программа воспитательной работы "зажги свою звезду
рабочая программа
Программа
воспитания и социализации обучающихся
6-9 класса
«Зажги свою звезду»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vospitatelnoy_raboty.docx | 95.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Гороховская средняя общеобразовательная школа
Верхнемамонского муниципального района Воронежской области»
Рассмотрено на МО Протокол № От «__» августа 2020 г Руководитель МО __________Хасанова Н.В. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР _____________Бурякова Г.Н. «______» ___________ 2020 г | «Утверждаю» Директор МКОУ «Гороховская СОШ» ______________ Сорокин В.В. Приказ № от «___» _______ 2020 г |
Программа
воспитания и социализации обучающихся
6-9 класса
«Зажги свою звезду»
Номинация: «Проекты и программы в области воспитания» Подноминация: «Воспитание классного коллектива» Разработчик: Ильинова Марина Сергеевна Должность: Учитель математики, информатики Место работы: МКОУ «Гороховская СОШ» Адрес организации: ул. Верова, дом 18, с.Гороховка, Верхнемамонский район, Воронежская обл., 8 - (473 55) 51 6 42 |
Срок реализации программы: 2020 – 2024 г.
2020 год
Содержание
Организаторы и участники программы 4
Цель и задачи реализуемые программой 5
Основные технологии, используемые при реализации программы 6
Принципы и особенности организации содержания воспитания и социализации обучающихся 7
Направления деятельности по воспитанию и социализации обучающихся. 7
Социальное партнерство с семьей 20
Прогнозируемые результаты, критерии и методы их изучения, анализа и оценки 23
Циклограмма оценки результатов личностного развития учащихся II ступени 26
Пояснительная записка
«Трагедия нашего воспитания состоит в том,
что оно в первую очередь
обращает внимание на недостатки…»
В. А. Сухомлинский
Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования «Зажги свою звезду» разработана на основе Примерной основной образовательной программы основного общего образования А. М. Кондакова, в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании», Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, школьной программой воспитания и социализации. В Программе определены задачи, ценности, содержание, планируемые результаты, а также формы воспитания и социализации обучающихся, взаимодействия с семьей, учреждениями дополнительного образования, другими социальными институтами.
Современная социокультурная ситуация характеризуется множеством инновационных изменений в сфере образования. Поэтому образовательные учреждения постоянно стремятся создавать условия для развития учащихся, помагают адаптироваться к измененному социуму, учат жить в новой социокультурной среде.
ВОСПИТАНИЕ - целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества. Осуществляется через образование, а также организацию жизнедеятельности определенных общностей. В воспитании взаимодействуют личность, семья, государственные и общественные институты, учебно-воспитательные заведения, средства массовой коммуникации, религиозные институты, общественные организации.
Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе воспитания и социализации.
Школа один из основных институтов, принимающих непосредственное участие в воспитании и формировании развития личности ребёнка. И, конечно же, большая часть работы ложится на плечи классного руководителя, деятельность которого в воспитательной системе – гармонично сочетать духовно – эстетические, идейно – нравственные принципы, единство доброты познания и освоение жизни. Эти вопросы актуальны всегда. И сегодня поле деятельности для творческого поиска ребенка стоит во главе воспитания. И значит – это и есть основная задача классного руководителя.
Но в последнее время в школах наблюдается противоречивые и тревожные тенденции. Среди них:
- противоречие между естественным желанием каждого ребёнка к личному успеху и недостаточными условиями, обеспечивающими реализацию этой потребности в школе;
- противоречие между необходимостью обеспечить личный успех каждому учащемуся школы и несовершенством имеющихся педагогических средств;
- формирования негативного имиджа учащихся школы как неуспешных, слабоуспевающих и т.д.
В современном русском языке понятие «звезда» приняло совершенно особое значение: человек-звезда – это человек, добившийся очень значительных успехов, ставший известным, загоревшийся на небосклоне своим успехом, своими достижениями, освещающий другим людям путь надежды на собственный успех. В наше тревожное время так и хочется не просто сказать нашим детям, а хочется крикнуть им: «Зажгите свою звезду!»
Современное общество нуждается в способных и талантливых личностях, которые справятся с любыми житейскими трудностями и решат самые сложные задачи, смогут проявить и применить свои таланты и знания во благо, то есть во всем будут удачными. Именно успешные люди являются основой современного общества и государства.
Работая в школе, я как классный руководитель, каждый раз задаю себе вопрос: «Как сделать жизнь классного коллектива позитивной и успешной?»
Размышляя над этой проблемой, я вышла на необходимость создания воспитательной программы, которая позволит систематизировать работу классного коллектива и поможет развиваться учащимся и самому классному руководителю.
Каждый учащийся в моем классе должен иметь возможность проявить свои способности, творческий потенциал, уметь находить нестандартные решения жизненных ситуаций, быть восприимчивым к новизне, оригинальности.
И взрослому, и ребенку нужно чувствовать собственную значимость и успешность. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, желание участвовать в выполняемой работе, стимулирует творчество и сотрудничество. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет участвовать еще активнее и с удовольствием.
Процесс воспитания должен представлять собой целенаправленную систему, в которой гармонично сочетаются специально разработанная программа жизнедеятельности с возможностями саморазвития и самоуправления. Исходя из общечеловеческих ценностей и реалий сегодняшнего дня, человек XXI века должен быть физически здоровым, духовно-нравственным, интеллектуально развитым, целостно мыслящим и активно связанным с окружающим миром, то есть УСПЕШНЫМ.
Нормативно - правовая база
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897)
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года ( утверждена Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N 761)
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2009г)
Организаторы и участники программы
Организаторы и участники программы воспитания и социализации «Зажги свою звезду» - все субъекты воспитательного процесса: учащиеся, родители, педагоги. Ответственный за ее реализацию – классный руководитель. Участниками реализации программы могут и должны быть социальные партнеры и субъекты воспитания. Ведущая, ценностно и содержательно определяющая роль в создании социально открытого воспитательного пространства и нравственного уклада школьной жизни принадлежит педагогическому коллективу школы и ее социальным партнерам. Формирование социально активной личности в МКОУ « Гороховская СОШ» происходит в условиях уже сложившейся воспитательной системы. Главной ценностью является Человек, прежде всего личность школьника.
Особое внимание в воспитательной системе школы акцентировано на аспектах социализации личности. Кроме данной программы, социальный опыт обучающиеся приобретают в результате реализации образовательных и воспитательных программ, действующих в МКОУ «Гороховская СОШ»; в процессе взаимодействия в рамках ученического самоуправления; в результате приобретения опыта общения в социальной среде.
Программа предполагает преемственность содержания, форм и методов организации учебно-воспитательной деятельности школьников на всех ступенях обучения. Управление воспитательной системой в классе осуществляется через структурные компоненты: класс, кружки, секции, методическое объединение классных руководителей, родительский комитет, Совет учеников школы, Управляющий совет школы и т.д.
Цель и задачи реализуемые программой
В центре программы воспитания и социализации обучающихся стоит разработка модели воспитательного процесса, направленной на личность обучаемого, развитие его природных задатков и способностей, организацию разнообразной, творческой, личностной и общественно значимой деятельности.
Суть программы «Зажги свою звезду» – представление возможности учащимся и целому классу самостоятельно выбирать сферы приложения своих сил и добиться там успеха, реализовав свои потенциалы.
Цель программы (основная идея): создание условий для мотивации учеников на достижения в различных сферах деятельности, формирования способности к саморазвитию и самореализации своего потенциала в осуществляемой деятельности, воспитание современной успешной творческой личности.
В соответствии с поставленной целью определены задачи программы воспитания:
- способствовать раскрытию интеллектуальных и творческих способностей учащихся, развитию навыков коллективного взаимодействия посредством организации эмоционально насыщенной деятельности классного коллектива;
- создание условий для самовыражения каждого воспитанника;
- содействовать мотивации у учащихся к участию в делах школы;
- содействие развитию инициативы и творческой активности школьников;
- развивать ключевые компетенции личности (учебную, исследовательскую, социально-личностную, коммуникативную, сотрудничества, организаторской деятельности, личностно-адаптивную);
- направлять работу на развитие ценностных представлений и отношений учащихся;
- обучать эффективным приемам достижения успеха;
- развивать навыки самоорганизации, самообслуживания, способствовать формированию сознательной дисциплины;
- привлекать родителей к процессу выработки стратегии воспитания, а также организации жизнедеятельности класса;
- способствовать воспитанию гражданско-патриотического и духовно-нравственного сознания;
- организовать профориентационную работу с учащимися;
- организовать работу по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни школьников;
- совершенствовать ученическое самоуправление.
Способы достижения целей:
Участие детей в управлении школой и классом (организация самоуправления).
Это предполагает:
- совместное формулирование и принятие правил жизни класса;
- совместное (с педагогом) принятие ответственных решений, касающихся жизни школы и отдельных ее членов;
- самостоятельное планирование внеучебной совместной деятельности;
Создание возможностей для проявления творчества детей в школе:
- творчество в процессе обучения (на уроках);
- творчество после уроков: кружки, коллективные творческие дела и пр.;
- возможности проявления и осуществления любой творческой инициативы.
Организация совместной деятельности, предметом которой являются самопознание и саморазвитие:
- проведение классных часов, на которых обсуждаются наиболее типичные для детей проблемы и способы решения их (проводятся педагогами – классными руководителями);
- проведение психологических обучающих занятий с целью просвещения (проводятся психологами).
Создание условий, в которых учащиеся могут приобретать новый социальный опыт, выходя за рамки принятых социальных ролей:
- проведение игр, моделирующих различные проблемные ситуации, требующие проявления инициативы и ответственности.
Условием достижения сформулированных целей является профессиональная готовность педагога:
- учитывать развитие прирожденных задатков;
- создавать условия, направляющие развитие прирожденных задатков;
- предоставлять ребенку возможность свободно проявлять свои индивидуальные особенности;
- предоставлять ребенку возможность свободно выбирать и пробовать;
- предоставлять ему возможность знакомиться с разными культурами, точками зрения и версиями;
- слушать ребенка и давать ему возможность самостоятельно принимать решения;
- согласовывать с ребенком свои действия, чтобы он понимал, почему ему надо делать то или другое;
- создавать условия, чтобы ребенок мог осознанно следовать правилам;
- включать ребенка в создание правил, которым он должен следовать.
Основные технологии, используемые при реализации программы
Личностно-ориентированная технология – ставит личность ребенка в центр воспитательной работы, обеспечивает комфортные, бесконфликтные и безопасные условия ее развития.
Технология проектной деятельности.
Технология игровой деятельности – формирует мотивацию к какой-либо деятельности, основанной на интересе (ролевые, деловые игры).
Технология коллективной творческой деятельности.
Технология саморазвивающего обучения - в процессе деятельности личность начинает на этой базе свободно и самостоятельно выбирать цели и средства деятельности, управлять своей деятельностью, одновременно совершенствуя и развивая свои способности к ее осуществлению, изменяя и воспитывая себя.
Технология педагогической поддержки - представляет собой педагогическую, психологическую, социальную, медицинскую поддержку.
Технология сотрудничества - учитель и обучающиеся совместно вырабатывают цели, задачи содержание воспитательной деятельности. Данная технология используется с учетом возрастных особенностей ребенка.
Технология «Профориентационное портфолио» - помогает обучающемуся самостоятельно принимать решения и делать осознанный выбор.
Принципы и особенности организации содержания воспитания и социализации обучающихся
1. Принцип самореализации. В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Успешная реализация своего потенциала в образовательной, профессиональной, досуговой, социально-бытовой сферах жизнедеятельности является одной из главных составляющих счастья человека.
2. Принцип индивидуальности. Каждый член классного коллектива должен быть (стать) самим собой, обрести (постичь) свой образ. Создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося, уникальности классного коллектива – это главная задача направление развития классного сообщества.
3. Принцип нравственной направленности. Нравственная направленность рассматривается как ценностное наполнение содержания, форм и способов самореализации человека.
4. Принцип выбора. Педагогически целесообразно создать условия, при которых учащийся находился бы в условиях постоянного выбора и обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса, а также жизнедеятельности в классе.
5. Принцип креативности и успешности. Успех обучения и воспитания ребенка стимулирует внутренняя мотивация, а не внешние воздействия. Индивидуальное и коллективное жизнетворчество помогает детям развивать индивидуальные особенности, обогатить и реализовать свой потенциал. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной личности учащегося, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию. В качестве эффективного педагогического средства стимулирования социально и личностно значимых устремлений могут выступать методы: создание ситуации успеха и презентация достижений учащихся.
7. Принцип веры, доверия и поддержки. Необходимо создать условия, использовать в практической деятельности методы, приемы и организационные формы воспитания, обеспечивающие формирование и творческое развитие коллектива и детей на принципах гуманизма: безусловное принятие ребенка как личности и индивидуальности, доверие и вера в предназначение каждого ребенка, помощь ребенку при прокладывании индивидуальной траектории его саморазвития и самоосуществления.
Направления деятельности по воспитанию и социализации обучающихся.
Направления процесса воспитания | Содержание воспитательной деятельности |
к познавательной деятельности | Содействие росту интереса к знаниям и мотивации к учению. Стимулирование познавательной активности и умения учиться. Развитие организованности и ответственности в учебной деятельности. Формирование мотивации к участию в олимпиадах, конференциях, конкурсах интеллектуальной направленности. Поддержка желания школьников проявить инициативу в самообразовательной деятельности. Выработка умений применять полученные знания на практике. |
к преобразовательной деятельности и проявлению в ней творчества | Формирование мотивации к созидательной деятельности и проявлению в ней творчества. Содействие развитию трудолюбия, чувства уважения к труду других людей. Поддержка стремления к участию в коллективных делах и проявлению в них ответственности и инициативы. Совершенствование организаторских способностей, умений и навыков. Формирование мотивации к участию в работе творческих объединений. |
к социальному и природному окружению (на основе норм права и морали) | Помощь в освоении ценностей природы, семьи, классного и школьного сообществ, гражданского общества, человечества. Развитие чувства уважения к другим людям, стремления соблюдать законы и правопорядок, правила жизнедеятельности своего коллектива, ответственного отношения к природе. Формирование мотивации к общению и сотрудничеству. Содействие росту социальной активности (участие в социально полезной деятельности, в деятельности общественных организаций). |
к Отечеству | Содействие в усвоении школьниками образа Отечества и базовых национальных ценностей. Формирование мотивации к изучению прошлого своей страны. Развитие чувства любви к Родине, родному языку и культурному наследию своих предков. Пробуждение чувства уважения к многонациональному российскому народу, его культурным и духовным традициям. Помощь в формировании у подростков стремления исполнять свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством. Развитие гражданской идентичности. |
к прекрасному | Содействие освоению эстетических ценностей и идеалов отечественной и мировой культуры. Расширение интереса к чтению, к занятию искусством и художественным творчеством. Формирование мотивации к сохранению и созданию красоты. Выработка умений заботиться о своем внешнем виде, о порядке и красоте окружающей действительности. Поддержка стремления следовать в жизни этическим и эстетическим нормам и правилам. |
| Оказание помощи детям в усвоении образа человеческого «Я», нравственных ценностей жизни. Развитие чувства уважения к индивидуальным особенностям людей. Формирование мотивации к самопознанию, самосовершенствованию самовыражению, самоанализу, самокоррекции. Совершенствование способности учащихся к профессионально-личностному самоопределению и самореализации. Формирование потребности вести здоровый и безопасный образ жизни. |
Содержание программы
6 класс
2016-2017 учебный год
Ступенька первая «Путь к созвездию»
Цель работы – формирование классного коллектива, становление дружеских партнёрских отношений, развитие творческого потенциала.
Возрастные особенности
(11-13 лет) – младший подростковый возраст. Это период повышенной активности, стремления к деятельности, значительного роста энергии школьника. Шестиклассники характеризуются резким возрастанием познавательной активности и любознательности, возникновением познавательных интересов. В этот период подростку становится интересно многое, далеко выходящее за рамки его повседневной жизни.
Основные задачи развития:
- Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
- Апробация элементов самоуправления (советы дела, КТД).
- Коллективное планирование.
- Развитие чувства коллективизма.
- Поощрение инициативы.
- Развитие ценностных представлений и отношений.
- Содействие личностному развитию учащихся.
- Формирование навыка коллективного анализа.
- Развитие навыков социального взаимодействия.
- развитие интереса к себе, стремление разобраться в своих способностях, поступках, формирование первичных навыков самоанализа;
Направления работы | Наименование деятельности | Формы деятельности | Сотрудничество |
1.Воспитание ценностного отношения к познавательной деятельности | 1. «Я уже учусь в 6 классе» 3. «Счастливый случай» 4. «Мир моих способностей» 5. «Я, мои успехи и неудачи» 6. «Контрольная закупка» 7. «Что? Где? Когда?» | Классный час Викторина Классный час Тренинг Смотр тетрадей Турнир знатоков | Библиотекарь |
2.Воспитание ценностного отношения к себе, образу своей жизни, собственному развитию |
| Беседа Тест Беседа Спортивная игра Классный час Мероприятие спорта Коллаж-мастерская |
Учитель физкультуры Фельдшер Родители |
3.Воспитание ценностного отношения к социальному и природному окружению (на основе норм права и морали) |
| Акция Размышление Игра-викторина Классный час Классный час | Родители |
4.Воспитание ценностного отношения к преобразовательной деятельности и проявлению в ней творчества |
| Театрализованный праздник Творческая мастерская Театрализованный вечер Творческий вечер Мастер-класс Творческий вечер | Родители Родители |
5.Воспитание ценностного отношения к Отечеству |
| Классный час Историческая игра Беседа, встреча Устный журнал Классный час Беседы, игры, викторины, встречи с интересными людьми | Ветераны Библиотекарь |
6.Воспитание ценностного отношения к прекрасному |
| КТД Час общения Классный час с презентацией Час общения |
Дополнительно:
- Организационные классные часы
- Выбор классного самоуправления, планирование, работа с микрогруппами;
- Работа с одарёнными, с трудными учащимися;
- Индивидуальные встречи и беседы;
- Тематические классные часы (по школьному плану);
- Традиционные школьные мероприятия, предметные недели;
- Участие в районных мероприятиях, конкурсах, играх, олимпиадах.
- Экскурсии, поездки, посещение театров, кинотеатров, линейки и т.д. и т. п.
- Работа с социальными службами школы.
7 класс
2017-2018 учебный год
Ступенька вторая «Зажги свою звезду»
Цель работы - создание условий для проявления активности каждого учащегося в организации жизни класса, для применения навыков самопознания, самосовершенствования.
Возрастные особенности
(11-13 лет) – младший подростковый возраст. Это период повышенной активности, стремления к деятельности, значительного роста энергии школьника.
Значимой особенностью мышления подростка является его критичность. У ребенка, который всегда и со всем соглашается, появляется свое мнение, которое он старается демонстрировать как можно чаще, таким образом, заявляя о себе. Дети в этом возрасте склонны к спорам и возражениям, слепое следование авторитету взрослого сводится зачастую к нулю.
Основные задачи развития:
- Развитие самоуправления учащихся.
- Коллективное планирование, коллективный анализ.
- Содействие личностному развитию учащихся.
- Организация социально значимой деятельности.
- Развитие навыков социального взаимодействия.
- Развитие ценностных представлений и отношений.
Направления работы | Наименование деятельности | Формы деятельности | Сотрудничество |
1.Воспитание ценностного отношения к познавательной деятельности | 1. «Урок знаний» 2. «Ура! Мы семиклассники» 3. «Знатоки родного края» 4. «Учение с увлечением» 5. «Путешествие по морю знаний» 6. Галерея выдающихся ученых | Классный час Классный час Игра Беседа, встреча Викторина Проект | Старшеклассники |
2.Воспитание ценностного отношения к себе, образу своей жизни, собственному развитию | 1. «Береги здоровье смолоду» 2. Малые Олимпийские игры 3. «Подросток и наркотики» 4. «О пользе здоровой пищи» 5. День здоровья 6.«Лицо класса – лицо школы» 7. «Мои «хочу» и мои «могу» | Классный час Спортивные состязания Круглый стол Беседа, встреча Мероприятие спорта КТД диспут | Учитель физкультуры Фельдшер Учитель физкультуры |
3.Воспитание ценностного отношения к социальному и природному окружению (на основе норм права и морали) | 1. «Хорошие манеры» 2. «Все мы разные. Что такое толерантность?» 3. «Неделя добра» 4. Эстафета «Эра милосердия» 5. «Вверх по лестнице жизни» 6. «Семейные традиции и ценности» | Классный час Беседа Акция Беседа, тренинг Мастерская | |
4.Воспитание ценностного отношения к преобразовательной деятельности и проявлению в ней творчества |
6. «Зажги свою звезду» | Театрализованный праздник КТД Театрализованный праздник Праздничная акция Выпускной творческий вечер | Родители |
5.Воспитание ценностного отношения к Отечеству | 1. КТД «Служу России!» 2. «Права несовершеннолетних» 3. «Урок России» 4. «Память, которой не будет конца» 5. «Русская воинская доблесть» 6. «Краеведение» | КТД Беседа Заочная экскурсия Классный час Диспут Цикл тематических бесед | Учителя истории |
6.Воспитание ценностного отношения к прекрасному |
| Классный час с презентацией Конкурс чтецов Ролевая игра |
Дополнительно:
- Организационные классные часы
- Выбор классного самоуправления, планирование, работа с микрогруппами;
- Работа с одарёнными, с трудными учащимися;
- Индивидуальные встречи и беседы;
- Тематические классные часы (по школьному плану);
- Традиционные школьные мероприятия, предметные недели;
- Участие в районных мероприятиях, конкурсах, играх, олимпиадах.
- Экскурсии, поездки, посещение театров, кинотеатров, линейки и т.д. и т. П.
- Работа с социальными службами школы.
8 класс
2018-2019 учебный год
Ступенька третья «Созвездие юных дарований»
Цель работы – формирование умения находить приложение своим способностям, творческим умениям и навыкам, находить возможность для проявления своей позитивной гражданской позиции.
Возрастные особенности
(13-14 лет) – начало длительного и, по мнению многих, одного из самых важных периодов развития человека, период, который принято описывать как «возраст второго рождения личности» (Ж.-Ж. Руссо). В психологическом облике 13-летнего подростка во многом сохраняются детские черты и наиболее полное воплощение получают те линии развития, которые прослеживаются на протяжении предподросткового и младшего подросткового возраста.
Основные задачи развития:
- Формирование потребности в творческой деятельности.
- Самоуправление учащихся.
- Коллективный анализ, коллективное планирование.
- Развитие организаторских качеств, организация социально значимой деятельности.
- Работа творческих групп.
- Помощь в организации воспитательных мероприятий для младших школьников.
- Развитие навыков социального взаимодействия.
- Развитие навыка социального проектирования.
- Развитие ценностных представлений и отношений.
Направления работы | Наименование деятельности | Формы деятельности | Сотрудничество |
1.Воспитание ценностного отношения к познавательной деятельности | 2. «По лабиринтам знаний» 3. «Кладезь народной мудрости» 4. «Интеллектуальная мозаика» 5. «История – дорога во времени»
| Путешествие по станциям Игра по истории края Викторина по предметам Игра – путешествие по истории Игра по истории городов Диспут | Старшеклассники Учителя-предметники Учителя истории |
2.Воспитание ценностного отношения к себе, образу своей жизни, собственному развитию | 1. «Не нужен клад, коли в семье лад» 2. Малые Олимпийские игры 3. «Откровенный разговор с девушками-подростками» 4. «Разговор начистоту с юношами» 5. День здоровья 6. «Мифы и правда о курении и алкоголе» 7. «Эстафета успеха» | Классный час Спортивные состязания Беседа с обсуждением Беседа Мероприятие спорта Беседа с обсуждением Мастерская самопроектирования | Учитель физкультуры Учитель физкультуры, фельдшер |
3.Воспитание ценностного отношения к социальному и природному окружению (на основе норм права и морали) |
| Мастерская Круглый стол Классный час Мастерская Диспут Классный час | |
4.Воспитание ценностного отношения к преобразовательной деятельности и проявлению в ней творчества |
| КТД Театрализованный праздник Праздник Театрализованный праздник Выпускной творческий вечер | Старшеклассники Родители |
5.Воспитание ценностного отношения к Отечеству | 1. «Города-герои» 2. Геокешинг «Выдающиеся земляки» 4. «Символы Отчизны» 5. «Путешествие по колеснице времени» 6. «Колокола веков» 7. «Коллекция человеческой мудрости» | Заочное путешествие Игра Классный час Историческая игра Заочная экскурсия Творческая мастерская | Учителя истории Учителя музыки, МХК |
6.Воспитание ценностного отношения к прекрасному |
| Тренинг Проект Беседа |
Родители |
Дополнительно:
- Организационные классные часы
- Выбор классного самоуправления, планирование, работа с микрогруппами;
- Работа с одарёнными, с трудными учащимися;
- Индивидуальные встречи и беседы;
- Тематические классные часы (по школьному плану);
- Традиционные школьные мероприятия, предметные недели, социальные акции;
- Участие в районных мероприятиях, конкурсах, играх, олимпиадах.
- Экскурсии, поездки, посещение театров, кинотеатров, линейки и т.д. и т. п.
- Работа с социальными службами школы.
- Начало профориентационной работы
9 класс
2019-2020 учебный год
Ступенька четвертая «Счастье, которое мы ищем»
Цель работы – сформировать представления о профессиях, помочь выявить способности к определённому виду деятельности. Становление профессионального самоопределения.
Возрастные особенности
(15-16 лет) – период ранней юности, время реального перехода к настоящей взрослости. В юношеском возрасте в основном завершается физическое развитие организма, заканчивается половое созревание, приходит в гармоническое соответствие сердечно-сосудистая система, замедляется темп роста тела, заметно нарастают мышечная сила и работоспособность. Особенности психического развития в раннем юношеском возрасте во многом связаны со спецификой социальной ситуации развития, суть которой сегодня состоит в том, что общество ставит перед молодым человеком настоятельную, жизненно важную задачу осуществить именно в этот период профессиональное самоопределение, причем не только во внутреннем плане в виде мечты, намерения кем-то стать в будущем, а в плане реального выбора.
В 9 классе школьник выбирает форму завершения среднего образования.
Основные задачи развития:
- Содействие в интеллектуальной и творческой самореализации учащихся.
- Самоуправление учащихся.
- Работа творческих групп.
- Помощь в организации воспитательных мероприятий для младших школьников.
- Содействие в профессиональном самоопределении учащихся.
- Развитие ценностных представлений и отношений.
- Профессиональное самоопределение – самостоятельное и независимое определение жизненных целей и выбор будущей профессии;
Направления работы | Наименование деятельности | Формы деятельности | Сотрудничество |
1.Воспитание ценностного отношения к познавательной деятельности | 1. Урок знаний 2. «Твоя будущая профессия» 3. «Роль самообразования в профессиональном определении школьника» 4. «Мои профессиональные приоритеты» 5. «Эрудит» 7. «Как правильно подготовиться к сдаче экзамена» 8. Тренинг «Как добываются знания» | Классный час Диспут Беседа Анкетирование Конкурс Классный час | Психолог Учителя-предметники |
2.Воспитание ценностного отношения к себе, образу своей жизни, собственному развитию | 1. Малые Олимпийские игры 3. «Жизнь бесценна» 4. «Стресс и саморегуляция» 5. День здоровья 6. «Бездна, в которую надо заглянуть» 7. «Я в будущем», «Путь к себе – путь к успеху» | Спортивные состязания Классный час Классный час Классный час Защита проектов | Учитель физкультуры Фельдшер |
3.Воспитание ценностного отношения к социальному и природному окружению (на основе норм права и морали) | 1. «О дружбе о друзьях» 3. «Дороги, которые лучше не выбирать» 4. Час размышлений «Нравственность и современность» и др. 4. «Наше право и наш интерес» 5. «Мы в ответе за тех, кого приручили» 6. «Дружба, любовь и семья» 7. «Жизненный успех. Как его добиться?» | Диспут Хит-парад социальной рекламы Диспут Классный час Литературная беседа Классный час | |
4.Воспитание ценностного отношения к преобразовательной деятельности и проявлению в ней творчества |
| Театрализованный вечер Гадания КТД Праздничный вечер Праздник КТД Выпускной вечер | Родители |
5.Воспитание ценностного отношения к Отечеству | 1. «Урок мира» 2. «Защитники Родины» 3. «Овеян славою наш флаг» 4. «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя – мать» 5. «Победа нам досталась тяжело» 6. «Аллея памяти» | Классный час Фотовыставка Классный час Беседа Встреча Акция | Ветераны |
6.Воспитание ценностного отношения к прекрасному |
| Конкурс фотографий Диспут Классный час Ролевая игра |
Дополнительно:
- Организационные классные часы
- Выбор классного самоуправления, планирование, работа с микрогруппами;
- Работа с одарёнными, с трудными учащимися;
- Индивидуальные встречи и беседы;
- Тематические классные часы (по школьному плану);
- Традиционные школьные мероприятия, предметные недели, социальные акции;
- Участие в районных мероприятиях, конкурсах, играх, олимпиадах.
- Экскурсии, поездки, посещение театров, кинотеатров, линейки и т.д. и т. п.
- Работа с социальными службами школы.
- Профориентационная работа, сотрудничество с предприятиями района, центрами занятости;
Социальное партнерство с семьей
Деятельность участников воспитательной системы организована по принципу триединства:
Учитель
Дети Родители
Взаимодействие по данной схеме осуществляется при условии реализации единой воспитательной цели, в результате чего происходит развитие не только детей, но и семьи в целом.
Огромную роль в управлении воспитательной системой играет коллектив родителей. Высшим органом самоуправления родителей в классе является родительский комитет и классное родительское собрание, которое созывается не реже одного раза в учебную четверть.
На классном родительском собрании:
- избирается классный родительский комитет (ежегодно);
- решаются вопросы участия родителей в жизни класса;
- определяются направления деятельности родителей в классе, формы взаимодействия с учителями, классным руководителем, активом класса;
- выслушиваются отчеты о работе родительского комитета;
- высказываются предложения родителей по усовершенствованию образовательного и воспитательного процесса в классе;
- выслушиваются отчеты учителей об успеваемости детей, рекомендации;
- решаются текущие вопросы школьной жизни.
Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает три основных направления:
- психолого - педагогическое просвещение родителей;
- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
- участие в управлении учебно-воспитательным процессом.
Формы работы с семьёй по данным направлениям содержатся в предлагаемой ниже таблице, которые предполагают создание условий для организации взаимодействия и сотрудничества с родителями в соответствии с запросами и уровнем просвещённости конкретного родительского коллектива.
основные направления | формы работы с семьёй |
психолого-педагогическое просвещение родителей | индивидуальные и тематические консультации |
родительские собрания | |
внеклассные мероприятия | |
вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс | помощь в организации и проведении внеклассных дел |
шефская помощь | |
участие в управлении учебно-воспитательным процессом | участие родителей класса в работе родительского комитета |
Примерные темы родительских собраний
6 класс 2020– 2021г.г
№ п/п | Месяц | Тема собрания |
октябрь | "Здоровые дети – здоровое общество" | |
декабрь | Подводим итоги первого полугодия. «Чем живет наш класс» | |
февраль | Физическое и психологическое влияние компьютерных игр на подростка | |
апрель | Свободное время ребенка | |
май | «Вот и стали мы на год взрослей» (традиционное в конце учебного года) |
7 класс 2021 – 2022г.г
№ п/п | Месяц | Тема собрания |
1. | октябрь | «Трудный возраст» |
2. | декабрь | Подводим итоги первого полугодия. «Чем живет наш класс» (традиционное собрание) |
3. | февраль | «Нужны ли книги, когда есть Интернет? Вред и польза Интернет»» |
4. | апрель | «Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребёнка» |
5. | май | «Наши достижения» (традиционное в конце учебного года) |
8 класс 2022 – 2023г.г
№ п/п | Месяц | Тема собрания |
1. | октябрь | «Значение памяти в интеллектуальном развитии школьника» |
2. | декабрь | Подводим итоги первого полугодия. «Чем живет наш класс» (традиционное собрание) |
3. | февраль | «Как уберечь детей от вредных привычек». |
4. | апрель | «Поощрение и наказание в воспитании детей» |
5. | май | «Перелистывая страницы учебного года» (традиционное в конце учебного года) |
9 класс 2023 – 2024г.г
№ п/п | Месяц | Тема собрания |
1. | сентябрь | «Какой путь жизни вы изберете для ребенка?» Собрание с элементами тренинга и анкетирования. |
2. | ноябрь | «Значение профориентации в профессиональном самоопределении ребенка» |
3. | декабрь | Подводим итоги первого полугодия. «Чем живет наш класс» (традиционное собрание) |
4. | март | «Процесс подготовки к ГИА: роль семьи в переживании подростком стрессовых ситуаций» |
5. | апрель | «Идти ли в 10 класс?» |
6. | май | «Школе говорим мы «не прощай», школе говорим мы «до свиданья»» |
Прогнозируемые результаты, критерии и методы их изучения, анализа и оценки
Для выявления результатов воспитания и социализации учащихся и эффективности деятельности школы по всем направлениям используются следующие критерии оценки уровней их сформированности, представляемые условно как:
Понимаю Стремлюсь Делаю
I уровень (понимаю) сводится к тому, что у учащегося имеются:
- понимание значимости развития своих способностей;
- понимание собственной причастности к культуре своего народа, ответственности за судьбу Отечества;
- способность к осмыслению собственной социальной самоидентификации и своей роли в настоящей и будущей общественной деятельности;
- понимание необходимости вести здоровый и безопасный образ жизни и беречь окружающий мир;
- знания об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга; знания о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища;
- знания о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
- знания о различных профессиях;
- знания о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
- знания об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры.
II уровень (стремлюсь) предполагает, что ученик стремится:
- проявлять осознанное желание к расширению получаемых знаний и развивать умения в соответствии с требованиями к личностному развитию и социализации;
- к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
- оценивать свои поступки (в том числе и речевые) согласно совести и с позиции норм морали;
- определить собственную роль как гражданина в развитии и процветании своего народа, края, страны;
- освоить определённый социальный и культурный опыт и присвоить базовые национальные ценности своего народа;
- оценивать собственное физическое, психологическое и социальное здоровье, избегать вредных привычек и проявлять готовность улучшать экологическое состояние окружающей среды
- проявлять неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
III уровень (делаю - самый высокий), свидетельствует о том, что у подростка наблюдаются:
- действия, которые учитывают запросы времени, собственные интересы и индивидуальные особенности и свидетельствуют о потребности личности к саморазвитию и совершенствованию;
- конкретные поступки, предполагающие нравственный выбор согласно голосу совести, моральным законам, этикетным нормам и осуществление самоанализа собственных поступков и действий (в том числе речевых), реального поведения окружающих, умение оценивать эстетические объекты в искусстве и действительности;
- собственная инициатива и активное участие в различных формах социально-культурной деятельности;
- достаточно устойчивая ориентация на здоровый образ жизни, безопасную жизнедеятельность, социальную самоидентификацию и контроль над собственными действиями;
- опыт реализации гражданской, патриотической позиции;
- нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
- опыт трудового творческого сотрудничества со сверстниками, взрослыми;
- опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
- личный опыт участия в здоровьесберегающей деятельности;
- опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
- личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.
Таким образом, программа воспитания и социализации учащихся на ступени основного общего образования направлена на создание модели выпускника второй ступени обучения.
К итоговым параметрам реализации программы воспитания и социализации учащихся относятся следующие результаты:
- личностные результаты;
- социальная адаптация и активность школьников;
- наличие у детей и взрослых чувства удовлетворенности процессом и результатами воспитания и жизнедеятельностью в образовательном учреждении;
- произошедшие в ходе развития изменения в школьном коллективе как среде бытия и развития ребенка.
Для изучения, анализа и оценки перечисленных результатов разработан диагностико-аналитический инструментарий. Он включает в себя представленные в таблице критерии и методики оценочно-аналитической деятельности (см. таблицу).
Результаты реализации программы воспитания и социализации учащихся | Критерии анализа и оценки | Методики изучения и анализа |
| Сформированность (развитость) ценностных отношений:
|
|
|
(Таблица «Основные разновидности способностей и их определение»)
| |
|
| |
| Социализированость детей |
|
| Удовлетворенность детей и взрослых процессом и результатами воспитания и жизнедеятельностью в образовательном учреждении |
|
| Сформированность коллектива образовательного учреждения |
|
Циклограмма оценки результатов
личностного развития учащихся II ступени
- Диагностика учащихся – 2 раза в год (1 и 4 учебная четверть);
- Анкетирование родителей – 1 раз в год (3 учебная четверть);
- Портфолио учащихся – заполняется в течение года
Список литературы
- Проектирование программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования : методические рекомендации /сост. И.А.Новикова.- Барнаул: АКИПКРО, 2013.-99с.
- Клочкова Л.И. Ресурсы управления развитием воспитания и школьной социализации в современной образовательной организации // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 5–5. – С. 1088-1091;
- Клочкова Л.И. Менеджмент воспитательной работы как основа ресурсного обеспечения развития воспитания // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2012. – № 1. – С. 24–28. – 0,5 п.л.
- Клочкова Л.И. Государственная и региональная политика в управлении развитием образования. Управление инновационной инфраструктурой и ресурсами школьной социализации. Система мониторинга, анализ и экспертиза эффективности инноваций в системе школьной социализации обучающихся // Управление развитием системы школьной социализации образовательного учреждения: методические рекомендации / под общ.ред. Л.И. Клочковой, Ю.А. Попова. – М.: АПКиППРО, 2013.
- Караковский В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. – М.,2009г.
- Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Обухова Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями - М.: 5 за знания, 2005.
- Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2009.
- Организация процесса воспитания детей: современные подходы, формы и методы / Под ред. Е.Н. Степанова, Н.А. Алексеевой, Е.И. Барановой, Е.В. Володиной. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2013.
- Перспективное планирование процесса воспитания детей в школе и классе / Под ред. Е.Н. Степанова, Н.А. Алексеевой, Е.И. Барановой, Е.В. Володиной. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2012.
- Степанов П.В. Как в соответствии с требованиями ФГОС разработать программу воспитания и социализации обучающихся? Лекция № 1 // Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. – НОУ Центр «Педагогический поиск», 2014, № №1-2.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – 2-е изд. – М., 2011.
- Пилюгина С.А., Акифьева Е.В., Буланов Б.А., Гришанова О.С., Новикова И.В., Павлова М.А., Чанилова Н.Г., Шкель В.Ф. Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования: методические рекомендации. – Саратов: СарИПКиПРО, 2012.
- Степанов Е.Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. М.: 2006.
- Щурков ан. Е. Профессиональное мастерство классного руководителя/ н. Е. Щуркова. М.: Айрис-пресс, 2007.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Диагностика мотивации учащихся к познавательной деятельности
Цель: изучение состояния мотивационной сферы, ее направленности на познавательную деятельность, установление интереса к занятиям в различных видах научно-исследовательской и проектной деятельности.
Методика позволяет определить мотивацию школьников относительно конкретных видов деятельности. В соответствии с этим были выделены шесть основных направлений внеучебной деятельности школьников: научно-познавательная деятельность (НПД), техническая деятельность (ТД), экологическая деятельность (ЭД), художественная деятельность (ХД), спортивная деятельность (СД), общественная деятельность (ОД).
Анкета для учащихся.
Прочитайте внимательно каждый из пяти разделов и в каждом обведите кружком только один из пунктов, который для вас наиболее предпочтителен.
А) В телевизионных программах вы предпочитаете смотреть:
- Познавательные телепередачи и фильмы о научных достижениях, открытиях.
- Художественные фильмы.
- Передачи о технических новинках и изобретениях.
- Передачи о животных, растениях.
- Спортивные программы.
- Общественно-политические и информационные программы.
Б) Свободное время вы используете для:
- Конструирования моделей и механизмов.
- Чтения научной литературы (книг, журналов), поиску в Интернете.
- Посещения выставок и музеев, занятий художественным творчеством.
- Занятий спортом.
- Работы в саду, на пришкольном участке; похода на природу.
- Занятий в политическом клубе и т.п.
В) Из перечисленных ниже видов деятельности для вас предпочтительнее:
- Участвовать в спортивных играх: пляжный и дворовый футбол, волейбол, баскетбол, и т.д.
- Участвовать в выставках технического творчества, в соревнованиях моделей и конструкций.
- Создавать произведения графики, живописи, музыки, поэзии, скульптуры.
- Узнавать новое, участвовать в научных дискуссиях.
- Участвовать в работе общественных организаций и объединений.
- Наблюдать и изучать явления природы, вести календарь погоды, изучать климат.Ухаживать за растениями, животными, птицами.
Г) В системе дополнительного образования вы хотели бы заниматься:
- В общественных объединениях вопросами школьного самоуправления.
- В научных кружках и обществах учащихся.
- В художественных коллективах: вокально-хоровых, хореографических, инструментальных, театральных и т.д.
- В кружках технического творчества и компьютерного программирования.
- Определенными видами спорта в секциях и кружках.
- В биологических кружках, на биостанции, в питомнике, зоопарке, участвовать в экологической деятельности.
Д) Как организатор вы предпочли бы организовывать:
- Выставки цветов, животных, работу экологических отрядов.
- Конкурсы, концерты, выступления, театральные студии, музыкальные и литературные вечера и т.д.
- Научные клубы, общества, проводить конференции выступать с докладами, писать научные работы и т.д.
- Спортивные игры, соревнования, клубы, привлекать к занятиям других.
- Общественные объединения, политические клубы и т.п.
- Выставки технического творчества или конкурсы технических проектов.
Обработка результатов: по итогам анкетирования определяются преобладающие ориентации учащихся, для чего используется матрица:
НДП | ТД | ЭД | ХД | СД | ОД |
А-1 | А- 3 | А- 4 | А- 2 | А- 5 | А- 6 |
Б - 2 | Б - 1 | Б - 5 | Б - 3 | Б - 4 | Б - 6 |
В - 4 | В - 2 | В - 6 | В - 3 | В - 1 | В - 5 |
Г - 2 | Г - 5 | Г - 6 | Г - 3 | Г - 4 | Г - 1 |
Д - 3 | Д - 6 | Д - 1 | Д - 2 | Д - 4 | Д - 5 |
Одним из средств выявления интересов и способностей учащихся, а также изучения и анализа результатов воспитательной работы, является портфолио достижений учащихся. Поэтому я веду «Базу данных индивидуальных достижений учащихся», которую представляю в виде таблицы.
учебный год
Фамилия, имя ученика | Виды деятельности | |||||
научная | спортивная | творческая | ||||
Название конкурса | Уровень\ результат | Название конкурса | Уровень\ результат | Название конкурса | Уровень\ результат | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: «У каждого человека свои звезды…» по произведению Экзюпери "Маленький принц"
Цели урока: Образовательные цели: раскрыть главную проблему сказки-повести “Маленький принц” – взаимоотношения детей и взрослых; расширить знания о личности писателя. Развивающие цели: ...
Система воспитательной работы "Зажги свою звезду"
Программа "Зажги свою звезду" обусловлена особенностями старшего возраста и рассчитана на два года.Ключевая идея: развитие индивидуальности учащихся....
Система воспитательной работы "Зажги свою звезду"
Программа обусловлена особенностями старшего возраста.Цель: Создание условий для реализации ключевых компетенций у старшеклассников для успешной социализации через формирование самосознания, становлен...
Программа внеурочной деятельности "Зажги свою звезду"
В новом учебном году предстоит работать в 5 классе по ФГОС. Составила программу внеурочной деятельности как классный руководитель. Хотелось бы узнать мнение коллег. Программа предусматривает раз...
Сценарий концертной программы в рамках областного фестиваля детского и юношеского творчества «Зажги свою звезду»
Цель и задачи: - популяризация детского и юношеского художественного творчества;- выявление и поддержка наиболее талантливых исполнителей и творческих коллективов образовательных учреждений;- воспитан...
Воспитательная программа " Зажги свою звезду"
Воспитательная программа является перспективной и рассчитана на 5 лет (5-9 классы) Цель и задачи программы воспитания « Зажги свою звезду»Приоритетным смысловым стержнем программы воспитания « За...
Программа воспитания и социализации обучающихся "Зажги свою звезду" 5-9 классы
Программа воспитания и социализации обучающихся "Зажги свою звезду" 5-9 классы...