Рабочая программа Компьютерная графика
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа факультатива «Компьютерная графика» разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта основного общего образования. Программа предназначена для 11 класса, интересующихся предметом и направлена на повышение познавательного интереса к предмету, а также на развитие творческих способностей учащихся. Программа предполагает учет потребностей, интересов и склонностей учащихся, создание условий для их социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации, развитие мотивации к познанию и творчеству.
Актуальность и новизна программы в том, что прививает навыки и умение работать с графическими программами и способствует формированию эстетической культуры. Программа учит видеть красоту реального мира. Наиболее эффективным и удобным для восприятия видом информации была, есть и в обозримом будущем будет информация графическая. Работа с графикой на компьютере всё больше становится неотъемлемой частью компьютерной грамотности любого человека. Люди самых разных профессий применяют компьютерную графику в своей работе.
Данный курс направлен на:
1. Формирование умений и навыков работать в графических редакторах, умения создавать простейшие презентации.
2. Развитие у школьников познавательного интереса, творческой активности, теоретического, творческого мышления, а также формирование операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений.
3. Развитие памяти, внимательности, логического мышления, воспитание информационной культуры.
4. Развитие умения работать с дополнительными программами, правильно выбирать источники дополнительной информации.
5. Совершенствование навыков работы и повышение интереса к современным компьютерным технологиям.
6. Углубление, обобщение и систематизация знаний по программному обеспечению ПК.
Структура курса предполагает изучение теоретического материала и проведение практических занятий на персональном компьютере с целью применения на практике полученных теоретических знаний.
Цель программы: научить учащихся создавать и редактировать изображение, используя инструменты графических программ.
Данная цель достигается решениями следующих задач:
Задачи:
✔ развивать основные навыки и умения использования прикладных компьютерных программ;
✔ научить самостоятельно подходить к творческой работе;
✔ формировать у обучающихся представление об информационной деятельности человека и информационной этике как основах современного информационного общества;
✔ развивать познавательные, интеллектуальные и творческие способности обучающихся, выработать навыки применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов.
Отличительная особенность данной программы заключается в ее:
доступности – при изложении материала учитываются возрастные особенности детей, один и тот же материал по-разному преподается, в зависимости от возраста и субъективного опыта детей. Материал распределяется от простого к сложному. При необходимости допускается повторение части материала через некоторое время;
наглядности – на занятиях используются наглядные материалы, обучающие программы, презентации.
Для активизации деятельности детей используются
Место предмета в базисном учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение компьютерной графики отводится 35 часов из расчета 1 час в неделю. Срок освоения программы обоснован ее целью, задачами, возрастными и личностными особенностями детей; определяется содержанием программы и обеспечивает возможность достижения планируемых результатов.
Контроль и оценка планируемых результатов
Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:
Стартовый, позволяющий определить исходные знания обучающихся (собеседование).
Текущий в форме наблюдения:
- прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
- рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
- контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
Итоговый контроль в формах
- практические работы;
- творческие проекты обучающихся.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
личностные результаты:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам при работе с графической информацией;
формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение создавать, применять и преобразовывать графические объекты для решения учебных и творческих задач;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации;
владение устной и письменной речью.
предметные результаты:
умение использовать термины «информация», «компьютерная графика», «программа», «растровая графика», «векторная графика»; понимание различий между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
умение работать в среде растрового и векторного графического редактора;
умение выполнять действия преобразования растровых (копирование, поворот, отражение) и векторных графических изображений;
умение создавать новые графические изображения из имеющихся заготовок путем разгруппировки-группировки изображений и их модификации.
Планируемые результаты изучения факультативного курса:
В результате обучения учащиеся смогут получить опыт:
- проектной деятельности, создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств;
- коллективной реализации информационных проектов, информационной деятельности в различных сферах, востребованных на рынке труда;
- эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;
- эффективной организации индивидуального информационного пространства;
- рисовать изображения;
- импортировать векторную и растровую графику;
- работать с текстом;
- производить изменение формы, цвета и положения объекта во времени и в пространстве;
- создавать элементы управления (кнопки, меню и пр.) для интерактивной анимации.
В рамках данного курса учащиеся должны овладеть основами компьютерной графики:
- особенности, достоинства и недостатки растровой графики;
- особенности, достоинства и недостатки векторной графики;
- методы описания цветов в компьютерной графике — цветовые модели;
- способы получения цветовых оттенков на экране и принтере;
- способы хранения изображений в файлах растрового и векторного формата;
- методы сжатия графических данных;
- проблемы преобразования форматов графических файлов;
- назначение и функции различных графических программ;
- особенности, достоинства и недостатки растровой графики;
- методы описания цветов в компьютерной графике – цветовые модели, цветовые схемы;
- способы получения цветовых оттенков на экране и принтере;
- назначение и функции программы Adobe Photoshop;
- возможности графического редактора Corel Draw;
- преимущества и недостатки Corel Draw;
- особенности работы с векторными изображениями;
- интерфейс и основные параметры (характеристики) изображения;
- функции инструментальных палитр;
- виды заливок, группы фильтров графического изображения.
Учебно - тематический план
Основное содержание | Количество часов, отведенных на изучение |
Методы представления графических изображений | 2 |
Цвет в компьютерной графике | 2 |
Форматы графических файлов | 4 |
Векторный графический редактор CorelDRAW | 27 |
Содержание учебного предмета
Основное содержание программы:
Часть1. Основы изображения
1.Методы представления графических изображений
Растровая графика. Достоинства растровой графики. Недостатки растровой графики. Векторная графика. Достоинства векторной графики. Недостатки векторной графики. Сравнение растровой и векторной графики. Особенности растровых и векторных программ.
2. Цвет в компьютерной графике
Описание цветовых оттенков на экране монитора и на принтере (цветовые модели). Цветовая модель RGB. Формирование собственных цветовых оттенков на экране монитора. Цветовая модель CMYK. Формирование собственных цветовых оттенков при печати изображений. Взаимосвязь цветовых моделей RGB и CMYK. Кодирование цвета в различных графических программах. Цветовая модель HSB (Тон — Насыщенность — Яркость).
3.Форматы графических файлов
Векторные форматы. Растровые форматы. Методы сжатия графических данных. Сохранение изображений в стандартных форматах, а также собственных форматах графических программ. Преобразование файлов из одного формата в другой.
Часть 2. Программы векторной и растровой графики.
4. Создание иллюстраций
- Введение в программу CorelDRAW
- Рабочее окно программы CorelDRAW
Особенности меню. Рабочий лист. Организация панели инструментов. Панель свойств. Палитра цветов. Строка состояния.
4.3.Основы работы с объектами
Рисование линий, прямоугольников, квадратов, эллипсов, окружностей, дуг, секторов, многоугольников и звезд. Выделение объектов. Операции над объектами: перемещение, копирование, удаление, зеркальное отражение, вращение, масштабирование. Изменение масштаба просмотра при прорисовке мелких деталей. Особенности создания иллюстраций на компьютере.
4.4.Закраска рисунков
Закраска объекта (заливка). Однородная, градиентная, узорчатая и текстурная заливки. Формирование собственной палитры цветов. Использование встроенных палитр.
4.5.Вспомогательные режимы работы
Инструменты для точного рисования и расположения объектов относительно друг друга: линейки, направляющие, сетка. Режимы вывода объектов на экран: каркасный, нормальный, улучшенный.
4.6.Создание рисунков из кривых
Особенности рисования кривых. Важнейшие элементы кривых: узлы и траектории. Редактирование формы кривой. Рекомендации по созданию рисунков из кривых.
4.7.Методы упорядочения и объединения объектов
Изменение порядка расположения объектов. Выравнивание объектов на рабочем листе и относительно друг друга. Методы объединения объектов: группирование, комбинирование, сваривание. Исключение одного объекта из другого.
4.8.Эффект объема
Метод выдавливания для получения объемных изображений. Перспективные и изометрические изображения. Закраска, вращение, подсветка объемных изображений.
4.9.Перетекание
Создание технических рисунков. Создание выпуклых и вогнутых объектов. Получение художественных эффектов.
4.10.Работа с текстом
Особенности простого и фигурного текста. Оформление текста. Размещение текста вдоль траектории. Создание рельефного текста. Масштабирование, поворот и перемещение отдельных букв текста. Изменение формы символов текста.
4.11.Сохранение и загрузка изображений в CorelDRAW
Особенности работы с рисунками, созданными в различных версиях программы CorelDRAW. Импорт и экспорт изображений в CorelDRAW.
Учебно-тематический план
№ | Тема раздела | Содержание | Кол-во часов | |
1 | Методы представления графических изображений | Растровая графика. Достоинства и недостатки растровой графики. Инструктаж по технике безопасности. | 2 | 1 |
Векторная графика. Достоинства и недостатки векторной графики. | 1 | |||
2 | Цвет в компьютерной графике | Цветовая модель RGB. Цветовая модель CMYK | 2 | 1 |
Взаимосвязь цветовых моделей RGB и CMYK. Кодирование цвета в различных графических программах. Цветовая модель HSB (Тон — Насыщенность — Яркость). | 1 | |||
3 | Форматы графических файлов | Векторные форматы. | 4 | 1 |
Растровые форматы. | 1 | |||
Методы сжатия графических данных. | 1 | |||
Преобразование файлов из одного формата в другой | 1 | |||
4 | Векторный графический редактор | Введение в программу CorelDRAW. Рабочее окно CorelDRAW | 27 | 1 |
Рисование различных объектов. Операции над объектами. | 1 | |||
Работа с объектами. Особенности создания иллюстраций на компьютере. Контрольное тестирование. | 1 | |||
Работа с объектами. Изменение масштаба просмотра при прорисовке мелких деталей | 1 | |||
Закраска объекта (заливка). Однородная, градиентная, узорчатая и текстурная заливк | 1 | |||
Формирование собственной палитры цветов. | 1 | |||
Использование встроенных палитр. | 1 | |||
Создание иллюстраций | 1 | |||
Создание сложных иллюстраций. | 1 | |||
Инструменты для точного рисования и расположения объектов относительно друг друга: линейки, направляющие, сетка | 1 | |||
Режимы вывода объектов на экран: каркасный, нормальный, улучшенный. Контрольное тестирование. | 1 | |||
Особенности рисования кривых. | 1 | |||
Рекомендации по созданию рисунков из кривых | 1 | |||
Важнейшие элементы кривых: узлы и траектории. Редактирование формы кривой. | 1 | |||
Изменение порядка расположения объектов. Выравнивание объектов на рабочем листе и относительно друг друга | 1 | |||
Методы объединения объектов: группирование, комбинирование, сваривание. Исключение одного объекта из другого | 1 | |||
Метод выдавливания для получения объемных изображений | 1 | |||
Перспективные и изометрические изображения | 1 | |||
Закраска, вращение, подсветка объемных изображений. | 1 | |||
Создание технических рисунков | 1 | |||
Создание выпуклых и вогнутых объектов. Получение художественных эффектов. | 1 | |||
Особенности простого и фигурного текста | 1 | |||
Оформление текста. Размещение текста вдоль траектории. | 1 | |||
Создание рельефного текста. Масштабирование, поворот и перемещение отдельных букв текста. | 1 | |||
Изменение формы символов текста | 1 | |||
Особенности работы с рисунками, созданными в различных версиях программы CorelDRAW | 1 | |||
Импорт и экспорт изображений в CorelDRAW. Контрольное тестирование | 1 | |||
ИТОГО | 35 |
В результате изучения факультативного курса по черчению ученик должен научиться:
Учащиеся должны овладеть основами компьютерной графики, а именно должны знать:
- особенности, достоинства и недостатки растровой графики;
- особенности, достоинства и недостатки векторной графики;
- методы описания цветов в компьютерной графике — цветовые модели;
- способы получения цветовых оттенков на экране и принтере;
- способы хранения изображений в файлах растрового и векторного формата;
- методы сжатия графических данных;
- проблемы преобразования форматов графических файлов;
- назначение и функции различных графических программ.
В результате освоения практической части курса учащиеся должны уметь:
- создавать собственные иллюстрации, используя главные инструменты векторной программы CorelDRAW, а именно:
- создавать рисунки из простых объектов (линий, дуг, окружностей и т.д.);
- выполнять основные операции над объектами (удаление, перемещение, масштабирование, вращение, зеркальное отражение и др.);
- формировать собственные цветовые оттенки в различных цветовых моделях;
- закрашивать рисунки, используя различные виды заливок;
- работать с контурами объектов;
- создавать рисунки из кривых;
- создавать иллюстрации с использованием методов упорядочения и объединения объектов;
- получать объёмные изображения;
- применять различные графические эффекты (объём, перетекание, фигурная подрезка и др.);
- создавать надписи, заголовки, размещать текст по траектории.
В конце изучаемого курса учащиеся могут:
1. Защитить реферат, доклад.
2. Представить свои разработки визиток, реклам, открыток.
3. Представить реставрированные и обработанные фотографии.
4. Представить коллажи.
5. Представить мультимедиа-презентацию.
6. Представить созданные изображения на Web-странице.
7.Оформить школьную газету с помощью импортированных изображений в документ издательской системы.
Межпредметные связи
Знания, полученные при изучении курса «Компьютерная графика», учащиеся могут использовать при создании рекламной продукции, для визуализации научных и прикладных исследований в различных областях знаний — физике, химии, биологии и др. Созданное изображение может быть использовано в докладе, статье, мультимедиа-презентации, размещено на Web- странице или импортировано в документ издательской системы. Знания и умения, приобретенные в результате освоения курса «Компьютерная графика», являются фундаментом для дальнейшего совершенствования мастерства в области трехмерного моделирования, анимации, видеомонтажа, создания систем виртуальной реальности.
Методы преподавания (включая формы организации учебных занятий)
Занятия включают лекционную и практическую часть. Практическая часть курса организована в форме уроков. Важной составляющей каждого урока является самостоятельная работа учащихся. Тема урока определяется приобретаемыми навыками, например «Создание рисунков из кривых». В каждом уроке материал излагается следующим образом:
- Повторение основных понятий и методов для работы с ними.
- Ссылки на разделы учебного пособия, которые необходимо изучить перед выполнением заданий урока.
- Основные приемы работы. Этот этап предполагает самостоятельное выполнение заданий для получения основных навыков работы; в каждом задании формулируется цель и излагается способ ее достижения.
- Упражнения для самостоятельного выполнения.
- Проекты для самостоятельного выполнения.
Учебно-методические обеспечения
- Залогова Л.А. Компьютерная графика: Элективный курс. Практикум. – М.-Бином. Лаборатория знаний, 2009.
- Залогова Л.А. Компьютерная графика: Элективный курс. – М.-Бином. Лаборатория знаний, 2009.
- Залогова Л.А. Компьютерная графика.– М.-Бином. Лаборатория знаний, 2009.
- Залогова Л.А. Компьютерная графика. Практикум. – М.-Бином. Лаборатория знаний, 2009.
- Олтман P. CorelDRAW 9. — М.: ЭНТРОП, Киев: ВЕК+, Киев: Издательская группа BHV, 2008.
- Тайц A.M., Тайц A.A. CorelDRAW 11. — СПб.: БХВ-Петербург, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Компьютерная графика" ФГОС - 3
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессиям среднего профессионального образования (далее - С...
Рабочая программа «Компьютерная графика: Adobe Photoshop»
Важной особенностью освоения данной образовательной программы является то, что она не дублирует общеобразовательные программы в области информатика. Ее задачи иные: развитие интеллектуальных способно...
Рабочая программа "Компьютерная графика" 10 класс
Учебный курс разработан на основе авторской программы элективного курса «Компьютерная графика» автора Л.А. Залогова, опубликованной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 класс...
Методическое пособие в помощь педагогу дополнительного образования по образовательной программе «Компьютерная графика:CorelDraw, Photoshop»
Данное методическое пособие разработано в помощь педагогу дополнительного образования, обучающему детей среднего школьного возраста методам создания, редактирования, хранения изображений в памяти комп...
Рабочая программа "Компьютерная графика в векторном редакторе CorelDRAV "
Данная программа ориентирована на изучение графической компьютерной программы векторной графики Corel Draw в рамках её широкого использования, а также специальных профессиональных возможно...
Рабочая программа: Компьютерная графика
Программа учебного предмета «Компьютерная графика» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной програм...
АДОП Рабочая программа: "Компьютерная графика"
Адаптированная общеразвивающая программав области изобразительного искусства«ДИЗАЙН»...