СПЕЦИФИКА КОММУНИКАЦИИ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СИСТЕМЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
статья (10 класс)

Юревич Ангелина Борисовна

СПЕЦИФИКА КОММУНИКАЦИИ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СИСТЕМЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ.......................................................................................................................................................................

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx24.61 КБ

Предварительный просмотр:

СПЕЦИФИКА КОММУНИКАЦИИ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СИСТЕМЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ПОбразовательные реформы в России, их влияние на развитие творческих специальностей. ‒ Вопросы взаимодействия уровней хореографического образования в России, разобщенность профессионального сообщества, отсутствие единства взглядов на образовательное пространство, разность эстетических принципов. ‒ Проблемы преемственности программ многоступенчатого образования. Танец – искусство, которое я чувствую в любое мгновение моей жизни, которое ощущаю в себе как изначальный элемент моего существа. Все мое восприятие жизни зависит от моей психологии танцовщика. С. Лифарь Цель образования состоит в том, чтобы подготовить молодежь обучаться в течение всей жизни. Роберт Мэйнард Хатчинс Складывавшаяся на протяжении веков система отечественного образования в области искусств, в том числе в области искусства балета, – это национальное достояние России, наша гордость и слава. Основанные в XVIII в. согласно высочайшим указам и благодаря стараниям видных государственных деятелей, находящиеся в ведении Конторы императорских театров две первые балетные школы России (в Петербурге и в Москве) способствовали развитию русского балета и хореографического образования и при всей своей элитарности поддерживали молодые российские таланты. Несомненными достижениями советского периода истории России стали демократичная культурно-образовательная политика и доступность системы художественно-эстетического воспитания, которая позволила широким слоям населения приобщиться к достижениям культуры и проявить свои художественно-творческие способности. До революции 1917 г. были только две серьезные балетные труппы и балетные школы – в Петербурге и в Москве. А в конце 1980-х гг. в СССР благодаря целенаправленной государственной политике существовало более 60 профессиональных балетных трупп, не считая многочисленных балетных коллективов и школ; в стране работало более 20 государственных хореографических училищ; кроме того, молодые таланты могли проявить себя в кружках многочисленных клубов, дворцов пионеров и домов культуры. Сложилась единая система жизнедеятельности всего советского балета и балетных школ, основанная на поддержке молодых талантов и доступности образования, на интенсивной методической работе и обмене педагогическим опытом, на открытости творческих поисков и достижений. Именно в советский период при сохранении традиционной связи балетной школы и театра в стране сложилась уникальная многоуровневая система непрерывного образования в области искусства балета: дополнительное образование детей художественной направленности – среднее профессиональное образование – высшее профессиональное образование. Объективные исторические условия, социально-политические и экономические проблемы России начала XXI в. отрицательно сказались и на системе художественного образования в стране, и на уровне духовно-нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Современная политика российского государства характеризуется повышенным вниманием к культуре, которой отводится ведущая роль в формировании человеческого капитала, в приобщении граждан к нравственным ценностям общества и в творческой реализации духовного потенциала людей, в том числе молодого поколения. Система образования в сфере культуры и искусства складывалась не одно столетие и имеет ярко выраженные национальные традиции. Каждый год в обращении к Федеральному Собранию Президент России В. В. Путин уделяет большое внимание вопросам сохранения и развития культуры и образования страны. С целью сохранения кадрового потенциала отрасли культуры и искусства, отрасли образования были разработаны и утверждены распоряжениями Правительства РФ «Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 ‒ 2015 гг.» и «Концепция развития дополнительного образования детей на 2017 ‒ 2020 гг.». Для обеспечения согласованности действий в вопросах поиска и поддержки молодых талантов образован Национальный координационный совет по поддержке молодых талантов России. 2 Последние 20 лет в нашей стране отмечены быстрым изменением законодательства в области образования. Проводится модернизация российского образования. Административная реформа системы государственной власти с разграничением полномочий между федеральными и региональными властями; введение Единого государственного экзамена; курс на развитие технических специальностей ‒ все это затрагивает сферу образования в области искусства. Нормативные правовые15 документы практически не учитывают специфики подготовки музыкантов и актеров, режиссеров и художников, скульпторов и хореографов и других представителей творческих профессий. В 2012 г. внесены изменения в статью № 83 «Особенности реализации образовательных программ в области искусств» закона «Об образовании в Российской Федерации», которые устанавливают правовой статус всех уровней образования в области искусств. Не решен вопрос по ассистентуре-стажировке, которая, как и аспирантура, в соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» относится к системе высшего образования. Существуют проблемы отсрочки службы в армии обучающихся в системе непрерывного образования, замены службы (освобождения) для артистов балета, артистов ансамбля танца и др. Введение Болонской системы образования в России – важнейшее изменение в законодательстве последних лет. Болонская система делит высшее образование на два уровня – бакалавриат и магистратуру. Нынешняя ситуация в системе образования в России пока не позволяет последней интегрироваться в Болонский процесс. Российский диплом не признается в европейских странах, как и диплом, полученный в ЕС, не имеет юридической силы в России. Неоднозначное отношение к Болонской системе вызывают и другие ее аспекты:  сокращение времени обучения профессии: после получения степени бакалавра многие не продолжают дальнейшую учебу (нет магистратуры по специальности, высокая стоимость обучения);  самостоятельность и самообразование студентов: система подразумевает уменьшение аудиторных часов и увеличение самостоятельной работы, но студенты вряд ли будут использовать освободившееся время по назначению; ‒‒‒‒‒‒‒‒‒‒ 15 «Конституция РФ», федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями 2015 ‒ 2016 гг.), «Основы законодательства РФ о культуре» (редакция, действующая с 01.01.2016 г.), «Конвенция о правах ребенка» и др. 3  появление «размытых профилей», а соответственно, и предметов подготовки, в некоторых случаях созданных специалистами различных отраслей науки, не имеющими хореографического, музыкального, театрального образования и не представляющими сути профессии;  сокращение количества часов на дисциплины профессионального цикла в пользу гуманитарного блока, а гуманитарная составляющая в структурном и содержательном плане, к сожалению, пока еще недостаточно интегрирована в задачи и цели профессии и др. Есть мнение, что педагогика высшей школы уделяет формам занятий значительно меньше внимания, чем методам обучения. Исследователь Л. А. Касиманова отмечает, что в творческих и художественных учреждениях образования формы занятий становятся ключевым инструментом, определяющим тип образовательного учреждения, характер, а также эффективность обучения. Исследователь Е. О. Кабурнеева утверждает, что устойчивость художественно-педагогических традиций как ведущего элемента в системе хореографического образования определяется не столько временным параметром, сколько их ценностно-ориентированным потенциалом. В сложных условиях реформирования образовательной системы России отечественная хореография продолжает сохранять свои художественно-педагогические принципы:  единство традиционности и новаторства;  обязательность межпредметных связей;  системное единство научно-исследовательской, учебной и творческой деятельности;  развитие индивидуальности, применение личностно-ориентированного и антропологического подходов;  полимодальная16 наглядность обучения и непрерывность процесса формирования личности артиста. Синтез названных педагогических принципов и определяет своеобразие становления и развития педагогических традиций хореографического образования в России [3]. История русского классического балета неразрывно связана с легендарными образовательными учреждениями отечественной балетной педагогики: Академией Русского балета имени А. Я. Вагановой в СанктПетербурге, Московской государственной академией хореографии, ‒‒‒‒‒‒‒‒‒‒ 16 Наиболее распространенные методы обучения: визуальные, аудиальные, кинестетические и полимодальные. 4 хореографическими училищами в Перми, Воронеже, Новосибирске, Киеве и других городах, которые на протяжении многих лет служат целям развития хореографической педагогики, трансляции и сохранения традиций классического танца, являются методическими центрами. В статье «К проблеме обновления социокультурной среды в балетных учебных заведениях» А. В. Фомкин и М. В. Фадеева пишут: «Императорские Театральные училища Санкт-Петербурга и Москвы (ныне – балетные академии) возникли как придворные учебные заведения, близкие к императорской власти, осознающие свою исключительность. Это позволило сформироваться в училищах особой атмосфере, значительно отличающейся от других учебных заведений, и особым принципам организации учебного процесса, надежно защищенным ведомственной подчиненностью» [7, с. 62]. Авторы статьи считают, что в дальнейшем эти особенности определили структуру всей системы отечественного балетного образования, но ведомственность сформировала и типичные болезни закрытой системы. В своей работе они приводят оценку системы балетного образования, данную И. И. Соллертинским17 в 1930-е гг.: «…Плюсом школы был высокий профессионализм, исключавший возможность небрежного дилетантизма. Телесная тренировка начиналась с восьмилетнего возраста и беспрерывно тянулась вплоть до самого ухода со сцены. Отсюда – высокое, технически изощренное цеховое мастерство, методами своей специализации напоминавшее подготовку актеров в театре Индии или Японии. Отсюда, однако же, вытекали и все опасности сугубого профессионализма – пресловутая кастовая замкнутость, ,,жреческое” пренебрежение к профанам, консерватизм, поддерживавшийся, между прочим, и отсутствием письменной традиции, помноженные на недостаточное образование и узкий кругозор» [7, с. 62 ‒ 63]. За время своего существования система хореографического образования в России претерпела многочисленные положительные изменения, но существует ряд проблем, тормозящих рост качества подготовки специалистов. Одна из главных среди них – взаимодействие уровней ‒‒‒‒‒‒‒‒‒‒ 17 Иван Иванович Соллертинский (1902 ‒ 1944) – один из крупнейших советских музыкальных и театральных критиков 1920 ‒ 1930-х гг. Обладая феноменальной памятью, глубокими познаниями и блестящим ораторским мастерством, Соллертинский был одной из наиболее заметных фигур в культурной жизни Ленинграда этого времени. Большой популярностью пользовались его лекции и статьи, выдержанные в изящном, точном по изложению стиле. Одной из основных сфер интересов Соллертинского был балет, этому искусству посвящено большое количество его работ в 1930-е гг. 5 хореографического образования в России. Здесь можно выделить следующие проблемы: разноведомственная подчиненность, отсутствие специализированной законодательной составляющей, субъективное представление о качестве результатов образования (исключая академии балета), отсутствие информации о действительной потребности в кадрах. Давно и широко обсуждаются меры, которые необходимо предпринять:  упорядочить разделение и наладить координацию функций, полномочий и ответственности между различными уровнями управления хореографическим образованием;  обеспечить развитие законодательной составляющей системы управления хореографическим образованием;  научно и практически обеспечить удовлетворение потребности желающих получить полноценное хореографическое образование;  создать полноценное информационно-статистическое обеспечение результатов хореографического образования для органов управления хореографическим образованием, а также для общественности и отдельных граждан [2, с. 24]. Исследователь М. Н. Юрьева отмечает рост интереса к получению качественного образования, о чем свидетельствует открытие лицеев, школ и колледжей искусств, привлечение преподавателей вузов к работе в системе среднего профессионального образования, но и все более очевидным становится отсутствие взаимодействия между различными уровнями хореографического образования и несоответствие количества образовательных услуг их качеству. Разобщенность профессионального сообщества, отсутствие единства взглядов на образовательное пространство и, как следствие, разность эстетических принципов ‒ все это порождает проблемы преемственности в системе непрерывного образования (школа, колледж, вуз) и программах многоступенчатого образования, проблемы формирования единого «обязательного программного минимума» для каждой образовательной параллели. Это только верхушка айсберга нерешенных вопросов в хореографическом образовании. Профессиональная балетная подготовка кардинально отличается от танцевального творчества общехудожественной направленности. Практико-ориентированный подход, нацеленность учебного процесса на репертуар театра – основа подготовки кадров, важнейшая традиция, историческая основа школы русского балета. 6 Надо помнить о том, что выпускник творческого вуза не только талантливый человек и профессионал, подготовка которого стоит немалых денег, но и работник, которому нужны специальные условия для поддержания своей профессиональной формы. В статье «Хореографическое образование в России. Размышления о грустном» В. Ю. Никитин констатирует тот факт, что профессиональное сообщество наблюдает объективную картину снижения уровня образования и, как следствие, уровня качества хореографического искусства как профессионального, так и любительского. Автор перечисляет ряд проблем, назовем некоторые из них:  отсутствие профессионального рынка труда (любое образование, в том числе и в области искусства, выполняет социальный заказ общества и рынка труда);  потеря привлекательности и высокого рейтинга профессии артиста балета;  отбор и набор абитуриентов – важная проблема подготовки кадров для всего хореографического искусства;  аспекты ранней профессионализации (в 10 лет выбор за ребенка делают родители);  неверное представление в обществе о хореографическом профессиональном образовании и обучении танцам;  отсутствие достойных предложений и распределения (гарантированного места работы) для молодых специалистов;  отсутствие требования профильного образования в частных и иногда в государственных учреждениях [8]. Исследователь В. Ю. Никитин также касается вопроса о необходимости создания единых учебных планов и программ в вузах. Учащийся в ДШИ должен осваивать один объем знаний, в колледже ‒ другой, в вузе ‒ третий. Но практика показывает, что каждое учебное заведение самостоятельно разрабатывает программы дисциплин профессионального курса, используя по своему выбору программный минимум. В результате разности уровня практических навыков и теоретических знаний педагогам, чтобы привести курс к одной черте, необходимо начинать сначала. Студенты в ссузе или вузе18 (независимо от того, какое ‒‒‒‒‒‒‒‒‒‒ 18 Это не касается образовательных учреждений для особо одаренных детей, интегрированно реализующих программы основного общего, среднего (полного) общего и среднего профессионального образования, где преемственность программ строго определена. 7 образовательное учреждение окончили) начинают обучение с азов (например, урок классического танца начинается лицом к палке). Объем пройденного учебного материала у выпускника колледжа культуры и выпускника хореографического училища разный, особенно по предметам «Классический танец» и «Дуэтный танец» (последний, как правило, вообще не преподается в колледже культуры). «Народную академию» в колледжах, да и в большинстве вузов, не изучают. С современным танцем вопросов больше, чем ответов (что считать школой; куда отнести «уличные танцы» как разновидность социальной танцевальной культуры; надо вытягивать пальцы или современный танец для тех, кто танцевать не умеет; нужна ли хореографическая драматургия). Все эти проблемы обусловлены целями и сроками обучения, образовательными программами, разницей в природных данных, уровнем преподавания. Но есть и другая сторона медали, отражающая плюсы обучения в колледжах, – в них студенты постигают азы искусства балетмейстера; во время учебной и производственной практик приобретают организаторские навыки; проявляют активную жизненную позицию. Приходя в вузы, выпускники колледжей больше готовы к самостоятельной творческой и организационной работе, чем выпускники хореографических училищ. По мнению В. Ю. Никитина, должна быть дифференциация вузов по направлениям подготовки, что, на наш взгляд, тоже не однозначно. Сегодня в конкретно взятом вузе работают лучшие специалисты в области модерн-джаз танца или классического танца и можно отдать им прерогативу подготовки кадров данного направления, а завтра нет специалиста и нет качества подготовки, ведь учит студентов конкретный человек, а не кафедра, факультет, вуз. Уровень педагогического мастерства – понятие личностное, индивидуальное. Библиографический список 1. Догорова, Н. А. Становление и развитие педагогических систем в хореографической культуре: от XVII до начала XX века : дис. … канд. искусствоведения / Догорова Надежда Александровна. ‒ Саранск, 2006. – 211 с. 2. Исаков, В. М. Особенности модернизации хореографического образования / В. М. Исаков // Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные вопросы развития искусства балета и хореогра8 фического образования», Москва, 4 июня 2013 г., Московская государственная академия хореографии : сб. докл. и тез. ‒ М. : МГАХ, 2014. – С. 23 ‒ 25. ‒ ISBN 978-5-89589-066-0. 3. Кабурнеева, Е. О. Становление и развитие педагогических традиций хореографического образования в России : дис. ... канд. пед. наук / Кабурнеева Елена Олеговна // disserCat ‒ электронная библиотека диссертаций [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа: http://www. dissercat.com/content/stanovlenie-i-razvitie-pedagogicheskikh-traditsii-khore ograficheskogo-obrazovaniya-v-rossii (дата обращения: 17.11.2016). 4. Касиманова, Л. А. Социально-культурные формы и средства профессионального хореографического образования в педагогическом вузе / Л. А. Касиманова // Материалы XV Международной научнопрактической конференции «Проблемы педагогической инноватики в профессиональном образовании», Санкт-Петербург, 25 апреля 2014 г., Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. ‒ СПб. : Экспресс, 2014. – С. 242 ‒ 245. ‒ ISBN 978-5-9592-0185-2. 5. Леонова, М. К. Традиции практико-ориентированного обучения и работа с одаренными детьми в области хореографического искусства / М. К. Леонова // Academia: Танец. Музыка. Театр. Образование. ‒ 2011. ‒ № 4 (24). ‒ С. 74 ‒ 78. 6. Леонова, М. К. Политика государства в области хореографического искусства на современном этапе / М. К. Леонова // Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные вопросы развития искусства балета и хореографического образования», Москва, 4 июня 2013 г., Московская государственная академия хореографии : сб. докл. и тез. ‒ М. : МГАХ, 2014. – С. 7 ‒ 10. ‒ ISBN 978-5-89589-066-0. 7. Фомкин, А. В. К проблеме обновления социокультурной среды в балетных учебных заведениях / А. В. Фомкин, М. В. Фадеева // Вестник Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой. – 2010. ‒ № 1 (23). – С. 60 ‒ 69. 8. Никитин, В. Ю. Хореографическое образование в России. Размышления о грустном / В. Ю. Никитин // Культурный центр «Москвич» [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа: mskcc.ru (дата обращения: 20.11.2016)РЕЕМСТВЕННОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет «Учебно-воспитательный процесс как система взаимодействия всех участников образовательного процесса. Новые воспитательные технологии».

Современной школе нужен педагог с позицией воспитателя.   Сформировать её — это сформировать потребность в личностном саморазвитии,   веру в   возможности каждого  ученика,...

Выступление на 8 межрегиональных Булдаковских (педагогических) чтениях "Педагогические технологии в образовательной практике" по теме "Система работы классного руководителя с родителями обучающихся"

В данном материале можно ознакомиться с различными формами работы классного руководителя, которые актуальны в наше время. А также познакомиться с индивидуальными, групповыми и коллективными формами ра...

Система работы «Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы»

Система работы "Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы"...

Статья "Взаимодействие воспитателя и обучающихся через систему педагогического воздействия в системе СПО"

Педагогическое взаимодействие – это личностный контакт воспитателя с воспитанниками, направленный на взаимные изменения в их поведении, деятельности, отношениях, установках. Каждый воспитатель д...

Применение педагогических технологий в хореографическом коллективе "Коломбина"

Отличительной особенностью программы коллектива «Коломбина» является творческое участие детей в ходе учебного процесса – на занятии, в игровой деятельности, в создании художественных...

Сотрудничество как форма взаимодействия в детском хореографическом коллективе

Сотрудничество как форма взаимодействия в детском хореографическом коллективе...