Конспект открытого занятия на тему: «Необыкновенное рисование. Парафиновая техника процарапывания»
план-конспект
Конспект открытого занятия на тему:
«Необыкновенное рисование. Парафиновая техника процарапывания»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neobyknovennoe_risovanie.doc | 95.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества» г.Ярцево Смоленская область
Конспект открытого занятия на тему:
«Необыкновенное рисование. Парафиновая техника процарапывания»
(2 год обучения)
Разработала:
педагог дополнительного образования
Хотеенкова Елена Гурьевна.
г.Ярцево
2022 год
Тема занятия: «Узоры Северной Двины. Роспись блюда»
Место проведения: МБУДО ЦДТ, каб. №11
Творческое объединение «Разноцветная сказка»
Год обучения: 2 год обучения
Цель занятия: формирование личности с высоким уровнем интеллекта и культуры, что особенно важно в современном мире.
Задачи:
образовательные:
- научить технике процарапывания с широкой и узкой поверхностью процарапывания;
- обучить приемам работы с гуашевыми красками, восковыми мелками и парафином;
- сформировать практические навыки работы в определенных видах художественной деятельности.
развивающие:
- развитие зрительного восприятия чувства, цвета, композиции;
- закрепление и расширение знаний, умений и навыков, полученных в процессе созидательной деятельности;
- развитие индивидуального творчества воображения;
- умение видеть и слышать многообразный мир;
- увидеть, высказать это, передать в своем творчестве.
воспитательная:
- расширение диапазона чувств, воображения и зрительных представлений, фантазии; воспитание эмоциональной отзывчивости к определенным художественным образам.
Педагогические технологии, используемые на занятии: здоровьесберегающие, личностно-ориентированные.
Материалы: свеча, зубочистки, стека, монетки, гуашь, мелки восковые, карандаш масляный, два листа бумаги, лист картона, карандаш, клей ПВА, ножницы, линейка, кисть №4.
Оборудование: таблица с образцами цветовых пятен, таблица с образцами: «Техника процарапывания с широкой и узкой поверхностью процарапывания».
План занятия
№ п/п | Содержание занятия | Хронометраж по этапам |
1 | Оргмомент. Инструктаж по технике безопасности. Ритуал приветствия. | 2 мин. |
2 | Теоретическая часть в форме беседы: «Необыкновенное рисование. Парафиновая техника рисования». | 5 мин. |
3 | Практическая часть. Этапы работы:
| 5 мин. 10 мин. 15 мин. 5 мин. |
4 | Подведение итогов |
|
1.Техника безопасности:
- При работе с ножницами передавать их кольцами от себя.
- При попадании клея, или краски в глаза, необходимо их промыть водой.
Ход занятия.
2.Теоретическая часть в форме беседы: «Необыкновенное рисование без кисточки. Парафиновая техника рисования».
- Педагог: - «Здравствуй дети! Сегодня мы с вами займемся необыкновенным рисование без кисточки». Вы спросите : «А как же можно рисовать без кисточки»? Оказывается это очень увлекательное занятие. Например рисование пальчиками. Для этого используются гуашевые краски. Рисование губкой (поролоном). С помощью тоненькой трубочки оказывается тоже можно рисовать. Создавая интересные и затейливые по форме цветы и деревья (метод выдувания). Мы с вами тоже использовали необычные способы рисования на наших занятиях. Давайте их вспомним.
Дети: - «Мы рисовали бабочку ватными палочками».
«Мы распыляли краску с помощью зубной щетки и расчески. Получился красивый снегопад. Он очень украсил нашу картину «Зимний домик».
- «У нас получились очень интересные рисунки, когда мы отпечатывали цветные мыльные пузыри на бумаге».
Педагог: - «Совершенно верно. Вы вспомнили то, чему научились. Сегодня на нашем занятии мы освоим новую технику рисование – процарапывание пером или острым инструментом картона ил бумаги, залитых тушью, пользуются многие художники. Эта техника известна давно. Она имеет специальное название - «граттаж», что в переводе с французского означает «окрести», «царапать». Итак, тема нашего сегодняшнего занятия: «необыкновенное рисование. Парафиновая техника процарапывания». Эта яркая завораживающая техника рисования дает широкий набор средств для обогащения колорита, создания фантастических фактур и для передачи сложных явлений природы. Применение парафина особенно эффективно смотрится в рисунках, выполненных линией с использованием цветовых пятен. Иногда парафиновую технику можно объединить с любой другой техникой рисования (например, набрызг, эта техника вам известна). Очень эффектно смотрятся работы выполненные в технике «потрескавшийся воск». Для этого рисунок-заготовка снимается, начиная с краев в комочек. После того, как рисунок расправлен, он покрывается однотонной краской и промывается под струей воды. Парафиновая техника может быть выполнена с широкой поверхностью процарапывания. В таких случаях используется не заостренный предмет, а скребок пошире, например монета, или деревянная сетка.
3.Практическая часть. Этапы работы. Изображение цветовых пятен восковыми мелками.
Материалы.
В своей работе мы будем использовать смешанную технику процарапывания. То есть, в ней будут сочетаться широкие и тонкие поверхности процарапывания. Всю свою работу мы разобьем на четыре части:
1 этап – нанесение цветовых пятен;
2 этап – нанесение парафинового и красочного слоя;
3 этап – создание эскиза. Перенос рисунка. Процарапывание по картону.
4 этап – оформление рамочки.
- Что же мы изобразим на своем рисунке. Так как тема нашего занятия сегодня особенная, то и рисунок должен ей соответствовать. Представьте себе выразительным, что мы спустились на дно морское, перед вами проплывают диковинные рыбы, осьминоги, медузы, вокруг колышутся водоросли, на дне лежат камни и морские звезды. Морское дно переливается всеми цветами: лимонный, желтый, сиреневый, фиолетовый, малиновый, розовый, изумрудный. Эти краски завораживают нас и создают определенное настроение. Давайте свою картину мы назовем «Причуды морского дна». Вы согласны?
Намечаем карандашом на альбомном листе пятна разной величины. Пятна должны сочетать в себе несколько цветов (соответствующие золотой рыбке) – например желтый, оранжевый, бордовый, красный. Заполнять пятна мы будем восковыми мелками и масляными карандашами. Причем один цвет может накладываться на другой.
- Нанесение парафинового слоя на рисунок-заготовку. Нанесение краски на парафиновый слой.
Конечно сама свеча рисовать не может, но с ее помощью можно отделить один слой изображения от другого. Этот прием чем-то похож на прием кулинара-кондитера, когда тот печет торт «Наполеон» и наносит слой крема между двумя коржами. Правда к нашего торта «крем» прозрачный. Рисунок-заготовка – это первый корж. Теперь мы наносим на него, тщательно растирая, слой парафина – это наш крем. Осталось нанести еще один слой. Этот слой у нас будет состоять из гуаши (синяя). Мы уже сталкивались с тем, что краска очень плохо ложится на слой парафина и все норовит куда-нибудь «убежать». Оказывается, достаточно добавить несколько капель шампуня и она перестает «капризничать», становится послушной, ровно ложится на слой парафина.
- Создание эскиза. Перенос рисунка на заготовку. Процарапывание рисунка по контуру.
Вот и готовы все три слоя. Теперь надо подождать, когда краска подсохнет. Но мы не будем зря тратить время, а нарисуем на отдельном листе бумаги рыбку. Можно дополнить рисунок камешками, улитками, морскими звездами, водорослями. Это будет эскиз к нашей основной работе. Вот уже и краска подсохла. Это означает, что можно продолжать работу. Используя деревянную палочку, процарапывает рисунок рыбки. При этом верхний слой краски снимается из-под него показывается самый первый цветной слой. Для снятия более широких пластов мы используем стеки, или монетки.
Физминутка.
«Цветочная зарядка»
Говорит цветку цветок: Дети поднимают и опускают руки
«Подними-ка свой листок».
Выйди на дорожку. Дети шагают на месте, высоко
Да притопни ножкой. Поднимая колени
Да головкой покачай – Вращение головой
Утром солнышко встречай.
Стебель наклони слегка – Наклоны туловища
Вот зарядка для цветка.
А теперь росой умойся,
Отряхни и успокойся. Встряхивание кистями рук
Наконец готовы все
День встречать во всей красе”.
- Оформление рамочки.
Для того что бы наша работа смотрелась законченной, изготовим для нее рамку. Берем лист картона и вычерчиваем по каждому краю линию (ширина 1,5 см). середину картона аккуратно вырезаем. Рамка готова. Намазываем края рамки клеем и прижимаем к основе.
4.Подведение итогов.
Педагог: - «Ребята, вот и подошло к концу наше занятие с необычным рисованием. Что сегодня нового вы для себя узнали? Чему научились?»
Дети: - «Мы узнали, что можно рисовать не только кисточками, но и поролоном, трубочками и даже пальцами. Мы научились «рисовать» деревянными палочками и монетками, научились делать краску «послушной».
Педагог: - «Молодцы ребята! Я думаю, вы не забудете то, чему научились на занятии и сможете работать дома самостоятельно».
Области применения необычного рисования также разнообразны – его можно использовать при создании поздравительных открыток, елочных и других украшений, паспарту и прочих поделках. Желаю вам творческих открытий и успехов.
- После такой хорошей работы необходимо убрать за собой рабочие места. Можете снимать свои работы и убирать все материалы. Спасибо за работу. До свидания! (контролирую процесс уборки рабочих мест).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по теме «Изготовление стен часовни Ксении Петербургской в технике монастырского плетения»
Конспект открытого занятия по теме «Изготовление стен часовни Ксении Петербургской в технике монастырского плетения»...
Конспект открытого занятия по теме: «Елочка в технике изонить»
Задачи:- формирование навыков заполнения угла в технике изонити,- создание елочки из углов. Необходимые материалы:-...
Конспект открытого занятия по теме «Творческая работа. Раскладывающаяся открытка, декорированная в технике квиллинг».
Предлагаемая вашему вниманию методическая разработка представлена автором, педагогом дополнительного образования высшей квалификационной категории Лисовой В.В., работающей в ДЦ "Лазурный" на протяжени...
Конспект открытого занятия на тему : "Совершенствование техники передвижения хоккеистов спиной вперед "
конспект открытого занятия по хоккею для детей 1-го года обучения...
Конспект открытого занятия на тему : "Техника ведения шайбы, тактика игры "
конспект открытого занятия по хоккею...
Конспект открытого занятия на тему: «Необыкновенное рисование. Парафиновая техника процарапывания» (3 год обучения)
Конспект открытого занятия на тему:«Необыкновенное рисование. Парафиновая техника процарапывания»(3 год обучения)...
План конспект открытого занятия на тему: «Оформление шкатулки в технике Скрапбукинг»
План-конспект открытого занятия по декоративно-прикладному искусству....