Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности "Адаптация детей к условиям школьной жизни"
рабочая программа

Людмила Николаевна Путилина

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности "Адаптация детей к условиям школьной жизни"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_2020.docx69.32 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 62 Г. ЛИПЕЦКА

РАССМОТРЕНО                                               УТВЕРЖДАЮ
на заседании педсовета                                             Директор МБОУ СШ № 62
классных руководителей                                           г. Липецка
протокол №1        от   28.08.2020г                      _____________О.А. Жбанова         __________           _____________                         Приказ № 145  от   31.08.2020 г.

Дополнительная общеобразовательная

 общеразвивающая программа

социально-гуманитарной направленности

«Адаптация детей к условиям школьной жизни»

                                                                  Возраст обучающихся: от 5,5 до 8 лет

                                                                       Срок реализации программы: 192 часа

Оглавление

1.Пояснительная записка

3

2.Цели и задачи программы

5

3. Содержание программы

6

4. Планируемые результаты

24

5. Учебный план на 2020-2021 гг.

27

6. Календарный учебный график

28

7. Оценочные материалы

29

8. Организационно-педагогические условия реализации программы

37

9. Список литературы

40

  1. Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа социально-гуманитарной направленности «Адаптация детей к школьной жизни» (далее – Программа) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней школы № 62 города Липецка разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ.
  2. Концепция модернизации дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2025 года.
  3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам".
  4. Устав МБОУ СШ № 62

Программа способствует развитию познавательной активности, интеллектуальных способностей детей, самостоятельности и инициативы, стремления к творчеству, к новой социальной позиции школьника, успешной адаптации при переходе из детского сада в школу, имеет социально-гуманитарную направленность.

Педагогическая целесообразность программы:

Одной из наиболее острых проблем современной школы является рост количества учащихся со школьной дезадаптацией уже в первом классе. Очень часто результатом неуспеваемости, школьных неврозов, повышенной тревожности является неподготовленность ребенка к обучению. Эти явления сохраняются и надолго закрепляются у детей, поступивших в школу.

Первый год обучения очень трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья, а также у тех дошкольников, которые не посещали детские дошкольные учреждения. Поступление ребенка в школу является стартовой точкой нового этапа развития. Педагоги учитывают трудности адаптационного периода и заинтересованы в том, чтобы он прошел для детей менее болезненно. Практика показывает, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое.

Дошкольная подготовка создает равные стартовые условия для получения начального образования, делает доступным качественное обучение на уровне начального общего образования.

От того, как ребенок подготовлен к школе, зависит успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, психическое самочувствие. Доказано, что у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации, приспособления к учебной (а не игровой) деятельности. У этих детей слабо развиты связная речь и умственные способности – они не умеют задавать вопросы, сравнивать предметы, явления, выделять главное, у них не сформирована привычка к элементарному контролю над собой.

Главная цель подготовки обучающихся к школе – формирование и развитие творческих способностей обучающихся, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также организация их свободного времени.

Для успешной реализации программы подготовки обучающихся к школе используются различные педагогические технологии:

− игровые, т.к. ведущей деятельностью для обучающихся дошкольного возраста является игровая;

− информационно-коммуникационные – обеспечивают наглядность, доступность, устойчивый интерес к познанию нового, представляют новые возможности добычи информации;

− технологии деятельностного метода, развития критического и творческого мышления, которые обеспечивают самостоятельный поиск новых знаний на основе имеющихся знаний и опыта обучающегося. Ориентация на самостоятельную деятельность обучающихся органично сочетается с групповыми методами работы.

Пространство занятий готовит обучающихся к общению в школьном коллективе, учит доказывать свою точку зрения, с одной стороны, а с другой – быть терпеливыми с окружающими людьми. Обучающиеся учатся усидчивости и дисциплине, необходимой в школе, постепенно привыкая к тому, что в классе необходимо слушать учителя и трудиться.

  1. Цель и задачи программы

Цель программы – формирование и развитие творческих способностей обучающихся, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также организация их свободного времени.

Задачи:

  • Формировать мотивацию учения и интерес к самому процессу обучения;
  • Развивать наглядно - образное и формировать словесно - логическое мышление, умение делать выводы, обосновывать свои суждения;
  • Формировать приёмы умственных действий: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, исключения, моделирования, конструирования;
  • Развивать память, внимание, творческие способности, воображение, вариативность мышления;
  • Развивать общеучебные умения: умение работать в коллективе, взаимодействовать, доводить начатое дело до конца; работать внимательно, сосредоточенно, планировать и контролировать свои действия;
  • Развивать умение общаться со взрослыми, со сверстниками, умение видеть мир глазами другого человека;
  • Сохранять и укреплять здоровье через использование здоровьесберегающих технологий.

  1. Содержание программы.

В данной программе выделяются 5 курсов, отражающих основные линии развития обучающегося в результате его обучения: 

  1. Содержание курса «По дороге к Азбуке» обеспечивает обогащение активного словаря ребёнка, связной речи, формирование умений составлять описательный, повествовательный рассказ, рассказ-рассуждение. Большое внимание уделяется фантазии, воображению, словесному творчеству ребёнка.
  1. Звуки и буквы. Участие в диалоге. Рассматривание картинок. Ответы на вопросы по содержанию картинок. Отгадывание загадок.  Дидактическая игра «Разложи картинки на группы».
  2. Слова.Звуки. Участие в беседе. Дидактическая игра «Длинные и короткие слова».  Деление слов на длинные и короткие.
  3. Звуки и буквы. Слова. Звуки. Ориентировка в тетради по письму. Знакомство с видами штриховки. Обведение рисунков по контуру, штриховка в разных направлениях.
  4. Звук [А].  Дидактическая игра на выявление звука [А] в словах. Подбор слов на заданный звук. Отгадывание загадок.  
  5. Звук [О].  Дидактическая игра на выявление звука [О] в словах. Работа по рисунку. Подбор слов на заданный звук. Отгадывание загадок. «Превращение» буквы О в мячик, солнце и арбуз.
  6. Звук [А], буква А. Звук [О], буква О. Обведение буквы по контуру. Штриховка.
  7. Звук [Э]. Участие в беседе. Дидактическая игра на выявление звука [э] в словах.  Работа с рисунком. Игры со словами. Отгадывание загадок.  
  8. Звук [И]. Ответы на вопросы. Дидактическая игра на выявление звука [И] в словах. Подбор слов на заданный звук. Работа над «превращением» слов.
  9. Звук [Э], буква Э. Звуки [И]- [Ы]. Продолжение узоров, раскраска заданных контуров.
  10. Звук [Ы]. Дидактическая игра на выявление звука [Ы] в словах. Участие в беседе. Работа по рисунку. Игра «Измени слово»
  11. Звуки [И]- [Ы]. Дидактическая игра на различение звуков [И]- [Ы] в словах. Работа со звуковыми карточками – обозначение звука.
  12. Звуки [И]- [Ы]. Буквы А, О, Э, И, Ы. Обведение гласных букв по контуру. Раскраска заданных контуров.
  13. Звук [У]. Гласные звуки. Дидактическая игра на выявление звука [У] в словах. «Превращение» буквы У в зонтик, веточку и улитку. Артикуляционная зарядка.
  14. Звук [М]. Согласные звуки. Слоги. Составление рассказа по сюжетной картинке. Дидактическая игра на выявление звука [М] в словах. Выкладывание слогов с помощью условных звуковых обозначений. Разгадывание ребуса.
  15. Звук [У], буква У. Гласные звуки и буквы. Обведение узоров и штриховка в разных направлениях.
  16. Звук [М,]. Твёрдые и мягкие согласные. Дидактическая игра на выявление звука [М,] в словах. Артикуляционная зарядка. Выкладывание с помощью звуковых обозначений слогов. Игра «Скажи наоборот».
  17. Звук [Н]. Дидактическая игра на выявление звука [Н] в словах. Артикуляционная зарядка. Составление слогов с помощью условных звуковых обозначений. Отгадывание загадок.
  18. Звуки [М], [М,], буква М. Раскраска заданных контуров, штриховка в разных направлениях.
  19. Звук [Н,]. Дидактическая игра на выявление звука [Н,] в словах. Составление рассказа по сюжетной картинке. Составление слогов с помощью условных звуковых обозначений. Игра «Доскажи словечко». «Превращение» буквы Н в лесенку, кровать.
  20. Звук [П]. Дидактическая игра на выявление звука [П] в словах. Артикуляционная зарядка. Выкладывание слогов с помощью условных звуковых обозначений. «Превращение» слогов. Отгадывание загадок.
  21. Звуки [Н], [Н,], буквы Н, М. Согласные звуки и буквы. Слоги. Штриховка в разных направлениях.
  22. Звук [П,]. Дидактическая игра на выявление звука [Н,] в словах. Игра «Восполни слог». Составление слов по первым звукам (и слогам) других слов.
  23. Согласные звуки [М]- [М,], [Н]- [Н,], [П]- [П,]. Слоги. Закрепление. Игра  «Поймай звук». Составление слов по первым звукам (и слогам) других слов. Составление рассказа по серии картинок.
  24. Звуки [П], [П,], буквы П, Н, М, гласные буквы. Раскраска заданных контуров, штриховка в разных направлениях.
  25. Звук [Т]. Дидактическая игра на выявление звука [Т] в словах. Артикуляционная зарядка. Выкладывание слогов с помощью условных звуковых обозначений. Отгадывание загадок. «Превращение» слов.
  26. Звук [Т,]. Дидактическая игра на выявление звука [Т,] в словах. Игры со словами: разгадывание ребусов. «Превращение» буквы Т в гриб, треугольник, окно.
  27. Гласные звуки и буквы (А, О, У, И, Ы, Э). Согласные звуки и буквы (М, Н, П). Обведение буквы по контуру, раскраска заданных контуров.
  28. Звук [К]. Дидактическая игра на выявление звука [К] в словах. Артикуляционная зарядка. Выкладывание слогов с помощью условных звуковых обозначений. Отгадывание загадок.Выкладывание слогов с помощью условных звуковых обозначений. Отгадывание загадок. «Превращение» слов.
  29. Звук [К,]. Рассказ по сюжетной картине «Помощники». Дидактическая игра на выявление звука [К,] в словах. «Превращение» слов. Разгадывание ребуса.
  30. Звук [Х]. Участие в беседе. Дидактическая игра на выявление звука [Х] в словах. Выкладывание слогов с помощью условных звуковых обозначений. Отгадывание загадок. «Превращение» слов.
  31. Звуки [К], [К,], буквы К, Т. Слоги с буквами К, Т. Штриховка в разных направлениях.
  32. Звук [Х,]. Пересказ текста. Дидактическая игра на выявление звука [Х,] в словах. «Превращение» слов. Игра «Один-много». «Превращение» буквы Х     в вертушку, песочные часы и конверт.
  33. Звуки [К]- [Х]. Звуки [К,]- [Х,]. Игра «Добавь недостающий слог». Дидактическая игра на выявление и различение звуков [К], [К,], [Х].[Х,] в словах. «Превращение» слов. Составление предложений.
  34. Звуки [Х], [Х,]. Буквы Х, К, Н, Т, П, М. Штриховка, раскраска заданных контуров.
  35. Звук [Ф]. Дидактическая игра на выявление звука [Ф] в словах. Выкладывание слогов с помощью условных звуковых обозначений. Отгадывание загадок. Разгадывание ребусов. Пересказ сказки.
  36. Звук [Ф,]. Дидактическая игра на выявление звука [Ф,] в словах. Выкладывание слогов с помощью условных звуковых обозначений.   Игра «Угадай словечко».  «Превращение» буквы Ф  в ключик, человечка.
  37. Звуки [Ф], [Ф,], буква Ф. Слоги с буквой Ф. Обведение буквы по контуру, штриховка, раскраска заданных контуров.
  38. Звук [Й,]. Участие в беседе. Дидактическая игра на выявление звука [Й,] в словах. Выкладывание слогов с помощью условных звуковых обозначений. Игра «Подбери словечко» (на заданный звук). «Превращение» слов.

  1. Звуки [Й, О]. Двойные звуки.  Дидактическая игра на выявление звуков             [Й ,О] в словах. Составление словосочетаний по опорным словам.
  2. Звук [Й,], буквы Й и И, буква Ё. Обведение и раскраска заданных контуров.
  3. Звуки  [Й, У]. Составление рассказа по   картинке. Дидактическая игра на выявление звуков [Й, У] в словах. Игра «Звуковые бусинки». Составление словосочетаний по опорным словам. Игра «Закончи слово». «Превращение» буквы О в букву Ю.
  4. Звуки  [Й, А]. Участие в беседе по картинке. Дидактическая игра на выявление звуков [Й, А] в словах. Отгадывание загадок. Игра «Доскажи словечко». Игра «Один – много». Разгадывание ребуса. «Превращение» буквы Я в человечка и бабочку.
  5. Звуки  [Й, У], буква Ю. Обведение по контуру, штриховка в разных направлениях.
  6. Звуки  [Й, Э].  Краткий пересказ сказки. Дидактическая игра на выявление звуков [Й, Э] в словах. Игра «Доскажи словечко». Игра «Закончи слово».
  7. Составление словосочетаний по опорным словам. «Превращение» буквы Е в расчёску, грабли и окошко.
  8. Звуки [Й, Э], [Й, О], [Й, У], [Й, А]. Дидактическая игра на выявление звуков  [Й, Э], [Й, О], [Й, У], [Й, А]. Игра «Доскажи словечко». Составление словосочетаний по опорным словам. Игра «Скажи наоборот». «Превращения» слов.
  9. Звуки  [Й, У], [Й, А], [Й, О]. Буквы Ю, Я, Е. Слоги. Обведение и раскраска заданных контуров.  
  10. Звук [Л]. Участие в беседе. Дидактическая игра на выявление звука [Л] в словах. Артикуляционная зарядка. Выкладывание слогов с помощью условных звуковых обозначений. Игра «Превращения» слов. Разгадывание ребусов – примеров.
  11. Звук[Л’].Ответы на вопросы учителя. Сравнение слов по звуковому составу. Разгадывание  ребусов. Превращение буквы Л в шалаш, туфельку и горку.
  12. Буквы Е, Е, Ю.Я. Слоги. Обведение и раскраска заданных контуров. Штриховка в разных направлениях.
  13. Звук [Л’]- [Й’]. Сравнение звуков [Л’]- [Й’]. Работа по рисунку. Изменение звукового состава слова. Превращение слов. Выкладывание слов.
  14. Звуки [В], [В’]. Ответы на вопросы учителя. Работа по рисунку. Разгадывание  ребусов. Замена звуков [В] и [В’] в словах. Превращение буквы В в очки, снеговика.
  15. Звуки  [Л], [Л’] [Й’]. Буквы Л.Й. Обведение и раскраска заданных контуров. Штриховка. Составление и чтение слогов.
  16. Звонкие и глухие согласные. Звуки [В] - [Ф], [В’ ] -  [Ф’].Участие в беседе. Работа по рисунку. Различение слов по звуковому составу. Перестановка слогов. Определение одинаковых слогов в словах.
  17. Звук [Ч’]. Участие в беседе. Работа по рисунку. Игра «Назови ласково». Перестановка слогов.
  18. Звуки [В], [В’], буква В. Обведение по контуру. Штриховка в разных направлениях.
  19. Звук [Щ’]. Ответы на вопросы учителя. Работа по рисунку. Сравнение слов по звуковому и слоговому составу. Превращение слов. Работа со звуковыми карточками.
  20. Звуки [Ч’], [Щ’]. Участие в беседе. Сравнение звуков [Ч’] и [Щ’]. Работа по рисунку. Изменение формы слова. Определение одинаковых слогов в словах. Игра «Назови ласково». Выкладывание слов с помощью звуковых карточек.
  21. Звуки [В] - [Ф], [В’] - [Ф’]. Буквы В, Ф. Согласные звуки и буквы. Слоги. Обведение по контуру. Штриховка. Чтение слогов.
  22. Звуки [Б], [Б’]. Участие в беседе. Работа по рисунку. Различение слов по звуковому составу. Превращение слов. Разгадывание  ребусов.
  23. Звуки [Б] - [П’], [Б’], [П’]. Участие в беседе. Работа по рисунку. Замена   звуков [Б] - [П’], [Б’], [П’] в слогах и словах. Определение одинаковых слогов в словах. Выкладывание слов с помощью звуковых карточек.
  24. Звуки [Ч’], [Щ’], буквы Ч, Щ. Обведение по контуру. Штриховка. Чтение слогов.
  25. Звуки [Д], [Д’]. Участие в беседе. Работа по рисунку. Восполнение слогового состава слова. Разгадывание  ребусов. Выкладывание слов с помощью звуковых карточек.
  26. Звуки [Д], [Д’], [Т], [Т’]. Участие в беседе. Работа по рисунку. Замена   звуков  [Д], [Д’], [Т], [Т’]. Выкладывание слов с помощью звуковых карточек. Перестановка слогов.
  27. Звуки [Б], [Б’] [Б]- [П], [Б’] - [П’], буквы Б. П.  Обведение по контуру. Штриховка. Чтение слогов.
  28. Звук [С]. Ответы на вопросы учителя. Работа по рисунку. Выкладывание слогов, слов с помощью звуковых карточек.  Отгадывание загадок.
  29. Звук [С’]. Участие в беседе. Работа по рисунку. Выкладывание слов с помощью звуковых карточек. Составление слов из первых слогов названий картинок.
  30. Звуки [Д] - [Т], [Д] - [Т’], буквы Д, Т. Обведение по контуру букв и рисунков. Штриховка. Чтение слогов.
  31. Звук [Ц]. Участие в беседе. Работа по рисунку. Изменение формы слова. Выкладывание слогов. Восполнение слогового состава слова.
  32. Звуки [Ц]- [С], [Ц]- [Ч’]. Участие в беседе. Работа по рисунку. Определение одинаковых слогов в словах. Изменение формы слова. Дидактическая игра «Цепочка слов».
  33. Звуки [С], [С’], буквы С. Э, О. Обведение по контуру букв и рисунков. Штриховка. Чтение слогов.
  34. Звуки [Г], [Г’]. Участие в беседе. Работа по рисунку. Игра «Скажи наоборот». Разгадывание  ребусов . Выкладывание слов с помощью звуковых карточек.
  35. Звуки [Г] - [К]’], [Г’]- [К’]. Ответы на вопросы учителя. Работа по рисунку. Замена   звуков [Г] - [К]’], [Г’]- [К’] в слогах и словах. Разгадывание  ребусов.  Выкладывание слов с помощью звуковых карточек.
  36. Звуки [Ц]- [С], [Ц]- [Ч’], буквы Ц, С, Ч.  Обведение по контуру букв и рисунков. Штриховка букв Ц, Ч. Соединение рисунка с нужной буквой.
  37. Звук [З]. Участие в беседе. Работа по рисунку. Отгадывание загадок. Выкладывание слов с помощью звуковых карточек. Игра «Найди слова в словах».
  38. Звук [З’]. Ответы на вопросы учителя. Работа по рисунку. Выкладывание слов с помощью звуковых карточек. Игра «Найди слова в словах». Перестановка слогов.
  39. Звуки [Г], [Г’], [Г] - [К]’], [Г’]- [К’], буквы Г, К. Обведение по контуру букв и рисунков. Чтение слогов. Дописывание букв.
  40. Звуки [З] - [С], [З’] -[С’]. Участие в беседе. Работа по рисунку. Знакомство с понятием «свистящие согласные». Замена звуков [З] - [С , [З’] -[С’] в слогах и словах. Подбор слов к схемам.
  41. Звук [Ш]. Ответы на вопросы учителя. Работа по рисунку. Изменение формы слова. Разгадывание  ребусов.  Выкладывание слов с помощью звуковых карточек. Игра «Найди слова в словах».
  42. Звуки [З], [З’], [З] - [С], [З’] -[С’]. Буквы З, С. Обведение по контуру букв и рисунков. Штриховка в разных направлениях. Игра «Угадай и дорисуй».
  43. Звуки [Ш]- [С], [Ш]- [Щ’]. Участие в беседе. Работа по рисунку. Замена звуков [С] -[Ш] в слогах и словах. Определение одинаковых слогов в словах. Выкладывание слов с помощью звуковых карточек.
  44. Шипящие звуки. Звук [Ж]. Участие в беседе. Подбор слов по ассоциации. Игра «Назови ласково». Перестановка слогов. Подбор слов к схемам.
  45. Звуки [Ш]- [С], [Ш]- [Щ’], буквы Ш, С, Щ. Обведение по контуру букв и рисунков. Штриховка. Соединение рисунка с нужной буквой.
  46. Звуки [Ж]- [З], [Ж]- [Ш]. Участие в беседе. Работа по рисунку. Знакомство с понятием «шипящие согласные». Различение звуков [Ж]-[З]. Выкладывание слов с помощью звуковых карточек.
  47. Звук [Р]. Участие в беседе. Работа по рисунку. Изменение звукового состава слова. Игра «Найди слова в словах». Выкладывание слов с помощью звуковых карточек.
  48. Звуки [Ж]- [З] -[Ш], буквы Ж, З, Ш.  Обведение по контуру букв и рисунков. Выполнение штриховки. Чтение слогов парами.
  49. Звук [Р’]. Участие в беседе. Подбор слов к схемам. Игра «Найди слова в словах». Выкладывание слов с помощью звуковых карточек.
  50. Звуки [Р]- [Л], [Р’]-[Л’]. Ответы на вопросы. Различение звуков [Р]- [Л]. Стихотворная игра «Грибы». Определение одинаковых слогов в словах.
  51. Звуки [Р], [Р’], буква Р. Обведение по контуру букв и рисунков. Штриховка. Воспроизведение узоров. Чтение слогов парами.
  52. Звуки [Р]- [Л], [Р’]-[Л’]. Ответы на вопросы. Восполнение звукового и слогового состава слова. Работа по рисунку. Составление слов   из первых слогов названий картинок.
  53. Страна  Азбука. Участие в беседе. Работа по картинке.  Игра «Найди слова в словах». Выкладывание слов с помощью звуковых карточек.  Отгадывание загадок.
  54. Звуки [Р]- [Л], [Р’]-[Л’], буквы Р, Л. Срисовывание рисунков, узоров, раскраска заданных контуров. Игра «Узнай и допиши».
  55. Праздник Азбуки. Чтение стихов о буквах, разыгрывание сценок о буквах, исполнение песни «Тридцать три родных сестрицы».
  56.  Звуки нашей речи. Участие в беседе. Игра «Гласный-согласный». Выкладывание слов с помощью звуковых карточек. Игра «Доскажи словечко».
  57. Страна Азбука. Обведение букв по контуру. Воспроизведение букв. Раскрашивание.
  58. Промежуточная аттестация. Дидактические игры. Игра «Хоккей». Игра «Подскажи словечко». Участие в блиц-опросе. Разукрашивание букв в соответствии с записью. Вычёркивание неправильно напечатанных букв. Продолжение рисунка по образцу.

  1. Содержание курса «Окружающий мир» направлен на расширение знаний об окружающем предметном мире, природной и социальной среде. Развиваем интересы будущего первоклассника, его умения использовать полученные знания в конкретной деятельности (речевой, изобразительной, художественной и др.), усваиваются правила поведения в природе и обществе.  Особое внимание уделяется развитию умений управлять своими эмоциями, контролировать и оценивать свою деятельность и поведение. У ребёнка воспитывается доброжелательное, внимательное отношение к другим, развиваются навыки общения.

1. Что такое окружающий мир.

Беседа «Что такое окружающий мир?». Рассматривание картинок живой и неживой природы. Работа с раздаточным материалом. Игра «Четвертый лишний», рисование и раскрашивание объектов живой и неживой природы,

2. «Здравствуй, лето!»

Отгадывание загадок о временах года, рассматривание картины «Лето», ответы на вопросы, отгадывание загадок о ягодах, дидактическая игра». Сложи картинку «Ягоды»

3. «Уж небо осенью дышало»

Беседа по картине «Осень» Игра «Отгадай осенний месяц». Штриховка осенних листьев.

4. «Идет волшебница зима..» слушание стихотворения о зиме А. С. Пушкина «Зимнее утро»,  беседа по картине «Зима», отгадывание загадок о зиме. Игра «Оденься на прогулку»

  • 5. Весна в степи.

Рассматривание картины с изображением степи. Слушание сказки  Киплинга «Отчего у верблюда горб». Беседа о животных степи. Игра «Заселим степь животными»

6Домашние и дикие животные 

Отгадывание загадок,  рассматривание картинок «Дикие и домашние животные».  Дидактическая игра «Кто где живет?»

7Домашние и дикие животные 

Отгадывание загадок,  рассматривание картинок «Дикие и домашние животные».  Дидактическая игра «Кто где живет?»

8.Растения леса .

 Отгадывание загадок о лесе.  Рассматривание таблицы «Деревья, кустарники и травы». Ответы на вопросы и выводы детей. Беседа о съедобных и несъедобных растениях леса. Дидактическая игра «Что съедобно, что несъедобно»

9.Путешествие в поле и луг.

Рассматривание картинок с изображением насекомых, птиц, животных, поля и луга.  Дидактическая игра « На лугу» Раскрашивание картинок с изображением поля и луга.

10. Комнатные растения

Отгадывание ребуса. Плакат «Комнатные растения» и «Уход за комнатными растениями»  Беседа «Как ухаживать за комнатными растениями». Дидактическая игра «Найди растение по описанию».

11.Твой распорядок дня. 

 Игра «Доскажи словечко». Рассматривание таблицы «Режим дня». Ответы на вопросы и выводы детей. Дидактическая игра «Мой режим дня».

12.Выбираем транспорт.

Отгадывание загадок о транспорте. Беседа по картинкам с изображением  водного, наземного и воздушного видом транспорта, ответы на вопросы Дидактическая игра «Летит, плывет, едет»

13. Путешествуем по городу.

Слушание песни «С чего начинается Родина» Беседа о родине. Составление рассказа «Город в   котором я живу». Игра-викторина «Я знаю свой город»»

14. Помощь идет.

Игра «Доскажи словечко», рассматривание картинок с птицами, животными, беседа по ним и выводы детей. Составление памятки  «Правила поведения в лесу»   Раскрашивание картинок  с изображением животного леса.

15. Путешествие по воде и по воздуху. Правила безопасности «Знай и выполняй»

Отгадывание загадок о воде и воздухе. Рассматривание картин водного и воздушного транспорта. Названия профессий людей, работающих на водном  и воздушном транспорте. Викторина «На земле, на суше, в воздухе»

Рассматривание модели светофора. Беседа по «Таблице дорожных знаков», повторение правил дорожного движения. Игра «Красный, желтый зеленый»

16. Промежуточная аттестация.

Викторина «Почемучка».

 

  1. Содержание курса «Раз-ступенька, два - ступенька» включает знания и умения, являющиеся средством развития мышления и воображения. Происходит осознание детьми некоторых доступных связей (причинных, временных, последовательных) между предметами и объектами окружающего мира, а также развитие моделирующей деятельности как основы для формирования наглядно-образного, а затем логического мышления. Уделяется внимание выделению математических характеристик предметов окружающего нас мира (число, последовательность, пространственные ориентировки и др.)

1.Свойства предметов: форма.

Рассматривание картинок с предметами: мяч  - воздушный шар.  треугольник- прямоугольник: сравнение предметов по форме. Объединение предметов в группы по форме с объяснением.

2.Свойства предметов: цвет.

Рассматривание картинок с предметами: апельсин – морковь; сравнение предметов по цвету. Проговаривание признаков сходства и различия. Объединение предметов в группы по цвету с объяснением.

3.Свойства предметов: размер.

Рассматривание картинок с предметами: ручка – карандаш, стакан – ваза: сравнение предметов по размеру. Проговаривание  признаков сходства и различия. Объединение предметов в группы по размеру с объяснением.

4. Сравнение предметов по цвету.

Рассматривание картинок с игрушками, с растениями, с овощами, с геометрическими фигурами. Математическая игра «Какой предмет лишний?». Введение понятий равенство». «неравенство». Сравнение групп предметов путем составления пар по цвету.

5.Сравнение предметов по форме.

Рассматривание картинок с игрушками, с растениями, с овощами, с геометрическими фигурами. Практическая работа «Разбей на множество» (деление предметов по форме). Игра – путешествие в Царство геометрических фигур. Нахождение детьми знакомых геометрических форм в окружающей обстановке (доска-прямоугольник и т.д.)

6.Сравнение предметов по размеру.

Рассматривание картинок с игрушками, с растениями, с овощами, с геометрическими фигурами. Математическая игра «Какой предмет лишний?». Введение понятий «равенство». «неравенство». Сравнение групп предметов путем составления пар или множества предметов  по размеру..

7.Представление о действии  сложения.

Знакомство с понятиями «сложение», знаком «плюс» (на наглядной основе). Закрепление понятий « часть», « часть» , « целое». Выполнение упражнений на нахождение целого по его части

8.Пространственные  отношения: на, над, под.

Игра « Вспомни и назови» : какие овощи растут под землей, на земле, над землей. Практическая работа: нарисуй вазу на столе,  мяч под столом, картину над столом. Составление рассказа детьми с использований данных понятий.

9.Пространственные отношения: справа – слева.

Практическое знакомство с понятиями « слева». « справа» . Определение местонахождения  сказочных героев по заданию с проговариванием. Игра « Ориентир». Активизация в речи детей слов  « справа - слева»

10.Пространственные отношения: справа – слева.

Практическое закрепление понятий  « слева». « справа»: игра « Геометрическое лото». Упражнения на нахождение предмета по уточнению,где « право», где « лево».

11. Представление о действии вычитания, как удалении части  из целого.

 Знакомство с понятием  «вычитание», знаком «минус» (на наглядной основе) . Закрепление понятий « часть», « часть» , « целое». Игра « В магазине  игрушек».  Выполнение упражнений на удаление из группы предметов ее части.

12. Пространственные отношения: между, посередине.

Игра «Яблоко». Практическое знакомство с понятиями « между».  « посередине».. Расположение  предметов по заданию. Активизация в речи детей слов « между – посередине»

13. Взаимосвязь между частью и целым. Представление: один – много

Игра « В овощном магазине» . Введение понятия « часть», « часть» ,

« целое». Объединение  частей предметов в целое. Знакомство со знаком =.

 14. Взаимосвязь между частью и целым Представление: один – много.

Работа с картинками « Луна и звезды». Игра с мячом и кубиками.  Классификация  детьми предметов  по данному представлению.

15.Число 1 . Цифра 1

Рассматривание картинок с изображением единичных предметов и множеством предметов. Графическое изображение цифры1. Работа с предметными моделями.

16. Пространственные отношения: внутри, снаружи.

Игра с обручем и кубиком: местоположение кубика внутри, снаружи. Беседа по картинке: что? и кто? внутри аквариума, снаружи. Активизация в речи детей слов « внутри - снаружи» Составление моделей сложения и вычитания предметов.

17.Число 2. Цифра 2.

Знакомство с понятием « пара». Загадки « Знаете ли вы себя?» Графическое изображение цифры 2 . Работа с предметными моделями: получение числа 2 путем прибавления единицы. Состав числа 2.

18.  Представление о точке и линии.

Беседа по картинкам « Ночное небо», « Цветущий луг». Рисование точки, линии карандашом. Выполнение штриховки узора точками и линиями.

19. Представление об отрезке и луче.

Игра « Путешествие Точки». Работа с  картинкой « Солнышко». Рисование лучей. Нахождение линий, точек, отрезков, лучей среди других геометрических фигур.

20 .Число3. Цифра 3.

Работа с предметными моделями: получение числа 3 путем прибавления единицы к числу 2. Знакомство с цифрой 3.Графическое изображение цифры 3 .Счет  от1 до 3. Состав числа 3.Сравнение чисел на наглядной основе.

21. Представление о замкнутых и незамкнутых линиях.

Рассматривание картинок с изображением озера, лабиринта. Знакомство с замкнутыми и незамкнутыми линиями  .Работа с раздаточным материалом.

22. Представление о  ломаной линии, многоугольнике.

Игра « На что это похоже?». Знакомство с понятиями  «ломаная линия», «многоугольник» Конструирование треугольника, четырехугольника из палочек. Рисование ломаной линии.

23.Число 4. Цифра 4.

Работа с предметными моделями: получение числа 4 путем прибавления единицы к числу3. Знакомство с цифрой 4 . Графическое изображение цифры 4 .Счет от1 до 4. Состав числа 4. Сравнение чисел на наглядной основе.

24. Представление об углах и видах углов.

Знакомство с разными видами углов: прямом, остром, тупом. Конструирование углов из палочек. Работа с предметными моделями: нахождение углов среди окружающих предметов. 

25. Представление  о числовом отрезке.

Практическая работа « Путешествие гусеницы ». Работа с моделью числового отрезка. Приемы присчитывания и отсчитывания единиц с помощью числового отрезка. Работа с линейкой – числовым отрезком.

26. Число 5. Цифра 5.

Работа с предметными моделями: получение числа 5 путем прибавления единицы к числу4. Знакомство с цифрой 5 . Графическое изображение цифры 5 .Счет от1 до 5. Состав числа 5. Сравнение чисел на наглядной основе.

27.Пространственные отношения: впереди, сзади.

 Работа по картинке « Паровозик из Ромашково». Беседа по представлению пространственных отношений : впереди , сзади. Активизация в речи детей слов « впереди» , « сзади» 

28. Сравнение групп предметов по количеству на наглядной основе.

Сравнение предметов по 1 признаку . Знаки «равно», « неравно». Выполнение заданий на понимание « множества равны». « множества неравны». Сравнение групп предметов с помощью составления пар.

29. Обозначение отношений : больше –меньше.

Установление  равночисленности  двух совокупностей предметов с  помощью составления пар (равно – неравно, больше на…, меньше на…).. Практическая работа «Сравни множества». Знаки >,  <,  =.

30. Временные отношения : раньше, позже, позавчера, вчера, сегодня, завтра.

Последовательность дней в неделе, месяцев в году. Загадки « Когда это бывает?». Работа с раздаточными картинками по группам. Активизация в речи детей слов « раньше – позже»

31.Повторение.

Состав чисел 2,3.4 . Игра « Засели домики». Сравнение предметов на наглядной основе. Активизация в речи детей слов « больше на..» , «меньше на..»

32. Повторение.

Состав чисел 4,5. . Игра « Засели домики». Сравнение предметов на наглядной основе. Выполнение сложение и вычитание чисел по числовому отрезку.

33.Числа от 1  до  5.

Количественный и порядковый счет. Игра  « Волшебные домики» по составу чисел 2.3.4.5.Сравнение чисел с помощью пар на наглядной основе.

34.Числа от 1  до  5.

Количественный и порядковый счет. Сравнение чисел с помощью пар на наглядной основе. Понятие « задача». « Веселые задачи»- ответы на вопросы загадок- задач.

35. Число 6. Цифра 6.

Работа с предметными моделями: получение числа 6 путем прибавления единицы к числу5. Знакомство с цифрой 6 . Графическое изображение цифры 6 .Счет от1 до 6. Состав числа 6. Сравнение чисел на наглядной основе.

36. Число 6. Цифра 6.

 Состав числа 6. Сравнение чисел на наглядной основе. Работа с числовым отрезком. Знакомство с понятием «шестиугольник»

37. Пространственные отношения: длиннее,  короче, толще, тоньше.

Сравнение длины , толщины предметов « на глаз» и с помощью наложения . Активизация в речи детей слов « длиннее- короче»,  « толще – тоньше». Работа с линейкой – числовым отрезком.

38. Сравнение длины.

Приемы сравнения набора полосок « на глаз», «с помощью наложения».          Активизация в речи детей слов « длиннее» , « короче». Работа с числовым отрезком

39. Измерение длины.

Мерка измерения длины: сантиметр, метр. Линейка, как инструмент  для измерения длин отрезков. Выполнение измерения, запись результата измерения .

40 . Измерение длины.

 Выполнение измерения, запись результата измерения .Соотношение длины отрезка и его частей. Работа со схемами равенства : нахождение целого.

41. Число 7. Цифра 7.

Работа с предметными моделями: получение числа 7 путем прибавления единицы к числу 6. Знакомство с цифрой 7 . Графическое изображение цифры 7 .Счет от1 до 7.

42. Число 7. Цифра 7.

Счет от1 до 7. Состав числа 7. Сравнение чисел на наглядной основе.

Игра « Цепочки»

43. Число 7. Цифра 7.

Состав числа 7. Взаимосвязь целого и частей.  Игра на сложение и вычитание «Подбери пару». Приемы присчитывания и отсчитывания единиц на числовом отрезке.

44. Отношения : тяжелее, легче. Сравнение  по массе .

Сравнение  массы предметов   по наглядным картинкам. Активизация в речи детей слов « тяжелее-легче». Игра « Поварята».

45. Измерение массы.

Виды весов. Гиря. Килограмм. Практическая работа по определению массы предмета  по наглядным картинкам.

46. Измерение массы.

Сложение и вычитание масс предметов. Составление задач по рисункам и  соотношение их со схемами.

47.Число 8. Цифра 8.

Работа с предметными моделями: получение числа 8 путем прибавления единицы к числу 7. Знакомство с цифрой 8 . Графическое изображение цифры 8 .Счет от1 до8.

48. Число 8. Цифра 8.

Счет от 1 до 8. Состав числа 8. Сравнение чисел на наглядной основе.

 49 .Число 8. Цифра 8.

Формирование счетных умений в пределах 8. Упражнения « Веселые задачи». Активизация умения детей отвечать на вопросы « На сколько больше?» , « На сколько меньше?»

50.Представления об объеме.

Сравнение сосудов по объему с помощью переливания. Сравнение предметов по объему  по наглядным картинкам.

51. Измерение  объема.

Мерка объема: литр. Игра «Кубики». Сравнение на наглядном примере объема фигур (по кубикам). Закрепление отношений « равно», « неравно»

52.Число 9. Цифра 9.

Работа с предметными моделями: получение числа 9 путем прибавления единицы к числу 8. Знакомство с цифрой 9 . Графическое изображение цифры 9 .Счет от 1 до 9. Состав числа 9. Сравнение чисел на наглядной основе.

53.Число 9. Цифра 9.

Счет от 1 до 9. Состав числа 9. Сравнение чисел на наглядной основе.

54 . Число 9. Цифра 9.

Формирование счетных умений в пределах 9. Упражнения « Веселые задачи». Знакомство с циферблатом часов. Представление об определении времени по часам.

55. Представления о площади.

Сравнение ковриков . Выбор единой мерки. Сравнение фигур по площади с помощью мерки.

56. Измерение площади.

Квадрат-мерка (квадратный сантиметр). Самостоятельная работа по определению площади фигуры ( счет квадратов).

57. Число 0.Цифра 0

Работа с предметными моделями: получение числа 0.  Знакомство с цифрой 0. Графическое изображение цифры 0. Место числа 0 в ряду чисел. Работа с числовым отрезком.

58. Число 0.Цифра 0 . С

Составление числовых равенств по рисункам . Представление о свойствах нуля. Счет в пределах 9.

59. Число 10. Представление о сложении и вычитании в пределах 10 на наглядной основе.

Работа с предметными моделями: получение числа 10 путем прибавления единицы к числу 9. Знакомство с цифрой 10 . Графическое изображение цифры 10. Счет от1 до 10.. Игра « Разбей число 10 на части»

60. Знакомство с фигурами – шар, куб, параллелепипед.

 Знакомство с фигурами на наглядной основе. Введение терминов «шар». «куб», «параллелепипед». Сравнение предметов по форме. Игра « Угадай-ка».

61. Знакомство с фигурами – пирамида, конус, цилиндр.

Знакомство с фигурами на наглядной основе. Введение терминов «пирамида». «конус», «цилиндр». Сравнение предметов по форме. Игра «Фотографы».

62. Символы.

Карточки символы. Практическая работа: использование символов для обозначения свойств предметов( цвет, форма, размер). Игра « Угадай-ка».

63. Промежуточная аттестация. 

Смотр знаний «Юный математик».

64. Повторение.

Игра «Геометрическое лото». Работа по числовому отрезку. Заполнение схем и решений к задачам.

  1. Содержание курса «Изобразительное искусство и художественный труд» воспитывает интерес к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, развитие воображения, желание и умение подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию окружающего мира, умений и навыков сотрудничества.

1. Знакомство теплых и холодных тонов. Слушание сказки «Зима и осень». Ответы на вопросы. Дидактическая игра «Холодные и тёплые цвета». Отгадывание загадок. Рисование радуги. Выставка работ.

2.Смешение красок с добавлением белой и черной.

Рассматривание палитры. Дидактическая игра «Весёлая палитра». Смешивание красок. Игра на закрепление понятий разбеления цвета «Кто больше?».

3. Волшебная линия.

Чтение стихотворения про точку. Задание на воображение «Что может точка?» Практическое задание-диалог «Возможности линии». Игра «Дождик смыл пятнышки». Творческое задание  «Буква-витраж». Выставка работ.

4.Знакомство с тоном (светлый, темный).

Отгадывание загадок. Слушание сказки о весне. Рассматривание иллюстраций весенних пейзажей. Ответы на вопросы и выводы детей. Творческая игра «Волшебный цветок». Сравнение тонов. Дидактическая игра «Оживи картинку».

5.Объемные поделки из пластилина (из шаров).

Рассматривание лепной картины на горизонтальной поверхности с помощью шариков из пластилина. Беседа об особенностях используемого материала. Знакомство с приемом лепки «Скатывание».  Игра «Воздушные шары».  Отгадывание загадок. Практическая игра «Созрели яблочки в саду». Выставка работ.

6. Техника обрывной аппликации (цыпленок).

Отгадывание загадок. Рассматривание рисунка «Птичий двор». Ответы на вопросы.  Анализ образца поделки «Цыплёнок», выполненной в  технике «Обрывная аппликация». Составление плана работы. Повторение правил работы с клеем. Выполнение обрывной аппликации «Цыплёнок». Выставка работ.

7.Сгибание, складывание гармошкой. Изготовление забора и скамейки.

Игра «Доскажи словечко». Анализ образца поделки с использованием приёма конструирования – складывание гармошкой. Складывание листа бумаги гармошкой (забор). Изготовление скамейки. Выставка работ.

8. Промежуточная аттестация. 

Выставка творческих работ.

  1. Содержание курса «Уроки психологического развития» направлен на развитие уровня произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации, тонкой моторики рук, сформированности наглядно-образных представлений, развитие логического мышления. Учит будущих первоклассников способности устанавливать причинно-следственные зависимости в наглядной ситуации, делать обобщения, составлять рассказ по серии последовательных картинок, выявлять закономерности и обосновывать свой выбор, вычленять причинно-следственные связи в предложении. Развивает у ребенка предпосылки к учебной деятельности: коммуникативные и поведенческие навыки, познавательные процессы (внимание, мышление, память, речь, общую и мелкую моторику), формирует волевые качества, эмоционально-положительное отношение к школе.

1. Мелкая моторика. Игра «Найди и раскрась нужный предмет», рассматривание образцов ковриков и выполнение задания «Помоги кукле вышить коврик», рисование одновременно обеими руками геометрических фигур, рассматривание карточек и выполнение задания «Чего не хватает?»,

изготовление подарка для медвежонка - рисование обеими руками солнышко и  облако, штриховка, игра «Дорисуй круги и овалы», рисование одновременно обеими руками «Яблоко».

2. Мышление. Игра «Исправь ошибку художника», заполнение логических таблиц, игра «Живые – неживые», выполнение упражнения «Продолжи ряд», игра «подскажи словечко», дорисовывание недостающих элементов, выделение из нескольких предметов лишнего, игра «Утро, день, вечер» отгадывание загадок.

3. Речь. Беседа по картине «Комната», образование новых слов по образцу, составление рассказа по серии картинок, прослушивание выражений и объяснения этих выражений, прослушивание предложений и ответы на вопросы, изменение слова «хочу» и «могу» так, чтобы они были связаны по смыслу с другими словами в предложении.

4. Память. Запоминание слов и повторение их, прослушивание пары слов и воспроизведение вторых слов в каждой паре, повторение небольшого рассказа, пословицы, скороговорки, рисование фигур и узоров по памяти, игра «Запомни и повтори», игра «Что пропало?», пересказывание рассказа из 5-6 фраз.

5. Координация движений и графические навыки. Выполнение графического узора под диктовку, дорисовывание вторых половинок предметов, выполнение задания «Шифровка», рисование линий, фигурных дорожек, рисование по контуру, выполнение штриховки с различным направлением движения руки, рисование по точкам, раскрашивание картинок.

6. Умение действовать по правилу и самостоятельно по заданию взрослого. Рисование своей семьи, выполнение графического диктанта, дорисовывание кругов и овалов, игра «Да» и «Нет» не говори, игра «Зачеркни лишнюю букву», игра «Летает – не летает». 

7. Профилактика нарушений зрения и предупреждение зрительного переутомления. Выполнение упражнений пальчиковой гимнастики «Дудочка», «Бабушкин кисель», «Мышонок», выполнение упражнений зрительной гимнастики «Удивление», «Моргание», «Вращение», «Круговое движение головы».

8. Промежуточная аттестация. 

Итоговое занятие «Будущий первоклассник»

  1. Планируемые результаты

          В результате освоения учебного курса «По дороге к Азбуке» дошкольники будут

знать:

  • буквы и звуки
  • что такое предложение, рассказ

уметь:

  • конструировать словосочетания и предложения, в том числе с новыми словами;
  • отвечать на вопросы педагога;
  • задавать свои вопросы;
  • подробно пересказывать текст по зрительной опоре;
  • составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;
  • выделять звук в начале слова;
  • различать звуки и буквы;
  • узнавать и называть буквы русского алфавита;
  • соединять звуки в слоги;
  • определять основных героев произведения, высказывать свое отношение к ним

            В результате освоения учебного курса «Раз-ступенька, два - ступенька» дошкольники будут

знать:

  • понятия: следующий, предыдущий; справа, слева, вверху, внизу; внутри-снаружи;
  • больше, меньше, столько же;
  • геометрические фигуры

уметь:

  • выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей;
  • сравнивать совокупности предметов по количеству с помощью составления пар, уравнивать совокупности предметов двумя способами;
  • объединять совокупности предметов в одно целое, выделять часть совокупности, устанавливать взаимосвязь между частью и целым;
  • считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными;
  • сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 10;
  • называть для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа;
  • определять состав чисел первого десятка на основе предметных действий;
  • соотносить цифру с количеством предметов;
  • составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
  • измерять длину предметов непосредственно и с помощью мерки, располагать предметы в порядке увеличения и в порядке уменьшения их длины, ширины, высоты;
  • узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, многоугольник;
  • разбивать фигуры на несколько частей и составлять целые фигуры из их частей;
  • выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на листе бумаги в клетку;
  • называть части суток, последовательность дней в неделе, последовательность месяцев в году.

            В результате освоения учебного курса «Окружающий мир» дошкольники будут

знать:

  • приспособительные особенности живых организмов к среде обитания и знать законы жизни различных сообществ

уметь:

  • распознавать на рисунках и в природе изученные растения и известных животных;
  • правильно оформлять гербарий из собранных природных материалов;
  • вести диалоги и аргументировано участвовать в обсуждении, задавать и отвечать на вопросы различного характера;
  • стремиться активно участвовать в коллективной познавательной деятельности;
  • наблюдать различные виды транспорта, знать их назначение.

            В результате освоения учебного курса «Изобразительное искусство и художественный труд» дошкольники будут

знать:

  • элементарные правила работы с художественными материалами и принадлежностями (гуашь, восковые мелки, цветная бумага, цветной пластилин, палочка, клей)

уметь:

  • использовать в работе различные цвета, подбирать их, смешивать;
  • использовать в работе различные техники рисования («ляпанье», мазки, штриховка, разбрызгивание и т.д.);
  • использовать в работе различные средства (акварель, цветные карандаши, восковые мелки и т.д.);
  • вырезать, подбирать необходимые детали, приклеивать;
  • правильно и аккуратно работать с клеем, ножницами, бумагой;
  • работать с пластилином (делать объемные фигуры и плоские изображения), используя различные приемы и способы;
  • складывать объемные фигуры из бумаги.

В результате освоения учебного курса «Уроки психологического развития» дошкольники будут

знать:

  • правила выполнения работы по образцу;
  • как устанавливать связи и отношения предметов логическим путем;

уметь:

  • выделять существенные признаки предметов;
  • ориентироваться в пространственных категориях: право-лево, вверх-низ;
  • сравнивать предметы и выявлять различия в них;
  • концентрировать внимание;
  • действовать по правилу и самостоятельно по заданию взрослого;
  • выполнять графические задания.

5. Учебный план

п/п

Наименование курса

Кол-во часов в неделю

Кол-во часов в год

Формы промежуточной

аттестации

1

«По дороге к Азбуке»

3

96

Дидактические игры

2

«Раз-ступенька, два - ступенька»

2

64

Смотр знаний «Юный математик»

3

«Окружающий мир»

0,5

16

Викторина «Почемучка»

4

«Изобразительное искусство и художественный труд»

0,25

8

Выставка творческих работ

5

«Уроки психологического развития»

0,25

8

Итоговое занятие «Будущий первоклассник»

Итого:

6

192

 Промежуточная аттестация проводится на последнем занятии по каждому курсу.

  1. Календарный учебный график

Сроки

Начало занятий

3 сентября

Окончание занятий

30 апреля

Срок реализации программы

192 часа

Форма обучения

Очная

Форма организации занятий

групповые занятия

Продолжительность занятий

30 минут

Продолжительность перемен между занятиями

10 минут

Количество обучающихся в группе

До 25 человек

Промежуточная аттестация        

27-29 апреля

7. Оценочные материалы.

Текущая проверка предметных знаний осуществляется без их оценки в баллах. Работу обучающегося учитель оценивает словесно и только положительно.

                     

 Оценочные материалы к промежуточной аттестации по курсу «По дороге к Азбуке»       

Дидактические игры:              

1.Игра «Хоккей».

Учитель называет слово, если звук [ф] есть в нём, дети открывают импровизированные ворота-согнутые в локтях руки, если нет-должны захлопнуть ворота.

Слова: фонарь, шапка, шарфик, цветок, бантик, гольфы, розы, конфеты.

Педагог наблюдает и оценивает:

-умение распознавать обозначаемый звук в речевом потоке;

-уровень развития фонематического слуха.

2.Игра «Подскажи словечко».

Дошкольник, отгадавший слово, называет первый звук и даёт ему характеристику.

Он большой, как мяч футбольный,

Если спелый — все довольны,

Так приятен он на вкус,

И зовут его… (арбуз).

На ветке не птичка —

Зверек-невеличка.

Мех теплый, как грелка.

Кто же это?.. (Белка).

Я в любую непогоду

Уважаю очень воду.

Я от грязи берегусь –

Чистоплотный серый …(гусь).

В узкий глазок вдета тонкая нитка

И поплыла за корабликом прытко.

Шьет, зашивает и колется колко.

А называют кораблик… (иголка).

Дел у меня не мало –

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лёд реки убираю,

Белю поля, дома,

Зовут меня …(зима).

Педагог наблюдает и оценивает:

-умение выделять звук в начале слова;

-давать характеристику, классифицируя звуки на согласные и гласные, твёрдые и мягкие, звонкие и глухие;

-словарный запас дошкольника.

3 Игра «Подскажи словечко».

Чем отличается звук от буквы?

-Зачем нужны гласные?

-Чем отличаются гласные звуки от согласных?

-Назовите гласные буквы.

-Из чего состоит слово?

Педагог наблюдает и оценивает:

-умение дошкольников отличать звук от буквы;

-знания дошкольников о гласных и согласных звуках и их особенностях, о буквах;

-уровень развития связной речи;

-умение давать полный ответ на вопрос педагога.

4.Разукрашивание букв в соответствии с записью.

Дошкольник раскрашивает согласные звуки в зависимости от позиции согласного звука перед гласным: твёрдый-синим карандашом, мягкий-зелёным, а гласный-красным карандашом.

Педагог наблюдает и оценивает:

-умение определять мягкость- твёрдость согласного звука в зависимости от позиции согласного звука перед гласным;

-умение обозначать мягкость-твёрдость согласного звука при помощи условных знаков (синего и зелёного цветов).

5.Вычёркивание неправильно напечатанных букв.

Педагог наблюдает и оценивает:

- выполнение корректурного задания, направленного на выявления уровня    запоминания графического облика букв, их распознавание;

-уровень внимания при обнаружении ошибок;

- формирование состояния внутреннего сосредоточения.

6.Продолжение рисунка по образцу.

Педагог наблюдает и оценивает:

- уровень сформированности графических навыков;

- развитие мелкой моторики;

-развитость  зрительного восприятия и внимания.

Оценочные материалы к промежуточной аттестации по курсу «Раз – ступенька, два – ступенька»

Смотр знаний « Юный математик»

  1. Множество предметов на наглядной основе. Определи свойства предметов . Сравни предметы ( соединив линией) по цвету, форме, размеру.
  2. Нарисуй 6 синих кружков , а красных  на 2 кружка  меньше . Соедини их по парам.. Сравни получившиеся числа  с помощью знаков > , < .
  3. Запиши число , которое стоит после числа 3;. перед  числом 7; между числами 8 и 10.
  4. В центре рисунка стол. Нарисуй посередине стола вазу, слева от вазы стакан, справа чашку, под столом мячик, над вазой поставь точку.
  5. Найди на рисунке фигуры и раскрась : треугольники – синим цветом, прямоугольники – зеленым цветом.  круги – желтым цветом, квадраты – голубым цветом, овалы – красным цветом.
  6. Состав чисел от 2 до 10 . Практическая работа « Засели домик числами»
  7. Обведи отрезок синим цветом, луч – зеленым цветом , ломаную – красным цветом, линию – желтым цветом.

Педагог наблюдает и оценивает:

умение ребенка сравнивать предметы не только по количеству , но и по цвету, размеру, форме; сравнивать числа с помощью знаков >,  < с опорой на наглядность;

знание соседей числа, понимание ребенком, что такое предыдущее , последующее число;

владение пространственными ориентировками;

знание основных геометрических фигур;

понимание состава числа.

Оценочные материалы к промежуточной аттестации по курсу «Окружающий мир»

Викторина «Почемучка»

I Игра «Бывает не бывает»

1.Выпал снег и расцвели подснежники

2Мальчик поехал на лыжах собирать землянику

3.На деревьях появились первые листья , а в школе начинается учебный год

4. На поле тает снег, а на реке начался ледоход

5.Зацвели подснежники, а птицы улетают в теплые края

6.На дворе звенит капель, а медведь залег в спячку

7 Выпал снег и дети строят ледяную горку

II  Дидактическая игра «Когда такое бывает»»

1Что наступает после зимы?

2.Когда с деревьев облетают листья?

3.Самое жаркое время года?

5.Снежное время года?

6.В каком месяце дети идут в школу?

7.Когда возвращаются птицы с юга?

8.Когда листья меняют свой цвет?

9.В какое время года заяц бывает серым?

10.Когда вода в реках  становится твердой?

11.Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает когда это бывает?

12 Тает снежок, ожил лужок. День прибывает, когда это бывает?

III Дидактическая игра» Какое время года»

Учитель загадывает детям загадки о временах года, дети их отгадывают, находят соответствующие времена года на картинках и выставляют их на доску.

Кто, скажи мне милый друг,

Красит белым всё вокруг,

И деревья, и дома?

Это — зимушка -… (ЗИМА)

Стало солнышко теплей,

Зажурчал в лесу ручей,

Вся природа расцветает,

Время года кто узнает? (ВЕСНА)

Солнце печет, липа цветет,

Вишня поспевает,

Когда это бывает? (ЛЕТОМ)

Листья быстро пожелтели

И на землю полетели.

Так бывает раз в году,

А когда? Я не пойму! (ОСЕНЬ)

IV Дидактическая игра «Найди лишнее растение»  

           Из кустов на нас глядят,

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи.(малина)

 

2. У меня красны плоды,

А на веточках – шипы.

Плоды летом собирают

И сухими сохраняют,

Чтоб потом их заварить

И отвар целебный пить. (шиповник)

  1. Возле дома куст растет,
    Белым цветом он цветет –
    Будут ягоды на нем,
    Осенью их соберем.
    Хоть на вкус и не малина,
    А полезная ...(калина)
  2. На кусточке, во бору –
    Черненька принцесса.
    Ягод полный туесок
    Соберёт Инесса.(черника)
  3. Не на шутку, а всерьез

         Куст колючками оброс.

       Темных ягодок сорви-ка.

       Что за кустик? (ежевика)

       

      4..Горькая травка

И животу поправка,

И сама душиста

И мете чисто  (полынь)

  1. Растет зеленою стеной,

Ее обходят стороной,

Колючая и злая дива.

          А как зовут ее …..(крапива)

6.Если что-то заболит

Даже зверь не устоит.

С какой же травкой пить настой?

С чудой-травкой….(зверобой)

7.Путник часто ранит ногу
Вот и лекарь у дороги.(подорожник)

VДидактическая игра «Отгадай дерево»

- Это дерево. У него белая кора с чёрными полосками. Ветви свисают вниз. Весной на них набухают липкие почки и появляются серёжки. Это дерево считают символом России. (Берёза).

- У меня длинней иголки, чем у ёлки. Очень прямо я расту, в высоту. Если я не на опушке, Ветви только на макушке. (Сосна).

- Желто-красная одежка., каждый листик, как ладошка. Осенью всех ярче он. Догадались? Это... (Клен)

- Тонет куст в цветах махровых, словно в облачках лиловых. В яркий теплый майский день, глаз наш радует... (Сирень)

Он в лесу, как витязь, встанет, Желудями в срок одарит. И лесник, и лесоруб, с ним знакомы. Это... (Дуб)

Педагог наблюдает и оценивает:

- умение определять   времена года, по их основным признакам;

- умение различать растения по внешним признакам и объединять их в группы: деревья, кустарники, травы;

- умение среди растений находить комнатные растения

- знание последовательности ухода за комнатными растениями.

Оценочные материалы к промежуточной аттестации по курсу «Изобразительное искусство и художественный труд»

Детям предлагается изготовить поделку из бумаги разной фактуры самостоятельно.

Для образца даются готовые аппликации «Цыплёнок», «Лягушонок», «Птичка»,  выполненные в технике «Обрывная аппликация».

Дети вспоминают понятие «обрывная аппликация», особенности её выполнения. Составляют план работы. Повторяют правила работы с ножницами и  клеем. Выбирают аппликацию, которую будут выполнять. Выполняют самостоятельно работу. Учитель организует выставку работ.

Педагог наблюдает и оценивает:

- подбор необходимых деталей;

- умение работать с ножницами и клеем;

- аккуратность выполнения аппликации;

- правильность построения композиции;

- самостоятельность выполнения работы.

Оценочные материалы к промежуточной аттестации по курсу «Уроки психологического развития»

закрепляющее занятие «Будущий первоклассник».

1 задание «Отгадай слово»

Отгадайте загадки. У каждой отгадки надо взять первую букву и написать ее на свой листочек друг за другом. Должно получиться слово, сказочный герой.

Получилось слово - гномик.

2 задание «Что изменилось;

Внимательно посмотрите на картинку 20-30 секунд, а затем переверните картинку. Что на столе появилось новое? Обведите в кружок.

3 задание «Допиши слова»

Вставьте в слова пропущенные  буквы.

К__т,  д___м,  са__, тиг___, зая__.

4 задание «Превращение »

На картинке нарисованы предметы, каждому домику надо дорисовать окошко, яблоку – веточку, цветочку – серединку.

5 задание «Продолжи узор»

Продолжи узор по клеточкам до конца строчки, по образцу.

6 задание «Четвертый лишний»

Из четырех картинок надо выбрать одну лишнюю и подчеркнуть ее.

7 задание «Штриховка»

Выполните штриховку елочки двумя руками одновременно.

Педагог наблюдает и оценивает:

- наличие определенного уровня работоспособности;

- уровень логического мышления детей;

- умение самостоятельно действовать по образцу;

- уровень развития моторных навыков;

- уровень развития внимания;

- уровень развития памяти.

8. Организационно-педагогические условия реализации программы

Кадровое обеспечение

        Программу реализуют учителя начальных классов с высшим педагогическим образованием с высшей или первой квалификационной категорией. Все учителя систематически повышают уровень квалификации (не реже одного раза в 3 года).

Материально-техническое обеспечение

Характеристика учебных помещений, используемых для реализации образовательной программы

№ учебных помещений

Ф.И.О. учителя

Виды оборудования

Кабинет №101

Заводчикова Светлана Александровна

Интерактивная доска PROMETHEAN Activ Board №41001240009 от 24.04.2014  -1

Проектор «Sony» 2014 г.в . -1

Ноутбук HP №4101240017 от 22.07.2016-1

Кабинет №103

Комаревцева Елена Степановна

Интерактивная система SMART Board №4101240051 от 16.07.2013г.-1

Проектор SMART  2013г.в.-1

Ноутбук «Dell»   СБ 1_06_1840/2     2013 г.в.-1

Кабинет №104

Власова Елена Александровна

Интерактивная система SMART Board 800 от 02.06.2014г.-1

Проектор SMART  2014г.в. -1

Ноутбук «Lenovo» -1

Методическая литература:

  1. Андрианова Т.М., Андрианова И.Л. «В мире звуков и букв». Учебно-методическое пособие для подготовки к школе. –М., АСТ, Астрель, 2013г.
  2. Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е. «Здравствуй, мир». Методические рекомендации, 3 часть. –М: Баласс 2012.
  3. Кислова Г.Р. «По дороге к Азбуке». Методические рекомендации к частям 3-4. –М: Баласс 2013 г
  4. Куревина О.А., Селезнева Г.Е. «Путешествие в прекрасное». Методические рекомендации. –М: Баласс, 2012г
  5. Петерсон Л.Г., Холина Н.П. «Раз – ступенька, два – ступенька» Методические рекомендации –М: Баласс, 2012г

Дидактические материалы по курсу

«По дороге к Азбуке»

  1. Звуковые карточки
  2. Схемы
  3. Плакаты
  4. Разрезные картинки
  5. Сюжетные картинки

 «Раз-ступенька, два - ступенька»

  1. Раздаточные счетные линейки.
  2. Демонстрационный материал по группам предметов на сравнение по цвету, форме, размеру, длине. «Умные карточки» ЗАО. Росмэн . 2016 г.
  3. Учебные карты:

«Числа от 1 до 10»

«Счет от 1 до 10»

«Запомни цифры и сложи»

  1. Наглядно- дидактическое пособие «Формы и фигуры» Проф-Пресс. 2018 г.
  2. Демонстрационные карточки с цифрами.

«Окружающий мир»

  1. Дидактическая игры
  2. Демонстрационный материал
  3. Карточки
  4. Детская энциклопедия «Я познаю мир»

«Изобразительное искусство и художественный труд»

1. Дидактическая игра «Холодные и тёплые цвета.

2.Дидиктическая игра «Весёлая палитра».

3. Дидактическая игра «Оживи картинку».

4. Таблица с цветовым спектром.

5. Цветные квадраты теплой и холодной цветовой гаммы.

6.Палитра.

7.Иллюстрации весенних пейзажей.

8. Рисунок «Птичий двор».

9.Аппликации, выполненные в технике «Обрывная аппликация».

10.Поделки, выполненные в технике складывание «гармошкой».

«Уроки психологического развития»

Раздаточный материал: картинки, логические таблицы, образцы ковриков, карточки

9. Список литературы

1.  Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Кислова  Г. Р. «По дороге к Азбуке». Пособие по речевому развитию детей (5-6лет).  - М.:  Баласс , 2014.

2.  Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В.,  Пронина О. В. «Наши прописи». Тетрадь для дошкольников 5-7 лет к пособию  «По дороге к Азбуке». Часть 1,2.  - М.:  

Баласс , 2014.

3.  Вахрушев А. А.,  Кочемасова Е.Е. «Здравствуй, мир!».  Пособие для дошкольников 5-7 лет. Часть 3,4. - М.:  Баласс , 2014.

4.Журова Л. Е., Кузнецова М.И.. Развивающее пособие серии «Предшкольная пора» для детей старшего школьного возраста «Азбука для дошкольников. Играем со звуками и словами» № 1, 2, «Азбука для дошкольников. Играем и читаем вместе» № 1, 2 – М.: Вентана – Граф,  2013.    

 5. Куревина О.А., Селезнева Г.Е.. «Путешествие в прекрасное».  Пособие по синтезу искусств для детей 5-6 лет. М.: Баласс, 2012.

6 Белкина Л.В «Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОУ» ТЦ «Учитель», М., 2006.

7. Виноградова Н.Ф.. Развивающее пособие «Придумай и расскажи»,  М. : Вентана - Граф, 2012.

8. Карпухина Н.А. «Знакомство с окружающим миром». М., 2008.

9. Коноваленко С.В. «Как подготовить ребенка к школе: психологические тесты, игры и упражнения» -М.: издательство ЭКСМО, 2003г

10. http://psycholog-school.ru –сайт «Школьный психолог»

11. Городецкая. Е.Г., Пукач И.И., Циновская С.П., Чистякова О.В.. «Что нужно знать и уметь ребенку при поступлении в школу» -М: АСТ, Астрель, 2013г

12. Михайлова Л.С. «Как подготовить ребенка к школе» Пособие для родителей и воспитателей Часть 1, 2. Волгоград: Учитель, 2003г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная Общеразвивающая программа Социально-гуманитарной направленности «Искусство общения»

Актуальность: общение в жизни детей играет важнейшую роль. Именно в общении дети усваивают систему нравственных принципов, типичных для общества и конкретной социальной среды, поэтому в работе с обуча...

Дополнительная общеобразовательная Общеразвивающая программа Социально-гуманитарной направленности «Тропинка к своему Я» для ОВЗ

Актуальность программыОдной из актуальных проблем в настоящее время является изучение психики человека, возможностей человека. Социальная значимость темы определяется тем, что в настоящее время общест...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа социально-гуманитарной направленности «Ступени успеха»

Направленность программы: социально-гуманитарная. Уровень усвоения: общекультурный. Актуальность программы: на современном этапе от обучающихся требуется четкое осознание своих целей, умение планиров...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально- гуманитарной направленности «За страницами школьного учебника немецкого языка»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально- гуманитарной направленности «За страницами школьного учебника немецкого языка» ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности "Школьный Медиацентр"

Программа дополнительного образования, где проходит изучение всей совокупности средств массовой коммуникации и овладение разносторонними процессами социального взаимодействия через СМИ....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально – гуманитарной направленности «За страницами школьного учебника английского язык»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программасоциально – гуманитарной  направленности«За страницами школьного учебника английского язык»  Возраст обучаю...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности "Образ жизни-волонтер"

Вовлечение молодёжи в добровольческую (волонтерскую) деятельность – одно из приоритетных направлений современной государственной молодежной политики. Волонтерская деятельность – это безвоз...