Рабочие программы по внеурочная деятельность 2020-2021
календарно-тематическое планирование
Календарно-тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Юный журналист 7 | 81.91 КБ |
Юный журналист 8 | 86.35 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №5
города Каменск - Шахтинского
Рассмотрено Педагогическим советом МБОУ лицея №5 Протокол №1 от 28.08.2020 | «Утверждаю» директор МБОУ лицея №5 Гайдукова С.П.____________ Приказ № 180 -о от 28.08.2020 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
кружок «Юный журналист»
7 р1 класс: основное общее образование
количество часов – 34
учитель: Попова Оксана Владимировна
Оглавление.
1 | Пояснительная записка | 3 |
2 | Планируемые результаты | 9 |
3 | Содержание учебного предмета | 11 |
4 | Календарно-тематическое планирование | 15 |
Раздел 1. Пояснительная записка.
Рабочая программа кружка «Юный журналист» составлена и реализуется на основе следующих документов:
1. ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации».
2. Закон РО № 26-ЗС «Об образовании в РО».
3. Федеральный государственный образовательный основного общего образования.
4. Программа И.П. Большаковой, Чернышевой Г.В. в соответствии с ФГОС ООО на основе «Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа». Сост. Е. С. Савинов — М.: Просвещение, 2011.
5.Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ лицея № 5.
6. Положение о рабочей программе учителя МБОУ лицей № 5.
7. План внеурочной деятельности МБОУ лицея №5 на 2020-2021 учебный год.
8. СанПиН 2.4.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Данная программа рассчитана на учащихся 7 классов, увлекающихся литературной, художественно-творческой, телевизионной и радиовещательной деятельностью, и сможет помочь учащимся реализовать свои потенциальные творческие способности, проявить креативность в области журналистики, не только литературной (печатной) направленности, но также телевизионной и радиовещательной декламации прозы и поэзии с применением элементов актерского мастерства.
Цели курса внеурочной деятельности.
Знакомство детей с многообразием журналистских жанров, с основами издательского дела, обучение основным принципам и законам написания и редактирования публицистического, художественного и научного текстов, сделать доступным и посильным издательское дело.
Знакомство детей с элементами режиссерской и продюсерской деятельности, с умением составлять и редактировать сценарий радио и телепередач, а также, используя умение декламировать прозу и поэзию разной направленности, донести созданное творение до широкой аудитории, посредством радио и телевещания не только в гимназическом пространстве, но и в широкой общественности, через участие в различных районных и всероссийских конкурсах с видео или аудиозаписью декламации собственных радио и телепередач.
Задачи курса внеурочной деятельности:
- развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в данном виде деятельности;
- формировать у ребят практические навыки журналистской работы: умение собирать информацию пользоваться разнообразной справочной и научной литературой;
- формировать эстетический вкус
- формировать умение декламировать прозу и поэзию разных стилей и жанров
- формировать навыки режиссерской деятельности в составлении общего сценария
- активизировать познавательную мыслительную деятельность;
- развивать критическое мышление;
- развивать коммуникативные умения, самостоятельность при создании материала;
- прививать культуру общения;
- воспитывать духовные качества личности, активную жизненную позицию;
- воспитывать у учащихся потребность в устных и письменных публицистических выступлениях и прививать им необходимые для этого навыки;
- развивать творческие способности школьников — осуществлять выпуск стенгазет, рукописных журналов, альманахов, оформлять альбомы, стенды, выпускать радио и телепередачи в гимназическом социуме и широком пространстве (всероссийские и международные конкурсы)
- развивать коммуникативные способности учащихся с использованием технических средств;
- формировать творческие способности детей;
- уметь анализировать и отбирать полученную информацию;
- использовать силу воздействия массовой информации для становления духовного мира учащихся;
- уметь применять полученные знания при создании сценариев радио и телепередач и записывать их самостоятельно на видео и аудионосители.
Формирование личностных универсальных учебных действий в рамках программы «Юный журналист» включает в себя:
1. Формирование активной жизненной позиции.
2. Формирование умения оценивать ситуации из школьной жизни с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей.
3. Формирование умения выбирать смысловые установки для своих действий и поступков.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий в рамках программы «Юный журналист» включает в себя:
1.Формирование умения самостоятельно организовывать свое рабочее место (подбирать инструментарий) в соответствии с целью выполнения задания.
2.Формирование умение осуществлять планирование своей деятельности и корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.
3.Формирование саморегуляции у обучающихся (способности к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий).
4.Формирование умение давать самооценку результату своего труда.
Формирование познавательных универсальных учебных действий в рамках программы «Юный журналист» включает в себя:
1.Формирование представления о журналистике как профессии, играющей специфическую роль в жизни общества.
2.Упражнение в поиске и выделении необходимой информации для поддержания читательского интереса к телевизионной прессе.
3.Упражнение обучающихся в осознанном и произвольном построение речевого высказывания в устной и письменной форме
4.Формирование умения осуществлять сбор информации для проектного издания, используя различные методы (анкетирование, опрос, интервью).
5.Формирование умения выстраивать логическую цепочку при изложении материала при составлении сценариев
6.Формирование практических навыков при выпуске радио и телепередач
7. Развитие творческих способностей обучающихся.
8. Развитие интереса к изучению русского языка, литературы, компьютерных технологий.
9. Формировать умения обучающихся презентовать свои достижения.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в рамках программы «Юный журналист» включает в себя:
1.Создание атмосферы сотрудничества учащихся при решении общих задач.
2.Формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
3.Совершенствование умений владения монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
4.Формирование уважения к собеседнику.
5. Формирование у учащихся толерантного сознания.
Общая характеристика программы внеурочной деятельности
«Юный журналист»
Внеклассная деятельность кружка «Юный журналист» направлена на освоение учащимися разных знаний и умений в области теоретико – исторического и практического аспекта журналистики и режиссуры в России. А также на формирование у них практических умений актерского мастерства, режиссуры, сценаристики и пиар деятельности, направленных на изобретение своего качественного продукта (проекта), как письменного (статьи, рассказы) и устного (актерское мастерство, сценическая речь), так и проектно-творческого.
Деятельность обучающихся в рамках реализации данной программы, направлена не только на совершенствование основных видов речевой деятельности и развитие творческих способностей ребёнка, но и на создание продукта, имеющего значимость для других. Таким продуктом может выступать результат деятельности детей в планировании и составлении сценария радиовещательных передач, которые знакомят учащихся лицея с великими датами и основными праздниками в России, чтение текста и поэзии в которых, участвуют непосредственно сами участники кружковой деятельности. Данный вид деятельности выявляет талантливых и одаренных детей в области писательской журналистики и декламировании текстов, поэзии, позволяя ребенку совершенствовать свою креативность и развивать творческий потенциал.
В рамках программы обеспечено сочетание различных видов познавательной деятельности, направленных на формирование познавательных и коммуникативных учебных действий, развитие навыков работы с информационно-коммуникационными средствами, что открывает новые возможности для поддержки интереса школьника как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному. Особую значимость данный курс имеет для детей, проявляющих интерес к написанию статей разных жанров и тематических направлений, детей, умеющих рифмовать и писать стихотворения и прозу разной направленности и в разных стилях, учащихся, способных к декламации прозы и поэзии, школьников, проявляющих умение режиссуры.
Программа направлена на развитие способности не только к правильной, но и выразительной, воздействующей на ум и чувства читателя или слушателя речи. Изучение данной дисциплины должно содействовать расширению лингвистического кругозора учащихся, воспитанию у них стилистического чутья, закреплению умений и навыков коммуникативно-целесообразного отбора единиц языка, развитию и совершенствованию способностей создавать и оценивать тексты различной стилевой принадлежности.
При организации кружка основной упор делается на работу учащихся по предметам: история журналистики, литература, правила речи, ораторское искусство, актерское мастерство, история, лингводидактика.
Одним из наиболее интересных аспектов деятельности кружка является работа с медиа (создание радиопередач, телепередач, видеоматериалов, и др.). Система занятий построена таким образом, чтобы на каждом занятии ребенок узнавал что-то новое, обогащая свой словарный запас, постигая лексическое многообразие и образность родного языка, приобрел навыки самостоятельной работы в различных жанрах публицистического стиля, а также знакомился с прозой и поэзией известных отечественных авторов, умел выразительно декламировать их произведения, проявлял умение, креативность и одаренность в составлении радио и теле передач.
Технологии, используемые в системе занятий по программе «Юный журналист», ориентированы на то, чтобы обучающийся получил такую практику, которая поможет ему овладеть общеучебными и специальными навыками, позволяющими успешно осваивать программу основной школы.
Место курса в учебном плане.
Кружок "Юный журналист" организуется как внеурочное занятие в направлении "Проектная деятельность".
На изучение курса отводится 35 часов, с расчетом – 1 час в неделю. Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности составлена в соответствии с планом внеурочной деятельности МБОУ лицея № 5 на 2020-2021 учебный год. Календарный план-график для учащихся 7 классов МБОУ лицея №5 на 2020-2021 учебный год предполагает реализацию курса в 7 р1 классе в течение 35 недель, 34 часа. Программа выполняется за счет уплотнения материала в разделе "Анализ газетных материалов " на 1 час. Ценностные ориентиры программы кружка «Юный журналист» базируются на требованиях ФГОС начального общего образования и заключаются в формировании личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- умение структурировать знания;
- понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Раздел 2. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности кружка «Юный журналист»
Программа направлена на удовлетворение специфических познавательных интересов, способствующих их разностороннему личностному развитию.
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения программы
В результате изучения курса «Юный журналист» (при условии регулярного посещения занятий) должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты освоения программы предполагают:
- приобретение первичного опыта по формированию активной жизненной позиции в процессе подготовки выпусков радио и телепередач»;
- получение возможности проявлять инициативу в принятии решений;
- понимание причин успеха/неуспеха практической журналистской деятельности;
Метапредметные результаты освоения программы обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с литературой, русским языком, информатикой и отражают:
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении задач на занятиях;
- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств коммуникации.
- расширении круга приёмов составления разных типов плана;
- расширении круга структурирования материала;
- умении работать со справочными материалами и Интернет-ресурсами
- обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;
- умении организовывать самостоятельную творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
- способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметные результаты освоения программы «Юный журналист» отражают опыт учащихся в журналистской деятельности и в результате прохождения программы кружка «Юный журналист» школьники:
- познакомятся с основными терминами журналистики;
- приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту научно - познавательных текстов, инструкций;
- получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации;
- приобретут умение работать в проектном режиме при создании выпусков радио и телепередач;
- приобретут опыт уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;
- научатся давать самооценку результатам своего труда;
- приобретут первый опыт проведения презентаций своих достижений;
- приобретут первоначальные навыки работы с ПК в процессе создания радио и телепередач;
- научатся работать над выполнением заданием редакции как индивидуально, так и согласованно в составе группы - научатся распределять работу между участниками проекта;
- научатся совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на занятиях кружка и следовать им;
- поймут, на доступном школьнику уровне, сущность журналистской профессии как социальной, информационной, творческой, ее базовых характеристик, социальных ролей журналиста, качеств личности, необходимых для ответственного выполнения профессиональных функций;
- приобретут первичные навыки готовности слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Раздел 3. Содержание курса внеурочной деятельности кружка «Юный журналист»
Вводная часть. Знакомство с программой, решение организационных вопросов, техника безопасности.
Жанры газетных материалов. Формирование представлений о профессии журналиста.
Жанры журналистики и их особенности. Заметка – один из распространенных газетных и журнальных жанров. Разновидности материалов этого жанра – заметка информационного характера, заметка – благодарность, заметка – просьба, обращение. Отличие заметки от корреспонденции. Интервью – особенности этого жанра, его виды: интервью – монолог, интервью – диалог, интервью – зарисовка, коллективное интервью, анкета. Статья – роль статьи в газетах и журналах. Статьи проблемные, аналитические, обличительные. Отличительные черты: целеустремленность и доходчивость, логичность аргументации, точность словоупотребления, яркость литературного изложения. Обзор печати – особый жанр. Обзор: тематический, общий информационный, рецензирующий прессу. Репортаж – наглядное представление о том или ином событии, через непосредственное восприятие журналиста – очевидца или действующего лица. Жанровое своеобразие – использование элементов всех информационных жанров: картинное описание какого-либо эпизода, характеристика персонажей, прямая речь. Виды репортажа: событийный, тематический, постановочный. Очерк – близость к малым формам художественной литературы – рассказу или короткой повести. Очерк как раскрытие жизни того или иного значимого репортажа. Документальность воспроизведения материала. Очерки событийные и путевые. Фельетон – острая, злободневная критика, особые приемы изложения.
Работа над газетой (редактирование, корректирование, макетирование).
Сущность слова. Слово и понятие. Многозначность слова. Слова иноязычного происхождения, старославянизмы, историзмы, архаизмы, неологизмы. Профессиональная лексика, диалектизмы, современные сленг. Фразеологизмы, крылатые слова, пословицы. Тропы: эпитет, сравнение, олицетворение, метонимия, гипербола, ирония. Стилистические фигуры речи: анафора и эпифора, антитеза, градация, эллипсис, прием кольца, умолчание, риторическое обращение, риторический вопрос, многосоюзие и бессоюзие. Основные типы построения текстов: повествование, описание, рассуждение. Основные структурные связи в повествовании: прямая хронология и обратная хронология. Прямая хронология с отступлениями. Основные структурные связи в описании. Движение по объекту описания. Движение объекта. Маршрут движения. Убывание или возрастание признака. Основные структурные связи в рассуждении. Умозаключение в доказательстве или опровержении. Восхождение от конкретного к абстрактному.
Стилистика написания газетных материалов, язык .
Основные требования к информативной публицистике: оперативность, правдивость, полнота отражения явлений современной жизни, актуальность, доступность, выразительность, фактологичность (ссылки, свидетельства, цитаты, определение места, времени, обстоятельств). Информационные жанры: отчет, хроника, репортаж, интервью, заметка, информация-объявление (программа, афиша) Особенности газетного языка. Что такое авторский почерк. Достоверность. Краткость, ясность. Правильное построение текста, отсутствие орфографических, лексических, пунктуационных и стилистических ошибок. Авторство. Подпись иллюстраций и фотографии
Миссия школьной газеты.
Кому и зачем нужна газета в школе? Для кого выходит? Каких целей может достичь? Выбор названия. Кто будет читателем школьной газеты и что он ждет от нее? Методы выявления читательских запросов и предпочтений. Анкета. Жанровые формы. Заметка. Структура заметки. «Новость одной строкой». Правило перевернутой пирамиды. Юмореска. Выбор шрифта для определённого по содержанию текста. Самостоятельный выбор шрифта и оформление плаката. Дизайн школьной газеты. Особенности оформления газеты к празднику.
Анализ газетных материалов.
Анализ материалов периодической печати. Иллюстративное оформление газеты. Изучение шрифта. Роль фотографий в газете. План создания газеты
Классический дизайн газеты. Просмотр газет с классическим дизайном, выявление особенностей, основных черт. Современный дизайн газет. Просмотр газет с современным дизайном, модернистским дизайном. Цели дизайна газет. Черты различных дизайнов.
Итоговое занятие.
Деловая игра «Журналист – око народное». Приглашение на занятие всех желающих. Выставка наиболее интересных материалов и проектов. Выпуск газеты с отчётом работы. Подведение итогов работы кружка.
Тематическое планирование.
№ п/п | Раздел | Формы организации видов деятельности | Кол-во часов |
1 | Вводная часть | лекция | 1 |
2 | Жанры газетных материалов | занятия теоретического плана и практические занятия: встречи с журналистами, анализ литературных источников, работа по сбору и обработке информации, работа по верстке выпуска газеты | 4 |
3 | Работа над газетой (редактирование, корректирование, макетирование) | практическая работа по сбору и обработке информации, работа по верстке выпуска газеты. | 8 |
4 | Стилистика написания газетных материалов, язык | занятия теоретического плана, анализ литературных источников, практическая работа по редактированию материалов | 10 |
5 | Миссия школьной газеты | практическая работа по сбору и обработке информации, проведение и обработка анкет, работа по верстке выпуска газеты | 5 |
6 | Анализ газетных материалов | Практическая работа : анализ литературных источников, работа по сбору и обработке информации | 4 |
7 | Итоговое занятие | Защита индивидуальных проектов | 2 |
Итого | 34 |
Раздел 4. Календарно-тематическое планирование кружка «Юный журналист 7 р1 класс»
№ | Наименование тем занятий | Кол-во часов | Дата |
Введение. | 1 час | ||
1 | Знакомство с программой, решение организационных вопросов, техника безопасности | 1 | 4.09 |
Жанры газетных материалов. | 4 часа | ||
2 | Формирование представлений о профессии журналиста. | 1 | 18.09 |
3 | Жанры журналистики и их особенности | 1 | 25.09 |
4 | Заметка – один из распространенных газетных и журнальных жанров | 1 | 2.10 |
5 | Практическое занятие по написанию заметки в школьную газету | 1 | 9.10 |
Работа над газетой. | 8 часов | ||
6 | Профессиональная лексика, диалектизмы, современные сленг | 1 | 16.10 |
7 | Профессиональная лексика, диалектизмы, современные сленг | 1 | 23.10 |
8 | Основные типы построения текстов: повествование | 1 | 6.11 |
9 | Основные типы построения текстов: описание | 1 | 13.11 |
10 | Основные типы построения текстов: рассуждение | 1 | 20.11 |
11 | Анализ новостных сообщений в разных газетах с точки зрения общественной значимости, интереса для читателя. | 1 | 27.11 |
12 | Анализ новостных сообщений в разных газетах с точки зрения общественной значимости, интереса для читателя | 1 | 4.12 |
13 | Основные требования к информативной публицистике: оперативность, правдивость, полнота отражения явлений современной жизни, актуальность, доступность, выразительность. | 1 | 11.12 |
Стилистика написания газетных материалов, язык. | 10 часов | ||
14 | Основные требования к информативной публицистике: оперативность, правдивость, полнота отражения явлений современной жизни, актуальность, доступность, выразительность. | 1 | 18.12 |
15 | Информационные жанры: отчет | 1 | 25.12 |
16 | Информационные жанры: хроника | 1 | 15.01 |
17 | Информационные жанры: репортаж | 1 | 22.01 |
18 | Информационные жанры: интервью | 1 | 29.01 |
19 | Информационные жанры: заметка | 1 | 5.02 |
20 | Информационные жанры: информация-объявление | 1 | 12.02 |
21 | Правильное построение текста, отсутствие орфографических, лексических, пунктуационных и стилистических ошибок | 1 | 19.02 |
22 | Практическая работа по редактированию текстов. | 1 | 26.02 |
23 | Авторство. Подпись иллюстраций и фотографии | 1 | 5.03 |
Миссия школьной газеты. | 5 часов | ||
24 | Кому и зачем нужна газета в школе? Для кого выходит? Каких целей может достичь? | 1 | 12.03 |
25 | Выбор названия. Кто будет читателем школьной газеты и что он ждет от нее? | 1 | 19.03 |
26 | Методы выявления читательских запросов и предпочтений. Анкета. | 1 | 2.04 |
27 | Дизайн школьной газеты. Особенности оформления газеты к празднику. | 1 | 9.04 |
28 | Практическая работа по разработке дизайна школьной газеты. | 1 | 16.04 |
Анализ газетных материалов. | 4 часа | ||
29 | Анализ материалов периодической печати | 1 | 23.04 |
30 | Иллюстративное оформление газеты. Изучение шрифта | 1 | 30.04 |
31 | Классический дизайн газеты. Просмотр газет с классическим дизайном, выявление особенностей, основных черт. | 1 | 7.05 |
32 | Просмотр газет с классическим дизайном, выявление особенностей , основных черт | 1 | 14.05 |
Итоговое занятие. | 2 часа | ||
33 | Деловая игра «Журналист – око народное». Выпуск газеты с отчётом работы. Подведение итогов работы кружка | 1 | 21.05 |
34 | Подведение итогов работы кружка | 1 | 28.05 |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №5
города Каменск - Шахтинского
Рассмотрено Педагогическим советом МБОУ лицея №5 Протокол №1 от 28.08.2020 | «Утверждаю» директор МБОУ лицея №5 Гайдукова С.П.____________ Приказ № 180 -о от 28.08.2020 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
кружок «Юный журналист»
8 р1 класс: основное общее образование
количество часов – 34
учитель: Попова Оксана Владимировна
Оглавление.
1 | Пояснительная записка | 3 |
2 | Планируемые результаты | 9 |
3 | Содержание учебного предмета | 12 |
4 | Календарно-тематическое планирование | 14 |
Раздел 1. Пояснительная записка.
Нормативно-правовая документация
Рабочая программа кружка «Юный журналист» составлена и реализуется на основе следующих документов:
1. ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации».
2. Закон РО № 26-ЗС «Об образовании в РО».
3. Федеральный государственный образовательный основного общего образования.
4. Краткий курс «Основы творческой деятельности журналиста» Мельник Г.С., Тепляшина А.Н.
5.Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ лицея № 5.
6. Положение о рабочей программе учителя МБОУ лицей № 5.
7. План внеурочной деятельности МБОУ лицея №5 на 2020-2021 учебный год.
8. СанПиН 2.4.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Данная программа рассчитана на учащихся 8 классов, увлекающихся литературной, художественно-творческой, телевизионной и радиовещательной деятельностью, и сможет помочь учащимся реализовать свои потенциальные творческие способности, проявить креативность в области журналистики, не только литературной (печатной) направленности, но также телевизионной и радиовещательной декламации прозы и поэзии с применением элементов актерского мастерства.
Цели курса внеурочной деятельности
Знакомство детей с многообразием журналистских жанров, с основами издательского дела, обучение основным принципам и законам написания и редактирования публицистического, художественного и научного текстов, сделать доступным и посильным издательское дело.
Знакомство детей с элементами режиссерской и продюсерской деятельности, с умением составлять и редактировать сценарий радио и телепередач, а также, используя умение декламировать прозу и поэзию разной направленности, донести созданное творение до широкой аудитории, посредством радио и телевещания не только в гимназическом пространстве, но и в широкой общественности, через участие в различных районных и всероссийских конкурсах с видео или аудиозаписью декламации собственных радио и телепередач.
Задачи курса внеурочной деятельности:
развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в данном виде деятельности;формировать у ребят практические навыки журналистской работы: умение собирать информацию; пользоваться разнообразной справочной и научной литературой; формировать эстетический вкус; формировать умение декламировать прозу и поэзию разных стилей и жанров; формировать навыки режиссерской деятельности в составлении общего сценария; активизировать познавательную мыслительную деятельность; развивать критическое мышление;
развивать коммуникативные умения, самостоятельность при создании материала; прививать культуру общения; воспитывать духовные качества личности, активную жизненную позицию; воспитывать у учащихся потребность в устных и письменных публицистических выступлениях и прививать им необходимые для этого навыки; развивать творческие способности школьников — осуществлять выпуск стенгазет, рукописных журналов, альманахов, оформлять альбомы, стенды, выпускать радио и телепередачи в гимназическом социуме и широком пространстве (всероссийские и международные конкурсы); развивать коммуникативные способности учащихся с использованием технических средств;
формировать творческие способности детей; уметь анализировать и отбирать полученную информацию; использовать силу воздействия массовой информации для становления духовного мира учащихся;
уметь применять полученные знания при создании сценариев радио и телепередач и записывать их самостоятельно на видео и аудионосители.
Формирование личностных универсальных учебных действий в рамках программы «Юный журналист» включает в себя:
1. Формирование активной жизненной позиции.
2. Формирование умения оценивать ситуации из школьной жизни с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей.
3. Формирование умения выбирать смысловые установки для своих действий и поступков.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий в рамках программы «Юный журналист» включает в себя:
1.Формирование умения самостоятельно организовывать свое рабочее место (подбирать инструментарий) в соответствии с целью выполнения задания.
2.Формирование умение осуществлять планирование своей деятельности и корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.
3.Формирование саморегуляции у обучающихся (способности к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий).
4.Формирование умение давать самооценку результату своего труда.
Формирование познавательных универсальных учебных действий в рамках программы «Юный журналист» включает в себя:
1.Формирование представления о журналистике как профессии, играющей специфическую роль в жизни общества.
2.Упражнение в поиске и выделении необходимой информации для поддержания читательского интереса к телевизионной прессе.
3.Упражнение обучающихся в осознанном и произвольном построение речевого высказывания в устной и письменной форме
4.Формирование умения осуществлять сбор информации для проектного издания, используя различные методы (анкетирование, опрос, интервью).
5.Формирование умения выстраивать логическую цепочку при изложении материала при составлении сценариев
6.Формирование практических навыков при выпуске радио и телепередач
7. Развитие творческих способностей обучающихся.
8. Развитие интереса к изучению русского языка, литературы, компьютерных технологий.
9. Формировать умения обучающихся презентовать свои достижения.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в рамках программы «Юный журналист» включает в себя:
1.Создание атмосферы сотрудничества учащихся при решении общих задач.
2.Формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
3.Совершенствование умений владения монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
4.Формирование уважения к собеседнику.
5. Формирование у учащихся толерантного сознания.
Общая характеристика программы внеурочной деятельности
«Юный журналист»
Внеклассная деятельность кружка «Юный журналист» направлена на освоение учащимися разных знаний и умений в области теоретико – исторического и практического аспекта журналистики и режиссуры в России. А также на формирование у них практических умений актерского мастерства, режиссуры, сценаристики и пиар деятельности, направленных на изобретение своего качественного продукта (проекта), как письменного (статьи, рассказы) и устного (актерское мастерство, сценическая речь), так и проектно-творческого.
Деятельность обучающихся в рамках реализации данной программы, направлена не только на совершенствование основных видов речевой деятельности и развитие творческих способностей ребёнка, но и на создание продукта, имеющего значимость для других. Таким продуктом может выступать результат деятельности детей в планировании и составлении сценария радиовещательных передач, которые знакомят учащихся лицея с великими датами и основными праздниками в России, чтение текста и поэзии в которых, участвуют непосредственно сами участники кружковой деятельности. Данный вид деятельности выявляет талантливых и одаренных детей в области писательской журналистики и декламировании текстов, поэзии, позволяя ребенку совершенствовать свою креативность и развивать творческий потенциал.
В рамках программы обеспечено сочетание различных видов познавательной деятельности, направленных на формирование познавательных и коммуникативных учебных действий, развитие навыков работы с информационно-коммуникационными средствами, что открывает новые возможности для поддержки интереса школьника как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному. Особую значимость данный курс имеет для детей, проявляющих интерес к написанию статей разных жанров и тематических направлений, детей, умеющих рифмовать и писать стихотворения и прозу разной направленности и в разных стилях, учащихся, способных к декламации прозы и поэзии, школьников, проявляющих умение режиссуры.
Программа направлена на развитие способности не только к правильной, но и выразительной, воздействующей на ум и чувства читателя или слушателя речи. Изучение данной дисциплины должно содействовать расширению лингвистического кругозора учащихся, воспитанию у них стилистического чутья, закреплению умений и навыков коммуникативно-целесообразного отбора единиц языка, развитию и совершенствованию способностей создавать и оценивать тексты различной стилевой принадлежности.
При организации кружка основной упор делается на работу учащихся по предметам: история журналистики, литература, правила речи, ораторское искусство, актерское мастерство, история, лингводидактика.
Одним из наиболее интересных аспектов деятельности кружка является работа с медиа (создание радиопередач, телепередач, видеоматериалов, и др.). Система занятий построена таким образом, чтобы на каждом занятии ребенок узнавал что-то новое, обогащая свой словарный запас, постигая лексическое многообразие и образность родного языка, приобрел навыки самостоятельной работы в различных жанрах публицистического стиля, а также знакомился с прозой и поэзией известных отечественных авторов, умел выразительно декламировать их произведения, проявлял умение, креативность и одаренность в составлении радио и теле передач.
Технологии, используемые в системе занятий по программе «Юный журналист», ориентированы на то, чтобы обучающийся получил такую практику, которая поможет ему овладеть общеучебными и специальными навыками, позволяющими успешно осваивать программу основной школы.
Место курса в учебном плане
Кружок "Юный журналист" организуется как внеурочное занятие в направлении "Проектная деятельность".
Согласно плану внеурочной деятельности МБОУ лицея №5 на 2020-2021 учебный год на изучение курса "Юный журналист отводится 35 часов (1 час в неделю, 35 учебных недель). Согласно календарному учебному графику МБОУ лицея № 5 на 2020-2021 учебный год в 8 р1 классе 34 часа. Содержание учебного курса реализуется полностью за счет уплотнения программы : раздела: « Творческая практика» с 4 часов на 3 часа.
Ценностные ориентиры программы кружка «Юный журналист» базируются на требованиях ФГОС начального общего образования и заключаются в формировании личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; умение структурировать знания;
понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Раздел 2. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности кружка «Юный журналист»
Личностные результаты У обучающегося будут сформированы:
представление о профессии журналиста на основе понимания ее ценностного содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов;
понятие личности журналиста как совокупности профессионально-творческих, индивидуально-психологических, нравственных и гражданских качеств;основные этические нормы и понятия как условия правильного восприятия, анализа и оценки событий окружающей жизни;
активная жизненная позиция.Обучающийся получит возможность для формирования: выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению; готовности к самообразованию и самовоспитанию;
эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Метапредметные результаты.
Регулятивные. Обучающийся научится:
формированию действий целеполагания, включая способность осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия по результату. Обучающийся получит возможность научиться:
использовать наряду с основными средствами обучения и дополнительные (справочная литература, средства ИКТ);
в ходе представления проекта ученик получит возможность давать оценку его результатам; с помощью учителя выбирать тему творческой работы.
Познавательные.Обучающийся научится: осознавать познавательную задачу; самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов; слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей; самостоятельно отбирать для решения учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников; составлять сложный план текста, передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде;
выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществлять для решения учебных заданий операции анализа, синтеза, сравнения, классификации; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы; извлекать необходимую информацию из объяснения, высказываний одноклассников, систематизировать знания;
читать и слушать, извлекая нужную информацию; самостоятельно выделять и формулировать цель; осуществлять поиск необходимой информации
приобретать умения использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; практическому освоению основ проектной деятельности. Обучающийся получит возможность научиться:
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
выявлять причины и следствия простых явлений;
преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; использовать полученную информацию в проектной деятельности под руководством учителя- консультанта;
записывать выводы в виде правил «если…, то…» по заданной ситуации, составлять короткие цепочки правил «если…, то…», выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме;
сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников.
Коммуникативные. Обучающийся научится:
задавать вопросы, слушать, отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения, при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя её; научится подтверждать аргументы фактами; научится критично относиться к своему мнению, понимать точку зрения другого; научится смотреть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций, строить небольшие монологические высказывания; задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.), предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений с учётом конкретных учебно-познавательных задач; самостоятельно использовать приёмы изучающего чтения на различных текстах, а также приёмы слушания.
Раздел 3. Содержание курса внеурочной деятельности
Творческая деятельность журналиста (7 ч).
Вводное занятие. Профессия – журналист: призвание или увлечение. Посвящение в юные журналисты. Ознакомление с планом работы объединения «Юный журналист», с целями, задачами. Правила работы и поведения. Формирование представлений о профессии журналиста.
Публицистический стиль.Методы получения информации. Индивидуальный стиль. Три пути получения информации: опыт и личное наблюдение, участие в событии; источники информации; коммуникативный (общение с источником информации). Широкое и узкое значение «стиля».
Специфика текста (тема, идея, композиция). Фигуры речи. Стадии создания журналистского произведения. Его структура и композиция. Использование фигур речи для усиления выразительности высказывания.
Итоговое занятие «Творческая деятельность журналиста». Защита творческих работ.
2. Проба пера (9 ч)
Мемуарный жанр. Личный дневник. О понятии «мемуары». Дневник как литературный жанр. История дневника. Основные правила ведения дневника.
Я – редактор. Методика работы с текстом. Правка текста. Условные обозначения речевых недочетов. Первое, второе, третье чтение.
Эпистолярный стиль. Письмо. Понятие «эпистолярный жанр». Стереотипные выражения в письме. История письма.
Конкурс творческих работ.Роль фотографии в газете. Конкурс.
Повествование. Функционально-смысловые типы речи. Тип «повествование». Рассказ. Построение рассказа.
Описание. Тип «описание». Описание природы, помещения, животного, предмета, человека.Рассуждение. Тип «рассуждение». Схема рассуждения. Рассуждение в публицистическом стиле.
Итоговое занятие «Проба пера». Защита творческих работ.
3. Газетно-журнальные жанры (15 ч)
Зарисовка. Фотозарисовка. Сюжет зарисовки. Общие правила фотозарисовки. Конкурс творческих работ.
Заметка и ее особенности. Факт в заметке. Виды комментария. Элементы заметки. Заголовок. Лид. Цель заголовка. Функции заголовка. Понятие «лид», его задачи. Лид «6 вопросов».
Репортаж и его виды. Требования к репортеру.
Понятие «репортаж». Композиция репортажа. Важнейшие особенности репортажа. Виды репортажа. Конкурс творческих работ.
Очерк. История возникновения жанра. Разновидности очерка.
Эссе. Специфика эссе. Разновидности эссе.
Интервью и его виды: портретное, информационное, интервью-монолог. Особенности жанра, его виды. Характеристика каждого вида. Конкурс творческих работ. Рецензия. Понятия «рецензия», «рецензент». Советы пишущему рецензию. Отзыв. Композиция текста. Языковые средства, использующиеся при написании отзыва. Статья. Понятие «статья». Языковые и композиционные особенности статьи.
Хэдлайн. Понятие «хэдлайн». Принципы создания и основные правила хэдлайнов. Последовательность действий.
Итоговое занятие «Газетно-журнальные жанры». Защита творческих работ.
4. Творческая практика (3 ч)
Подготовка материалов публицистического стиля. Их творческое оформление.
Презентация «Портфеля творческих успехов». Конкурс итоговых творческих работ.
Тематическое планирование .
№ | Тема | Формы организации видов деятельности. | Кол. ч. |
1 | Творческая деятельность журналиста | занятия теоретического плана и практические занятия: встречи с журналистами, анализ литературных источников, работа по сбору и обработке информации, работа по верстке выпуска газеты | 7 |
2 | Проба пера | практическая работа по сбору и обработке информации, работа по верстке выпуска газеты | 9 |
3 | Газетно-журнальные жанры | занятия теоретического плана, анализ литературных источников, практическая работа по редактированию материалов | 15 |
4 | Творческая практика | Практическая работа : анализ литературных источников, работа по сбору и обработке информации | 3 |
Итого: | 34 |
Раздел 4.Календарно-тематическое планирование.
№ урока | Раздел. Тема урока | Дата |
Творческая деятельность журналиста ( 7часов) Вводное занятие. Профессия – журналист: призвание или увлечение. | 3.09 | |
Публицистический стиль. | 10.09 | |
Методы получения информации. Индивидуальный стиль. | 17.09 | |
Специфика текста (тема, идея, композиция). | 24.09 | |
Фигуры речи. | 1.10 | |
Защита творческих работ. | 8.10 | |
Итоговое занятие «Творческая деятельность журналиста». | 15.10 | |
Проба пера (9 часов) Мемуарный жанр. Личный дневник. | 22.10 | |
Я – редактор. Методика работы с текстом. | 5.11 | |
Эпистолярный стиль. Письмо. | 12.11 | |
Конкурс творческих работ. | 19.11 | |
Роль фотографии в газете. Конкурс. | 26.11 | |
Повествование. | 3.12 | |
Описание. | 10.12 | |
Рассуждение. | 17.12 | |
Итоговое занятие «Проба пера». Защита творческих работ. | 24.12 | |
Газетно-журнальные жанры (15 часов) Зарисовка. Фотозарисовка. | 14.01 | |
Конкурс творческих работ. | 21.01 | |
Заметка и ее особенности. | 28.01 | |
Заголовок. Лид. | 4.02 | |
Репортаж и его виды. Требования к репортеру. | 11.02 | |
Конкурс творческих работ. | 18.02 | |
Очерк. | 25.02 | |
Эссе. | 4.03 | |
Интервью и его виды: портретное, информационное, интервью-монолог. | 11.03 | |
Конкурс творческих работ. | 18.03 | |
Рецензия. | 8.04 | |
Отзыв. | 15.04 | |
Статья. | 22.04 | |
Хэдлайн. | 29.04 | |
Итоговое занятие «Газетно-журнальные жанры». Защита творческих работ. | 6.05 | |
Творческая практика ( 4 часа) Подготовка материалов публицистического стиля. Их творческое оформление. | 13.05 | |
Конкурс итоговых творческих работ. | 20.05 | |
Итоговое занятие. Презентация «Портфеля творческих успехов». | 27.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАМма занятий внеурочной деятельности по родному (мокшанскому) языку для 5 класса 2020 - 2021 уч. года..
Тонафнемань курсть основной целенза: Максомс сатомшка содамошит фонетикаса, лексикаса; пачфтемс марнек эряфса кяльть асувонц сяда тов касоманц и виияманц колга...
Рабочая программа занятий внеурочной деятельности по родному (мокшанскому) языку для 6 класса 2020 - 2021 уч. года..
Тонафнемань курсть основной целенза: Максомс сатомшка содамошит фонетикаса, лексикаса; пачфтемс марнек эряфса кяльть асувонц сяда тов касоманц и виияманц колга...
Рабочая программа занятий внеурочной деятельности по родному (мокшанскому) языку для 8 класса 2020 - 2021 уч. года..
Тонафнемань курсть основной целенза: Максомс нюрьхкяня характеристика тя или тона явленияти мокшень кялень синтаксиса....
Рабочая программа кружка внеурочной деятельности по информатике 1-4 класс 2020-2021 учебный год
Рабочая программа кружка внеурочной деятельности по информатике 1-4 класс 2020-2021 учебный год к аттестации...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Рисование. Мультипликация» для 6 «А, Б, В, Г, Д, Е» классов на 2020-2021 учебный год
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Рисование. Мультипликация» для 6 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности. Русский язык, 2020-2021
Рабочая программа по внеурочке...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Спортивные игры» по спортивно-оздоровительному направлению для 5 класса на 2020 – 2021 учебный год
Недостаток движения стал одной из причин нарушения здоровья школьников, замедления их психического развития, что сказывается на снижении памяти и успеваемости. С точки зрения важности воспитания здоро...