Кружок "Умелые руки"
рабочая программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_umelye_ruki.doc | 99.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Смоленское областное государственное бюджетное образовательное учреждение для детей сирот и детей , оставшихся без попечения родителей «Демидовская школа-интернат»
Календарно-тематический
план кружка «Умелые руки»
Руководитель: Абраменкова
Тамара Александровна
2021-2022 учебный год
Школьный возраст - важнейший период формирования жизненного ресурса ребенка, этап становления его социализации, обогащения мировосприятия и развития личностных качеств. Особенно значим этот период для детей, имеющих отклонения в умственном развитии. Поскольку большая часть из них в настоящее время не является охваченной общественным дошкольным воспитанием, а значит - до школы ребенок не получал квалифицированную коррекционную поддержку. Общая незрелость личности умственно отсталого ребенка выражается в низком уровне познавательных процессов - недостаточной активности и слабой целенаправленности процесса восприятия, рассеянном внимании и плохой памяти. Помимо дефектов зрения, умственно отсталым детям свойственно недоразвитие двигательной сферы. У многих учащихся вспомогательной школы нарушены, прежде всего, тонкие, дифференцированные движения пальцев рук и кисти руки. Недостатки познавательной, речевой, эмоционально-волевой и двигательной сферы умственно отсталых детей во многом осложняют решение многих задач. Поэтому нужна специальная организация работы, предусматривающая, во-первых, более элементарный, чем в массовой школе, уровень содержания эстетического воспитания, во-вторых, рациональное использование разнообразных и отвечающих возможностям учащихся форм, методов и средств воспитания и обучения, в-третьих, коррекционно-направленный характер всех занятий. Такой организацией являются занятия в кружке - это процесс целенаправленного и систематического формирования умений адекватно воспринимать, правильно понимать, верно, оценивать прекрасное в природе, искусстве и обществе, а также развитие способности создавать красивое своими руками. Совокупность педагогических средств, предназначенных для решения этих задач, составляет сущность занятий ручным трудом.
С учетом данных рекомендаций, как специального учреждения, я разработала и составила программу по развитию творчества у детей с особыми образовательными потребностями через кружковую работу. Где особое место отводилось эстетическому воспитанию.
Ведь в процессе эстетического воспитания у учащихся удается сформировать интеллектуальную и эмоциональную отзывчивость по отношению к объектам эстетического восприятия, способности замечать, выделять и оценивать прекрасное. И благодаря педагогическому воздействию обогащаются чувства детей, а их эмоциональные переживания и реакции становятся разнообразными и устойчивыми. Данная программа предусматривает работу с различным материалом, где школьники овладевают элементами художественного творчества, осваивают простейшие навыки и умения создавать красивое своими руками.
Программа составлена таким образом, чтобы развивать умения и навыки художественно-творческой деятельности учащихся, научить применять новые знания на практике, создавать конечный продукт на основе самостоятельных разработок.
Цель программы:
На основе создания оптимальных условий развития личности, помочь ребенку, имеющему особые образовательные потребности, преодолеть недостатки творческого и личностного развития с целью оптимизации творческого мышления и более эффективной социализации его в обществе.
Задачи программы:
1. Способствовать развитию творческого начала.
2. Формирование практических умений и навыков.
3. Пробуждать уважение к культурному наследию нашей страны,
4. Формирование осознанной потребности в труде, стремление к результатам труда, доводить начатое дело до конца.
5. Коррекция недостатков творческого и личностного развития путем систематической и целенаправленной работы.
Основное содержание, направление деятельности:
Содержание программы предоставлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, картоном) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы - изготовление поделок, различных полезных предметов для школы и дома.
Программа рассчитана на детей с особыми образовательными потребностями школьного возраста от 9-11 лет. При обучении используется режим групповых занятий
Общие принципы построения и реализации программы.
1. Изучение детских интересов и их коррекция.
2. Системность коррекционных, творческих и развивающих задач.
3. Комплексность методов воздействия.
4. Последовательность усложнения стратегий и тактик формирующих воздействий.
5. Деятельностный принцип.
6. Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
7. Опора на положительное в личности ребенка, и ориентация на гармонизацию его развития.
Общая структура занятий с детьми.
Программа рассчитана на 1 год обучения. Все занятия имеют гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Занятия строятся на основе принципов интегрирования (включение музо - сказко - двигательной терапии), системности и преемственности. Выбор тематики занятий определяется наличием необходимого материала и подбором адекватной тактики коррекционно-развивающей работы. Формы работы определяются целями занятий, для которых характерно сочетание традиционных приемов и методов (групповые и индивидуальные занятия) инновационных (рисуночные тесты, рисование, аппликация под музыку, комплекс специальной гимнастики для развития мелкой моторики, комплекс упражнений для профилактики нарушений зрения)
Занятия строятся на материале близком и понятном детям. Работая с различными материалами, учащиеся выполняют определенные действия с конкретным материалом, что находит свое отражение в их устной речи, способствуя ее развитию. У подростков постепенно преодолеваются недостатки в координации движений, корригируется внимание, наблюдательность, возникает интерес к труду.
Условия формирования группы.
1. Добровольность участия детей.
2. Безоценочность.
3. Увлеченность педагога (способствует развитию желания создавать подобное)
4. Приблизительно одинаковый возраст (программа рассчитана на детей 9-11 лет в условиях малой группы)
5. Время проведения занятий строго не регламентировано (30-40 мин. в зависимости от степени интереса детей, пресыщения или утомления. Материала с которым работают дети)
6. Регулярность проведения занятий -1 раз в неделю, занятия проводятся в послеобеденное время.
7. Соблюдение структуры занятия.
8. Участие в выставках детского творчества
Условия реализации программы.
Для реализации данной программы предусматривается:
1. Материально - технические условия:
- специально организованная пространственная среда (изолированное помещение)
- инструменты и приспособления: простой карандаш, линейка, фломастеры, угольник, циркуль, цветные карандаши, ножницы канцелярские с закругленными концами, ножницы фигурные, кисточка для клея и красок, шаблоны , трафареты букв.
- материал: бумага цветная для аппликаций, самоклеющаяся бумага, ватман, калька копировальная, альбом, бархатная бумага, картон переплетный, цветной картон;, тесьма, эластичная лента, кружева, клей ПВА,
2. Педагогические условия.
- соответствие направлений и форм работы целям и задачам образования,
- подбор педагогических приемов и средств с учетом возрастных особенностей учащихся,
- единство педагогических требований во взаимоотношениях с учащимися.
3. Методические условия:
- ведение необходимой документации, программы деятельности, плана работы кружка.
К концу года учащиеся должны знать:
- название изученных материалов и инструментов, их назначение
- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами
- правила планирования и организации труда
- способы и приемы обработки различных материалов, предусмотренных программой.
К концу года учащиеся должны уметь:
- правильно использовать инструменты в работе
- строго соблюдать правила безопасности труда
- самостоятельно планировать и организовывать свой труд
- самостоятельно изготовлять изделие (по рисунку, эскизу, схеме, замыслу)
- экономно и рационально расходовать материалы
- контролировать правильность выполнения работы.
Список используемой литературы:
- Бахметьев А. Т.Кизяков "Очень умелые ручки"
- Богатеева З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях Москва, Просвещение, 1996
- Ворончихин С. "Сделай сам из бумаги"
- Геронимус Т.М.150 уроков труда в 1-4 классах: Методические рекомендации к планированию занятий» Геронимус Т.М. "Мастерская трудового обучения в 1-4 классах: Методические рекомендации". 1997г.
- Геронимус Т."Работаем с удовольствием" 1998г.
- Гудилина С.И"Чудеса своими руками"
- Гукасова А."Рукоделие в начальных классах"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа профилактики суицидального поведения несовершеннолетних «Рука в руке»
По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди мо...
Программа "Рука в руке" по профилактике суицидального поведения
Данная программа предназначена для организации профилактической и коррекционной работы по предотвращению суицидальных попыток среди учащихся разных возрастных групп в ОУ...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «К вопросу о постановке правой руки у начинающих аккордеонистов (роль веса руки в формировании игровых движений)»
Методическая разработка «К вопросу о постановке правой руки у начинающих аккордеонистов (роль веса руки в формировании игровых движений)» посвящена одному из самых сложных вопросов развития аккордеонн...
Районная акция "Рука в руке"
Так сложилось, что Пуровский район Ямало-Ненецкого АО за все время его существования стал большим общим домом для людей разных национальностей. Национальные диаспоры глубоко интегрированы во все...
Проект по взаимодействию школы и семьи "Рука в руке"
Цель проекта: Обеспечение гармонии взаимоотношений школы и семьи для создания максимально благоприятных условий развития ребенка, реализации им индивидуального потенциала в условиях школьной ж...
Презентация проекта «Рука об руку»
Совершенствование системы сотрудничества логопеда с семьей как условие оптимизации педагогического процесса и социализации ребенка с тяжелыми речевыми нарушениями....
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ «Рука в руке».
Общеразвивающей программы дополнительного образования для детей-инвалидов «Рука в руке».Тип программы программа дополнительного образования.Статус программы: общеразвивающая программа коррекцион...