Познавательная беседа «Как вести себя на природе»
план-конспект

Анисимова  Юлия Викторовна

Закрепить с воспитанниками знание правил безопасного поведения на природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Познавательная беседа «Как вести себя на природе»

Цель: Закрепить знание правил безопасного поведения в природе.

Задачи:

Образовательные: закрепить ранее полученные знания о правилах поведения в лесу, на водоёме, в поле; закрепить правила поведения в лесу во время пожара, во время грозы;Учить применять полученные знания на практике.

Развивающие: развивать умение, устанавливать причинно-следственные связи; правильно формулировать вопросы и умения; зрительное внимание; образное мышление; воображение.

Воспитательные: Содействовать формированию у детей отзывчивости, понимания. Воспитывать бережное отношение к природе.

Ход занятия:

-Ребята, вы любите путешествовать? (Ответы детей)

-Я предлагаю вам это сделать сейчас, а где мы будем путешествовать вы узнаете, отгадав загадку:

Белки в нём живут и волки,

В нём растут дубы и ёлки

Высоченны – до небес!

Называют его … (Лес)

-Тогда давайте закроем глаза и представим, что мы с вами находимся в лесу.

-Посмотрите на картину. Как здесь красиво!

-Давайте подумаем, что нас радует в природе. (Ответы детей)

- Да, красота, чистый, воздух, тишина леса, голоса птиц и зверей, шелест листвы, журчание ручейка.

- А для чего люди ходят в лес?

-Мы приходим туда, чтобы отдохнуть, насладиться красотой деревьев и трав, послушать тихую музыку леса: шелест листьев на ветру, пение птиц, жужжание жуков. (Звучит запись «Голоса птиц»)

-Каких птиц по голосам вы узнали? (Ответы детей)

-Что дает человеку лес? (Ответы детей: Грибы, ягоды, орехи, лекарственные травы, строительный материал)

-Вспомните ребята, что делали люди в старину из дерева? (Ответы детей: дома рубили, посуду вырезали, лодки строили, игрушки для детей)

-Как вы думаете, какие предметы из дерева делать нельзя? (Ответы детей)

-Ребята, а почему лес- аптека? (Ответы детей: в лесу много лекарственных трав. Воздух чистый лечит)

-А как лес может обогреть человека? (Ответы детей: Человек дровами обогревает дом, а дрова- это деревья, которые росли в лесу)

-но здесь, ребята, таится и опасность, а какая- отгадайте:

Дети взяли в руки спички –

Нет жилья у бедной птички.

После страшно огня

Не осталось даже пня.

- Пожар — самая большая опасность в лесу. Поэтому нельзя брать в руки спички, а тем более пытаться разводить костер.

-Почему нельзя брать в руки спички? (Ответы детей)

-Все правильно в сухую, жаркую погоду достаточно одной спички или малейшей искры от огня, чтобы лес загорелся.

-Кто страдает от огня в лесу? (Ответы детей)

А если пожар все- таки произошел, что нужно делать? (Ответы детей: немедленно выбегать из леса, выйдя из леса, обязательно сообщить о пожаре взрослым.)

-А если это небольшой костер, который вы разводили с родителями в лесу, его можно засыпать землей или песком.

-Где же можно разводить костры? Вдали от деревьев, на опушках леса или у реки, используя для этого старые кострища.

-Знаете ли вы, что место под костром не зарастает травой в течение 5-7 лет? Пожалуйста, не делайте новых кострищ!

-Какие же дрова можно использовать для костров? Правильно, сушняк, валежник. Собирая их, вы очистите участок леса от отмерших деревьев и сухих веток.

-Молодцы, а сейчас я вам загадаю загадку, а вы должны будете угадать, что это за опасность подстерегает нас в лесу:

Потемнело небо,

Тучами покрылось,

Будто колесница

В небе покатилась.

Муравьишки скрылись,

Гром гремит, пугает,

Дождь ручьями льётся,

Молния сверкает.

Спрятались под крышу

Воробьи-зазнайки.

Что с природой стало,

Дети, отгадайте… (Гроза).

-Ребята, вспомните, в какое время года чаще всего бывает гроза? (Ответы детей: Летом).

-По каким признакам в природе можно догадаться, что приближается гроза? --Что бывает раньше — молния или гром?

-Гроза опасна сильными разрывами молний, которые могут вызвать пожары, расщепление деревьев и загорание, гибель животных и людей. В поле, на лугу, на открытых местах молнии часто ударяют в отдельно стоящие деревья, стога сена и другие возвышающие предметы. Если гроза застала вас в поле, лучше переждать в низине, в овраге, можно лечь; металлические предметы из рук выбросить. Нельзя бежать по полю, стоять под деревом. В лесу укрываться во время грозы лучше под кустарниками, невысокими деревьями. Молнии реже поражают березу, чаще поражается дуб.

-А теперь вставайте возле стульчиков и повторяйте за мной:

Физкультминутка:

Дети утром рано встали,

За грибами в лес пошли. (Ходьба на месте.)

Приседали, приседали,

Белый гриб в траве нашли. (Приседания.)

На пеньке растут опята,

Наклонитесь к ним, ребята,

Наклоняйся, раз-два-три,

И в лукошко набери! (Наклоны.)

Вон на дереве орех.

Кто подпрыгнет выше всех? (Прыжки.)

Если хочешь дотянуться,

Надо сильно потянуться. (Потягивания — руки вверх.)

Три часа в лесу бродили,

Все тропинки исходили. (Ходьба на месте.)

Утомил всех долгий путь —

Дети сели отдохнуть. (Дети садятся.)

А теперь посмотрите вокруг, что ещё вы видите? (Ответы детей: Цветы, кусты, грибы).

- Чем для них является лес? (Ответы детей: Это их дом).

- Правильно ребята. Лес-это дом для растений, животных, грибов. И с грибами, найденными вами в лесу, тоже нужно быть очень осторожными-собирайте только известные вам грибы и обязательно покажите собранные грибы взрослому, который в них разбирается. Когда гуляете по лесу, не трогайте поганки: они очень ядовиты. И ни в коем случае нельзя уничтожать грибы, которые являются несъедобными для человека.

-А как вы думаете-почему? (Ответы детей)

-Вы должны запомнить: лес наш друг и помощник. И относиться к нему надо, как к другу, бережно и внимательно.

-Молодцы! А ещё нельзя цветы рвать. Есть люди, возвращаясь домой, несут охапки увядающих цветов. Ребята, надо ли рвать цветы?

Многие растения становятся редкими из- за того, что люди их рвут. Сорванные растения быстро вянут. Лучше любоваться цветами в лесу.

«Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если вместе: я и ты,

Если мы сорвём цветы.

Опустеет вся планета и не будет красоты.

Цветок, выросший на поляне, находится у себя дома. К нему прилетают бабочки, шмели. Они питаются нектаром и опыляют растения. После цветения появляются семена, попадут в землю, из них вырастут новые цветы. Может мы сорвём цветок только для того, чтобы полюбоваться им? Конечно нет! Для букетов люди специально выращивают садовые цветы.

-А ещё незнакомые растения и цветы таят в себе опасность- их ни в коем случае нельзя срывать и тем более брать в рот. Некоторые растения, если взять их в руки, вызывают сильное раздражение кожи, которое может длиться несколько недель. Есть и ядовитые растения, яд которых не менее опасен, чем змеиный.

-Ну а там, где цветы, обязательно есть насекомые. Угадайте их по описанию:

Насекомое — в почёте,

Целый день она в полёте,

Опыляет все цветы,

Чтоб медку отведал ты. (Пчела)

Разрешенья не спросил,

Подлетел — и укусил! (Комар)

Пролетела мимо уха

Вроде муха, но не муха

Эта муха не жужжала

У нее, ребята, жало

Коль ужалит, будет «ай»

Кто же это отгадай!

-Муха с жалом?

- Чудеса! Знают все это – (Оса!

Каких насекомых вы еще знаете? (ответы детей).

-Насекомые приносят большую пользу, но иногда от них можно пострадать. Поэтому необходимо знать, как защищаться от насекомых. Кто знает как? (Ответы детей: Надо смазывать открытые части тела средствами, отпугивающими насекомых, отправляясь в лес, надо надевать длинные брюки и рубашку с длинным рукавом, головной убор) Надо быть осторожным и внимательным на природе. Если увидели осиное гнездо, ни в коем случае не трогайте его, иначе осы вылетят, и будут жалить. Если около вас летает пчела, старайтесь быть спокойными, не машите руками, перейдите в другое место. Если пчела укусила, и осталось ее жало, то надо обязательно обратиться за помощью к взрослому. Опасное насекомое - клещ. Обязательно просматривайте свое тело, так как клещ впивается под кожу и является разносчиком инфекционной болезни.

-Насекомые приносят пользу, и поэтому относиться к ним надо бережно, но осторожно.

-А ещё а знаю, что все дети на свете очень любят купаться в реке. Приятно в жаркий летний день искупаться в пруду или реке! Прошло лето, а вы помните правила безопасного поведения на воде. Какие правила знаете вы? (Ответы детей: Без взрослых самостоятельно нельзя входить в воду; хватать, толкать друг друга в воде; звать на помощь без причины; заходить глубоко, если не умеешь плавать.

-Ребята, а как вы думаете какая ещё опасность может подстерегать нас в лесу? (Ответы детей: В лесу можно заблудиться.)

-Правильно! В походе или просто гуляя с родителями по лесу, очень легко заблудиться.

-Скажите, а что нужно делать если вы все-таки заблудились? (Ответы детей: Можно покричать, позвать на помощь или воспользоваться компасом)

А сейчас мы поиграем в игру «Можно — Нельзя». Детям раздаются кружки (зеленый — можно, красный — нельзя).

Предлагаемые детям ситуации:

-Никогда не наноси вред природе.

-Если рядом летает пчела маши руками и кричи.

- Сохраняй жизнь всем, кто попадается в природе.

- Мусори на месте своего отдыха.

-Сообщить взрослым или позвонить на номер 01 если вдруг увидели пожар

- Находясь на природе, учись наблюдать за ней.

- Учись слушать голоса природы.

-Засоряй реки, родники.

-Шуми на прогулках, пугай животных.

-Без взрослых самостоятельно входи в воду.

-Не разжигай костров в лесу, не делай новых кострищ. Береги почву.

-Во время пожара оставайся в лесу.

-Убегай от родителей, увидев в чаще леса красивую полянку.

-Заходить глубоко, если не умеешь плавать.

-От грозы прячься в низине, в овраге.

-Если заблудился воспользуйся компасом.

-Отправляясь в лес, надень длинные брюки и рубашку с длинным рукавом, головной убор.

-Ребята, вот и подошло к концу наше путешествие. Мы с вами закрепили правила поведения на природе. Я думаю, если вы с родителями поедите на природу, то будете соблюдать все правила безопасности. Спасибо, мои друзья, вы хорошо справились с заданиями. А теперь закроем глаза и вернёмся в группу.

-Понравилось путешествие? А сейчас мы можем нарисовать что больше всего понравилось и запомнилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Как вести себя в сети Интернет"

Как объяснить ребенку об опасности. Как вести себя в сети Интернет....

Конспект открытого занятия "Как вести себя в природе"

Цель: закрепить умение оценивать свои поступки и поступки окружающих в природе, полученное при изучении раздела «Этические беседы по экологии»....

Беседа №3 для учащихся. Как вести себя во время сдачи экзаменов в форме ОГЭ. Советы психологов

Эта беседа адресована учащимся 9-ых классов, готовящимся к сдаче ОГЭ.Из этой беседы учащиеся узнают, как правильно вести себя во время сдачи экзамена, чтобы получить хороший результат и высокий балл....

Беседа по книге А.П.Астахова "Детям о праве" "Береги красоту вокруг себя" (как вести себя на улице). Презентация.

Презентация из 12 слайдов содержит информацию о правилах соблюдения чистоты на улицах вашего города, уважении к труду незнакомых вам людях, что такое "вандализм". Материал доступен для разных возрастн...

Беседа "Как вести себя за столом"

Цель:            развивать навыки культурного поведения за столом;            учить употре...

Беседа на тему "Как вести себя на природе"

Цель беседы - закрепить знания поведения в природе....