Конспект открытого занятия на тему: «Необыкновенное рисование. Парафиновая техника процарапывания»
план-конспект

Елена Гурьевна Хотеенкова

Конспект открытого занятия на тему:

«Необыкновенное рисование. Парафиновая техника процарапывания»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon neobyknovennoe_risovanie.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества» г.Ярцево Смоленская область

Конспект открытого занятия на тему:

«Необыкновенное рисование. Парафиновая техника процарапывания»

(2 год обучения)

Разработала:

педагог дополнительного образования

Хотеенкова Елена Гурьевна.

г.Ярцево

2022 год

Тема занятия: «Узоры  Северной  Двины. Роспись  блюда» 

Место проведения: МБУДО ЦДТ, каб. №11

Творческое объединение «Разноцветная сказка»

Год обучения: 2 год обучения

Цель занятия:  формирование личности с высоким уровнем интеллекта и культуры, что особенно важно в современном мире.

Задачи:

образовательные:

  • научить технике процарапывания с широкой и узкой поверхностью процарапывания;
  • обучить приемам работы с гуашевыми красками, восковыми мелками и парафином;
  • сформировать практические навыки работы в определенных видах художественной деятельности.

развивающие:

  • развитие зрительного восприятия чувства, цвета, композиции;
  • закрепление и расширение знаний, умений и навыков, полученных в процессе созидательной деятельности;
  • развитие индивидуального творчества воображения;
  • умение видеть и слышать многообразный мир;
  • увидеть, высказать это, передать в своем творчестве.

воспитательная:

  • расширение диапазона чувств, воображения и зрительных представлений, фантазии; воспитание эмоциональной отзывчивости к определенным художественным образам.

Педагогические технологии, используемые на занятии: здоровьесберегающие, личностно-ориентированные.

Материалы: свеча, зубочистки, стека, монетки, гуашь, мелки восковые, карандаш масляный, два листа бумаги, лист картона, карандаш, клей ПВА, ножницы, линейка, кисть №4.

Оборудование: таблица с образцами цветовых пятен, таблица с образцами: «Техника процарапывания с широкой и узкой поверхностью процарапывания».

План занятия

п/п

Содержание занятия

Хронометраж по этапам

1

Оргмомент. Инструктаж по технике безопасности. Ритуал приветствия.

2 мин.

2

Теоретическая часть в форме беседы: «Необыкновенное рисование. Парафиновая техника рисования».

5 мин.

3

Практическая часть. Этапы работы:

  1. Изображение на бумаге цветовых пятен восковыми мелками.
  2. Нанесение парафинового слоя на рисунок – заготовку. Нанесение краски на парафиновый слой.
  3. Создание эскиза. Перенос рисунка на заготовку. Процарапывание рисунка по контуру.
  4. Оформление рамочки.

5 мин.

10 мин.

15 мин.

5 мин.

4

Подведение итогов

  1. мин.

1.Техника безопасности:

  1. При работе с ножницами передавать их кольцами от себя.
  2. При попадании клея, или краски в глаза, необходимо их промыть водой.

Ход занятия.

        2.Теоретическая часть в форме беседы: «Необыкновенное рисование без кисточки. Парафиновая техника рисования».

        - Педагог: - «Здравствуй дети! Сегодня мы с вами займемся необыкновенным рисование без кисточки». Вы спросите : «А как же можно рисовать без кисточки»? Оказывается это очень увлекательное занятие. Например рисование пальчиками. Для этого используются гуашевые краски. Рисование губкой (поролоном). С помощью тоненькой трубочки оказывается тоже  можно рисовать. Создавая интересные и затейливые по форме цветы и деревья (метод выдувания). Мы с вами тоже использовали необычные способы рисования на наших занятиях. Давайте их вспомним.

Дети: - «Мы рисовали бабочку ватными палочками».

        «Мы распыляли краску с помощью зубной щетки и расчески. Получился красивый снегопад. Он очень украсил нашу картину «Зимний домик».

        - «У нас получились очень интересные рисунки, когда мы отпечатывали цветные мыльные пузыри на бумаге».

        Педагог: - «Совершенно верно. Вы вспомнили то, чему научились. Сегодня на нашем занятии мы освоим новую технику рисование – процарапывание пером или острым инструментом картона ил бумаги, залитых тушью, пользуются многие художники. Эта техника известна давно. Она имеет специальное название  - «граттаж», что в переводе с французского означает «окрести», «царапать». Итак, тема нашего сегодняшнего занятия: «необыкновенное рисование. Парафиновая техника процарапывания». Эта яркая завораживающая техника рисования дает широкий набор средств для обогащения колорита, создания фантастических фактур и для передачи сложных явлений природы. Применение парафина особенно эффективно смотрится в рисунках, выполненных линией с использованием цветовых пятен. Иногда парафиновую технику можно объединить с любой другой техникой рисования (например,  набрызг,  эта техника вам известна). Очень эффектно смотрятся работы выполненные в технике «потрескавшийся воск». Для этого рисунок-заготовка снимается, начиная с краев в комочек.  После того, как рисунок расправлен, он покрывается однотонной краской и промывается под струей воды.  Парафиновая техника может быть выполнена с широкой поверхностью процарапывания.  В таких случаях используется не заостренный предмет, а скребок пошире, например монета, или деревянная сетка.

        3.Практическая часть. Этапы работы. Изображение цветовых пятен восковыми мелками.

Материалы.

        В своей работе мы будем использовать смешанную технику процарапывания. То есть, в ней будут сочетаться широкие и тонкие поверхности процарапывания. Всю свою работу мы разобьем на четыре части:

1 этап – нанесение цветовых пятен;

2 этап – нанесение парафинового и красочного слоя;

3 этап – создание эскиза. Перенос рисунка. Процарапывание по картону.

4 этап – оформление рамочки.

  1. Что же мы изобразим на своем рисунке. Так как тема нашего занятия сегодня особенная, то и рисунок должен ей соответствовать. Представьте себе выразительным, что мы спустились на дно морское, перед вами проплывают диковинные рыбы, осьминоги, медузы, вокруг колышутся водоросли, на дне лежат камни и морские звезды. Морское дно переливается всеми цветами: лимонный, желтый, сиреневый, фиолетовый, малиновый, розовый, изумрудный. Эти краски завораживают нас и создают определенное настроение. Давайте свою картину мы назовем «Причуды морского дна». Вы согласны?

Намечаем карандашом на альбомном листе пятна разной величины. Пятна должны сочетать в себе несколько цветов (соответствующие золотой рыбке) – например желтый, оранжевый, бордовый, красный. Заполнять пятна мы будем восковыми мелками и масляными карандашами. Причем один цвет может накладываться на другой.

  1. Нанесение парафинового слоя на рисунок-заготовку. Нанесение краски на парафиновый слой. 

Конечно сама свеча рисовать не может, но с ее помощью можно отделить один слой изображения от другого. Этот прием чем-то похож на прием кулинара-кондитера, когда тот печет торт «Наполеон» и наносит слой крема между двумя коржами. Правда к нашего торта «крем» прозрачный. Рисунок-заготовка – это первый корж. Теперь мы наносим на него, тщательно растирая, слой парафина – это наш крем. Осталось нанести еще один слой. Этот слой у нас будет состоять из гуаши (синяя). Мы уже сталкивались с тем, что краска очень плохо ложится на слой парафина и все норовит куда-нибудь «убежать». Оказывается, достаточно добавить несколько капель шампуня и она перестает «капризничать», становится послушной, ровно ложится на слой парафина.

  1. Создание эскиза. Перенос рисунка на заготовку. Процарапывание рисунка по контуру. 

        Вот и готовы все три слоя. Теперь надо подождать, когда краска подсохнет. Но мы не будем зря тратить время, а нарисуем на отдельном листе бумаги рыбку. Можно дополнить рисунок камешками, улитками, морскими звездами, водорослями. Это будет эскиз к нашей основной работе. Вот уже и краска подсохла. Это означает, что можно продолжать работу. Используя деревянную палочку, процарапывает рисунок рыбки. При этом верхний слой краски снимается из-под него показывается самый первый цветной слой. Для снятия более широких пластов мы используем стеки, или монетки.

Физминутка.

«Цветочная зарядка»

Говорит цветку цветок: Дети поднимают и опускают руки 
«Подними-ка свой листок».
Выйди на дорожку. 
Дети шагают на месте, высоко 
Да притопни ножкой. 
Поднимая колени
Да головкой покачай – 
Вращение головой
Утром солнышко встречай.
Стебель наклони слегка – 
Наклоны туловища
Вот зарядка для цветка.
А теперь росой умойся,
Отряхни и успокойся. 
Встряхивание кистями рук
Наконец готовы все
День встречать во всей красе”.

  1. Оформление рамочки.

        Для того что бы наша работа смотрелась законченной, изготовим для нее рамку. Берем лист картона и вычерчиваем по каждому краю линию (ширина 1,5 см). середину картона аккуратно вырезаем. Рамка готова. Намазываем края рамки клеем и прижимаем к основе.

4.Подведение итогов.

        Педагог: - «Ребята, вот и подошло к концу наше занятие с необычным рисованием. Что сегодня нового вы для себя узнали? Чему научились?»

        Дети: - «Мы узнали, что можно рисовать не только кисточками, но и поролоном, трубочками и даже пальцами. Мы научились «рисовать» деревянными палочками и монетками, научились делать краску «послушной».

        Педагог: - «Молодцы ребята! Я думаю, вы не забудете то, чему научились на занятии и сможете работать дома самостоятельно».

        Области применения необычного рисования также разнообразны – его  можно использовать при создании поздравительных открыток,  елочных и других украшений, паспарту и прочих поделках.  Желаю вам творческих открытий и успехов.

        - После такой хорошей работы необходимо убрать за собой рабочие места. Можете снимать свои работы и убирать все материалы. Спасибо за работу. До свидания! (контролирую процесс уборки  рабочих мест).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по теме «Изготовление стен часовни Ксении Петербургской в технике монастырского плетения»

Конспект открытого занятия по теме «Изготовление стен часовни Ксении Петербургской в технике монастырского плетения»...

Конспект открытого занятия по теме: «Елочка в технике изонить»

Задачи:-       формирование навыков заполнения угла в технике изонити,-       создание елочки из углов. Необходимые материалы:-...

Конспект открытого занятия по теме «Творческая работа. Раскладывающаяся открытка, декорированная в технике квиллинг».

Предлагаемая вашему вниманию методическая разработка представлена автором, педагогом дополнительного образования высшей квалификационной категории Лисовой В.В., работающей в ДЦ "Лазурный" на протяжени...

Конспект открытого занятия на тему: «Необыкновенное рисование. Парафиновая техника процарапывания» (3 год обучения)

Конспект открытого занятия на тему:«Необыкновенное рисование. Парафиновая техника процарапывания»(3 год обучения)...

План конспект открытого занятия на тему: «Оформление шкатулки в технике Скрапбукинг»

План-конспект открытого занятия по декоративно-прикладному искусству....