной символике и осознанного выбора профиля обучения в 10–11 классах, формирования в процессе становления личности, гордости за свою страну, понимания неповторимости и богатства культурных традиций, сознания своей причастности к судьбе Родины.
Данную цель предполагается реализовывать через решение следующих задач:
1 Изучить историю становления и развития государственных символов России: флага, герба, гимна; интегрировать полученные знания в курс истории, обществознания, краеведения, права.
2 Обучить основам работы с историческими документами, применяя ранее полученные знания, способствовать формированию умения ориентироваться в изменчивом мире.
3 Способствовать формированию таких качеств личности, как патриотизма, активной гражданской позиции, толерантности, социальной компетентности.
4 Помогать самореализации интеллектуальных, творческих, исследовательских, эстетических и др. способностей учащихся, способствовать формированию конкретно-исторического представления о значимости государственной символики нашего Отечества;
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:
- ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
- готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
- принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;
- неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):
- российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
- уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
- формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;
- воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:
- гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
- признание не отчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;
- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
- готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
- приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
- готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
- принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
- способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
- формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
- развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:
- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
- эстетическое отношение к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:
- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
- положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:
- уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
- осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
- готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
- потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;
- готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:
- физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.
- Планируемые метапредметные результаты освоения ООП
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
- Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
- оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
- ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
- оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
- выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
- организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
- сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
- использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
- находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
- выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
- выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
- менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
- Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
- при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
- развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
- распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
4. Планируемые предметные результаты
В результате обучения по программе курса «Индивидуальный проект» обучающийся научится:
- формулировать цели и задачи проектной (исследовательской) деятельности;
- планировать работу по реализации проектной (исследовательской) деятельности;
- реализовывать запланированные действия для достижения поставленных целей изадач;
- оформлять информационные материалы на электронных и бумажных носителях с целью презентации результатов работы надпроектом;
- осуществлять рефлексию деятельности, соотнося ее с поставленными целью и задачами и конечнымрезультатом;
- использовать технологию учебного проектирования для решения личных целей и задачобразования;
- навыкам самопрезентации в ходе представления результатов проекта (исследования);
- осуществлять осознанный выбор направлений созидательной деятельности.
Работа с государственными символами на основной ступени образования акцентируется на актуализации знаний, умений и навыков, связанных с различными аспектами функционирования эмблем государственной власти: собственно, правовом, общественно-политическим, нравственным.
В дальнейшей работе с детьми углубляются политические смыслы, заложенные в государственных символах России, подчеркивается историческая преемственность этой символики.
Дальнейшее осмысление политической и нравственной сути символов России требует расширения и углубления представлений школьников о гражданских обязанностях.
Главным принципом при отборе содержания являются принципы гуманизации и научности. Исторический материал, отобранный для курса, призван воспитать у учащихся чувство уважения к истории своего Отечества, и, как следствие, чувство собственного достоинства и уважения, уверенности в себе. Это обеспечит самостоятельный, духовно-нравственный, коммуникативный выбор личности учащегося.
Учитывается принцип возрастных особенностей, например, для учащихся основной школы, у которых доминирует наглядно-образное мышление, привлекается иллюстративный и видеоматериал, готовится серия бесед, конкурсов, викторин, исследовательских письменных работ (рефератов) тематически связанных с государственными символами России. Здесь же используется принцип научности, когда учащиеся приобщаются к научному поиску через работу с первоисточниками, знакомятся с произведениями, легендами и т.д., с целью воссоздания на их основе полной картины прошлого.
При рассмотрении данного курса в 6-9-х классах актуализируются знания по истории родного края (Республика Татарстан), России, отражающие этапы становления российской государственности, складывание символики государственности. Привлекаются также обществоведческие знания, представления об основных положениях Конституции РФ, моральных и правовых нормах, принятых в современном российском обществе. В ходе изучения используется беседа с учащимися, описание герба и флага (РТ) РФ, объяснение учителя, сообщения школьников.
Предпочтение отдается активным формам работы школьников, предусматривается привлечение актуального краеведческого материала.
Под руководством учителя, обучающиеся могут подготовить серию бесед, викторин, семинаров, провести научно-исследовательскую работу, используя при этом наглядный материал, видео- и аудиозаписи.
В качестве контроля учащихся могут быть использованы: рассказ ученика с применением дидактических карточек, игра, ТСО. Как вариант может использоваться письменная работа учащегося – сочинение, эссе, реферат. Возможно применение дидактических тестов разных уровней сложности, система накопления портфолио учеником.
В результате изучения государственной символики у школьников основной ступени расширяются представления о Конституции, символике России; воспитывается уважение к социальным нормам и ценностям, к законам и символам государства. Приходит понимание того, что надо расти достойными своих предков, которые совершили немало трудовых, воинских и иных подвигов во славу Отечества защищая и прославляя его флаг и герб.
Для детей при рассмотрении курса откроются политические смыслы заложенные в государственных символах России, Расширятся и углубятся представления о гражданских правах. Сформируется и окрепнет чувство гордости и уважения к государственной символике.
2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Программа курса: «Государственная символика России - наследие страны».
Раздел I
Знакомство с задачами и содержанием курса. Изучение памятки для работы с историческими источниками. Нацеливание на выбор
творческой работы. Что изучает наука геральдика? Знакомство с новой наукой – геральдикой. Книги и документы по геральдике России. Знаменитые коллекционеры-геральдисты.
Герб – как объект изучения исторической дисциплиной - геральдикой. Классификация гербов. История возникновения государственных гербов. Роль герба в истории становления российской государственности. Федеральный конституционный закон «О государственном гербе РФ». Виды и типы гербов. Формы гербового щита. Цветовая гамма. Составные части герба: шлем, нашлемник, клейноды, намёт, мантия, щитодержатель, девиз.
Знаки, эмблемы и печати на Руси.
Родовые знаки Рюриковичей. Первые княжеские печати. Сфрагистика – наука о печатях.
Герб Казанской губернии. Герб города Казани и Советского района. Герб школы. Обобщение по теме «Государственный герб».
Раздел II
Что изучает наука вексиллология? Наука вексиллология. Виды знамён: флаг, штандарт, хоругвь, вымпел, прапор, бунчук. Крепление знамён к древку. Знамёна Древнего Рима, Западной Европы и Византии.
Характеристика знамён Древнего Рима (военный значок римлян), Западной Европы (знамя- баньеры) и Византии (лабарум). Сходства и различия. Практическая работа.
Стяги Древней Руси.История появления флага. Классификация флагов. Генезис российского флага. Конституция РФ и государственный флаг.
Победа красного знамени. Флаг РСФСР. Флаги СССР и союзных республик. Знамёна Армии и Флота. Знамя победы. Указ президента Российской Федерации № 561 от 15.04.1996 года «О Знамени Победы».
Возвращение трёхцветного флага. Государственный флаг Российской Федерации. Президентский штандарт. 22 августа – день государственного флага. Федеральный конституционный закон № 1 «О Государственном флаге Российской Федерации»
Нужен ли нашему городу флаг? Рисуем флаг семьи. Флаг города Казань, школы, рисуем флаг семьи (кружка, молодёжного объединения и тд.). Обобщение по теме.
Раздел III
Зарождение и эволюция государственного гимна. Правовая база государственного гимна.
Гимны Древней Руси. Богослужебное пение Древней Руси. «Повесть временных лет» о первых славославиях на Руси. Песнь воинов.
Первые российские гимны.
Музыкальное сопровождение хвалебного песнопения. Гвардейские марши времён Петра Великого. Преображенский марш. «Гром победы!» («Славься сим, Екатерина!») на слова Г.Р. Державина. «Русская песнь на взятие Варшавы» на слова В.А. Жуковского. «Коль славен наш Господь в Сионе» музыка Д.С. Бортнянского, слова М.М.Хераскова. Практическая
Официальный гимн Российской империи. «Молитва русских» В.А. Жуковского – «Боже, царя храни» – русские слова, музыка английская. Новая музыка Российского гимна А.Ф.Львова. «Славься!» М.И.Глинка. «Эй, ухнем!» в обработке А.К. Глазунова. Анализ текстов.
«Союз нерушимый». «Интернационал». А.В. Александров «Гимн партии большевиков» 1939 года. 1 января 1944 г. гимн СССР на слова С.В. Михалкова и Г.Г. Эль-Регистана, музыка А.В. Александрова.
Гимн Российской Федерации – символ страны. Государственный гимн Российской Федерации. Правила поведения граждан при исполнении государственного гимна. Федеральный конституционный закон №3 «О Государственном гимне Российской Федерации». Правила поведения граждан при исполнении государственного гимна. Практическая работа.
Гимн города, школы, семьи.
Учебно-тематический план внеурочной деятельности курса:
«Государственная символика – доступным языком».
№ | Тема занятия | Форма занятия | Объем учебной нагрузки/ практич.занятия | Форма контроля. Результативность | |
1. | Введение в курс. Официальные ритуалы с применением государственной символики. | Школьная лекция с использованием видеофрагментов о гос.символике. | 1ч./1 ч | ||
Раздел I. Государственный герб | |||||
2. | Классификация гербов. История возникновения государственных гербов. | Урок – практикум. | 1ч./1 ч | Классификация гербов с применением компьютера. | |
3. | Гербы: от Руси до России | Работа в группах | 1ч./1 ч | ||
4. | Герб Империи | Групповая работа | 1ч./1 ч | Анализ тестов | |
5. | Новый герб – новой власти | Виртуальный урок | 1ч./1 ч | Анализ тестов | |
6. | Наш герб | Работа с документами | 1ч./1 ч | Конкурс «Знатоков» | |
7. | Конституция-закон-герб | Работа с источником | 1ч./1 ч | Тезисный план | |
Раздел II. Государственный флаг | |||||
8. | Флаги: какие они ? | Сообщения учащихся (задание на опережение) | 1ч./1 ч | Рейтинговая оценка сообщений | |
9. | Флаг – вестник прошлого | Групповая работа с разными поисковыми заданиями на общий результат | 1ч./1 ч | Самооценка групп | |
10. | От княжеского флага к имперскому стягу | Исследовательская работа | 1ч./1 ч | Составление конспекта | |
11. | Когда менялся строй…(Судьба флага) | Мозговой штурм | 1ч./1 ч | Тренинг | |
12. | Твое время – твой флаг | Конференция | 1ч./1 ч | Сообщения учащихся | |
13. | Нужен ли закон флагу? | Исследовательская работа | 1ч./1 ч | Конспект | |
Раздел III. Государственный гимн РФ | |||||
14. | Зарождение торжественной песни | Школьная лекция | 1ч./1 ч | ||
15. | «Боже, царя храни!...» | Виртуальный урок | 1ч./1 ч | Конспект | |
16. | «Славься, Отечество наше свободное!...»(от РСФСР к РФ) | Виртуальный урок | 1ч./1 ч | Тестирование | |
17. | 11 статей о гимне | Практикум | 1ч./1 ч | Тезисный план | |
18. | Гос.символика | Конференция | 1ч./1 ч | Представление исследовательских работ учащихся. Складывание портфолио | |
19 | Резерв | 1ч./1 ч |
Литература.
- Баранов В.С. О геральдическом изображении барса из Болгар // Историко-археологическое изучение Поволжья. – Йошкар-Ола, 1994. – С. 126–130.
- Весь мир: Страны. Флаги. Гербы: справочное издание. - Минск: Харвест, 2007. - 698 с.: рис. - (Энциклопедический справочник).
- Геральдическое наследие Республики Татарстан. – М., 2012.
- Государственная символика Российской Федерации. Республика Татарстан // Отечество. – 2003. – № 5. – С. 30–32.
- Государственная символика Российской Федерации: Конституция РФ, Государственный флаг РФ, Государственный герб РФ, Государственный гимн РФ. - М.: Экзамен, 2007. - 63 с.
- Государственные символы России. Герб. Флаг. Гимн: (В помощь учителям начальных классов): материалы для проведения уроков, посвящённых государственной символике России/ сост. Т. В. Шепелева. - Волгоград : Учитель, 2007. - 69 с.
- Гербы городов России. Кн. 2 / отв. за вып.: М. Заячковский, А. Польщикова ; ред.: Л. Белова [и др.] ; худож. В. Блинов. - М. : Профиздат, 2006. - 222 с. : цв. ил.
- Гербы городов России. Кн. 1 / отв. за вып.: М. Заячковский, А. Польщикова ; ред.: Л. Белова [и др.] ; худож. В. Блинов. - М. : Профиздат, 2004. - 223 с. : цв. ил.
- Голованова М. И. Герб, флаг, гимн России. – М. : Росмэн, 2005. – 47 с.
- Государственные символы России : справ. для детей / М. Голованов, В. Шергин. – М. : Росмэн, 2005. – 159 с. : ил.
- Измайлов И. «Зеленых не сочтешь там шелковых знамен...»: (символы булгарской государственности X – первой трети XIII в. // Эхо веков. – 2009. – № 2. – С. 18–34.
- Лезина Л.Е. Тюркские тотемы в геральдике современного Татарстана // Вестник Казан. гос. ун-та культуры и искусств. – 2009. – № 2. – С. 31–37.
- Сабитов Б. Флаги Татарстана // Идель. – 2009. – №8. – С.58–59.
- Сапрыков В. Крылатый барс Татарстана // Наука и жизнь. – 1994. – № 10. – С. 26–31.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 1 КЛАССЕ «ВВЕДЕНИЕ В АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК»
Данная авторская программа была разработана в связи с отсутствием государственной программы по английскому языку по внеурочной деятельности для 1 класса. Программа составлена с учетом федерального ком...
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тип программы: образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности Направление: художественно – эстетическое Срок реализации: 4 года...
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ГАНДБОЛ» по ФГОС для 5-9 классов
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ГАНДБОЛ» по ФГОС для 5-9 классов...
Авторская рабочая программа внеурочной деятельности в 4 классе "Английский с увлечением" (на основе УМК "Starlight")
Рабочая программа будет полезна тем, кто работает по учебнику "Starlight 4"...
Авторская рабочая программа внеурочной деятельности «Увлекательная математика» (6 класс)
Программа внеурочной деятельности для 6 класса по математике «Математика на компьютерах» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта...
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ общекультурной направленности «Язык, культура и традиции татарского народа» (программа рассчитана для детей с 9-15 лет)
Пояснительная запискаДополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения по изучению и сохранению истории, культуры и языка татарского народа имеет художественно-эстетическую напр...
Авторская рабочая программа внеурочной деятельности Кружок «Занимательный английский - 2» для 2 класса
Название программы: Авторская рабочая программа внеурочной деятельности кружок «Занимательный английский - 2».На сколько часов рассчитана рабочая программа: 72 часа, 8 занятий – в ме...