"Край березовый, край Есенина" - проект
проект
Сохранение и популяризация историко-культурных традиций малой родины среди обучающихся объединения МБУДО "ЦДТ "Южный" "Ансамбль "Фантазия"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Патриотическое, эстетическое, духовно-нравственное воспитание обучающихся | 85.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества «Южный» города Рязани
Проект
«КРАЙ БЕРЕЗОВЫЙ, КРАЙ ЕСЕНИНА»
Долгосрочный (октябрь 2021 – май 2022 гг.)
(дети 8-11 лет)
Руководитель проекта:
педагог дополнительного образования,
руководитель объединения «Ансамбль «Фантазия»
Мохова Т.М.
Рязань, 2022 г.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Название проекта | Проект «Край берёзовый, край Есенина» |
Сроки реализации | Долгосрочный октябрь 2021 г. – май 2022 г. |
Руководитель и авторы проекта | Руководитель проекта Мохова Т.М. |
Цель проекта | Сохранение и популяризация историко-культурных традиций малой родины среди обучающихся объединения «Ансамбль «Фантазия» |
Задачи проекта | - Культурное просвещение обучающихся; - формировать у детей позитивное и уважительное отношение к родному городу (области); - расширить представления обучающихся о традициях, достопримечательностях и истории родного края; - патриотическое, эстетическое, духовно-нравственное воспитание обучающихся средствами популяризации истории Рязани и области. |
Целевая аудитория | Обучающиеся ЦДТ «Южный» объединения «Ансамбль «Фантазия»: Школьники (8 – 11 лет) |
Планируемые результаты и показатели |
|
Ресурсы | Методические ресурсы: пособия, книги, дидактические материалы, костюмы, материалы для оформления места выступления. Человеческие ресурсы: обучающиеся, родители обучающихся объединения «Ансамбль «Фантазия» Информационные ресурсы: компьютер, ноутбук. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ВВЕДЕНИЕ
«Любовь к своей Родине – это не нечто отвлеченное; это – и любовь к своему городу, к своей местности, к памятникам ее культуры, гордость своей историей»
Д. С. Лихачев
Проблема и Актуальность. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию. Самые трепетные воспоминания детства связаны у нас с родительским домом и малой Родиной. Это место, где тебя любят и понимают, где живут самые дорогие для тебя люди – мама и папа, друзья. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему.
В современном обществе центральное направление работы педагога с подрастающим поколением занимает патриотическое воспитание. И на то есть свои причины: дети знают название города, домашний адрес и в качестве достопримечательностей магазины и торговые центры. Но мало, что могут рассказать из истории города, его удивительных местах и традициях. Только научившись любить свою малую Родину, можно говорить о любви к Родине, своему народу. Целенаправленное ознакомление ребенка с родным краем – это составная часть формирования у него патриотизма. Ведь чувство Родины связано с местом, где он родился и живет. Задача педагога – помочь растущему человеку открыть Родину в том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении.
Проект проводится с целью: сохранение и популяризация историко-культурных традиций малой родины.
В «Национальной доктрине образования в РФ» подчеркивается, что система образования призвана обеспечить «историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России».
Задачи:
- культурное просвещение обучающихся;
- формировать у детей позитивное и уважительное отношение к родному городу (области);
- расширить представления обучающихся о традициях, достопримечательностях и истории родного края;
- патриотическое, эстетическое, духовно-нравственное воспитание обучающихся средствами популяризации истории Рязани и области.
Гипотеза – если с дошкольного возраста обучающиеся будут изучать историю своей малой Родины, то это станет фундаментом патриотического воспитания и будет способствовать повышению уровня исторического образования и воспитания общей культуры детей. Если больше и глубже изучать народное творчество, в данном случае – песню, посвященную природе, то дети станут относиться к ней бережнее.
Формы и методы.
Проект «Край берёзовый, край Есенина» включает в себя:
- просмотр видеозарисовки на стихи поэтов, воспевавших природу родного края;
- сбор информации в сети интернет;
- выставка иллюстраций к стихам «Береза в поэзии»;
- знакомство и прослушивание песни «Край берёзовый»;
- подготовка костюмов для выступления;
- разработка эскизов по оформлению зала;
- анкетирование по итогам презентации «Родная природа в стихотворениях русских поэтов»;
- видеозапись выступления ансамбля «Фантазия»;
Участники проекта: обучающиеся и родители ансамбля «Фантазия».
Стратегия и механизм данного проекта:
- Выявление возможностей объединения для приобщения обучающихся к изучению родного края. Знакомство с музыкальным наследием, методической литературой, интернет-ресурсами по данной проблеме.
- Разработка и апробация мероприятия, а также исполнение музыкального произведения И. Резника, А. Броневицкого «Край берёзовый».
- Описание и обобщение опыта.
Ожидаемые результаты:
Реализация данного проекта предполагает формирование у участников:
- систематизация материала по теме;
- повышение уровня мотивации исследования родного края, изучению исторического прошлого и современных открытий малой Родины и России в целом;
- уважительное и бережное отношение к культуре и природе родного края и страны;
- интерес к познанию нового;
- инициативность и творчество.
Этапы реализации проекта:
Iэтап – подготовительный.
- изучение литературы;
- разработка концепции, идеи;
- подбор материалов;
- изучение возможностей, ресурсов, инструментов программ и др.
- мониторинг знаний обучающихся.
II этап - практический.
- работа с обучающимися;
- работа с родителями.
III этап – заключительный.
- анализ результатов реализации проекта;
- описание и обобщение опыта (выступление, публикация видеозаписи песни, участие в общем учрежденческом проекте «Малый город – большая история»).
На первом этапе работы над проектом я изучила теоретическую литературу о песне, ее особенностях, где раскрывается образ природы. Начиная уже с XIX века, песня привлекала внимание русских ученых, изучавшие ее содержание, жанровые особенности, поэтическую символику, музыкальные образы. Среди таких ученых-исследователей можно назвать С. Г. Лазутина, Н.П. Колпакова, В.Я. Проппа, Ф.М. Селиванова и других. Я узнала, что тема природы в народном творчестве занимает немалое место, приведены примеры олицетворения, тесной связи народной жизни, быта с природой. Благодаря народному творчеству, природа предстает перед слушателями, зрителями всегда разной: величественной, грустной, нежной, ликующей, трогательной. Эти образы продолжают привлекать человека, затрагивая тончайшие струны его души, помогают прикоснуться к неповторимой красоте родной природы, увидеть необычное в том, что привычно и буднично, дают возможность каждому развить в себе чувство сопричастности к родному краю, к отчему дому.
Вывод: в ходе изучения литературы выявлено, что тема природы в русских песнях актуальна, потому что жизнь народа издавна очень тесно связывалась с природой. Данная тема широко исследуется учеными.
На втором этапе работы над проектом мной была подобрана коллекция песен о природе, лесах, травах, деревьях, цветах, полях, степях и т.д. Данная коллекция в электронном варианте насчитывает около 30 песен. Они были систематизированы по тематике и сделан анализ на предмет раскрытия красоты природы и её сохранности («Коллекция «Песни о природе»).
Вывод: в «Коллекцию» вошли наиболее популярные и широко распространенные песни о природе.
Музыка – это язык звуков, которые создает человек. Разговаривать на нем непросто. Вокальные и инструментальные композиции о природе способны описать чудеса среды обитания человека на Земле не хуже кисти художника. Во многих песнях главной темой является природа. Именно она показывала всю красоту и любовь к родному краю. Например, самая известная песня о символе России – березе - песня «Во поле береза стояла», которую знает любой русский человек с самого младшего возраста. Во многих песнях русского народа выражается обращение к деревьям за помощью в любви (например, «Ты удайся, ленок, беленький, полюби-ка меня, миленький!»), обращение за сочувствием («Ты скажи, скажи, калина, как попала я сюда»), о месте для любовных свиданий («Выйду ль я на реченьку, посмотрю на быструю, не увижу ль я свого милого, сердцу дорогого»). В песне «Калинка» чувствуется обращение к деревьям за успокоением:
Калинка, калинка, калинка моя!
В саду ягода малинка, малинка моя!
Спать положите вы, меня…
Сосенушка, ты зеленая,
Не шуми же надо мной!
Образы природы в песнях глубоко символичны. Основой для песенной символики служит объективный реальный мир, прежде всего весь окружающий мир природы (солнце, месяц, ветер, тучи, река, горы, различные деревья, трава, цветы, многие породы птиц и т. д.).
Кроме этого, в народных песнях чувствуется гармоничное сочетание мелодии и текста: мелодии протяжные, певучие, задушевные, а в текстах идёт обращение к природе, как к одушевлённому существу, чаще в ласкательной форме («калинушка», «рябинушка», «сосенка» и др.)
Вывод: природа в русских песнях предстаёт разнообразной и гармоничной, мелодия и стихотворный текст, взаимно дополняют друг друга. Русские народные песни, посвящённые природе, очень тесно связаны с жизнью и бытом человека, с его чувствами и настроением. Вместе с тем, в исследованных песенных образцах не стоит проблема сохранности или гибели природных образцов.
Обучающиеся ансамбля «Фантазия» неоднократно бывали в селе Константиново, на Родине нашего поэта-земляка Сергея Есенина. В этой «стране берёзового ситца» недалеко от Рязани родился и вырос Сергей Есенин. Главная достопримечательность этого места – рязанские просторы. С высокого берега Оки открываются фантастические пейзажи, которые воспевал поэт, а вблизи одной из смотровых площадок располагается сцена.
Тема природы в музыке стала сквозной в русской литературе.
Без березы не мыслю России –
Так светла по-славянски она
Что, быть может, в столетья иные
От березы вся Русь рождена
Под березами пели, женили,
Выбирали коней на торгах
Дорогих матерей хоронили
Так, чтоб были березы в ногах…
(Просмотр презентации "Край березовый, край Есенина").
Ярко выражен в любви к Родине, её природе, быту и народному творчеству музыкальный аспект поэзии С. Есенина, А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, И. Бунина, Н. Некрасова, М. Цветаевой и др… Многие стихи поэтов написаны в песенном жанре и легко ложатся на музыку. С некоторыми из них обучающиеся объединения познакомились в обзорном видео
«Родная природа в стихотворениях русских поэтов».
В репертуаре ансамбля «Фантазия» есть немало песен о природе, родных местах, воспевающих ее красоту, поэтому обращение к этой теме в данном проекте стало близким и интересным для учащихся. Современная молодежь предпочитает слушать в основном модную музыку, а народную музыку считают не актуальной. Поэтому в проекте хотелось довести идеи сохранения нашей природы и красоту народной песни до слушателя.
Для более глубокого изучения истории нашей Родины была выбрана песня на слова Ильи Резника и музыку Александра Броневицкого «Край берёзовый». В этой песне удивительным образом сплелись стихи и широкая раздольная русская мелодия. В словах отражена история нашей родной земли. Во время исполнения этой песни возникают чувства гордости и любви, благодарности за то, что мы имеем возможность жить в самой прекрасной стране, иметь самую любимую семью и преданных друзей.
Чтобы песня прозвучала и понравилась зрителям мало знать только текст и хорошо спеть мелодию, немаловажным является внешний вид артистов и оформление зала, где проходит концертное выступление.
Поэтому во время подготовки была проведена совместная работа с родителями обучающихся – обсуждались вопросы о форме одежды, аксессуарах, обуви. Для оформления зала был использован баннер с изображением берёзок. Платья для вокалистов нашлись в костюмерной Центра, которые конечно при помощи родителей пришлось привести в порядок. Произвести видеозапись песни тоже помогли родители обучающихся.
Вывод: в ходе изучения данной проблемы выявлено, что тема природы в песнях актуальна, потому что жизнь народа издавна очень тесно связывалась с природой.
Результаты проекта и отчетность
- Видеосъемка концертного номера песни «Край березовый».
- Участие в Международном дистанционном патриотическом конкурсе «Щедра талантами родная сторона», г. Москва, Лауреат 1 степени.
- Участие в отчетном концерте объединения «Ансамбль «Фантазия».
- Участие в учрежденческом проекте «Малый город – большая история».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Квест "Край мой! Край чудесный!". Задания на станциях.
Мероприятие было посвящено природе, географии, известным людям Красноярского края, его геральдике. Проведение квестов всегда вызывает интерес у обучающихся. такую форму проведения мероприятий очень хо...
Марийский край-прекрасный край
Устный журнал "Марийский край-прекрасный край"...
Игра-викторина Умники и умницы по теме "Алтайский край- мой край родной"
Тематическая игра-викторина умники и умницы прходила в рамках недели истории. ...
Игра-викторина Умники и умницы по теме "Алтайский край- мой край родной"
Тематическая игра-викторина умники и умницы прходила в рамках недели истории. ...
«Коми край неповторимый, край отцов и Родина моя…»
Данное мероприятие, посвященное 90-летию со Дня образования Республики Коми, предусматривает расширить знания детей об историческом прошлом республике Коми, её географическом положен...
Классный час «Край родных берез - Оренбургский край, тополиный край»
laquo;Край родных берез - Оренбургский край, тополиный край»...
Внеклассное мероприятие для 6 класса «Любите Россию – березовый край»
В настоящее время проблема экологии стоит очень не только в нашей стране, но и во всем мире. Ее пытаются решить на государственном уровне, но чтобы решение было наиболее эффективным, необходимо, чтобы...