«ДПИ в работе с детьми» Статья
статья
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств» пгт. Андра
V районная методико–практическая конференция
преподавателей образовательных учреждений
дополнительного образования детей
в сфере культуры
на тему: «ДПИ в работе с детьми»
Преподаватель художественного отделения
Шадт Алла Викторовна
2020 год.
«Воспитание существует столько же веков,
сколько существует народ…»
К. Ушинский.
Изучение прошлого помогает адаптации детей к современному миру, заставляет нас задуматься и понять, что в каждом слове, в каждом нарисованном завитке растворенная в веках память народа, сохраненная история жизни и труда. Мне кажется, что более подходящим для этого является урок декоративно – прикладного творчества.
Декоративное рисование играет важную роль в воспитании учащихся. А сам предмет входит в обязательную программу предмета композиции.
В процессе работы необходимо учитывать преемственность в изобразительном творчестве детей, межпредметные связи изобразительного искусства с музыкой, литературой. Необходимо, чтобы каждый урок пробуждал у учащихся чувство прекрасного, доброту, эмоциональную отзывчивость, воспитывал любовь к Родине, к труду.
Давая детям возможность почувствовать всю цветовую прелесть окружающего мира через личное восприятие, занятия по декоративному рисованию помогают им становиться щедрее душой, добрее к окружающим, адаптируя детей к современному миру.
Ознакомление детей с народным искусством является одной из сторон многообразного процесса воспитания и обучения в школе искусств. И чем младше дети, тем ярче их восприятие прекрасного, заложенного в работе народного художника. Не случайно целые отрасли народного декоративного искусства предназначались главным образом для детей: игрушки расписные, точеные, пряничные формы. Искусство народа, всегда ясное, лаконичное, красочное, по своей природе близко детям, привлекает их разнообразными формами и цветом. Оно делает простую бытовую вещь радостной и нарядной, воспитывает хороший вкус и чувство прекрасного. Кроме того, — и это, пожалуй, самое важное, — оно воспитывает гордость за свой народ, уважение к народным художникам и их удивительному труду.
В процессе теоретического обучения следует знакомить учащихся с истоками возникновения и развития разных видов народного декоративно-прикладного искусства, раскрывать их тесную связь с природой, традициями, жизнью народа, его историей. Во время занятий целесообразно использовать записи народной музыки, стихов, а также разнообразный иллюстративный материал и образцы произведений народных мастеров. По каждому произведению следует проводить художественно-содержательный анализ: где, кем и когда создана декоративная вещь; как форма изделия, декор, техника исполнения согласуются с материалом и его назначением; каковы особенности приемов школы художественного промысла, характеризующие данное произведение.
На уроках учащиеся должны выполнять наброски отдельных образцов народного искусства. Зарисовки лучше делать как с экспонатов в музее, так и с образцов народного искусства, находящихся в школе. Такая работа — ценный методический фонд каждого ребенка, на основе которого будут создаваться собственные творческие композиции художественных изделий. Наряду с изучением основ народного декоративно-прикладного искусства, было бы не лишним проводить работу по изучению и возрождению угасающих ремесел, заниматься поиском мастеров, живущих в данной местности; по возможности организовать выставки народного искусства.
Научить ребят любить и понимать красоту и совершенство окружающего мира помогут экскурсии на природу, пленэр. Этот предмет тоже является частью учебного плана, но как нельзя лучше помогает приблизиться детям к природе, удивиться ее многообразию и любые совместные выходы за пределы пространства учебного класса очень сближают детей, объединяют группу.
Успехи детей в обучении изготовления изделий народных художественных промыслов рождают у них уверенность в своих силах. Они преодолевают барьер нерешительности, робости перед новыми видами деятельности. У них воспитывается готовность к проявлению творчества в любом виде труда.
Большие изделия можно выполнять коллективно, что ускорит процесс творчества и даст учащимся навыки совместной работы.
Учителю предоставляется право работать по одному или нескольким направлениям, изменять содержание программ и перечень практических работ, вносить изменения в распределение часов на изучение отдельных тем.
Как же сделать, чтобы ученики на наших занятиях не ограничиваясь упрощенным восприятием искусства, могли проникнуть в его суть? В ту суть, которая делает искусство неотъемлемой частью жизни каждого человека. Однако мы совершенно не оцениваем важнейший фактор в формировании такого влияния: дети, проживая свою собственную жизнь и осознавая (даже скорее - ощущая) искусство как средство познания, наполнения и обогащения этой жизни, жаждут «своего» искусства, то есть искусства своего времени, своей собственной жизни - с ее интересами, ритмом, темпом, проблемами... Да, конечно, им необходим опыт прошлых поколений. Но сейчас, в юные годы, им не менее важно найти и свое место в этой жизни, почувствовать и утвердить себя. И они хотят делать это сами, самостоятельно! Как индивидуально, так и со своими ровесниками, то есть со своим поколением!
Уроки, на которых обычный предмет, например деревянная досточка, рассматривался бы с разных сторон, не только с точки зрения его утилитарного использования, но и с выявлением его не совсем привычных особенностей: досточка «говорит», обладает «теплом», может быть «современной»…
Чем интересны такие уроки для педагогов? Тем, что позволяют детям самим исследовать свойства и возможности определенного предмета, отчего в привычном и бытовом приоткрывается для них новая страна. Пожалуй, главное, что происходит на подобном уроке — это именно событие, связанное с путешествием и открытием, удовольствием и игрой, в которой педагог и дети равнозначны.
В чем сложность таких занятий? В том, что необходим комплексный стиль преподнесения темы, идеи при котором речь, поэзия, музыка, изобразительное искусство, сплетались бы воедино, пронизывая жизнью каждую форму. Перед педагогом встают непростые проблемы: нельзя отказаться от детского фольклора, но, может быть, попытаться вплести в канву занятия и современные сюжеты стилизации росписи или поверхностей, на которых выполняют рисунки? Необходимо играть, но необходимо и дать почву для размышлений, для движения детской души в сторону исторической ценности, эстетики и нравственности.
Народное искусство несет мощный импульс добра и осмысления бытия каждым, кто соприкасается с ним и как зритель, и как создатель. И правда, в момент, когда мастер остается один на один с деревянной поверхностью, чтобы нарисовать на ней Древо жизни, доброго льва, сладкоголосую Сирин, солнечный знак или травку, он в полном смысле Создатель, Творец. И по его замыслу, как и по Божьему, мир должен быть устроен красиво и гармонично.
«Уровень культуры эпохи, как и отдельного человека,
определяется отношением к прошлому…
И своему Отечеству…»
А.С. Пушкин
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-педагогическая работа с детьми дошкольного возраста, имеющими органическое поражение центральной нервной системы (статья).
В регионах России в последние годы развивается сеть реабилитационных центров. Для максимально возможных положительных результатов в этих учреждениях большое внимание необходимо уделять коррекционно-пе...
Статья "Оптимальность используемых форм и методов, с учетом возрастных особенностей, в профориентационной работе с детьми"
Профессиональная ориентация — это система подготовки школьников к свободному самостоятельному выбору профессии. При выборе профессии подростки ориентируются на свои интересы и тенденции рынка труда, о...
статья по теме: "Использование проектной деятельности в работе с детьми с ОВЗ"
В статье дано современно изложение проблемы становления проектной деятельности в обучении детей сограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).Проведен анализ особенностей развития детей с ОВЗВыявл...
статья "Эффективные технологии работы с детьми с повышенным уровнем интеллектуального развития"
В статье представлены разнообразные приемы и стратегии в работе учителя с одаренными детьми: урочная деятельность, внеклассная работа, система дополнительного образования....
Работа с детьми девиантного поведения.- статья
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме девиантного поведения подростков. Современная социально – психологическая деформация, происходящая в нашем обществе, ведет к росту различных фо...
Работа с детьми девиантного поведения.- статья
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме девиантного поведения подростков. Современная социально – психологическая деформация, происходящая в нашем обществе, ведет к росту различных фо...