Программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся
рабочая программа

Турова Ирина Алексеевна

Программа

психолого-педагогического сопровождения обучающихся в

МБУ ДО «Центр внешкольной работы «Малая Академия»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Центр внешкольной работы «Малая Академия»

Программа

психолого-педагогического сопровождения обучающихся в

МБУ ДО «Центр внешкольной работы «Малая Академия»

C:\Users\1\Desktop\фон.jpg

Рубцовск, 2023

СОДЕРЖАНИЕ

Паспорт программы психолого-педагогического сопровождения участников образовательной деятельности……………………..………………3

Пояснительная записка………………………….……………………...….5

Годовой план работы психолога на 2023/2024 учебный год……………………………………………………………………………...…11

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование

Программы

Программа

психолого-педагогического сопровождения обучающихся в

МБУ ДО «Центр внешкольной работы «Малая Академия»

Основания для

разработки Программы

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. -Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

3. «Конвенция о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990)

3. Национальный проект «Образование»;

4. Устав МБУ ДО «Центр внешкольной работы «Малая Академия»

Разработчики Программы

Заместитель директора по НМР

Психолог

Цель Программы

установление сотрудничества МБУ ДО «Центр внешкольной работы «Малая Академия»  и семьи в вопросах воспитания и развития детей и оказание психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) обучающихся

Задачи Программы

- формирование системы взаимодействия родителей с педагогами для создания условий свободного и творческого развития детей, их эффективной социализации, самопознания и реализации своих способностей и возможностей;

- активное вовлечение родителей в разные сферы деятельности;

- стимулирование проявления в семьях здорового образа жизни;

- создание условий для профилактики асоциального поведения детей и подростков; - педагогическая поддержка семьи (изучение, консультирование, оказание помощи в вопросах воспитания, просвещения и др.);

- организация и проведение совместных мероприятий: участие в соревнованиях, конкурсах и выставках.

Сроки реализации

Программы

Реализация Программы осуществляется в 2023-2024 учебном году.

Исполнители Программы

Администрация и педагогический коллектив учреждения, родители (законные представители)

Прогнозируемые результаты реализации

Программы

1. Повышение педагогической компетентности родителей;

2. Оказание методической и консультативной помощи родителям;

3. Овладение навыками творческой совместной деятельности с детьми;

4. Овладение организационными навыками проведения совместного досуга в семье;

5. Формирование активной позиции родителей как субъектов воспитательного – образовательного процессов в Учреждении;

6. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в вопросах конструктивного взаимодействия с

Родителями обучающихся посредством обучения на курсах повышения квалификации, участия в вебинарах, семинарах различного уровня;

7. Опубликование страницы «Часто задаваемые вопросы» на официальном сайте Учреждения, где родители могут задать интересующие их вопросы

Контроль исполнения

Программы

Контроль над реализацией Программы осуществляет Администрация МБУ ДО «Центр внешкольной работы «Малая Академия»

2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В последнее десятилетие в системе образования складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе - психолого-педагогическое сопровождение. Организация психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в МБУ ДО «Центр внешкольной работы «Малая Академия» способствует реализации основных направлений концепции дополнительного образования: личностно-ориентированного подхода к обучающимся, доброжелательного отношения детей и взрослых, создания социально-психологических условий для обучения и полноценного развития детей.

Психолого-педагогическое сопровождение - это непрерывная, систематическая поддержка всех участников образовательно-воспитательного процесса. В системе дополнительного образования детей – это обучающиеся детских объединений, их родители и педагоги.

Цель программы

Цель психолого-педагогического сопровождения:

- сохранение психологического здоровья всех участников учебно-воспитательного процесса;

- создание социально-психологической ситуации для самораскрытия и самореализации личности в условиях дополнительного образования;

- формирование культуры психологической жизни человека.

 Основной функцией психологической службы учреждения дополнительного образования детей является содействие в создании ситуации, обеспечивающей позитивное развитие личности всех участников учебно-воспитательного процесса. Исходя из этого, были определены основные задачи программы психологического сопровождения воспитанников, их родителей и педагогов:

- развитие способности к взаимопониманию;

- развитие навыков конструктивного общения;

- формирование чувства ответственности и самостоятельности;

 - стимулирование познавательной активности;

- тренировка навыков само регуляции, в том числе развитие стрессоустойчивости;

- формирование чувства уверенности в себе;

- формирование системы представлений и знаний о себе и своих возможностях.

На всех этапах организации психолого-педагогического сопровождения образовательной деятельности ребенка важно учитывать специфику возраста обучающихся.

Задачи психолого-педагогического сопровождения на разных возрастных этапах:

- 5-7 лет - дошкольный возраст - выявление и развитие способностей, выявление склонностей ребенка, определение уровня адаптации детей к учреждению дополнительного образования;

- 7-11 лет - младший школьный возраст - выявление и развитие интересов и потребностей детей, развитие мотивации к образовательной деятельности в образовательном объединении ДО, развитие самостоятельности и самоорганизации, формирование навыков рефлексии собственной деятельности, развитие творческих способностей;

- 12-16 лет - подростковый период - поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития, определение стратегии и направления образовательной деятельности, социализация, формирование субъектной позиции участника образовательного процесса, потребности в самообразовании, формирование навыков перспективного целеполагания, развитие универсальных учебных навыков;

- 17-18 лет - ранняя юность - помощь в профессиональном самоопределении, поддержка в решении экзистенциальных проблем (самопознание, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности), формирование навыков самостоятельной образовательной деятельности, развитие способности к целеполаганию и рефлексии собственной деятельности, развитие социальной компетентности.

Механизм реализации

Деятельность Центра в рамках психолого-педагогического сопровождения организуется по следующим направлениям:

- психологическое консультирование и просвещение;

- психопрофилактика;

- психологическая диагностика;

- коррекционная работа.

В течение учебного года в учреждении психологическое сопровождение участников учебно-воспитательного процесса осуществляется через следующие виды деятельности:

- работа с педагогами дополнительного образования;

-  работа с обучающимися;

- работа с родителями.

Условия реализации

Целью работы с педагогами дополнительного образования является повышение их психологической компетентности по вопросам, связанным с обучением и развитием обучающихся. Консультирование педагогов, родителей организуется по запросу или результатам различных видов работы психолога с детьми: диагностики или коррекционной работы. Консультирование носит преимущественно разовый характер, содержательно связано с ситуациями, вызывающими у педагога профессиональные и (у родителя) личностные затруднения.

В течение учебного года педагогом- психологом посещаются занятия педагогов Центра с целью оказания методической помощи по психологическим основам построения занятия.

Этапы реализации

Гармоническое развитие личности обучающегося складывается из согласованного функционирования трёх основных сфер: интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой. В работе учитывается влияние каждой из них на процесс обучения ребёнка в объединении, поэтому коррекционная работа включает индивидуальные и групповые формы и проводится по трём направлениям:

- диагностическое;

- коррекционное;

- профилактическое.

Диагностическое направление – это диагностика интеллектуальной сферы, личностных особенностей, отношений со сверстниками, педагогами, родителями. Коррекционное направление включает работу по развитию навыков общения, коррекции эмоциональных состояний и нежелательного поведения. Ведется активная работа с детьми, требующими особого педагогического внимания по созданию социально-психологических условий для оказания им помощи преодоления проблем в психологическом развитии, обучении и поведении. Профилактическая деятельность осуществляется в целях предупреждения возникновения трудных ситуаций, жизненных проблем, определения ближайших перспектив разрешения проблем.

Для этого проводится изучение личности ребенка через:

- медицинскую диагностику;

- социальную диагностику;

- изучение проблем, связанных с развитием личности, самоопределением детей и подростков, профилактикой правонарушений;

- психолого-педагогическую диагностику.

 Рассмотрим основные формы психологического сопровождения образовательного процесса обучающихся.

Рис. 1. Основные формы психологического сопровождения образовательного процесса

Формы психологического сопровождения образовательного процесса остаются традиционными для психолога образовательного учреждения и включают:

- профилактику – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;

- диагностику: индивидуальная и групповая (скрининг) - выявление наиболее важных особенностей деятельности, поведения и психического состояния обучающихся, влияющих на процесс обучения. Составление индивидуального образовательного маршрута - комплексная работа специалистов образовательного учреждения и родителей по составлению прогноза развития ребенка с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, а также организация условий для реализации индивидуального маршрута развития;

- консультирование (индивидуальное и групповое) - оказание помощи и создание условий для развития личности, способности выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучатся новому поведению;

- развивающую работу (индивидуальная и групповая) - формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении;

- коррекционную работу (индивидуальная и групповая) - организацию работы, прежде всего, с учащимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики;

- просвещение и образование (психологическое) детей и взрослых - формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта;

 - экспертизу (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательного учреждения).

Планируемые результаты

В условиях дополнительного образования основной целью программы является сохранение психологического здоровья детей. Психологическое сопровождение позволяет создать условия для реализации творческого потенциала и способностей обучающихся, самореализации и самосовершенствования педагогов, саморазвития и личностного роста родителей.

Работа с родителями обучающихся направлена на повышение их психологической компетентности в сфере детско-родительских отношений и решения проблем и задач развития их детей, на создание ситуации сотрудничества и формирование установки ответственности родителей за воспитание и развитие ребёнка. В течение года пополняется методический материал «Психология для родителей» через выпуск бюллетеней, где можно познакомиться с материалом по возрождению семьи как основы духовного и физического развития нации, как быть хорошими родителями, изучить методы быстрого снятия сильного эмоционального и физического напряжения.

Выявление и поддержка одаренных детей является важной целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в системе дополнительного образования детей.

 В сопровождении одаренных детей решаются следующие задачи:

- диагностика способностей и склонностей, обучающихся;

- формирование адекватной самооценки;

- охрана и укрепление физического и психологического здоровья;

- предупреждение изоляции одаренных детей в группе сверстников.

Таким образом, используя все эти методы и формы работы, психолог совместно со всеми участниками образовательно-воспитательного процесса оказывает содействие психологическому и личностному развитию обучающихся.

Система оценивания планируемых результатов

 Существующая система сопровождения позволяет вести мониторинг личностных особенностей, обучающихся по трем направлениям:

- уровень воспитанности;

- уровень умственного развития;

- изучение психосоциальных областей личности.

Для того чтобы образовательно-воспитательный процесс был эффективным, каждый педагог должен обладать информацией об индивидуальных особенностях и способностях обучающихся. В психосоциальной области выделены параметры личностного развития и межличностных отношений:

- мотивационная сфера;

- тип характера, личностная и ситуативная тревожность;

- развитие Я- концепции (самооценка, уровень притязаний);

- межличностные отношения.

Методами оценки эффективности сопровождения являются:

- анкетирование воспитанников, педагогов и родителей;

- индивидуальные и групповые консультации;

- наблюдение (за проведением конкретных занятий, интересом их участников к содержанию, динамикой в отношениях и др.).

Психологическое сопровождение обучающихся

Программа психологического сопровождения обучающихся строится на основе специфики работы учреждения дополнительного образования и ставит своей целью личностное развитие ребенка, укрепление его здоровья, адаптацию к жизни в обществе, формирование общей культуры, профессиональное самоопределение, организацию содержательного досуга. В зависимости от ситуации развития группы, межличностных отношений в творческом объединении психологическое сопровождение предстает в различных формах психологических развивающих занятий, игр, бесед, тренингов, направленных как на взаимодействие детей друг с другом, так и на активную плодотворную работу с педагогами и родителями.

Методическое обеспечение: Программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся, их родителей и педагогов предполагает следующие формы организации встреч:

 - беседа;

- круглый стол;

- социально-психологический тренинг;

 - интерактивная игра;

- лекция.

 Приемы, используемые в программе сопровождения:

- поисково-мыслительная деятельность;

- диагностическая деятельность;

- тренинговые упражнения;

 - аутотренинг;

- релаксация;

- рефлексия.

Методы, используемые в реализации:

- наблюдение;

- опрос;

- метод обратной связи.

Значение психологического сопровождения

Программа психологического сопровождения обучающихся и взрослых позволяет формировать позитивные взаимоотношения между обучающимися, их родителями и педагогами, позволяет повысить уровень психологических знаний родителей и педагогов об основах воспитания, обучения и развития ребенка.

3. ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ ПСИХОЛОГА НА 2023/2024 УЧЕБНЫЙ ГОД

Направление

Сроки исполнения

Ответственные

I. Психолого-педагогическая диагностика

1.

Анкетирование родителей

Составление социального паспорта семьи

Сентябрь

ПДО

Личностные качества детей, склонности, одаренность, особенности эмоциональной сферы

Сентябрь

Психолог

Удовлетворенность родителей предоставляемыми образовательными услугами

Декабрь

Психолог

Зам. директора по УВР

Диагностика психологической готовности детей к обучению в школе

Апрель –май

Психолог

Удовлетворенность родителей предоставляемыми образовательными услугами

Май

Психолог

Зам. директора по УВР

Анкетирование, тестирование, диагностика детей

2.

Собеседование, тестирование

Сентябрь

Психолог

Наблюдение за детьми в период адаптации

Сентябрь-октябрь

Психолог

Удовлетворенность образовательным процессом (отношение к деятельности детского объединения, педагогам)

Декабрь

Психолог

Зам. директора по УВР

Методики для исследования уровня познавательной активности одаренных обучающихся.

Апрель

Психолог

Удовлетворенность образовательным процессом (отношение к деятельности детского объединения, педагогам)

Май

Психолог

II. Организационно-педагогическая деятельность

Родительские собрания, встречи

1.

Круглый стол «В семье первоклассника»

Декабрь

Администрация учреждения

Психолог

ПДО ШРР «Здоровячок»

2.

Индивидуальное консультирование родителей

В течение года

Психолог

ПДО

Онлайн-беседа «Безопасность детей на дороге»

1 раз в квартал

ПДО

3

Оформление тематических сообщений на стендах «Советы психолога» для обучающихся, «Психологическая консультация» для родителей.

В течение года

Психолог

4

Родительское собрание «Психологическая готовность детей к школе» (по результатам диагностики)

Март- апрель

Психолог

Мероприятия с родителями и детьми

Семейная гостиная «Дружат взрослые и дети»

Февраль

Психолог

ПДО

Консультирование

1

Консультирование по интересующим вопросам.

В течение года

Психолог

2

Оформление тематических сообщений на стендах «Советы психолога» для обучающихся, «Психологическая консультация» для родителей.

В течение года

Психолог

3

Оформление документации, планирование и анализ деятельности, участие в МО психологов, повышение квалификации

В течение года

Психолог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа психолого- педагогического сопровождения деятельности обучающихся в 5-6 классах.

Конкурсный материал. Я работала над  реализацией этой программы с гимназичским психологом. Надо было помочь детям легко перейти из начальной школы в среднюю....

Программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей «Выявление и развитие у обучающихся начальной школы способностей к познавательной и творческой деятельности»

Программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей«Выявление и развитие у обучающихся начальной школы способностей к познавательной и творческой деятельности»...

Программа психолого – педагогического и социального сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

В программе психолого – педагогическое и социальное сопровождение, определяется как целостная системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и...

Программа психолого-педагогическое сопровождение обучающихся имеющих трудности в обучении

Программапсихолого-педагогическое сопровождение обучающихся имеющих  трудности в обучении...

Рабочая программа "Психолого-педагогическое сопровождение периода адаптации обучающихся 10-х классов"

Проблема адаптации учеников актуальна на всех этапах обучения. Школьная адаптация представляет собой процесс формирования механизма приспособления ребенка к требованиям и условиям обучения. Большую по...

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения профориентации обучающихся 8-11 классов «Мой профессиональный выбор»

Осознанный выбор профессии подростком является следствием решения возрастных задач и преодоления перечисленных трудностей. Формирование внутренней готовности подростка к осознанному и самостоятельному...