гражданско-патриотический клуб "Память"
методическая разработка
Внеурочная образовательная деятельность
Название проекта «Организация патриотического воспитания школьников через клубную деятельность».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskiy_proekt_2015g.docx | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
Введение ……………………………………………………………………. 3
Глава 1. Задачи гражданско-патриотического воспитания........................5
Глава #1054;рганизация деятельности клуба «Память»……………………..7
Заключение…………………………………………………………………..13
Список используемых источников…………………………………………15
Приложения …………………………………………………………………16
Введение
Внеурочная образовательная деятельность относится к вариативной части Образовательной программы. О внеурочной деятельности на базе ФГОС для основной и средней школы пока мало информации. Но ориентируясь на ФГОС нового поколения для начальной школы, можно уже сделать некоторые выводы. Внеурочная деятельность может состоять из образовательных модулей в соответствии с видами деятельности обучающихся, которая организуется в различных формах (клубы, студии, секции, кружки, общественно-полезная, социальная практика и т.п.), выбирается самим обучающимся в соответствии со своей индивидуальной образовательной программой и не входит в максимально допустимую учебную нагрузку. Данный проект создан на основании «Концепции духовно-нравственного воспитания гражданина».
В нашем обществе сложилось представление, что главная задача курса ОБЖ в создании безопасных условий выживания ребенка в чрезвычайных ситуациях и экстремальных случаях и формирование навыков здорового образа жизни. Но на первый план в современных условиях выходит проблема сохранения и передачи новому поколению ценностей, которыми гордилась наша страна. В условиях утраты нашим обществом традиционного российского патриотического сознания, широкого распространения равнодушия, цинизма, агрессивности и падения престижа военной службы формируется комплекс ущербности и неполноценности нации.
Данный проект – это попытка использовать материал из опыта работы по внеурочной деятельности различной тематики: от общих характеристик возможных кризисных и опасных ситуаций до практикумов по оказанию само – и взаимопомощи, овладение технологией здорового образа жизни, что является весьма продуктивным решением поставленных перед школой задач в области подготовки школьников к действиями в чрезвычайных ситуациях.
Актуальность проекта по реализации внеурочной деятельности определяется потребностью общества в духовно-нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума, началом осознанного восприятия мира.
Название проекта «Организация патриотического воспитания
школьников через клубную деятельность».
Объект – воспитание гражданских и патриотических качеств личности безопасного типа.
Предмет – клуб как форма организации внеурочной деятельности по ОБЖ с допризывной молодежью.
Цель проекта: внедрить систему патриотического и гражданского воспитания учащихся 8-11 классов посредством организации клубной деятельности как формы внеурочной работы по ОБЖ.
Задачи проекта:
1. Изучить нормативно-правовую базу, регламентирующую внеурочную деятельность.
2. Разработать план работы на каждый период реализации проекта совместно с активом Клуба.
3. Организовать совместную деятельность Клуба с бывшими выпускниками нашей школы, которые закончили военно-учебные заведения.
4. Разработать критерии мониторинга влияния деятельности Клуба на формирование гражданско-патриотических качеств учащихся.
5. Обобщить опыт работы по организации патриотического воспитания через клубную деятельность.
6. Организация сетевого взаимодействия с клубами Чкаловского района.
Гипотеза: при наличии соответствующей модели деятельности клуба в нем создается комплекс необходимых ресурсных, организационных, психолого-педагогических и социально-культурных условий для решения задач гражданско-патриотического воспитания школьников.
Глава 1. Задачи гражданско-патриотического воспитания.
Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения сегодня одна из актуальных задач государства и общества. В Национальной доктрине образования РФ определена не только государственная политика в области образования, но и дан социальный заказ государства на воспитание человека с активной жизненной позицией, принимающего ценности здорового образа жизни, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины. Изменения военно-политической обстановки в мире требуют укрепления экономической мощи Отечества, повышения его обороноспособности, отлаженной работы всей системы патриотического воспитания подрастающего поколения, подготовки его к защите Родины.
Патриотизм – система ценностей, которыми располагает человек и общество; важнейший духовно-нравственный фактор сохранения стабильности в обществе, независимости и безопасности государства.
В настоящее время в нашей стране возрождается система патриотического воспитания детей и подростков, в котором наряду с традиционными задачами подготовки подрастающего поколения к военной службе, появилась необходимость ориентировать ребят на выбор профессии спасателя, социального работника, пожарного, сотрудника правоохранительных органов.
В связи с этим на базе МАОУ - СОШ № 91в 2013 году создан клуб «Память», в котором подростки приобретают нравственные, морально-психологические и физические качества, формирующие ценности здорового образа жизни, а также специальные профессиональные знания и умения, необходимые будущему защитнику Отечества, гражданину, патриоту.
Для развития личности подростка необходимы разнообразные ситуации, проявляющие негативные и позитивные черты личности, воспитывающие волевые качества и позволяющие максимально раскрыть физический потенциал человека, помогающие человеку развить способность ориентироваться и принимать решения в сложных ситуациях.
Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности.
Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности безопасного типа (последствие результата).
УРОВНИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ:
Первый уровень– приобретение школьником социального знания (знания об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.) – достигается во взаимодействии с педагогом.
Второй уровень – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества - достигается в дружественной детской среде (коллективе) и во взаимодействии с выпускниками- «шефами».
Третий уровень– получение учащимися опыта самостоятельного общественного действия -достигается во взаимодействии с социальными субъектами..[].
Глава 2. Организация деятельности клуба «Память»
Система патриотического воспитания, реализуемого через клуб, включает следующие направления:
- формирование потребности в здоровом образе жизни;
- воспитание патриотизма и гражданственности;
- сотрудничество семьи и школы;
- обращение к духовно–нравственным традициям и ценностям своего народа.
Работа клуба «Память» – это не разовое эпизодическое мероприятие, массовая форма систематической военно-патриотической и спортивной работы. Она представляет собой комплекс занятий по ОБЖ, спортивно-оздоровительной работы и внеурочной деятельности: соревнований, эстафет, конкурсов, викторин, походов, игр на местности и других мероприятий, которые должны заложить основы здорового образа жизни, морально-психологической подготовки, способствовать физической закалке и совершенствованию военных знаний и навыков.
Большое воспитательное воздействие на ребят оказывают занятия, проводимые совместно с выпускниками школы, окончившими ЕВАКу, институт МВД, получившими военные специальности в учебных заведениях МО РФ, ставшими постоянными и полноправными членами Клуба. (Приложение 1). Ежегодно проводится «Вахта памяти» у мемориальной доски, посвященной выпускнику нашей школы И.Вяткину, майору полиции, погибшему при исполнении своих служебных обязанностей на территории Чеченской республики, и награжденному посмертно «Орденом Мужества» за заслуги перед Отечеством, совместно с его родственниками, сослуживцами и сотрудниками института МВД, торжественные линейки (Приложение 2), уроки мужества, которые вызывают у ребят неподдельный интерес (Приложение 3): разборка и сборка автомата Калашникова, снаряжение магазина патронами, анализ экипировки солдат и т.д. Военнослужащие четко отвечают на вопросы ребят о значении воинской службы, об учебе, боевых и человеческих качествах, необходимых воину, и, конечно, о том, как готовить себя к ней, какое значение имеет хорошая учеба, физическая закалка, спорт, соблюдение режима дня будущего воина.
Продолжением таких занятий служит военно-спортивная эстафета, в которой принимают участие и девушки, а их в клубе - третья часть. В это мероприятие включаются различные соревнования: ориентирование на местности, преодоление минного поля, передвижение по пересеченной местности, оказание медицинской помощи, разведение костра, и другие конкурсы и игры. Заканчивается соревнование марафоном военной песни, посвященной Родине, Вооруженным силам. Ребята готовят свои номера о мужестве, героизме, ратном подвиге наших солдат.
В период проведения месячника оборонно-массовой работы, посвящённого Дню защитника Отечества члены клуба готовят ребят к смотру строя и песни ставшим традицией нашей школы (Приложение 4). Встречаются с участниками Великой Отечественной войны и тружениками тыла, проживающими в нашем микрорайоне, которые рассказывают ребятам, что в жизни есть место подвигу. Так же участники клуба проводят волонтерскую работу в пансионате «Уктусский» (Приложение 5). Клуб организует и проводит экскурсии по местам боевой и трудовой славы. Экскурсии и походы сами по себе, кроме познавательных задач, решают важнейшую задачу сплочения коллектива и оставляют заметный след в патриотическом воспитании (Приложение 6).
Военно-полевые сборы на базе 19 военного городка завершают ежегодный учебный год для юношей 10 класса. Они вызывают у воспитанников особый интерес. Ребята стреляют из малокалиберной винтовки, метают ручные гранаты по танку, занимаются строевой подготовкой, проходят полосу препятствий, сдают зачеты по физической подготовке, знакомятся с вооружением и техникой, а так же с размещением, жизнью и бытом военнослужащих (Приложение 7).
Важнейшими аспектами является и психологическая подготовка: подростки, прошедшие курс обучения, значительно легче находят общий язык со сверстниками и старшими, умеют принять решение в сложной ситуации. Это особенно важно, когда они приходят в армию. Юноши не испытывают панического страха перед армейской жизнью и по прибытии в часть спокойно выполняют свои обязанности, о чём говорит их переписка с членами Клуба. В нашем клубе занимаются и дети из неблагополучных семей. Привлечь и удержать их можно системными занятиями, в которых наглядно и действенно решаются задачи, помогающие воспитывать человека с определенной системой взглядов и идей, служащих побудительными мотивами к патриотической деятельности.
Участники проекта
Целевая группа - подростки от14 до17лет.
Предполагается, что будут категории детей:
- подростки из «группы риска» - 20 %;
- подростки, находящиеся в трудной жизненной ситуации – 20%;
- учащиеся, увлечённые деятельностью военно-патриотического направления – 50%.
Проект направлен и на вовлечение в воспитательную работу жителей нашего микрорайона «Уктус»: ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла, пожилых людей, учащихся, военнослужащих запаса и всех заинтересованных лиц.
Основные этапы реализации проекта
Вся работа по проекту состоит из трех этапов.
1. В ходе подготовительного этапа создаётся инициативная группа, состоящая из детей "группы риска" и благополучных детей, желающих попробовать свои силы в организации и разработке программы клуба "Память". Главным критерием отбора детей их добровольное желание. Часть подростков уже участвовали в мероприятиях военно-патриотического направления: школьная и районная игра «Зарница», «Школа безопасности», «Смотр строя и песни» и др.
2. Основной этап предусматривает проведение учебы актива в форме "мозгового штурма" по конкретному наполнению мероприятиями, интересующими допризывную молодежь, в секциях клуба "Память" совместно с инициативной группой участников проекта и представителями администрации школы. В ходе обучающей ролевой игры подростки должны выбрать конструктивные идеи из "Банка идей", обсудили план мероприятий. Инициативная группа подростков с руководителем проекта разрабатывает план мероприятий, представляемый ежегодно на утверждение директору школы.
- Руководитель проекта и инициативная группа разрабатывают положение о проведении школьного «Смотра строя и песни».
- Участие в муниципальном конкурсе «Школа безопасности».
- Проведение квалификационных испытаний допризывной молодежи, посвященных «Дню защитника Отечества».
-Торжественное открытие клуба "Память".
В 2013-2015 гг. в стране намечены памятные события в связи с годовщинами важных вех Великой Отечественной войны: победы красной армии под Сталинградом и на Курской дуге, освобождением блокадного Ленинграда, знаменитыми «10 сталинскими ударами» 1944 года и, конечно, 70-летием Победы. Клубная деятельность позволяет расширить круг общения учащихся 8-11 классов через организацию встреч с ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками тыла, совместный просмотр и обсуждение художественных и документальных фильмов, мультимедийных презентаций, подготовленных членами клуба.
План мероприятий клуба "ПАМЯТЬ" на 2013-2017гг.
Мероприятие | Дата | Ответственные | Примечание |
Создание инициативной группы по разработке положения клуба. Создание штаба | октябрь | Аликин И.В. Инициативная группа | Акция: «Антитеррор» |
Торжественное открытие клуба "Память" | ноябрь | Аликин И.В., классные руководители: Левинская М.К., Тетюкова О.Н. | Акция: «Конфета вместо сигареты» |
Выступления членов клуба на общешкольном мероприятии. Участие в спартакиаде допризывной молодежи. | декабрь | Тетюкова О.Н., Аликин И.В. |
|
Заседание штаба (подведение итогов). Разработка плана месячника патриотической работы | январь | Аликин И.В. , члены штаба | Акция: «Мы - волонтеры!» |
«А ну-ка, парни!» Школьный и районный «Смотр песни и строя». Встреча с шефами нашей школы сотрудниками института МВД. Вахта памяти выпускника нашей школы И.Вяткина. | февраль | Члены штаба, классные руководители, Аликин И.В., институт МВД |
|
Подведение итогов месячника, награждение. Участие в спартакиаде допризывной молодежи10кл. | март | Новикова О.В., члены штаба, Аликин И.В. | Акция: «Нет наркотикам!» |
Подготовка и проведение школьной военно-спортивной игры "Зарница". Участие в районной игре "Зарница" | апрель | Члены штаба. Масликов О., Новикова О.В., Аликин И.В. |
|
Подготовка к празднованию Дня Победы. Участие в военно-полевых сборах | май | Новикова О.В., Аликин И.В. | Акция: «Поздравь ветерана!» |
Полевой выход клуба. Подведение итогов работы за год. Участие в спартакиаде трудовых отрядов. | июнь | Члены штаба, Аликин И.В., Новикова О.В., классные руководители: Левинская М.К., Тетюкова О.Н. |
|
3. Заключительный этап: апрель-май 2014г
- Подготовка материалов к презентации проекта клуб "Память" (фото- и видеоматериалы).
- Торжественная Презентация реализованного Проекта.
- Демонстрация материалов об этапах разработки и реализации проекта.
- Награждение участников проекта.
- Вручение "Благодарственных писем" родителям, волонтерам, военнослужащим запаса.
Заключение.
Предложить подросткам и взрослым новые формы патриотического воспитания - одна из главных задач проекта. Клуб «Память» на базе МАОУ-СОШ № 91предусматривает работу в тесном контакте с военкоматом, выпускниками школы, избравшими военные профессии, ветеранами Великой Отечественной войны и со всеми заинтересованными структурами. Это своеобразная школа социализации, позволяющая учащимся 8 -11 классов за несколько лет сменить разные направления деятельности, сменить роли с подшефных до кураторов секций, накопить богатый социальный опыт. Подростки, имеющие хорошие организаторские способности, назначаются ответственными при подготовке к мероприятиям. Совместная разработка и принятие Устава клуба, торжественная клятва, эмблемы, определены права и обязанности членов клуба создают дополнительную мотивацию для изучения курса ОБЖ.
Считаю, что поставленные задачи успешно реализуются, нами достигнуты следующие результаты: За два года работы возросло число обучающихся 8-11 классов, задействованных в реализации мероприятий клуба с 38% до 53%
В каникулярное и внеурочное время, детьми включая учащихся «группы риска проведено 10 мероприятий (экскурсии, ролевые игры, практические занятия и др.). За время реализации проекта значительно уменьшилось количество детей замеченных в правонарушениях.
Учащиеся 8-11 классов приняли активное участие в различных мероприятиях и стали победителями и призерами:
Являлись участниками Всероссийского образовательного проекта « Культура безопасности»;
Районный конкурс безопасное колесо 2013 год- 2 место;
Соревнования по технике пешего туризма 9-го туристического слета института физики и технологии УрГПУ 2013 год – 1 место;
Районная игра «Зарница» 2013год -4 место; 2014- 2 место,
«Школа безопасности» 2013 год 4 - место, 2014 год- 3 место;
В ходе проведения учебно-полевых сборов в 2013 году:
1 место подтягивание на перекладине, 1 место - оказание ПМП, 3 место - одевание ОЗК, общее командное по военно-прикладным видам 3 место в Чкаловском районе.
В 2014 году:
2 место - подтягивание на перекладине, 2-место одевание ОЗК, 3 место - разборка и сборка АКМ, общее командное по военно-прикладным видам -3 место в Чкаловском районе.
Особо следует отметить, крепнет взаимопонимание и сотрудничество между учениками, родителями, учителями. Привлечение учащихся старших классов для наставничества при проведении мероприятий в 8- 9 классах.
Материальная база кабинета пополняется коллекцией фото и видеоматериалов о деятельности клуба и проектами обучающихся.
Проект может быть использован в любом образовательном учреждении в рамках внеклассной работы и патриотического воспитания.
Дальнейшее развитие проекта:
Обобщение и распространение положительного опыта военно-патриотического воспитания молодежи.
Связь с другими клубами патриотической направленности через Интернет.
Переписка с земляками, проходящими срочную службу в рядах вооруженных сил Российской Федерации.
Организация сетевого взаимодействия с клубами Чкаловского района.
Значение данного проекта в его цикличности, возобновляемости, непрерывности: младшие подростки, накапливая опыт клубной деятельности, становятся наставниками и организаторами деятельности, для новых поколений участников клуба.
Список используемых источников.
1. ФГОС основного общего образования. Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897.
2. Примерная программа внеурочной деятельности основной школы/Авторы: Горский В.А., Тимофеев А.А., Смирнов Д.В. и др. — М.: Просвещение, 2010. -111 с. - (Стандарты второго поколения).
3. Сайт
4. Бачевский, В. И. Система военно-патриотического воспитания несовершеннолетних граждан: Учебно-методическое пособие по разделу «Основы военной службы». – М.: ООО «Редакция журнала «Военные знания», 2001. – 186 с.
5. Беспятова, Н. К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации / Н. К.Беспятова, Д. Е.Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 192 с.
6. Буторина, Т. С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т. С. Буторина, Н. П.Овчинникова – СПб: КАРО, 2009. – 224 с.
7. Героико-патриотическое воспитание в школе: детские объединения, музеи, клубы, кружки, поисковая деятельность /Авт.-сост. Т. А.Орешкина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 122 с.
8. Касимова, Т. А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие / Т. А.Касимова, Д. Е.Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 64 с.
9. Сборник нормативных правовых документов и материалов по патриотическому воспитанию и подготовке обучающихся к военной службе / сост. Н. В.Мазыкина, Б. И.Мишин, под ред. А. К.Бруднова. – М.: Мнемозина, 2010. – 192 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа гражданско-патриотического воспитания "Мы - юность России"
Программа гражданско -патриотического воспитания "Мы - юность России!" разработана для работы классного руководителя и расчитана на 3 года. Программа стала призёром городского конкурса "Самый классный...
Фестиваль патриотической песни «Мы – Россияне!» (в рамках месячника гражданско-патриотического воспитания)
Разработка школьного фестивалия патриотической песни. Подборка песен и минусовок для коллективного исполнения....
Современные подходы к гражданско-патриотическому воспитанию детей в спортивной школе в рамках месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы
Гражданско-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач воспитательной работы в учреждениях дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности. В данной статье авто...
Работа МБОУ СОШ № 27 над проектом «Метапредметный подход в формировании системы гражданско- патриотического и экологического воспитания учащихся через организацию эколого – патриотической тропы «Мысхако»
Наша школа является инновационной площадкой , работаем по теме "ИМетапредметный подход в формировании гражданско - партриотического и экологического воспитания учащихся через организацию эколого ...
Результаты диагностики уровня сформированности гражданско-патриотических качеств у студентов техникума, на основании исследования отношения студентов 1 курса техникума к патриотическим ценностям по модифицированной методике диагностики личностного рос
Презентация для выступления "Особенности диагностики уровня сформированности гражданско-патриотических качеств у студентов техникума"...
Воспитание гражданско-патриотической позиции юношей 12-17 лет в военно-патриотическом отряде «Русь»
АктуальностьВопрос о патриотизме становится сегодня особенно актуальным, ибо без патриотизма вообще не может быть никакого духовного становления личности и, следовательно, развития общества. Актуально...
ИСТОРИЧЕСКИЙ КВЕСТ КАК ФОРМА ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ (на примере квеста «Наш земляк В. И. Чапаев – легендарный герой Гражданской войны»)
В последние годы идея гражданско-патриотического воспитания молодого поколения становится задачей государственной важности. Особая роль принадлежит системе образования, которая формирует личность, орг...