Кружковая работа по развитию мелкой моторики "Пальчик, ручка, язычок"
рабочая программа
Кружковая работа по развитию мелкой моторики "Пальчик, ручка, язычок"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhkovaya_rabota_palchiki_1_1.docx | 257 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБУ ЦССВ «СКОЛКОВСКИЙ»
Кружковая работа
по развитию мелкой моторики
« Пальчик, ручка, язычок»
ГРУППА № 6 «СОЛНЫШКО»
На 2021-2022 гг.
ВОСПИТАТЕЛИ:
Антонова И.А.
Фатьянова О.В.
Белянкина Т.И.
Годовой календарный учебный график
№ занятия | Тема | Цель | Дата проведения кружка | Воспитат. |
СЕНТЯБРЬ | ||||
1 | 1.Массаж пальчиков деревянными палочками. 2.Пальчиковая гимнастика «Мишка» 3.«Помоги мишке добраться до домика». 4.Артикуляционное упражнение «Улыбаемся» | Развивать мелкую моторику рук, общую координацию движения, координацию рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности. | ||
2 | 1.Массаж пальчиков грецким орехом. 2.Пальчиковая гимнастика «Мои друзья» 3.«Помоги ёжику собрать все грибы на полянке». 4.Артикуляционная гимнастика «Муравьед». | Развивать мелкую моторику рук, координацию рук, умение закручивать и откручивать пробочки на бутылочках. Учить вытягивать губы вперёд | ||
3 | 1.Массаж пальчиков «Гладим наши пальчики». 2.Пальчиковая гимнастика «Овощи» 3.Шнуровка «Овощи». 4.Артикуляционная гимнастика «Муравьед улыбается». | Развитие мелкой моторики рук, умение воспроизводить движения в соответствии с текстом, умение чередовать выученные упражнения. Развивать сенсомоторную координацию. | ||
4 | 1.Массаж пальчиков мячиком – ёжиком. 2.Пальчиковая гимнастика «Лимончик». 3.Шнуровка «Фруктовая корзина». 4.Артикуляционная гимнастика «Слоник зевает». | Развивать мелкую моторику рук, ручную умелость; формировать навыки выразительности, пластичности движений, широко и спокойно открывать и закрывать рот. Обогащение словарного запаса. Развивать сенсомоторную координацию. | ||
ОКТЯБРЬ | ||||
1 | 1.Массаж пальчиков мячиком – ёжиком. 2.Пальчиковая гимнастка «Зимушка-зима» 3.Игра «Застегни и расстегни». 4.Артикуляционное упражнение «Шар». | Развивать мелкую моторику; учить воспроизводить движения пальцем в соответствии с текстом | ||
2 | 1.Массаж пальчиков «Сухой бассейн». 2.Пальчиковая гимнастика. «Что мы делаем зимой? 3.Шнуровка «Яблочки». 4.Артикуляционное упражнение «Лошадка». | Способствовать развитию внимания, четкости координации движений пальцев, развитию тонко координированных движений рук, сенсомоторную координацию. | ||
3 | 1.Массаж пальчиков «Мы погладим наши пальчики». 2.Пальчиковая гимнастика «Дед Мороз, здравствуй!» 3. «Соберем бусы». 4.Артикуляционное упражнение «Сдуй ватку с ладошки». | Развитие мелкой моторики рук, соотношение движений рук в соответствии с текстом. Учить контролировать струю потока воздуха, умения действия со шнуром | ||
4 | 1.Массаж пальчиков «Катаем карандашики» 2.Пальчиковая гимнастика «Я играю с игрушками» 3.Игра «Найди спрятанное в фасоли» 4.Артикуляционное упражнение «Забор» | Развитие мелкой моторики рук, тактильной чувствительности, Активизировать движение пальцев рук, Координацию движений. | ||
НОЯБРЬ | ||||
1 | 1.Массаж пальчиков «Какие сильные пальцы». 2.Пальчиковая гимнастика «Обувь» 3.Разбери пуговицы по цвету. 4.Артикуляционное упражнение «Грабли» | Развитие мелкой моторики рук; гибкости, силы, подвижности пальцев. Продолжать знакомить с цветом. Выработка подвижности и точности языка | ||
2 | 1.Массаж пальчиков грецким орехом. 2.Пальчиковая гимнастка «Осень» 3.Собери бусы. 4.Артикуляционное упражнение «Котёнок и молоко» | Развитие мелкой моторики рук, соотношение движений рук, хватанию; формировать навыки действия со шнуром. | ||
3 | 1.Массаж пальчиков карандашами. 2.Пальчиковая гимнастика «Фрукты» 3.Обведи по контуру фрукты. 4.Артикуляционное упражнение «Посчитаем нижние зубки» | Развивать моторику обеих рук, развивать речь, логику, пространственное восприятие, соотнесения действий с текстом | ||
4 | 1.Массаж пальчиков «Сухой бассейн» 2.Пальчиковая гимнастика «В огороде» 3.Разбираем счётные палочки по цвету. 4.Артикуляционное упражнение «Почистим за нижними зубами» | Способствовать развитию внимания, четкости координации движений пальцев, развитию тонко координированных движений рук, различение цвета. | ||
ДЕКАБРЬ | ||||
1 | 1.Массаж пальчиков карандашами. 2.Пальчиковая гимнастика «Обувь» 3.Шнуровка «Пришей пуговицу» 4.Артикуляционное упражнение «Зашьем» | Развивать координацию пальцев рук, развивать внимание, воображение, мелкую моторику рук, сенсомоторную координацию. | ||
2 | 1.Массаж пальчиков грецким орехом. 2.Пальчиковая гимнастика 3.Рисуем пальчиком по манке. 4.Артикуляционное упражнение «Расчешим». | Учить детей сгибать пальчики поочередно, развивать творческие способности. Развивать моторику обеих рук. | ||
3 | 1.Массаж пальчиков «Мы погладим наши пальчики». 2.Пальчиковая гимнастика «Цыплятки» 3.«Поможем Золушке разобрать крупу». 4.Артикуляционное упражнение «Весёлая змейка» | Учить детей сгибать пальчики поочередно, развивать творческие способности, внимания, четкости координации движений пальцев, пространственного мышления. | ||
4 | 1.Массаж пальчиков «Сильные пальчики». 2.Пальчиковая гимнастика «Мамы и малыши» 3.Игры с прищепками «Ёжик», «Солнышко», «Цыплёнок». 4.Артикуляционное упражнение «Качели». | Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию; активизировать словарь. Учить детей расстегивать и застегивать прищепки | ||
ЯНВАРЬ | ||||
1 | 1.Массаж пальчиков мячиком – ёжиком. 2.Пальчиковая гимнастка «Зима» 3.Игра «Застегни и расстегни». 4.Артикуляционное упражнение «Шарик». | Развивать мелкую моторику; учить воспроизводить движения пальцем в соответствии с текстом | ||
2 | 1.Массаж пальчиков «Сухой бассейн». 2.Пальчиковая гимнастика. «Любимые игры зимой?» 3.Шнуровка «Яблочки». 4.Артикуляционное упражнение «Лошадь». | Способствовать развитию внимания, четкости координации движений пальцев, развитию тонко координированных движений рук, сенсомоторную координацию. | ||
3 | 1.Массаж пальчиков «Мы погладим наши пальчики». 2.Пальчиковая гимнастика «Здравствуй, Дед Мороз!» 3. «Вместе соберем бусы». 4.Артикуляционное упражнение «Сдуй ватку с ладошки». | Развитие мелкой моторики рук, соотношение движений рук в соответствии с текстом. Учить контролировать струю потока воздуха, умения действия со шнуром | ||
4 | 1.Массаж пальчиков «Катаем карандаши по лодошке» 2.Пальчиковая гимнастика «Я играю с игрушками» 3.Игра «Отыщи, что спряталось в фасоли» 4.Артикуляционное упражнение «Забор» | Развитие мелкой моторики рук, тактильной чувствительности, Активизировать движение пальцев рук, Координацию движений. | ||
ФЕВРАЛЬ | ||||
1 | 1.Массаж пальчиков грецким орехом. 2.Пальчиковая гимнастика. «Лесные зверята». 3.Большие пазлы 4.Артикуляционное упражнение «Лови мышку» | Активизировать движение пальцев рук, Координацию движений. Развитие навыка игры с большими пазлами | ||
2 | 1.Массаж пальчиков карандашами. 2.Пальчиковая гимнастика «Зима» 3.Игры с пробками. 4.Артикуляционное упражнение «Качели» | Развивать мелкую моторику рук, координацию рук, умение закручивать и откручивать пробочки на бутылочках, координировать действия рук с текстом. | ||
3 | 1.Массаж пальчиков «Сильные пальчики» 2.Пальчиковая гимнастика «Богатырь» 3.Сматывание нитки в клубок. 4.Артикуляционное упражнение «Пятачок». | Совершенствовать навык контроля сжимания и разжимания пальцев рук Развивать мелкую моторику рук, координацию рук, умение сматывать нитки в клубок | ||
4 | 1.Массаж пальчиков «Будем гладить наши пальчики». 2.Пальчиковая гимнастика «В нашем доме» 3.«Выложи по контуру» 4.Артикуляционное упражнение «Котёнок лакает молочко». | Развивать мелкую моторику рук, координацию рук, умение выкладывать по контуру рисунка домика фасоль, горох. | ||
МАРТ | ||||
1 | 1.Массаж пальчиков мячиком – ёжиком. 2.Пальчиковая гимнастика «Грибочки» 3.Шнуровка «Ёжик». 4.Артикуляционное упражнение «Иголочка». | Развивать мелкую моторику рук, сенсомоторную координацию рук, умение действовать согласно тексту. | ||
2 | 1.Массаж пальчиков «Сухой бассейн». 2.Пальчиковая гимнастика «Мама» 3.Штриховка «Цветы для мамы». 4.Артикуляционное упражнение «Блинчик». | Способствовать развитию внимания, четкости координации движений пальцев, развитию тонко координированных движений рук, сенсомоторную координацию | ||
3 | 1.Массаж пальчиков «Мы погладим наши пальчики». 2.Пальчиковая гимнастика «Весна». 3.«Развесь бельё на верёвочку». 4.Артикуляционное упражнение «Маляр» | Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию; активизировать словарь. Учить детей расстегивать и застегивать прищепки | ||
4 | 1.Массаж пальчиков колечком 2.Пальчиковая гимнастика «Кошка» 3.Перебирание бус одновременно двумя руками навстречу друг другу. 4.Артикуляционное упражнение «Орехи» | Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию. | ||
АПРЕЛЬ | ||||
1 | 1.Массаж пальчиков – сжимание и разжимание кулачков. 2.Пальчиковая гимнастика «Дятел стучит» 3.Составление контуров предметов из счётных палочек. 4.Артикуляционное упражнение «Как гудит пароход». | Развивать умение детей сжимать и разжимать кулачки поочередно, развивать творческие способности, внимания, четкости координации движений пальцев, пространственного мышления. | ||
2 | 1.Массаж пальчиков карандашами. 2.Пальчиковая гимнастика «Ягода-малина» 3.Складывание мелких предметов (пуговиц, бусин) в узкий цилиндр. 4.Артикуляционное упражнение «Улыбаемся» | Развивать моторику рук, учить вкладывать один предмет в другой, развивать сообразительность. | ||
3 | 1.Массаж пальчиков мячиком – ёжиком. 2.Пальчиковая гимнастика 3.Штриховка «Дом» 4.Артикуляционное упражнение «Ах, какое вкусное варенье». | Активизировать движение пальцев рук методом штриховки | ||
4 | 1.Массаж пальчиков надевание и снимание колечка. 2.Пальчиковая гимнастика «Машинки» 3.Панно «Не грусти-ка». 4.Артикуляционное упражнение «Забор» | Развивать мелкую моторику рук( застёгивание и расстёгивание пуговиц, молний, кнопок). | ||
МАЙ | ||||
1 | 1.Массаж пальчиков грецким орехом. 2.Пальчиковая гимнастика 3. «Бусы для дам». 4.Артикуляционное упражнение «Часики тикают» | Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию; активизировать словарь, творческое мышление | ||
2 | 1.Массаж пальчиков карандашами. 2.Пальчиковая гимнастика «Насекомые» 3.Игра «Найди, что спряталось в фасоли». 4.Артикуляционное упражнение «Попади мячик в ворота». | Учить определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения, речь. Развивать умение детей сгибать пальчики поочередно.. | ||
3 | 1.Массаж пальчиков «Сильные пальчики». 2.Пальчиковая гимнастика «День - ночь» 3. Найди алмазы. 4.Артикуляционное упражнение «Киска сердится». | Развивать мелкую моторику рук, навык сгибать пальчики поочередно, продолжать знакомить с цветом. | ||
4 | 1.Массаж пальчиков «Сухой бассейн». 2.Пальчиковая гимнастика «Цветы» 3.Игра «Самый ловкий». 4.Артикуляционное упражнение «Барабанщик». | Развитие мелкой моторики рук; гибкости; подвижности пальцев. |
Организационно-педагогические условия реализации программы
Система работы велась по следующим направлениям:
В непосредственно образовательной деятельности - совместная и индивидуальная дифференцированная работа с детьми. В образовательной деятельности в режимных моментах : пальчиковая гимнастика с использованием стихов, песенок, потешек, сказок, самомассаж кистей рук, игры и упражнения на формирование тонких движений пальцев , пальчиковый театр, игры с крупным конструктором во второй половине дня, дидактические игры.
Для работы с детьми использованы следующие методы и приёмы работы:
- Словесный метод. Словесные обращения воспитателя к детям объяснения при рассматривании наглядных объектов, рассказы о них и другие формы речи служат для развития понимания речи взрослого.
- Наглядно-действенный метод обучения. Дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, щупают, так или иначе действуют с ними.
- Практический метод. Чтобы знания были усвоены, необходимо применение их в практической деятельности. После общего показа и объяснения, я предлагаю выполнить под непосредственным руководством фрагмент дидактической игры отдельно каждому ребенку, оказывая по мере необходимости дифференцированную помощь, даю единичные указания.
- Игровой метод. Часто используются игровые приемы, они мне очень помогают заинтересовать детей, лучше и быстрее усвоить материал: различные игровые упражнения; обыгрывание той или иной ситуации; использование сюрпризного момента, прием неожиданного появления игрушек, сказочных героев; решение маленьких «проблем», возникающих у игрушек, сказочных героев
Форма работы кружка в основном носит игровой характер, который наиболее доступен и близок детям. Это способствует обеспечению комфорта для развития личности ребенка. Кружок, который способствует развитию мелкой моторики, проводится один раз в неделю и предназначен для индивидуальной и групповой работы
Планируемые результаты
- развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи;
- развитие у детей на основе разнообразной деятельности эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках;
- способности устанавливать контакты, осуществлять взаимодействие в различных группах, проявлять нравственное отношение к окружающему миру.
Литература:
1.«Пальчиковые игры для детей»- С. О. Ермакова, 2009 г.
2.«Забавы для малышей»- М. Ю. Картушина., Москва «Творческий центр», 2007 г.
3.«Озорные пальчики»- муз. занятие И. В. Бодраченко, журнал «Музыкальный руководитель» №8, 2007 г.
4.«Пальчиковые игры для малышей» - Д. А. Костраба, журнал «Музыкальный руководитель» №5, 2008 г.
5. «Учимся играя.» Волина В. М., 1994
6. «Возрастная психология. Развитие ребёнка от рождения до 17 лет» И.Ю. Кулагина. - М.: Айрис-пресс, 2005.
7. «Речь и развитие психических процессов ребенка» А.Р. Лурия, Ф.А. Юдович. - М.: Просвещение, 2006.
8. «Альбом по развитию мелкой моторики. Умные пальчики» (1000 заданий для малышей) В.Г.Дмитриева
9. «Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения» С.Е.Большакова
10. «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования»
11. «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (методическое пособие для воспитателей и родителей) Е.А.Янушенко
12. «Упражнения для развития мелкой моторики рук пуговки и пальчики» В.М.Медов
13. «Игры на развитие мелкой моторики рук (набор развивающих картинок)» Л.П.Трушина
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мелкая моторика детей-олигофренов. Планирование работы по развитию мелкой моторики.
Краткая характеристика мелкой моторики детей дошкольного возраста,страдающих олигофрений. Как планировать работу по развитию мелкой моторики. Образец планирования индивидульной работы....
Тема: «Система работы по развитию мелкой моторики и формированию графомоторных функций у детей дошкольного возраста»
Систематизировать и обобщить материал по развитию мелкой моторики.Раскрыть методы и приёмы формирования графомоторных навыков...
Создание условий для использования современных творческих технологий в кружковой работе для развития детской одаренности
Значимость методической разработки заключается в наработке и педагогическом обосновании проектной деятельности, способствующей использовать методику народного искусства, что, в свою очередь, спо...
" Содержание педагогической работы по развитию мелкой моторики в группах раннего возраста по методике Янушко Е.А"
В данной статье приводятся рекомендации по организации занятий с детьми раннего возраста...
Развитие мелкой моторики рук детей с ОВЗ младшего школьного возраста посредством кружковой работы «Оригами»
для воспитателей...
Реализованный проект на тему:«Развитие творческих способностей детей через выполнения аппликации с использованием нетрадиционных техник» Кружковая работа «Умелые ручки» 2019-2020г.г.
Кружковая работа реализован проект...
Обобщение опыта "Нетрадиционные формы работы по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, имеющих нарушения речи"
Обобщены нетрадиционные формы работы по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, имеющих нарушения речи. Данный материал предназначен для педагогов и родите...