Методические рекомендации педагогам дополнительного образования: «Организация учебного занятия»
методическая разработка

Пихиенко Ольга Юрьевна

Современное занятие в системе дополнительного образования детей обладает большой вариативностью, но должно быть подчинено основной задаче – воспитать веру ребенка в свои силы и стремление к самостоятельной деятельности, научить радоваться общению с педагогом и друзьями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._rekomen.docx21.27 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации педагогам дополнительного образования: «Организация учебного занятия»

 Пихиенко О.Ю

Методист  МБУ ДО «ЦДОД « ЮНИТЭР»

Современное занятие в системе дополнительного образования детей обладает большой вариативностью, но должно быть подчинено основной задаче – воспитать веру ребенка в свои силы и стремление к самостоятельной деятельности, научить радоваться общению с педагогом и друзьями.

Активные формы познавательной деятельности используемые на занятиях.

  • семинар;
  • диспут;
  • конференция;
  • чтения (литературные, исторические, научные);
  • защита (проекта, программы, реферата);
  • олимпиада;
  • турнир;
  • викторина (викторина с вариантами ответов, заочная викторина);
  • аукцион знаний;
  • мозговая атака;
  • брейн-ринг, КВН;
  • устный журнал;
  • заочное путешествие во времени и пространстве;
  • встреча со специалистами, учеными, изобретателями и рационализаторами, авторами научно-популярной литературы);
  • пресс-конференция;
  • час вопросов и ответов;
  • конкурс;
  • смотр знаний и умений;
  • эстафета (рассказ-эстафета, задание-эстафета);
  • познавательные игры;
  • рисованные научно-популярные фильмы;
  • интеллектуальный марафон.

Планируя занятие, педагог должен ответить на следующие вопросы:

  • какие цели должны быть достигнуты при изучении данной темы (новые знания, умения, навыки)?;
  • какие организационные формы обучения соответствуют содержанию учебного материала и  уровню подготовки детей?;
  • какую роль играет данная тема в программе?;
  • какими знаниями, умениями, навыками овладеют дети в результате изучения темы?;
  • какие формы контроля знаний, умений и навыков целесообразны?

Педагог имеет право самостоятельно отработать удобную для себя модель плана занятия, в которой необходимо отразить:

  • цели и задачи;
  • тему занятия и план ее изложения;
  • задания, вопросы (для закрепления знаний и умений);
  • задания для самостоятельной работы;

Основные этапы учебного занятия:

  1. Организационная часть:
  • сообщение темы и плана занятия;
  • постановка задач: обучающих, воспитательных, развивающих.
  1. Теоретическая часть:
  • повторение пройденного материала, подготовка к изучению новой темы;
  • объяснение нового материала.
  1. Практическая часть:
  • упражнения на закрепление знаний, умений, навыков.
  1. Подведение итогов занятия.

Организационная часть занятия включает в себя:

  • приветствие (различные формы в зависимости от направления занятий кружка).
  • педагог отмечает  посещаемость детей (работа старосты, выбор дежурного, помощника через игру);
  • объявление темы занятия и постановка задач перед детьми.

Педагог говорит о том, чем сегодня будут заниматься дети на занятии и какой результат получат в итоге.

В теоретической части занятия педагог при объяснении нового материала использует информативное и демонстрационное воздействие. От того, насколько материал будет подан интересно и грамотно, зависит эффективность усвоения обучающимися данной темы, раздела.

Основными требованиями к изложению материала педагогом являются:

  1. значительность, содержательность, точность;
  2. логичность, последовательность;
  3. краткость;
  4. аргументированность, убедительность;
  5. соответствие нормам ораторской речи:

а) выразительность, использование приемов новизны, взаимодействия, соучастия, персонификации, образность, проблемность ситуации, риторический вопрос, пауза; б) артистизм, эмоциональность, дикция, оптимальный темп речи, соответствие интонации содержанию, умелое использование мимики, жестов;

в) соразмерность композиционных частей материала: вступления, основной части, заключения.

Принцип наглядности, как основной принцип дидактики, ввел Я.А. Каменский, большую роль в учебном процессе этому принципу отводил К.Д. Ушинский.

Рассмотрим технологические правила в использовании информативного и демонстрационного воздействия.

  • Предлагаемый детям наглядный материал должен быть доступен, прост и понятен.
  • Следует стремиться к тому, чтобы используемый материал (наглядный или демонстрационный) оказывал воздействие на максимально возможное количество органов чувств.
  • Обязательное подкрепление демонстрации речью. Речевое пояснение в сочетании с наглядностью углубляет постижение и осмысление предмета объяснения.
  • Доска, таблица, экран должны иметь горизонтальное расположение с соотношением 3:4, а закругленные углы повышают информационную емкость. Наиболее значимую информацию рекомендуется располагать в правой верхней половине демонстрационного объекта.
  • Педагогу, производя записи на доске, следует выделять выводы прямоугольником, овалом.
  • Размеры букв на доске должны быть такими, чтобы производимая запись легко прочитывалась с любого места. Увеличение букв повышает убедительность.
  • Использование цветного изображения (цветные мелки, маркеры) облегчает восприятие, так как цвет распознается легче и быстрее.

Практическая часть занятия предполагает самостоятельную работу детей с различными материалом (в зависимости от направления объединения, индивидуальную работу с детьми, игры, переключения на другие виды деятельности.

В заключительной части педагог, подводя итог занятия, оценивает работу детей, тактично делает те или иные замечания.

У детей среднего и старшего возраста используют самооценку и взаимооценку.

В самом конце занятия педагог делает установку к следующему занятию, в зависимости от  направления кружка дает домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации педагогам дополнительного образования. Анализ учебного занятия

Данные методические рекомендации, прежде всего, ориентированы на помощь в анализе обучающих занятий, но они также могут быть использованы и при анализе других видов занятий. Достаточно часто занятие п...

Методические рекомендации педагогам дополнительного образования «Технологическая карта занятия в учреждении дополнительного образования»

На современном этапе развития общество предъявляет новые требования к результатам деятельности как образования в целом, так и дополнительного образования в частности. В свете новых требований педагоги...

Методические рекомендации педагогам дополнительного образования : " Методы организации занятия в творческом объединении "

Образовательный процесс – это целенаправленное, последовательно изменяющееся взаимодействие педагога и воспитанников, в ходе которого решаются задачи образования, воспитания и общего развития об...

Методические рекомендации педагогам дополнительного образования : "Формы нестандартных учебных занятий"

Педагоги дополнительного образования часто испытывают трудности в моделировании учебного занятия, определении его типа, этапов, задач, содержания каждого этапа, самоанализе деятельности. Особенно част...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования "Самоанализ учебного занятия. В помощь педагогу дополнительного образования"

Умение анализировать собственную деятельность — важное качество любого человека, тем более оно важно для педагога как человека, творческого. Педагог должен уметь анализировать, свою деятельность...

Методические рекомендации педагогу дополнительного образования: "Аспекты подготовки и проведения учебных занятий"

Методические рекомендации педагогу дополнительного образования: "Аспекты подготовки и проведения учебных занятий"...

Методические рекомендации педагогам дополнительного образования: «Современное учебное занятие и подготовка к нему»

Учебное занятие в системе учреждения дополнительного образования детей - это форма организации учебного процесса, ограниченная временными рамками, предполагающая специально организованное педагогом об...