Беседа для родителей"Подростки - как вести себя родителям?"
статья на тему

Гусева Марина Алексеевна

Для родительского собрания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_1_roditelyam.docx49.33 КБ

Предварительный просмотр:

Кл.руководитель: Гусева М.А.

Беседа  для родителей 9 «Б» класса (1 четверть)

Подростки - как вести себя родителям?

Родители жалуются на подростков. Подростки жалуются на родителей

На что чаще всего жалуются родители? (Подчеркну специально, что говорю именно о самых распространенных, “частотных” жалобах). Да, конечно, на курение, на то, что сын или дочь не хотят заниматься, ничем и ничего знать, кроме современной музыки или девочек (мальчиков) не интересуются, превратили свою комнату в хлев и не дают там убираться и т.п.
А подростки? Да, тоже на давно известные вещи: на то, что родители не желают считаться с тем, что они уже взрослые, на мелочные придирки, несправедливость, желание постоянно контролировать, чем они занимаются, с кем и как долго говорят по телефону и т.п.

Разное видение мира и переживание подростком невозможности что-либо объяснить взрослым нередко ведет к проявлениям подростковой лжи. Она связана с тем, что сам подросток еще достаточно плохо осознает реальные мотивы своего поведения, он как бы чувствует внутреннюю правоту своих поступков, но не имеет слов для того, чтобы это объяснить другим. Отсюда, кстати, и аффективные вспышки, внезапная замкнутость, уход в себя в ответ на просьбы объяснить причины своего поведения. Подобные случаи сегодня не менее часты, чем обычная ложь, вызванная боязнью наказания.
Нередко ложь подростка вызывается столкновением того, что ждут (или подросток считает, что ждут) от школьника сверстники и требования взрослых. Сверстники, как известно, очень значимы для подростков. Нравится это родителям или нет – по мере взросления сверстники начинают играть в жизни человека все более и более заметную роль. Это также по-разному понимается подростками и взрослыми

Подростки более всего заняты выяснением и построением своих отношений с другими людьми. Дружба – главное, что характеризует их в жизни" – согласились большинство подростков, но очень мало взрослых

И работы психологов, и работы психиатров свидетельствуют: те люди, которые в подростковом возрасте не имеют друзей, общаются преимущественно с взрослыми, в юношеском и взрослом возрастах часто испытывают трудности во взаимоотношениях с людьми, причем взаимоотношениях не только личных, но и служебных. Неврозы, нарушения поведения, склонность к правонарушениям также наиболее часто встречаются у людей, испытывавших в детстве и подростковом возрасте трудности во взаимоотношениях с ровесниками. Полноценное общение со сверстниками в подростковом возрасте является значимым для сохранения психического здоровья даже спустя 11 лет, причем значимым даже более чем то, какими в тот же период были умственное развитие, успешность в учебе, взаимоотношения с педагогами.
Именно поэтому так вредна (если мы думаем о дальнейшей жизни ребенка) победа в борьбе с друзьями подростка, какими бы благими соображениями она не диктовалась. А если говорить о сегодняшнем дне, то победа в этой борьбе не только ведет к лишению подростка очень значимой стороны жизни, не только к затяжному конфликту, но и ко лжи, на которую часто жалуются родители.
Для подростка очень важно многое делать так, как сверстники, отвечать их ожиданиям. Но такое поведение нередко отличается от того, которого от него ожидают или требуют взрослые. Решая для себя этот – очень серьезный и сложный! – конфликт, подросток ведет себя так, как хотят сверстники, но боясь наказания, или (чаще) не желая огорчать взрослых, или (еще чаще) для того чтобы избежать надоевших разговоров, он обманывает родителей. А нередко находит своеобразный компромисс, обманывая и тех, и других, что внешне производит впечатление “патологической лжи” (и именно так звучит запрос к психологу), поскольку возникает впечатление, что подросток врет везде, постоянно и, главное, – бесцельно.
Подростки нередко (хотя и гораздо реже, чем родители) выражают сомнения в родительской любви: “Когда я был маленький, они меня, конечно, любили. Сейчас тоже, но как-то не так. У них свои дела, друзья, работа. Я им вроде не очень нужен. Нет, если заболею или ногу сломаю, они, конечно, будут волноваться. Но не все время”, “Они говорят, что любят меня “требовательной любовью”. А какая же это любовь?”, “Наверное, они меня любят, но больше я их “достаю” в смысле раздражаю”. С этим связано и “чувство ревности”. В ситуациях, когда позитивные чувства не имеют адекватных средств выражения и когда повседневная жизнь полна уже упомянутыми “мелочными” конфликтами стремление “проверить” эту любовь в виде “детской ревности”, утвердив свое исключительное право на родителей остается едва ли не единственным способом. Подросток поступает здесь, как жена, которая сомневается, любит ли ее муж по-прежнему, не верит его словам не знает как проверить и потому – капризничает.
И подростки, и родители надо помнить, что проявления детско-родительской любви меняют свои формы вместе с изменением возраста детей.
Мелкие и крупные конфликты, ссоры подростков с взрослыми – постоянные источники напряжения, стресса – и для тех, и для других. В семье накапливается напряжение, оно усиливается, раскручивается, Выход становится найти все труднее и труднее. Происходит то, что психологи называют кто “заколдованным психологическим кругом”, а кто - “чертовым колесом”. В быту же говорят просто – “Зациклился”.
А это значит, что и родители, и подростки постоянно напряжены, делают много ошибок, постоянно срываются. Возникает стресс детско-родительских отношений и как следствие его – болезни, нарушения. Перечислим главные пусковые механизмы этого стресса. Во-первых, борьба, в процессе которой должно выясниться, кто же все-таки из нас главный и с чьими мнениями и вкусами все же надо считаться в первую очередь. Другими словами, если без околичностей, – борьба самолюбий, борьба за самоутверждение, власть. Во-вторых, вечный вопрос о том, кто доложен кому навстречу идти и кто с кем считаться – дети с родителями или с родителями с детьми. И наконец, в-третьих – взаимные обвинения и упреки.
Не правда ли, знакомая картина – она касается любых конфликтов между людьми – в семье, на работе. И хорошо известно, что возникает в результате: сопротивление, желание защищаться, обвинять других. Стресс все более и более усиливается, который может проявляться в чувстве беспомощности, неуверенности или злобе, агрессии. Все это уменьшает возможность нормально разобраться в том, что происходит, мешает понять друг друга.


Совет здесь может быть только один, весьма очевидный и банальный – для предотвращения детско-родительского стресса важно не заниматься самоутверждением, а постараться понять позицию другого, уважать и учитывать и его интересы, реальное, а не теоретическое признание прав друг друга.

Что значит "быть подростком"

По мнению некоторых исследователей, подростковый возраст начинается примерно в 11, а завершается к 21 году. Пубертат, пожалуй, наиболее ответственный и сложный из возрастов, учитывая задачи, которые приходится решать человеку в этот период.

Можно условно выделить 5 характеристик переходного возраста:

http://www.edv.ru/r.gif

1.Новые способности. В  этом возрасте стремительно формируются самосознание и рефлексия (способность понимать собственный душевный мир). Мышление становится более сложным, гибким, растет креативность. 2.Новое тело. В подростковом возрасте тело человека стремительно меняется, превращаясь из детского во взрослое.

3.Новые отношения. Появление новых объектов любви, отличных от родителей (чаще всего - это ровестники другого пола).

4.Сепарация (отдаление). Новые потребности и желания подростков не могут более удовлетворяться в семье. Поэтому естественным образом происходит сепарация подростков от родителей и их обращение к новым объектам и ситуациям внешнего мира (поиск любовных отношений, профессиональное самоопределение, хобби).

5.Идентичность (чувство "Я"). Идентичность - способность переживать себя отдельной, целостной личностью, принадлежащей к определенной половой, социальной, профессиональной или семейной общности (например, белая женщина, гетеросексуальная, христианского вероисповедания, врач). Подростковый возраст - период активного формирования чувства "Я".

Проблемы подростков, связанные с этими изменениями

Стремительные психические и физические изменения всегда сопряжены с внутренними конфликтами, которые всегда выражаются внешним образом. Подростки в очень разной степени готовы ко всем этим изменениям - трансформации тела, появлению влечения, отделению от родителей. в разной степени могут они ответить на вызов со стороны общества к их способностям, самостоятельности. Они недостаточно чувствуют свои ограничения, у них не хватает опыта для оценки разных ситуаций, но они уже не готовы быть во всем зависимыми от родителей и принимать их слова на веру.

А родители...

Родители подвергаются серьезному испытанию в этот период. Конфликты детей соответствуют конфликтному отношению родителей к разным аспектам взросления. Родители нередко сопротивляются сепарации, неоправданно инфантилизируя ребенка. Им непросто бывает увидеть во вчерашнем ребенке девушку или юношу. Взрослые иногда оказываются неподготовленными к агрессии и провокациям со стороны детей, отвечая в ответ только собственной агрессией и раздражением.

Обращение к психологу

Подростка 14-15 лет уже нельзя авторитарно привести к психологу. Отказов от контакта с психологом, преждевременных обрывов психотерпии у подростков на порядок больше, чем у детей младшего возраста. Очень часто подростков беспокоят следующие мысли в преддверии психологической консультации:

http://www.edv.ru/r.gif

"Если меня ведут к психологу, значит, я ненормальный, "псих".

"Что подумают друзья, если узнают, что меня водили к психологу?"

"Родители хотят что-то узнать обо мне с помощью психолога, его задача - выпытать у меня побольше"

"Родители наняли психолога для того, чтобы настоять на своем, подчинить меня своей воле".

Итак, в глазах подростка, психолог иногда представляется опасной, ненадежной, "вторгающейся" фигурой.

Поэтому перед первой консультацией родителям можно дать следующие рекомендации: http://www.edv.ru/r.gif

Обязательно обсудите с подростком ситуацию обращения к психологу прямо и искренне.

Постарайтесь избегать обвинений, например: "Мы идем к психологу, потому что ты плохо учишься, в грош меня не ставишь".

Расскажите подростку о правиле конфиденциальности (неразглашении информации третьему лицу), существующем в психологическом консультировании, если, конечно, вы не собираетесь на семейную консультацию.

Скажите, что если в дальнейшем он будет категорически против посещений психолога, Вы не будете настаивать.

Отрочество (13—15 лет) и юность (до 18 лет) — для всей семьи трудное время. Грани этих периодов размыты, условны, поэтому ребят этого возраста называют то юношами, то подростками. Некоторые уже достигли половой зрелости, другие находятся в середине процесса созревания.

Сказывается закон неравномерности индивидуального развития. Так же неравномерно происходит и умственное, социальное, нравственное развитие.

Не совпадают эти развития в различных жизненных сферах. Ребенок может быть вполне взрослым физически, но умственно и социально оставаться подростком.

И все же юноши и девушки, так или иначе, сталкиваются с одинаковыми проблемами: взаимоотношения с родителями, сверстниками, учителями, одиночество, первая любовь, выбор профессии. Обо всем этом мы и поговорим в настоящей главе.

Почемучка

«Почемучка» - так можно охарактеризовать подростка. В этой поре нашей жизни активно развиваются понятия, которые требуют выхода знаний, только сформировавшихся, вопросов, на которые не отвечают энциклопедии и множества новых знаний. Зачастую можно наблюдать классическую ситуацию, когда подросток неглуп, он интересуется очень многим, проглатывает домашнюю библиотеку, смотрит телевизор, но при этом в школе у него не все складывается.

Науки, которые в школе в этот момент изучаются, просто не интересны ему – они слишком конкретны и требуют такого же осознанного подхода к изучению. У подростка же в голове каша из вопросов о смысле жизни, об основе чувств, он вовлечен в процесс выведения законов отношений людей друг к другу. Он учится рассуждать и делать выводы, на основе которых потом появляются первые понятия. Дальнейший процесс, после того, как будет освоен сам механизм выведения понятий, наращивание весьма обширное понятийного аппарата. Установившиеся понятия в этом возрасте могут измениться в будущем, получить новую трактовку во время переоценки ценностей, но их фундамент – в подростковом периоде.

Можно заметить, как много спорят подростки. Они заговорят учителя до смерти: сначала забросают вопросами, потом начнут спорить. И дружба в это время для подростков является важной: это общение и в случае с ровесниками – адекватное. Однако развитие понятийного аппарата сопровождается некоторыми особенностями: оно немного поверхностно, максималистично, а жизненного опыта не хватает для широты обхвата процессом создания понятия. Но ко всему этому нужно относиться и внимательно, и не поверхностно – ведь эта та база, которая впоследствии много чего будет определять, а корректировать ее нужно очень осторожно – это первые самостоятельные шаги, их нельзя нивелировать.

Вопросы мировоззренческого характера

Подростковые вопросы – не только лишь вопросы о мире, о его законах. Это вопросы о самом себе. Подросток выясняет для себя самого, что он представляет из себя, что он умеет и чего не умеет, каков его потенциал. Он смотрит на других, с целью сравнения, как получается у него, а как – у других. Такое познание себя – первая ступень процесса личностного становления и формирования качеств. Затем следуют оценки выведенных в качестве все тех же понятий, которые завладевают мыслительными процессами подростков, их эмоциональная окраска. Нормальное самоуважение, либо непомерное презрение к окружающим, либо – ужасные моменты самобичевания и стыда за себя. К какому-либо из этих выводов придет человек. И, конечно, очень многое повлияет на его последующую жизнь после окончательно сделанного такого вывода. С этими выводами будет тесно переплетаться поведение и манера держать себя с людьми разного возраста. На эти выводы, а прежде – на эти оценки будут влиять самые различные факторы. Хотя психологи и ученые с мировыми именами расходятся во мнениях относительно соотношения генетических предпосылок и процесса социализации, но и тот и другой фактор очень важны. Именно поэтому важна хорошая гармоничная атмосфера развития ребенка в доме, в школе и во дворе среди друзей.

К формированию мировоззренческих взглядов будет добавляться огромными блоками полученная интенсивными темпами информация. В этот период будет обозначаться будущая жизнь: что я могу, что я смогу и, главное, чего я хочу от себя и своего будущего. У подростка в голове связывается в единую цепочку вся его небольшая жизнь: что он делал, как жил, чем интересовался. И окружающий его мир начнет получать свои первые наименования и оценки, причем эти оценки будут сделаны под влиянием его – подростка – недооформившейся, но уже становящейся самостоятельной личности, то есть своими собственными и важными.

Что и как чувствует подросток?

Вопрос очень актуальный для переходного возраста и для понимания сути этого процесса для человека. Очень интенсивно развивается чувственная сфера и сфера чувств.

В этот период подростку свойственно начать «всерьез» увлекаться чем-либо. Будь то девочка или мальчик, будь то музыка, будь то написание стихов. И к такого рода увлечениям и заявлениям ребенка о них в самом серьезном тоне нужно подойти без иронии. Пусть даже с губ будет готова слететь добрая шутка («как ты вырос, мой мышонок!»), которая необидна и понятна взрослому человеку, поостерегитесь – не давайте волю улыбке. Чувства подростка сродни бутону цветка – ничего нежнее и ранимее нет. Любой почудившийся ему оттенок смысла будет немедленно расти, как на дрожжах и превращаться в «действительно имевшее место оскорбление его чувств», а потом спровоцирует замкнутость и недоверие.

Чувства должны развиваться. И пусть путь этот сложен и не раз он ранит и заставляет плакать в подушку, а то и мучиться бессонными ночами, но без чувств, без их закалки и воспитания, человек не станет полноценным человеком. Человек, не проявляющий эмоций – не интересен и к нему не будут тянуться другие люди. Ведь основа общения – взаимопонимание, ситуации, когда рассказ одного собеседника с вдохновением и с блеском в глазах поддерживается другим, и беседа никак не может закончиться.

Чувства развиваются постепенно, сначала это подражательный рефлекс со стороны ребенка. Он видит, что мама плачет – и тоже начинает плакать. В обществе, в непрекращающемся потоке общения у подростка в чувствах постепенно формируется нравственность: обида, когда обидели маленького ребенка, когда сделали гадость тебе или близкому и так далее. Но для подростков характерно только самое начало этого процесса, они чувствуют лишком сильно, что позже проходит, чувства становятся более спокойными, а им начинают предшествовать рассуждения.

Дети, выросшие в неблагополучных условиях

Сложность подросткового периода плюс неблагополучная семья или вообще отсутствие таковой. Что же получается в результате?

Может не получиться ничего. А может, и наоборот. Категорию детей, выросших в таких условиях, называют жизнестойкими детьми. Они выживают и становятся вполне благополучными нормальными людьми.

Но сейчас несколько слов о подростках, формирующихся в таких условиях и являющихся жизнестойкими. Условий «неблагополучности» можно привести массу. Особую роль в их жизненном пути играет так называемое «чувство Я». Их личность, ядро – «концепция Я» формируется раньше и более четко, именно потому, что в условиях подчас нечеловеческих условий выживания им пришлось быстро сформировать «чувство Я». Оно является их внутренним стержнем, палочкой-выручалочкой перед миром. С помощью его сохраняется уверенность в своих действиях, поддерживается осознание собственной значительности и ценности.

Учеными выделены несколько качеств, свойственных таким детям.

Во-первых, они умеют быть гибкими. Они легче адаптируются к сложившимся условиям, быстро находят общий язык с любой возрастной категорией. В целом, располагают к себе.

Во-вторых, они очень независимы. Это вполне закономерное качество: им пришлось безо всякой поддержки уже пройти закалку. Их сложно напугать чем-то, особенно абстрактными страшилками, они очень уверены в себе. Не теряются и не идут на поводу у других, хотя не противоречат другим, если внутренне не согласны. Они просто идут своей дорогой.

В-третьих, они умеют ставить цели и добиваться их осуществления. Для них победы – это радость, подтверждение возможности менять мир, улучшать свое положение.

И, в-четвертых, они замкнуты и большим шумным компаниям предпочитают небольшой, но уже установившийся тесный кружок.

Целевая установка

Подросткам, как никому другому необходима целевая установка. В период, когда ребенок так много говорит о своей свободе и требует ее, причем не всегда приемлемыми для взрослых способами, установка поможет решить многие конфликты родителей и детей.

Внутренний стержень, царь в голове, голова на плечах, ясный разум – как ее не назови, это все равно будет целевая установка. Заключается она в том, что подросток четко знает, что ему интересно. Идеальный вариант – закладывать ее еще с младшего школьного возраста, но, коль скоро этого не случилось в подходящий момент, считать подростковый период безвозвратно потерянным – нельзя.

Занимаясь целевой установкой ребенка, родители должны четко понимать, что им придется пожертвовать огромной массой своего свободного времени. В этот период нет понятия «он взрослый и сам все может». Если подросток проявляет желание заняться спортом, значит необходимо не только поспособствовать его поступлению в хорошую школу (так вы сможете определить его окружение и тренера), но и искренне болеть за его успехи, и поднимать повешенный из-за неудач нос. Если увлечением стал компьютер, значит можно показать галереи компьютерной графики или научить писать простенькие программы. Если музыка, то не кружок в школе, а первые «серьезные» записи, которые прослушиваются всей семьей. Кстати, если они действительно того стоят, то почему бы не познакомить чадо со своим школьным товарищем, который тоже когда-то играл?

В подростковом возрасте, как бы плоско это не звучало, существует только два направления: на созидание и на разрушение. Оба они очень сильны. Куда потянется ребенок, что будет руководить его действиями в сложнейший жизненный период – во многом зависит от чуткого отношения родителей.

Прекрасное в мире подростка

Влияние семьи в вопросе привитых эстетических вкусов находится, по существу, на первом месте. Массовая культура, не даст ребенку должного представления о том, насколько широки горизонты у образованного человека, о том, что значит уровень, что значит красота в ее вечном значении. Все это важно для последующего человека и личности. В период подросткового возраста сознание еще открыто для всего нового. Этот хороший момент, когда еще «тяжелый рок» не стал единственным, что в принципе считает возможным слушать отпрыск, будет жаль упустить. Нельзя сказать, что рок или дискотека – это плохо. Это тоже веяние времени, от него никуда не денешься, но ведь помимо этого есть еще искусство и его огромное наследие. Родители, любящие музыку, ставящие ее дома с самого детства ребенка, несомненно, сформируют и у него представление о том, что это важная часть духовной жизни, которая огромна и необъятна. Походы в театр или оперу, а не только в красочный цирк, то же помогут растущему человечку более тонко понимать мир, рассматривать события масштабнее, смотреть более пристально. Походы всем классом – большой и шумной толпой – обычно накладывают особый отпечаток: поделиться своими впечатлениями или нет, ведь вдруг начнут смеяться. Либо восприятие формируется на самом простом уровне: что делали персонажи, и было ли интересно. Так будет укореняться уверенность, что нужно просто вкратце пересказать, что там было, да как.

Хотя, сам того не осознавая, подросток очень нуждается во влиянии сильных чувств, той необычной радости, которую может дать искусство. Он еще не умеет относиться к нему более тонко, первое, что хочется – сделать что-то подобное, а это не так-то хорошо получается. Но именно такой подход и сформирует творческий подход, активную деятельность, энтузиазм.

Подростковые депрессии

Каждый год приблизительно 4 из 100 подростков переживают серьезные депрессии. Несомненно, время от времени каждый из нас грустит или чувствует себя грустным. Но если ребенок находится в подавленном состоянии большинство времени, у него возникают проблемы с оценками, отношениями с семьей и друзьями, алкоголем, наркотиками, или сексом и контролем над своим поведением.

Клиническая депрессия - тяжелое заболевание, которое может затронуть любого, включая подростков. Она может затронуть мысли, чувства, поведение, и все здоровье целиком.

Большинству подростков с депрессией можно помочь лечением. Но наиболее угнетенные из них никогда не получают помощь, в которой они нуждаются. И если депрессию не лечить, ситуация может ухудшиться, продлиться дольше и будет препятствовать ребенку получить максимум от жизни. Помните, что подросток бывает подростком только раз в жизни.

Существует два вида депрессии:

1) собственно грусть, называемая главной депрессией, или психической или реактивной депрессией,

2) маниакальная депрессия или биполярное расстройство, когда на смену чувству расстройства и апатии приходит потребность активной психической деятельности, а иногда совершения опрометчивых поступков.

Если у подростка наблюдаются некоторые из этих признаков, длятся несколько недель, или вызывают большие изменения в его повседневной жизни, то такому ребенку необходимо обратиться к кому-то, кто может помочь, например, к школьному психологу.

Интерес подростка к вопросам секса

Проблема объяснения подростка с родителями относительно вопросов секса рано или поздно встает перед каждым. Из каких источников, если не от родителя, попробует ребенок узнать о сексуальной сфере, можно только догадываться. То ли ему попадется один из популярных сейчас фильмов, где сцены насилия от сцен любви ничем не отличаются, то ли от более взрослых друзей, которые вряд ли могут лучше родителей адекватно помочь.

Родителей мучает вопрос о том, что сказать в ответ на вопросы, вопрос насколько много можно рассказывать, но редко возникает вопрос о том, что это еще и как-то нужно рассказать.

И в этом деле главное – не утратить золотую середину. Не бросаться раньше времени в разговор и таинственно, негромко вещать о тех подробностях, которые еще не интересуют подростка, не затягивать объяснения отговорками «дорастешь, потом расскажу».

Не мяться и не жаться, не краснеть и не заикаться. Сфера сексуальных отношений – одна из неотъемлемых в жизни человека, почему же о ней нужно так странно говорить? Если так ее подать для ребенка, то он и будет относиться к ней соответствующе: как к чему-то, о чем – тсс! Либо наоборот – покричать, чтобы все были шокированы.

Смаковать подробности и объяснять все «до винтиков» - тоже не стоит. Для каждого возраста есть свой необходимый минимум, который хорошо укладывается в голове и не заставляет «перепрыгивать» барьеры возраста. Ведь неясно, какой ярлык на новые знания будет навешен. Итак, спокойное отношение родителя к поставленной задаче, понимание того, что интерес подростка более чем естественен, возможно, предварительно проконсультироваться со специалистом, какой объем стоит доверить этому переходному возрасту, а возможно, родительское интуитивная ориентация – ответить просто на поставленные конкретные вопросы.

С кем поведешься…»

Ребенок-подросток всегда находится в поиске своего идеала. Ему нужно общение, да и не просто общение, ради самих игр. Это уже новый уровень. Найти друга, который будет отвечать требованиям, сложившимся к этому моменту, друга, с которым будет интересно общаться и вместе расти, друга, который в некотором смысле будет воплощением идеала. Дружба в подростковом возрасте требовательна. В ней должны быть: взаимопонимание, искренняя отзывчивость, моральные правила. Если ребенок нашел «своего» друга, соответствующего представлениям о том, какими должны быть «настоящие» друзья, то эти отношения будут идти на пользу и воспитывать ребенка. Первые лучшие друзья, их отношения, недопонимания и несходства в характерах, чего избежать никак нельзя: все дети формируются в своей особой среде, и каждый приходит в коллектив с некоторым «личным» багажом». Дружбу детей нужно поддерживать, помогать прояснять ситуации, которые вполне могут поставить сначала в тупик: «Почему он так сделал?!»

Итак, ребенок постоянно находится в поисках своего друга. Этот процесс будет длиться долго, результаты его будут меняться. Детские компании то образуются, то распадаются – ведь система приоритетов еще не установлена, каждый новый день несет какие-то изменения во взглядах и желаниях. Мир подростка как калейдоскоп: картинка меняется от каждого нового события, меняется зачастую кардинально – максимализм, свойственный этому возрасту, подстегивает каждую новую принятую мысль и суждение.

А вот как быть с не самой хорошей компанией? Запрещать и устраивать партизанщину? Не выход. Найти увлечение, отвлечь искусно внимание в другое русло. Либо, не отвергая эту плохую компанию, обсуждать все с ребенком, акцентируя внимание на тех моментах, которые можно рассмотреть под разными углами, чтобы увидеть минусы.

Школа, удовольствия и воля

Для этого периода характерной чертой подростков (в основном, это относится к более раннему возрасту) является безвольность, проявляющаяся в больших трудностях в отношении к учебе, а также домашнего задания, работы по дому, к обязанностям в кружках, где раньше ему очень нравилось.

Во-первых, это вопрос о мотивации. Подростку сложно правильно мотивировать те или иные свои действия. И главное, что ими руководит в выборе: пойду гулять – пойду учить уроки – это эмоции, которые по-своему окрашивают действия. Пойти гулять – это удовольствие, это возможность увидеть предмет симпатии – мальчика или девочку. Формируя определенное намерение, подросток подчиняется эмоциям, а не рациональной доле рассуждений. Чтобы все-таки пойти учиться, нужно призвать на помощь рассудочные мотивы, взвешивать «за» и «против», подобрать ту аргументацию, которая подействует. Ну, а потом еще и осуществить это намерение.

Во-вторых, это плохая ориентация в понимании того, что повлечет за собой тот или другой выбор. В подростковом возрасте все крутится вокруг самого подростка. Его мысли и интересы вращаются вокруг личностного роста. И он скорее предпочтет почитать увлекшую его книгу, чем копаться в «Капитанской дочке». «Капитанская дочка» - это для учителя, а вот в той, которую хочет читать он – про него и то, что его волнует. Плохо проходит и процесс представления, как его решение скажется на чувствах других людей. Когда же рассуждения «я это сделаю потом» подкрепляются аргументами о том, что «это не займет много времени», подросток не учитывает перемены эмоционального настроя и времени.

В-третьих, важно влияние на подростка той или иной идеи. Он может уверенно решить что-то сделать. Однако решение «выгуливать по утрам собаку вместе с другом» может не воплотиться, поскольку друг заболел и собаку выгуливает его мама.

Уличная компания

В какой-то степени все мы — дети улицы. При вечно работающих родителях улица довершала школьное воспитание. Правда, ранее существовали большой институт молодежных общественных организаций и сеть внешкольного воспитания, которые “помогали” улице формировать личность будущего строителя социализма. Сегодня ситуация катастрофическая. По-прежнему отсутствует домашнее воспитание. В силу непростых экономических причин женщины не просто работают, но и зачастую содержат семью. Дети же предоставлены уличной компании в самом плохом ее понимании. Уже почти нет дворовых педагогов. Пионерия приказала долго жить, не сдав вахту бойскаутскому движению. Растет детская преступность, вновь появились беспризорники. Школа, обессиленная низкими зарплатами педагогов, потеряла свою воспитательную и организационную сущность.

Одно из самых больших затруднений состоит в том, что дети живут в трех средах (семья, школа, улица), ценности которых не только разные, но даже противостоят друг другу. Взрослые одной среды — родители, преподаватели, старшие братья и друзья — не уважают взрослых, принадлежащих другой среде. Это оказывает негативное влияние на развитие ребенка и является источником насилия. Другими словами, родители с раннего детства являются эталоном для детей. Подрастая, дети начинают понимать, что социальный статус их родителей не так высок, как им хотелось бы. Они перестают уважать родителей и не слушаются их. Школа же рассматривает малейшее отступление от своих правил как нарушение дисциплины и отторгает таких детей. Порой самим родителям не хватает интеллекта, чтобы наладить контакт с подростком. Нет взаимопонимания между учителями и родителями.

Особенности взаимоотношений в семье естественным образом преломляются в воспитании ребенка. Ребенок чаще всего воспитывается в условиях малой опеки со стороны родителей, нередко приближающейся к полной безнадзорности. Его занятия, отдых, времяпрепровождение не регламентируются. Родители не занимаются формированием интересов, вкусов, наклонностей ребенка, мало интересуются его успехами в школе, участием в общественной работе, не имеют постоянного контакта с классным руководителем и другими учителями. Очень часто такие родители даже не знают, с кем дружит их сын или дочь. И не приходится удивляться тому, что еще задолго до знакомства с наркотиками дети из явно или скрыто неблагополучных семей большую часть свободного времени, а нередко и учебное, проводят на улице.

Именно там, в уличных компаниях, они находят для себя "авторитеты", которых, к сожалению, не смогли дать ни семья, ни школа. В такой компании и проходит формирование "ценностей", к которым впоследствии стремится подросток, складывается стиль его поведения в соответствии с царящими в ней нормами, "наживается" опыт, который и определяет последующий образ жизни, - бесцельное, пустое времяпрепровождение, курение, выпивки, случайные, беспорядочные сексуальные контакты.

Подростки предпочитают делиться многими своими проблемами не с родителями, а с друзьями. Чаще всего к советам своих друзей они прибегают, когда возникают трудности в общении с родителями, учителями или любимым человеком. Однако сфера влияния друзей у многих подростков значительно шире. В сущности, для “трудного” подростка, от которого отказалась школа или даже семья, компания друзей остается единственным институтом социализации. Поэтому характер компании является одним из главных факторов, задающих не только личностное, но и социальное развитие подростка.

Большинство школьников объединены в компании сверстников по месту учебы или по месту жительства - в одном большом доме (“дворовая компания”) или городском микрорайоне (“уличная компания”). Нередко компании по месту учебы и жительства совпадают. Не все дворовые и уличные компании по своему характеру являются асоциальными. Однако сегодня наиболее распространенны компании, объединяющие подростков на основе общих развлечений: дискотеки, клубы, азартные игры, совместное проведение дней рождений и других праздников.

Нынешняя криминальная ситуация, особенности детской, подростковой и молодежной преступности, ее заметный рост в конце 80-х — начале 90-х годов — все это в значительной степени является следствием ослабления и нарушения процесса социализации молодежи в обществе.

Процесс социализации детей и подростков в нашем обществе все сильнее смещается с воспитательных моментов в собственном смысле слова (т.е. с процессов формирования системы ценностей личности и ее личностных качеств) к познавательным. На индивида обрушиваются потоки знаний о мире, людях, обществе и пр. Но не каждый взрослый человек (тем более — подросток) способен выловить в этих потоках сведения о тех или иных системах ценностей и правилах морали, самостоятельно сформировать эмоциональное, ценностное отношение к ним.

Проблема социализации подростков в современных условиях требует для своего решения серьезных и глубоко продуманных программ, основанных, хотя бы отчасти, на научном знании: программ по предотвращению социального сиротства, по расширению сети детских домов семейного типа (вместо казенных приютов, где никакой социализации не происходит), упрощение процедур усыновления, поддержки общественных инициатив по профилактике детской и подростковой наркомании, алкоголизма. Одной из главных задач школьных, образовательных, просвещенческих и т.п. программ должна стать задача социализации подрастающего поколения.

Как вести себя с подростком, чтобы не стать его врагом?

1. Главное в отношениях с подростком - ничего не «играть», а почувствовать настоящую готовность подстраиваться под постоянно меняющиеся ситуации и настроения, иметь гибкую позиция по отношению к мнениям и взглядам ребёнка и уважать любые проявления его личности.

2. Время безоговорочного авторитета родителей безвозвратно ушло, поэтому командовать и руководить больше не получится. Эта тактика обречена на проигрыш. Вместо этого регулятором отношений будет являться ваш авторитет, статус и конкретные действия.

3. Одной из особенностей подросткового возраста является потребность в риске, чаще всего продиктованном желанием самоутвердиться. Это трудно принять, но единственный способ сделать это – рисковать вместе с ребенком, но на своей территории. Так вы скорее сможете говорить с ним на его языке и дадите ему возможность постоянно удивляться вашей изобретательности.

4. Важным будет умение сохранять чувство юмора и оптимизма. Подросток воспринимает все происходящее с долей трагизма. Поэтому ваше умение разрядить ситуацию может сыграть здесь роль «громоотвода». Однако не стоит высмеивать или подшучивать над чувствами ребенка. Лучше всего сделать это над самой ситуацией.

Если ваш ребенок – подросток

Не только ребенок переживает необходимый, но тяжелый период своей жизни. Родителями этот процесс тоже переживается. И есть несколько положений, о которых родителям просто необходимо помнить, чтобы с честью выйти из этого испытания.

Ребенок-подросток очень тяжело переживает свои жизненные неурядицы во время кризиса пубертатного периода. И даже если он не находит общего языка с родителями, не стоит думать, что он не хочет его найти. Наоборот, ему нужны родители, взаимопонимание с ними и доверие. Важно только настроиться на этот контакт, вспомнить о том, что взрослый человек всегда легче идет на компромисс.

В общении с ребенком придется забыть о том, что родитель – это человек, чье мнение не обсуждается. Он когда-то пользовался этим статусом, но уже все безвозвратно изменилось: ребенок становится самостоятельным. Теперь самый лучший путь для обеих сторон – дружеские отношения. Опыт родителя дает ему преимущество. Но не следует им пользоваться, как оружием. Им нужно помочь преодолеть проблемы и подсказать пути выхода из сложных ситуаций, тогда это будет воспринято адекватно, с благодарностью, с уважением.

Возраст подростка сопряжен с трагическими взглядами, с ощущением отчаяния. И в этом нужно разбираться вместе с ним. В первую очередь – научите шутить ребенка. С юмором и иронией смотреть на происходящее, не бояться в чем-либо ошибиться, уметь отличать шутку от оскорбления. Это поможет ему справиться с трудностями переходного возраста, это же станет великолепной базой мировоззрения в будущем, сформирует характер, стержень и оптимизм. Покажите, как следует обращать себе на пользу, казалось бы, отрицательные моменты в жизни и происходящем: то, что произошло – нехорошо, но в этом можно найти такие-то плюсы. Вот здесь вы будете неоценимы, так как подростку не хватает еще опыта, чтобы так отреагировать на ситуацию.

Что и как чувствует подросток?

Вопрос очень актуальный для переходного возраста и для понимания сути этого процесса для человека. Очень интенсивно развивается чувственная сфера и сфера чувств.

В этот период подростку свойственно начать «всерьез» увлекаться чем-либо. Будь то девочка или мальчик, будь то музыка, будь то написание стихов. И к такого рода увлечениям и заявлениям ребенка о них в самом серьезном тоне нужно подойти без иронии. Пусть даже с губ будет готова слететь добрая шутка («как ты вырос, мой мышонок!»), которая необидна и понятна взрослому человеку, поостерегитесь – не давайте волю улыбке. Чувства подростка сродни бутону цветка – ничего нежнее и ранимее нет. Любой почудившийся ему оттенок смысла будет немедленно расти, как на дрожжах и превращаться в «действительно имевшее место оскорбление его чувств», а потом спровоцирует замкнутость и недоверие.

Чувства должны развиваться. И пусть путь этот сложен и не раз он ранит и заставляет плакать в подушку, а то и мучиться бессонными ночами, но без чувств, без их закалки и воспитания, человек не станет полноценным человеком. Человек, не проявляющий эмоций – не интересен и к нему не будут тянуться другие люди. Ведь основа общения – взаимопонимание, ситуации, когда рассказ одного собеседника с вдохновением и с блеском в глазах поддерживается другим, и беседа никак не может закончиться.

Чувства развиваются постепенно, сначала это подражательный рефлекс со стороны ребенка. Он видит, что мама плачет – и тоже начинает плакать. В обществе, в непрекращающемся потоке общения у подростка в чувствах постепенно формируется нравственность: обида, когда обидели маленького ребенка, когда сделали гадость тебе или близкому и так далее. Но для подростков характерно только самое начало этого процесса, они чувствуют лишком сильно, что позже проходит, чувства становятся более спокойными, а им начинают предшествовать рассуждения.

Родители!

Помните, что вы тоже люди. Дайте себе отдохнуть. Не требуйте от себя невозможного.

• Не всегда старайтесь сделать “как лучше”. Подумайте, к чему это может привести.

• Будьте великодушны: помогите своим детям найти с вами общий язык.

• Любите друг друга. Не стесняйтесь говорить об этом, научитесь выражать свою любовь словами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей "Как нужно вести себя с агрессивным ребенком"

Первым делом нащупать все болевые точки в семьеНормализовать семейные отношенияЛиквидировать все агрессивные формы поведения среди близких, помня, что ребенок, видя все, подражаетПринимать ребенка так...

Рекомендации для родителей "Как правильно вести себя с агрессивным ребенком"

В рекомендациях рассмотрены основные принципы, на которых должно строится общение с агрессивными детьми....

Подростки девочки или как вести себя родителям.

Подростки девочки или как вести себя родителям.            Проблема данной статьи волнует многих родителей. Подростковый возраст очень сложен. В ...

памятка для родителей "КАК НАДО ВЕСТИ СЕБЯ РОДИТЕЛЯМ С АГРЕССИВНЫМ РЕБЕНКОМ ".

советы родителям "Как правильно вести себя с агрессивным ребенком"...

Беседа №3 для учащихся. Как вести себя во время сдачи экзаменов в форме ОГЭ. Советы психологов

Эта беседа адресована учащимся 9-ых классов, готовящимся к сдаче ОГЭ.Из этой беседы учащиеся узнают, как правильно вести себя во время сдачи экзамена, чтобы получить хороший результат и высокий балл....

Памятка для родителей "Как вести себя с подростком, чтобы не стать его врагом"

Рекомендации родителям по построению отношений с подростками....

Памятка для родителей "Как вести себя с подростком"

Рекомендации для родителей с целью создания конструктивного диалога и продуктивного общения с подростками...