Программа «Особый ребёнок» .
рабочая программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_osobyy_rebenok.docx | 34.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по здоровью и основам безопасности жизнедеятельности «Особый ребёнок»
Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности» (разработана на основе Программы обучения учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью / Л.Б.Баряева, Д.И.Бойков, В.И.Липакова и др.; Под ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой.- СПб.: ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2011.
Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом ОУ на 2014/2015 учебный год рассчитана на 34 часа (исходя из 34 учебных недель в году) (учебная нагрузка – 1ч в неделю).
Целью обучения данному предмету является освоение учащимися системы жизненно-необходимых практических навыков и умений, обеспечивающих их адекватное поведение в реальной жизни.
Обучение организуется с учётом местных и региональных особенностей, в том числе климатических и сезонных изменений в природе.
На уроках формируются элементарные навыки самообслуживания с частичной помощью учителя, а затем и самостоятельно, культурно-гигиенические навыки, выполняемые вместе с педагогом, по подражанию его действиям, по образцу, ориентируясь на картинки и пиктограммы, а также первичные элементарные представления о здоровье и здоровом образе жизни, о безопасности жизнедеятельности.
В основу уроков по предмету «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности» положен комплексный подход, который предполагает:
- ознакомление учащихся с особенностями здоровья и здорового образа жизни и правилами поведения в различных ситуациях, исходя из требований безопасности жизнедеятельности;
- организацию предметно-развивающей среды для обучения учащихся правилам здоровье сбережения и безопасности;
- развитие мотивационно-потребностной сферы учащихся, ориентированной на соблюдение доступных их восприятию норм здорового образа жизни и правил безопасности;
- формирование способности учеников к моделированию и символизации в действиях с игровыми аналогами настоящих предметов, предметами-заместителями, картинками и пиктограммами в обучающих предметно-практических упражнениях, игровых упражнениях и играх;
- индивидуальный и дифференцированный подход в общении учителя и учащихся в процессе игр и игровых упражнений;
- последовательно-параллельную работу по обучению основам здорового образа жизни и правилам безопасности жизнедеятельности;
В ходе обучающих уроков-занятий, организуемых в форме совместной деятельности учителя и учащихся, включающих практические и игровые упражнения, развиваются и закрепляются:
- умения и навыки называть своё имя, говорить о себе от первого лица;
- способности выражать свои потребности, значимые для здоровья и сохранения его, используя невербальные и вербальные средства общения;
- интерес к изучению себя, своих физических возможностей (осанка, стопа, рост, движение, физические потребности), представления о физических возможностях других людей (сверстника и взрослого) и признаках здоровья человека;
- представления о процессах и алгоритме умывания, одевания, купания, еды, уборки помещения, атрибутах и основных действиях, сопровождающих их, в доступном учащемуся предметном мире, о назначении предметов, правилах их безопасного использования;
- положительный настрой на выполнение элементарных гигиенических процедур, чувство радости от самостоятельных и совместных действий и их результатов (чистые руки, хорошее настроение, красивая ходьба, убранные вещи, аккуратно сложенные учебные предметы, одежда и т.д.);
- умение элементарно описывать своё самочувствие, способность привлечь внимание педагога в случае неважного самочувствия, недомогания;
- желание разрешать проблемные игровые ситуации, связанные с охраной здоровья;
- устойчивый интерес к правилам здоровье сберегающего и безопасного поведения, к развитию своей самостоятельности.
Исходя из особенностей развития мыслительной деятельности учащихся, их индивидуально-типологических характеристик, учитель на уроках по предмету «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности» воспитывает (тренирует) у них состояние физической, психической и социальной защищённости. Это является основой социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и детей с умеренной умственной отсталостью. Учащиеся в доступной форме получают представления о том, что безопасность окружающего мира – необходимое условие существования каждого человека, взрослого и ребёнка.
В ходе предметно-практической, игровой и элементарной учебной деятельности у учащихся формируются:
- основы безопасности собственной жизнедеятельности: представления о некоторых видах опасных ситуаций и способах поведения в стандартных и чрезвычайных опасных ситуациях;
- навыки осторожного и осмотрительного отношения к опасным ситуациям.
Наряду с формированием представлений о собственной безопасности учащимся в доступной форме раскрываются основы безопасности окружающего мира природы.
Важным аспектом формирования представлений о сохранении здоровья является обучение учащихся правилам поведения в ситуациях дорожного движения, в экстремальных ситуациях при возникновении пожара. Учащиеся знакомятся с различными общеупотребительными знаками пожарной безопасности, дорожного движения, предупреждающими и информационными знаками.
Результативность освоения учащимися содержания программы оценивается не столько по приобретаемым детьми вербальным знаниям, сколько по усвоению, овладению ими приёмами элементарной мыслительной и двигательной деятельности. Основное внимание при этом обращается на доступную степень активности, возможную самостоятельность учащихся в ситуациях, моделирующих возникновение пожара, на правильность обращения с пожароопасными предметами, на знание правил дорожного движения, правил обращения с травмоопасными предметами, ядовитыми растениями и плодами и их выполнение.
На уроках учащиеся учатся применять в быту и в процессе ориентировки в окружающем мире:
- невербальные и вербальные средства общения, необходимые для самообслуживания, выполнения культурно-гигиенических процедур (сообщать о своих действиях, демонстрировать умения, обращаться за помощью в случае затруднений);
- предметы и материалы, необходимые для становления и развития навыков самообслуживания, культурно-гигиенических навыков (предметы гигиены, одежда, посуда) с использованием специальных символов (картинки, пиктограммы), с которыми дети многократно знакомятся в различных бытовых и игровых ситуациях;
- навыки и умения по уходу за своими вещами, игрушками, учебными вещами и т.п.;
- алгоритм действия, который даётся учащимся поэтапно и с помощью наглядных схем (мнемотаблицы, алгоритмические предписания в виде пиктограмм и т.п.);
- наиболее употребляемые знаковые системы (светофор, цвет специального автомобиля, предупреждающие, запрещающие, информационные и другие знаки, регулирующие поведение людей в общественных местах и в природе);
- правила поведения в различных экстремальных ситуациях, которые могут возникнуть дома, на улице, в природе;
- информационно-бытовые знания, обеспечивающие им комфортное проживание.
В процессе изучения тематических групп по предмету «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности» учащиеся должны:
- уточнить и закрепить понятийный аппарат (название предметов, действий с ними);
- чётко представлять последовательность операций с бытовыми предметами, при этом знать правила безопасности;
- уметь вести себя в чрезвычайных ситуациях;
- освоить модели межличностного общения, необходимые в различных ситуациях.
Содержание программы.
№ | Тема раздела программы | Знания, приобретаемые в ходе прохождения программы | Умения и навыки, приобретаемые в ходе прохождения программы | Примечания |
1 2 3 4 | Формирование культурно-гигиенических навыков.
Уход за жилищем. Питание. Безопасность в доме, в природе, на улице.
| - Понятие «здоровые волосы». - Средства ухода за волосами. - Основные правила по уходу за волосами. - Виды одежды, назначение одежды. - Виды обуви, назначение обуви. - Болезни, виды болезней, симптомы простудных заболеваний. - Лекарственные препараты для лечения простуды. - Аптека, работники аптеки. - Знать способы выполнения основных упражнений, их функции. - Домашний адрес, телефон. - Функции комнат в квартире: кухня, спальня, гостиная, ванна, туалет и т.д. - Комнатные растения и уход за ними. - Знания о продуктах питания, санитарной обработке продуктов, видах посуды, сервировке стола, рецептах приготовления блюд, правилах поведения за столом и работы с плитой. - Понятие о здоровом питании, пользе сырых овощей, ягод и фруктов. - Бытовые приборы и правила безопасного обращения с ними. - Правила дорожного движения для пешеходов. - Знаки дорожного движения для пешеходов, светофор, дорожная разметка. - Правила безопасного поведения в природе, на водоёмах. | - Умение определять свой тип волос. - Умение подбирать средства по уходу за волосами, подходящие своему типу волос. - Уход за одеждой. - Умение определять размер одежды и подбирать себе одежду по размеру. - Уход за обувью. - Умение определять размер обуви, подбирать обувь своего размера. - Умение определять простудное заболевание по признакам. - Умение проводить профилактику простудных заболеваний. - Умение соблюдать на практике правила безопасности при использовании лекарственных средств. - Умение купить в аптеке нужное лекарственное средство. - Умение выполнять гимнастические упражнения, дыхательные упражнения, упражнения для глаз. - Уход за жильём. - Умение называть домашний адрес, телефон. - Умение выбирать и пользоваться средствами и инвентарём по уходу за жилищем. - Навыки ухода за руками после уборки помещений квартиры. - Навыки ухода за комнатными растениями. - Умение приготовления элементарных блюд. - Умение хранения некоторых продуктов. - Навыки санитарно-гигиенического ухода за посудой, продуктами. - Навыки безопасного пользования ножом, тёркой. - Навыки работы с бытовыми приборами дома и в школе. - Умение пользоваться правилами дорожного движения для пешеходов при следовании от дома до школы и обратно, во время пеших прогулок по городу. - Умение пользоваться правилами безопасного поведения в природе, на водоёмах. |
Реализация учебной программы обеспечивается УМК.
Учебно-тематический план.
№ урока | Тема урока | Количество часов | Дата проведения |
1 | Волосы. Типы волос. | 1ч | |
2 | Волосы. Уход за волосами. Средства по уходу за волосами. | 1ч | |
3 | Одежда. Виды одежды. Размер одежды. | 1ч | |
4 | Одежда. Уход за одеждой. | 1ч | |
5 | Обувь. Виды обуви. Размер обуви. | 1ч | |
6 | Обувь. Уход за обувью. | 1ч | |
7 | Болезни, виды болезней, симптомы простудных заболеваний. | 1ч | |
8 | Лекарственные средства при простудных заболеваниях. | 1ч | |
9 | Аптека. Работа фармацевта. | 1ч | |
10 | Дыхательные упражнения. Гимнастика А.Н.Стрельниковой. | 1ч | |
11 | Гимнастика для глаз. Упражнения. | 1ч | |
12 | Гимнастика для укрепления здоровья тела. Упражнения. | 1ч | |
13 | Жилище человека. Домашний адрес, телефон. | 1ч | |
14 | Жилище человека. Создание уюта в доме. Виды комнат в квартире. | 1ч | |
15 | Мебель в квартире. Виды мебели и её функции. | 1ч | |
16 | Посуда. Виды посуды. Уход за посудой. | 1ч | |
17 | Комнатные растения и уход за ними. | 1ч | |
18 | Питание. Беседа о правильном питании. | 1ч | |
19 | Вредные и полезные продукты. | 1ч | |
20 | Режим питания. | 1ч | |
21 | Бутерброды. Виды, способы приготовления. | 1ч | |
22 | Салаты, виды салатов. | 1ч | |
23 | Рецепт, чтение рецептов, технологической карты, пиктограмм. | 1ч | |
24 | Салаты. Простейшие рецепты салатов. | 1ч | |
25 | Салаты. Винегрет. | 1ч | |
26 | Салаты. Винегрет. Приготовление. (Практическое занятие.) | 1ч | |
27 | Нож, тёрка. Правила безопасного пользования ножом, тёркой. | 1ч | |
28 | Крупы, виды круп (овсяная, гречневая, рисовая). Простейшие рецепты каш. | 1ч | |
29 | Технология приготовления каши. Правила безопасности при работе с плитой. | 1ч | |
30 | Правила дорожного движения для пешеходов. Знаки дорожного движения, разметка дороги. | 1ч | |
31 | Дорога от дома до школы и обратно. Алгоритм безопасного движения. | 1ч | |
32 | Правила безопасного поведения при посещении водоёмов. | 1ч | |
33 | Правила безопасного поведения в лесу. | 1ч | |
34 | Повторение изученного материала. | 1ч |
Учебно-методический комплекс по предмету «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности»,.
Использованные учебники (наименование, автор, год издания). | Использованные пособие для учителя, для учащихся. |
| 1. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стёркина Р.Б. Безопасность: Рабочая тетрадь (1-4). –СПб.: Детство-пресс, 2009. 2. Баряева Л.Б. Азбука дорожного движения: Программно-методические рекомендации. –М.: ДРОФА, 2006. 3. Баряева Л.Б. Азбука дорожного движения: Рабочая тетрадь для занятий с детьми старшего дошкольного возраста. –М.: ДРОФА, 2007. 4. Безопасное поведение на улицах и дорогах: 1-4 кл.: Пособие для учащихся /Под ред. П.В.Ижевского. –М.: Просвещение, 2007. 5. Дети на дороге. Правила дорожного движения в играх и упражнениях: Учебно-методическое пособие /Под ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой. –СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2008. 6. Детство без пожаров. Правила пожарной безопасности в играх и упражнениях/ Под ред. В.В.Груздева, С.В.Николаева, С.В.Жолована. –СПб.: ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2010. 7. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твоё здоровье. Укрепление организма. –СПб.: Детство-пресс, 2006. 8. Наглядные пособия и дидактические игры по темам программы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по трудовому обучению (швейное дело) 4-9 класс для детей с т.у.о. обучающихся по программе "Особый ребёнок"
Достоинством программы является ее целостность, построение системы работы с учетом специфики указанного контингента обучающихся, четкое целеполагание (с социализацией ребенка с тяжелыми нарушениями ин...
Рабочая программа занятий с учащимися 8-б класса по программе "Особый ребёнок", обучающимися на дому
Рабочая программа содержит почасовое планирование уроков письма, чтения, математики, ремесла (картонажное дело), естествознания (мир растений), естествознания (мир животных), СБО, ИЗО, хозяйственно-бы...
Рабочая программа занятий с учащимся 6-б класса по программе "Особый ребёнок", обучающимся на дому.
Программа составлена для ученика с глубокой умственной отсталостью, обучающегося в 6 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида № 15 г. Каменска-Шахтинского на дому. Содерж...
Проверочный тест по теме "Жилище" для учащихся коррекционной школы, обучающихся по программе "Особый ребёнок", 6 год обучения
Данный материал предназначен для проверки знаний учащихся после изучения темы "Жилище". Задания подобраны с учётом особенностей данной категории детей....
Проверочная работа по теме"Гласные и согласные звуки и буквы" подготовлена для учащихся коррекционной школы, обучающихся по программе "Особый ребёнок" 5-тый год обучения
Данная проверочная работа подготовлена для проверки знаний после пройденной темы"Гласные и согласные звуки и буквы" у учащихся коррекционной школы, обучающихся по программе "Особый р...
интегрированный тест для учащихся, обучающих по программе "Особый ребёнок"
Данная проверочная работа даёт возможность проверить все три группы результатов(предметные,метапредметные) Варианты работы дают возможность проверить уровень сформированности познавательных УУД...
Индивидуальная рабочая программа "Особый ребёнок" по альтернативному чтению 1й год обучения.
Программа предназначена для обучения ребёнка со сложным дефектом развития. Программа апробирована. Возможно внесение корректив....