Статья "Приемы и методы заучивания наизусть музыкального текста в классе фортепиано"
статья
В дпнной статье рассмотрены мнтоды заучивания Николаева, Гофмана и Муцмахера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priemy_i_metody_zauchivaniya_naizust_notnogo_teksta_v_klasse_fortepiano.doc | 43 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Приемы и методы заучивания наизусть нотного текста в классе фортепиано.
«Всегда знать над чем работаешь,
что именно делаешь,
какую имеешь цель»
Н. К. Метнер
Заучивание нотного текста - это процесс сознательно целенаправленный и специфически организованный. Необходимо глубокое и вдумчивое изучение нотного текста (разбор с анализом). В дальнейшем, даже уже при выученном нотном материале, необходимо сочетание игры наизусть с игрой по нотам.
При выучивании наизусть крупных, масштабных произведений предпочтительнее двигаться от общего к частному. Понять музыкальную форму в целом и только затем уже переходить к разделению и усвоению составляющих её частей. Сначала учить на память по отдельным – большим или меньшим разделам, построениям в медленном темпе, затем переходить к их соединению в более крупные части и далее – к медленному проигрыванию всего произведения с тщательным вслушиванием и детальным осознанием текста.
Здесь основным методом также остаётся многократное повторение, но повторению подлежит не вся музыка, а лишь то, что не поддалось запоминанию. Такие куски музыки или отдельные её элементы нужно
выделить, проанализировать и связать ассоциациями с уже известными случаями. При повторении же любого куска или отрывка не следует играть больше трёх раз подряд. После каждого повторения необходимо останавливаться на время, достаточное для вздоха. Повторения должны выполняться с полной умственной сосредоточенностью, которая может поддерживаться лишь в течение определённого времени. Поэтому так
важны передышки. Количественная сторона повторений имеет здесь значение лишь в сочетании с качественной.
В данной статье рассмотрим разные методы запоминания наизусть.
- Методы запоминания по В.И. Муцмахеру
Из всего вышесказанного можно составить схему выучивания произведения наизусть, рекомендованную Муцмахером В.И. в его работе: «Совершенствование музыкальной памяти в процессе обучения игре на фортепиано»:
- предварительный обзор музыкального развития от начала до конца произведения;
-смысловое соотнесение, предварительный анализ произведения; использование
мыслительных операций для сопоставления между собой характерных особенностей тонального и гармонического планов, голосоведения, мелодии, ритмического рисунка, аккомпанемента, интервалов, аккордов, секвенций;
-смысловая группировка, мнемонический прием – способ группировки музыкального текста (а+а, а+б, а+б+а+с, и т.п.) детальное изучение отрывков, выявление закономерностей; деление произведения на отдельные фрагменты, эпизоды, каждый из которых представляет собой логически завершенную смысловую единицу музыкального материала, т.к. «процент сохранения заученного материала обратно пропорционален объему этого материала»;
-специальная работа над трудными местами;
- после чего можно работать над пьесой целиком.
После того, как произведение выучено, следует обращать внимание в первую очередь на передачу целостного художественного образа произведения.
- Методы запоминания по Л. Николаеву
Он советовал ограничиваться таким куском, который без больших затруднений укладывается в памяти. Когда он усвоен, то к нему прибавляется новый, столь же легко усваиваемый кусок и так далее.
- Методы запоминания по И. Гофману
В основу этих методов положена известная триада «Вижу — слышу — играю»:
- Работа с текстом произведения без инструмента.
На этом этапе процесс ознакомления и первичное заучивание произведения осуществляется на основе внимательного изучения нотного текста и представления звучания при помощи внутреннего слуха. Мысленное музыкальное восприятие может проводиться по направлениям — выявление и определение:
-главного настроения произведения;
-средств, при помощи которых оно выражается;
-особенностей развития художественного образа;
-главной идеи произведения;
-понимания позиции автора;
-своего собственного личностного смысла в анализируемом произведении.
- Работа с текстом произведения за инструментом:
-эскизное ознакомление с произведением (осознание художественного замысла; допускается неточное проигрывание, но в нужном темпе);
- детальная проработка произведения (выявляются смысловые опорные пункты, трудные места, выставляется удобная аппликатура, в медленном темпе освоение непривычных исполнительских движений, уяснение тонально-гармонического плана, осознание мелодических, гармонических, фактурных особенностей), т.е. непрестанная умственная
работа. Данный этап запоминания существенно влияет на формирование мышления, зрительной памяти, способностей к анализу.
- Работа над произведением без текста (игра наизусть):
Исполнение наизусть полностью поглощает музыканта, поэтому именно данный навык является наиболее важным. При этом исполнитель сосредотачивается на разных сторонах произведения: басы, мелодия, педаль и т.п. На данном этапе важную роль приобретают ассоциации музыканта: они наполняют произведение смыслом, душевностью, эмоциями. Связь с эмоциями - один из принципов развития памяти в целом.
- Регулярное повторение выученного наизусть произведения с целью закрепления его в памяти. Повторение следует делать без суеты, осмысленно, предельно собранно, искать новое смысловое наполнение или связи между частями произведения.
- Работа без инструмента и без нот (мысленное проигрывание произведения). Этап, который является самым сложным, но именно к нему и стоит стремиться как к основному показателю мастерства.
Данный этап сопровождается развитием слуховых образов, которые усиливают выразительность игры, ее яркость, большую погруженность исполнителя.
Список литературы:
1. Алексеев А. Д. Методика обучения игре на фортепиано. М. – 1971
2. Баренбойм Л. А. Фортепианная педагогика. Ч.1, М. – 1937
3. Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. М. – 1961
4. Коган Г. У врат мастерства. М. – 1969
5.Муцмахер В. И. Совершенствование музыкальной памяти в процессе обучения игре на фортепиано. М. - 1982
6. Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры. М. – 1982
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по теме: «Работа над музыкальным образом в классе фортепиано с применением традиционной и инновационных технологий».
Формирование представлений о музыкальном образе, языке музыки, средствах музыкальной выразительности для дальнейшего развития творческой самостоятельности....
доклад "Освоение музыкального произведения в классе фортепиано"
В центре всякого музыкального инструментального обучения стоит работа над произведением, успех которой зависит от организации процесса, от рациональности использования времени. Разумеется,...
Работа над кантиленой в старших классах музыкальной школы в классе фортепиано
Методическая разработка раскрывает основные принципы и приемы работы над пьесами кантиленного характера в классе фортепиано...
Методическая разработка «Освоение музыкального произведения в классе фортепиано: основные этапы и методы работы»
Данная разработка помогает педагогу понятно объяснить учащемуся, как осваивать музыкальное произведение в классе фортепиано....
Методическая разработка ПДО МБОУ Школа №154 по фортепиано О.П. Петровой по теме: "Методы работы по разучиванию нотного текста в классе фортепиано"(2015)
Данный материал рассказывает о методах работы по разучиванию нотного текста в классей фортепиано...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД МУЗЫКАЛЬНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ (ОСВОЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО)
В методической разработке указаны основные этапы работы над музыкальным произведением, разнообразие способов и методов для конкретной задачи музыкальной композиции.Приведенный комплекс методов работы ...
Методы работы по разучиванию нотного текста в классе фортепиано
quot;Методы работы по разучиванию нотного текста в классе фортепиано "(методическая разработка)Выполнила :Буймова Я.В....