Рабочая программа кружка "Занимательное цветоводство"
рабочая программа (5 класс)
РАбочая программа кружка "Занимательное цветоводство" расчитана для 5-го класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа для кружка | 31.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка (общая характеристика программы):
Человек начал использовать растения для украшения жилища очень
давно – около 6 тысяч лет назад.
Миллионы людей считают, что они не зря тратят свои силы и время на то, чтобы выращивать цветы и ухаживать за ними. Ведь это занятие дает возможность людям сбросить с себя психологическое напряжение и успокоиться, что немаловажно для детей.
Написание данной программы вызвано желанием развить в детях любовь к окружающей среде. За основу взята программа кружка Юных цветоводов, рекомендуемая Министерством просвещения. Но, учитывая специфику учреждения и пожелания детей, была видоизменена и дополнена.
Основная идея программы:
Через знакомство с растениями и заботу о них воспитать в детях бережное отношение к природе, трудолюбие, привить любовь к окружающему миру, желание беречь и заботиться о нем. А так же развить такие качества, как наблюдательность, аккуратность, трудолюбие, воображение.
Направленность (профиль) программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Цветоводство» имеет экологическую направленность. Программа призвана помочь каждому участнику осмыслить его место в жизни, приобщиться к целому ряду ценностных понятий, помочь сформировать собственный взгляд на жизнь, свое мировоззрение и в тоже время знать и уважать свой край.
Новизна программы заключается в том, что она направлена на воспитание способности воспринимать эстетическую ценность природы, активную жизненную позицию, чувство сопереживания и экологического мышления, любознательность и способствовать расширению кругозора.
Актуальность программы в том, что через выращивание растений и заботу о них дети приобретают положительные качества.
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что она позволяет решить следующие проблемы:
– пробуждение интереса учащихся к новой деятельности;
–профессиональное самоопределение учащихся;
– занятость свободного времени учащихся.
Отличительной особенностью программы является ее многофункцио-
нальность. Она может быть полностью реализована на базе определенного образовательного учреждения или частично, когда различные образовательные учреждения используют только интересующие их отдельные разделы и темы программы. Тематика программы также функциональна, она может, изменятся и дополнятся в рамках определенных программных разделов. Возможна разработка и внедрение новых, актуальных тем краеведческого характера. Отличительная особенность данной программы состоит и в её практической значимости:
– вовлечение детей и родителей в поисковую, исследовательскую деятельность;
– реализация индивидуального подхода.
Основа курса – изучение разнообразия и агротехнических приемов выращивания цветочно-декоративных растений, элементов оформления садовых участков, интерьера в группе, основ аранжировки.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы. Программа рассчитана на участие в обучении учащихся разного возраста, т.е. школьников 5-7 классов.
Объём программы. Программа рассчитана на 68 часа.
Срок реализации программы 1 год.
Цель программы – начальная подготовка в области декоративного садоводства, включающая изучение травянистых и цветочных растений, особенностей выращивания и умение использовать их в оформлении ландшафта и интерьера, приобретение навыков выполнения основных видов работ: подготовки почвы (перекопки), выравнивания, рыхления, разметки; предпосевной подготовки семян к посеву; посева, подготовки посадочного материала к посадке; умение отличать всходы культурных растений от сорняков, определять по внешнему виду тип почвы, потребность растений в свете, поливе, подкормках, осуществлять своевременный уход за растениями (пикировать, прореживать, формировать, поливать, подкармливать, опрыскивать, бороться с вредителями и болезнями), вести дневник наблюдений за развитием растений, озеленить школу и обеспечивать своевременный уход за имеющимися растениями.
Задача обучения – получение знаний о травянистых и цветочных растениях открытого и защищённого грунта, особенностей их биологии и декоративных качеств, технологии возделывания и применении в оформлении ландшафта и интерьеров.
В ходе изучения учащиеся должны уметь ставить перед собой цель предстоящей трудовой деятельности, планировать работу, подбирать и готовить инструменты и материалы, усваивать требования к качеству исполнения, практически выполнять намеченный план, осуществляя самоконтроль, оценивать результаты деятельности. В процессе подготовки, выполнения, анализа итогов работы дети должны овладевать основами трудовой культуры, знаниями техники безопасности, работать на своём месте аккуратно, экономить материалы, беречь время.
Содержание программы
Введение (2 час)
Теоретическая часть: Ознакомление с планом работы кружка, с видами общественно полезного труда, с массовыми мероприятиями, в которых будут участвовать учащиеся. Цветочно-декоративные растения, их значение в жизни человека. Правила безопасного поведения на занятиях. Значение курса для эстетического, экологического воспитания и заботливого отношения к природе.
Строение цветочно-декоративных культур (11часов)
Строение корня. Виды корневых систем (стержневая и мочковатая). Рост и строение корня. Строение стебля. Строение и способы роста побега. Понятие узла, междоузлия и пазухи листа. Способы роста стебля (прямой, поднимающийся, лежачий или стелющийся, ползучий, вьющийся, цепляющийся и прикорневая розетка). Строение листа. Основные части листа (листовая пластинка и черешок). Листорасположение (очередное, супротивное, мутовчатое и листья, собранные в прикорневую розетку). Простые и сложные листья. Жилкование листьев. Метаморфозы листа (колючки, усики, сочные листья). Строение цветка, плода.
Биологические основы цветоводства (11 часов)
Классификация декоративных растений. Многообразие растений, используемых в цветоводстве, и их биологический состав. Растения открытого и защищённого грунта. Отношение декоративных растений к внешним условиям. Климатические, почвенные и биологические факторы.
Свет и его значение для выращивания декоративных растений. Группы растений по отношению к свету (светолюбивые, тенелюбивые, теневыносливые). Методы создания благоприятного светового режима в открытом и защищённом грунте (сроки посева и посадки, схема размещения растений).
Тепловой режим и его значение для декоративных культур. Группы растений по отношению к теплу. Холодо-, морозо- и жароустойчивость цветочных растений. Влияние температуры почвы на прорастание семян. Вода и её значение для декоративных культур. Группы растений по отношению к влажности воздуха и почвы. Отрицательное влияние избыточного увлажнения. Питание декоративных растений. Способы внесения удобрений под цветочные культуры (корневые и внекорневые подкормки). Сроки внесения удобрений
Виды садовых земель (дерновая, листовая, перегнойная, торфяная и др.) и их приготовление, хранение и применение.
Цветы и творчество (10 часов)
Подготовка экспонатов на выставку; изготовление и оформление наглядных пособий, панно из засушенных растений, фотомонтажей и дневников, работ юннатов, стенгазеты кружка; подготовка выступлений на празднике цветов; участие в празднике цветов.
Классификация комнатных растений (15 часов)
Условия для комнатного растения. Требовательность комнатных растений к влажности почвы и воздуха температуре, освещению; виды ухода за комнатными растениями и сроки его проведения в связи с биологическими особенностями растений и временами года.
Значение перевалки и пересадки для роста и развития растений; сроки и техника проведения этой работы.
Практические работы: Размещение растений соответственно их требованиям к освещению, температуре; поливка, опрыскивание, обмывание листьев, рыхление почвы в горшках; мытье горшков; удаление пожелтевших листьев; приготовление почвенных смесей; определение необходимости перевалки и пересадки растений; проведение работ по перевалке и пересадке растений. Наблюдения, за ростом и развитием комнатных растений.
Выращивание растений через рассаду (12 часов)
Практическая часть: Опыты работы с цветочно-декоративными растениями: Выбор участка для грунтового посева семян однолетников; подготовка почвы; разбивка делянок; поделка бороздок и посев семян; уход за подсевами; пересадка грунтовой рассады на постоянное место. Наблюдения, за появлением всходов, ростом и развитием растений. Проведение опытов по выяснению лучших сроков и способов грунтовых посевов и уходу за грунтовыми посевами цветочно-декоративных растений.
Растения в доме комната за комнатой (8 часов)
Классификация комнатных растений. Биологические особенности красиво цветущих и декоративно-плодовых растений; декоративно-лиственных растений; луковичных; споровых, суккулентов. Приобретение растений человеком. Размещение растений в помещениях по отношению их к температуре. Холодостойкие, теплолюбивые растения. Примеры представителей. Влияние света на растения. Светолюбивые, теневыносливые представители. Влияние влажности на растения. Влаголюбивые и засухоустойчивые растения. Мероприятия, направленные на исправление вреда, нанесенного недостатком и чрезмерной поливкой растений. Опрыскивание и мытье растений. Перевалка и пересадка комнатных растений.
Универсальные учебные действия, которыми должны овладеть обучающиеся
Познавательные: умение организовать свою деятельность на получение необходимой информации, находить и запоминать ключевые моменты, запоминать материал и воспроизводить его при необходимости, находить необходимые источники информации, использовать в работе методы исследования, поиска, анализа, сравнения, наблюдения, использовать базовые знания в решении поставленных задач, в поисковой, исследовательской, практической и творческой деятельности.
Регулятивные: пользоваться приёмами самоконтроля, самооценки, умение самостоятельно планировать свою деятельность, оценивать, находить положительные моменты и ошибки, умение организовывать рабочее место, делать выводы и самооценку, решать творческие, нестандартные задачи.
Личные: умение выражать собственное видение мира, вносить личный вклад в общую работу, умение доказывать свою точку зрения, опираясь на собственные подходы и выводы; приводить примеры из личной практики, умение ставить перед собой цель, формулировать и решать трудовые задачи, пользоваться рисунками, планами схемой, выполненными самостоятельно.
Межпредметные: умение применять полученные знания в различных видах деятельности, в научных дисциплинах.
Коммуникативные: умение работать в парах, в группах, в коллективе, умение выражать собственное мнение, проявлять чувство уважения к партнёрам и сотрудничать в трудовом процессе, выражать своё отношение к предмету изучения, решать возникающие вопросы в диалоге.
Тематическое планирование
Количество часов | |||
Название темы | Всего | Теория | Практика |
1.Введение | 2 | 2 | |
2. Строение цветочно-декоративных культур | 11 | 4 | 7 |
3. Биологические основы цветоводства | 11 | 9 | 2 |
4. Цветы и творчество | 10 | 1 | 9 |
5. Классификация комнатных растений | 15 | 8 | 7 |
6. Выращивание растений через рассаду | 12 | 2 | 10 |
7. Растения в доме комната за комнатой | 8 | 4 | 2 |
Календарно – тематическое планирование
№ | Тема | Теория | Практика | Проектная деятельность | Творческая деятельность | Дата | |||||
Введение 2 часа | |||||||||||
1. | История комнатного цветоводства. Знакомство с целями и задачами кружка.Т/Б | 1 | 4.09.2023 | ||||||||
2 | Игра знакомство | 1 | 6.09.2023 | ||||||||
Строение цветочно-декоративных культур 11 | |||||||||||
3 | Морфология растений. | 1 | 11.09.2023 | ||||||||
4 | Теоретические основы выгонки луковичных растений | 1 | 13.09.2023 | ||||||||
5 | Закладка луковиц Крокусов, нарцисов, гиацинтов на выгонку. | 2 | 18.09.202320.09.2023 | ||||||||
6 | Разработка проекта «Клумба первоцветов» | 1 | 25.09.2023 | ||||||||
7 | Подготовка почвы | 1 | 27.09.2023 | ||||||||
8 | Посадка луковичных растений на школьную клумбу. | 1 | 2.10.2023 | ||||||||
9 | Теоретические основы сбора гербария. | 1 | 4.10.2023 | ||||||||
10 | Сбор листьев и цветов для высушивания. | 2 | 9.10.2023 11.10.2023 | ||||||||
11 | Игра | 1 | 16.10.2023 | ||||||||
Биологические основы цветоводства 11 часов | |||||||||||
12 | Классификация декоративных растений. | 1 | 18.10.2023 | ||||||||
13 | Экскурсия на пришкольный участок. Определение растений. | 1 | 23.10.2023 | ||||||||
14 | Типы почв. Приготовление почвенной смеси. | 1 | 25.10.2023 | ||||||||
15 | Температурный режим. Определение температурного режима класса. (Ведение дневника наблюдений) | 1 | 6.11.2023 | ||||||||
16 | Световой режим | 1 | 8.11.2023 | ||||||||
17 | Водный режим и влажность. | 1 | 13.11.2023 | ||||||||
18 | Подкормка. Нормы, сроки и способы внесения. | 1 | 15.11.2023 | ||||||||
19 | Определение растений, нуждающихся в подкормке. | 1 | 20.11.2023 | ||||||||
20 | Определение требующих пересадки растений. | 1 | 22.11.2023 | ||||||||
21 | Пересадка растений | 1 | 27.11.2023 | ||||||||
22 | Игра | 1 | 29.11.2023 | ||||||||
Цветы и творчество 10 часов | |||||||||||
23 | Разработка макета фото-зоны для цветочного квеста. | 1 | 4.12.2023 | ||||||||
24 | Цветы оригами | 2 | 6.12.2023 11.12.2023 | ||||||||
25 | Объемные цветы из гофрированной бумаги | 3 | 13.12.2023 18.12.2023 20.12.2023 | ||||||||
26 | Изготовление цветов из конфет. | 1 | 25.12.2023 | ||||||||
27 | Подготовка и проведение цветочного квеста для учеников школы. | 3 | 27.12.2023 8.01.2024 10.01.2024 | ||||||||
Классификация комнатных растений 15 | |||||||||||
28 | Растения влажных тропических лесов. | 1 | 15.01.2024 | ||||||||
29 | Растения субтропиков. | 1 | 17.01.2024 | ||||||||
30 | Растения пустынь | 1 | 22.01.2024 | ||||||||
31 | Водные растения | 1 | 24.01.2024 | ||||||||
32 | Изучение приспособлений растений к экологическим факторам среды. | 1 | 29.01.2024 | ||||||||
33 | Паспортизация растений школы. | 2 | 31.01.2024 5.02.2024 | ||||||||
34 | Создание QR кода растений. | 3 | 7.02.2024 12.02.2024 14.02.2024 | ||||||||
35 | Знакомство с японской техникой Ошибана картины из растений и цветов. | 1 | 19.02.2024 | ||||||||
36 | Изготовление открыток в технике Ошибана | 3 | 21.02.2024 26.02.2024 28.02.2024 | ||||||||
37 | Оформление работ на выставку | 1 | 4.03.2024 | ||||||||
Выращивание растений через рассаду 12 часов | |||||||||||
38 | Создания букетов в различных техниках | 2 | 6.03.2024 11.03.2023 | ||||||||
39 | Ассортимент. Расчет потребности семян и рассады. | 1 | 13.03.2024 | ||||||||
40 | Посев семян по потребности школы. Уход | 1 | 18.03.2024 | ||||||||
41 | Пикировка | 2 | 20.03.2024 1.04.2024 | ||||||||
42 | Выбор растений для посадки. | 1 | 3.04.2024 | ||||||||
43 | Правила высадки. Сроки | 1 | 8.04.2024 | ||||||||
44 | Подготовка почвы к высадке рассады | 2 | 10.04.2024 15.04.2024 | ||||||||
45 | Высадка. Уход | 2 | 17.04.1014 22.04.2024 | ||||||||
46 | Акция «Первоцвет» | 24.04.2024 | |||||||||
Растения в доме комната за комнатой 8 часов | |||||||||||
47 | Растения северного окна. | 1 | 29.04.2024 | ||||||||
48 | Растения южного окна | 1 | 1.05.2024 | ||||||||
49 | Выбор растений для озеленения школы исходя из местоположения. | 1 | 6.05.2024 | ||||||||
50 | Мозговой штурм. Разработка проекта по озеленению школы. | 1 | 2 | 8.05.2024 13.05.2024 15.05.2024 | |||||||
51 | Защита проектов | 2 | 20.05.2024 22.05.2024 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа факультатива "Цветоводство"
Рабочая программа факультатива "Цветоводство" для учащихся 5 - 6 классов специальной коррекционной школы VIII вида....
"Рабочие программы по цветоводству и декоративному садоводству. 5, 8 классы."
Данные рабочие программы разработаны для УГПД....
Рабочая программа кружка «Цветоводство с элементами творчества» (2012 -2013 учебный год, 8-14 лет)
Рабочая программа кружка «Цветоводство с элементами творчества»(2012 -2013 учебный год, 8-14 лет)...
Рабочая программа кружок "Цветоводство"
кружок предназначен для юных цветоводов. проводится 1ч в неделю...
Рабочая программа по цветоводству и декоративному садоводству для 8 класса
рабочая программа...
Рабочие программы по цветоводству и декоративному садоводству 5,7,8 классы
В данной публикации даны рабочие программы по цветоводству для обучения детей в школах 8 вида. Рабочие программы составлены на основе программы под редакцией Воронковой В.В. (автор Е.А. Ковалева) и уч...
Рабочая программа кружка "Цветоводство"
Данная рабочая программа разработана и апробирована в коррекционной школе. Включает теоретические знания и практические занятия по уходу за комнатными растенями и на пришкольном участке....