Трехмерная Система подготовки спортсменов самбистов
методическая разработка

Минниахметова Екатерина Геннадьевна

описание блоковой композиции планирования тренировочного процесса подготовки к главным стартам по самбо

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistema_podgotovki.doc104 КБ

Предварительный просмотр:

        

        

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

 по теме: «Трехмерная система подготовки борцов»

Тренер-преподаватель по борьбе самбо

Минниахметова Екатерина Геннадьевна

2023 г.

       Целью моей работы является развития творческих способностей, положительной динамики роста физической подготовленности и спортивного мастерства через занятия борьбой самбо.

       Работа направлена на обучение учащихся борьбе самбо. В ходе реализации учебно-тренировочного процесса я ставил перед собой следующие задачи:

Воспитательные

- формировать стойкий интерес к самбо;

- воспитывать личностные качества, такие, как терпение, целеустремлённость в достижении желаемого результата.

Обучающие

- дать всем учащимся первоначальную подготовку и определить способности к занятиям самбо;

- изучать технику и тактику самбо;

- приобретать навыки и умение в самбо;

- приобретать знания о гигиене и здоровье человека.

Развивающие

- развивать оперативную память и мышление;

- развивать физические качества учащихся;

- развивать творческие способности ребенка.

Социальные

- ориентировать учащихся на владение профессиями, связанными с ФКиС, армией, правоохранительными органами, ГО;

- осуществлять связь с родителями учащихся и администрацией.

       В своей работе я опираюсь на следующие принципы:

- принцип единства обучения, развития и воспитания;

- принцип личностного подхода в обучении и воспитании и опоры на возрастные на возрастные и индивидуальные особенности воспитанников;

- принцип систематичности и последовательности в подаче материала;

- принцип движения от простого к сложному, от медленного к быстрому;

- принцип наглядности, наблюдения, показа;

- принцип доступности и посильности.

     В силу разных физических особенностей и мотиваций учащихся, работа предусматривает разные методы обучения:

- наглядный метод (показ, демонстрация);

- словесный метод (объяснение, беседа, инструктирование, корректирование);

- практический метод;

- метод вовлечения воспитанников в процесс спортивной деятельности.

Трехмерная система тренировки: основывается на упорядочении учебного материала, его систематизации в рамках специализированных форм урочных занятий. Это главные аспекты деятельности юных борцов: учебный (овладение технико-тактической школой борьбы); тренировочный (функциональная подготовка и технико-тактическое совершенствование); соревновательный (система соревновательной подготовки в условиях тренировки)

Эти признаки легли в основу специализации учебной, тренировочной и соревновательной форм урочных занятий, являющихся структурными компонентами трехмерной системы тренировки.

Главный и направляющий ориентир учебной формы занятий - модель совершенствующегося борца, тренировочной формы - модель тренирующегося борца, соревновательной - модель соревнующегося борца.

Таблица 1.

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ФОРМ ЗАНЯТИЙ В ТРЁХМЕРНОЙ СИСТЕМЕ ТРЕНИРОВКИ ЮНЫХ БОРЦОВ

Форма

занятий

Модель

спортсме-

на

Направ-

ленность

психолого-

педагоги-

ческого

воздейст-

вия

Методы

Соревно-

вательная

установка

Характер

регуляции

поведением

и

действиями

Уровень

нагрузки

Учебная

Трениро-

вочная      

Соревнова-

Тельная

совершен-

ствующе-

гося

тренирую-

щегося

соревную-

щегося

на овладе-

ние

техникой

на ведение

борьбы

на победу

частные задания,

равномер-

ный, пов-

торный,

игровой,

положи-

тельная

оценка

полные и

ответст-

венные

задания;

переменный,

интерваль-

ный,

круговая

тренировка,

критическая

оценка

моделирова-

ние сорев-

нований;

интеграль-

ная

педагогичес-

кая оценка

для себя, с

удовольст-

вием

для тренера

всё для победы

эмоцио-

нальный

волевой

боевой

средний, с

поддержи-

вающим

эффектом,

или малый

с восстанав-

ливающим

эффектом

высокий с

оптимальным

тренирующим

эффектом

Высокий, с

большим

тренирующим

эффектом

Учебные занятия:

В них акцентируется внимание на создание у занимающихся положительного эмоционального фона за счёт широкого применения игрового метода и педагогических приёмов занимательности. Тренироваться с интересом, желанием, удовольствием - вот что характерно для модели совершенствующегося спортсмена. В такой обстановке создаются благоприятные условия для оптимального использования средств обучения техническим действиям, тактическим схемам, формирования скоростно-силовых качеств, гибкости, координационных способностей.

Содержание занятий имеет несколько вариантов:

- овладение техническими действиями и тактическими приёмами (здесь преобладают средства борьбы);

- сочетание средств борьбы и ОФП;

- прогулки по лесу в сочетании с играми на местности (реабилитационные занятия).

В учебном занятии используются такие методы, как метод частных заданий (юных борцов не информируют о полном объёме тренировочных заданий). Это освобождает их от анализа предстоящих действий.

С помощью равномерного, повторного, игрового методов могут решаться все задачи, предусмотренные для учебной модели тренировки.

Метод положительной оценки характерен тем, что при проведении итогов занятия выявляются положительные качества занимающихся, хорошее настроение и эмоциональный подъём после тренировки.

Тренировочные занятия:

Они решают задачи функциональной адаптации и технико-тактического совершенствования юных борцов в жестких условиях тренировочной схватки и ответственных заданий тренера. Такое занятие требует значительных волевых усилий и характеризуется большой физической нагрузкой.  У юных спортсменов формируется соревновательная установка на ведение борьбы («Для тренера»).

Тренировочные занятия имеют несколько вариантов:

- тренировочная схватка и тренировка в различных заданных условиях противоборства;

- специальная подготовка юных борцов;

- сочетание тренировочных схваток, различных заданных условий технико-тактического совершенствования и средств С.Ф.П. юных борцов.

В условиях тренировочного занятия используются такие методы:

- метод полных и ответственных заданий, противоположный методу частных заданий, применяемому в учебном занятии;

- переменный, интервальный методы, круговая тренировка, способствуют успешному воспитанию волевых качеств, специальной выносливости, совершенствованию технико-тактических действий в заданных режимах борьбы;

- метод критической оценки;

- методы оценки технико-тактической и физической подготовленности, применяемые для подведения итогов тренировки за определенный период в виде контрольных испытаний.

Применяемая в условиях тренировочной формы занятий методика имеет основное направление на расширение потенциальных возможностей юных борцов, повышение их тренированности.

Соревновательные занятия:

Модель соревнующегося борца, определяющая основную направленность этой формы занятий, предусматривает оптимальное приближение поведения юных борцов в соревновательной схватке в условиях тренировки к поведению в естественной обстановке соревнований. Важно здесь понять значимость поединка в системе занятий и ответственность юного борца за результат. Это способствует развитию способностей побеждать с оптимальным использованием психоэнергетических затрат, эффективному формированию соревновательной установки на победу, накоплению соревновательного опыта.

Соревновательная форма занятий-тренировка, моделирующая условия соревнований. Такое занятие сопряжено с высокими психофизическими нагрузками и требует проявления больших волевых усилий. Эта соревновательная установка получила название «Всё для победы».

В соревновательных занятиях наиболее эффективны такие методы:

- соревновательный метод, основа которого- моделирование соревновательной обстановки;

- метод интегральной педагогической оценки (использование научно обоснованных критериев оценки подготовленности юных борцов в их соревновательной деятельности). Интегральная педагогическая оценка обеспечивает хорошую организацию системы соревновательной подготовки юных борцов в целом.

Подготовка юных спортсменов в соревновательных занятиях направлена на развитие у них способностей оптимально реализовать свои возможности в борцовских поединках.

Трехмерная система тренировки призвана значительно повысить эффективность основного звена урочного занятия за счет улучшения взаимодействия всех компонентов, составляющих его структуру.

Придание урочным занятиям чётко выраженной специализированной направленности, способствует формированию у юных борцов сложных дифференцированных отношений, адекватных обстановке занятий.

Трехмерная система тренировки может быть использована как основа при построении учебно-тренировочного процесса юных борцов в рамках малых, средних и больших циклов.

 

Маятниковый план централизованной подготовки.

Маятниковый план централизованной подготовки является теоретической основой нетрадиционного планирования. Продолжительность этапа подготовки зависит от числа основных и регулировочных микроциклов. Чтобы получить эффект «раскачки маятника», чередующихся пар должно быть не менее трёх, но и не более пяти-шести.

Таблица 2.

Основные характеристики маятниковых

(основных и регулировочных) микроциклов.

Критерии

 Регулировочные микроциклы

Основные микроциклы

Продолжительность микроциклов.

Цель тренировки.

Задачи тренировки.

Средства тренировки.

Методы тренировки.

Динамика величины и специализированности нагрузок.

Формы организации занятий.

Режим дня.

Режим питания.

Тип и цвет одежды спортсменов

Равна минимальному количеству дней, необходимых для восстановления специальной работоспособности и сохранения ощущений (тактильного, мышечного, чувства времени, дистанции и т.п.).

Восстановление специальной и повышение общей работоспособности при гибком регулировании с учетом индивидуальных особенностей борцов.

Восстановление уровня специальной и повышение уровня общей физической, технико-тактической, теоретической, моральной и волевой подготовленности.

Общеподготовительные и специально-подготовительные

упражнения.

Общеподготовительные.

Величина понижается от первого до последнего дня внутри микроцикла, понижается от первого до последнего микроцикла.

Урочные: учебные, учебно-тренировочные, тренировочные, групповые.

Свободный, без общего подъёма, отбоя и т. д.

Редкий, объёмный и трудноусваиваемый

Один комплект тренировочного костюма (желательно светлого тона) для общей подготовки и элегантный костюм

На один день более, чем продолжительность предстоящих соревнований.

Повышение уровня специальной работоспособности(достижений) в рамках группового плана тренировки.

Повышение уровня специальной и технико-тактической, физической, моральной и волевой подготовленности.

Основные, соревновательные и специально-подготовительные упражнения, средства восстановления.

Соревновательные и специально подготовительные.

Величина повышается от первого до последнего дня внутри микроцикла, специализированность повышается от первого до последнего микроцикла.

Неурочные и урочные: учебно-тренировочные, контрольные и индивидуальные.

Наистрожайший: общий подъём, отбой и т.д.

Частое, малообъёмное, высококалорийное и легкоусваиваемое.

Два-три комплекта спортивной специальной одежды (предпочтительно ярких тонов)

Чередование основных и регулировочных микроциклов обеспечивает реализацию принципа «маятника» (Д. А. Аросьев 1969), в основе которого лежат два теоретических положения:

- реализация феномена активного отдыха;

- ритмизация общей и специальной работоспособности борцов.

Восстановление работоспособности происходит эффективнее не при пассивном отдыхе, а при активной контрастной деятельности.

Эффект ритмизации работоспособности связан со строгим чередованием различных ритмов. Чередование основных и регулировочных микроциклов приводит к маятникообразной раскачке организма, обеспечивая, с одной стороны более эффективное восстановление борцов, а с другой - создавая ритмичное повышение и снижение их общей и специальной работоспособности.

Технология составления «маятникового» плана осуществляется по схеме «от конца к началу». Прежде всего, обозначаются дни турнира, далее планируются чередующиеся основные и регулировочные микроциклы. Дни отдыха отводятся через 7 и 6 дней, с тем, чтобы снять накопившееся утомление.

Во всех регулировочных микроциклах проводится монотонный бег при частоте пульса, обеспечивающей аэробное энергообеспечение 165_+ 10 уд./ мин. Такая  нагрузка для борцов совершенно не типична. Именно это обстоятельство обеспечивает реализацию феномена активного отдыха. Продолжительность бега от первого к последнему регулировочному микроциклу неуклонно снижается, тогда, как ЧСС остается неизменной.

В основных микроциклах проводятся тренировки на ковре, при чём специализированность и нагрузочность второго тренировочного дня в каждом основном микроцикле всегда должна быть большой, чем в первом тренировочном дне.

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Дни сбора

Рис. 1. Графический маятниковый план предсоревновательного 19-дневного учебно-тренировочногосбора для борцов старших разрядов

Сокращения: ОМц и РМц- соответственно основные и регулировочные микроциклы

Я сделал «Маятниковый» план составной частью блоковой композиции в подготовке спортсменов к главным соревнованиям года.

Блоковая композиция,

как концепция современного планирования.

Уже в начале 80-х некоторые положения классической теории периодизации спортивной подготовки стали подвергаться критике и пересмотру.

Развитие современного спорта обострила целый ряд ранее малозаметных противоречий, а именно:

- количество и уровень соревнований, теперь их стало значительно больше, традиционная схема не стала удовлетворять новым требованиям полисоревновательной подготовке;

- ограниченность комплексного развития многих качеств, традиционная схема предусматривала разумную смену объектов воздействия, однако всё равно на каждом этапе их оставалось слишком много, чтобы организм смог переварить этот плохо усвояемый продукт в подготовительном периоде, например, надо было развить аэробные базовые способности, максимальную мышечную силу, силовую выносливость в аэробной и анаэробной зонах, повысить базовые скоростно-силовые способности, увеличить запас базовых координационных элементов, исправить технические дефекты, пополнить тактический арсенал и вылечить застарелые болезни; большинство этих задач надо было решать параллельно, сталкивая малосовместимые (или вовсе несовместимые) физиологические процессы адаптации;

- несогласованность тренировочных эффектов в развитии разных качеств с позиции достижения оптимальной соревновательной готовности, например, в подготовительном периоде надо выполнить большой объём аэробной и силовой работы, а уровень аэробной выносливости и максимальной силы всё равно снизится за время соревновательного периода, когда эти качества не будут получать достаточного подкрепления.

Последнее положение требует введение в обиход малопопулярного  понятия «остаточный тренировочный эффект». Сущность явления состоит в том, что при прекращении концентрированного тренировочного воздействия его эффект сохраняется некоторое время, а потом снижается, и уровень развиваемого качества постепенно возвращается к прежнему. Этот «хвост» повышенной работоспособности различен для разных качеств, что отражает специфику их природы (рис. 2).

Аэробная выносливость

Максимальная сила

Анаэробная выносливость

Силовая выносливость

Алактатная способность

                                        0               10                 20               30                 40

кол. дней

Рис. 2. остаточные тренировочные эффекты различных качеств специализированного концентрированного воздействия

В свете вышеизложенного не трудно сформулировать основные положения альтернативной концепции построения тренировки, позволяющей преодолеть или устранить противоречия классической модели. Эта нетрадиционная модель получила название блочного построения, или блоковая композиция тренировки. Нетрадиционная модель, как и всякое относительно новое явление, понимается и трактуется по-разному и в сущности в литературе описано крайне мало. Настоящим предлагается следующее её толкование:

1) важнейшим смысловым компонентом концепции является тренировочный блок-мезоцикл концентрированного тренировочного воздействия, в котором количество качеств-мишеней сведено к минимуму, для удобства планирования и анализа предлагается различать 3 типа блоков-мезоциклов:

- накопительный- предназначается для развития базовых качеств (чаще всего-аэробная выносливость и максимальная мышечная сила) и базовых технических компонентов;

- трансформирующий- предназначен для развития более специфических качеств и преобразования накопленного потенциала в специфическую для данного вида спорта подготовленность; основные мишени тренировочного воздействия: специальная (аэробно-анаэробная или анаэробная) выносливость, силовая выносливость, технико-тактическая подготовленность;

- реализационный - предназначен для непосредственной подготовки к предстоящим соревнованиям; включает относительно высокий объём скоростных упражнений (алактатных и скоростно-силовых), а также упражнения, моделирующие соревновательную деятельность;

2) в отличие от классической модели, предусматривающей комплексное параллельное развитие многих качеств, альтернативная концепция предлагает последовательное концентрированное воздействие на малое количество качеств-мишеней (обычно не более двух), именно эта высокая концентрация тренировочного воздействия составляет сущность блоковой схемы: ведь спортсмены уже адаптированы к разного рода умеренным и даже значительным раздражителям;

3) три различных мезоцикла образуют этап подготовки, который как бы, в миниатюре воспроизводит сменность тренировочных воздействий в годовом цикле: базовая подготовка - специализированная подготовка - реализация и участие в соревнованиях; порядок следования блоков-мезоциклов определяется особенностями и длительностью остаточного тренировочного эффекта при развитии различных качеств; в идеале схема этапа должна обеспечить выход к соревнованиям на фоне наилучшей комбинации отставленных эффектов ведущих двигательных качеств( рис.3) в  действительности, отставленные эффекты можно продлить, используя поддерживающие целенаправленные занятия и упражнения;

                                                                                                         реализици-

       накопительный                  трансформирующий       онный

отставленные эффекты        

Рис. 3. Формирование этапа подготовки из трёх блоков-мезоциков с учётом возможного совпадения различных по длительности отставленных эффектов

4) годовой тренировочный цикл образуется определённым числом этапов, которые подобно классической схеме уместно группировать в периоды, хотя в этом случае их содержание видоизменяется (в подготовительном периоде планируется участие в соревнованиях, соревновательный период включает блоки базовой подготовки); принципиальные особенности представлены в таблице 3;

 Таблица 3.

Принципиальные отличия построения подготовки по традиционной модели периодизации и при блоковой композиции тренировки

Характеристики построения подготовки

Традиционная модель

Блоковая композиция

Доминирующий принцип комплектования нагрузок

Комплексное применение различных по своему воздействию нагрузок

Концентрация специализированного воздействия на минимум «качеств-мишеней»

Временное согласование акцентов развития «качеств мишеней»

Преимущественно параллельное

Преимущественно последовательное

Ведущий смысловой компонент планирования

Период подготовки: подготовительный, соревновательный, переходный

Этап подготовки- комбинация трёх типов блоков-мезоциклов

Участие в соревнованиях

Преимущественно в соревновательном периоде

Преимущественно в конце каждого этапа подготовки

 5) практическая реализация идей блокового планирования тренировки позволяет существенно сократить суммарные годовые объёмы тренировочной работы, поскольку, её построение оказывается более целенаправленным и сбалансированным;

6) блоковое построение подготовки позволяет упорядочить и облегчить текущий и этапный контроль; при текущем контроле в первую очередь отслеживаются показатели, характеризующие реакцию на доминирующий тип нагрузки; тесты этапного контроля органично вписываются в заключительную фазу этапа: аналогичным образом модифицируется питание и использование эрогенных пищевых добавок.

Подведение к главным соревнованиям.

Блоковая схема построения подготовки существенно облегчает процесс подведения к главным соревнованиям, а именно:

- по завершении рационально спланированного этапа удаётся достичь совпадения пиков всех ведущих двигательных качеств; исходя из длительности отставленных эффектов оптимальная продолжительность этапа составляет 7-8 недель, что полностью соответствует опыту сборных команд, этапы подготовительного периода, как правило, бывают длиннее, а этапы соревновательного периода могут быть короче, однако этап, подводящий к главным соревнованиям сезона, рационально планировать в оптимальные сроки;

- в идеале каждый этап должен завершаться какими-нибудь соревнованиями; разумеется, их уровень в начале и конце сезона резко отличается; тем не менее, очевидна возможность достижения нескольких пиков: следовательно, технология подведения к соревнованиям может на протяжении одного сезона многократно проверятся и оттачиваться;

- при построении этапа подведения к главным соревнованиям, сталкиваются две тенденции: сохранение, воспроизведение и оттачивание принципиальной схемы планирования и обновления содержания тренировки с целью предотвращения чрезмерного привыкания и стабилизации ответных реакций; отчасти, это обновление происходит естественным путём (меняются сроки и место проведения тренировки, партнёры, условия и т. д.), однако этого, как правило, оказывается не достаточно и содержание развивающих упражнений тоже надо периодически обновлять.

Предоставленные положения относятся в первую очередь к подготовке в индивидуальных видах спорта, что, разумеется, не исключает их критической адаптации для спортивных игр. Сама концепция блокового построения используется в спорте высших достижений достаточно давно. Опыт её реализации в видах спорта на выносливость показывает возможность существенно сократить избыточные объёмы суммарной тренировочной работы, что соответствует общей тенденции последних лет. Понятие «блоки», применяемое к построению нагрузок, используется многими учёными, тренерами и спортсменами, которые зачастую вкладывают в них разное содержание. В данном случае речь не идёт о том, чтобы найти в этих явлениях новые тенденции, а осмыслить их и употребить для пользы дела.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика интенсивной силовой подготовки спортсменов

Методика интенсивной силовой подготовки спортсменов помогает избежать «зацикливания» на достигнутых результатах, позволяет оценить прогресс в развитии в  наглядной форме, кроме того, вносит ...

Технология планирования системы подготовки спортсменов в тхэквондо (ВТФ)

В статье кратко рассмотрены условия и особенности технологии планирования системы подготовки спортсменов в тхэквондо....

Система подготовки спортсменов

Спорт в настоящее время представляет собой сложное многофункциональное и многообразное явление социальной жизни общества, занимающее важное место в его физической и духовной культуре. Успех многолетне...

План подготовки к главным стартам самбистов с применением трехмерной системы подготовки

План подготовки к главным стартам самбистов с применением трехмерной системы подготовки...

Рабочая программа по самообразованию по теме: «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНОВ. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СРЕДСТВ И МЕТОДОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЭТАПОВ И ПЕРИОДОВ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА»

Актуальность:Достижения высокого уровня спортивного мастерства и успех выступления в соревнованиях зависит от рационального построения всех взаимосвязанных сторон подготовки спортсменов: технической, ...

Методическая работа «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНОВ. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СРЕДСТВ И МЕТОДОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЭТАПОВ И ПЕРИОДОВ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА.»

Содержание  I. Пояснительная записка II. Общая психологическая подготовка спортсменов III. Психологическая подготовка спортсменов к соревнованиям IV. Управление нервно-психиче...