Конкурс чтецов «Мы не забудем никогда своих героев!», Посвященный Дню Героев Отечества
методическая разработка

Бустаева Эльмира Дамировна

Историческое значение каждого россиянина измеряется его заслугами Родине, его человеческое достоинство – силой его патриотизма.
Проблема патриотического воспитания молодежи становится ныне важнейшей проблемой, и решать ее сегодня пытаются на высшем государственном уровне. Например, президент России Владимир Путин выступил 12 октября 2012 г. в Краснодаре с таким обращением: «Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм. Мы, как бы долго ни обсуждали, что может быть фундаментом, прочным моральным основанием для нашей страны, ничего другого все равно не придумаем. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России».
Негативные процессы в обществе за последние годы повлекли за собой то, что у значительной части населения, и особенно у молодежи, оказались разрушены или утрачены такие традиционно-нравственные черты как романтизм, самоотверженность и патриотизм, готовность к подвигу, честность, добросовестность, вера в добро и справедливость, стремление к правде. В сознании и действиях многих подростков и молодых людей все еще устойчивы такие негативные явления как эгоизм, неуважительное отношение к старшему поколению и человеку труда, стремление к наживе, невысокий культурный уровень.
Во многом утрачено чувство ответственности и долга перед родителями, семьей, коллективом, обществом, Отечеством. Время вносит свои коррективы во многие факторы формирования общественного сознания на новом, переломном этапе российской действительности. Выросло поколение молодых граждан, не знакомых с лучшими достижениями отечественной и мировой культуры.
Всё более очевидной становится необходимость для государства и общества в возрождении патриотизма как важного социально-нравственного ценностного ориентира, направленного на становление российской государственности.Мероприятие направлено на воспитание чувства патриотизма и любви к своей Родине, уважения к защитникам Отечества.
Поэтому главной целью моей практики является воспитание чувства патриотизма и любви к своей Родине, уважения к защитникам Отечества, формирование сознательного отношения к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе литературного достояния.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конкурс чтецов «Мы не забудем никогда своих героев!»,

Посвященный  Дню Героев  Отечества

Ведущие- Советник и  ученики 7-9 классов

Цель: воспитание чувства патриотизма и любви к своей Родине, уважения к защитникам Отечества.

Задачи:

-  формировать сознательное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе литературного достояния;

- развивать умения правильного литературного произношения с соблюдением дикции через чтение стихотворений;

- воспитывать у обучающихся гордость, чувство сострадания и патриотизм;

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, дипломы, грамоты, призы для участников конкурса, оценочный лист.

Ход мероприятия.

Советник. Солдат Отечества, воин России... Во все времена отношение к нему и его ратной профессии было окружено ореолом патриотизма и славы. Каждое поколение по-своему проходит определенное испытание на прочность. Рано или поздно настает для него тот звездный час, когда в полной мере надо взять на себя, на свои собственные плечи всю полноту ответственности, как писал поэт А.Твардовский: “За Россию, за народ и за все на свете!” 

Звучит песня «От героев былых времен»

Ученик:  Звучит над землею родною:

« Равнение на – героя!..»

И застывают шеренги 

Краснознаменного строя

Высокая даль распахнулась,

И слава к груди прикоснулась,

И вся страна обернулась:

« Равнение на – героя!..»


Ученик:. 9 декабря отмечается праздник День героев Отечества. Традиции отмечать этот день в России заложены после того, как 26 ноября 1769 года императрица Екатерина II учредила высшую воинскую награду – Орден Святого Георгия Победоносца. По статусу получить этот орден мог тот, кто «презрев очевидную опасность и явив доблестный пример неустрашимости, совершил отличный воинский подвиг, венчанный полным успехом и доставивший явную пользу». Этим орденом были награждены как выдающиеся российские полководцы, в том числе Александр Суворов

и Михаил Кутузов,   так и простые солдаты, матросы и казаки. 

Сегодня мы проводим конкурс чтецов. В состав нашего жюри вошли:

Директор школы Бычкова Е.А., учителя русского языка и литературы Завьялова Е.В. и Тен Л.В.

Советник: Куликово поле, Полтавское, Бородинское сражения, Ледовое побоище.. Эти поля овеяны славой русского оружия. На этих полях трижды решалась судьба Отечества.  

И начинает наш конкурс участник 1.

О Ледовом побоище

Алексей Курлаев

Сквозь лес, снега и вязкие болота 
Идут на Русь немецкие князья, 
В броню закована тяжёлая пехота, 
И смерть несёт на острие копья. 

Всю ночь стояли – ждали боя 
Лишь солнце устремилось ввысь -
Тевтонцы черною рекою 
К Чудскому озеру стеклись.

Построен «клин» на льду реки 
«Железною свиньей» - 
И тут же рыцарей полки 
Прорвали русский строй. 

Звенели шлемы, кровь лилась – 
Большая битва началась. 
И отовсюду крики, стон 
И павшие со всех сторон. 
.
Тевтонцы яростно рубились, 
Но все ж успеха не добились
Всё провалилось. Подо льдом 
Щиты, доспехи, флаг с крестом. 

«Кто к нам с мечом, Тот от меча падёт»
На том всегда святая Русь стояла. 
И если князь на битву позовет
Героев вслед за ним пойдёт немало.

Участник 2

Стихотворение «Славных лиц в России  много». Евгения Трушина

Славных лиц в России много:

 Тех, кто край родной любя,

 Укреплял Державу строго,

 Не жалел в трудах себя.

 Тот эскадру вёл отважно,

 Тот солдат, тот славный князь.

 Дел узор вплетали важный

 В историческую вязь.        

В сердце каждого потомка

 Оставляли яркий след

 Честной службой, битвой громкой,

 Славой доблестных побед.

 И открытием научным,

 И правлением с умом,

 И стихом красивым, звучным,

 Светлой жизнью со Христом.

Нить истории прекрасна

 Златом добрых славных дел.

 Жизнь того лишь не напрасна,

 За Отчизну кто радел.

 Участник 3

Стихотворение «Песня о Земле».

Владимир Высоцкий - Песня О Земле

Кто сказал: "Все сгорело дотла"?
Больше в землю не бросите семя.
Кто сказал, что земля умерла?
Нет, она затаилась на время.

Материнство не взять у земли,
Не отнять, как не вычерпать моря.
Кто поверил, что землю сожгли?
Нет, она почернела от горя.

Как разрезы траншеи легли,
И воронки, как раны зияют,
Обнаженные нервы земли
Неземное страдание знают.

Она вынесет все, переждет.
Не записывай землю в калеки.
Кто сказал, что земля не поет,
Что она замолчала навеки?

Нет, звенит она, стоны глуша,
Изо всех своих ран, из отдушин,
Ведь земля - это наша душа,
Сапогами не вытоптать душу.
Кто поверил, что землю сожгли?
Нет, она затаилась на время

Ученик:

Родина – это твоя земля, город,  в котором ты родился и живешь, твои друзья и соседи. Это мать и отец твои, поэтому Родину еще Отчизной,

Отечеством называют. Отечество – это единственная, уникальная для каждого человека Родина, данная ему судьбой, завещанная его предками. Но Родина – это и Россия.

Участник 4

  • Стихотворение «О Родине.

Гамзатов Расул - "О Родине"

Понять я не мог, а теперь понимаю -
И мне ни к чему никакой перевод,-
О чем, улетая, осенняя стая
Так горестно плачет,
Так грустно поет.

Мне раньше казалось: печаль беспричинна
У листьев, лежащих в пыли у дорог.
О ветке родной их печаль и кручина -
Теперь понимаю,
А раньше не мог.

Не знал я, не ведал, но понял с годами,
Уже с побелевшей совсем головой,
О чем от скалы оторвавшийся камень
Так стонет и плачет
Как будто живой.

Когда далеко от родимого края
Судьба иль дорога тебя увела,
И радость печальна - теперь понимаю,-
И песня горька,
И любовь не светла,
о Родина...

.Ученик: На протяжении многих веков не раз приходилось русским людям отстаивать свободу и независимость своей Родины. Особенно дорогой ценой досталась нашему народу победа в Великой Отечественной войне. Она шла 1418 дней, почти 4 года. Это были годы лишений, горя, тяжелого труда. Разорены города и села, выжжены нивы, оборваны мечты и надежды миллионов людей. Вместе с тем это были годы мужества, беззаветной любви к Родине. Мы сохраним благодарную память о тех, кто защищал нас, спас от фашизма, принес мир народам. Мы учимся у них стойкости и верности Родине. Никогда не погаснет в наших сердцах СВЕТ ПОБЕДЫ.

Участник 5

Стихотворение «Рассказ ветерана

Рассказ ветерана    Нина Попова

 Опять во сне, меня не отпускавшем,
Увидел я войны кровавый день,
Где над моим товарищем упавшим
Склонилась ивы горестная тень.

Воронка там, где место было школе,
На деревце – в горошек лоскутки,
И танком проутюженное поле,
И вырванные с корнем колоски.

Я шёл в атаку, слыша вой снарядов,
Со всех сторон летела смерть ко мне,
Свистели пули, прямо с сердцем рядом,
И били по израненной земле.

Не видно солнца, день похож на вечер,
От гари тяжело уже дышать,
Сгустился воздух, кровью пахнет ветер...
Кто выживет и чья заплачет мать?

Так мне всю жизнь война ночами снится,
Меня не отпускает эта боль,
Моих товарищей я помню лица
И каждого из них последний бой.

Уходит сон лишь только на рассвете,
И тяжко мне, но надо дальше жить
Чтоб чувствовать себя за всё в ответе,
И память о годах тех сохранить.

Участник 6

  • Стихотворение «Мой дед погиб под Сталинградом».

Мой дед погиб под Сталинградом.  Анна Железная

Мой дед погиб под Сталинградом
он знал, что за спиной Москва, 
Он был политруком, солдатом, 
И первым в бой пошел тогда. 

Стояла колом гимнастерка 
От крови, грязи и боев. 
И на двоих одна винтовка, 
И на двоих сухой поёк. 

Но знал солдат, идя в атаку, 
Что за спиной родная мать, 
Всю жизнь прожившая в бараках, 
Горбатя спину при царях; 

Что за спиной родные дети 
И счастье с молодой женой, 
Он был тогда за всех в ответе, 
Вставая первым в смертный бой. 

И поднимаясь в гарь и пекло, 
На шквал немецкого огня, 
Он шел вперед за Власть Советов, 
За Знамя Красное Кремля

Участник 7

Стихотворение «Мальчик из села Поповки».

Мальчик из села Поповки

Маршак С.Я.

Среди сугробов и воронок
В селе, разрушенном дотла,
Стоит, зажмурившись ребёнок – 
Последний гражданин села.

Испуганный котёнок белый,
Обломок печки и трубы – 
И это всё, что уцелело
От прежней жизни и избы.

Стоит белоголовый Петя
И плачет, как старик без слёз,
Три года прожил он на свете,
А что узнал и перенёс.

При нём избу его спалили,
Угнали маму со двора,
И в наспех вырытой могиле
Лежит убитая сестра.

Не выпускай, боец, винтовки,
Пока не отомстишь врагу
За кровь, пролитую в Поповке,
И за ребёнка на снегу.

Участник 8

Стихотворение «Детский ботинок». Читает Чернова Ольга

  Детский ботинок. С. Михалков

Занесенный в графу

С аккуратностью чисто немецкой,

Он на складе лежал

Среди обуви взрослой и детской.

 

Его номер по книге:

«Три тысячи двести девятый».

«Обувь детская. Ношена.

Правый ботинок. С заплатой...»

 

Кто чинил его? Где?

В Мелитополе? В Кракове? В Вене?

Кто носил его? Владек?

Или русская девочка Женя?..

 

Как попал он сюда, в этот склад,

В этот список проклятый,

Под порядковый номер

«Три тысячи двести девятый»?

 

Неужели другой не нашлось

В целом мире дороги,

Кроме той, по которой

Пришли эти детские ноги

 

В это страшное место,

Где вешали, жгли и пытали,

А потом хладнокровно

Одежду убитых считали?

 

Здесь на всех языках

О спасенье пытались молиться:

Чехи, греки, евреи,

Французы, австрийцы, бельгийцы.

 

Здесь впитала земля

Запах тлена и пролитой крови

Сотен тысяч людей

Разных наций и разных сословий...

 

Час расплаты пришел!

Палачей и убийц - на колени!

Суд народов идет

По кровавым следам преступлений.

 

Среди сотен улик -

Этот детский ботинок с заплатой.

Снятый Гитлером с жертвы

Три тысячи двести девятой.

Звучит песня «Офицеры»

Ученик:

Наше русское воинство всегда выполняло приказы. Приказ не обсуждается. Вот и дан был приказ нашей армии ввести войска в Афганистан.

Участник 9

Афганец

Ему всего лишь двадцать лет,

но, как старик, он весь седой.

Серьёзен взгляд, улыбки нет,

в глазах застыли боль с тоской.

Не счесть его душевных ран,

На теле шрамов темных спрут.

Оставил страшный след Афган.

Кому такой он нужен тут?

От жизни он другого ждал.

Мечтал учиться и любить.

Чужой войне он всё отдал.

О нём же предпочли забыть.

Теперь он больше не солдат,

и нет уж больше той войны.

Есть лишь холодный звон наград

да жуткие ночные сны..

Советник: Чечня – саднящая рана для всех нас. На войне у каждого свой путь. Война – тяжёлое бедствие для самой сути человеческой личности. Испытания, которое трудно даже представить. Сейчас, слава Богу, чеченцы возвращаются к мирной жизни, но слишком скорбная плата за мир – человеческие жизни. Людские потери с обеих сторон (военные, мирное население, боевики) составили 12,7 тысяч человек убитыми, около 15 тысяч ранены. Более 60 пропали без вести. Полностью или частично разрушено свыше 60 тысяч жилых домов и административных зданий, 20 км железных дорог. Достойны подвига своих дедов молодые ребята.

Участник 10

Стих о Чеченской войне
Тихо ночь опускается в горы, 
Солнцу месяц выходит вослед. 
Покидает гранитные норы 
В это время бандит-моджахед. 
Притаится в ночи за скалою, 
Средь знакомых, изведанных гор, 
И готовясь к смертельному бою, 
Передернет упругий затвор. 
И начнётся в ущелье потеха. 
Что ж солдат, выпал жребий тебе: 
Вдруг зальётся кавказское эхо, 
Вторя в такт автоматной стрельбе. 
Затрещит вскоре дробь пулемёта, 
Смерть взметнётся в подлунную муть, 
И из наших конечно кого-то 
Пуля тронет в геройскую грудь. 
После в общем успешного боя 
(Враг отбит и почти без потерь) 
В гроб уложат солдата- героя, 
Чтоб отправить куда-нибудь в Тверь. 
Похоронку семейству солдата 
Военком перешлёт, что родной 
Был убит мол тогда-то, тогда-то, 
Мол погиб, как боец и герой… 
А солдата схоронят, как многих, 
Уж солдат схоронили окрест: 
Водрузят средь крестов одиноких 
На кладбище ещё один крест. 
А потом и другие, другие 
Так же примут в кровавом бою 
Смерть за родину - смерть за Россию - 
За Россию святую свою!

Советник: Прошли годы, но и сейчас русские воины отстаивают честь и независимость Отчизны, и снова слава русского солдата известна всему миру.

Участник 11

 Б.Окуджава «Ах,война…»

Ах, война, что ж ты сделала, подлая:

стали тихими наши дворы,

наши мальчики головы подняли,

повзрослели они до поры,

на пороге едва помаячили,

и ушли, за солдатом солдат...

До свидания, мальчики! Мальчики,

постарайтесь вернуться назад.

Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,

не жалейте ни пуль, ни гранат,

и себя не щадите, и все-таки

постарайтесь вернуться назад.

Ах война, что ж ты, подлая, сделала:

вместо свадеб - разлуки и дым.

Наши девочки платьица белые

раздарили сестренкам своим.

Сапоги -ну куда от них денешься?

Да зеленые крылья погон...

Вы наплюйте на сплетников, девочки,

мы сведем с ними счеты потом.

Пусть болтают, что верить вам не во что,

что идете войной наугад...

До свидания, девочки! Девочки,

постарайтесь вернуться назад.

Советник:

В суровые годы войны писатель Леонид Леонов писал: «Ты не один в

этой огневой буре, русский человек. С вершины истории смотрит на нас песенный наш Ермак, мудрый Минин. И русский лев Александр Суворов, и славный, Пушкиным воспетый, мастеровой Петр Первый, и Пересвет с Олябей, что первыми пали в Куликовском бою. В трудную минуту спроси у них, что по крохам собирали нашу Родину, и они подскажут тебе, как поступить, даже оставшись в одиночку среди вражьего множества. С каким мужеством они служили ей! И куда бы не отправлялись за далекие рубежи, кланялись в пояс родителям, и был им слаще меду горький полынный прах ее дорог. И пригоршню родной землицы, зашитую в ладанку, уносили на чужбину, как благословение матери, на груди. И  где бы не оказался велением истории русский человек, сердце его, как стрела компаса, неуклонно, бывало,  устремлено в одном заветном направлении,  в сторону России. И чистые рубахи надевали перед смертным подвигом, идя на смертную страду, как на светлый праздник.  Тем и была крепка, тем и стояла столетья Русская земля.

Минута молчания.

Ученик: Наш конкурс чтецов подошел к концу. Мы не забываем о тех, кто рядом с нами. О тех, кто дожил до сегодняшнего дня.

Без памяти - нет истории,

 Без истории – нет культуры,

Без культуры - нет духовности,

 Без духовности – нет воспитания,

Без воспитания – нет Человека,

Без Человека – нет народа!

Звучит песня Ольги Дубовой «Не уходи, герой…»

Слово жюри. Награждения учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс чтецов "Я лиру посвятил народу своему..."

Сценарий общешкольного мероприятия по литературе для 5-9 классов, посвящённого 190-летнему юбилею великого русского поэта Н. А. Некрасова....

Материалы для конкурса чтецов "Я лиру посвятил народу своему"

В папке содержится материалы для проведения  конкурса чтецов, посвященного 190-летию со дня рождения Н.А.Некрасова "Я лиру посвятил народу своему": сценарий, протокол, форма грамоты....

Школьный конкурс чтецов «Я лиру посвятил народу своему…»,посвященный 195-летию со дня рождения Н. А. Некрасова

Сценарий для проведения школьного конкурса чтецов, посвященный 195-летию со дня рождения Н.А.Некрасова. В данной разработке имеются слова для ведущих с кратким рассказом о жизни поэта. Примерная ...

«Мы не забудем никогда своих героев!» Конкурс чтецов, посвященный Дню героев Отечества»

Материал посвящен "Дню героев Отечества". Включен местный материал. Формирует сознательное отношение к Отчеству, его героическому прошлому. настоящему и будущему на основе литературного дост...