Статья СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОМФОРТА ДОШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ГРУПП РАННЕГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ УДОД
статья
Применение средств и методов сказкотерапии на занятиях в группах раннего развития детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_skazkoterapiya_kak_sredstvo_sozdaniya_emotsionalnogo_komforta.docx | 23.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Петрова Елена Владимировна,
педагог дополнительного образования,
МБУ ДО «Центр детского творчества»
г. Киселёвск, Россия
СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОМФОРТА ДОШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ГРУПП РАННЕГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ УДОД
Что является основным видом деятельность дошкольника? Конечно, игра, через игру ребёнок воспринимает реальный окружающий мир, примеряет различные социальные роли: мама, продавец, врач, учитель. Игра раскрывает творческий мир ребёнка, а чем он богаче, тем быстрее и безболезненнее ребёнок социализируется.
Умственное развитие детей от трёх до шести лет характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет ребёнку думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Ребёнок начинает строить модели той действительности, с которой имеет дело, и делает он это с помощь сказки, являющейся для него азбукой жизни.
В четырех-пятилетнем возрасте наблюдается расцвет сказочного мышления. «Сказка – знаковая система, с помощью которой ребёнок интерпретирует окружающую действительность. Мышлению этого возраста свойственен анимизм – стремление приписать неодушевлённым предметам или животным человеческие черты», - пишет психолог Ж. Пиаже. Это стремление исчезает по мере умственного и эмоционального развития детей. Значит, сказочный мир понятен каждому дошкольнику и, чтобы лучше понимать, общаться, учить дошкольников нужно говорить на их языке - языке сказки.
Сказочный мир требует от ребёнка всё время фантазировать, воображать, свободно чувствовать себя на месте любого героя, переживать различные эмоции. Ребёнок, переживая это в сказке, переносит эти эмоции в повседневную жизнь. Сказки издревле учат людей мудрости, тому, как поступить в разных ситуациях. Ведь нравоучения и ребёнок, и взрослый воспринимает категорично, противится им. А непринуждённая сказочная форма на подсознательном уровне учит «правильным» поступкам, эмоциям, действиям.
На занятиях в группах раннего развития детей «Солнышко» в МБУ ДО ЦДТ г. Киселевска педагоги применяют различные виды «сказочных» игр: сюжетно-дидактические, подвижные, музыкально-дидактические, театрализованные. Есть среди этих игр и игры-драматизации, которые выступают одним из главных средств такого метода, как сказкотерапия.
Сказкотерапия – здоровьесберегающая педагогическая технология, включающая в себя систему мер, обеспечивающих сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. Это технология, использующая сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.
Основной принцип сказкотерапии – это целостное развитие личности. Сказка помогает донести до сознания ребёнка, подростка, взрослого базовые жизненные ценности. Сделать это увлекательно и ненавязчиво.
Сказкотерапия помогает развивать речь, снимает эмоциональное и мышечное напряжение, снижает импульсивность и тревожность, развивает навыки взаимодействия, развивает внимание, восприятие, воображение, общую и мелкую моторику, координацию движений, облегчает период адаптации.
На занятиях с логопедом воспитанники групп раннего развития «Солнышко» участвуют в театральных инсценировках по разным лексическим и фонетическим темам: «В гостях у осени», «Заюшкина избушка», «Праздник гласных» и другие. На занятиях с использованием технологии сказкотерапии ребята в непринуждённой форме примеряют роли сказочных героев и становятся такими же смелыми и справедливыми как Петушок из сказки «Заюшкина избушка», учатся так же переживать за друзей, как другие герои этой сказки.
На фитнесе педагог в разделе лого-аэробика использует логоритмические упражнения: физические упражнение с одновременным произношением звуков, четверостиший, нерифмованных фраз. Дети выполняют комбинации движений под скороговорки и стихотворения «После душа», «Алфавит», «Время суток», «Дни недели», «Месяцы» - играя, дети учатся, усваивают материал.
На занятиях по рисованию, лепке, бумагопластике дети изображают героев любимых сказок.
Педагог музыки прививает детям чувство ритма, используя музыкально-дидактические игры. В рамках программы «Ладушки» педагог знакомит воспитанников групп раннего развития с народным творчеством: прибаутками, потешками, народными песнями. Народное творчество тесно связано с историей народа, это обогащает духовный мир детей, становится связующим звеном поколений.
Занятия по развитию речи позволяют прививать дошкольникам интерес к театрально-игровой деятельности на основе технологии сказкотерапии. Во время проживания выбранных ролей сказочных героев, дети обогащают и активизируют словарный запас, импровизируют, учатся выразительному декламированию, правильным жестам, мимике, сопровождающими игру. Кроме того, ребята становятся самостоятельнее, активнее играют с персонажами, учатся рассуждать, сравнивать героев, их поступки, слова.
Работа над сказками позволяет не только анализировать поступки героев, но и проецировать их на события реальной жизни детей: вспомнить были ли у ребят похожие ситуации, как они поступили, хотели бы поступить по-другому или нет.
На родительских собраниях и личных консультациях предлагаем и родителям вспомнить детство и фантазировать вместе с детьми, больше читать совместно с детьми различных сказок: народных, в которых заложена народная мудрость; авторских, в которых на очень доступном языке рассказывается о необъятной вселенной душевного мира наших детей. Приобщаем их к совместной театрализованной деятельности. В ней родители и дети раскрываются по-новому, учатся вместе переживать, сочувствовать, слушать друг друга, понимать. Совместная деятельность в сказочной ситуации становится связующим звеном в детско-родительских отношениях, способствует сплочению семьи, а это, как следствие, приводит к формированию полноценной личности ребёнка в будущем.
По-мнению В.А. Сухомлинского «духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он – засушенный цветок». Давайте поможем нашим детям быть прекрасными цветами.
Список литературы:
- Пиаже Жан. Речь и мышление ребенка / Жан Пиаже. – М.: Римис, 2008. – 416 с.
- Поляк Л.Я. Театр сказок: сценарии для дошкольников по мотивам русских сказок / Л.Я. Поляк – СПб. – 2001 – 113 с.
- Сёмина И.К. Корзинка, полная любви: Сказки ребятишкам для радости / И.К. Сёмина. – СПб.: Речь, 2013. – 80 с.
- Сказкотерапия как средство развития речи для детей дошкольного возраста / Т.Н. Овчаренко [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://ananeva-ds48kar.educhel.ru/articles/skazkoterapiya_kak_sredstvo_razvitiya_rechi_detej_doshkol_nogo_vozrasta
- Сказкотерапия как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста / Н.М. Каблаш [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/417294/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: « Баллада И.Гете «Лесной царь» и перевод В.А.Жуковского. Средства создания эмоционального напряжения в балладе»
Литература6 класс (общеобразовательный)Программно-методическое обеспечение: Программа для общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я.Коровиной, учебник Литература 6 класс, автор-сост...
Создание эмоционального комфорта у детей с ограниченными возможностями здоровья
Советы по созданию эмоционального комфорта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Статья представляет интерес для педагогов, работающих с такими детьми и родителей, имеющих детей с ОВ...
«Пути и средства поддержки эмоционального комфорта на уроке, как одного из принципов системно-деятельностного подхода»
laquo;Пути и средства поддержки эмоционального комфорта на уроке, как одного из принципов системно-деятельностного подхода»...
Статья.СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Аннотация. В статье изложены авторские взгляды на значение эмоционально сферы и методы ее коррекции у младших школьников с умственной отсталостью. Целью исследования является изучение способов коррекц...
Презентация к занятию-путешествию по музыке в группе раннего развития детей «Лучик» Тема: «Три кита в музыке. Марш.»
Занятие-путешествие может быть полезным музыкальным руководителям детских дошкольных учреждний, а также учителям музыки в начальной школе. Дети побывали в королевстве маршей, где их встрет...
Статья. Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста с нарушением слуха.
Данная статья построена на материалах из опыта работы и предназначена педагогам, работающим со слабослышащими и кохлеарноимплантированными детьми дошкольного возраста. Акцентируется внимание на таком ...
Статья "Приемы создания эмоционального комфорта на занятиях для развития индивидуальности и личностных качеств учащихся"
Создание эмоционального комфорта является одной из наиболее важных и сложных задач в работе педагога с детьми. Комфорт выступает своеобразным условием, обеспечивающим развитие личности: на его фоне ре...