Программа «Марбарики» «Формирование познавательной деятельности с помощью камушек Марблс»
рабочая программа
Актуальность программы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики рук с помощью камешков. Марблс стимулируют развитие познавательных способностей, но и являются средством повышения работоспособности головного мозга.Уникальность и новизна программы «Марбарики» «Формирование познавательной деятельности с помощью камушек Марблс» определяется тем, что, дети знакомятся с чудесным миром камней. Дошколята постигают азы игры, при этом понимаются, как четко структурированная система постепенно усложняющихся дидактических игр и заданий, направленных на развитие интеллектуальных способностей детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
marbls_programma.docx | 46.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование
Ханты – Мансийского автономного округа – Югры
городской округ город Ханты – Мансийск
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 22 «Планета детва»
(МАДОУ «Детский сад № 22 «Планета детства»)
Программа
«Марбарики»
«Формирование познавательной деятельности с помощью камушек Марблс»
Срок реализации: 1 год
Возраст детей: 5-6 лет
Учитель-дефектолог
Составитель: Айнутдинова Татьяна Павловна
Ханты- Мансийск
2021г.
Содержание
- Пояснительная записка ……………………………………………………...3
- Актуальность, цель, задачи проекта……………. ………………….……… 4
- Отличительные особенности программы……………………………………5
- Новизна ………………………………………………………………………..5
- Инструменты и материалы, применяемые на занятии с детьми………. …5
- Этапы работы проекта ………………………………………………………. 6
7.Методы и приемы работы с детьми ………………………………………….6
8.Предполагаемый результат обучения ……………………………………... 7
9.Педагогическая диагностика ………………………………………………..8
10.Учебно-тематический план………………………………………………….9
11.Календарно тематическое планирование ………………………………….12
12.Методическая литература …………………………………………………...
Пояснительная записка
Важным условием для начала успешного школьного обучения ребенка является сформированная устная речь, в настоящее время число речевых нарушений растет. Дошкольникам требуется коррекционная помощь. Среди дошкольников с ОВЗ И РАС значительное место занимают дети с общим недоразвитием речи и познавательного интереса. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования указывает на необходимость «Создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и психологическими особенностями». В целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования прописано: «ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности».
«Морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук». Влияние импульсов с мышц руки очень значительно в детском возрасте, пока идет формирование речевой моторной области. Это относится к детям и с нормальным, и с нарушенным развитием. Систематические упражнения для пальцев не только стимулируют познавательное и речевое развитие, но и являются «мощным средством повышения работоспособности головного мозга». Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие ребенка.
Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие ребёнка. Применение камешков «Марблс» - это один из инновационных приёмов обучения, интересный для детей. Игры с камешками «Марблс» воздействуют на рецепторы пальцев. Это включает в себя самомассаж пальцев, пальчиковую гимнастику. Систематическая работа по развитию мелкой моторики с помощью камешков «Марблс» способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности.
Разноцветные камешки успешно применяются для создания сюрпризного момента, эмоционально-положительного настроения, для релаксации.
Работа с камешками предоставляет пространство для творчества и исследования, для снятия усталости, напряжения, разрешения негативных эмоциональных переживаний. Вся жизнь ребенка - игра. И потому процесс обучения ребенка не может проходить без нее. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре.
Актуальность программы заключается в том, что целенаправленная и
систематическая работа по развитию мелкой моторики рук с помощью камешков
Марблс стимулируют развитие познавательных способностей, но и являются средством повышения работоспособности головного мозга.
Цель - Создание условий для личностного и интеллектуального развития детей при помощи развития мелкой моторики рук.
Задачи:
Обучающие задачи
1.Дать детям первичные представления об игре с камушками Марблс.
2. Стимулировать познавательную и речевую активность.
4. Учить детей взаимодействию со схемами в процессе выполнения игровых заданий. 5.Формирование познавательной активности у детей; формирование правильного захвата шарика кистью руки;
Развивающие задачи
1. Способствовать развитию наглядно-образного и наглядно-действенного мышления, памяти, наблюдательности.
2. Развивать сложно координированные движения пальцев и кистей рук.
3. Расширять кругозор ребенка, формировать познавательную активность.
4. Создать обогащенную предметно-пространственную среду, способствующую развитию активности ребенка.
Воспитательные задачи
1.Вызвать у детей интерес к игре с камушками Марблс.
2.Развивать личностные качества детей: настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- формирование познавательной активности у детей;
- формирование правильного захвата шарика кистью руки;
- обогащение словарного запаса с упражнениями в употреблении предлогов, наречий, прилагательных, глаголов;
- развитие коммуникативной функции речи.
Коррекционно-развивающие:
- развитие мелкой моторики пальцев и кистей рук;
- развитие тактильной чувствительности рук;
- развитие ориентировки на плоскости;
- формирование пространственных представлений;
- развитие внимания, памяти, логики, мышления;
Коррекционно-воспитательные:
- воспитание усидчивости, умения доводить начатое дело до конца;
- обучение игре в совместной деятельности, формирование дружеских взаимоотношений;
- воспитание и развитие у ребенка эстетического вкуса и творческого подхода к выполнению заданий и упражнений с камешками Марблс.
Средства реализации программы - это совокупность материальных и идеальных объектов:
- демонстрационные и раздаточные;
- визуальные, аудиовизуальные;
- естественные и искусственные;
- реальные и виртуальные.
Средства, направленные на развитие деятельности детей:
- игровой (игры, игрушки);
- коммуникативной (дидактический материал);
- чтения художественной литературы (книги для чтения, в том числе аудиокниги, иллюстративный материал);
Для реализации проекта необходимо следующее обеспечение: камешки «Марблс» картотека картинок, набор камушков Марблс, карточки с эталонами цвета, карточки с заданиями, презентации и мультфильмы по работе с камешками, световой стол с песком.
Новизна
Уникальность и новизна программы «Марбарики» «Формирование познавательной деятельности с помощью камушек Марблс» определяется тем, что, дети знакомятся с чудесным миром камней. Дошколята постигают азы игры, при этом понимаются, как четко структурированная система постепенно усложняющихся дидактических игр и заданий, направленных на развитие интеллектуальных способностей детей.
Отличительные особенности программы
Отличительной особенностью данного проекта также является интеграция обучения игре с камушками Марблс, с другими направлениями детской деятельности: использование на занятиях познавательного развития: познание, математика, логопедические занятия, занятия с психологом, занятия с дефектологом, игры для самостоятельной деятельности в группе.
Методы и приемы варьируются, но основным остается игра, так как процесс обучения проходит в форме увлекательной игры с использованием художественного слова, мультфильмов, сказок, игровых упражнений и др.
Особенность программы в том, что ребенок впервые знакомится с камушками Марблс. Они знакомятся с историей возникновения игры через сказку, учатся выполнять различные дидактические задания. На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки, презентации, мультфильмы. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они выкладывают камушки по схемам, делают выводы.
План действий по реализации программы
- Этап – проектировочный (сентябрь 2021)
- Анализ мнения родителей по ведению занятий с детьми по работе с камушками Марблс.
- Разработка программы «Формирование познавательной активности с помощью камушков Марблс».
- Этап – практический (сентябрь 2020г. -май 2021г.).
- Реализация программы
- Этап – обобщающий (май 2021)
- Показ методов работы с камушками Марблс на методическом объедение педагогов МАДОУ №22 «Планета детства» «Использование камешков Марблс в образовательной деятельности детского сада»
Методы реализации программы
Методы - упорядоченные способы взаимодействия взрослого и детей, направленные на достижение целей и решение задач проекта.
Для обеспечения эффективного взаимодействия педагога и детей в ходе реализации программы используются следующие методы:
- методы, способствующие осознанию детьми первичных представлений и опыта поведения и деятельности (рассказ взрослого, просмотр презентации, просмотр мультфильма, беседа, чтение художественной литературы, обсуждение, рассматривание и обсуждение, наблюдение и др.);
- информационно-рецептивный метод - предъявление информации, организация действий ребёнка с объектом изучения (распознающее наблюдение, рассматривание картин, просмотр презентаций, рассказы педагога);
- репродуктивный метод - создание условий для воспроизведения представлений и способов деятельности, руководство их выполнением (упражнения на основе образца педагога, беседа, составление рассказов с опорой на предметную или предметно-схематическую модель);
- метод проблемного изложения - постановка проблемы и раскрытие пути её решения.
Объем и срок освоения программы
Проект рассчитан на год обучения, с проведением одного занятия в неделю (не более 30 минут) в первой и во второй половине дня в соответствии циклограммой воспитательно-образовательного процесса ДОУ. Количество занятий на освоение программы воспитанниками: 36 занятий в течение 36 недель учебного года с сентября по май. Закрепление материала производится в режимных моментах, в игровой деятельности, в НОД, в совместной деятельности воспитателя и детей.
Форма обучения – очная.
Степень авторства – модифицированная программа.
Режим занятий
- количество занятий в неделю – 1 (не более 30 минут);
- количество занятий в месяц – 4;
- количество занятий – 36.
Планируемые результаты. По завершению реализации образовательной программы «Формирование познавательной деятельности с помощью камушек Марблс » у воспитанников наблюдается значительное повышение уровня развития речевых способностей;
- расширяется и обогащается словарный запас; развивается мелкая моторика рук.
- Использование метода проектов в коррекционной работе будет способствовать успешному развитию коммуникативных и творческих способностей детей.
- Повышение психолого-педагогической компетенции педагогов и родителей в вопросах развития детей.
- Повышение заинтересованности родителей не только в результатах, но и в самом процессе коррекционно-воспитательной работы.
- Использование камешков «Марблс» в совместной с педагогом и самостоятельной деятельности.
- Создание в группе развивающей среды с использованием камешков
«Марблс»
Нормативно правовая база:
1.Закон Российской Федерации «Об образовании».
2.Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении.
3 Конвенция оправах ребенка.
4.Федеральный государственный стандарт дошкольного образования.
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования
Педагогическая диагностика
Методика обследования уровня развития умений и навыков детей.
Критерии уровней развития детей
Высокий: ребенок имеет представление о «камушках Марблс». Умеет быстро и правильно находить нужные цвета, показывая и называя их вслух. Знает, как работать по схеме. У ребёнка развита познавательная активность, воображение. Обладает навыками счёта предметов. Развито зрительное восприятие, внимание, мелкая моторика рук. Умеет планировать свои действия, обдумывать их, рассуждать, искать правильный ответ. Развита ориентировка на схеме, способность думать, мыслить, анализировать. Хорошо развита мелкая моторика.
Средний: ребенок затрудняется называть цвета, показывать и называть их вслух. Плохо ориентируется в схеме. Не сразу правильно выполняет задание по схеме. Затрудняется в выкладывании логических цепочек. Не достаточно хорошо развита мелкая моторика.
Низкий: ребенок не умеет быстро и правильно находить цвета, показывать и называть их вслух. Не умеет ориентироваться в схеме. Не умеет выкладывать логические цепочки. Плохо развита мелкая моторика. Не умеет самостоятельно находить решение из поставленной задачи. Не умеет думать, мыслить анализировать.
Ф.и. ребёнка | знать | уметь | ||||||
Знает нужные цвета | Знает как работать по схеме. | Ориентировка в схеме | Правильно располагает камушки на схеме | Планирует свои действия, обдумывает их, рассуждает, ищет правильный ответ. | Выкладывает логические цепочки. | Мелкая моторика рук | ||
|
|
|
|
|
|
Учебно-тематический план
Сроки | Неделя | № Занятия | Форма проведение |
Сентябрь | 1 | 1 | Диагностика |
2 | 2 | Знакомство. Осень | |
3 | 3 | Огород «Овощи» | |
4 | 4 | Сад фрукты. | |
Октябрь | 1 | 5 | Деревья |
2 | 6 | Лесные ягоды | |
3 | 7 | Цвета | |
4 | 8 | Грибы | |
Ноябрь | 1 | 9 | Одежда |
2 | 10 | Обувь | |
3 | 11 | Игрушки | |
4 | 12 | Посуда. | |
Декабрь | 1 | 13 | Зима |
2 | 14 | Домашние животные | |
3 | 15 | Дикие животные | |
4 | 16 | Новый год | |
Январь | 1 | 17 | Мебель интерактивная игра |
2 | 18 | Геометрические фигуры | |
3 | 19 | Сказочные герои | |
Февраль | 1 | 20 | Времена года |
2 | 21 | Цифры | |
3 | 22 | Наша армия | |
4 | 23 | Транспорт | |
Март | 1 | 24 | Весна |
2 | 25 | Мамин праздник | |
3 | 26 | Рыбы | |
4 | 27 | Птицы | |
5 | 28 | ПДД | |
Апрель | 1 | 29 | Спорт |
2 | 30 | Погода природные явления | |
3 | 31 | Космос | |
4 | 32 | Насекомые | |
Май | 1 | 33 | Растения (полевые, садовые, лесные, домашние) |
2 | 34 | Лето | |
3 | 35 | Цветы | |
4 | 36 | Диагностика | |
Итого | 36 |
Сроки | № Занятия | неделя | Форма проведение /содержание | Методы и приемы | |
Сентябрь | 1 | 1 | Диагностика
| ||
2 | 2 | Знакомство Осень Цель: Актуализация знаний детей о временах года. развитие мыслитель и речевой деятельности, зрительного внимания, восприятия зрительно моторной координации. Воспитание навыков сотрудничества в учебной деятельности. Развивать мелкую моторику рук. | 1.Сюрпризный момент. 2. Проблемная ситуация 3.Чтение рассказа о камушках Марблс «Знакомство» Просмотр мультфильма об осени. Беседа Дид. Игра «Что спряталось под камушком» Дид. Игра «Помоги мишке разложить камушки с листочками» «Выбери одежду для осенней прогулки». 5.Итог. | ||
3 | 3 | Огород «Овощи» Цель: Расширять представление детей об овощах учить устанавливать разнообразные связи в природе. Активизировать познавательную деятельность через проблемные ситуации. И развивающие игры. Побуждать детей самостоятельно классифицировать предметы по заданному признаку. Развивать мелкую моторику рук. | 1.Проблемнаяя ситуация. Беседа 2 Дид. Игра «Закрой камушками окошки на овощах». 3. Упражнение «Разложи камушки с овощами и фруктами по коробочкам» 4.Итог | ||
4 | 4 | Сад фрукты Цель: Уточнить и закрепить представления о фруктах; формировать обобщающие понятие «фрукты» на основе классификации по месту произрастания; - активизировать в речи название фруктов; Активизировать познавательную деятельность. Развивать мелкую моторику рук. | 1.Проблемная ситуация. Беседа 2. Дид. Игра «Повесь яблочки на деревья(камушки)» 3. Интерактивная игра «Фрукты» 4. Подвижная игра «Фрукты» 5.Итог. | ||
Октябрь | 1 | 5 | Деревья Цель: Уточнить и закрепить представления о деревьях; Активизировать в речи название деревьев; расширять образный словарь детей; формировать представления об осеннем лесе, состояние растений осенью. Учить устанавливать связи между состоянием растения и окружающей среды. Развивать мелкую моторику рук. | 1.Проблемнаяя ситуация. 2.Просмотр презентации о деревьях. Беседа 3.Дид. Игра «Деревья» 4. Дид. Игра «Закрой окошки на деревьях.» 5.подвижная игра «Кому какие листочки» 4.Итог | |
2 | 6 | Лесные ягоды Цель: Уточнение и расширение представлений детей о лесных ягодах, месте их произрастания, отличительных особенностях. Расширение и уточнение словаря по теме. Воспитание навыков сотрудничества в учебной деятельности. Развивать мелкую моторику рук. | 1.Загадка 2.Просмотр презентации о ягодах. Беседа Упражнение с камушками «Положи брусничку на кустик». 4.Подвижная игра « Ягодки» 5.Итог | ||
3 | 7 | Цвета Цель: Уточнение и расширение представлений детей о цветах радуги. Активизировать познавательную деятельность через проблемные ситуации. Побуждать детей самостоятельно классифицировать предметы по заданному признаку. Развивать мелкую моторику рук. | 1.Проблемная ситуация. 2. Просмотр мультфильма о цветах. Беседа 3. «Разложи камушки по стаканчикам» 4.Игра «Радуга» 5.Итог | ||
4 | 8 | Грибы Цель: Активизация и актуализация словаря по теме «Лес осенью. Грибы». Развитие мыслительной и речевой деятельности зрительного восприятия, речевого слуха, пальцевой моторики. Развивать мелкую моторику рук. | 1.Сюрпризный момент 2. Интерактивная игра «Грибы». Беседа. 3. Упражнение «Закрой окошки на грибочке» 4.Дид. Игра «Помоги камушкам найти свой домик» 4.Итог | ||
Ноябрь | 1 | 9 | Одежда Цель: Расширять и активизировать словарь по теме «Одежда.»; - уточнять и закреплять представления детей о назначении одежды, о том, как ее делают; развивать мышление детей, упражнять в классификации видов одежды по сезонам; - развивать зрительное внимание; Развивать мелкую моторику рук. Активизировать познавательную деятельность через проблемные ситуации. | 1.Проблемная ситуация. 2.Просмотр презентации об одежде. Беседа. 3.Упражнение «Поставь заплатки на платье» 4. Игра «Разложи камушки по цвету платья» 5.Динамическая пауза «Платье» 6.Итог. | |
2 | 10 | Обувь Цель: Называть обобщающее слово «Обувь». Уточнить название и назначение обуви. Побуждать детей самостоятельно классифицировать предметы по заданному признаку. Развивать мелкую моторику рук. | 1.Сюрпризный момент. 2. Просмотр карточек Домана с обувью. Беседа. 3.Просмотр презентации об обуви. Беседа. 4. Подвижная игра «Закрой заплатки на ботинках» 5.Итог. | ||
3 | 11 | Игрушки Цель: расширять и активизировать словарь по теме «Игрушки»; развивать слуховое и зрительное внимание; - воспитывать бережное отношение к игрушкам. Воспитание навыков сотрудничества в учебной деятельности. Развивать мелкую моторику рук. | 1.Сюрпризный момент. 2. Просмотр презентации. Беседа. 2.Дид. Игра «Пирамидка» 3.Подвижная игра «Перевези камушки на машинке» 4.Итог | ||
4 | 12 | Посуда Цель: Расширять и уточнять представления о посуде, ее назначении, видах; активизировать лексику по теме «Посуда»; развивать умение объединять предметы по заданному признаку, умение рассуждать и отстаивать свою точку зрения. Развивать мелкую моторику рук. | 1.Загадка 2.Просмотр презентации о посуде. Беседа. 3.Упражнение «Разложи камушки по тарелочкам» 4. Дид. Игра «Посуда» 5. Интерактивная игра «Виды посуды» 6.Итог | ||
Декабрь | 1 | 13 | Зима. Цель: Уточнять и расширять представления детей о зимнем сезоне; -упражнять детей в подборе определений к словам, расширять глагольный словарь. развивать зрительное внимание; Воспитание навыков сотрудничества в учебной деятельности. Развивать мелкую моторику рук. | 1.Загадка 2.Просмотр презентации. Беседа. 3.Упражнение «Помоги сложить снеговика» 4.Интерактивная игра зима. 5.Динамическая пауза «Снежки». 3. 4.Итог | |
2 | 14 | Домашние животные Цель: Систематизировать представление детей о домашних животных, их повадках. развивать умение узнавать и называть домашних животных (корова, лошадь, овца, свинья и др.) развивать умение узнавать и называть домашних животных. Развивать мелкую моторику рук. | 1.Сюрпризный момент. 2. Просмотр карточек Домана домашние животные. Беседа. 3. Дид. Игра «Угадай-ка животное» 4. Просмотр презентации о домашних животных. 5. Интерактивная игра «Кто лишний» 6. Дид. Игра «Домашние животные» 7.Динамическая пауза с камушками «Котята» 8.Итог | ||
3 | 15 | Дикие животные Цель: Активизировать названия диких животных; развивать умение узнавать и называть диких животных. Побуждать детей самостоятельно классифицировать предметы по заданному признаку. Развивать мелкую моторику рук. | 1.Сюрпризный момент. 2. Просмотр карточек Домана дикие животные. Беседа. 3. Просмотр презентации о диких животных 4. Интерактивная игра «Кто лишний» 5. Дид. Игра «Дикие животные» 6.Динамическая пауза с камушками «Зайка» 7.Итог | ||
4 | 16 | Новый год Цель: Способствовать формированию осознанного отношения к празднику Новый год; дать представления об истории возникновения праздника. Развивать мелкую моторику рук. | 1.Загадка. 2.Сюрпризный момент. 3. Просмотр сказки о Новом годе. Беседа. 4.Дид. игра «Новогодние игрушки на елке» 5. Дид. Игра «Елочка» 6.Итог | ||
Январь | 1 | 17 | Мебель Цель: расширять и углублять представления детей о мебели, ее назначении, свойствах; -расширять словарный запас детей, обогащая его названиями деталей мебели; Развивать мелкую моторику рук. Активизировать познавательную деятельность через проблемные ситуации. | 1.Проблемная ситуация. Беседа. 2.Интерактивная игра. «Мебель» 3.Подвижная игра «Найди все камушки на мебели» 2. Дид. Игра «Выложи по образцу» (работа по схеме) (выкладывание камушками стула, стола.) 3.Итог | |
2 | 18 | Геометрические фигуры Цель: Формировать представления о геометрических фигурах. Развивать мелкую моторику рук. Побуждать детей самостоятельно классифицировать предметы по заданному признаку. | 1.Сюрпризный момент в гости пришел треугольник. 2.Дид. игра разложи камешки по геометрическим фигурам, 2.Упражнение «Выложи столько же камешков сколько треугольников». 3.Просмотр карточек Домана с геометрическими фигурами. Беседа. Динамическая пауза «Танцы с треугольником» 4.Итог | ||
3 | 19 | Сказочные герои Цель: Закреплять знания о сказочных героях. Расширять словарный запас детей, развивать внимание. Развивать мелкую моторику рук. Воспитание навыков сотрудничества в учебной деятельности. Активизировать познавательную деятельность через проблемные ситуации. | Должна быть предшествующая работа: чтение сказок. 1.Сюрпризный момент. В гости пришла золушка. 2.Проблемная ситуация. 3.Упражнение «Помоги золушке перебрать зерно». 4.Упражнение «Отгадай из коей сказки герой». 5.Дид. игра «Найди сказочного героя» 6.Итог | ||
4 | 20 | Времена года. Цель: Продолжать формировать временные представления о временах года, правильно называть их последовательность и их основные признаки -Формировать представления о цикличности времен года - Вводить в активную речь название месяцев. Развивать мелкую моторику рук, способствовать речевой активности. | 1.Загадка. 2.Просмотр сказки о временах года (презентация). Беседа. 3. Дид. Игра «Времена года». 4.Динамическая пауза «Времена года» 5.Итог | ||
Февраль | 1 | 21 | Цифры Цель: Повторять количественный и порядковый счет в пределах 10. Закреплять соотнесение цифр 1-10 с количеством и порядком предметов, сравнение групп предметов по количеству. Развивать внимание, мелкую моторику рук. Развивать ориентировку на листе бумаги. | 1.Сюрпризный момент. 2.Просмотр мультфильма о цифрах. Беседа. 3.Интерактивная игра с цифрами. 4.Упражнение «Закрой цифру камешками». 5. «Математический диктант» 6. Итог. | |
2 | 22 | Наша армия Цель: Уточнять и расширять представления детей об Армии, ее назначении, видах войск; развивать зрительное внимание, память, мелкую моторику; познакомить с военной техникой, воспитывать уважительное отношение к Армии. Активизировать познавательную деятельность через проблемные ситуации. | 1. Сюрпризный момент. 2.Проблемная ситуация. 3.Просмотр мультфильма об Армии. Беседа. 4.Упражнение «Закрой дырки на танке». 5.Динамическая пауза с камушками «Солдат». 6. Итог. | ||
3 | 23 | Транспорт Цель: Уточнять и расширять представления детей о транспорте; -развивать мышление детей, упражняя в классификации; -уточнять и углублять представления детей о роли машин в жизни человека; -упражнять в словообразовании развивать внимание, мелкую моторику рук. | 1.Сюрпризный момент. 2.Просмотр презентации о транспорте. Беседа. 3.Упражнение разложи камушки в соответствии с видом техники». 4.Подвижная игра перевези камешки на грузовике. 5.Итог. | ||
4 | 24 | Весна Цель: Расширять и уточнять знания детей о сезонных изменениях в природе; уточнять понятие «ранняя весна»; Воспитание навыков сотрудничества в учебной деятельности. | 1.Загадка 2.Просмотр мультфильма о весне. Беседа. 3.Интерактивная игра «Что бывает весной» 4.Упражнение «Покорми птиц». 5.Итог | ||
Март | 1 | 25 | Мамин праздник Цель: знакомить детей с праздником 8МартаУточнять знания детей о профессии своей мамы; подчеркнуть значимость заботы близких в жизни каждого человека; вызывать желание заботиться о своих близких. Активизировать познавательную деятельность через проблемные ситуации. | 1.Загадка. 2.Проблемная ситуация. 3.Просмотр презентации о празднике. Беседа. 4.Поделка из камешков. 5.Итог | |
2 | 26 | Рыбы Цель: Расширение представлений об аквариумных и пресноводных рыбках, их внешнем виде, образе жизни. Развивать внимание, мелкую моторику рук. | 1.Сюрпризный момент. 2.Просмотр мультфильм о рыбах 3.Упражнение «Выложи чешую у рыбки» 4.Подвижная игра «Пруд» 5.Итог. | ||
3 | 27 | Птицы Цель: расширять и уточнять представления детей о птицах. Расширять знания о жизни птиц, их роли в природе; расширять словарный запас. Воспитание навыков сотрудничества в учебной деятельности. | 1.Загадка. 2. Рассматривание картотек Домана Беседа. 3.Интерактивная игра птицы 4.Дид. Игра «Покорми птичек зернышками». 5.Упражнение «Донеси не урони». 6.Итог | ||
4 | 28 | ПДД Цель: формировать представления детей о правилах дорожного движения и дорожных знаках. Развивать внимание, мелкую моторику рук. Воспитание навыков сотрудничества в учебной деятельности. | 1. Сюрпризный момент приход Незнайки. 2.Просмотр презентации о дорожных знаках. Беседа. 3.Разложи камушки в соответствии со знаками. (разрешающий, запрещающий, предупреждающий). 4.Интерактивна игра «Дорожные знаки». 5.Итог | ||
5 | 29 | Спорт Цель: формировать представления детей о спорте. Расширять словарный запас детей. Активизировать познавательную деятельность. Воспитание навыков сотрудничества в учебной деятельности. | 1.Сюрпризный момент. 2.Просмотр мультфильма о спорте. Беседа. 3.Дид. Игра «Найдём предмет» 4.Подвижная игра «Собери по одному камешку» 5.Итог. | ||
Апрель | 1 | 30 | Погода природные явления Цель: Формировать представления детей о природных явлениях, обогащать словарь детей, развивать мелкую моторику рук, внимание. Воспитание навыков сотрудничества в учебной деятельности. | 1.Загадки. 2.Просмотр мультфильма «Состояние погоды» Беседа. 3. Просмотр карточек Домана, беседа. 4.Упражнение «Выложи дождик». 5.Подвижная игра «Собираем град». 6.Итог. | |
2 | 31 | Космос Цель: расширять представления об окружающем мире, рассказать о Космосе, космонавтах, планетах солнечной системы. Познакомить с первым космонавтом планеты; Развивать мелку моторику рук память, слуховое внимание; развивать познавательный интерес детей. | 1.Загадка 2.Просмотр мультфильма о планетах. Беседа 4.Упражнение «Выложи планеты в солнечной системе.» 5.Динамическая пауза «Космонавт» 6.Итог. | ||
3 | 32 | Насекомые Цель: Формировать представления детей о насекомых. Расширять словарный запас детей. Учить классифицировать и обобщать. Развивать познавательный интерес детей. Развивать мелкую моторику рук. | 1.Сюрпризный момент. 2.Просмотр презентации о насекомых. Беседа. 3.Упражнение «Собери всех насекомых». 4.Дид. Игра «Выложи камушки по цвету насекомого». 5.Динамичсексая пауза «Божья коровка». 6.Итог. | ||
4 | 33 | Растения (полевые, садовые, лесные, домашние) Цель: уточнять представления о растениях, особенностях их произрастания в зависимости от климатических условий на их родине; учить классифицировать и обобщать. Развивать познавательный интерес. | 1.Сюрпризный момент. 2.Просмотр презентации о растениях. Беседа. 3.Дид. Игра «Разложи камушки по цвету карточки и назови что это за растение и где растет?». 4.Подвижная игра. Кто больше соберет. 5.Итог. | ||
Май | 1 | 34 | Лето Цель: Расширять и углублять представление детей о сезонных изменениях в природе; -учить понимать причины взаимозависимости между сезонными явлениями. Расширять словарный запас, развивать мелкую моторику рук. Воспитание навыков сотрудничества в учебной деятельности. | 1.Загадка. 2.Просмотр презентации о лете. Беседа. 3.Дид. Игра «Собери бабочку, цветочек, зайку» 4.Дид. Игра «Радуга-дуга». 5.Подвижная игра «Тропинки к лету». | |
2 | 35 | Цветы Цель: формировать представления детей о полевых и садовых цветах, знакомить с их названиями. Учить классифицировать. Расширять словарный запас детей. Развивать мелкую моторику рук. | 1.Сюрпризный момент 2.Просмотр презентации о цветах. Беседа. 3.Дид. Игра «Положи камушек по цвету цветка» 3.Подвижная игра «Собери цветы». 4.Итог | ||
3 | 36 | Диагностика | |||
Всего: | 36 |
Календарно - тематическое планирование
3. Организационный раздел
3.1.Материально-техническое оснащение программы
Материально-техническое обеспечение | Информационное обеспечение | Кадровое обеспечение |
Кабинет дефектолога, психолога, логопеда, группа в ДОУ: столы, стулья для каждого, мультимедийная установка и т.д. | Видео уроки, фотографии, интернет-источники, презентации, сказки, мультфильмы. | Дефектолог, психолог, логопед, Воспитатели, имеющие дошкольное образование. |
Оборудование:
|
3.2 Список учебно – методической литературы
- Климанова Г.Б. «Учебно-методическая технология использования камешков Марблс в работе с детьми дошкольного возраста» /2015. – с. 28-37
2.Вераксы Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. М.:Мозаика-Синтез, 2014.
3.Степанова М. А. Система работы по развитию мелкой моторики кистей и пальцев рук детей // Логопед. 2009. № 7. с. 62
4.Дудьев В. П. Средства развития тонкой моторики у детей с нарушениями речи // Дефектология. 1999. № 4. С. 50.
5. Вольнова Л.Н. Движение-мысль-слово. Пермь., 1999.-63.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование УУД с помощью технологий дистанционного обучения
С введением стандартов второго поколения процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как п...
Дополнительное программное обеспечение для интерактивной доски. Формирование УУД с помощью заданий, созданных в программе SMART Notebook
С каждым годом все настойчивее в нашу жизнь врывается компьютер, а вместе с ним и информационные технологии. Помимо того, что уметь пользоваться всеми видами современных технологий необходимо сегодня ...
Мастер - класс "Формирование УУД с помощью продуктивных заданий"
Классические задачи учителей-предметников – это обеспечение обучающихся обязательным уровнем знаний, навыков, умений, подготовка к ОГЭ и всестороннее развитие личности школьника, её интеллектуальных, ...
Формирование УУД с помощью сети Интернет на уроках иностранного языка
Нескучная статья об УУД, или как использовать Интернет для их успешного формирования. К статье прилагается краткая презентация, которую можно дополнить на Ваш вкус и в соответствии с темой выступления...
Формирование УДД с помощью игр
Формирование УДД с помощью разных командных, подвижных игр...
Программа ранней помощи "Первые шаги" (программа психолого-педагогической , методической, диагностической помощи родителям с детьми от 0 до 3 лет с ОВЗ и риском развития
Программа ранней помощи "Первые шаги"(программа психолого-педагогической , методической,диагностической помощи родителям с детьми от 0 до 3 летс ОВЗ и риском развития...