Формирование навыков самостоятельной работы у ученика при работе над музыкальным произведением»
учебно-методический материал
Очень важен урок с педагогом, но еще важнее время, проведенное учеником с музыкой наедине. Но из-за неразумно организованных занятий даже взрослый теряет время впустую. Тем более детям нужно прививать умение работать самостоятельно. Совет и помощь в этой области полезны учащимся любого возраста.
При современных школьных программах, перегруженных материалом, становятся необходимостью такие методы работы, которые обеспечивали бы хорошие результаты при минимальных затратах времени. Исключительно важная роль домашней работы требует постоянного внимания к ней педагога. Необходимо помочь ученику в составлении дневного расписания с тем, чтобы была соблюдена разумная последовательность в занятиях музыкой и приготовлением уроков для общеобразовательной школы.
В процессе домашних занятий учащегося, при преодолении различных технических затруднений выявляется ведущая роль сознания. Механическое заучивание путем многократного повторения основано главным образом на моторной памяти, которая легко может изменить исполнителю при волнении. К тому же такой метод работы почти лишен всякого смысла.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Методическое сообщение
«Формирование навыков самостоятельной работы
у ученика при работе над музыкальным произведением»
Выполнила: Хатхе С.А
преподаватель по классу фортепиано
МБУ ДО «Афипсипская ДШИ»
2023г.
Содержание
1.Основные условия развития навыков самостоятельной работы у учащихся
2.Формирование навыков самостоятельной работы у ученика
при работе над музыкальным произведением
3.Самостоятельная работа дома.
4.Заключение
5.Список используемой литературы
1.Основные условия развития навыков самостоятельной работы у учащихся
Итак, начнём с того, что педагог должен объяснить ученику всю важность самостоятельной домашней подготовки к уроку и, какую роль она играет в дальнейшем развитии и совершенствовании учащегося. Домашние занятия за фортепиано должны быть включены в общий круг занятий учащегося и войти в его ежедневное расписание. Нельзя ожидать хороших результатов, если домашние занятия происходят нерегулярно, если ученик сегодня играет полчаса, а завтра – четыре часа, если каждый день время занятий меняется.
Крайне важно составить правильный режим. Существенную помощь здесь должен оказать педагог. Для самостоятельной работы нужно ежедневно отводить более или менее постоянное время. Немаловажный вопрос – распределение рабочего времени.
Ленинградская пианистка и педагог Н.Голубовская говорила: «Люди, которые играют по десять часов в день, - самые большие лентяи. Играть по десять часов с полным напряжением внимания – доступно лишь единицам. Обычно же подобная «усидчивость» есть ни что иное, как стремление подменить работу сознания механическим действием, не требующим целенаправленного внимания».
Для повышения эффективности самостоятельной домашней работы учащегося, мы сначала на уроке обговариваем и распределяем время, которое ученик должен затратить на каждый вид домашнего задания. Например: гаммы – 20,30мин., этюды – 30,40мин., художественный материал – 1час.
Такое распределение времени занятий весьма условно. В конечном итоге оно определяется учебным материалом, его трудностью и рядом других причин. Кроме этого распределение времени зависит от индивидуальных потребностей и способностей ученика. При недостатках в технической оснащённости больше времени следует уделить гаммам, упражнениям и этюдам. И наоборот, достигнув необходимого технического уровня, можно усилить занятия над пьесами. Время, отведённое для самостоятельного обучения, целесообразно делить на две части, например, пополам.
Заниматься непрерывно больше одного часа не рекомендуется. Наблюдения показывают, что разнообразие работы – важнейшее средство, предотвращающее утомление. Нужно избегать продолжительной работы над однородными упражнениями и однообразными пьесами.
Наряду с работой с учениками я веду разъяснительную работу и с их родителями: довожу до них как важно их участие, помощь и контроль и как они могут это осуществить.
На первых порах родители учащегося могут напоминать ему о том, что наступило время занятий, и следить за тем, чтобы ученик действительно занимался в течение предписанного ему времени. В дальнейшем ребёнок должен сам помнить об этом. В часы занятий на фортепиано следует соблюдать тишину; ничто не должно отвлекать ученика. Домашним необходимо помнить, что занятия музыкой требуют большого внимания, которое нелегко выработать.
В своих беседах с родителями ученика педагог всегда будет прав, подчёркивая всю важность создания необходимого режима домашних занятий. В конечном итоге такое распределение времени должно дисциплинировать, организовать учащегося и дать положительный результат.
Процесс самостоятельной работы учащегося должен быть максимально осознан. Необходимым условием его должно быть наличие слухового самоконтроля, «самокритики» и незамедлительного устранения замеченных недостатков. «Во время своей игры, - говорила выдающаяся русская пианистка и педагог А.Н.Есипова, - всё время к ней прислушивайтесь, как будто вы слышите чужую игру и должны критиковать её».
Прежде чем приступить к занятиям, учащемуся всегда необходимо представить, как должен звучать тот или иной отрывок изучаемого произведения или сочинение целиком. Приступать к работе непосредственно за инструментом, минуя этот этап, «всё равно, что начать постройку дома, не располагая его проектом». Для того чтобы ученик мог представить звучание произведения, я на уроке проигрываю пьесу и вместе с ребёнком разбираем характер каждой части и всего сочинения, как, в конечном итоге, ученик должен будет его исполнить.
В самостоятельной работе очень важно непрерывное «общение» с текстом изучаемого материала. Изучая музыкальный текст, ученик постепенно осмысливает характер, содержание и форму произведения. Анализ нотной записи пьесы во многом определяет и ход дальнейшей работы над ней. «Я предлагаю ученику, - пишет Г.Г.Нейгауз, - изучить фортепианное произведение, его нотную запись, как дирижёр изучает партитуру – не только в целом, но и в деталях, разлагая сочинение на его составные части – гармоническую структуру, полифоническую, отдельно просмотреть главное – например, мелодическую линию, «второстепенное», - например аккомпанемент… ученик начинает понимать, что каждая «подробность» имеет смысл, логику, выразительность, что она является органической «частицей целого». Работая над деталями произведения в медленном темпе, никогда нельзя забывать его образно-эмоциональную сторону. Проще говоря, основной темп и характер. В противном случае будет потерян главный критерий, направляющий работу над деталями.
Интересно замечание А.Б.Гольденвейзера относительно воспроизведения нотного текста. Он пишет: «Общее свойство множества людей, играющих на фортепиано, - от учеников музыкальных школ до зрелых пианистов, выступающих на эстраде, - то, что они с большой точностью берут ноты там, где они написаны, и с такой же неточностью снимают их. Не утруждают себя и изучением динамических указаний автора».
Подобные высказывания выдающихся педагогов заставляют нас задуматься над важностью правильной, тщательной работы над музыкальным текстом.
Особое внимание в самостоятельной работе следует уделять ритмической дисциплине. Учащийся должен знать, что ритм – это первооснова, определяющая живую жизнь музыки. А.Н.Римский-Корсаков подчёркивал, что «музыка может быть без гармонии и даже без мелодии, но без ритма – никогда».
Обращаем внимание учащихся на ряд истин, о которых следует помнить в работе над ритмом:
- в начале работы над произведением текст необходимо поставить на точные ритмические «рельсы». В противном случае неизбежна ритмическая неустойчивость;
- ритмический пульс, как правило, находится в той руке, где меньше нот.
«Надо почувствовать в себе текучесть, ритм движения и, только ощутив его, начать исполнение пьесы. Иначе сперва обязательно получится ряд беспорядочных звуков, а не живая линия».- Гольденвейзер А.; - триольный ритм никогда не должен превращаться в пунктирный, а пунктирный – в триольный;
- следует помнить мудрый совет Э.Петри: «Играйте конец пассажа так, будто вы хотите сделать ritenuto, - тогда он выйдет точно в темпе» - в кульминационных моментах торопливость недопустима;
- пауза – не всегда разрыв звучания, она может означать молчание, задержанное и взволнованное дыхание и т.д. Её ритмическая жизнь всегда зависит от характера произведения, его образного строя. Продолжительность паузы обычно дольше длительности аналогичной ноты.
Динамические указания всегда нужно рассматривать в органическом единстве с другими выразительными средствами (темпом, фактурой, гармонией и др.) это поможет глубже понять и вникнуть в образно-смысловое содержание музыки.
Нужно помнить, что основой динамической выразительности является не абсолютная сила звука (громко, тихо), а соотношение силы. Типичным является неумение показать разницу между p и pp, f и ff, у некоторых детей f и p звучит где-то в одной плоскости, в усреднённой динамической зоне. Отсюда серость, безликость исполнения. Подчёркивая важность соотношения силы звука, Н.Метнер говорил: «Потеря piano есть потеря forte и обратно! Избегайте инертного звука; mezzo forte – симптом слабости и утраты владения звуком».
При заучивании произведения наизусть играть нужно непременно медленно, во избежание технических трудностей, отвлекающих внимание от главной цели. В каждый данный момент нужно учить на память не то, что трудно, а то, что легко, а для того, чтобы было легко, следует учить медленно. Нужно учить на память то, что можно до конца охватить сознанием и что не представляет препятствий. Ни в коем случае нельзя техническую работу производить по нотам. В преодолении технических трудностей память слуха и пальцев играет подчас решающую роль.
Не владея в достаточной степени текстом произведения, не следует «подключать» эмоции, так как кроме примитивного «полуфабриката», «черновика с переживаниями» вы ничего не получите.
Работая над пьесами кантиленного характера, пианисту следует позаботиться о сохранении идеи вокальности. Необходимо стремиться воспитать в себе ощущение вокальной упругости, напряжённости мелодических интервалов.
В моторных произведениях, где обе руки играют в одинаково быстром темпе необходимо одну из них (желательно левую) ощутить как бы «ведущим колесом».
Прежде, чем приступить к детальному изучению полифонического произведения, чрезвычайно важно тщательно выучить каждый голос.
Подготовку к концерту даже повторного репертуара необходимо обязательно проводить по нотам. Такой вид занятий позволит избавиться от неточностей и небрежности, которыми обрастает со временем произведение, и обнаружить, почувствовать новое «дыхание» музыкального образа.
Необходимо запомнить, что выступить случайно плохо можно, а сыграть случайно хорошо нельзя. Это призывает к постоянному самосовершенствованию.
Довольно часто в предконцертный период перед учащимся возникает вопрос: должен ли иметь место жёсткий самоконтроль на эстраде? Конечно же, присутствие самоконтроля на эстраде необходимо, но характер его должен быть скорее «регулировочным», направляющим музыку.
Итак, мы рассмотрели основные условия, способствующие развитию навыков самостоятельной работы у учащихся фортепианного класса. Теперь перейдём к практической стороне нашей работы, чтобы наглядно продемонстрировать, на примере музыкального произведения, как осваиваются данные условия на уроках специальности.
2.Формирование навыков самостоятельной работы у ученика
при работе над музыкальным произведением.
Для того, чтобы была понятна наша теоретическая часть – продемонстрируем её в практической, и на примере музыкального произведения покажем, как можно формировать навыки самостоятельной работы у учащихся фортепианного класса.
Выбираем произведение, которое соответствовало бы возможностям учащегося, его уровню музыкальных данных, и, конечно же, чтобы оно нравилось ребёнку. Для любого типа учеников важнейшую роль играет выбор репертуара. Нужно подобрать пьесы, близкие им по духу, вызывающие интерес и стремление их освоить.
Я проигрываю произведение, чтобы ученику было понятно, как оно должно звучать. Вместе с учащимся мы делаем план, по которому он будет работать дома. Этот план будет являться своеобразным опорным пособием для развития самостоятельности в домашней работе ученика. Для начала приведу общий план работы:
- Определяем тональность, размер, смотрим знаки и находим их на клавиатуре, какие используются приёмы игры, динамика, темповые и характерные термины, находим образ.
- Находим части, сколько их, каждую часть делим на предложения и фразы.
- Определяем, в какой руке идёт мелодическая линия, а в какой – аккомпанемент. Если это полифоническое произведение – разбираем его по голосам, находим главную тему, подголоски и т.д.
- Точно просчитываем и прохлопываем ритм в трудных местах, таких как пунктирный ритм, несовпадение долей в каждой руке, синкопы, залигованные ноты.
- Если существуют аккорды, определяем какие это функции и их построение.
- Просматриваем аппликатуру и выясняем её удобство, если её нет в нотах – ставим свою, находим места, где есть поступенное движение вверх или вниз движение по трезвучиям, скачки на октаву.
- Начинаем разбор каждой рукой, со счётом вслух, в медленном темпе, при этом стараемся соблюдать штрихи и аппликатуру. Очень важно постоянно контролировать качество звучания, для этого я призываю ребёнка всё время внимательно слушать свою игру, осуществлять самоконтроль.
- Когда ученик будет хорошо знать текст в каждой руке, приступаем к соединению обеих рук по фразам, затем по предложениям, по частям и целиком, не забывая выполнять всё выученное ранее, точно выдерживая длительности и точно снимать руки на окончаниях фраз.
- Когда текст будет играться достаточно уверенно - можем подключать динамику, эмоции, образность, работу с темпом.
- Начинаем учить наизусть и готовить к выступлению.
Условием успешной самостоятельной работы дома является конкретность поставленных задач на уроке, «доминантность требований».
Когда мы с учеником прорабатываем этот план, когда становится понятна поочерёдность действий, тогда я задаю самостоятельную работу на дом.
Постепенно ученик привыкает к такому порядку и работает уже без плана – самостоятельно.
Если ученик ещё маленький и ему трудно охватить такой большой объём работы, можно задавать самостоятельную работу помалу, например можно задать работу с аппликатурой или разделить произведение на фразы или предложения и т.д.
Теперь на примере «Инвенции на два голоса» Ф.Жан, К.Жан из сборника для первого класса «Весёлые нотки» проведём работу и создадим план по конкретному произведению.
- Вместе с учеником определяем склад произведения: это двухголосная полифония, о чём говорит название произведения (смотреть Приложение 1).
- Я проигрываю произведение, ученик должен определить тональность, штрихи, сказать размер, темп, найти ключевые знаки на клавиатуре.
- Определяем главную тему, и ученик самостоятельно прослеживает её на протяжении всей пьесы, обозначаем её в тексте.
- При помощи наводящих вопросов педагога ученик делит текст на предложения, обозначает места, где берётся дыхание.
- Просматриваем аппликатуру, определяем её соответствие направлению мелодии, а также её удобство.
- Начинаем разбор каждой рукой, в медленном темпе, при этом стараемся выполнять все, ранее выясненные нюансы, постоянно контролируя качество звучания.
- Задаётся работа домой на повторение и закрепление пройденного на уроке. Так же я задаю и самостоятельную работу, например, проставить динамику так, как ученик её чувствует, а на следующем уроке преподаватель может помочь эту динамику подкорректировать, если она не очень логично выстроена и, конечно же, обсудить это с учеником, направить его слух и чувства в правильное русло.
- Когда текст будет играться достаточно уверенно, можно приступать к исполнению двумя руками, опять же нужно стараться не упускать ни одной детали, дослушивать длинные ноты, не бросать их, аккуратно завершать фразы и следить за качеством звучания.
- Наконец текст соединён двумя руками, уверенно играется по нотам. Теперь ведём работу с темпом и параллельно учим наизусть первое предложение.
- Опять же задаётся работа на дом на закрепление выученного и самостоятельное выучивание наизусть второго предложения.
- Следующий этап – это «вигрывание» в произведение, приобретение уверенности в исполнении путём систематических домашних занятий и репетиций на сцене.
3.Самостоятельная работа дома.
Очень важен урок с педагогом, но еще важнее время, проведенное учеником с музыкой наедине. Но из-за неразумно организованных занятий даже взрослый теряет время впустую. Тем более детям нужно прививать умение работать самостоятельно. Совет и помощь в этой области полезны учащимся любого возраста.
При современных школьных программах, перегруженных материалом, становятся необходимостью такие методы работы, которые обеспечивали бы хорошие результаты при минимальных затратах времени. Исключительно важная роль домашней работы требует постоянного внимания к ней педагога. Необходимо помочь ученику в составлении дневного расписания с тем, чтобы была соблюдена разумная последовательность в занятиях музыкой и приготовлением уроков для общеобразовательной школы.
В процессе домашних занятий учащегося, при преодолении различных технических затруднений выявляется ведущая роль сознания. Механическое заучивание путем многократного повторения основано главным образом на моторной памяти, которая легко может изменить исполнителю при волнении. К тому же такой метод работы почти лишен всякого смысла.
Когда-то, однако, существовал другой взгляд на решение этого вопроса. Предложенный в свое время известным немецким пианистом Калькбреннером метод занятий нашел своих последователей, многие пианисты, следуя этому методу, играли гаммы и упражнения, читая при этом газеты, либо художественную литературу.
В результате это была зубрежка, основанная только на моторной памяти. Против этого метода выступали многие прогрессивные музыканты.
«Если сознание занято чем-либо другим, —говорит известный пианист преподаватель И. Гофман, — упражнение является совершенно напрасной тратой времени».
В поисках новых методов работы наметилось другое направление, которое довело дело до противоположной крайности.
Это, по выражению Г.М. Когана, «анатомо-физиологическое направление» утверждало необходимость следить за свободным состоянием руки во время занятий музыкой. В результате увлечение этим методом работы привело к тому, что многие музыканты не смогли играть вообще.
Движение должно быть не только свободным, но и целенаправленным. Следовательно, сознание и другие, связанные с ним психические функции (внимание, память, эмоции, воображение) должны являться активнейшими участниками любой работы.
Часто учащиеся воспринимают воображаемые ими звучания как реальные. Лишь способность все время слышать в своей игре недостатки связана с развитием волевого устремления и успеха в овладении исполнительскими навыками.
К сожалению, длительность внимания, руководящего всей работой, весьма ограничена. Этим и вызывается необходимость перерывов в занятиях. Это нужно для того, чтобы всякая работа была более производительной. Научить ученика работать так в классе, значит нацелить его на такой же метод в домашних занятиях.
Не менее полезным является переключение внимания на другие участки работы, в том случае, когда у ученика не выходит какое-то трудное место в произведении, он начинает автоматически повторять это место, внимание его рассеивается, качество работы ухудшается. Переключение же внимания на другой участок работы восстанавливает его активность.
В хорошей организации самостоятельной работы ученика очень полезными для него окажутся некоторые общие правила, предложенные Л. Маккиннон в ее книге «Игра наизусть»:
- Занимайся систематически.
- Стремись к тому, чтобы первые впечатления были правильными и музыкальными.
- Когда что-нибудь учишь - сосредотачивай внимание на чем-то одном в каждый данный момент.
- Выбирай аппликатуру, удобную как для руки, так и для
смысла данного произведения. Не меняй ее.
5. Запоминай выразительность так же тщательно, как и ноты.
6. Сравнивай друг с другом отрывки, у которых есть общее.
7. Учи музыку не такт за тактом, а фразами, или более крупными кусками.
8. Если ты забыл музыку во время занятий – немедленно посмотри в ноты и постарайся найти причину ошибки.
Осуществление конечной цели работы требует волевого устремления, которое составляет основной стержень возникновения интереса к процессу занятий. Благодаря сознательным усилиям, тренировке и запоминанию появляется исполнительский навык, приобретающий, в то же время черты автоматизма. Поэтому участие сознания в проверке приобретенного навыка, весьма вредное в обстановке концертного исполнения, в домашней работе необходимо, ибо сознание является главным руководителем всей этой работы.
Для начинающих очень важен режим занятий, который включает в себя общее количество рабочего времени, его распределение и последовательность изучаемого материала. Самостоятельные занятия в этот период проходят под наблюдением в классе преподавателя. Продолжительность их невелика, так как учащийся еще не имеет навыков и физически не подготовлен к более длительным занятиям.
В это время для занятий достаточно полчаса в день, при чем и это время нужно разделить перерывом. С появлением физической выдержки, некоторых элементарных навыков, продолжительность занятий увеличивается. Вместе с тем все это создает условия для перехода к домашним занятиям.
За домашней работой начинающих лучше всего наблюдать тому, кто присутствовал на уроке. Помощь родителей здесь необходима. Они призваны помочь в налаживании систематических занятий ученика дома. Для всех юных учеников были бы чрезвычайно полезны показательные уроки домашней работы, проведенные в классе.
Продолжительность занятий на первые три-четыре месяца увеличивается до 40-45 минут с одним или двумя перерывами. Каждый преподаватель может составить, в зависимости от индивидуальности ученика, план домашних занятий.
Можно предложить примерный план занятий ученика:
1. Гаммы и арпеджио - 10-15 минут.
2. Этюды — 15—20 минут.
3. Упражнения, данные педагогом для устранения технически - трудных мест в пьесах - 5-10 минут.
4. Пьесы – 20-30 минут.
Всего - 45-60 минут с одним — двумя перерывами. Расписание и последовательность занятий могут меняться в зависимости от индивидуальных способностей каждого ученика.
Учащийся должен стремиться организовывать свои занятия наилучшим образом и добиваться хорошего качества проделываемой работы.
4.Заключение
Важно, чтобы активность педагога стимулировала активность самого ученика: если ученик творчески пассивен, то первая задача педагога состоит в том, чтобы пробудить его активность, научить его самого находить и ставить перед собой исполнительские задачи.
В конечном итоге, когда ребёнок освоит эти навыки, они будут помогать ему при подготовке к экзамену, в котором нужно показывать самостоятельно выученное произведение, где помощь учителя исключена.
Урок должен вооружать ученика ясными представлениями о тех способах, которые он должен на данной стадии применять в работе над пьесой. Во многих случаях – но отнюдь не всегда – бывает необходимо, чтобы вновь поставленные задачи были частично разрешены на уроке, при помощи педагога: тогда ученику легче работать дальше самостоятельно. Очень часто самый ход урока должен быть прообразом последующей самостоятельной работы ученика. Совершенно не допустимо, чтобы урок подменял самостоятельную работу, чтобы она сводилась лишь к повторению и закреплению того, что уже было достигнуто на уроке. Если по началу работы над пьесой видно, что ученик ясно понял стоящие перед ним задачи, целесообразнее предоставить ему самостоятельно продолжить работу дома.
Педагогическая помощь на уроке не должна превращаться в так называемое «натаскивание», оно подавляет активность ученика. Когда педагог слишком много подсказывает, подпевает, подсчитывает, подыгрывает; в этом случае ученик перестаёт быть самостоятельной личностью и превращается как бы в технический аппарат, реализующий замысел педагога.
Конечный результат сложного учебного процесса – это воспитание музыканта-исполнителя, понимающего высокое назначение искусства. Именно исполнитель даёт жизнь произведению, отсюда – ответственность его перед автором, перед слушателями, обязывающая его глубоко постигать и уметь выразить значительность вложенных в данное сочинение идей.
5.Список используемой литературы:
1. Барсукова, С.Б. Весёлые нотки 1 кл. сборник пьес для фортепиано. [Ноты]: (Ф.Жан, К.Жан Инвенция на два голоса)/ С.Б.Барсукова. – Учебно-методическое пособие. – Ростов н/Дону.: Феникс, 2006. – 43с.
2. Коган, Г. Работа пианиста. [Текст]/ Г.Коган. – Учебное пособие. – М.: Музыка, 1979. – 256с.
3. Метнер, Н.К. Повседневная работа пианиста и композитора. [Текст]/ Н.К.Метнер. – Учебно-методическое пособие. – М.: Музыка, 1963. -157с.
4. Натансон, В.А. Вопросы музыкальной педагогики. [Текст]/ В.А.Натансон, Л.В.Рощина. – Методическое пособие. – М.: Музыка. 1984. – 133с.
5. Нейгауз, Г. Об искусстве фортепианной игры. [Текст]/ Г.Нейгауз. – Методическое пособие. – М.: Музыка, 1988. – 187с.
6. Тимакин, Е.М. Воспитание пианиста. [Текст]/ Е.М.Тимакин. – Методическое пособие. – М.: Советский композитор. 1989. – 143с.
7. Халабузарь, П.В. Методика музыкального воспитания. [Текст]/ Е.М.Халабузарь, В.С.Попов, Н.Н.Добровольская. – Учебное пособие. – М.: Музыка. 1990 – 173с.
8. Щапов, А.П. Фортепианная педагогика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирования навыков самостоятельной работы через организацию работы с книгой с учетом сбережения здоровья детей»
«Формирования навыков самостоятельной работы через организацию работы с книгой с учетом сбережения здоровья детей»...
Технология формирования навыков самостоятельной работы обучающихся как необходимое условие формирования универсальных учебных действий
Выступление на совместном заседании родственных ОД в ТвСВУ...
Формирование навыков самоконтроля и самоанализа учеников при работе по теме " Многочлены"
Материал представляет собой конспект обобщающего урока по теме: " Произведение многочленов" для учащихся 7 класса...
Методическое обеспечение работы по формированию жизнестойкости и профилактике аутодеструктивного поведения. Формирование навыка самостоятельного принятия решений у обучающихся
Формирование навыка самостоятельного принятия решений у обучающихся...
Методическая работа: "Формирование навыков самостоятельной работы в классе гитары»
Каждый ребенок – это индивидуальность, личность, искусство педагога заключается в том, чтобы любой учащийся стал прекрасным исполнителем, приобрел устойчивый интерес к музыкальным з...
Методическая разработка «Формирование навыков чтения с листа интервалов и аккордов в музыкальных произведениях у обучающихся в классе фортепиано» (методические рекомендации для студентов СХНП)
Работа раскрывает узкий аспект чтения с листа, имеющий, однако, большое значение для выполнения главного условия чтения– непрерывности исполнения.В работе излагаются приёмы формирования на...
Формирование навыков самостоятельной работы у ученика при работе над музыкальным произведением»
Важно, чтобы активность педагога стимулировала активность самого ученика: если ученик творчески пассивен, то первая задача педагога состоит в том, чтобы пробудить его активность, научить его самого на...