Сценарий спектакля Шахматной сказки (инсценировки) для шахматного турнира
методическая разработка

Ооржак Алена Монгун-ооловна

Шахматная инсценировка для открытии шахматного турннира

Скачать:


Предварительный просмотр:

ООРЖАК АЛЕНА МОНГУН-ООЛОВНА. Добрый день уважаемые гости и ребята. Сегодня, мы пригласили вас в этот зал, чтобы совершить волшебное путешествие в Королевство Шахмат. Все вы знаете эти игры, но мало кто умеет в них играть.

Чтобы в шахматы играть,

Надо все законы знать:

Как поставить доску нам,

По каким ходить ходам

Где ладья стоит, где слон,

Где король воссел на трон.

Конь с ферзем дополнит ряд,

Пешек их прикрыл отряд,

Вот и армия в строю,

Не уронит честь в бою.

РУБАН ОЛЬГА ДМИТРИЕВНА. Сегодня в нашем школе состоится сельский шахматный турнир среди учащихся, работников школы и жителей села. Встречайте участников турнира и любители ШАХМАТ.

Звучит Гимн России.

        ООРЖАК АЛЕНА МОНГУН-ООЛОВНА. Слово предоставляется Ольге Валентиновне Бахтиной директору Сычевской средней школы.

РУБАН ОЛЬГА ДМИТРИЕВНА Внимание! Сельский турнир по шахматам среди учащихся, работников и жителей села объявляется  открытым!

ШАХМАТНАЯ СКАЗКА

(сценарий спектакля)

Рассказчик.   Давным-давно, 2000 лет назад, в одной прекрасной стране с названием Индия жил да был один очень могучий, сильный и богатый шах Шеран - Шихран.   Было у него множество дворцов, крепостей и огромная армия ЧАТУРАНГА, с которой он совершал набеги на своих недругов-соседей. Вскоре он всех противников победил-покорил, потому что в его армии было сто тысяч пеших воинов, тринадцать тысяч закованных в латы боевых коней и всадников, быстрые и мощные колесницы, а самое главное – непобедимые слоны.  

       И вот, когда воевать стало не с кем, заскучал великий шах. Это сейчас можно прийти домой, и посмотреть мультики или поиграть на компьютере. Раньше не было ни телевизоров, ни магнитофонов, ни прочей всяческой техники. Увлёкся  было Шеран-Шихран охотой, но и она ненадолго развеяла скуку нашего шаха. Очень скоро все слоны да бегемоты были выловлены, все страшные тигры да крокодилы на цепь посажены. Ни войны, ни охоты! Скучно!!!

Открывается занавес. На сцене под шатром полулежит шах. Его окружают слуги с опахалами.

Шах.

Как скучно мне. С тоски сейчас умру!

И даже некому мне объявить войну!

Всех победил. Охота – ерунда!

Ну что же позабавит вновь меня?

Позвать ко мне всех мудрецов!

Да поживее! Ждать я не готов!

На сцену выходят трое мудрецов и почтительно слушают ШАХА.

Шах.         

 Развеселите вы меня!

 Придумайте забаву мне такую,

 Чтоб не грустилось мне.

 Коль угодите –

 Велю вам золота отсыпать,

 Да столько, сколько захотите.

 А коли нет –

 Прощайтесь с головами, мудрецы.

 Идите. Ждать я не привык.

 Эй! Позовите танцовщиц.

На сцене появляются танцовщицы. Исполняется медленный индийский танец. Шах прерывает его.

Шах.            

Вы уморить меня хотите!!!

Все вон! Все быстро уходите!

Я буду ждать ещё три дня!

Не злите в эти дни меня!

Рассказчик. Прошло три дня и ночи. Никого к себе Шеран-Шихран не допускал за эти дни. Печаль и тоска его окутали. На четвёртый день призвал к себе шах мудрецов. Держать ответ.

Звучит музыкальный фрагмент «часы» из композиции Pink Floyd

Входит первый мудрец.

Первый мудрец

О, славный мой Шеран-Шихран.

Придумал я игру. И это не обман.

Я дал ей имя «Дартс».

Пусть развлекает она Вас.

Всё просто. Повелитель мой, смотри.

Бросаю: раз, и два, и три…

Шах бросает несколько раз дротики  и отходит разочарованный.

Шах (раздраженно)

Не спорю. Хороша твоя игра.

Для рук. Увы, не для мозгов.

Полезно поиграть моим войскам.

Живи пока. Пошёл ты вон.

Первый мудрец уходит, пятясь и кланяясь шаху. Входит второй мудрец

Второй мудрец

О, великий мой властитель,

Непревзойдённый победитель,

Правитель стран, миров владыка.

Твоя тоска – моя печаль...

Я для тебя придумал увлеченье,

Твоей душе сплошное развлеченье.

Всё просто. Повелитель мой, смотри.

Бросаю: раз, и два, и три…

Названье дал игре я «кегли»…


Шах бросает несколько раз шары и отходит разочарованный.

Шах(раздраженно, на повышенных тонах)

Как будто сговорились вы!

Да! Хороша твоя игра.

Для рук. Увы, не для мозгов.

Полезно поиграть моим войскам.

Живи пока. Пошёл ты вон.

Второй мудрец уходит, пятясь и кланяясь шаху. Входит третий мудрец, почтительно кланяется шаху, за мудрецом выкатывают столик, на котором под лёгким покрывалом стоят шахматы.

Шах

Ну, а у тебя, что за игрушка?

Третий мудрец

Игрушка?

Нет, великий шах, игра.

Тебе понравится она.

Смотри…

Мудрец снимает покрывало с шахматной доски. Звучит таинственная музыка

Шах(берёт в руки одну из фигур, потом другую)

Что это такое?! Деревяшки!!!

Смеёшься надо мной!

Постой… Постой!!!

Слоны и кони… Не пойму…

А это я?… И все стоят в строю!!!

Две армии. Грядёт сраженье?

А правила? Скажи скорее!!!

Третий мудрец

Великий шах мой, не спеши.

Ты на фигуры посмотри.

Всем дал я им названье.

Узнай сначала их.

И что подвластно им.

Как движутся на поле боя.

Что могут в битве. Кто они.

Шеран - Шихран, ты слушай и смотри.

На сцену выходят белые и чёрные пешки.

1-я Белая Пешка:                          

Пешка – маленький солдат,

Лишь команды ждет,

Чтоб с квадрата на квадрат

Двинуться вперед.                        

1-я Чёрная Пешка:

Всю доску пройти должна

Пешка до конца –

Превратится там она

В генерала, не в бойца.

 

Третий мудрец

Хоть пешка ростом и мала,
Имеет очень скромный вид.
Но в злобе так она сильна,
Себя всегда героем мнит.

Все пешки становятся на своё место на шахматном поле.

На сцену выходят ладьи.

 

Ладья белая                                                                   

Стою на самом я краю,

Путь откроют  и пойду,

Только прямо я хожу,

Как зовут меня? Скажу.

Зовут меня «ладья».

В сраженье очень я важна.

 Ладья чёрная

Мой манёвр – сплошной кроссворд.
Горизонтали, вертикали...
И  мне по нраву – "тихий" ход,
Но вот – удар, и враг в печали!

Ладьи становятся на своё место на шахматном поле. На сцене появляются   слоны.

Белый слон

Лишь одноцветные поля
Меня в сей битве привлекают.
Я на чужого короля
Нацелен по диагонали.

Моя диагональ белая…

Черный слон

А моя диагональ чёрная…

Когда мы встанем в строй,

Нас спутает любой.

Но лишь начнется бой,

У каждого – путь свой.

Слоны становятся на своё место на шахматном поле. На сцене появляются кони.

Белый конь

Вот выхожу я, подковы звяк!

Необычаен каждый шаг:

Буква «Г» и так и сяк.

Получается зигзаг.

Черный конь

И манеры у меня

Необычны и смешны:

Притаюсь, затаюсь

И скакну из-за спины.

Кони становятся на своё место на шахматном поле. Под музыку входят король и ферзь.

Третий мудрец (обращается к шаху)

А вот и главные фигуры в сражении твоём.

Одну назвал я «королём».

Другую назову «ферзём»,

А, коль захочешь, «королевой».

Запомни же, Король наш слаб на удивленье.

Ты защищай его от всяческих угроз.

Погибнет он –  закончилось сраженье!

Ферзь

Вот властелин игры, Король!

Король

Но правит все же Королева.
Мы партии познаем соль
Когда найдем защиту слева.

(Обращается к фигурам, стоящим на доске)

Будь начеку, королевская рать –

Должна меня ты защищать.

Ферзь

Шаг у меня и длинный, и широк.

Могу я ходить, как Ладья и как Слон –

И прямо, и наискосок.

Направо, налево, вперед и назад…

А бью я и вдаль и в упор.

И кажется, будто мне тесноват

Доски черно-белый простор.

Все шахматные фигуры становятся в строй

Шах
Ты думаешь, мудрец,

Что я не справлюсь

С отрядом маленьких фигур?

Я управлялся с целой армией!

Ну, что ж я белыми начну.
Звучит музыка и разыгрывается партия


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Отчет о проведении

школьного шахматного турнира

2 декабря 2022 года состоялся школьный турнир по шахматам.

Шахматы — это спорт, наука, искусство. Шахматы – это в первую очередь преодоление себя, достижение вершин мастерства. Это гармоничное физическое и интеллектуальное развитие, длительные тренировки для поддержания формы, самообладание и эмоциональная устойчивость. Это развитие памяти и внимания, смекалки и математических способностей, логики и фантазии. И все эти качества наши учащиеся смогли показать на шахматном турнире. Турнир проходил по олимпийской системе - «круговая система».

В мероприятии приняли участие учащиеся 1-9 классов и учителя. А сейчас результатах:

  • Категория 1-4кл

I место – Благирева Ксения, ученица 3 класса

II место – Ооржак Айслу, ученица 3 класса

III место – Севостьянов Аркадий, ученик 3 класса

  • Категория 5-9кл

I место – Трояновский Богдан, ученик 9 класса

II место – Фомин Павел, ученик 6 класса

III место – Бородин Данил, ученик 7 класса

  • Педагоги

I место – Каминская Наталья Анатольевна

II место – Ооржак Алена Монгун-ооловна

III место – Лысенко Ольга Николаевна

За активное участие отметили среди педагогов директора МОУ Сычевской СОШ Бахтина Ольга Валентиновна, и педагога дополнительного образования Текоцкого Виктора Геннадьевича.

На турнир собрались участники и болельщики. В течении турнира шли упорные шахматные бои. Сражаясь со своими соперниками, учащиеся показали, что игра в шахматы разнообразна и не так проста, как может показаться с первого взгляда. Это соревнование в самообладании, логике, а также в умении просчитывать ходы противника. Игра вызвала большой интерес. По итогам проведённых игр были определены лучшие игроки, которые будут представлять школу на районном турнире по шахматам. Особую благодарность 6кл за организацию открытии шахматного турнира.

Поздравляем победителей и всех участников школьного турнира!

C:\Users\HP\Downloads\ш1.jpg

Начало игры

C:\Users\HP\Downloads\ш2.jpg

Директор Бахтина О.В и ученик 9кл Богдан

C:\Users\HP\Downloads\ш-3.jpg

Во время игры

C:\Users\HP\Downloads\ш4.jpg

C:\Users\HP\Downloads\ш-5.jpg

C:\Users\HP\Downloads\ш6.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий спектакля по сказке А.С.Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях"

Сценарий спектакля по сказке А.С.Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и сами богатырях"разрабатывался для учащихся шестых классов школы глухих. Сценарий подготовили - учитель класса Кретова Н.В и учитель...

Сценарий спектакля по сказке "Волшебная лампа Аладдина"

Сценарий спектакля написан совместно с учащимися моего класса, с этим спектаклем мы выступали на школьном фестивале искусств "Весна на улице Константинова" , а также показали его учащимся начальной шк...

"Шахматная сказка"

"Шахматная сказка" разработана с целью развития интереса у детей    5 – 10 лет к игре в шахматы, популяризации шахматного образования. Использовать её целесообразно как и для знакомства...

Сценарий спектакля по сказке Оскара Уайлда "Звёздный мальчик"

Для написания сценария я использовала книгу Оскара Уайлда "Сказки", где помещены сказки на английском языке и в переводе. М.: ОАО Издательство "Радуга", 2000. Спектакль может быть частью сценария ново...

Сценарий спектакля "Рождественская сказка"

Этот сценарий родился из желания подарить детям сказку. По нему я поставила спектакль, который радует зрителей - и детей, и взрослых....

Сценарий спектакля "Рождественская сказка."

Сценарий спектакля "Рождественская сказка."...