Рабочая программа Компьютерная графика
рабочая программа

Каирова Лейсян Юлаевна

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_kompyuternaya_grafika.doc424 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

     Рабочая программа факультатива «Компьютерная графика» разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта основного общего образования. Программа предназначена для 11 класса, интересующихся предметом и направлена на повышение познавательного интереса к предмету, а также на развитие творческих способностей учащихся. Программа предполагает учет потребностей, интересов и склонностей учащихся, создание условий для их социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации, развитие мотивации к познанию и творчеству.

Актуальность и новизна программы в том, что прививает навыки и умение работать с графическими программами и способствует формированию эстетической культуры. Программа учит видеть красоту реального мира. Наиболее эффективным и удобным для восприятия видом информации была, есть и в обозримом будущем будет информация графическая. Работа с графикой на компьютере всё больше становится неотъемлемой частью компьютерной грамотности любого человека. Люди самых разных профессий применяют компьютерную графику в своей работе.

Данный курс направлен на:

1. Формирование умений и навыков работать в графических редакторах, умения создавать простейшие презентации.

2. Развитие у школьников познавательного интереса, творческой активности, теоретического, творческого мышления, а также формирование операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений.

3. Развитие памяти, внимательности, логического мышления, воспитание информационной культуры.

4. Развитие умения работать с дополнительными программами, правильно выбирать источники дополнительной информации.

5. Совершенствование навыков работы и повышение интереса к современным компьютерным технологиям.

6. Углубление, обобщение и систематизация знаний по программному обеспечению ПК.

Структура курса предполагает изучение теоретического материала и проведение практических занятий на персональном компьютере с целью применения на практике полученных теоретических знаний.

 Цель программы: научить учащихся создавать и редактировать изображение, используя инструменты графических программ.

Данная цель достигается решениями следующих задач:

Задачи:

развивать основные навыки и умения использования прикладных компьютерных программ;

научить самостоятельно подходить к творческой работе;

формировать у обучающихся представление об информационной деятельности человека и информационной этике как основах современного информационного общества;

развивать познавательные, интеллектуальные и творческие способности обучающихся, выработать навыки применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов.

Отличительная особенность данной программы заключается в ее:

доступности – при изложении материала учитываются возрастные особенности детей, один и тот же материал по-разному преподается, в зависимости от возраста и субъективного опыта детей. Материал распределяется от простого к сложному. При необходимости допускается повторение части материала через некоторое время;

наглядности – на занятиях используются наглядные материалы, обучающие программы, презентации.

Для активизации деятельности детей используются

Место предмета в базисном учебном плане

    Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение компьютерной графики  отводится 35 часов из расчета 1 час в неделю. Срок освоения программы обоснован ее целью, задачами, возрастными и личностными особенностями детей; определяется содержанием программы и обеспечивает возможность достижения планируемых результатов.

Контроль и оценка планируемых результатов

     Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:

Стартовый, позволяющий определить исходные знания обучающихся (собеседование).

Текущий в форме наблюдения:

- прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

- рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

- контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

Итоговый контроль в формах

- практические работы;

- творческие проекты обучающихся.

   

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

личностные результаты:

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам при работе с графической информацией;

формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

метапредметные результаты:

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

умение создавать, применять и преобразовывать графические объекты для решения учебных и творческих задач;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации;

владение устной и письменной речью.

предметные результаты:

умение использовать термины «информация», «компьютерная графика», «программа», «растровая графика», «векторная графика»; понимание различий между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;

умение работать в среде растрового и векторного графического редактора;

умение выполнять действия преобразования растровых (копирование, поворот, отражение) и векторных графических изображений;

умение создавать новые графические изображения из имеющихся заготовок путем разгруппировки-группировки изображений и их модификации.

Планируемые результаты изучения факультативного курса:

В результате обучения учащиеся смогут получить опыт:

  • проектной деятельности, создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств;
  • коллективной реализации информационных проектов, информационной деятельности в различных сферах, востребованных на рынке труда;
  • эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;
  • эффективной организации индивидуального информационного пространства;
  • рисовать изображения;
  • импортировать векторную и растровую графику;
  • работать с текстом;
  • производить изменение формы, цвета и положения объекта во времени и в пространстве;
  • создавать элементы управления (кнопки, меню и пр.) для интерактивной анимации.

В рамках данного курса учащиеся должны овладеть основами компьютерной графики:

  • особенности, достоинства и недостатки растровой графики;
  • особенности, достоинства и недостатки векторной графики;
  • методы описания цветов в компьютерной графике — цветовые модели;
  • способы получения цветовых оттенков на экране и принтере;
  • способы хранения изображений в файлах растрового и векторного формата;
  • методы сжатия графических данных;
  • проблемы преобразования форматов графических файлов;
  • назначение и функции различных графических программ;
  • особенности, достоинства и недостатки растровой графики;
  • методы описания цветов в компьютерной графике – цветовые модели, цветовые схемы;
  • способы получения цветовых оттенков на экране и принтере;
  • назначение и функции программы Adobe Photoshop;
  • возможности графического редактора  Corel Draw;
  • преимущества и недостатки Corel Draw;
  • особенности работы с векторными изображениями;
  • интерфейс и основные параметры (характеристики) изображения;
  • функции инструментальных палитр;
  • виды заливок,  группы фильтров графического    изображения.

Учебно - тематический план

Основное содержание

Количество часов, отведенных на изучение

Методы представления графических изображений

2

Цвет в компьютерной графике

2

Форматы графических файлов

4

Векторный графический редактор CorelDRAW

27

Содержание учебного предмета

Основное содержание программы:

Часть1. Основы изображения

1.Методы представления графических изображений

Растровая графика. Достоинства растровой графики. Недостатки растровой графики. Векторная графика. Достоинства векторной графики. Недостатки векторной графики. Сравнение растровой и векторной графики. Особенности растровых и векторных программ.

2. Цвет в компьютерной графике

Описание цветовых оттенков на экране монитора и на принтере (цветовые модели). Цветовая модель RGB. Формирование собственных цветовых оттенков на экране монитора. Цветовая модель CMYK. Формирование собственных цветовых оттенков при печати изображений. Взаимосвязь цветовых моделей RGB и CMYK. Кодирование цвета в различных графических программах. Цветовая модель HSB (Тон — Насыщенность — Яркость).

3.Форматы графических файлов

Векторные форматы. Растровые форматы. Методы сжатия графических данных. Сохранение изображений в стандартных форматах, а также собственных форматах графических программ. Преобразование файлов из одного формата в другой.

Часть 2. Программы векторной и растровой графики.

4. Создание иллюстраций

  1. Введение в программу CorelDRAW
  2. Рабочее окно программы CorelDRAW

Особенности меню. Рабочий лист. Организация панели инструментов. Панель свойств. Палитра цветов. Строка состояния.

4.3.Основы работы с объектами

Рисование линий, прямоугольников, квадратов, эллипсов, окружностей, дуг, секторов, многоугольников и звезд. Выделение объектов. Операции над объектами: перемещение, копирование, удаление, зеркальное отражение, вращение, масштабирование. Изменение масштаба просмотра при прорисовке мелких деталей. Особенности создания иллюстраций на компьютере.

4.4.Закраска рисунков

Закраска объекта (заливка). Однородная, градиентная, узорчатая и текстурная заливки. Формирование собственной палитры цветов. Использование встроенных палитр.

4.5.Вспомогательные режимы работы

Инструменты для точного рисования и расположения объектов относительно друг друга: линейки, направляющие, сетка. Режимы вывода объектов на экран: каркасный, нормальный, улучшенный.

4.6.Создание рисунков из кривых

Особенности рисования кривых. Важнейшие элементы кривых: узлы и траектории. Редактирование формы кривой. Рекомендации по созданию рисунков из кривых.

4.7.Методы упорядочения и объединения объектов

Изменение порядка расположения объектов. Выравнивание объектов на рабочем листе и относительно друг друга. Методы объединения объектов: группирование, комбинирование, сваривание. Исключение одного объекта из другого.

4.8.Эффект объема

Метод выдавливания для получения объемных изображений. Перспективные и изометрические изображения. Закраска, вращение, подсветка объемных изображений.

4.9.Перетекание

Создание технических рисунков. Создание выпуклых и вогнутых объектов. Получение художественных эффектов.

4.10.Работа с текстом

Особенности простого и фигурного текста. Оформление текста. Размещение текста вдоль траектории. Создание рельефного текста. Масштабирование, поворот и перемещение отдельных букв текста. Изменение формы символов текста.

4.11.Сохранение и загрузка изображений в CorelDRAW

Особенности работы с рисунками, созданными в различных версиях программы CorelDRAW. Импорт и экспорт изображений в CorelDRAW.

Учебно-тематический план

Тема раздела

Содержание

Кол-во часов

1

Методы представления графических изображений

Растровая графика. Достоинства и недостатки растровой графики. Инструктаж по технике безопасности.

2

1

Векторная графика. Достоинства и недостатки векторной графики.

1

2

Цвет в компьютерной графике

Цветовая модель RGB. Цветовая модель CMYK

2

1

Взаимосвязь цветовых моделей RGB и CMYK. Кодирование цвета в различных графических программах. Цветовая модель HSB (Тон — Насыщенность — Яркость).

1

3

Форматы графических файлов

Векторные форматы.

4

1

Растровые форматы.

1

Методы сжатия графических данных.

1

Преобразование файлов из одного формата в другой

1

4

Векторный графический редактор

Введение в программу CorelDRAW. Рабочее окно CorelDRAW

27

1

Рисование различных объектов. Операции над объектами.

1

Работа с объектами. Особенности создания иллюстраций на компьютере. Контрольное тестирование.

1

Работа с объектами. Изменение масштаба просмотра при прорисовке мелких деталей

1

Закраска объекта (заливка). Однородная, градиентная, узорчатая и текстурная заливк

1

Формирование собственной палитры цветов.

1

Использование встроенных палитр.

1

Создание иллюстраций

1

Создание сложных иллюстраций.

1

Инструменты для точного рисования и расположения объектов относительно друг друга: линейки, направляющие, сетка

1

Режимы вывода объектов на экран: каркасный, нормальный, улучшенный. Контрольное тестирование.

1

Особенности рисования кривых.

1

Рекомендации по созданию рисунков из кривых

1

Важнейшие элементы кривых: узлы и траектории. Редактирование формы кривой.

1

Изменение порядка расположения объектов. Выравнивание объектов на рабочем листе и относительно друг друга

1

Методы объединения объектов: группирование, комбинирование, сваривание. Исключение одного объекта из другого

1

Метод выдавливания для получения объемных изображений

1

Перспективные и изометрические изображения

1

Закраска, вращение, подсветка объемных изображений.

1

Создание технических рисунков

1

Создание выпуклых и вогнутых объектов. Получение художественных эффектов.

1

Особенности простого и фигурного текста

1

Оформление текста. Размещение текста вдоль траектории.

1

Создание рельефного текста. Масштабирование, поворот и перемещение отдельных букв текста.

1

Изменение формы символов текста

1

Особенности работы с рисунками, созданными в различных версиях программы CorelDRAW

1

Импорт и экспорт изображений в CorelDRAW. Контрольное тестирование

1

ИТОГО

35

В результате изучения факультативного курса по черчению ученик должен научиться:

Учащиеся должны овладеть основами компьютерной графики, а именно должны знать:

  • особенности, достоинства и недостатки растровой графики;
  • особенности, достоинства и недостатки векторной графики;
  • методы описания цветов в компьютерной графике — цветовые  модели;
  • способы получения цветовых оттенков на экране и принтере;
  • способы хранения изображений в файлах растрового и векторного формата;
  • методы сжатия графических данных;
  • проблемы преобразования форматов графических файлов;
  • назначение и функции различных графических программ.

В результате освоения практической части курса учащиеся должны уметь:

  • создавать собственные иллюстрации, используя главные инструменты векторной программы CorelDRAW, а именно:
  • создавать рисунки из простых объектов (линий, дуг, окружностей и т.д.);
  • выполнять основные операции над объектами (удаление, перемещение, масштабирование, вращение, зеркальное отражение  и др.);
  • формировать собственные цветовые оттенки в различных цветовых моделях;
  • закрашивать рисунки, используя различные виды заливок;
  • работать с контурами объектов;
  • создавать рисунки из кривых;
  • создавать иллюстрации с использованием методов упорядочения и объединения объектов;
  • получать объёмные изображения;
  • применять различные графические эффекты (объём, перетекание, фигурная подрезка и др.);
  • создавать надписи, заголовки, размещать текст по траектории.

В конце изучаемого курса учащиеся могут:

1. Защитить реферат, доклад.

2. Представить свои разработки визиток, реклам, открыток.

3. Представить реставрированные и обработанные фотографии.

4. Представить коллажи.

5. Представить мультимедиа-презентацию.

6. Представить созданные изображения на Web-странице.

7.Оформить школьную газету с помощью импортированных изображений в документ    издательской системы.

Межпредметные связи

Знания, полученные при изучении курса «Компьютерная графика», учащиеся могут использовать при создании рекламной продукции, для визуализации научных и прикладных исследований в различных областях знаний — физике, химии, биологии и др. Созданное изображение может быть использовано в докладе, статье, мультимедиа-презентации, размещено на Web- странице или импортировано в документ издательской системы. Знания и умения, приобретенные в результате освоения курса «Компьютерная графика», являются фундаментом для дальнейшего совершенствования мастерства в области трехмерного моделирования, анимации, видеомонтажа, создания систем виртуальной реальности.

Методы преподавания (включая формы организации учебных занятий)

Занятия включают лекционную и практическую часть. Практическая часть курса организована в форме уроков. Важной составляющей каждого урока является самостоятельная работа учащихся. Тема урока определяется приобретаемыми навыками, например «Создание рисунков из кривых». В каждом уроке материал излагается следующим образом:

  1. Повторение основных понятий и методов для работы с ними.
  2. Ссылки на разделы учебного пособия, которые необходимо изучить перед выполнением заданий урока.
  3. Основные приемы работы. Этот этап предполагает самостоятельное выполнение заданий для получения основных навыков работы; в каждом задании формулируется цель и излагается способ ее достижения.
  4. Упражнения для самостоятельного выполнения.
  5. Проекты для самостоятельного выполнения.

Учебно-методические обеспечения

  1. Залогова Л.А. Компьютерная графика: Элективный курс. Практикум. – М.-Бином. Лаборатория знаний, 2009.
  2. Залогова Л.А. Компьютерная графика: Элективный курс. – М.-Бином. Лаборатория знаний, 2009.
  3. Залогова Л.А. Компьютерная графика.– М.-Бином. Лаборатория знаний, 2009.
  4. Залогова Л.А. Компьютерная графика. Практикум. – М.-Бином. Лаборатория знаний, 2009.
  5. Олтман P. CorelDRAW 9. — М.: ЭНТРОП, Киев: ВЕК+, Киев: Издательская группа BHV, 2008.
  6. Тайц A.M., Тайц A.A. CorelDRAW 11. — СПб.: БХВ-Петербург, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Компьютерная графика" ФГОС - 3

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессиям  среднего профессионального образования (далее - С...

Рабочая программа «Компьютерная графика: Adobe Photoshop»

Важной особенностью освоения данной образователь­ной программы является то, что она не дублирует общеобразовательные программы в области информатика. Ее задачи иные: развитие интеллектуальных способно...

Рабочая программа "Компьютерная графика" 10 класс

Учебный курс разработан на основе авторской программы элективного курса «Компьютерная графика» автора Л.А. Залогова, опубликованной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 класс...

Методическое пособие в помощь педагогу дополнительного образования по образовательной программе «Компьютерная графика:CorelDraw, Photoshop»

Данное методическое пособие разработано в помощь педагогу дополнительного образования, обучающему детей среднего школьного возраста методам создания, редактирования, хранения изображений в памяти комп...

Рабочая программа "Компьютерная графика в векторном редакторе CorelDRAV "

Данная программа  ориентирована на изучение графической компьютерной программы векторной графики Corel Draw  в рамках её широкого использования, а также специальных профессиональных возможно...

Рабочая программа: Компьютерная графика

Программа учебного предмета «Компьютерная графика» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной програм...

АДОП Рабочая программа: "Компьютерная графика"

Адаптированная общеразвивающая программав области изобразительного искусства«ДИЗАЙН»...