Программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся
рабочая программа
Программа
психолого-педагогического сопровождения обучающихся в
МБУ ДО «Центр внешкольной работы «Малая Академия»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Центр внешкольной работы «Малая Академия»
Программа
психолого-педагогического сопровождения обучающихся в
МБУ ДО «Центр внешкольной работы «Малая Академия»
Рубцовск, 2023
СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт программы психолого-педагогического сопровождения участников образовательной деятельности……………………..………………3
Пояснительная записка………………………….……………………...….5
Годовой план работы психолога на 2023/2024 учебный год……………………………………………………………………………...…11
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование Программы | Программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся в МБУ ДО «Центр внешкольной работы «Малая Академия» |
Основания для разработки Программы | 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. -Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». 3. «Конвенция о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) 3. Национальный проект «Образование»; 4. Устав МБУ ДО «Центр внешкольной работы «Малая Академия» |
Разработчики Программы | Заместитель директора по НМР Психолог |
Цель Программы | установление сотрудничества МБУ ДО «Центр внешкольной работы «Малая Академия» и семьи в вопросах воспитания и развития детей и оказание психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) обучающихся |
Задачи Программы | - формирование системы взаимодействия родителей с педагогами для создания условий свободного и творческого развития детей, их эффективной социализации, самопознания и реализации своих способностей и возможностей; - активное вовлечение родителей в разные сферы деятельности; - стимулирование проявления в семьях здорового образа жизни; - создание условий для профилактики асоциального поведения детей и подростков; - педагогическая поддержка семьи (изучение, консультирование, оказание помощи в вопросах воспитания, просвещения и др.); - организация и проведение совместных мероприятий: участие в соревнованиях, конкурсах и выставках. |
Сроки реализации Программы | Реализация Программы осуществляется в 2023-2024 учебном году. |
Исполнители Программы | Администрация и педагогический коллектив учреждения, родители (законные представители) |
Прогнозируемые результаты реализации Программы | 1. Повышение педагогической компетентности родителей; 2. Оказание методической и консультативной помощи родителям; 3. Овладение навыками творческой совместной деятельности с детьми; 4. Овладение организационными навыками проведения совместного досуга в семье; 5. Формирование активной позиции родителей как субъектов воспитательного – образовательного процессов в Учреждении; 6. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в вопросах конструктивного взаимодействия с Родителями обучающихся посредством обучения на курсах повышения квалификации, участия в вебинарах, семинарах различного уровня; 7. Опубликование страницы «Часто задаваемые вопросы» на официальном сайте Учреждения, где родители могут задать интересующие их вопросы |
Контроль исполнения Программы | Контроль над реализацией Программы осуществляет Администрация МБУ ДО «Центр внешкольной работы «Малая Академия» |
2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В последнее десятилетие в системе образования складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе - психолого-педагогическое сопровождение. Организация психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в МБУ ДО «Центр внешкольной работы «Малая Академия» способствует реализации основных направлений концепции дополнительного образования: личностно-ориентированного подхода к обучающимся, доброжелательного отношения детей и взрослых, создания социально-психологических условий для обучения и полноценного развития детей.
Психолого-педагогическое сопровождение - это непрерывная, систематическая поддержка всех участников образовательно-воспитательного процесса. В системе дополнительного образования детей – это обучающиеся детских объединений, их родители и педагоги.
Цель программы
Цель психолого-педагогического сопровождения:
- сохранение психологического здоровья всех участников учебно-воспитательного процесса;
- создание социально-психологической ситуации для самораскрытия и самореализации личности в условиях дополнительного образования;
- формирование культуры психологической жизни человека.
Основной функцией психологической службы учреждения дополнительного образования детей является содействие в создании ситуации, обеспечивающей позитивное развитие личности всех участников учебно-воспитательного процесса. Исходя из этого, были определены основные задачи программы психологического сопровождения воспитанников, их родителей и педагогов:
- развитие способности к взаимопониманию;
- развитие навыков конструктивного общения;
- формирование чувства ответственности и самостоятельности;
- стимулирование познавательной активности;
- тренировка навыков само регуляции, в том числе развитие стрессоустойчивости;
- формирование чувства уверенности в себе;
- формирование системы представлений и знаний о себе и своих возможностях.
На всех этапах организации психолого-педагогического сопровождения образовательной деятельности ребенка важно учитывать специфику возраста обучающихся.
Задачи психолого-педагогического сопровождения на разных возрастных этапах:
- 5-7 лет - дошкольный возраст - выявление и развитие способностей, выявление склонностей ребенка, определение уровня адаптации детей к учреждению дополнительного образования;
- 7-11 лет - младший школьный возраст - выявление и развитие интересов и потребностей детей, развитие мотивации к образовательной деятельности в образовательном объединении ДО, развитие самостоятельности и самоорганизации, формирование навыков рефлексии собственной деятельности, развитие творческих способностей;
- 12-16 лет - подростковый период - поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития, определение стратегии и направления образовательной деятельности, социализация, формирование субъектной позиции участника образовательного процесса, потребности в самообразовании, формирование навыков перспективного целеполагания, развитие универсальных учебных навыков;
- 17-18 лет - ранняя юность - помощь в профессиональном самоопределении, поддержка в решении экзистенциальных проблем (самопознание, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности), формирование навыков самостоятельной образовательной деятельности, развитие способности к целеполаганию и рефлексии собственной деятельности, развитие социальной компетентности.
Механизм реализации
Деятельность Центра в рамках психолого-педагогического сопровождения организуется по следующим направлениям:
- психологическое консультирование и просвещение;
- психопрофилактика;
- психологическая диагностика;
- коррекционная работа.
В течение учебного года в учреждении психологическое сопровождение участников учебно-воспитательного процесса осуществляется через следующие виды деятельности:
- работа с педагогами дополнительного образования;
- работа с обучающимися;
- работа с родителями.
Условия реализации
Целью работы с педагогами дополнительного образования является повышение их психологической компетентности по вопросам, связанным с обучением и развитием обучающихся. Консультирование педагогов, родителей организуется по запросу или результатам различных видов работы психолога с детьми: диагностики или коррекционной работы. Консультирование носит преимущественно разовый характер, содержательно связано с ситуациями, вызывающими у педагога профессиональные и (у родителя) личностные затруднения.
В течение учебного года педагогом- психологом посещаются занятия педагогов Центра с целью оказания методической помощи по психологическим основам построения занятия.
Этапы реализации
Гармоническое развитие личности обучающегося складывается из согласованного функционирования трёх основных сфер: интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой. В работе учитывается влияние каждой из них на процесс обучения ребёнка в объединении, поэтому коррекционная работа включает индивидуальные и групповые формы и проводится по трём направлениям:
- диагностическое;
- коррекционное;
- профилактическое.
Диагностическое направление – это диагностика интеллектуальной сферы, личностных особенностей, отношений со сверстниками, педагогами, родителями. Коррекционное направление включает работу по развитию навыков общения, коррекции эмоциональных состояний и нежелательного поведения. Ведется активная работа с детьми, требующими особого педагогического внимания по созданию социально-психологических условий для оказания им помощи преодоления проблем в психологическом развитии, обучении и поведении. Профилактическая деятельность осуществляется в целях предупреждения возникновения трудных ситуаций, жизненных проблем, определения ближайших перспектив разрешения проблем.
Для этого проводится изучение личности ребенка через:
- медицинскую диагностику;
- социальную диагностику;
- изучение проблем, связанных с развитием личности, самоопределением детей и подростков, профилактикой правонарушений;
- психолого-педагогическую диагностику.
Рассмотрим основные формы психологического сопровождения образовательного процесса обучающихся.
Рис. 1. Основные формы психологического сопровождения образовательного процесса
Формы психологического сопровождения образовательного процесса остаются традиционными для психолога образовательного учреждения и включают:
- профилактику – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;
- диагностику: индивидуальная и групповая (скрининг) - выявление наиболее важных особенностей деятельности, поведения и психического состояния обучающихся, влияющих на процесс обучения. Составление индивидуального образовательного маршрута - комплексная работа специалистов образовательного учреждения и родителей по составлению прогноза развития ребенка с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, а также организация условий для реализации индивидуального маршрута развития;
- консультирование (индивидуальное и групповое) - оказание помощи и создание условий для развития личности, способности выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучатся новому поведению;
- развивающую работу (индивидуальная и групповая) - формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении;
- коррекционную работу (индивидуальная и групповая) - организацию работы, прежде всего, с учащимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики;
- просвещение и образование (психологическое) детей и взрослых - формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта;
- экспертизу (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательного учреждения).
Планируемые результаты
В условиях дополнительного образования основной целью программы является сохранение психологического здоровья детей. Психологическое сопровождение позволяет создать условия для реализации творческого потенциала и способностей обучающихся, самореализации и самосовершенствования педагогов, саморазвития и личностного роста родителей.
Работа с родителями обучающихся направлена на повышение их психологической компетентности в сфере детско-родительских отношений и решения проблем и задач развития их детей, на создание ситуации сотрудничества и формирование установки ответственности родителей за воспитание и развитие ребёнка. В течение года пополняется методический материал «Психология для родителей» через выпуск бюллетеней, где можно познакомиться с материалом по возрождению семьи как основы духовного и физического развития нации, как быть хорошими родителями, изучить методы быстрого снятия сильного эмоционального и физического напряжения.
Выявление и поддержка одаренных детей является важной целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в системе дополнительного образования детей.
В сопровождении одаренных детей решаются следующие задачи:
- диагностика способностей и склонностей, обучающихся;
- формирование адекватной самооценки;
- охрана и укрепление физического и психологического здоровья;
- предупреждение изоляции одаренных детей в группе сверстников.
Таким образом, используя все эти методы и формы работы, психолог совместно со всеми участниками образовательно-воспитательного процесса оказывает содействие психологическому и личностному развитию обучающихся.
Система оценивания планируемых результатов
Существующая система сопровождения позволяет вести мониторинг личностных особенностей, обучающихся по трем направлениям:
- уровень воспитанности;
- уровень умственного развития;
- изучение психосоциальных областей личности.
Для того чтобы образовательно-воспитательный процесс был эффективным, каждый педагог должен обладать информацией об индивидуальных особенностях и способностях обучающихся. В психосоциальной области выделены параметры личностного развития и межличностных отношений:
- мотивационная сфера;
- тип характера, личностная и ситуативная тревожность;
- развитие Я- концепции (самооценка, уровень притязаний);
- межличностные отношения.
Методами оценки эффективности сопровождения являются:
- анкетирование воспитанников, педагогов и родителей;
- индивидуальные и групповые консультации;
- наблюдение (за проведением конкретных занятий, интересом их участников к содержанию, динамикой в отношениях и др.).
Психологическое сопровождение обучающихся
Программа психологического сопровождения обучающихся строится на основе специфики работы учреждения дополнительного образования и ставит своей целью личностное развитие ребенка, укрепление его здоровья, адаптацию к жизни в обществе, формирование общей культуры, профессиональное самоопределение, организацию содержательного досуга. В зависимости от ситуации развития группы, межличностных отношений в творческом объединении психологическое сопровождение предстает в различных формах психологических развивающих занятий, игр, бесед, тренингов, направленных как на взаимодействие детей друг с другом, так и на активную плодотворную работу с педагогами и родителями.
Методическое обеспечение: Программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся, их родителей и педагогов предполагает следующие формы организации встреч:
- беседа;
- круглый стол;
- социально-психологический тренинг;
- интерактивная игра;
- лекция.
Приемы, используемые в программе сопровождения:
- поисково-мыслительная деятельность;
- диагностическая деятельность;
- тренинговые упражнения;
- аутотренинг;
- релаксация;
- рефлексия.
Методы, используемые в реализации:
- наблюдение;
- опрос;
- метод обратной связи.
Значение психологического сопровождения
Программа психологического сопровождения обучающихся и взрослых позволяет формировать позитивные взаимоотношения между обучающимися, их родителями и педагогами, позволяет повысить уровень психологических знаний родителей и педагогов об основах воспитания, обучения и развития ребенка.
3. ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ ПСИХОЛОГА НА 2023/2024 УЧЕБНЫЙ ГОД
№ | Направление | Сроки исполнения | Ответственные |
I. Психолого-педагогическая диагностика | |||
1. | Анкетирование родителей | ||
Составление социального паспорта семьи | Сентябрь | ПДО | |
Личностные качества детей, склонности, одаренность, особенности эмоциональной сферы | Сентябрь | Психолог | |
Удовлетворенность родителей предоставляемыми образовательными услугами | Декабрь | Психолог Зам. директора по УВР | |
Диагностика психологической готовности детей к обучению в школе | Апрель –май | Психолог | |
Удовлетворенность родителей предоставляемыми образовательными услугами | Май | Психолог Зам. директора по УВР | |
Анкетирование, тестирование, диагностика детей | |||
2. | Собеседование, тестирование | Сентябрь | Психолог |
Наблюдение за детьми в период адаптации | Сентябрь-октябрь | Психолог | |
Удовлетворенность образовательным процессом (отношение к деятельности детского объединения, педагогам) | Декабрь | Психолог Зам. директора по УВР | |
Методики для исследования уровня познавательной активности одаренных обучающихся. | Апрель | Психолог | |
Удовлетворенность образовательным процессом (отношение к деятельности детского объединения, педагогам) | Май | Психолог | |
II. Организационно-педагогическая деятельность | |||
Родительские собрания, встречи | |||
1. | Круглый стол «В семье первоклассника» | Декабрь | Администрация учреждения Психолог ПДО ШРР «Здоровячок» |
2. | Индивидуальное консультирование родителей | В течение года | Психолог ПДО |
Онлайн-беседа «Безопасность детей на дороге» | 1 раз в квартал | ПДО | |
3 | Оформление тематических сообщений на стендах «Советы психолога» для обучающихся, «Психологическая консультация» для родителей. | В течение года | Психолог |
4 | Родительское собрание «Психологическая готовность детей к школе» (по результатам диагностики) | Март- апрель | Психолог |
Мероприятия с родителями и детьми | |||
Семейная гостиная «Дружат взрослые и дети» | Февраль | Психолог ПДО | |
Консультирование | |||
1 | Консультирование по интересующим вопросам. | В течение года | Психолог |
2 | Оформление тематических сообщений на стендах «Советы психолога» для обучающихся, «Психологическая консультация» для родителей. | В течение года | Психолог |
3 | Оформление документации, планирование и анализ деятельности, участие в МО психологов, повышение квалификации | В течение года | Психолог |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа психолого- педагогического сопровождения деятельности обучающихся в 5-6 классах.
Конкурсный материал. Я работала над реализацией этой программы с гимназичским психологом. Надо было помочь детям легко перейти из начальной школы в среднюю....
Индивидуальная адаптированная рабочая программа психолого -педагогического сопровождения обучающегося с ОВЗ 5 класса
Программа составлена для индивидуальных занятий с учащимся 5 класса, с РАС...
Программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей «Выявление и развитие у обучающихся начальной школы способностей к познавательной и творческой деятельности»
Программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей«Выявление и развитие у обучающихся начальной школы способностей к познавательной и творческой деятельности»...
Программа психолого – педагогического и социального сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
В программе психолого – педагогическое и социальное сопровождение, определяется как целостная системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и...
Программа психолого-педагогическое сопровождение обучающихся имеющих трудности в обучении
Программапсихолого-педагогическое сопровождение обучающихся имеющих трудности в обучении...
Рабочая программа "Психолого-педагогическое сопровождение периода адаптации обучающихся 10-х классов"
Проблема адаптации учеников актуальна на всех этапах обучения. Школьная адаптация представляет собой процесс формирования механизма приспособления ребенка к требованиям и условиям обучения. Большую по...
Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения профориентации обучающихся 8-11 классов «Мой профессиональный выбор»
Осознанный выбор профессии подростком является следствием решения возрастных задач и преодоления перечисленных трудностей. Формирование внутренней готовности подростка к осознанному и самостоятельному...