Конспект занятия «Коллаж. Осеннее дерево»
план-конспект
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества» г. Ярцево Смоленской области
Конспект занятия
«Коллаж. Осеннее дерево»
Разработала:
педагог дополнительного образования
Хотеенкова Елена Гурьевна
т/о «Разноцветная сказка»
г. Ярцево
2021 год
Тема занятия: «Коллаж. Осеннее дерево»
Место проведения: МБУДО ЦДТ, каб. №11
Творческое объединение «Разноцветная сказка»
Год обучения: 1 год обучения
Цели:
- пробудить и развить у детей творческое начало, эстетический вкус;
- дать толчок творческой фантазии.
Задачи:
- научить технологии выполнения основных элементов коллажа;
- умение правильно подбирать нужные оттенки тканей, бумаги;
- композиционно - правильно располагать детали;
- точно и аккуратно выполнять операции.
Педагогические технологии, используемые на занятии: здоровьесберегающие (дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика), личностно-ориентированные.
Необходимые материалы.
- Планшет их фанеры.
- Основа (бязь, холст).
- Ярко-зеленая бязь.
- Золотистый шелк.
- Бордовый бархат.
- Шелк с зелеными, желтыми, красными полосками.
- Ситец с крупными цветами.
- Ситец с мелкими цветами.
- Тюль.
- Атлас.
- Клей, клейстер, кисть.
План занятий.
- Оргмомент (запись в журнал).
- Искусство выполнения коллажа.
- Порядок выполнения коллажа «Времена года».
- Практическая работа: подготовка основы, подбор подходящих по цвету лоскутов ткани, деталей из бумаги или тесьмы, вырезание деталей и расположение их на подготовленную основу. Наклеивание элементов. Оформление рамки.
- Подведение итогов.
Ход работы
Теоретическая часть
Рассказ педагога.
Коллаж в переводе с французcкого collage (наклеивание) – технический прием в изобразительном искусстве – наклеивание на какую-либо основу материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре, а так же произведение, целиком выполненное этим приемом.
Искусство коллажа сравнительно молодое. Первые коллажи стали появляться главным образом в конце 19 века – начале 20 века. Одни из первых известных коллажей были выполнены знаменитыми художниками Пикассо, Сезам, Моне. Из российских авторов коллажей известны Малевич, Петров-Водкин. В настоящее время коллаж широко применяется для оформления офисов, театров, является хорошим дизайнерским дополнением для интерьера.
Огромное значение для детей имеет коллаж, выполненный своими руками. В нем дети могут отразить свое мировоззрение, умение различать материалы по цвету и структуре. Так же дети могут самостоятельно выполнить композицию коллажа и цветовую гамму. Работа над коллажом дает толчок к индивидуальному творчеству, вырабатывается точность движений, развивается глазомер. У тех, кто дружит с прикладным искусством, нет проблем с подарками для друзей и близких.
Как в любом виде искусства, в коллаже важны точно подобранные сочетания цветов. Здесь нет однозначных правил и нельзя дать общий совет на все случаи жизни. Важно почувствовать настроение общей цветовой гармонии. Будь то маленькое панно или сложный коллаж, вам нужно собрать работу общем колорите, задать определенное цветовое настроение. Ткани с теплым колоритом, солнечные цвета поднимут настроение, сделают теплее пространство интерьера. Холодные тона успокаивают, снимают раздражение, позволяют больше всматриваться в свои оттенки.
Резкие, контрастные друг другу материалы лучше разделить более спокойными, промежуточными, успокаивающими противоборство. Маленькая яркая работа будет радовать глаз, служить цветовым пятном в интерьере. Большая яркая картина потребует к себе полного внимания и значительно пустого пространства вокруг.
Дыхательная гимнастика
В лесу. Представьте, что вы заблудились в густом лесу. Сделав вдох, на выдохе произнесите «ау». Меняйте интонацию и громкость и поворачивайтесь то влево, то вправо. Повторите с ребенком пять-шесть раз.
Веселая пчелка. На выдохе произнесите «з-з-з». Представьте, что пчелка села на нос (звук и взгляд направить к носу), на руку, на ногу. Таким образом, ребенок учится направлять внимание на определенный участок тела.
Великан и карлик. Сядьте на пол, сложив ноги перед собой ступня к ступне. Руки положите на внутренние стороны коленей, которые прижаты к полу. Наберите полную грудь воздуха, плечи расправьте, голову гордо поднимите вверх, на выдохе опуститесь вниз, прижмитесь головой к ступням.
Продолжаем рассказ.
Для каждой работы требуется придумать и сделать основные детали, наиболее выразительные по цвету, рисунку и отделки. Основной фон должен быть спокойнее, являясь окружением для двух-трех значимых центров. Представьте себе, что ваша работа – это сцена театра, где есть декорации и актеры, главные действующие лица, ради которых затеян спектакль. Если декорация окажется ярче и интереснее актеров – кто на них будет обращать внимание?
Чувствуйте себя «режиссером» и «дирижером» вашей картины, создавая красочные цветовые симфонии, радующие глаз зрителя.
По сути, восхищение прекрасным разнообразием тканей и их расцветок превращает коллаж из робкого увлечения в настоящее хобби. Выбрать ткани не сложно – спросите любого, кто занимается рукоделием, и узнаете о залежах пестрых лоскутов, готовых превратиться в нечто прекрасное! Однако, чтобы создать непросто коллаж, а произведение искусства, необходимо немного подумать над выбором тканей. Подбор лоскутков часто превращается в захватывающий творческий процесс.
Материалом для основы коллажа может служить плотный картон или фанера. Основу выбирают обычно однотонную, чтобы можно было нанести эскиз коллажа.
Одновременно с этим подбирают ткани, бумагу или тесьму, подходящие по цвету к определенному виду коллажа. Цветовая гамма зависит от выбранного сюжета. В данном случае цвет и структуру зависит от выбранного сюжета. «Времена года» можно выполнить в четырех-шести цветовых оттенках: «Зима» – белый, голубой, «Весна» - зеленый, «Лето» - золотистый, желтый, «Осень» - золотой, красный и т.д.
Прежде всего, следует учитывать состав ткани. Стопроцентный хлопок предсказуемо садиться и достаточно долговечен. Также можно использовать смесовые ткани с добавлением хлопка. Но имейте в виду, что на таких тканях образуются «шарики», поскольку различные ткани изнашиваются по-разному. Ткани для коллажа могут быть разной плотности и толщины. Однако если вам вздумается использовать прозрачную или кружевную ткань, то под нее следует сделать подкладку соответствующей плотности. Если предполагается сочетание различных тканей, учитывайте степень их усадки.
Практическая часть
Коллаж «Осеннее дерево».
Техника безопасности при работе с ножницами
1. Обращайтесь с ножницами очень осторожно.
Резать кончиками - нельзя, серединкой – можно.
2. Если нужно инструмент передать другому.
То колечки от себя Ты спокойно поверни,
И, за кончики держась, Ножницы ему верни!
3. Когда выполнишь работу,
Тут же ножницы закрой,
Чтоб до острых краешков,
Не коснулся кто другой!
Это небольшое панно построено на сочетании ярких, насыщенных тонов, что придает ему радостное, приподнятое настроение. Работа осуществлена в технике полуобъемного коллажа с фрагментом из драпированной ткани.
Для ее выполнения стоит максимально придерживаться тех же цветовых отношений. Важно также найти ткани с цветочным рисунком, ближе по цвету, но с разным масштабом изображения. Ткани с мелкими цветами служат общим фоном. Зелено-синий цвет фона немного смягчает яркость общей композиции.
Порядок работы.
- На планшет натянуть основу (бязь), нанести эскиз дерева карандашом.
- Выкроить последовательно крону дерева, начиная с удаленных деталей, окантовать крону и наклеить ствол дерева.
Пальчиковая гимнастика «Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять.
(Загибают пальчики, начиная с большого)
Будем листья собирать.
(Сжимают и разжимают кулачки)
Листья березы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем.
( «Шагают» пальчики по столу).
3. Приклеить к кроне дерева отдельные элементы из шелка, а также наклеить землю. В центр дерева приклеить цветок.
4. Работу можно окантовать тесьмой и оформить работу в рамку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи. "Осень. Деревья."
Логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи. Фронтальное занятие для детей старшего дошкольного возраста....
Золотая осень. Рисунок осеннего дерева с натуры, по памяти
Презентация к уроку 5 класса по ИЗО....
Конспект занятия "Осенние деревья"
Занятие для детей 8 - 10 лет по изобразительному искусству. Знакомит с рисунком в технике "мозаика"....
0.01 Подготовительная к школе группа. Сентябрь, 4-я неделя. Методические рекомендации для родителей по изучению лексической темы "Осень. Деревья осенью. Гласные и согласные звуки - повторение. Предложение"
Программа Н.Е. Нищевой, 3-й год обучения. Для воспитанников 6-7 лет с ТНР....
2.001. Средняя группа. Октябрь, 1-я неделя. Лексическая тема "Осень. Деревья осенью"
Средняя группа компенсирующей направленности для детей с ТНР...
Конспект занятия «Коллаж. Осеннее дерево»
Конспект занятия«Коллаж. Осеннее дерево»...
Календарный план воспитательно-образовательной работы с детьми 7-го года жизни компенсирующей направленности. Тема "Осень. Признаки осени. Деревья осенью."
Тема "Осень.признаки осени.Деревья"...