Методические рекомендации педагогам дополнительного образования: «Организация учебного занятия»
методическая разработка
Современное занятие в системе дополнительного образования детей обладает большой вариативностью, но должно быть подчинено основной задаче – воспитать веру ребенка в свои силы и стремление к самостоятельной деятельности, научить радоваться общению с педагогом и друзьями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod._rekomen.docx | 21.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации педагогам дополнительного образования: «Организация учебного занятия»
Пихиенко О.Ю
Методист МБУ ДО «ЦДОД « ЮНИТЭР»
Современное занятие в системе дополнительного образования детей обладает большой вариативностью, но должно быть подчинено основной задаче – воспитать веру ребенка в свои силы и стремление к самостоятельной деятельности, научить радоваться общению с педагогом и друзьями.
Активные формы познавательной деятельности используемые на занятиях.
- семинар;
- диспут;
- конференция;
- чтения (литературные, исторические, научные);
- защита (проекта, программы, реферата);
- олимпиада;
- турнир;
- викторина (викторина с вариантами ответов, заочная викторина);
- аукцион знаний;
- мозговая атака;
- брейн-ринг, КВН;
- устный журнал;
- заочное путешествие во времени и пространстве;
- встреча со специалистами, учеными, изобретателями и рационализаторами, авторами научно-популярной литературы);
- пресс-конференция;
- час вопросов и ответов;
- конкурс;
- смотр знаний и умений;
- эстафета (рассказ-эстафета, задание-эстафета);
- познавательные игры;
- рисованные научно-популярные фильмы;
- интеллектуальный марафон.
Планируя занятие, педагог должен ответить на следующие вопросы:
- какие цели должны быть достигнуты при изучении данной темы (новые знания, умения, навыки)?;
- какие организационные формы обучения соответствуют содержанию учебного материала и уровню подготовки детей?;
- какую роль играет данная тема в программе?;
- какими знаниями, умениями, навыками овладеют дети в результате изучения темы?;
- какие формы контроля знаний, умений и навыков целесообразны?
Педагог имеет право самостоятельно отработать удобную для себя модель плана занятия, в которой необходимо отразить:
- цели и задачи;
- тему занятия и план ее изложения;
- задания, вопросы (для закрепления знаний и умений);
- задания для самостоятельной работы;
Основные этапы учебного занятия:
- Организационная часть:
- сообщение темы и плана занятия;
- постановка задач: обучающих, воспитательных, развивающих.
- Теоретическая часть:
- повторение пройденного материала, подготовка к изучению новой темы;
- объяснение нового материала.
- Практическая часть:
- упражнения на закрепление знаний, умений, навыков.
- Подведение итогов занятия.
Организационная часть занятия включает в себя:
- приветствие (различные формы в зависимости от направления занятий кружка).
- педагог отмечает посещаемость детей (работа старосты, выбор дежурного, помощника через игру);
- объявление темы занятия и постановка задач перед детьми.
Педагог говорит о том, чем сегодня будут заниматься дети на занятии и какой результат получат в итоге.
В теоретической части занятия педагог при объяснении нового материала использует информативное и демонстрационное воздействие. От того, насколько материал будет подан интересно и грамотно, зависит эффективность усвоения обучающимися данной темы, раздела.
Основными требованиями к изложению материала педагогом являются:
- значительность, содержательность, точность;
- логичность, последовательность;
- краткость;
- аргументированность, убедительность;
- соответствие нормам ораторской речи:
а) выразительность, использование приемов новизны, взаимодействия, соучастия, персонификации, образность, проблемность ситуации, риторический вопрос, пауза; б) артистизм, эмоциональность, дикция, оптимальный темп речи, соответствие интонации содержанию, умелое использование мимики, жестов;
в) соразмерность композиционных частей материала: вступления, основной части, заключения.
Принцип наглядности, как основной принцип дидактики, ввел Я.А. Каменский, большую роль в учебном процессе этому принципу отводил К.Д. Ушинский.
Рассмотрим технологические правила в использовании информативного и демонстрационного воздействия.
- Предлагаемый детям наглядный материал должен быть доступен, прост и понятен.
- Следует стремиться к тому, чтобы используемый материал (наглядный или демонстрационный) оказывал воздействие на максимально возможное количество органов чувств.
- Обязательное подкрепление демонстрации речью. Речевое пояснение в сочетании с наглядностью углубляет постижение и осмысление предмета объяснения.
- Доска, таблица, экран должны иметь горизонтальное расположение с соотношением 3:4, а закругленные углы повышают информационную емкость. Наиболее значимую информацию рекомендуется располагать в правой верхней половине демонстрационного объекта.
- Педагогу, производя записи на доске, следует выделять выводы прямоугольником, овалом.
- Размеры букв на доске должны быть такими, чтобы производимая запись легко прочитывалась с любого места. Увеличение букв повышает убедительность.
- Использование цветного изображения (цветные мелки, маркеры) облегчает восприятие, так как цвет распознается легче и быстрее.
Практическая часть занятия предполагает самостоятельную работу детей с различными материалом (в зависимости от направления объединения, индивидуальную работу с детьми, игры, переключения на другие виды деятельности.
В заключительной части педагог, подводя итог занятия, оценивает работу детей, тактично делает те или иные замечания.
У детей среднего и старшего возраста используют самооценку и взаимооценку.
В самом конце занятия педагог делает установку к следующему занятию, в зависимости от направления кружка дает домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации педагогам дополнительного образования. Анализ учебного занятия
Данные методические рекомендации, прежде всего, ориентированы на помощь в анализе обучающих занятий, но они также могут быть использованы и при анализе других видов занятий. Достаточно часто занятие п...
Методические рекомендации педагогам дополнительного образования «Технологическая карта занятия в учреждении дополнительного образования»
На современном этапе развития общество предъявляет новые требования к результатам деятельности как образования в целом, так и дополнительного образования в частности. В свете новых требований педагоги...
Методические рекомендации педагогам дополнительного образования : " Методы организации занятия в творческом объединении "
Образовательный процесс – это целенаправленное, последовательно изменяющееся взаимодействие педагога и воспитанников, в ходе которого решаются задачи образования, воспитания и общего развития об...
Методические рекомендации педагогам дополнительного образования : "Формы нестандартных учебных занятий"
Педагоги дополнительного образования часто испытывают трудности в моделировании учебного занятия, определении его типа, этапов, задач, содержания каждого этапа, самоанализе деятельности. Особенно част...
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования "Самоанализ учебного занятия. В помощь педагогу дополнительного образования"
Умение анализировать собственную деятельность — важное качество любого человека, тем более оно важно для педагога как человека, творческого. Педагог должен уметь анализировать, свою деятельность...
Методические рекомендации педагогу дополнительного образования: "Аспекты подготовки и проведения учебных занятий"
Методические рекомендации педагогу дополнительного образования: "Аспекты подготовки и проведения учебных занятий"...
Методические рекомендации педагогам дополнительного образования: «Современное учебное занятие и подготовка к нему»
Учебное занятие в системе учреждения дополнительного образования детей - это форма организации учебного процесса, ограниченная временными рамками, предполагающая специально организованное педагогом об...