Методические рекомендации педагогам дополнительного образования: «Современное учебное занятие и подготовка к нему»
учебно-методический материал
Учебное занятие в системе учреждения дополнительного образования детей - это форма организации учебного процесса, ограниченная временными рамками, предполагающая специально организованное педагогом обучение и воспитание детей.
Это время, в течение которого обучающиеся под руководством педагога занимаются учебной, воспитательной, досуговой деятельностью.
Учебное занятие в системе дополнительного образования представляет собой сложнейший психолого-педагогический процесс, к которому предъявляется ряд различных требований.
Чтобы занятие стало обучающим, его нужно тщательно продумать, подготовить, спланировать. Занятие в учреждении дополнительного образования детей представляет собой последовательность этапов в процессе усвоения знаний, построенных на смене видов деятельности обучающихся: восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ii.docx | 15.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации педагогам дополнительного образования: «Современное учебное занятие и подготовка к нему»
Пихиенко О.Ю
Методист МБУ ДО «ЦДОД « ЮНИТЭР»
Учебное занятие в системе учреждения дополнительного образования детей - это форма организации учебного процесса, ограниченная временными рамками, предполагающая специально организованное педагогом обучение и воспитание детей.
Это время, в течение которого обучающиеся под руководством педагога занимаются учебной, воспитательной, досуговой деятельностью.
Учебное занятие в системе дополнительного образования представляет собой сложнейший психолого-педагогический процесс, к которому предъявляется ряд различных требований.
Чтобы занятие стало обучающим, его нужно тщательно продумать, подготовить, спланировать. Занятие в учреждении дополнительного образования детей представляет собой последовательность этапов в процессе усвоения знаний, построенных на смене видов деятельности обучающихся: восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематики.
Современное учебное занятие строится на основе системно-деятельностного подхода. Занятие должно быть хорошо организованным, педагог должен четко представлять цель, задачи и планируемый результат, четко знать, что должен знать сам, а что - обучающиеся.
Педагог - это организатор современного учебного занятия, в центре которого находится обучающийся. Результатом занятия является не успеваемость, не объем изученного материала, а приобретаемые обучающимися универсальные учебные действия (далее - УУД). К таким универсальным действиям следует отнести: способность к действию, способность применять знания, реализовывать собственные проекты, способность социального действия.
Такой подход ни в коем случае не отрицает значение знаний, приобретаемых обучающимися, но акцентирует особое внимание на способности использовать полученные знания. В современных условиях применение полученных знаний важнее, чем получение самих знаний.
Чему учить? Ради чего? Как учить? Это основные вопросы, стоящие перед педагогом.
Обучающийся должен стать активным участником образовательного процесса. Поэтому современное занятие отличается от традиционного использованием деятельностных методов и приемов обучения. Примерами таких методов могут служить: учебная дискуссия, диалог, деловые и ролевые игры, открытые вопросы, мозговой штурм и т.д.
Новым смыслом занятия в современных условиях является решение возникающих в образовательном процессе проблем самими обучающими на занятии через самостоятельную активную познавательную деятельность. Чем больше увлекательной, самостоятельной деятельности обучающихся на занятии, тем лучше, т.к. обучающиеся приобретают умения в решении проблем.
Занятия должны строиться по совершенно иной схеме. Если в традиционном занятии преобладает объяснительно-иллюстративный метод работы, то в современном занятии упор нужно делать на взаимодействие обучающихся и педагога, а также на взаимодействие самих обучающихся.
Переход к системно-деятельностному подходу предполагает изменения в деятельности педагога. Эти изменения касаются проектирования занятия, его подготовки, обновления типологии занятий, технологий и методов их проведения, рефлексии результатов учебной деятельности.
При подготовке к современному занятию нужно продумывать следующие моменты:
1. Каково место данного занятия в теме, разделе? В чем специфика занятия (необычность)?
2. Какие личностные особенности обучающихся были учтены при планировании занятия?
3. Каково целеполагание занятия как результата (предметного, метапредметного, личностного), какие задачи (обучающие, развивающие, воспитательные) решались на нем для достижения трех видов результатов? Как учтены в цели и задачах личностные особенности обучающихся?
4. Будет ли выбранная структура (содержание) занятия рациональной для решения поставленных задач?
5. На каких понятиях, идеях, фактах будет сделан акцент и почему? Какие компетентности обучающихся будут формироваться в результате их освоения? Как будет осуществляться контроль за сформированностью УУД?
6. В чем психолого-педагогическая ценность и оправданность использования приемов, методов, технологий, которые были выбраны для эффективного решения цели и задач занятия?
7. Запасные методические ходы на случай непредвиденных ситуаций.
8. Инновации в занятии.
9. Роль педагога на занятии.
Целевые установки занятия должны быть направлены на определённые, конкретные цели данного занятия (воспитательные, развивающие и обучающие), выходящие на реальный, достижимый результат. Для системы дополнительного образования детей характерным является реализация основ педагогики, развития личности обучающегося, поэтому на первый план выдвигаются задачи по развитию реальных творческих способностей детей и задачи нравственного, эмоционального воздействия путем реализуемой образовательной области.
Педагогом продумывается специфика занятия, логика построения (взаимосвязь и завершенность всех частей занятия с подведением итогов каждой части по практическому и теоретическому материалу), определяется объем образовательного компонента учебного материала.
На первоначальном этапе занятия педагог создает благоприятный морально-психологический климат, настраивая детей на сотворчество и содружество в процессе познавательной деятельности, на завершающем этапе – анализируются все выполненные детьми работы и отмечаются даже самые большие достижения детей.
Немаловажным моментом в подготовке занятия является разумное распределение материала на всех этапах занятия в соответствии с выбранными формами организации учебной деятельности: групповой, индивидуальной и т. д.
К занятию подготавливается учебно-методический комплекс: раздаточный материал, аудио, видеотека и др. Педагогу необходимо продумать методику наиболее продуктивного использования применяемого наглядного материала.
Далее определяются индивидуальные задания для детей с опережением в развитии, объем и форма самостоятельной работы с детьми, разрабатывается краткий конспект настоящего занятия.
Педагог дополнительного o6paзования обязан выполнять все государственные санитарно-гигиенические нормы, временной режим занятия для различных возрастных категорий детей, совершенствовать в своей педагогической деятельности методики здоровьесберегающих систем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации педагогам дополнительного образования. Анализ учебного занятия
Данные методические рекомендации, прежде всего, ориентированы на помощь в анализе обучающих занятий, но они также могут быть использованы и при анализе других видов занятий. Достаточно часто занятие п...
Методические рекомендации педагогам дополнительного образования «Технологическая карта занятия в учреждении дополнительного образования»
На современном этапе развития общество предъявляет новые требования к результатам деятельности как образования в целом, так и дополнительного образования в частности. В свете новых требований педагоги...
Методические рекомендации педагогам дополнительного образования : " Методы организации занятия в творческом объединении "
Образовательный процесс – это целенаправленное, последовательно изменяющееся взаимодействие педагога и воспитанников, в ходе которого решаются задачи образования, воспитания и общего развития об...
Методические рекомендации педагогам дополнительного образования : "Формы нестандартных учебных занятий"
Педагоги дополнительного образования часто испытывают трудности в моделировании учебного занятия, определении его типа, этапов, задач, содержания каждого этапа, самоанализе деятельности. Особенно част...
Методические рекомендации педагогам дополнительного образования: «Организация учебного занятия»
Современное занятие в системе дополнительного образования детей обладает большой вариативностью, но должно быть подчинено основной задаче – воспитать веру ребенка в свои силы и стремление к само...
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования "Самоанализ учебного занятия. В помощь педагогу дополнительного образования"
Умение анализировать собственную деятельность — важное качество любого человека, тем более оно важно для педагога как человека, творческого. Педагог должен уметь анализировать, свою деятельность...
Методические рекомендации педагогу дополнительного образования: "Аспекты подготовки и проведения учебных занятий"
Методические рекомендации педагогу дополнительного образования: "Аспекты подготовки и проведения учебных занятий"...