"В поисках пропавших нот" - конспект открыого занятия по предмету "Музыка" для дошкольников
план-конспект
Конспект открытого занятия по предмету "Музыка" для дошкольников в учреждении дополнительного образования. Интегрированный тип занятия, где формируется готовность детей к совместной деятельности заерепляются знания о музыкальных понятиях и музыкальных иснтрументах, развитие слухового внимания, логического мышления и творческих способностей детей.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества «Южный»
Конспект открытого занятия по предмету «Музыка»
Тема: «В поисках пропавших нот»
Автор: педагог дополнительного образования
Мохова Татьяна Михайловна
г. Рязань
2023 г.
Тип занятия: интегрированное.
Интеграция образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие: формирование готовности детей к совместной деятельности, развитие умения договариваться.
Познавательное развитие: закрепление знаний детей о музыкальных понятиях, музыкальных инструментах.
Речевое развитие: Расширение активного словаря дошкольников.
Физическое развитие: Развитие двигательной активности в играх.
Художественно – эстетическое: Развитие у детей чувства прекрасного посредством воздействия музыки.
Возрастная группа: 5-6 лет.
Цель: Развитие музыкальных и творческих способностей дошкольников в различных видах музыкальной деятельности, используя здоровьесберегающие технологии.
Задачи:
Образовательные задачи:
- Обогащать музыкальные впечатления детей.
- Совершенствовать певческие умения и навыки:
- правильность звукообразования; красоту звуковедения;
- точность, внятность, ясность певческой дикции;
- правильность дыхания, точность интонирования мелодии и ритмического рисунка песни; слаженность ансамбля;
- Продолжать знакомить детей с инновационной деятельностью, которая способствует разностороннему и гармоничному развитию личности.
Развивающие задачи:
- Развивать слуховое внимание, логическое мышление, творческие способности детей.
- Развивать у детей ритмическое, темповое и звуковысотное восприятие.
- Развивать координацию, переключаемость движений.
-овладение приёмами игры на детских музыкальных инструментах и исполнение произведения в ансамбле;
-развитие музыкального, тембрового, ладового слуха.
Продолжать развивать подвижность артикуляционного аппарата, расширять звуковысотный диапазон. Развивать макро- и микро-моторику.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать самостоятельность, активность, доброжелательное отношение друг к другу.
- Воспитывать любовь к музыке.
Оборудование: Музыкальная аппаратура, ноутбук, фонограммы произведений, фортепиано, детские и шумовые музыкальные инструменты: (трещотки-вертушки, трещотки пластинчатые, клавесы, треугольники, гофрированная бумага, металлофоны, ксилофоны, бубенцы, маракасы, колокольчики, бубны). Конверт, сундучок, карта, ободки с названиями нот, семь нот из картона, мольберт, маленькие ноты по количеству детей.
Предварительная работа:
-знакомство с выразительными возможностями музыкальных инструментов, их тембров, особенности звучания.
-разучивание музыкального приветствия,
- разучивание валеологической песенки – распевки «Доброе утро»
- обучение детей игре на детских музыкальных инструментах;
- пение песни А. Островского «До, ре, ми, фа, соль…».
Ход музыкального занятия.
Дети становятся у стульев.
Педагог: (поёт) Здравствуйте, ребята! (1,2,3,4,5)
Дети: (поют) Здравствуйте! (5-3-1)
Педагог: Ребята, я очень рада вас видеть, сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте поприветствуем их.
Дети. Здравствуйте, гости. (5-3-3-5-3)
Гости. Здравствуйте. (5-3-1)
Педагог: Ребята, сегодня наше занятие мы начнем с веселой песенки – распевки.
Валеологическая песенка – распевка с оздоровительным массажем.
«Доброе утро»
Доброе утро! /Поворачиваются друг к другу
Улыбнись скорее! /Разводят руки в стороны
И сегодня весь день будет веселее. /Хлопают в ладоши
Мы погладим лобик, носик и щечки /Движения по тексту
Будем мы красивыми /Постепенно поднимают руки вверх
Как в саду цветочки /Выполняя «фонарики»
Разотрем ладошки сильнее, сильнее /Движения по тексту
Ножками потопаем смелее, смелее.
Ушки мы теперь потрем и здоровье сбережем/Вращают мочки ушей вперед, назад.
Улыбнемся снова, будем все здоровы!
Педагог: Ребята, всё, о чём мы будем сегодня говорить – внимательно слушайте и запоминайте, потому что это очень пригодится вам в конце нашего занятия.
Ребята, сегодня наше занятие необычное. Дело в том, что я получила интересное письмо от принцессы музыкальной страны - Домисольки, а так же какую-то карту в придачу. Что же Домисолька хочет нам сообщить? Давайте посмотрим, и вы всё узнаете сами.
Педагог читает письмо от Домисольки.
Текст письма - «Здравствуйте, ребята! В моей волшебной музыкальной стране случилась беда. Злая волшебница Пауза заколдовала все ноты и теперь в нашем королевстве перестала звучать музыка, наступила тишина. Я слышала, что вы очень умные и сообразительные дети. Помогите нам найти волшебные нотки! Ведь мы так любим музыку! В помощь я послала вам карту с подсказками, в надежде, что она вам поможет! До встречи, ребята!
Педагог: Ребята, что за ноты исчезли из страны музыки? Давайте вспомним, как они называются?
«Семь лишь нот всего на свете, хоть любого ты спроси!
Их, конечно, знают дети?»
Дети хором отвечают: «До, ре, ми, фа, соль, ля, си!». А вспомните, что есть ещё кроме ноток? То, когда надо помолчать. (Ответы детей). Правильно, это паузы.
Педагог: Раз мы столько знаем о музыке, то, поможем принцессе Домисольке найти волшебные нотки? (Ответ детей)
Педагог: Но для начала вам нужно подкрепиться, я угощу вас невидимыми волшебными конфетами. Приготовьте свой язычок, я бросаю конфетки. Ловите!
Артикуляционное упражнение «Спрячь конфету»
Раз – я вижу конфету за правой щекой/ Дети прячут язык за правую щёку
Два – я вижу конфету за левой щекой/Дети прячут язык за левую щёку
Три – не вижу конфеты я никакой/ Дети открывают широко рот
Конфеткой угостились/ Дети облизываются
Вот и подкрепились/ Гладят животики
Педагог: Теперь вы готовы, подходите, рассмотрим с вами карту Домисольки. Вот первая подсказка. Ноты «До» и «Ре» спрятаны в сундучке. Где же находится сундучок? Внимательно посмотрите. (Смотрят вправо, влево, находят сундучок, достают из него ноты).
Педагог: А вот и нотки «До» и «Ре». Ребята, чтобы ноты зазвучали, нужно выполнить музыкальное задание. Сейчас я его вам прочитаю.
Задание № 1. Угадайте музыкальный инструмент по звучанию.
Педагог: Перед вами находятся карточки с изображением музыкальных инструментов. Перед вами лежат карточки и приготовьтесь слушать внимательно музыку. Голос какого инструмента прозвучит – на карточку с изображением именно этого инструмента нужно указать.
Игра «Угадай звук музыкального инструмента»
№1 – звук скрипки
№2 – звук арфы
№3 – звук трубы
№4 – звук фортепиано
№5 – звук флейты
Педагог: Вам понравилось звучание этих инструментов? (Ответ детей)
Педагог: Молодцы, вы справились с заданием. (Дети относят карточки). Посмотрим в нашу карту, куда же злая волшебница Пауза спрятала остальные нотки? (Дети смотрят в карту). Видите, еще 2 нотки «Ми» и «Фа» спрятаны под елочкой далеко в лесу. Поедем в лес искать нотки? Тогда давайте сейчас с вами послушаем музыкальное произведение, в котором будет подсказка, на чем можно отправиться в зимний лес. Присаживайтесь на стульчики и внимательно слушайте.
Слушание музыкального произведения Г. Свиридова «Зимняя дорога» из повести А.С. Пушкина «Метель»
Педагог: Ребята, вам понравилось муз произведение? Кто скажет название? Какой композитор его сочинил? Его исполнял один музыкант или оркестр? А какой? Какая по характеру музыка? Какой темп, динамика? (Ответы детей).
Педагог: Так на чем мы с вами поедем в лес? Правильно, на лошадке! Предлагаю вам сейчас озвучить сказку "Едем, едем на лошадке". Мы будем петь слова сказки и озвучивать ее на музыкальных инструментах. (Дети берут музыкальные инструменты, садятся)
Озвучивание Сказки - шумелки "Едем, едем на лошадке"
Дети медленно идут по кругу и поют слова сказки.
Едем, едем на лошадке по лесной дорожке гладкой.
Скок-скок-скок (2раза)
(Педагог и один ребенок играют на клавесах и ложках скачками, изображая топот копыт).
Санки скрипят / (на трещотке-вертушке изобразить скрип саней)
Бубенчики звенят / (Другой ребенок играет на бубенцах)
Едем, едем на лошадке по лесной дорожке гладкой.
Скок-скок-скок (2раза)
Ветер шумит /(предлагается ребенку сыграть на маракасе)
Дятел стучит/ (равномерные удары по деревянной коробочке или на ложках)
Едем, едем на лошадке по лесной дорожке гладкой,
Скок-скок-скок (2раза)
Холод, стужа / (ребенок играет на треугольнике – таинственно 5 раз)
Снег пушистый кружит, кружит/ (ребенок изображает снег на бубне круговыми движениями)
Едем, едем на лошадке по лесной дорожке гладкой,
Скок-скок-скок (2раза)
Белка на ветке орешки грызёт / (ребёнок играет на трещотке пластинчатой)
Рыжая лисичка зайца стережет / (изображает действия лисы, сминая в руках гофрированную бумагу или пакет)
Едем, едем на лошадке по лесной дорожке гладкой,
Скок-скок-скок (2раза)
Ехали мы, ехали, наконец, доехали,
С горки у-ух! /(ребенок исполняет глиссандо на металлофоне)
В ямку - бух! /(ребенок ударяет один раз по пластиковой коробочке)
Приехали!
Педагог: Ребята, посмотрите, мы с вами оказались в лесу возле елки, вам не кажется, что она очень похожа на елку из нашей карты. Может именно под ней спрятаны волшебные нотки? (Находят) Вот и нотки «Ми» и «Фа». Прочитаем, задание, которое нужно выполнить, чтобы их расколдовать. (Читает задание на карте)
Задание № 2. Исполнить музыкальное произведение в оркестре.
Педагог: Довольно сложное задание. Попробуете его выполнить?
Но сначала я хочу загадать вам одну загадку:
Кто невежливый такой: повернулся к нам спиной.
Стал размахивать руками прямо в зале, перед нами.
Не приучен он к порядку, или делает зарядку?
С кем звучит оркестр иль хор? Знаем, это……(дирижер)
- Правильно, любому оркестру нужен руководитель, который управляет музыкантами. Вот и мы сейчас с вами поиграем в игру «Дирижер и оркестр»
(Ставят 6 стульчиков в линию, назначает ребенка дирижером)
Чтоб оркестром нам сыграть, инструменты нужно взять
Инструменты выбирайте, дружно по местам вставайте!
Музицирование на музыкальных инструментах «Дирижер и оркестр»
Ход игры: Выбирается «дирижер». Остальные дети распределяются на 4 подгруппы, размещаясь соответственно группам инструментов. Две подгруппы сидят на стульях, другие 2 стоят позади них. Звучит музыка, дирижер – ребенок руководит своим оркестром – дирижирует, показывает, какой группе инструментов играть, когда играть всем вместе, когда — выбранным солистам. Затем, выбирается другой дирижер.
(Дирижер надевает шляпу и берет дирижерскую палочку)
Педагог: Молодцы, отлично справились с заданием. Посмотрим в нашу карту.
Видите, ноты «Соль» и «Ля» спрятаны где - то в сугробе. Давайте вместе поищем его. (Ищут, находят нотки. Читают задание на карте.)
Задание №3. Помогите ноткам найти свое место в домике.
Педагог: Ребята, предлагаю вам поиграть в игру «Найди свое место в домике». Для этого вам нужно самим превратиться в нотки, относите инструменты, надевайте шапочки и запоминайте название своей ноты.
(Поставить 7 стульчиков в ряд по количеству нот, ободки с названиями нот). Дети кладут инструменты и надевают ободки с нотами.
Дети исполняют песню «До, ре, ми, фа, соль ».
Педагог: звучит фонограмма песни «До, ре, ми, фа, соль ». Педагог поёт куплет, а все дети поют припев.
Педагог: Молодцы, ребята. (Дети относят ободки)
Посмотрим последнее задание на карте. Видите, нота «Си» спрятана в конверте.
Педагог: Прочитаем последнее задание.
Задание № 4. Сочините и угадайте мелодию.
Педагог: С этим заданием вы легко справитесь. У нас есть музыкальный домик, который нам в этом поможет.
Игра «Сочини и определи мелодию»
Педагог: вызывает двух детей: один (композитор) придумывает мелодию, играет ее на металлофоне (поступенно вверх, вниз, на одной ступени, или скачкообразно), а другой слушает и выстраивает ее на нотном стане. Затем все дети поют знакомую распевку, применяя «звучащие жесты».
Ребята, а как называется домик, где живут ноты? (Ответы). Нотный стан
Педагог: Молодцы, ребята, вы справились со всеми заданиями, и наконец мы собрали все нотки. Давайте вернем их в домик. (Дети прикрепляют ноты на мольберт) Посмотрите, что получилось? (Ответы детей: песенка. Вы любите петь? (Ответы детей) Тогда давайте споем нашу любимую песню, готовы?
Еще одно письмо от Домисолька: Дорогие ребята, вот вы и нашли все наши потерянные нотки. Вы такие умные, дружные, весёлые, со всеми заданиями справились. Злые чары волшебницы Паузы рассеялись, и в нашем королевстве вновь стала звучать музыка. Спасибо вам. До новых встреч, мои маленькие друзья. До свидания!
Педагог: мы вместе помогли Принцессе Домисольке, правда, ребята? (ответы)
Рефлексия.
Педагог: Подведение итогов. Проверка приобретенных знаний.
Вам понравилось наше занятие?
А что вам больше всего понравилось?
А что было самое трудное?
Какие музыкальные понятия вы запомнили?
В память о музыкальной стране позвольте вручить вам небольшие подарки. Дети берут разноцветные нотки.
Ну а сейчас настала пора прощаться.
Педагог: До свиданья, дети. (Поет - До ре ми фа соль)
Дети: До свидания. (Поют - Соль фа ми ре до)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В поисках пропавших предков
"В поисках пропавших предков" - так назывался сайт, посвященный генеалогическим исследованиям. Исследование своих "корней", своей семьи сейчас очень востребовано и актуально. может быть, кому-то мой м...
Разработка мероприятия внеурочной деятельности "В поисках пропавшего математика"
Урок - игра, урок -путешествие в страну увлекательных математических загадок и головоломок....
Коррекционно-развивающее занятие «В поисках пропавшего времени»
Коррекционно-развивающее занятие «В поисках пропавшего времени» для обучающихся с ЗПР...
"В поисках пропавшего времени"
laquo;В поисках пропавшего …»...
Интегрированное занятие "На поиски пропавших звездочек"
Интегрированое занятие...
Сценарий театрализованной литературной видеоигры "В поисках пропавшего персонажа"
Цели и задачи игры:1.Привлечь внимание школьников средних классов к чтению литературы помимо школьной программы (на некоторых примерах детской приключенческой литературы); или хотя бы пробудить ...
Конспект открытого занятия "Поиски пропавших нот"
Открытое занятие для подготовительной группы...