ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «В гармонии с природой»
рабочая программа (5 класс)
Обучаясь по программе «В гармонии с природой» обучающиеся в течении года знакомятся с понятиями ответственного потребления: Апсайклинг, Биоразлагаемый, Гринвошинг, Компостирование, Микропластик, Органический, Раздельный сбор, Ресайклинг, Углеродный след, Устойчивая мода, Экологичный, Экомаркировка, Ноль отходов и т.д. Постепенно привыкают к экологическому потреблению ресурсов планеты. Узнают, к чему приводит засоряемость планеты, и как можно помочь остановить этот процесс. В течение всего периода обучения развивают творческое воображение, узнают и придумывают, как ненужным вещам можно подарить вторую жизнь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
https://nsportal.ru/sites/default/files/filefield_paths/programma_v_garmonii_s_prirodoy.docx | 39.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 г.Тайшета
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«В гармонии с природой»
5 класс
срок реализации - 1 год
Составил :учитель технологии
МКОУ СОШ№2 г.Тайшета
Голято Светлана Ивановна
г.Тайшет
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дополнительного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких средств, могут быть экологические проекты, выводящие педагогов за стены учреждений в окружающий мир и социальную действительность.
Масштабы проблемы мусора, отходов становятся просто недопустимыми. Мусор -это свидетельство запущенности, заброшенности, упадка - как отдельного дома, так и села, города, и страны, и всей планеты.
Художники во всем мире научились из ненужного вторсырья делать модные аксессуары и стильные вещички. Глобальное движение под названием апсайклинг приживается и в России. Дословно с английского это называется upcycling - то есть переработка с усовершенствованием. Новый продукт должен быть лучше того, из чего он произведен!
Апсайклинг - это один из лучших вариантов по преобразованию мусора. Ведь у нас до сих пор не решена проблема переработки вторсырья, - считают российские экодизайнеры. А такое увлечение - реальный шанс уберечь страну от превращения в свалку. В мире давно пытаются решить проблему мусора, уменьшить его количество, а если не удается - пользоваться изделиями по второму разу.
Чтобы сохранить наш дом и окружающую среду чистыми и красивыми, необходимо правильно распоряжаться теми вещами, которые становятся ненужными.
Апсайклинг, в свою очередь, можно условно разделить на переработку чисто мусора (пластика, бумаги, банок, пробок) и использование старых вещей, которые потеряли свою функциональность (книг, техники, шин, мебели, одежды) в совершенно новых направлениях, предоставляя , иногда очень неожиданное содержание.
Возможность повторного использования, ненужных материалов не только частично спасает Землю от экологической катастрофы, но и доставляет людям эстетическое удовольствие - будет это эйфория от художественной самореализации, источник дополнительной прибыли или любование эксклюзивными вещами преимущественно ручной работы.
Направленность дополнительной общеразвивающей программы
-естественнонаучная.
Актуальность. Эстетическая, познавательная, коммуникативная функции данной программы способны оказать огромное воспитательное воздействие на внутренний мир ребенка, способствуют формированию активной жизненной позиции по отношению к своей планете. В связи с этим ребенок не только отражает действительность, но и что более важно, преобразует ее и преобразуется сам как личность. Преобразование действительности на основе полученных знаний и умений позволит обучающимся выработать так же свою эстетическую позицию, привносить в любое дело эстетическое начало, бережно относится к природе, к планете.
Новизна данной программы заключается в знакомстве с одним из интереснейших видов творчества - апсайклингом. Сырьем для производства служат уже использованные материалы. Такой процесс, в промышленности, очень важен.
Сохраняются природные ресурсы, а старые использованные и уже ненужные вещи и материалы получают новую жизнь.
Особенности программы: Обучаясь по программе «В гармонии с природой» обучающиеся в течении года знакомятся с понятиями ответственного потребления: Апсайклинг, Биоразлагаемый, Гринвошинг, Компостирование, Микропластик, Органический, Раздельный сбор, Ресайклинг, Углеродный след, Устойчивая мода, Экологичный, Экомаркировка, Ноль отходов и т.д. Постепенно привыкают к экологическому потреблению ресурсов планеты. Узнают, к чему приводит засоряемость планеты, и как можно помочь остановить этот процесс. В течение всего периода обучения развивают творческое воображение, узнают и придумывают, как ненужным вещам можно подарить вторую жизнь. Программа обеспечивает возможность проектирования индивидуальной образовательной траектории, интеграции и преемственности, направлена на развитие и поддержку талантливых детей. Специально разработана в целях сохранения традиций и социально экономического развития региона и сопровождения отдельных категорий обучающихся; учтены потребности, интересы детей и запросы родителей по экологическому воспитанию, не предполагает конкурсный отбор.
Возраст детей, участвующих в реализации программы. Данная программа разработана для обучающихся 11-12 лет.
Объем -12 часов:
Форма обучения: очная.
Основная форма организации образовательного процесса - учебное занятие, где применяются такие методы обучения как: рассказ, беседа, обсуждение, собеседование. Занятия могут проводиться в форме творческой мастерской, экскурсии, выставки, праздника, игры.
В связи с тем, что в группы входят дети разного возраста с различными психологовозрастными особенностями, а специфика предмета требует индивидуальной проработки материала с каждым ребенком, желательно проводить занятия по некоторым темам в групповой, мелко-групповой или звеньевой форме.
Срок освоения: Программа рассчитана на 1 год обучения. Обучающиеся, освоившие дополнительную общеразвивающую программу «В гармонии с природой» в полном объёме, считаются выпускниками объединения.
Режим занятий соответствует СанПиН, предъявляемым к УДО. Эти требования соблюдены при создании программы - это наполняемость детского объединения, длительность занятий, соответствие условий организации образовательного процесса требованиям санитарно-эпидемиологических правил и норм. Занятия могут быть организованы как со всем составом группы (15 человек), так и в подгруппах по 5 -8 человек. Продолжительность занятий по 40 минут (академический час).
Цель программы: создание условий для привлечения внимания детей и их родителей к повторному использованию ненужных вещей, обучение детей экологически правильному поведению. Задачи:
- Узнать, что такое «апсайклинг»?
- Изучить проблемы утилизации ненужных вещей.
- Показать на примере работ, как можно использовать ненужные вещи в целях сохранения окружающей среды.
- Привлечь внимание обучающихся и их родителей и научиться делать красивые вещи из мусора и старых вещей с целью сокращения количества отходов и создания
благоприятной окружающей среды
- Развивать познавательную, творческую, общественную активность обучающихся и их родителей, повышать экологическую культуру.
- Совместно с детьми привлечь внимание общественности к данной проблеме.
Планируемый результат
Выпускник со сформированными навыками экологически грамотного поведения в окружающем мире, умеющий извлекать информацию из различных источников, перерабатывать, систематизировать и предъявлять еѐ разными способами.
Должны знать:
- связь между человеком и природой;
- экологическую ситуацию в своем городе;
- правила поведения в природе;
-знание правил поведения во время коллективной работы;
- установки на здоровый образ жизни;
- нормы природоохранного, нерасточительного, здоровье сберегающего поведения;
Должны уметь:
- работать со справочной литературой;
- вести наблюдения в природе;
- выполнять правила поведения в природе;
- оформлять результаты своей деятельности.
- проявлять инициативу и ответственности за порученное дело;
- учавствовать в конкурсах, мероприятиях, связанных с экологией;
- выразить активную жизненную позицию школьника;
- уважительно относиться к старшим, проявление заботы к младшим;
- толерантно относиться к окружающим;
Формы и виды учебной деятельности
Формы контроля результатов освоения программы
Аттестация обучающихся проводится 3 раза в год: входящая, промежуточная, итоговая.
Входящий контроль проводится с целью оценки исходного уровня знаний учащихся. Текущий контроль обучающихся проводится с целью установления фактического уровня теоретических знаний по темам (разделам) дополнительной общеразвивающей программы, их практических умений и навыков, в течение учебного года. Достигнутые обучающимися результаты заносятся в диагностическую карту
Форму текущего контроля определяет педагог с учетом контингента обучающихся, уровня обученности слушателей, содержания учебного материала, используемых им образовательных технологий и др. Текущий контроль может проводиться в следующих формах: творческие работы; самостоятельные работы; практические работы; вопросники; тестирование; защита работ, проектов; конференция и т.д.
Промежуточная аттестация проводится как оценка результатов обучения за определенный промежуток учебного времени - полугодие, год. Аттестация проводится в декабре для общеразвивающих программ со сроком реализации 1 год; январь, апрель для программ со сроком реализации более 1 года. Промежуточная аттестация обучающихся может проводиться в следующих формах: творческие работы; самостоятельные работы; практические работы; вопросники; тестирование; защита работ, проектов; конференция и т.д.
Итоговая аттестация обучающихся проводится с целью оценки овладения уровнем достижений учащихся, заявленных в дополнительных общеразвивающих программах по завершении всего срока реализации дополнительной общеразвивающей программы с 11 января по 23 марта.
Итоговая аттестация обучающихся может проводиться в следующих формах: творческие работы; самостоятельные работы; практические работы; вопросники; тестирование; защита работ, проектов; конференция, защита портфолио и т.д. Программа итоговой аттестации (при любой форме проведения и в любой образовательной области) содержит методику проверки теоретических знаний обучающихся и их практических умений и навыков. Итоговой формой контроля служит творческий отчет в конце года и участие в выставках декоративно-прикладного искусства.
Содержание (1 год обучения)
Раздел 1. Вводное занятие.
Теория: Знакомство с детьми, друг с другом.
Практика: Проведение вводного тестирования.
Раздел 2. Апсайклинг.
Теория: Ответственное потребление. Вторая жизнь вещей. История и традиции. Ноль отходов. Основные принципы движения zerowaste. Экологическое сознание.
Практика: Поделки из различного мусора на тему осени. Раздельный сбор мусора.
Раздел 3. Биоразлагаемый материал
Теория : Мифы и реальность. Экологичный. Зеленый. Компостируемый. Микропластик.
Практика: Раздельный сбор мусора. Поделки из одноразовых бумажных стаканчиков.
Раздел 4. Гринвошинг.
Теория: Зеленый камуфляж. Зеленое отмывание.
Практика: Проведение исследований с использованием современного
оборудования для учебной практической и проектной деятельности по естествознанию, биологии и экологии (ЛКБЭ).
Раздел 5. Микропластик.
Теория: Что такое пластик, полимеры. Микропластик. Экологическая акция.
Практика: Опыты: «Испытываем пластики», изготовление поделок из
различных пластиковых отходов. Сбор пластиковых крышечек.
Раздел 6. Экологичный образ жизни.
Теория: Принципы экологичного образа жизни. Экологичный. Экономия ресурсов. Одноразовые вещи. Товары местного производства. Экологичные моющие средства и косметика. Натуральные и искусственные волокна.
Практика: Новогодний апсайклинг. Эко-Ёлка. Изготовление ёлочных эко
игрушек. Изготовление мыла. Карвинг по мылу. Приготовление щелока, лосьонов, кремов из натуральных продуктов. Проведение исследований с использованием современного оборудования для учебной практической и проектной деятельности по естествознанию, биологии и экологии (ЛКБЭ).
Раздел 7. Итоговое занятие.
Теория: ЭкоЖизнь в стиле Zerowaste (ноль отходов). Практика: Игра «Мусорный бум».
Тематическое планирование
№ | Наименование раздела, темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Вводное занятие. | 1 | 1 | 0 |
2 | Апсайклинг | 2 | 1 | 1 |
3 | Биоразлагаемый материал | 2 | 1 | 1 |
4 | Гринвошинг | 2 | 1 | 1 |
5 | Микропластик | 2 | 1 | 1 |
6 | Экологичный образ жизни | 2 | 1 | 1 |
7. | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 |
12 | 6 | 6 |
Материально-технические условия реализации программы Использование оборудования центра естественнонаучной и технологической направленностей «Точка роста» Общее оборудование (физика, химия, биология), ноутбуки.
Необходимые инструменты для работы:
- канцелярский нож
- пинцет
- ножницы с прямыми концами (большие и маленькие)
- ножницы с загнутыми концами (маленькие)
- шило
- фигурные дыроколы
- клеевой пистолет
- кусачки
- плоскогубцы
- кисточка для клея
- деревянные палочки
- утюг
- линейки
- секатор
- клей ПВА
- клей в стержнях для клеевого пистолета
- картон
- проволока
- шпагат
- новогодние аксессуары
- флористический оазис
- простые карандаши
- гуашь
- акриловые краски
- пастель
- гипс
- ватман
- двусторонний скотч
- гофрированная бумага
- ткани
- шнуры
- нитки
Природные материалы:
- семена
- плоды
- косточки
- крупы
- засушенные цветы, травы и листья
- засушенные оболочки плодов
- мох
- лишайники
- шишки
- ракушки
- деревянные спилы
- ветки и коренья
Методические материалы
- Фото и видеоматериалы
- Образцы изделий
- Большое количество иллюстративного материала из журналов
- Тематическая папка: «Пасхальные композиции»
- Тематическая папка: «Рождественские композиции»
- Альбомы с фотографиями цветов, композиций, выставочных работ
Электронные образовательные ресурсы
- Лицензионные электронные образовательные ресурсы DVD video
- демонстрационные средства, информационный источник ООО «Студия Компас» 2005 «Fleurcreatif. FlowersMasterpieces».
- DVD video демонстрационные средства, информационный источник ООО «Дизайнер БУКС» 2008 «Упаковка подарков».
- DVD video демонстрационные средства, информационный источник ООО «Гурман Медиа» 2010
- демонстрационные средства, информационный источник ООО «Гурман Медиа» 2010
Перечень рекомендуемых источников
Список литературы для педагога
- Алексеев, С.В. Экологический вектор устойчивого развития современного образования / С.В. Алексеев // Биология в школе. - 2009.
- Багоцкий, С.В. Еще раз об "Экологическом образовании" / С.В. Багоцкий. -Биология в школе. - 2006.
- Бирюкова, М.А. и др. Формирование экологической культуры личности в системе дополнительного образования, 2005.
- Борейко, Е.В. Природоохранная эстетика в школе / Е.В. Борейко. - К. : Киевский эколого-культурный центр, 2005.
- Вересов, Н.Н. Основы гуманитарного подхода к экологическому воспитанию старших дошкольников / Н.Н. Вересов // Дошкольное воспитание, 1993. - № 7. - С. 45.
- 11. Гирусов, Э.В. и др. Экология и культура / Э.В. Гирусов, И.Ю. Широкова. - М., 2009.
- Глазачев, С.Н. и др. Экологическая культура: сущность, содержание, технологии формирования / С.Н. Глазачев, С.С. Кашлев. - Народная асвета, 2005.
- Грехова, Л.И. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми / Л.И. Грехова. - М.: ЦГЛ; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2002.
- Дежникова, Н.С. Воспитание экологической культуры детей и подростков: Учебное пособие / Н.С. Дежникова, Ю. Иванова. - М. : Педагогическое общество России, 2000.
- Дежникова, Н.С. Экологическая культура: грани восприятия / Н.С. Дежникова // Биология в школе. 2005. - №3.
- Демидюк, В.А. Экологическое воспитание школьников через восприятие живой природы / В.А. Демидюк. - 2000.
- Драгомилов, А.Г. и др. Биология. 8 класс / А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. - М. :Вентана - Граф, 2007. - 272 с.
- Ермаков, Д.С. И др. Глобальные проблемы - глобальные решения: Ролевая игра: [На уроках биологии] / Д.С. Ермаков, И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина // Биология в шк. - 2000. - №3.
- Ермаков, Д.С. и др. Учимся решать экологические проблемы: Метод.пособие для учителя / Д.С. Ермаков, И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина - М. : Шк. пресса, 2002. - 109 с. -(Библиотека журнала "Биология в школе"; Вып. 10).
- Ермаков, Д.С. Формирование экологической компетентности учащихся / Д.С. Ермаков. - М. : МИОО, 2009.
- Ерофеева, М.А. Педагогическая диагностика воспитания школьников. Монография / М.А. Ерофеева. - Балашев: БГПИ, 2001.
- Захаров, В.Б. и др. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс / В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. - М. : Дрофа, 2002.
- Захлебный, А.Н. О формах организации экологического образования и воспитания школьников / А.Н. Захлебный // Биология в школе. - 2007. - № 3. .
- Захлебный, А.Н. Школа и проблемы охраны природы: Содержание природоохранительного образования / А.Н. Захлебный. - М. : Инфра, 2001.
- Захлебный, А.Н. и др. Экологическое образование школьников во внеклассной работе: пособие для учителя / А.Н. Захлебный, И.Т. Суравегина. - М. : Академия, 2004.
- Зверев, А.Т. Факторы устойчивого развития системы "человек - общество -природа" / А.Т. Зверев // Биология в школе. - 2010. - №2.
- Зверев, А.Т. Экологическое образование не роскошь, а средство спасения / А.Т. Зверев // Биология в школе. - 2001. - №2.
- Зверев, И.Д. Учебные исследования по экологии в школе: Методы и средства обучения / И.Д. Зверев. - М. : Академия, 2003.
- Зверев, И.Д. Экология в школьном обучении / И.Д. Зверев. - М., 2000.
- Зотов, В.В. Эмоционально - ценностное отношение к природе как компонент экологической культуры личности / В.В. Зотов // Педагогическое образование и наука. - 2004. - №4.
- Иванова, Н.С. Экологические задачи на уроках "Окружающий мир".
Учебно-методическое пособие / Н.С. Иванова. - Чебоксары: Чуваш.гос. пед. ун-т, 2005.
- Иванова, Н.С. Экскурсии по естествознанию. Учебно-методическое пособие / Н.С. Иванова. - Чебоксары: Чуваш.гос. пед. ун-т, 2009.
- Игумнова, Е.А. Личный опыт общения учащихся с природой как ресурс для формирования умения задавать вопрсы / Е.А. Игумнова // Биология в школе. - 2011. - №5.
- Каленникова, Т.Г. Природа и ты: вопросы и задания по экологии / Т.Г. Каленникова.
- Минск: Народная асвета, 2007.
- Кобылянский, В.А. Формирование экологической культуры и проблемы образования / В.А. Кобылянский // Педагогика. - 2001.
- Мазур, И.И. и др. Путь к экологической культуре / И.И. Мазур, О.Н. Козлова, С.Н. Глазачев. - М. : Горизонт, 2001.
- Рахимов, А.И. Подготовка будущих учителей к организации экологического воспитания школьников; Автореф. дис. канд.пед.наук / А.И. Рахимов, - Душанбе., 2000.
- Репина, Р.К. и др. Диагностика экологической культуры школьников: учебно-методическое пособие / Р.К. Репина, Е.Г. Шаронова. - Чебоксары: Чуваш.гос. пед. ун-т,
2008.
- Репина, Р.К. и др. Вопросы практикоориентированного подхода к формированию экологической культуры / Р.К. Репина, Ф.А. Карягин, Т.В. Бархаткина //
Социально-экономические проблемы региона и пути их решения: Сб. н. трудов РГСУ, филиал в г. Чебоксары, вып. 2, 2006.
- Самерсова, Н.В. Структурно-содержательный анализ экологической культуры личности / Н.В. Самерсова. : Народная асвета, 2007. - № 3.
- Сидельковский, А.П. Взаимодействие школьников с природой как воспитательный процесс / А.П. Сидельковский. :Автореф. дис. докт. пед. наук. - М, 1988.
- Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. - Киев: Радянская школа, 1972.
- Теплов, Д.Л. Формирование экологического мировоззрения школьника / Д.Л. Теплов // Биология в школе. - 2001. - №5.
- Философия экологического образования под общ.ред. Лисеева И.К. - М. : Прогресс - Традиция, 2001.
- Хузиахметов, А. Экологический аспект современного образования / А. Хузиахметов. // Высшее образование. - 2008. - № 7.
- Человек-листочек: экологические конкурсы, игры, викторины, тренинги, тесты / Авторы-составители: Л. Гарин, С. Новиков. - Хабаровск: Графика, 2001.
- Шаронова, Е.Г. Теория и практика формирования экологической культуры в объединениях натуралистско-экологического направления учреждений
дополнительного образования: Монография / Е.Г. Шаронова. - Чебоксары, 2003.
- Ясвин, В.А. История и психология формирования экологической культуры: Удобно ли сидится на вершине пирамиды? / В.А. Ясвин. - М. : Наука, 2000.
- Ясвин, В.А. Отношение школьников к природе / В.А. Ясвин. - М., 2000.
- Ясвин, В.А. Психология отношения к природе / В.А. Ясвин. - М. : Смысл, 2000.
- Ясвин, В.А. Формирование экологической культуры. Пособие по региональной экологической политике / В.А. Ясвин. - М. : Акрополь, ЦЭПР, 2004.
Список литературы для детей и родителей
- Винокурова, Н.Ф. Концепция и программа экологического курса "Мыслить глобально, действовать локально" / Н.Ф. Винокурова. - Н. Новгород, 2008
- Майснер Г.П. Все начиналось с экологической тропы [Текст] // Начальная школа. 1999.
- Николаева С.Н. Начало экологической культуры: возможности ребенка, идущего в школу [Текст] / С.Н. Николаева // Начальная школа. -1993.
- Рыжова Н.А. Экологизация развивающей предметной среды [Текст] / Н.А. Рыжова // Дошкольное воспитание. - 1999.
- Смирнова В.В. Тропинка в природу [Текст]. - Санкт-Петербург, 2001
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «Эколог»
Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса детей и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностны...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «естественно-научной направленности» «Природа и мы»
Учебная программа предназначена для занятий по дополнительному образованию. Она включает в себя знания по охране окружающей среды, основы туристско-краеведческих знаний и умений, практические занятия,...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА естественно-научной направленности «ЗНАТОКИ ПРИРОДЫ»
Программа направлена на формирование экологической культуры, устойчивых познавательных интересов к природе и к актуальным экологическим проблемам нашего региона. Её отличительная особенность состоит в...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности Научное объединение учащихся «Друзья Земли: познаем, исследуем, бережем»
Программа школьного объединения естественнонаучной направленности «Научное объединение учащихся «Друзья Земли: познаем, исследуем, бережем»» МБОУ «СОШ № 6» (да...
Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности "Природа и человек" стартовый уровень Автор-составитель Майджи О.В., педагог дополнительного образования
Дополнительная общеразвывающая программа естественно-научной направленности "Природа и человек", стартовый уровень. Возраст обучающихся 13-14 лет. Срок реализации 1 год. Автор-составит...
Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности "Природа и человек" базовый уровень. Автор-составитель Майджи О.В., педагог дополнительного образования
Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности "Природа и человек", базовый уровень. Возраст обучающихся 15-17 лет. Срок реализации 2 года. Автор-составитель Май...
Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «Экологическая культура и здоровье человека»
Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности "Зкологическая культура и здоровье человека", 5-7 классы...