Рабочие программы по внеурочная деятельность 2022-2023
календарно-тематическое планирование

Попова Оксана Владимировна

Календарно-тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Разговоры о важном 1061.55 КБ
Файл Стилистика 1056.49 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №5

                               города Каменск-Шахтинского

ПРИНЯТО:

на Педагогическом совете

Протокол № 1от 30.08.2022г.

Председатель______Гайдукова С.П.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ лицея №5

__________Гайдукова С.П. Приказ № 120- O от31.08.2022г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По внеурочной деятельности

среднего общего образования

курса «Разговоры о важном»

для 10 «А » класса

                                                 Учитель: высшей квалификационной

                                         

                                                                       категории Попова О.В.

РАССМОТРЕНА:

на методическом объединении учителей филологического  цикла

Протокол № 1 от 30.08.2022г.

Руководитель МО___________Попова О.В.

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по УВР

___________Пороло Т.А..

                                                           

                                                        2022год

Оглавление                                                                                                     стр.

1.  Пояснительная записка                                                                                3

2.  Планируемые результаты учебного предмета                                           6                                                                 3.  Содержание учебного предмета                                                                  12                                                                                 4.  Календарно-тематическое планирование                                                   14

                         1.Раздел. Пояснительная записка.

Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями:

Федеральный закон от 29.12.2012 №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации

от 6 октября 2009 г. № 413.

 Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115.

Письмо Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2015 г. № 09-3564 “О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ”.

 Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

 Постановление Главного государственного санитарного врача Российской

Федерации от 28.01.2021 № 2 СанПиН 1.2.3685-21 «Об утверждении СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;

  Письмо Департамента государственной политики и управления в сфере

общего образования Минпросвещения России от 17.06.2022 № 03-871 «Об организации занятий «Разговоры о важном»;

Основная образовательная программа основного общего образования

МБОУ лицея №5

Рабочая программа воспитания среднего общего образования  МБОУ лицея №5

Программа разработана в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов освоения программы начального общего, основного общего и среднего общего образования с учётом выбора участниками образовательных отношений курсов внеурочной деятельности. Это позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС во всем пространстве школьного образования: не только на уроке, но и за его пределами.

Задачей педагога, работающего по программе, является развитие у обучающегося ценностного отношения к Родине, природе, человеку, культуре, знаниям, здоровью.

Цель курса: формирование взглядов школьников на основе национальных ценностей через изучение центральных тем – патриотизм, гражданственность, историческое просвещение, нравственность, экология.

Основные задачи:

-        воспитание  активной  гражданской позиции, духовно-нравственное  и патриотическое воспитание на основе  национальных ценностей;

-        совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений;

-        повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к изучению и сохранению истории и культуры родного края, России;

-        развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективной деятельности;

-        формирование культуры поведения в информационной среде.

Взаимосвязь с программой воспитания

Программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом Рабочей программы воспитания. Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога. Это проявляется в :

 Личностные результаты освоения основной образовательной программы обучающимися должны отражать готовность и способность обучающихся руководствоваться сформированной внутренней позицией личности, системой ценностных ориентации, позитивных внутренних убеждений, соответствующих традиционным ценностям российского общества, расширение жизненного опыта и опыта деятельности в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:

гражданского воспитания:

сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества;

осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;

принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей;

готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;

готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в общеобразовательной организации и детско-юношеских организациях;

умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением;

готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности;

патриотического воспитания:

сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;

ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях и труде;

идейная убежденность, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу;

духовно-нравственного воспитания:

осознание духовных ценностей российского народа;

сформированность нравственного сознания, этического поведения;

способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;

осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;

ответственное отношение к своим родителям и (или) другим членам семьи, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России;

эстетического воспитания:

эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда и общественных отношений;

способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;

убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества;

готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности;

физического воспитания:

сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью;

потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;

активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью;

трудового воспитания:

готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;

готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность;

интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;

готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни;

экологического воспитания:

сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем;

планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества;

активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;

умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их;

расширение опыта деятельности экологической направленности;

ценности научного познания:

сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;

совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира;

осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе.

Место учебного предмета.

Учебный курс предназначен для обучающихся 10 класса;

 рассчитан на 1 час в неделю/33 часа в год  в каждом  классе.

Форма организации: дискуссионный клуб.

                2 Раздел. Планируемые результаты  освоения курса внеурочной деятельности.

Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения школьниками следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.

Личностные результаты должны отражать:

российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой

край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

готовность к служению Отечеству, его защите;

сформированность        мировоззрения,        соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;

навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, проектной и других видах деятельности;

нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;

принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;

бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;

осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:

умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

готовность и способность к самостоятельной информационно- познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

умение определять назначение и функции различных социальных институтов;

умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Предметные результаты освоения программы среднего общего образования представлены с учетом специфики содержания предметных областей, затрагиваемых в ходе участия в программе «Разговоры о важном»:

Русский язык и литература: сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике; владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью; владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации; владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров; знание содержания произведений русской и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой; сформированность представлений об изобразительно- выразительных возможностях русского языка; сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения; способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях.

Иностранные языки: владение знаниями о социокультурной специфике страны/стран изучаемого языка и умение; умение выделять общее и различное в культуре родной страны и страны/стран изучаемого языка; сформированность умения использовать иностранный язык как средство для получения информации из иноязычных источников в образовательных и самообразовательных целях.

История: сформированность представлений о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире; владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;

сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении; сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.

Обществознание: сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов; владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов; сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире; сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов; владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений; сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.

География: владение представлениями о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества; владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем; сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, о динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве; владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического  знания  о  природных  социально-экономических  и

экологических процессах и явлениях; владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации; владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий; сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.

Экономика: сформированность системы знаний об экономической сфере в жизни общества как пространстве, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей, отдельных предприятий и государства; понимание значения этических норм и нравственных ценностей в экономической деятельности отдельных людей и общества; сформированность уважительного отношения к чужой собственности; владение навыками поиска актуальной экономической информации в различных источниках, включая Интернет; умение различать факты, аргументы и оценочные суждения; анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в учебной деятельности и реальной жизни; понимание места и роли России в современной мировой экономике; умение ориентироваться в текущих экономических событиях в России и в мире.

Право: сформированность представлений о понятии государства, его функциях, механизме и формах; владение знаниями о понятии права, источниках и нормах права, законности, правоотношениях; сформированность представлений о Конституции Российской Федерации как основном законе государства, владение знаниями об основах правового статуса личности в Российской Федерации; сформированность умений применять правовые знания для оценивания конкретных правовых норм с точки зрения их соответствия законодательству Российской Федерации;

сформированность навыков самостоятельного поиска правовой информации, умений использовать результаты в конкретных жизненных ситуациях.

Информатика: сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире; сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете.

Биология: владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой; владение основными методами научного познания; сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, к глобальным экологическим проблемам и путям их решения.

Естествознание: сформированность представлений о целостной современной естественнонаучной картине мира, о природе как единой целостной системе, о взаимосвязи человека, природы и общества; о пространственно-временных масштабах Вселенной; владение знаниями о наиболее важных открытиях и достижениях в области естествознания, повлиявших на эволюцию представлений о природе, на развитие техники и технологий; сформированность умения применять естественнонаучные знания для объяснения окружающих явлений, сохранения здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности, бережного отношения к природе, рационального природопользования, а также выполнения роли грамотного потребителя; сформированность представлений о научном методе познания природы и средствах изучения мегамира, макромира и микромира; сформированность умений понимать значимость естественнонаучного знания для каждого человека, независимо от его профессиональной деятельности, различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей.

Астрономия: сформированность представлений о строении Солнечной системы, эволюции звезд и Вселенной, пространственно-временных масштабах Вселенной; сформированность представлений о значении астрономии в практической деятельности человека и дальнейшем научно- техническом развитии; осознание роли отечественной науки в освоении и использовании космического пространства и развитии международного сотрудничества в этой области.

Экология: сформированность представлений об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, об экологических связях в системе "человек - общество - природа"; сформированность экологического мышления и способности учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности; владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей; владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и обязанностей в области энерго- и ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни; сформированность личностного отношения к экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде; сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры.

Основы безопасности жизнедеятельности: сформированность представлений о культуре безопасности жизнедеятельности, в том числе о культуре экологической безопасности как о жизненно важной социально- нравственной позиции личности, а также как о средстве, повышающем защищенность личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, включая отрицательное влияние человеческого фактора; знание основ государственной системы, российского законодательства, направленных на

защиту населения от внешних и внутренних угроз; сформированность представлений о необходимости отрицания экстремизма, терроризма, других действий противоправного характера, а также асоциального поведения; сформированность представлений о здоровом образе жизни как о средстве обеспечения духовного, физического и социального благополучия личности; знание распространенных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера.

                  3.Раздел. Содержание курса внеурочной деятельности.

   Знакомство с платформой «Россия — страна возможностей». Люди с активной  жизненной позицией.

   Родина — место, где ты родился. Патриотизм. Настоящая любовь подкрепляется делами.

   Космос и космонавтика. Гражданский подвиг К. Э. Циолковского.

  Международный день пожилых людей. Зрелый возраст—– время новых возможностей. С добром в сердце.

   Ценность профессии учителя. Основные качества наставника.

   История возникновения праздника «День отца». Патриархальная модель отцовства. XX век — ориентация на партнёрские отношения членов семьи.

  Мир музыки и балета. История русского балета. Известные композиторы, писавшие музыку для балета.

  Семья. Рецепт семейного счастья. Семейный кодекс Российской Федерации.

  История появления праздника «День народного единства». Смутное время. Князь Дмитрий Пожарский и земский староста Кузьма Минин во главе ополчения. Связь иконы Божией Матери с историей освобождения Москвы. Примеры мирного единения народа.

  Разнообразие культуры народов России. Традиции разных народов. Религиозная культура России: христианство, ислам, буддизм и др. Свобода вероисповедания. Взаимное уважение людей разных национальностей — основа межкультурного общения. Почему языки исчезают? Влияние многоязычия на толерантность Мама — важный человек в жизни каждого. Мама — гарантия защищённости ребёнка. Эмоциональная связь с детьми. Легко ли быть мамой? Материнская любовь — сильнейшее чувство на земле.

  Значение государственной символики для человека. История Российского флага. Значение триколора. Что такое гимн? Зачем он нужен? Уникальность нынешнего гимна России. История появления герба России.

  Кто такой доброволец? Принципы добровольческой деятельности. Виды добровольческой деятельности. Платформа для добрых дел (dobro.ru). Волонтёрские истории.

  Традиция чествования граждан, героически отличившихся в деле служения Отечеству. День георгиевских кавалеров. Учреждение ордена Святого Георгия в 1769 г. Екатериной II. 9 декабря — день, когда чествуются герои нынешние и отдается дань памяти героям прошлых лет. Вечный огонь

— символ памяти.

  Значение слова «конституция». Роль Конституции в жизни человека. Какие главы российской Конституции важны для молодежи? Права, которыми уже пользуются старшеклассники.

  История праздника Рождества Христова. Рождественский пост, в чём его необходимость. Символы Рождества. Рождественские традиции в России и в других государствах.

  Новый год — праздник всей семьи. Новогодние семейные традиции.Новогодние приметы.

  Правила безопасности и поведения в интернете. Реальные угрозы интернета (нежелательный контент, кибербулинг, трата денег, доступ к личной информации и т.д.). Какой информацией не стоит делиться в сети. Проекты, программы, специальные курсы по кипербезопасности.

  Начало блокады. Захват Шлиссельбурга немецкими войсками. Эвакуация населения. Ладожское озеро — дорога жизни. Блокадный паёк. Неписанные правила выживания. Спасительный прорыв кольца. Проект

«Детская книга войны».

  Театр — искусство многосоставное (в нём соединяются литература, музыка, актёрское мастерство, танцы, режиссура и даже этикет). Вклад К. С.

Станиславского в театральное искусство. Основные идеи системы Станиславского.

  Современное научное знание. Критерии научного знания: доказательность, проверяемость, значимость, воспроизводимость. Использование достижений науки в повседневной жизни. Увлечение наукой в школе. Открытия, которые сделали дети. Научная журналистика — возможность заниматься разной наукой.

  Географические особенности и природные богатства России. Народы России. Единый перечень коренных малочисленных народов (47 этносов). Российская культура. Чем славится Россия?

  Почитание защитников Отечества. «Советы молодому офицеру» ротмистра В. М. Кульчицкого. Что нужно изменить в армии, чтобы юноши хотели в ней служить?

  Доброта. Добрыми рождаются или становятся? Как стать добрее? Смысл и значимость того, что вы делаете каждый день.

  Связь праздника 8 Марта с именем Клары Цеткин. Освоение женщинами

«мужских» профессий. Традиционность подхода «мужчина — добытчик, женщина — хранительница очага»: изменились ли роли?

Сергей Владимирович Михалков — поэт, драматург, баснописец, сказочник, сатирик, сценарист, общественный деятель. Страсть С. Михалкова к стихотворчеству. Работа в армейской печати во времена Великой Отечественной войны. Решение правительства России о смене гимна. Вторая редакция текста гимна.

  Красивейший полуостров с богатой историей. История Крымского полуострова. Значение Крыма. Достопримечательности Крыма.

  Театр — особый вид искусства, который сближает людей. С 1961 года отмечают День театра. Причины, по которым люди ходят в театр. Отличие театра от кино. Основы театрального этикета.

  История появления праздника День космонавтики. Первые попытки запуска собак в космос в 1951 г. Полёт Белки и Стрелки в августе 1960

  Подготовка к первому полету человека в космос. Полёт Гагарина. Выход А. Леонова в открытый космос.

  Появление термина «геноцид». Геноцид советского народа и народов Европы во время Второй мировой войны. Международный военный трибунал в Нюрнберге. Конвенция ООН о предупреждении преступления геноцида и наказании за него. Геноцид в современном мире.

  День земли — история праздника. Способы празднования Дня земли. Природоохранные организации. Знаки экологической безопасности. Состояние экологии — ответственность каждого человека.

  Давняя история праздника труда. Трудовой день до 16 часов без выходных, скудный заработок, тяжёлые условия — причины стачек и забастовок. Требования рабочих. 1 мая 1886 года в Чикаго. Праздник весны и труда.

  День Победы. План Барбаросса — замысел молниеносной войны.

  Могила Неизвестного Солдата.

  19 мая 1922 года — день рождения пионерской организации. Цель ее создания и деятельность. Распад пионерской организации. Причины, по которым дети объединяются.

Разные представления о счастье. Слагаемые счастья. Рецепт счастливой жизни.

Тематическое планирование 10 класс (1 час в неделю)

Темы

Основное содержание

Деятельность школьников

Дата

День знаний /

Россия – страна возможностей

(1 час)

10–11 классы:

«Мы – Россия. Возможности – будущее»

Знакомство с платформой  «Россия

—        страна

возможностей». Люди с активной жизненной позицией

Участие во вступительной беседе. Просмотр ролика «История успеха».

Участие в мотивационной беседе о чертах характера, которые присущи людям с активной жизненной позицией, о мечтах и о том, как можно их достигнуть. Просмотр промо-ролика «Россия – страна  возможностей».  Просмотр

видеоприветствия амбассадоров

5.09

Наша страна –

Россия (1 час)

10–11 классы:

Мы сами

создаём свою Родину

Родина — место, где ты родился. Патриотизм.

Настоящая любовь подкрепляется делами

Участие во вступительной беседе о Родине. Участие в обсуждении мнения Н. Карамзина о патриотизме и ответы на вопросы: что такое патриотизм; как вы понимаете это слово; кто такой патриот?

Участие в парной работе с толковыми словарями: сравнение определений слова «патриотизм».

Интерактивное        задание

«История моей страны».

Участие в работе с текстом по группам

12.09

165-летие со дня рождения К. Э.

Циолковского (1 час)

10–11 классы:

«Невозможное сегодня станет возможным

завтра (К. Э. Циолковский)»

Космос        и

космонавтика.

Гражданский        подвиг К.Э. Циолковского

Участие в беседе об известных ученых в области воздухоплавания и освоения космоса, о жизненном пути и открытиях Циолковского.

Интерактивное задание в группах.

Участие в беседе на основе двух высказываний К. Э. Циолковского:

Как ни сомнительны гипотезы, но если они дают возможность объединить известные явления и предсказывают новые, то они полезны.

Новые идеи надо поддерживать. Немногие имеют такую смелость, но это очень драгоценное свойство людей.

Интерактивное   задание   в

группах

19.09

День пожилых людей

(1 час)

10–11 классы:

«Обычаи и традиции моего народа: как прошлое

соединяется с настоящим?»

Международный день пожилых людей. Зрелыйвозраст— время        новых возможностей.С добром в сердце

Участие в беседе с обсуждением следующих вопросов: как вы думаете, почему отмечают этот праздник - День пожилых людей; что он символизирует; много ли времени вы проводите со своими бабушками и дедушками; что вы делаете вместе; как мы можем выразить свою любовь к пожилым людям?

Просмотр видеоролика.

Участие в игре «Поле чудес».

Интерактивное задание «С добром в сердце» (работа по группам)

26.09

День учителя (1 час)

10–11 классы: Могу ли я научить других (наставничество)

Ценность профессии         учителя. Основные

качества наставника

Участие в беседе о людях, которых сегодня вы можете назвать наставниками.

Участие в групповой работе с текстами о В. Ф. Шаталове, о качествах наставника.

Интерактивное задание «Не только писатель, но и педагог».

Интерактивное  задание  «Об

учителе — в стихах»

3.10

День отца (1 час)

10–11 классы:

«Отчество – от слова отец»

История возникновения

Праздника

«День отца». Патриархальная модель отцовства. XX век — ориентация на партнёрские отношения членов семьи

Знакомство с историей возникновения праздника «День отца».

Участие в обсуждении: отношений Ю. Никулина со своим отцом; отношений отца и детей, описанных А. П. Чеховым; персидской пословицы.

Участие в групповой работе: после знакомства с текстами из истории становления родовых династий, необходимо соотнести их содержание с пословицами, поговорками,        высказываниями

известных людей

10.10

День музыки (1 час)

10–11 классы:

«Что мы музыкой зовём?»

Мир музыки и балета.

История русского балета.

Известные композиторы,

писавшие музыку для балета

Участие в выполнении интерактивного задания по установлению соответствия между портретами известных людей искусства и кратким описанием их рода занятий.

Просмотр видеофрагмента о балете.

Участие в беседе о других видах

искусства

17.10

Традиционные семейные ценности

(1 час)

10–11 классы:

«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»

Семья.Рецепт

семейногосчастья.

Семейный

кодекс Российской Федерации

Участие во вступительной беседе о любви как основе семейных отношений.

Просмотр видеоролика «Секрет семейного счастья — в чём он?)

Работа в командах: «Своя игра».

Участие в дискуссии о качествах,    необходимых    для

благополучной семейной жизни

24.10

День народного единства

(1 час)

10–11 классы:

«Мы едины, мы

– одна страна»

История появления  праздника

«День        народного единства». Смутное время. Князь Дмитрий Пожарский и земский староста Кузьма Минин во главе ополчения. Связь иконы Божией Матери систорией

освобождения Москвы.

Примеры мирного единения

народа

Участие во вступительной беседе об истории появления памятника Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве.

Работа в группах: поиск аргументов о том, что времена Минина и Пожарского действительно были смутными временами.

Участие в беседе о смысле этого праздника.

Обмен мнениями о примерах мирного единения народа

7.11

Мы разные, мы вместе

(1 час)

10–11 классы:

«Языки и культура народов России: единство в разнообразии»

Разнообразие культуры народов

России.Традиции

Разных народов. Религиознаякультура России: христианство, ислам, буддизм и др. Свобода вероисповедания.

Взаимное уважение людейразных национальностей – основа

межкультурного общения.Почему языки        исчезают? Влияние многоязычия на толерантность

Участие в групповой работе: старшеклассникам        предлагается написать как можно больше народов, которые проживают на территории России. Обобщение списка (по последним данным в России проживает более 190 народов). Участие в беседе о том, почему об одних народах мы знаем много, а о других практически ничего не знаем. Рассказ педагога об одном из исчезающих народов России.

Участие в обсуждении: как людям        разных        культур, вероисповеданий уживаться между собой? Участие в мозговом штурме по выдвижению идей об основных принципах мирного сосуществования

14.11

День матери (1 час)

10–11 классы:

«Материнский подвиг»

Мама — важный человек в жизни каждого. Мама — гарантия

защищённости ребенка.

Эмоциональная связь с детьми. Легко ли быть мамой? Материнская любовь — сильнейшее чувство на земле

Участие в блиц-опросе «Какие чувства у вас возникают, когда вы слышите слово «мама»?»

Участие в беседе о том, от чего приходится отказываться женщине, когда она становится мамой.

Работа в парах: знакомство со стихотворением В. Беляевой «Я свяжу тебе жизнь». Участие в обсуждении стихотворения.

Участие в беседе о том, что является для мамы самым важным, как вести себя взрослым детям по

отношению к родителям?

21.11

Символы

России        (Гимн, Герб)

(1 час)

10–11 классы:

«Государственн ые символы России: история и

современность»

Значение государственной

символики        для

человека. История Российского флага. Значение триколора. Что такое гимн? Зачем он        нужен?

Уникальность нынешнегогимна России.

История появления        герба

России

Участие в беседе о том, зачем нужна государственная символика страны.

Участие в викторине «Знаете ли вы историю появления триколора?». Есть ли страны, в которых расцветка флага имеет эти же цвета?

Работа в группах: «В чем уникальность современного гимна России?»

Работа в парах: необходимо вспомнить из каких деталей состоит герб России и что они обозначают

28.11

День добровольца (1 час)

10–11 классы:

«Жить – значит действовать. По одиночке или вместе»

Кто        такой доброволец?

Принципы

добровольческой

деятельностиВиды добровольческой

деятельности. Платформа для добрых дел(dobro.ru). Волонтёрские истории

Работа в парах по составлению списка возможных мотивов добровольческой        деятельности. Обобщение списка мотивов.

Участие в обсуждении притчи

«Человек, который хотел изменить мир».

Самостоятельная работа с использованием        возможностей Интернета: найти примеры безвозмездных поступков простых граждан и рассказать о них одноклассникам.

Что делать, если ты или твои друзья  хотят  стать  волонтёрами?

Знакомство с платформой dobro.ru

5.12

День Героев Отечества

(1 час)

10–11 классы:

«Память — основа совести и нравственности» (Д. Лихачев)

Традиция

Чествования граждан, героически отличившихся в деле служения

Отечеству. Деньгеоргиевских кавалеров.

Учреждение ордена Святого Георгия в 1769 г. Екатериной II. 9 декабря — день, когда чествуютсягерои нынешние и отдается дань памяти героям прошлых лет. Вечный огонь   —   символ

памяти

Участие в беседе об исторических истоках Дня Героев Отечества.

Блиц-опрос «Что для вас героизм?»

В поисках смыслов — участие в обсуждении «В чём смысл фразы:

«Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего»?»

Участие в дискуссии о том, как и почему люди хранят память о героях

12.12

День

Конституции (1 час)

10–11 классы:

«Повзрослеть – это значит, чувствовать ответственность за других» (Г.

Купер)

Значение   слова

«конституция». Роль Конституции в жизни человека. Какие главы российской

Конституции важны для молодежи? Права, которыми        уже пользуются

старшеклассники

Участие в беседе о том, многие ли люди читали Конституцию? Почему? Согласились бы вы заниматься        законотворческой деятельностью? Почему?

В зависимости от ответа на вопрос «Согласны ли вы с тем, что в

18 лет человек готов использовать свое право участвовать в голосовании», старшеклассники делятся на две группы и обсуждают аргументы в пользу своей точки зрения.

Брейн-ринг    на    знание

Конституции

19.12

Рождество (1 час)

10–11 классы:

«Светлый праздник Рождества»

История

праздника Рождества Христова.

Рождественский пост, в        чем        его необходимость.

Символы Рождества. Рождественские традиции в России и в других государствах

Блиц-опрос «История рождения Христа».

Участие в беседе о Рождественском посте, его значении и соблюдении в наши дни.

Работа в парах: вспомнить как можно больше символов Рождества.

Участие в обсуждении Рождественских традиций

26.12

Тема нового года.

Семейные праздники и мечты

(1 час)

10–11 классы:

«Полёт мечты»

Новый год — праздник всей семьи. Новогодние семейные традиции. Новогодние приметы

Игра «Вопрос из шляпы» (всё ли вы знаете о Новом годе?).

Участие в дискуссии «Почему взрослеющие дети не любят встречать Новый год с семьей?»

Блиц-опрос «Назовите семейные традиции, которые связаны с Новым годом?»

Обмен мнениями: сбываются ли желания, загаданные в новогоднюю ночь?

Участие в беседе о новогодних

приметах

9.01

Цифровая безопасность и гигиена школьника

(1 час)

10–11 классы:

«Кибербезопасн ость: основы»

Правила

безопасности        и поведения в интернете. Реальныеугрозы интернета

(нежелательный контент, кибербулинг, трата денег, доступ к личной информации и др.).        Какой

информацией не стоит делиться в сети. Проекты, программы, специальные курсы по кипербезопасности

Участие в беседе о том, что волнует родителей, когда дети находятся в интернете. Работа в командах с дальнейшим обобщением: как можно сделать соцсеть менее опасной (не публиковать избыточные данные, не использовать соцсеть как записную книжку, не привязывать телефонный номер, отписываться от назойливых собеседников, не делиться аккаунтом, скачивать приложения только из надежных источников).

«Мнение знатока» (сообщение разбирающегося в безопасном поведении        в        интернете одноклассника).

Обмен информацией о проектах,

программах по кибербезопасности

16.01

День снятия блокады

Ленинграда (1 час)

10–11 классы:

«Ты выжил, город на

Неве…»

Начало блокады. Захват Шлиссельбурга немецкими войсками. Эвакуация населения. Ладожское озеро — дорога        жизни. Блокадный                паек. Неписанные правила выживания.

Спасительный прорыв кольца.

Проект «Детская книга войны»

Участие в блиц-опросе «Что вы знаете о блокаде Ленинграда?»

Участие в обсуждении неписанных правил выживания:

Не съедать весь выданный хлеб сразу.

Стоя в очереди за продовольствием, люди прижимались друг к другу: с одной стороны, чтобы не пропускать полукриминальных личностей, а с другой — чтобы сохранить тепло.

При бомбардировках люди знали где находится бомбоубежище и какой путь является наиболее безопасным. На улицах размещали таблички «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна!».Не ложиться и всё время что-то делать.Беседа о том, что ещё помогало людям выстоять в блокадном городе.

Знакомство с отрывком из дневника Юры Рябинина, жившем в Ленинграде во время блокады.Работа в группах «В поисках смысла…» участие в обсуждении смысла слов Д. Лихачева: «Только умирающий от голода живёт настоящей жизнью, может совершить величайшую подлость и величайшее самопожертвование, не боясь смерти. И мозг умирает последним: тогда, когда умерла совесть, страх, способность двигаться, чувствовать у одних и когда умер эгоизм, чувство самосохранения, трусость, боль – удругих»

23.01

160 лет со дня рождения К. С. Станиславског о (Великие люди России)

(1 час)

10–11 классы:

«С чего начинается театр?»

Театр        —

искусство многосоставное (в нём соединяются литература,музыка, актерское мастерство, танцы,режиссураи даже этикет). Вклад К. С.Станиславскогов театральное искусство. Основные идеи системы

Станиславского

Участие во вступительной беседе о театре и его роли в жизни человека.

Работа в парах: можно ли идеи Станиславского использовать в другой профессии.

Обмен мнениями: как можно знакомиться с постановками разных театров

30.01

День российской науки

(1 час)

10–11 классы:

«Ценность научного познания»

Современное научное знание. Критерии научного знания:

доказательность, проверяемость, значимость, воспроизводимость.Использование

достижений науки в повседневной жизни. Увлечение наукой в школе. Открытия, которые сделали дети. Научная журналистика

—возможность

заниматься разной наукой

Работа        в        группах:        объяснить значение                         терминов:

«доказательность», «проверяемость»,

«значимость», «воспроизводимость».

Участие в диспуте «Зачем мы учим математику?»

Блиц-опрос        «Примеры использования достижений науки в повседневной жизни».

Участие в беседе о том, есть ли у школьников возможность заниматься наукой, какие виды деятельности приближены к научной, как можно объяснить утверждение О. де Бальзака о том, что ключом ко всякой науке является вопросительный знак. Знакомство с открытиями, которые сделали школьники

6.02

Россия и мир (1 час)

10–11 классы:

«Россия в мире»

Географические особенности и природные богатства России. Народы

России. Единый перечень коренных малочисленных народов (47 этносов). Российская культура.

Чем славится Россия?

Обмен мнениями: что для вас является удивительным в вашей стране?

Участие в беседе о причинах исчезновения        малочисленных народов России.

Участие в мозговом штурме: как сохранить Россию для будущих поколений

13.02

День защитника Отечества

(День Армии) (1 час)

10–11 классы:

«Признательнос ть доказывается делом» (О. Бальзак) (ко дню защитника

Отечества)

Почитание

защитников Отечества.

«Советы молодому офицеру» ротмистра В. М Кульчицкого. Что нужно изменить в армии, чтобы юноши хотели в ней служить?

Участие в интеллектуальной разминке «Что вы знаете о Дне защитника Отечества?»

Знакомство с выдержками из Советов молодому офицеру ротмистра В. М. Кульчицкого — обсуждение их.

Участие в дискуссии о том, что нужно изменить в армии, чтобы юноши хотели в ней служить

20.02

Забота о каждом (1 час)

10–11 классы:

«Нет ничего невозможного»

Доброта.

Добрыми рождаются или становятся? Как стать добрее? Смысл и значимость того, что вы делаете каждый день

Игра «Снежный ком»: что мы вкладываем в понятие «доброта»?

Участие в дискуссии «Добрыми рождаются или становятся?». Изучаем мнение: знакомимся с рекомендациями психолога «Как стать добрым человеком».

Беседа о том, что делает нашу

жизнь наполненной смыслом

27.02

Международны й женский день (1 час)

10–11 классы:

«Букет от коллег»

Связь праздника 8 Марта с именем Клары Цеткин. Освоение женщинами

«мужских» профессий.

Традиционность подхода «мужчина — добытчик, женщина — хранительница очага»:

изменились ли роли?

Участие        во        вступительной беседе об истории праздника 8 Марта. Работа в группах: как научно- технический                прогресс        помог женщине выбирать ранее «мужские»

профессии; хорошо это или плохо?

Участие        в        дебатах        о        роли женщины в семье и в обществе. Тест

«8 Марта»

6.03

Гимн России (110 лет

советского писателя и поэта, автора слов гимнов Российской Федерации и СССР С. В.

Михалкова) (1 час)

10–11 классы:

«Гимн России»

Сергей

Владимирович Михалков        —поэт, драматург,

баснописец, сказочник, сатирик, сценарист, общественный

деятель. Страсть С. Михалковак стихотворчеству.

Работа в армейской печати во времена Великой

Отечественной войны. Решение правительстваРоссии о смене гимна. Вторая редакция текста гимна

Самостоятельная        работа: знакомство с ключевыми моментами жизни С. Михалкова.

Работа в группах: предположим, вам поручили создать личную страничку Михалкова в интернете, какую информацию вы бы в нее поместили?

Участие в беседе о том, почему, несмотря на большое количество претендентов, для последней редакции гимна выбрали стихи именно С. Михалкова?

13.03

День

воссоединения Крыма с

Россией (1 час)

10–11 классы:

«Крым на карте России»

Красивейший полуостров с богатой историей.        История Крымского полуострова. Значение Крыма.

Достопримечательност и Крыма

Участие в беседе о географическом положении Крыма с использованием карты.

Самостоятельная работа по изучению информации по истории Крыма.

Работа в группах с обобщением: что с древних времен привлекало разные народы в Крымском полуострове?

Обмен мнениями: что бы вы

рекомендовали посетить в Крыму

3.04

Всемирный день театра (1 час)

10–11 классы:

«Искусство – это не что, а как»

(А.

Солженицын)

Театр — особый вид        искусства,

который сближает людей. С 1961 г. отмечают День театра. Причины, по которым люди ходят в театр. Отличие театра от кино.        Основы театрального этикета

Участие        во        вступительной викторине «Чек-лист». Работа в парах

отметить        вопросы,        ответы        на которые не известны.

Что        означает        слово

«театр»?

Что является символом театра?

Какая страна считается родоначальницей        современного театра?

Кого можно считать первыми русскими театральными артистами?

При каком царе появился первый балаган (профессиональный театр)?

В каком веке был основан        крепостной        театр Шереметевых?

Анализ ответов на вопросы, которые вызвали затруднение.

Участие в дискуссии о том, любой ли человек может посещать театр или для этого нужна подготовка? Можно ли утверждать, что спектакль по-настоящему рождается тогда, когда есть зритель?

Работа в командах «Сторонники театра» и «Сторонники кино»: аргументы в пользу того или другого вида искусства.

Игра «Да — Нет» на знание

театрального этикета

10.04

День космонавтики.

Мы – первые (1 час)

10–11 классы:

«Как войти в историю? (ко дню

космонавтики)»

История появления праздника День космонавтики.

Первые попытки

запуска собак в космос в 1951 г. Полёт Белки и Стрелки в августе 1960 г. Подготовка к первому полёту

человека в космос. Полёт Гагарина.

Выход А. Леонова в открытый космос

Участие во вступительной беседе о необходимости покорять космос и важных исторических событиях космонавтики.

Участие в блиц-опросе о полетах в космос.

Участие в групповой работе: знакомство        с        нештатными ситуациями, которые случились во время выхода А. Леонова в открытый космос; обсуждение морального состояния летчика и качеств личности, которые помогли ему не растеряться    в    сложившихся

обстоятельствах

17.04

Память о геноциде

советского народа

нацистами и их пособниками

10–11 классы:

«Есть такие вещи, которые нельзя простить?»

Появление термина«геноцид». Геноцид советского народа и народов Европы во время Второй мировой войны.

Международный военный трибунал в Нюрнберге.

Конвенция        ООН о предупреждении преступления

геноцида и наказании за        него Геноцид в современном мире

Участие в беседе о том, какими признаками характеризуется геноцид. Составление «облака тегов» к понятию «геноцид».

Участие в беседе о Нюрнбергском процессе. Участие в дискуссии о причинах геноцида и способах его предотвращения

24.04

День Земли (Экология) (1 час)

10–11 классы:

«Экологично VS вредно»

День Земли — история праздника. Способы празднования Дняземли.

Природоохранные организации.Знаки экологической

безопасности.

Состояние экологии — ответственность

каждого человека.

Участие в беседе об истории появления праздника.

Работа в группах: что каждый из нас может делать, чтобы повлиять на экологическую        обстановку. Составляем и обобщаем список.

Участие в обсуждении: как мы можем принять участие в праздновании Дня Земли?

Блиц-опрос о природоохранных организациях.

Игра «Расшифруем знаки экологической        безопасности» (учитель демонстрирует знаки, а старшеклассники   объясняют   их

значение)

15.04

День труда (1 час)

10–11 классы:

«Если ты не умеешь использовать минуту, ты зря

проведёшь и час, и день, и всю жизнь» (А.

Солженицын)

Давняя история праздникатруда. Трудовой день до 16 часов без выходных, скудный заработок, тяжелые условия — причины стачек и забастовок.

Требования рабочих. 1 мая 1886 г. в Чикаго. Праздник весны и труда

Участие во вступительной беседе об истории праздника.

Участие        в        диспуте

«Современная молодёжь не хочет трудиться и ищет лёгкие пути зарабатывания денег?».

Блиц-опрос «Владеете ли вы элементарными        трудовыми навыками?»

24.04

День Победы. Бессмертный полк

(1 час)

10–11 классы:

«Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой

повести...»

День Победы. План Барбаросса — замысел молниеносной войны.

Могила

Неизвестного Солдата

Участие в беседе: чем для ветеранов войны, тружеников тыла является День Победы: праздником, днем скорби, днем памяти?

Знакомство с подвигом Николая Сиротинина, обсуждение.

Участие в обсуждении причин появления Могилы Неизвестного Солдата

15.05

День детских общественных организаций

(1 час)

10–11 классы:

«О важности социальной активности»

19 мая 1922 г. — день        рождения пионерской

организации. Цель её создания        и

деятельность.Распад пионерской

организации. Причины, по которым дети объединяются

Участие во вступительной беседе о пионерской организации.

Участие в дискуссии о том, какое должно быть детское общественное объединение, чтобы вам захотелось в него вступить.

Участие в мозговом штурме по выдвижению причин, по которым дети объединяются.

Участие в дебатах сторонников и        противников        детских

общественных объединений

22.05

Про счастье (1 час)

10–11 классы:

«Счастлив не тот, кто имеет всё самое лучшее, а тот, кто извлекает всё лучшее из того, то имеет»

(Конфуций).

Разные представления о счастье.Слагаемые счастья.Рецепт счастливой жизни.

Игра «Согласен — не согласен».

Работа в группах: обсуждение с дальнейшим  обобщением  вопроса

«Из чего состоит счастье?» Обсуждение притчи о счастье.

Участие        в        дискуссии:

«Слагаемые счастья: любовь; семья; успех; самореализация; финансовое благополучие. Этого достаточно?».

29.05

                        



Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №5

города Каменск-Шахтинского

ПРИНЯТО:

на Педагогическом совете

Протокол №1 от 30.08.2022г

Председатель______Гайдукова С.П.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ лицея №5

__________Гайдукова С.П.

Приказ № 120-О от 31.08.2022г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По внеурочной деятельности

среднего общего образования

Кружок  «Стилистика русского языка и основы редактирования текста»  

для 10 «а» класса

Учитель: высшей квалификационной

                                                             категории Попова О.В.

РАССМОТРЕНА:

на методическом объединении учителей филологического  цикла

Протокол № 1 от 30.08.2022г.

Руководитель МО___________Попова О.В.

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по УВР

___________Пороло Т.А..

                                                              2022год

Оглавление                                                                                                                стр.

1.  Пояснительная записка                                  3

2.  Планируемые результаты учебного курса    7                                                    3.  Содержание учебного курса                           9

4.  Календарно-тематическое планирование    11

                                       Раздел 1.Пояснительная записка

Рабочая программа  кружка  «Стилистика русского языка и основы редактирования текста»  для  10 класса  разработана в   соответствии с нормативными документами:

Федеральный закон от 29.12.2012 №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации

от 6 октября 2009 г. № 413.

 Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115.

Письмо Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2015 г. № 09-3564 “О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ”.

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской

Федерации от 28.01.2021 № 2 СанПиН 1.2.3685-21 «Об утверждении СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;

Основная образовательная программа основного общего образования

МБОУ лицея №5

Рабочая программа воспитания среднего общего образования  МБОУ лицея №5

Цель  программы:

- расширение лингвистического кругозора учащихся за счёт усвоения стилистических знаний;

- совершенствование практических, коммуникативных умений учащихся.

Задачи:

  • обучающие – способствовать развитию познавательного интереса к родному языку, овладение лингвистической компетенцией; обогащению словаря учащихся, создавать условия для проявления интереса к работе над содержательной стороной слова и его роли в речи;
  • ознакомление учащихся с основными понятиями стилистики; расширение и углубление знаний учащихся о стилистических средствах языка; углубление знаний учащихся о функциональных стилях речи; предупреждение речевых и грамматических ошибок, отработка умения находить и исправлять речевые и грамматические ошибки; вырабатывать умение редактировать текст.
  • воспитательные - способствовать формированию уважительного и бережного отношения к богатству родного языка, создавать условия для формирования личности, ответственной за свое развитие;
  • развивающие – содействовать развитию самостоятельности, творческих способностей, потребности в саморазвитии; способствовать развитию коммуникативных умений и навыков учащихся,  формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности.

Взаимосвязь с программой воспитания

Программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом Рабочей программы воспитания. Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога. Это проявляется в:

  1. ласс

 Личностные результаты освоения основной образовательной программы обучающимися должны отражать готовность и способность обучающихся руководствоваться сформированной внутренней позицией личности, системой ценностных ориентации, позитивных внутренних убеждений, соответствующих традиционным ценностям российского общества, расширение жизненного опыта и опыта деятельности в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:

гражданского воспитания:

сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества;

осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;

принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей;

готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;

готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в общеобразовательной организации и детско-юношеских организациях;

умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением;

готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности;

патриотического воспитания:

сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;

ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях и труде;

идейная убежденность, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу;

духовно-нравственного воспитания:

осознание духовных ценностей российского народа;

сформированность нравственного сознания, этического поведения;

способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;

осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;

ответственное отношение к своим родителям и (или) другим членам семьи, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России;

эстетического воспитания:

эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда и общественных отношений;

способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;

убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества;

   готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление  проявлять качества творческой личности;

физического воспитания:

сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью;

потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;

активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью;

трудового воспитания:

готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;

готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность;

интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;

готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни;

экологического воспитания:

сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем;

планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества;

активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;

умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их;

расширение опыта деятельности экологической направленности;

ценности научного познания:

сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;

совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира;

осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе.

Общая характеристика курса  кружка  «Стилистика русского языка и основы редактирования текста»  для  10 класса  

Программа  составлена с целью дальнейшего совершенствования образовательного процесса в части изучения русского языка, повышения результативности обучения детей, обеспечения вариативности образовательного процесса, сохранения единого образовательного пространства. Программа внеурочной деятельности по русскому языку на 2019-2020 учебный год создаёт условия  для повышения качества образования, обеспечивает развитие личности обучающихся, способствует самоопределению учащихся в выборе профиля обучения. Актуальность программы внеурочной деятельности определяется запросом со стороны учащихся и родителей. 

Программа внеурочной деятельности «Стилистика русского языка и основы редактирования текста»  для  10 класса опирается на  Федеральную целевую программу «Культура России». В программе используются спецкурс  И.Б.Голуб  «Стилистика русского языка»

      Место  программы   кружка «Стилистика русского языка и основы редактирования текста»  для  10 класса  

      Рабочая программа кружка «Стилистика русского языка и основы редактирования текста»  для  10 класса. На реализацию программы курса согласно плану внеурочной деятельности  МБОУ лицея №5 отводится  35 часа.

     Согласно Календарному   учебному  графику  МБОУ  лицея №5  на 2022-2023 учебный год в 10 а классе – 34 часа, при этом программа курса выполняется полностью за счет уплотнения материала в разделе:

  1. Методика редакторского анализа и правки текста (1 ч.).

    Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса

Важными ориентирами содержания данного факультатива является развитие языковой интуиции и ориентирования в пространстве языка и речи; развитие и осознание  представлений о языке как универсальной ценности. Курс создает условия для развития  представлений о различных методах познания языка (исследовательская деятельность, проект как метод познания, научные методы наблюдения, анализа), элементарных умений, связанных с выполнением учебного лингвистического исследования; развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку. Важным является  включение учащихся в практическую деятельность по изучению и сохранению чистоты русского языка.

Раздел 2. Планируемые результаты освоения программы кружк «Стилистика русского языка и основы редактирования текста»  для  10 класса

Личностные УУД:

социализация личности; формирование уважительного отношения к богатству русского языка; развитие творческого потенциала ученика; воспитание интереса к творческой деятельности; бережное отношение к духовным ценностям; активизация  навыков самостоятельной работы по сбору нужной информации

Метапредметные УУД:

освоение способов решения проблем поискового характера, развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности;

формирование умения планировать, контролировать в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы решения;

развитие способности осознанно строить речевое высказывание;

формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию;

воспитание умения и готовности вести диалог, излагать свое мнение, отношение;

овладение способами ведения коллективной творческой работы; умения договариваться, распределять функции, осуществлять взаимный контроль.

Предметные УУД:  

иметь представление  о стилистике как учебной дисциплине, её структуре, её связи с другими лингвистическими науками; освоить содержание понятий «языковая норма», «стилистическая окраска», «стилистические средства», «стиль речи» и т.д.; уметь находить стилистические средства языка (фонетические, лексические, грамматические); выявлять стилистическую синонимию различных языковых средств; определять  особенности функциональных стилей речи и природу типичных орфоэпических, речевых и грамматических ошибок, их классификацию; определять стиль речи и анализировать тексты разных стилей;

находить в тексте стилистические средства разных уровней языка; различать стилистическую окраску языковых средств разных уровней языка; оценивать целесообразность использования в речи различных языковых средств; владеть нормами литературного языка, правильно употреблять языковые средства в зависимости от коммуникативной целесообразности;  пользоваться справочной литературой с целью получения информации о различных языковых нормах, стилистически окрашенных средствах языка; исправлять речевые и грамматические ошибки в предложении и тексте; уметь редактировать текст.

Для закрепления теоретических положений в программу включены задания и упражнения, назначение которых – выработать у учащихся навыки стилистического анализа текста, привить им умение оценивать и выбирать синонимические варианты. Иллюстративный материал для программы отобран из произведений художественной литературы, научных, публицистических и деловых текстов. В основном представлены микротексты – отдельные предложения, со структурой которых связаны те или иные правила.

Учебно-методические пособия, используемые для достижения планируемых результатов

Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб «Занимательная стилистика». Как мы говорим. А как мы пишем!.. АСТ 2019 г.

Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2002

Голуб, И. Б. Секреты русского языка: о сложном увлекательно и просто: учебное пособие / И. Б. Голуб. – Москва: КноРус.

ЕГЭ 2023. Русский язык. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2022 года.

 Русский язык без репетитора.  Голуб И.Б. 2019, 400с.      

Раздел 3 .Содержание курса  кружка «Стилистика русского языка и основы редактирования текста»  для  10 класса   (34 часа)

Введение (1 час)

Стилистика как лингвистическая дисциплина. Цели и задачи стилистики. Структура стилистики. Основные понятия стилистики. Связь стилистики с другими филологическими  дисциплинами. Роль стилистики в совершенствовании речевой культуры.

Раздел 1. Стилистика языка (22часа)

Стилистика и фонетика. Орфоэпия. Нормы ударения и произношения. Благозвучие речи. Стилистическое использование звукописи.

Лексическая стилистика. Значение слова. Лексическая сочетаемость. Речевая избыточность и недостаточность.  Стилистическая окраска слов. Стилистическое использование омонимов и многозначных слов. Стилистическое использование синонимов. Стилистическое использование антонимов. Стилистическое использование иноязычных слов. Стилистическое использование слов ограниченной сферы употребления. Лексика  пассивного словарного состава.

Речевые ошибки и их исправление. Стилистическая правка предложений и текста. Выразительные возможности лексики. Тропы.

Фразеология и стилистика. Стилистическое богатство русской фразеологии. Классификация фразеологизмов.

Речевые ошибки, связанные с использованием фразеологизмов.

Стилистика и словообразование. Стилистически окрашенные морфемы. Выразительные возможности морфемики и словообразования. Грамматические ошибки, связанные со словообразованием, и их исправление.

       Стилистика и морфология. Морфологические нормы. Особенности употребления существительных. Особенности употребления прилагательных. Особенности употребления числительных. Особенности употребления местоимений. Особенности употребления глаголов, причастий и деепричастий. Особенности употребления наречий. Особенности употребления служебных частей речи. Синонимия форм частей речи.

Выразительные возможности употребления частей речи. Грамматические (морфологические) ошибки и их исправление.

Стилистика и синтаксис. Стилистика словосочетания. Нормы управления. Нормы согласования. Синонимия словосочетаний.

Стилистика простого предложения. Стилистика сложного предложения. Синонимия синтаксических конструкций.

Грамматические (синтаксические) ошибки и их исправление. Выразительные возможности синтаксиса. Стилистические фигуры.

Раздел 2. Стилистика речи (5 часов)

Функциональная стилистика. Стили речи. Разговорный стиль. Научный и официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Художественный стиль. Сфера использования стилей, основные черты. Разновидности стиля. Жанры. Языковые особенности стилей речи. Стилистический анализ текста.

Раздел 3. Основы редактирования текста (8 часов)

Литературное редактирование как учебная дисциплина. История вопроса. Определение дисциплины, ее целей и задач. Становление литературного редактирования в России. Задачи литературного редактирования текста.

Текст как предмет работы редактора. Трактовка термина "текст". Основные характеристики текста: целостность, связность, закрепленность, информативность. Виды информации: ключевая, уточняющая, дополнительная, повторная, нулевая.

Методика редакторского анализа и правки текста. Традиционные филологические методики анализа текста и практики редактирования: "лингвистический эксперимент" (Щерба Л.В.), стилистический эксперимент (Пешковский А. М.), конкретизация. Виды редакторского чтения: ознакомительное, углубленное, шлифовочное. Процесс правки текста. Виды правки: правка-вычитка, правка-сокращение, правка-обработка, правка-переделка, их последовательность и особенности. Компьютер в редактировании. Основные технические требования к правке. Специфика редактирования телевизионных и радиотекстов.

Работа редактора над композицией произведенияПостроение литературного произведения. Две трактовки термина "композиция" – литературоведческая и лингвистическая. Анализ структуры литературного произведения. Типичные недостатки композиции журналистского материала. Оценка приемов композиции. Работа редактора над планом. Три вида планов: план будущего произведения; план завершенного автором произведения; план переработки материала. Начальные фразы, концовка, заголовок. Контактные и конструктивные функции заголовка. Жанр как композиционная форма.

Работа редактора с фактической основой текста. Оценка значимости факта для текста. Золотые правила работы с фактами. Конкретизация представления как метод проверки факта. Факт и слово его называющее. Уточнение понятия и высказывания. Сопоставление фактов. Проверка фактов по авторитетным источникам информации. Цифра как вид фактического материала и элемент текста. Требования к ней. Работа редактора со статистикой. Таблицы и выводы как способ оформления статистических данных. Цитаты как вид фактического материала. Приемы их использования. Понятия точности цитирования. Приемы и правила проверки цитат.

Способы изложения и виды текста. Классификация способов изложения и видов текста. Логическая и синтаксическая структуры различных видов текста. Их построение. Повествование и описание. Сообщение. Информационное описание. Рассуждение. Умозаключение. Определение и объяснение.

Тематическое планирование.

Тема

Формы организации видов деятельности

Количество часов

Деятельность учителя

Введение

 

1

максимальное использование воспитательных возможностей содержания учебных предметов для формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей, российского исторического сознания на основе исторического просвещения; подбор соответствующего тематического содержания, текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждений;

Стилистика языка

коллективно-распределенные формы

индивидуально-обособленная/

веб-квест

22

выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания, целевыми ориентирами результатов воспитания; реализацию приоритета воспитания в учебной деятельности;

привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов, явлений и событий, инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам;

Стилистика речи

индивидуально-обособленная

в парах сменного состава

5

применение интерактивных форм учебной работы — интеллектуальных, стимулирующих познавательную мотивацию, игровых методик, дискуссий, дающих возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы, которая учит строить отношения и действовать в команде, способствует развитию критического мышления;

Основы редактирования текста

в парах постоянного состава

6

организацию шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над неуспевающими одноклассниками, в том числе с особыми образовательными потребностями, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;

итого

34

Раздел 4.Календарно- тематическое планирование программы

 

п.п

Наименование тем

Вид деятельности

дата

         Стилистика языка.

Введение. Цели и задачи стилистики. Основные понятия стилистики Фоника. Орфоэпия.

аналитическое чтение и изучение

моделирование

2.09

Лексическая стилистика. Лексическая сочетаемость.

практическая работа

создание буктрейлера

9.09

Речевая избыточность и недостаточность.

лингвистический эксперимент

16.09

Стилистическая окраска слов.

работа с текстом

составление алгоритмов

23.09

Стилистическое использование омонимов и многозначных слов.

составление алгоритмов;

комплексная работа со словом

30.09

Стилистическое использование синонимов и антонимов.

лингвистический эксперимент

7.10

Стилистическое использование иноязычных слов.

решение

лингвокультурологических задач

практикум

14.10

Стилистическое использование слов ограниченной сферы употребления.

квест «Продолжи текст»

21.10

Речевые ошибки и их исправление.

квест «Построения полей смыслов»

28.10

Стилистическое использование фразеологии.

 культуроориентированный анализ слова

11.11

Лексика  пассивного словарного состава.

культуроориентированный анализ слова

18.11

Тропы.

Квест «Творческая  мастерская одного слова»

25.11

Стилистическое использование словообразования.

квест «Этимологические этюды»

2.12

Стилистика и морфология. Стилистическое использование существительных.

создание буктрейлера

9.12

Стилистическое использование прилагательных.

квест «Попутные социо- и лингвокультурные комментарии к используемым на уроках текста.»

16.12

Стилистическое

использование числительных.

редактирование; культуроориентированный анализ слова

23.12

Стилистическое использование местоимений.

моделирование

работа со словарём

13.01

Стилистическое

использование глагола.

квест «Попутные социо- и лингвокультурные комментарии к используемым на уроках текстам»

20.01

Стилистическое

использование причастий и

деепричастий.

редактирование

27.01

Стилистическое

использование  служебных

частей речи.

составление речевого клише

редактирование

3.02

Стилистика и синтаксис.

Нормы управления и

согласования.

редактирование

моделирование

10.02

Стилистика простого и сложного предложений.

практикум

работа со словарём

17.02

Стилистические фигуры.

опорный конспект

практикум

3.03

              Стилистика речи.

Функциональная стилистика. Разговорный стиль.

Составление лингвокультурологического словаря к  тексту 

10.03

Научный и официально-деловой стиль.

квест «Попутные социо- и лингвокультурные комментарии к используемым на уроках текстам»

17.03

Публицистический стиль.

Составление лингвокультурологического словаря к художественному тексту

31.03

Художественный стиль.

Квест «Творческая  мастерская одного слова»

7.04

Стилистический анализ текста.

Практическая работа

14.04

    Основы редактирования текста.

Литературное редактирование как учебная дисциплина.

редактирование

21.04

Текст как предмет работы редактора.

редактирование

28.04

Методика редакторского анализа и правки текста.

редактирование

5.05

 Работа редактора над композицией произведения

редактирование

12.05

Работа редактора с фактической

 основой текста.

редактирование

19.05

Способы изложения и виды текста

редактирование

26.05

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности по физической культуре 6 класс 2022-2023 уч.г.

Рабочая программа по внеурочной деятельности по физической культуре 6 класс 2022-2023 уч.г....

Рабочая программа по внеурочной деятельности по физической культуре 7 класс 2022-2023 уч.г.

Рабочая программа по внеурочной деятельности по физической культуре 7 класс 2022-2023 уч.г....

Рабочая программа по внеурочной деятельности по физической культуре 8 класс 2022-2023 уч.г.

Рабочая программа по внеурочной деятельности по физической культуре 8 класс 2022-2023 уч.г....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Сдаем ГТО » для 10-11 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы «Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО»; учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.С. Ку...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Первая помощь» для 5 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Актуальность курса.  В современных условиях все возрастающей сложности и напряженности жизни, пребывания людей в стрессовых ситуациях, роста аварийности на предприятиях и дорогах, возрастает роль...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» для 5 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год

Пояснительная записка Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями:Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Развитие функциональной грамотности" для 7 класса на 2022-2023 учебный год

Данная  рабочая  программа по внеурочной деятельности «Развитие функциональной деятельности» для учащихся 7 классов общеобразовательного учреждения разработана на основе примерно...