Подготовка к сочинению - описанию скульптурного произведения. «У памятника погибшим героям», «Родина помнит своих героев», «Вечно живые».
план-конспект урока по русскому языку (6, 7 класс) на тему
Познакомить учащихся с особенностями произведений монументальной скульптуры и с особенностями сичинения "Описания памятника"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_opisanie.doc | 222.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока :
Подготовка к сочинению - описанию скульптурного произведения.
«У памятника погибшим героям»,
«Родина помнит своих героев»,
«Вечно живые».
Проведен
учителем русского языка и литературы
МКОУ «Ханинская СОШ»
Ильичевой Н.А.
Цель урока :
- познакомить учащихся с особенностями произведений монументальной скульптуры и с особенностями сочинения «Описание памятника»;
- научить определять замысел художника и видеть его реализацию в общем виде памятника , его деталях, окружении , писать сочинение в определенном жанре , выбирать соответствующей теме тип речи;
- воспитание личности, бережно относящейся к истории родного края .
Культуроведческий фон урока (оборудование): фотографии памятника на Братской могиле п. Ханино Суворовского района Тульской области, песня В.Высоцкого «На Братских могилах не ставят крестов», сборник стихов Г. Дейниченко «Созвездие льва» , материалы школьного музея - экспозиции.
- Вступительное слово учителя .
Памятники жертвам войны и героям Победы . Их много - у нас в стране , в разных концах мира . Есть такие памятники и у нас , в маленьком поселке Ханино . Это символы гордости и славы . Они языком искусства рассказывают о подвигах на полях сражений.
На пьедестале даже зимой лежат живые цветы , и чьи - то заботливые руки всегда их обновляют.
В честь каких событий был воздвигнут величественный памятник погибшим ? Кто они - герои войны , которые вечно вызывают благодарность и восхищение потомков ?
- Рассказ учителя истории о событиях периода Великой Отечественной войны .
- Предлагаются варианты тем для сочинения : «У памятника погибшим героям» , «О чем рассказал памятник», «Родина помнит своих героев», «Вечно живые» . Обращается внимание , что уч-ся должны выразить свои мысли и чувства . Тема памяти, тема благодарности тем, кто отдал жизнь за Родину, за светлые идеалы , кто оставил заметный след в истории нашего края .
Отрывки из сочинений уч-ся (мотивы, по которым уч-ся выберут ту или иную тему, могут быть весьма различными) .
- Для одних - это возможность поразмышлять о близких,
- для других рассказ об отношении к героям и ветеранам Великой Отечественной войны ,
- для третьих - размышление о памяти и памятниках . Вот строки из сочинений 8-классников .
« Передо мной фотография моей бабушки: на лице морщины, седые волосы, задумчивые серые глаза. Бабушка прожила тяжелую жизнь. В ее морщинах - радость, боль, горе, счастье» .
(Кирюшкина Люба)
И далее девочка рассказывает о судьбе бабушки, которая в годы войны работала в госпитале п. Ханино, о заслуженном враче Хариной Марии Петровне и ее подвиге.
« К нему идут все - и посоветоваться и просто поговорить. А друзья у него и маленькие и большие».
Это строки из сочинения о Птицыне Карле Владимировиче – ветеране, который всю войну находился в войсках действующей армии. После демобилизации вернулся к учительской работе. Вместе с ребятами проводили большую поисковую работу. Им удалось установить связь с родственниками погибших воинов Советской Армии, похороненных в братской могиле.
Образец текста «Памятник».
- Беседа о специфике памятника как скульптурном сооружении .
В беседе следует обратить внимание на следующее: памятник - трехмерное произведение искусства, объемное, поэтому его, в отличие например, от картины, следует рассматривать с разных точек зрения: спереди, сбоку, сзади, т.е. обойти вокруг. Для лучшего обзора скульптура обычно помещается на пьедестал (постамент). Рассматривая памятник, надо всегда обращать внимание на то, как статуя связана с постаментом, а весь памятник - с пространством улицы, площади, с окружающими зданиями.
Очень важен выбор материала. Обычно памятники превышают натуральную величину, стоят под открытым небом, поэтому материал должен быть особенно прочным : мрамор, гранит, бронза и т.д.
Над созданием произведений монументального искусства обычно работает творческий коллектив. Создатель памятника, автор его - скульптор. Над пьедесталом работает архитектор, декоратор заботится об окружении, о деталях окружении памятника (фонари, ограда). Иногда в творчески коллектив входит и садовник.
- Словарная работа.
Пьедестал ( от фр. - нога), постамент; скульптор; художник; архитектор; статуя; монумент; скульптура , памятник (кому ?) Пушкину; портрет (кого ? ) Пушкина.
- Тип речи.
В сочинении будет преобладать описание с элементами повествования , возможно рассуждения, особенно в 1-й и 2-й темах .
7.Работа с компьютером.
Примерный план описания памятника:
- Когда и где установлен памятник?
- В честь кого или какого события он поставлен?
- Что известно об авторе памятника или истории его создания?
- Каков общий вид памятника?
- Как вы понимаете главную идею памятника?
- Детали и их значение в раскрытии замысла скульптора.
- Как вписывается памятник в окружающую среду?
- Какие мысли и чувства вызвал у вас этот памятник?
8. Творческое задание: «Как вы понимаете творческий замысел воплощенный в памятнике?»
Запишем ключевые слова, с помощью которых можно передать замысел скульптора.
Работа с толковым словарем
Грусть
скорбь
печаль
горесть
страдание
(высок.) - крайняя печаль , горесть , страдание
Какие же чувства выразил скульптор в своей работе? (боль утраты )
Почему скульптор изобразил только мужчину и женщину? Почему они даны крупным планом? (скульптору важно показать только чувства героев, он не хочет, чтобы что-то отвлекало внимание зрителя). Знамя в руках солдата - символ всей России.
- Всмотритесь внимательно в солдата. Что вы можете сказать о его чувствах, переживаниях? (Во всем его облике - любовь и нежность, и в то же время сила духа, нравственная стойкость, умение подняться над своими невзгодами .)
(Письма с фронта.)
«Опаленные огнем войны»
(Назовите опорные слова и словосочетания, отражающие содержание скульптуры)
Солдат: проявление любви и нежности, сила духа, нравственная стойкость, твердость в решении защитить, физически сильный человек, крепкое телосложение, волевое лицо, сильные руки, глубина чувств и сердечность.
Женщина: недосказанность, детская незащищенность, беззащитность, невысказанное страдание , бесконечная любовь и преданность .
9.Работа над речевыми конструкциями помогающими раскрыть замысел скульптора. Памятник выражает ... Скульптуру хотелось (удалось) выразить ...
10.Работа над фоновой лексикой.
- Подберите синонимы к словам:
агрессор - захватчик, завоеватель, враг, противник, фашист, неприятель; бессмертие - вечная жизнь, слава, известность, признание; воин - боец, солдат;
победить - выиграть бой, одолеть, разбить, разгромить, сразить, побороть
- Итак, какие мысли, чувства вызывает скульптура?
- В облике простого солдата выражена уверенность в том, что он сумеет защитить Отечество, а фигурка женщины символизирует бесконечную любовь и преданность.
- А я смогу?
- Война - огонь, пожар, кровь, беда.
- Быть войны не должно .
(Чтение стихотворения Г. Дейниченко «У обелиска . Песня В. Высоцкого «На Братских могилах»)
Задание на дом:
Самостоятельная работа уч-ся : сочинение на одну из тем.
Краткое описание
В 1966 году на могиле была установлена скульптурная группа высотой 5 м. «Скорбящий воин со знаменем и женщина с венком» . Памятник и зготовлен из лепного строительного материала . Скульптурная группа расположена па постаменте (лицевая сторона 1,7 м xl ,6 м.) . На лицевой ciopoiu постамента — мемориальная доска из оцинкованного железа с надписью «Вечная память героям, павшим в боях за честь и независимость нашей Родины в Великой Отечественной войне 1941-1945
гг.» . Далее следует воинские звания , фамилии захороненных в два столбика : 61 фамилия . Размер доски : 80 х 110 см. На боковых сторонах постамента - надпись углубленная «19.12.1941 г. воины 290 СД 50 Армии освободители Ханино . Вечная слава героям» (размер 50 х 70 см.). На братской могиле высажены цветы . Размер цветочницы 6.0 м. х 3,5 м. Вокруг братской могилы установлена ограда из чугунного литья
(8.0 х 10,5 м.)
i леи дсиличепаа и /j, г i l. */iuur\. катили
У ОБЕЛИСКА
На придорожном обелиске В тульской нашей стороне В граните высечены списки Солдат, погибших на войне.
Есть в списках тех простое имя Из русских памятных родов, Что многочисленны поныне — Иван Иваныч Иванов.
Он смертью храбрых в сорок первом Пал на переднем рубеже, Отчизне и присяге верный И ставший вечностью уже.
Раз в год приходит к обелиску, Опёршись на костыль, старик, Цветы кладёт к подножью списка, Который скорбен и велик.
Кто этот воин поседелый, Что спорит с тяжестью годов? А он из списка, третий слева, Иван Иваныч Иванов.
Один он выжил в пекле боя, Лихую отведя беду. Ему написано судьбою Живым остаться в том году.
И вот приходит повиниться Сюда в победный день весны, Земным поклоном поклониться Всем не вернувшимся с войны.
ПАМЯТНИК*
Он стоит возле шоссе. Фигура солдата-великана высечена из серого камня во весь рост. В левой руке он держит каску, прижатую к груди, в правой — автомат. Обнаженная голова опущена. Будто солдат смотрит на запыленную бетонную плиту, лежащую у ног, и читает имена героев, похороненных на холмике.
Памятник поставили давно, сразу же как только кончилась война. Часто к солдату на холме приходят люди. Побудут немного, положат цветы и уйдут.
Иногда приезжают к памятнику солдаты. Они . принимают, военную присягу.
Однажды Федя видел, как сгорбленная маленькая старушка долго стояла возле памятника на коленях и плакала. Потом встала и медленно пошла по обочине шоссе, опираясь на палку.
- Может, бабуля, помочь вам остановить машину?
Старушка подняла голову, и Федя увидел, что она слепая.
Кто знает, может, война опалила ей глаза, а может, ослепла от слез горьких,, узнав о гибели сына? .
- Останови, сынок, коли сможешь, — согласилась она на- помощь.
Федя поднял руку навстречу тяжелому самосвалу. Шофер - притормозил, самосвая фыркнул и остановился.
- Подвезите, пожалуйста, бабушку, — попросил Федя. — Она идти не может.
- Если не может, зачем идет? — невежливо ответил шофер. Но тут же осекся: увидел, что старушка слегГая.
- У нее внук вон там похоронен, — почти выкрикнул Федя. — Памятник ему поставлен...
- Не внук, — тихо сказала старушка, — сын, Кирюша. Шестнадцать годков ему было, когда ушел добровольцем на фронт.
Шофер покраснел. Стыдно ему стало за свою грубость.
- Простите, мать, не знал. Садитесь, пожалуйста!
Когда старушка уехала, Федя ' подошел к памятнику. Среди многих имен на плите он отыскал надпись: «Лейтенант Петров Кирилл Иванович». — Какой он был, этот Кирюша, где сражался, как погиб?» — думал Федя. Очень хотелось узнать... (289 сл.) .
(По А. Жарикову)
Краткий комментар и й. Текст повествовательный, включающий описание памятника погибшим воинам.
Предлагается подготовить выборочное изложение, дать только описание памятника. Составленный текст надо дополнить с учетом следующих вопросов и заданий: 1. Какие памятники героям Великой Отечественной войны известны вам? 2. В честь кого они воздвигнуты? 3. Опишите памятник, который вы видели.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
подготовка к сочинению- описанию памятника в публицистическом стиле
1.Работа с типом речи Описание2.Анализ предложенных текстов.3.Работа по группам (анализ текстов" Рабочий и колхозница", "Камень с Оки")4. Анализ текста "Медный всадник" Фальконе5. Подготовка к домашне...
Конспект интегрированного урока по теме « Подготовка к сочинению.- описанию памятника воину-победителю ст. Старокорсунской» в 8 классе
интегрированный урок в рамках регионального компонента по Кубановедению...
Презентация к уроку русского языка в 8 классе. Подготовка к сочинению.Описание памятника культуры
Презентация подготовлена как иллюстративный материал к уроку развития речи в 8 классе по теме: "Описание памятника культуры". Конспект урока представлен в моём портфолио....
Конспект урока русского языка в 8 классе. Подготовка к сочинению. Описание памятника культуры
Презентация к уроку представлена в моём портфолио....
Урок подготовки к сочинению-описанию памятника архитектуры
Материал содержит конспект урока по подготовке к сочинению-описанию памятника архитектуры. Урок подготовлен на региональном материале....
Урок развития речи в 8 классе. Подготовка к сочинению описанию памятника архитектуры.
Урок развития речи в 8 классе. Подготовка к сочинению описанию памятника архитектуры....
Подготовка к сочинению-описанию памятника архитектуры. Презентация
Презентация к уроку русского языка в 8 классе "Сочинение-описание памятника архитектуры". (Г.о. Подольск, Храм Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах)...