"В поисках пропавших нот" - конспект открыого занятия по предмету "Музыка" для дошкольников
план-конспект

Мохова Татьяна Михайловна

Конспект открытого занятия по предмету "Музыка" для дошкольников в учреждении дополнительного образования. Интегрированный тип занятия, где формируется готовность детей к совместной деятельности заерепляются знания о музыкальных понятиях и музыкальных иснтрументах, развитие слухового внимания, логического мышления и творческих способностей детей.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества «Южный»

                                           

                                   

 

                                 Конспект открытого занятия по предмету «Музыка»

                                              Тема: «В поисках пропавших нот»

                                               

                                                         Автор: педагог дополнительного образования

                                                                               Мохова Татьяна Михайловна

г. Рязань

2023 г.

Тип занятия: интегрированное.

Интеграция образовательных областей:

Социально-коммуникативное развитие: формирование готовности детей к совместной деятельности, развитие умения договариваться.

Познавательное развитие: закрепление знаний детей о музыкальных понятиях, музыкальных инструментах.

Речевое развитие: Расширение активного словаря дошкольников.

Физическое развитие: Развитие двигательной активности в играх.

Художественно – эстетическое: Развитие у детей чувства прекрасного посредством воздействия музыки.

Возрастная группа: 5-6 лет.

 Цель: Развитие музыкальных и творческих способностей дошкольников в различных видах музыкальной деятельности, используя здоровьесберегающие технологии.                                                                          

Задачи:

Образовательные задачи:

- Обогащать музыкальные впечатления детей.

- Совершенствовать певческие умения и навыки:                                                

  • правильность звукообразования; красоту звуковедения;            
  • точность, внятность, ясность певческой дикции;
  • правильность дыхания,  точность интонирования мелодии и ритмического рисунка песни; слаженность ансамбля;                                                                                    

- Продолжать знакомить детей с инновационной деятельностью, которая способствует разностороннему и гармоничному развитию личности.

Развивающие задачи:

-    Развивать слуховое внимание, логическое мышление, творческие способности детей.

-     Развивать у детей ритмическое, темповое и звуковысотное восприятие.

-     Развивать координацию, переключаемость движений.

-овладение приёмами игры на детских музыкальных инструментах и  исполнение произведения в ансамбле;

-развитие музыкального, тембрового, ладового слуха.                                                             

  Продолжать развивать подвижность артикуляционного аппарата, расширять звуковысотный диапазон.  Развивать макро- и микро-моторику.                                        

Воспитательные задачи:

-    Воспитывать самостоятельность, активность, доброжелательное отношение друг к другу.

- Воспитывать любовь к музыке.                                                                                                                                          

Оборудование: Музыкальная аппаратура, ноутбук, фонограммы произведений, фортепиано, детские и шумовые музыкальные инструменты: (трещотки-вертушки, трещотки пластинчатые, клавесы, треугольники, гофрированная бумага, металлофоны, ксилофоны, бубенцы, маракасы, колокольчики, бубны). Конверт, сундучок, карта, ободки с названиями нот, семь нот из картона, мольберт, маленькие ноты по количеству детей.

Предварительная работа:

-знакомство с выразительными возможностями музыкальных инструментов, их тембров, особенности звучания.

-разучивание музыкального приветствия,

- разучивание валеологической  песенки – распевки «Доброе утро»

- обучение детей игре на детских  музыкальных инструментах;

- пение песни А. Островского «До, ре, ми, фа, соль…».

Ход музыкального занятия.

Дети становятся у стульев.

Педагог: (поёт) Здравствуйте, ребята! (1,2,3,4,5)

Дети: (поют) Здравствуйте! (5-3-1)

Педагог:  Ребята, я очень рада вас видеть, сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте поприветствуем их.

Дети. Здравствуйте, гости. (5-3-3-5-3)

Гости. Здравствуйте. (5-3-1)

Педагог:  Ребята, сегодня наше занятие мы начнем с веселой песенки – распевки.

Валеологическая  песенка – распевка с оздоровительным массажем.

                                     «Доброе утро»

Доброе утро! /Поворачиваются друг к другу

Улыбнись скорее! /Разводят руки в стороны

И сегодня весь день будет веселее. /Хлопают в ладоши

Мы погладим лобик, носик и щечки /Движения по тексту

Будем мы красивыми /Постепенно поднимают руки вверх

Как в саду цветочки /Выполняя «фонарики»

Разотрем ладошки сильнее, сильнее /Движения по тексту

Ножками потопаем смелее, смелее.

Ушки мы теперь потрем и здоровье сбережем/Вращают мочки ушей вперед, назад.

Улыбнемся снова, будем все здоровы!

Педагог:  Ребята, всё, о чём мы будем сегодня говорить – внимательно слушайте и запоминайте, потому что это очень пригодится вам в конце нашего занятия.

 Ребята, сегодня наше занятие необычное. Дело в том, что я получила интересное письмо от принцессы музыкальной страны - Домисольки, а так же какую-то карту в придачу.  Что же Домисолька хочет нам сообщить? Давайте посмотрим, и вы всё узнаете сами.

Педагог читает письмо от  Домисольки.

Текст письма -  «Здравствуйте, ребята! В моей волшебной музыкальной стране случилась беда. Злая волшебница Пауза заколдовала все ноты и теперь в нашем королевстве перестала звучать музыка, наступила тишина. Я слышала, что вы очень умные и сообразительные дети. Помогите нам найти волшебные нотки! Ведь мы так любим музыку!  В помощь я послала вам карту с подсказками, в надежде, что она вам поможет! До встречи, ребята!

Педагог:  Ребята, что за ноты исчезли из страны музыки? Давайте вспомним, как они называются?

«Семь лишь нот всего на свете, хоть любого ты спроси!

Их, конечно, знают дети?»

Дети хором отвечают: «До, ре, ми, фа, соль, ля, си!». А вспомните, что есть ещё кроме ноток? То, когда надо помолчать. (Ответы детей). Правильно, это паузы.

Педагог:  Раз мы столько знаем о музыке, то, поможем принцессе Домисольке найти волшебные нотки? (Ответ детей)

Педагог:  Но для начала вам нужно подкрепиться, я угощу вас невидимыми волшебными конфетами. Приготовьте свой язычок, я бросаю конфетки. Ловите!

Артикуляционное упражнение «Спрячь конфету»

Раз –  я вижу конфету за правой щекой/ Дети прячут язык за правую щёку

Два – я вижу конфету за левой щекой/Дети прячут язык за левую щёку

Три – не вижу конфеты я никакой/ Дети открывают широко рот

Конфеткой угостились/ Дети облизываются

Вот и подкрепились/ Гладят животики

Педагог:  Теперь вы готовы, подходите, рассмотрим с вами карту Домисольки. Вот первая подсказка. Ноты «До» и «Ре» спрятаны в сундучке. Где же находится сундучок? Внимательно посмотрите. (Смотрят вправо, влево, находят сундучок, достают из него ноты).

Педагог:  А вот и нотки «До» и «Ре». Ребята, чтобы ноты зазвучали, нужно выполнить музыкальное задание. Сейчас я его вам прочитаю.

Задание № 1. Угадайте музыкальный инструмент по звучанию.

Педагог:  Перед вами находятся карточки с изображением музыкальных инструментов. Перед вами лежат карточки и приготовьтесь слушать внимательно музыку. Голос какого инструмента прозвучит – на карточку с изображением именно этого инструмента нужно указать.

Игра «Угадай звук музыкального инструмента»

№1 – звук скрипки  

№2 – звук арфы

№3 – звук трубы

№4 – звук фортепиано  

№5 – звук флейты

Педагог: Вам понравилось звучание этих инструментов? (Ответ детей)

Педагог:  Молодцы, вы справились с заданием. (Дети относят карточки). Посмотрим в нашу карту, куда же злая волшебница Пауза спрятала остальные нотки? (Дети смотрят в карту). Видите, еще 2 нотки «Ми» и «Фа» спрятаны под елочкой далеко в лесу. Поедем в лес искать нотки? Тогда давайте сейчас с вами послушаем музыкальное произведение, в котором будет подсказка, на чем можно отправиться в зимний лес. Присаживайтесь на стульчики и внимательно слушайте.

Слушание музыкального произведения Г. Свиридова «Зимняя дорога» из повести А.С. Пушкина «Метель»

Педагог:  Ребята, вам понравилось муз произведение? Кто скажет название? Какой композитор его сочинил? Его исполнял один музыкант или оркестр? А какой? Какая по характеру музыка? Какой темп, динамика? (Ответы детей).

Педагог:  Так на чем мы с вами поедем в лес? Правильно, на лошадке! Предлагаю вам сейчас озвучить сказку "Едем, едем на лошадке".  Мы будем петь слова сказки и озвучивать ее на музыкальных инструментах. (Дети берут музыкальные инструменты, садятся)

Озвучивание Сказки - шумелки "Едем, едем на лошадке"

Дети медленно идут по кругу и поют слова сказки.

Едем, едем на лошадке по лесной дорожке гладкой.

 Скок-скок-скок (2раза)

(Педагог и один ребенок играют на клавесах и ложках скачками, изображая топот копыт).

Санки скрипят / (на трещотке-вертушке изобразить скрип саней)

Бубенчики звенят / (Другой ребенок играет на бубенцах)

Едем, едем на лошадке по лесной дорожке гладкой.

Скок-скок-скок (2раза)

Ветер шумит /(предлагается ребенку сыграть на маракасе)

Дятел стучит/ (равномерные удары по деревянной коробочке или на ложках)

Едем, едем на лошадке по лесной дорожке гладкой,

Скок-скок-скок (2раза)

Холод, стужа / (ребенок играет на треугольнике – таинственно 5 раз)

Снег пушистый кружит, кружит/ (ребенок изображает снег на бубне круговыми движениями)

Едем, едем на лошадке по лесной дорожке гладкой,

Скок-скок-скок (2раза)

Белка на ветке орешки грызёт / (ребёнок играет на трещотке пластинчатой)

Рыжая лисичка зайца стережет / (изображает действия лисы, сминая в руках гофрированную бумагу или пакет)

Едем, едем на лошадке по лесной дорожке гладкой,

Скок-скок-скок (2раза)

Ехали мы, ехали, наконец, доехали,

С горки у-ух! /(ребенок исполняет глиссандо на металлофоне)

В ямку - бух! /(ребенок ударяет один раз по пластиковой коробочке)

Приехали!

Педагог:  Ребята, посмотрите, мы с вами оказались в лесу возле елки, вам не кажется, что она очень похожа на елку из нашей карты. Может именно под ней спрятаны волшебные нотки? (Находят) Вот и нотки «Ми» и «Фа». Прочитаем, задание, которое нужно выполнить, чтобы их расколдовать. (Читает задание на карте)

Задание № 2. Исполнить музыкальное произведение в оркестре.

Педагог:  Довольно сложное задание. Попробуете его выполнить?

Но сначала я хочу загадать вам одну загадку:

Кто невежливый такой: повернулся к нам спиной.

Стал размахивать руками прямо в зале, перед нами.

Не приучен он к порядку, или делает зарядку?

С кем звучит оркестр иль хор? Знаем, это……(дирижер)

- Правильно, любому оркестру нужен руководитель, который управляет музыкантами. Вот и мы сейчас с вами поиграем в игру «Дирижер и оркестр»

(Ставят 6 стульчиков в линию, назначает ребенка дирижером)

Чтоб оркестром нам сыграть, инструменты нужно взять

Инструменты выбирайте, дружно по местам вставайте!

Музицирование на музыкальных инструментах «Дирижер и оркестр»

Ход игры: Выбирается «дирижер». Остальные дети распределяются на 4 подгруппы, размещаясь соответственно группам инструментов. Две подгруппы сидят на стульях, другие 2 стоят позади них. Звучит музыка, дирижер – ребенок руководит своим оркестром – дирижирует, показывает, какой группе инструментов играть, когда играть всем вместе, когда — выбранным солистам. Затем, выбирается другой дирижер.

(Дирижер надевает шляпу и берет дирижерскую палочку)

Педагог:  Молодцы, отлично справились с заданием. Посмотрим в нашу карту.

Видите, ноты «Соль» и «Ля» спрятаны где - то в сугробе. Давайте вместе поищем его. (Ищут, находят нотки. Читают задание на карте.)

Задание №3. Помогите ноткам найти свое место в домике.

Педагог:  Ребята, предлагаю вам поиграть в игру «Найди свое место в домике». Для этого вам нужно самим превратиться в нотки, относите  инструменты, надевайте шапочки и запоминайте название своей ноты.

(Поставить 7 стульчиков в ряд по количеству нот, ободки с названиями нот). Дети кладут инструменты и надевают ободки с нотами.

Дети исполняют песню «До, ре, ми, фа, соль ».

Педагог:  звучит фонограмма песни «До, ре, ми, фа, соль ». Педагог поёт куплет, а  все дети поют припев.

Педагог:  Молодцы, ребята. (Дети относят ободки)

 Посмотрим последнее задание на карте. Видите, нота «Си» спрятана в конверте.

Педагог:  Прочитаем последнее задание.

Задание № 4. Сочините и угадайте мелодию.

Педагог:  С этим заданием вы легко справитесь. У нас есть музыкальный домик, который нам в этом поможет.

Игра «Сочини и определи мелодию»

Педагог:  вызывает двух детей: один (композитор) придумывает мелодию, играет ее на металлофоне (поступенно вверх, вниз, на одной ступени, или скачкообразно), а другой слушает и выстраивает ее на нотном стане. Затем все дети поют знакомую распевку, применяя «звучащие жесты».

Ребята, а как называется домик, где живут ноты? (Ответы). Нотный стан

Педагог:  Молодцы, ребята, вы справились со всеми заданиями, и наконец мы собрали все нотки. Давайте вернем их в домик. (Дети прикрепляют ноты на мольберт) Посмотрите, что получилось? (Ответы детей: песенка. Вы любите петь? (Ответы детей) Тогда давайте споем нашу любимую песню, готовы?

          Еще одно письмо от Домисолька: Дорогие ребята, вот вы и нашли все наши потерянные нотки. Вы такие умные, дружные, весёлые, со всеми заданиями справились. Злые чары волшебницы Паузы рассеялись, и в нашем королевстве вновь стала звучать музыка. Спасибо вам. До новых встреч, мои маленькие друзья. До свидания!

Педагог:  мы вместе помогли Принцессе Домисольке, правда, ребята? (ответы)

Рефлексия.

Педагог:  Подведение итогов. Проверка приобретенных знаний.

Вам понравилось наше занятие?

А что вам больше всего понравилось?

А что было самое трудное?

Какие музыкальные понятия вы запомнили?

В память о музыкальной стране позвольте вручить вам небольшие подарки. Дети берут разноцветные нотки. 

Ну а сейчас настала пора прощаться.

Педагог:  До свиданья, дети. (Поет - До ре ми фа соль)

Дети: До свидания. (Поют - Соль фа ми ре до)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В поисках пропавших предков

"В поисках пропавших предков" - так назывался сайт, посвященный генеалогическим исследованиям. Исследование своих "корней", своей семьи сейчас очень востребовано и актуально. может быть, кому-то мой м...

Разработка мероприятия внеурочной деятельности "В поисках пропавшего математика"

Урок - игра, урок -путешествие в страну увлекательных математических загадок и головоломок....

Коррекционно-развивающее занятие «В поисках пропавшего времени»

Коррекционно-развивающее занятие «В поисках пропавшего времени» для обучающихся с ЗПР...

"В поисках пропавшего времени"

laquo;В поисках пропавшего …»...

Сценарий театрализованной литературной видеоигры "В поисках пропавшего персонажа"

Цели и задачи игры:1.Привлечь внимание школьников средних классов  к чтению литературы помимо школьной программы (на некоторых примерах детской приключенческой литературы); или хотя бы пробудить ...

Конспект открытого занятия "Поиски пропавших нот"

Открытое занятие для подготовительной группы...