Конкурс чтецов «Мы не забудем никогда своих героев!», Посвященный Дню Героев Отечества
методическая разработка
Историческое значение каждого россиянина измеряется его заслугами Родине, его человеческое достоинство – силой его патриотизма.
Проблема патриотического воспитания молодежи становится ныне важнейшей проблемой, и решать ее сегодня пытаются на высшем государственном уровне. Например, президент России Владимир Путин выступил 12 октября 2012 г. в Краснодаре с таким обращением: «Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм. Мы, как бы долго ни обсуждали, что может быть фундаментом, прочным моральным основанием для нашей страны, ничего другого все равно не придумаем. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России».
Негативные процессы в обществе за последние годы повлекли за собой то, что у значительной части населения, и особенно у молодежи, оказались разрушены или утрачены такие традиционно-нравственные черты как романтизм, самоотверженность и патриотизм, готовность к подвигу, честность, добросовестность, вера в добро и справедливость, стремление к правде. В сознании и действиях многих подростков и молодых людей все еще устойчивы такие негативные явления как эгоизм, неуважительное отношение к старшему поколению и человеку труда, стремление к наживе, невысокий культурный уровень.
Во многом утрачено чувство ответственности и долга перед родителями, семьей, коллективом, обществом, Отечеством. Время вносит свои коррективы во многие факторы формирования общественного сознания на новом, переломном этапе российской действительности. Выросло поколение молодых граждан, не знакомых с лучшими достижениями отечественной и мировой культуры.
Всё более очевидной становится необходимость для государства и общества в возрождении патриотизма как важного социально-нравственного ценностного ориентира, направленного на становление российской государственности.Мероприятие направлено на воспитание чувства патриотизма и любви к своей Родине, уважения к защитникам Отечества.
Поэтому главной целью моей практики является воспитание чувства патриотизма и любви к своей Родине, уважения к защитникам Отечества, формирование сознательного отношения к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе литературного достояния.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конкурс чтецов «Мы не забудем никогда своих героев!»,
Посвященный Дню Героев Отечества
Ведущие- Советник и ученики 7-9 классов
Цель: воспитание чувства патриотизма и любви к своей Родине, уважения к защитникам Отечества.
Задачи:
- формировать сознательное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе литературного достояния;
- развивать умения правильного литературного произношения с соблюдением дикции через чтение стихотворений;
- воспитывать у обучающихся гордость, чувство сострадания и патриотизм;
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, дипломы, грамоты, призы для участников конкурса, оценочный лист.
Ход мероприятия.
Советник. Солдат Отечества, воин России... Во все времена отношение к нему и его ратной профессии было окружено ореолом патриотизма и славы. Каждое поколение по-своему проходит определенное испытание на прочность. Рано или поздно настает для него тот звездный час, когда в полной мере надо взять на себя, на свои собственные плечи всю полноту ответственности, как писал поэт А.Твардовский: “За Россию, за народ и за все на свете!”
Звучит песня «От героев былых времен»
Ученик: Звучит над землею родною:
« Равнение на – героя!..»
И застывают шеренги
Краснознаменного строя
Высокая даль распахнулась,
И слава к груди прикоснулась,
И вся страна обернулась:
« Равнение на – героя!..»
Ученик:. 9 декабря отмечается праздник День героев Отечества. Традиции отмечать этот день в России заложены после того, как 26 ноября 1769 года императрица Екатерина II учредила высшую воинскую награду – Орден Святого Георгия Победоносца. По статусу получить этот орден мог тот, кто «презрев очевидную опасность и явив доблестный пример неустрашимости, совершил отличный воинский подвиг, венчанный полным успехом и доставивший явную пользу». Этим орденом были награждены как выдающиеся российские полководцы, в том числе Александр Суворов
и Михаил Кутузов, так и простые солдаты, матросы и казаки.
Сегодня мы проводим конкурс чтецов. В состав нашего жюри вошли:
Директор школы Бычкова Е.А., учителя русского языка и литературы Завьялова Е.В. и Тен Л.В.
Советник: Куликово поле, Полтавское, Бородинское сражения, Ледовое побоище.. Эти поля овеяны славой русского оружия. На этих полях трижды решалась судьба Отечества.
И начинает наш конкурс участник 1.
О Ледовом побоище
Алексей Курлаев
Сквозь лес, снега и вязкие болота
Идут на Русь немецкие князья,
В броню закована тяжёлая пехота,
И смерть несёт на острие копья.
Всю ночь стояли – ждали боя
Лишь солнце устремилось ввысь -
Тевтонцы черною рекою
К Чудскому озеру стеклись.
Построен «клин» на льду реки
«Железною свиньей» -
И тут же рыцарей полки
Прорвали русский строй.
Звенели шлемы, кровь лилась –
Большая битва началась.
И отовсюду крики, стон
И павшие со всех сторон.
.
Тевтонцы яростно рубились,
Но все ж успеха не добились
Всё провалилось. Подо льдом
Щиты, доспехи, флаг с крестом.
«Кто к нам с мечом, Тот от меча падёт»
На том всегда святая Русь стояла.
И если князь на битву позовет
Героев вслед за ним пойдёт немало.
Участник 2
Стихотворение «Славных лиц в России много». Евгения Трушина
Славных лиц в России много:
Тех, кто край родной любя,
Укреплял Державу строго,
Не жалел в трудах себя.
Тот эскадру вёл отважно,
Тот солдат, тот славный князь.
Дел узор вплетали важный
В историческую вязь.
В сердце каждого потомка
Оставляли яркий след
Честной службой, битвой громкой,
Славой доблестных побед.
И открытием научным,
И правлением с умом,
И стихом красивым, звучным,
Светлой жизнью со Христом.
Нить истории прекрасна
Златом добрых славных дел.
Жизнь того лишь не напрасна,
За Отчизну кто радел.
Участник 3
Стихотворение «Песня о Земле».
Владимир Высоцкий - Песня О Земле
Кто сказал: "Все сгорело дотла"?
Больше в землю не бросите семя.
Кто сказал, что земля умерла?
Нет, она затаилась на время.
Материнство не взять у земли,
Не отнять, как не вычерпать моря.
Кто поверил, что землю сожгли?
Нет, она почернела от горя.
Как разрезы траншеи легли,
И воронки, как раны зияют,
Обнаженные нервы земли
Неземное страдание знают.
Она вынесет все, переждет.
Не записывай землю в калеки.
Кто сказал, что земля не поет,
Что она замолчала навеки?
Нет, звенит она, стоны глуша,
Изо всех своих ран, из отдушин,
Ведь земля - это наша душа,
Сапогами не вытоптать душу.
Кто поверил, что землю сожгли?
Нет, она затаилась на время
Ученик:
Родина – это твоя земля, город, в котором ты родился и живешь, твои друзья и соседи. Это мать и отец твои, поэтому Родину еще Отчизной,
Отечеством называют. Отечество – это единственная, уникальная для каждого человека Родина, данная ему судьбой, завещанная его предками. Но Родина – это и Россия.
Участник 4
- Стихотворение «О Родине.
Гамзатов Расул - "О Родине"
Понять я не мог, а теперь понимаю -
И мне ни к чему никакой перевод,-
О чем, улетая, осенняя стая
Так горестно плачет,
Так грустно поет.
Мне раньше казалось: печаль беспричинна
У листьев, лежащих в пыли у дорог.
О ветке родной их печаль и кручина -
Теперь понимаю,
А раньше не мог.
Не знал я, не ведал, но понял с годами,
Уже с побелевшей совсем головой,
О чем от скалы оторвавшийся камень
Так стонет и плачет
Как будто живой.
Когда далеко от родимого края
Судьба иль дорога тебя увела,
И радость печальна - теперь понимаю,-
И песня горька,
И любовь не светла,
о Родина...
.Ученик: На протяжении многих веков не раз приходилось русским людям отстаивать свободу и независимость своей Родины. Особенно дорогой ценой досталась нашему народу победа в Великой Отечественной войне. Она шла 1418 дней, почти 4 года. Это были годы лишений, горя, тяжелого труда. Разорены города и села, выжжены нивы, оборваны мечты и надежды миллионов людей. Вместе с тем это были годы мужества, беззаветной любви к Родине. Мы сохраним благодарную память о тех, кто защищал нас, спас от фашизма, принес мир народам. Мы учимся у них стойкости и верности Родине. Никогда не погаснет в наших сердцах СВЕТ ПОБЕДЫ.
Участник 5
Стихотворение «Рассказ ветерана
Рассказ ветерана Нина Попова
Опять во сне, меня не отпускавшем,
Увидел я войны кровавый день,
Где над моим товарищем упавшим
Склонилась ивы горестная тень.
Воронка там, где место было школе,
На деревце – в горошек лоскутки,
И танком проутюженное поле,
И вырванные с корнем колоски.
Я шёл в атаку, слыша вой снарядов,
Со всех сторон летела смерть ко мне,
Свистели пули, прямо с сердцем рядом,
И били по израненной земле.
Не видно солнца, день похож на вечер,
От гари тяжело уже дышать,
Сгустился воздух, кровью пахнет ветер...
Кто выживет и чья заплачет мать?
Так мне всю жизнь война ночами снится,
Меня не отпускает эта боль,
Моих товарищей я помню лица
И каждого из них последний бой.
Уходит сон лишь только на рассвете,
И тяжко мне, но надо дальше жить
Чтоб чувствовать себя за всё в ответе,
И память о годах тех сохранить.
Участник 6
- Стихотворение «Мой дед погиб под Сталинградом».
Мой дед погиб под Сталинградом. Анна Железная
Мой дед погиб под Сталинградом
он знал, что за спиной Москва,
Он был политруком, солдатом,
И первым в бой пошел тогда.
Стояла колом гимнастерка
От крови, грязи и боев.
И на двоих одна винтовка,
И на двоих сухой поёк.
Но знал солдат, идя в атаку,
Что за спиной родная мать,
Всю жизнь прожившая в бараках,
Горбатя спину при царях;
Что за спиной родные дети
И счастье с молодой женой,
Он был тогда за всех в ответе,
Вставая первым в смертный бой.
И поднимаясь в гарь и пекло,
На шквал немецкого огня,
Он шел вперед за Власть Советов,
За Знамя Красное Кремля
Участник 7
Стихотворение «Мальчик из села Поповки».
Мальчик из села Поповки
Маршак С.Я. |
Среди сугробов и воронок |
Участник 8
Стихотворение «Детский ботинок». Читает Чернова Ольга
Детский ботинок. С. Михалков
Занесенный в графу
С аккуратностью чисто немецкой,
Он на складе лежал
Среди обуви взрослой и детской.
Его номер по книге:
«Три тысячи двести девятый».
«Обувь детская. Ношена.
Правый ботинок. С заплатой...»
Кто чинил его? Где?
В Мелитополе? В Кракове? В Вене?
Кто носил его? Владек?
Или русская девочка Женя?..
Как попал он сюда, в этот склад,
В этот список проклятый,
Под порядковый номер
«Три тысячи двести девятый»?
Неужели другой не нашлось
В целом мире дороги,
Кроме той, по которой
Пришли эти детские ноги
В это страшное место,
Где вешали, жгли и пытали,
А потом хладнокровно
Одежду убитых считали?
Здесь на всех языках
О спасенье пытались молиться:
Чехи, греки, евреи,
Французы, австрийцы, бельгийцы.
Здесь впитала земля
Запах тлена и пролитой крови
Сотен тысяч людей
Разных наций и разных сословий...
Час расплаты пришел!
Палачей и убийц - на колени!
Суд народов идет
По кровавым следам преступлений.
Среди сотен улик -
Этот детский ботинок с заплатой.
Снятый Гитлером с жертвы
Три тысячи двести девятой.
Звучит песня «Офицеры»
Ученик:
Наше русское воинство всегда выполняло приказы. Приказ не обсуждается. Вот и дан был приказ нашей армии ввести войска в Афганистан.
Участник 9
Афганец
Ему всего лишь двадцать лет,
но, как старик, он весь седой.
Серьёзен взгляд, улыбки нет,
в глазах застыли боль с тоской.
Не счесть его душевных ран,
На теле шрамов темных спрут.
Оставил страшный след Афган.
Кому такой он нужен тут?
От жизни он другого ждал.
Мечтал учиться и любить.
Чужой войне он всё отдал.
О нём же предпочли забыть.
Теперь он больше не солдат,
и нет уж больше той войны.
Есть лишь холодный звон наград
да жуткие ночные сны..
Советник: Чечня – саднящая рана для всех нас. На войне у каждого свой путь. Война – тяжёлое бедствие для самой сути человеческой личности. Испытания, которое трудно даже представить. Сейчас, слава Богу, чеченцы возвращаются к мирной жизни, но слишком скорбная плата за мир – человеческие жизни. Людские потери с обеих сторон (военные, мирное население, боевики) составили 12,7 тысяч человек убитыми, около 15 тысяч ранены. Более 60 пропали без вести. Полностью или частично разрушено свыше 60 тысяч жилых домов и административных зданий, 20 км железных дорог. Достойны подвига своих дедов молодые ребята.
Участник 10
Стих о Чеченской войне
Тихо ночь опускается в горы,
Солнцу месяц выходит вослед.
Покидает гранитные норы
В это время бандит-моджахед.
Притаится в ночи за скалою,
Средь знакомых, изведанных гор,
И готовясь к смертельному бою,
Передернет упругий затвор.
И начнётся в ущелье потеха.
Что ж солдат, выпал жребий тебе:
Вдруг зальётся кавказское эхо,
Вторя в такт автоматной стрельбе.
Затрещит вскоре дробь пулемёта,
Смерть взметнётся в подлунную муть,
И из наших конечно кого-то
Пуля тронет в геройскую грудь.
После в общем успешного боя
(Враг отбит и почти без потерь)
В гроб уложат солдата- героя,
Чтоб отправить куда-нибудь в Тверь.
Похоронку семейству солдата
Военком перешлёт, что родной
Был убит мол тогда-то, тогда-то,
Мол погиб, как боец и герой…
А солдата схоронят, как многих,
Уж солдат схоронили окрест:
Водрузят средь крестов одиноких
На кладбище ещё один крест.
А потом и другие, другие
Так же примут в кровавом бою
Смерть за родину - смерть за Россию -
За Россию святую свою!
Советник: Прошли годы, но и сейчас русские воины отстаивают честь и независимость Отчизны, и снова слава русского солдата известна всему миру.
Участник 11
Б.Окуджава «Ах,война…»
Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
стали тихими наши дворы,
наши мальчики головы подняли,
повзрослели они до поры,
на пороге едва помаячили,
и ушли, за солдатом солдат...
До свидания, мальчики! Мальчики,
постарайтесь вернуться назад.
Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
не жалейте ни пуль, ни гранат,
и себя не щадите, и все-таки
постарайтесь вернуться назад.
Ах война, что ж ты, подлая, сделала:
вместо свадеб - разлуки и дым.
Наши девочки платьица белые
раздарили сестренкам своим.
Сапоги -ну куда от них денешься?
Да зеленые крылья погон...
Вы наплюйте на сплетников, девочки,
мы сведем с ними счеты потом.
Пусть болтают, что верить вам не во что,
что идете войной наугад...
До свидания, девочки! Девочки,
постарайтесь вернуться назад.
Советник:
В суровые годы войны писатель Леонид Леонов писал: «Ты не один в
этой огневой буре, русский человек. С вершины истории смотрит на нас песенный наш Ермак, мудрый Минин. И русский лев Александр Суворов, и славный, Пушкиным воспетый, мастеровой Петр Первый, и Пересвет с Олябей, что первыми пали в Куликовском бою. В трудную минуту спроси у них, что по крохам собирали нашу Родину, и они подскажут тебе, как поступить, даже оставшись в одиночку среди вражьего множества. С каким мужеством они служили ей! И куда бы не отправлялись за далекие рубежи, кланялись в пояс родителям, и был им слаще меду горький полынный прах ее дорог. И пригоршню родной землицы, зашитую в ладанку, уносили на чужбину, как благословение матери, на груди. И где бы не оказался велением истории русский человек, сердце его, как стрела компаса, неуклонно, бывало, устремлено в одном заветном направлении, в сторону России. И чистые рубахи надевали перед смертным подвигом, идя на смертную страду, как на светлый праздник. Тем и была крепка, тем и стояла столетья Русская земля.
Минута молчания.
Ученик: Наш конкурс чтецов подошел к концу. Мы не забываем о тех, кто рядом с нами. О тех, кто дожил до сегодняшнего дня.
Без памяти - нет истории,
Без истории – нет культуры,
Без культуры - нет духовности,
Без духовности – нет воспитания,
Без воспитания – нет Человека,
Без Человека – нет народа!
Звучит песня Ольги Дубовой «Не уходи, герой…»
Слово жюри. Награждения учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурс чтецов "Я лиру посвятил народу своему..."
Сценарий общешкольного мероприятия по литературе для 5-9 классов, посвящённого 190-летнему юбилею великого русского поэта Н. А. Некрасова....
Материалы для конкурса чтецов "Я лиру посвятил народу своему"
В папке содержится материалы для проведения конкурса чтецов, посвященного 190-летию со дня рождения Н.А.Некрасова "Я лиру посвятил народу своему": сценарий, протокол, форма грамоты....
конкурс чтецов "Лучшей мамою на свете свою мать считают дети"
конспект конкурса чтецов...
Школьный конкурс чтецов «Я лиру посвятил народу своему…»,посвященный 195-летию со дня рождения Н. А. Некрасова
Сценарий для проведения школьного конкурса чтецов, посвященный 195-летию со дня рождения Н.А.Некрасова. В данной разработке имеются слова для ведущих с кратким рассказом о жизни поэта. Примерная ...
Награждение конкурса чтецов «Время читать» под девизом «Не забудем ваш подвиг великий!»
Международный День поэзии...
Итоги конкурса чтецов СВАО «Время читать!» под девизом «Не забудем Ваш подвиг великий!»
Открытый окружной конкурс...
«Мы не забудем никогда своих героев!» Конкурс чтецов, посвященный Дню героев Отечества»
Материал посвящен "Дню героев Отечества". Включен местный материал. Формирует сознательное отношение к Отчеству, его героическому прошлому. настоящему и будущему на основе литературного дост...