Образовательный проект "Знай своих Героев"
рабочая программа (7, 8, 9 класс)
Данный материал создан в рамках программы по развитию патриотических мотивов в воспитании школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnyy_proekt_znay_svoih_geroev.docx | 34.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство просвещения Российской Федерации
Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал)
федерального государственного автономного образовательного учреждения
высшего образования
«Российский государственный профессионально-педагогический университет»
Социально-гуманитарный факультет
Кафедра гуманитарных и социально-экономических наук
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
социально-гуманитарной направленности
«Знай своих героев»
Возраст учащихся | 14-16 лет |
Срок реализации | 1 год |
Количество часов | 1 час в неделю (36 часов) |
Форма обучения | Очная Разработчик: Чакин Н. А., студент 5 курса
|
Нижний Тагил
2023
Пояснительная записка
Образовательный проект «Знай своих героев» социально-гуманитарной направленности. Проект рассчитан на учащихся 7-9 классов (14-16 лет) на срок 8 месяцев (36 часов, 1 час в неделю) в рамках учебного года.
При разработке проекта была использована Федеральная образовательная программа по дисциплинам «Всеобщая история» и «История России».
Актуальность образовательного проекта обусловлена необходимостью социализации детей как членов глобального мирового сообщества и как граждан России, уважающих и знающих историю и культуру своей страны и всего мира. Проект носит гражданско-патриотический и исследовательско-практический характер. Акцент делается на изучение исторических сюжетов и конструктов, положенных в основу кинокартин, благодаря чему происходит обогащение знаний учащихся об истории своей большой и малой Родины, а также об истории всего человечества. В ходе реализации проекта обучающиеся приобретают навыки поисковой и аналитической деятельности, а также первичные навыки работы с фильмами как с историческим источником.
Форма работы: групповая (25 человек).
Условия набора детей в группы: Данный проект рассчитан на детей 14-16 лет и предполагает различные виды деятельности для данного возраста, при наборе учитывается психоэмоциональная готовность ребенка, его интерес и потребность к дополнительному образованию.
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, индивидуально-групповая, групповая, работа в микро-группах
Виды занятий: просмотр фильмов, беседа, практическое занятие, дебаты, квест, защита проектов, выставки и т.д.
Формы подведения итогов реализации образовательного проекта: защита творческих работ и проектов, выставка.
Цель проекта: развитие всесторонне развитой личности черездеятельность связанную с изучением кинокартин. Создание условий для повышения уровня исторической грамотности и воспитания чувства историзма, нравственного совершенствования личности обучающихся, формирования социального опыта подростков через участие в занятиях киноклуба и включение в проектную деятельность.
Задачи проекта:
1. Создавать условия для высказывания обучающимися их мыслей, проявления эмоций и чувств, поиска модели своего поведения, демонстрации своего мнения окружающим.
2. Способствовать формированию у учащихся культуры общения: учить общаться с детьми и взрослыми, слушать друг друга, находить компромисс в общении, достойно оппонировать другой точке зрения и корректировать собственную позицию, принимая убедительные контраргументы.
3. Организовывать обсуждение нравственных аспектов поведения людей – героев фильмов. Учить устанавливать связи и параллели с собственным нравственным опытом, с мнениями и чувствами ровесников и представителей старшего поколения – родителей, учителей.
4. Помогать осознанию своей связи с семьей, педагогами, старшим поколением, традициями нашей страны и вечными нравственными ценностями.
5. Учить детей сотрудничеству, мотивированной оценке деятельности друг друга.
6. Включать детей в проектную деятельность.
Календарно-тематический план:
№ | Наименование темы | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теоретические занятия | Практические занятия | |||
1 | Введение | 1 | 1 | 0 | |
Вводный инструктаж, ознакомление с планом работы | 1 | 1 | - | Наблюдение, беседа | |
2 | Школа. Тогда и сейчас: фильмы о школьном образовании в СССР | 6 | 4 | 2 | |
Просмотр и обсуждение кинофильма «Республика Шкид» – Г.Полока, 1966 | 3 | 2 | 1 | Беседа, дебаты, творческая работа | |
Просмотр и обсуждение кинофильма «Чучело», Р.Быков, 1983 | 3 | 2 | 1 | Беседа Составление презентации / написание эссе. | |
3 | Герои далёкого прошлого: фильмы о героях древней Руси. | 6 | 4 | 2 | |
Просмотр и обсуждение кинофильма «Илья Муромец» – А.Птушко, 1956 | 3 | 2 | 1 | Устный опрос, беседа, работа с текстом | |
Просмотр и обсуждение кинофильма «Александр Невский» – С. Эйзенштейн, 1938 | 3 | 2 | 1 | Устный опрос, квест-игра. | |
4 | Герои недавнего прошлого: фильмы о событиях начала XX века | 9 | 5 | 4 | |
Просмотр и обсуждение кинофильма «Красные дьяволята» – И.Перестиани, 1923 | 3 | 2 | 1 | Обсуждение, беседа, социологический опрос | |
Просмотр и обсуждение кинофильма «Тихий Дон» – С. Герасимов, 1957-1958 | 3 | 1 | 2 | Подготовка сообщений по теме. Представление сообщений | |
Просмотр и практическая работа по кинофильму «Тимур и его команда» – А.Гайдар, 1940 | 3 | 2 | 1 | Написание эссе, наблюдение | |
5 | Облик войны: фильмы о Великой Отечественной войне и человеке в военных условиях | 12 | 8 | 4 | |
Просмотр и обсуждение кинофильма «В бой идут одни «старики»» – Л.Быков, 1973 | 3 | 2 | 1 | Беседа, работа с литературой | |
Просмотр и обсуждение кинофильма «Подвиг разведчика» – Б.Барнет, 1947 | 3 | 2 | 1 | Беседа, творческая работа | |
Просмотр и обсуждение кинофильма «Иди и смотри» – Э.Климов, 1985 | 3 | 2 | 1 | Беседа, социологический опрос | |
Просмотр и обсуждение кинофильма «Иваново детство» – А.Тарковский, 1962 | 3 | 2 | 1 | Беседа, творческая работа | |
6 | Подведение итогов работы | 2 | - | 2 | |
Итоговое занятие клуба, подготовка к отчётному занятию | 1 | - | 1 | Наблюдение | |
Отчётное занятие клуба: представление итогов работы | 1 | - | 1 | Наблюдение | |
Всего | 36 | 22 | 14 |
Содержание образовательного проекта
1. Введение
#1042;водный инструктаж, ознакомление с планом работы
Теория. Вводный инструктаж по технике безопасности, знакомство детей с планом работы, правила поведения.
Практика. Игры на знакомство.
2. Школа. Тогда и сейчас: фильмы о школьном образовании в СССР
Просмотр и обсуждение кинофильма «Республика Шкид»
Теория. Просмотр кинокартины. Краткая история образования в СССР.
Практика. Проведение беседы об условиях образования и проведение дебатов на тему «Устройство совершенной школы».
Просмотр и обсуждение кинофильма «Чучело»
Теория. Просмотр кинокартины. Система школьных взаимоотношений. История пионерского движения.
Практика. Составление презентации или написание эссе на тему «Нужна ли сегодня пионерия»
3. Герои далёкого прошлого: фильмы о героях древней Руси.
Просмотр и обсуждение кинофильма «Илья Муромец»
Теория. Просмотр кинокартины. Былины как форма фольклора. Былинные герои. Популяризация образа былинных героев в настоящем.
Практика. Восстановление исторического текста с пропущенными ячейками информации.
Просмотр и обсуждение кинофильма «Александр Невский»
Теория. Просмотр кинокартины. Военные походы шведов и тевтонцев против Руси в XIII веке. Роль Александра Невского в истории Руси.
Практика. Проведение квест-игры по разделу «Герои далёкого прошлого».
4. Герои недавнего прошлого: фильмы о событиях начала XX века
Просмотр и обсуждение кинофильма «Красные дьяволята»
Теория. Просмотр кинокартины. Понятия: «воля», «мужество», «героизм».
Практика. Социологический опрос: «Я – герой?»
Просмотр и обсуждение кинофильма «Тихий Дон»
Теория. Просмтор кинокартины. Краткая справка о революционном движении в России. Революции 1905 и 1917 гг.
Практика. Детям необходимо подготовить сообщение о значимом сюжете одной из революций. Представление сообщений.
Просмотр и практическая работа по кинофильму «Тимур и его команда»
Теория. Юные герои Отечества.
Практика. Написание эссе на тему: «Героизм или самозащита»
5. Облик войны: фильмы о Великой Отечественной войне и человеке в военных условиях
Просмотр и обсуждение кинофильма «В бой идут одни «старики»»
Теория. Великая Отечественная война и ее влияние на культуру СССР.
Практика. Работа с исторической литературой. Разбор «войны за воздух».
Просмотр и обсуждение кинофильма «Подвиг разведчика»
Теория. Просмотр кинокартины. Герои войны.
Практика. Творческое задание на тему: «Герои в моей семье»
Просмотр и обсуждение кинофильма «Иди и смотри»
Теория. Просмотр кинокартины. Страшный облик войны.
Практика. Социологический опрос: «Хотят ли русские войны?»
Просмотр и обсуждение кинофильма «Иваново детство»
Теория. Просмотр кинокартины. Дети в годы войны. Влияние войны на психику человека.
Практика. Групповая творческая художественно-литературная работа на тему: «Состояние человека, на которого воздействует война».
6. Подведение итогов работы
Итоговое занятие клуба, подготовка к отчетному занятию.
Практика. Подготовка портфолио и отчётных презентаций о работе за год.
Отчётное занятие клуба: представление итогов работы
Практика. Просмотр отчётных презентаций. Награждение учащихся за активное участие в жизни творческого объединения.
Планируемые результаты
Метапредметные результаты:
- Овладение навыками научно-исследовательской работы.
- Умение выполнять творческие задания.
- Умение планировать свою деятельность.
- Умение распределения ролей при работе в группе.
Личностные результаты:
- Воспитание гордости за свою Родину, историю и российский народ.
- Воспитание уважительного отношения к чужому мнению.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности.
- Интерес к истории, как научной дисциплине.
Предметные результаты:
- Углубленный уровень освоения дисциплины «История».
- Освоение расширенных знаний по отдельным периодам истории России.
- Освоение знаний о значимых личностях в истории своей страны.
Календарный учебный график
№ п/п | Основные характеристики образовательного процесса | |
1 | Количество учебных недель | 36 |
2 | Количество учебных дней | 68 |
3 | Количество часов в неделю | 1 |
4 | Количество часов | 136 |
5 | Недель в I полугодии | 16 |
6 | Недель во II полугодии | 20 |
7 | Начало занятий | |
8 | Каникулы | |
9 | Выходные дни | |
10 | Окончание учебного года |
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Производится текущий, промежуточный и итоговый контроль.
Текущий контроль производится на каждом занятии посредством общения с детьми, их ответов на ключевые вопросы по теме обсуждения. Также контроль производится в соревновательной форме, при наличии 15 минут (деление учеников на команды и проведение викторины по основным вопросам текущей темы).
Промежуточный контроль производится по завершении изучения одного блока. Проводится в форме тестирования и проведения активных игр, творческих заданий, которые проводятся во время одного из крайних практических занятий.
Итоговый контроль производится в форме защиты портфолио и творческих проектов, разрабатываемых в течение курса.
Материально техническое обеспечение:
- Компьютер
- Доска
- Проектор
- Экран
- Акустические колонки
- Принтер
- Ножницы
- Белая и цветная бумага
- Цветные карандаши и фломастеры
- Клей-карандаш
Информационное обеспечение:
- Историческая литература
- Набор карт по истории России
- Портреты и фотографии известных личностей Руси, СССР и России
- Кинофильмы
Нормативные документы
1. Федеральный Закон от г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ);
2. Федеральный закон РФ от № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок);
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196«;
9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
10. Письмо Минобрнауки России от № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
11. Письмо Минобрнауки России от № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ».
12. Письмо Минобрнауки России от № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»);
13. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года».
Источники, использованные при составлении проекта
- Федеральная образовательная программа по истории. URL:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие, посвященное годовщине ввода советских войск в Афганистан . «У нас есть свои герои…» Внеклассное мероприятие, посвященное годовщине ввода советских войск в Афганистан . «У нас есть свои герои…»
Внеклассное мероприятие, посвященное годовщине ввода советских войск в Афганистан . «У нас есть свои герои…» Этот урок посв...
Узнай историю своих героев
Данная презентация - результат исследовательской работы ученицы. В ней рассказывается о судьбе станичников, воевавших в разных войнах....
Классный час по теме "В Калмыкии есть свои герои"
Классный час знакомит учащихся с героями Калмыцкой республики в Афганской войне. Приютяне прошедшие Афганистан....
Классный час по теме "В Калмыкии есть свои герои"
Классный час знакомит учащихся с героями Калмыцкой республики в Афганской войне. Приютяне прошедшие Афганистан....
Подготовка к сочинению - описанию скульптурного произведения. «У памятника погибшим героям», «Родина помнит своих героев», «Вечно живые».
Познакомить учащихся с особенностями произведений монументальной скульптуры и с особенностями сичинения "Описания памятника"...
Конкурс чтецов «Мы не забудем никогда своих героев!», Посвященный Дню Героев Отечества
Историческое значение каждого россиянина измеряется его заслугами Родине, его человеческое достоинство – силой его патриотизма.Проблема патриотического воспитания молодежи становится ныне важней...
«Мы не забудем никогда своих героев!» Конкурс чтецов, посвященный Дню героев Отечества»
Материал посвящен "Дню героев Отечества". Включен местный материал. Формирует сознательное отношение к Отчеству, его героическому прошлому. настоящему и будущему на основе литературного дост...