Методические рекомендации педагогам дополнительного образования : "Формы нестандартных учебных занятий"
методическая разработка

Пихиенко Ольга Юрьевна

Педагоги дополнительного образования часто испытывают трудности в моделировании учебного занятия, определении его типа, этапов, задач, содержания каждого этапа, самоанализе деятельности. Особенно часто с этими трудностями сталкиваются начинающие педагоги, не готовые к систематической деятельности по подготовке учебного занятия.

Занятия в форме соревнования и игр: конкурс, турнир, эстафета (лингвистический бой), дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и др.).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл met_.rek_.docx18.29 КБ

Предварительный просмотр:

Формы нестандартных учебных занятий.

     Учебное занятие — это целостный фрагмент образовательного процесса, представляющий систему взаимосвязанных элементов: образовательных ситуаций, форм организации взаимодействия участников, образовательной задачи и целей, содержания образования, методов и средств обучения. Оно ограничено рамками времени и осуществляется в рамках определённого первичного объединения (коллектива) обучающихся и педагогов.

Педагоги дополнительного образования часто испытывают трудности в моделировании учебного занятия, определении его типа, этапов, задач, содержания каждого этапа, самоанализе деятельности. Особенно часто с этими трудностями сталкиваются начинающие педагоги, не готовые к систематической деятельности по подготовке учебного занятия.

Занятия в форме соревнования и игр: конкурс, турнир, эстафета (лингвистический бой), дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и др.);

  • занятия, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарии, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия;
  • занятия, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: занятие мудрости, занятие откровения;
  • занятия, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог, «живая газета», регламентированная дискуссия, устный журнал;
  • занятия, опирающиеся на фантазию: занятие-сказка, занятие-сюрприз, занятие-подарок от какого-либо персонажа;
  • занятия, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, трибунал, цирк, патентное бюро, ученый Совет;
  • «Следствие ведут знатоки», утренник, спектакль, концерт, инсценировка художественного произведения, диспут, «посиделки», «Клуб знатоков»;
  • Трансформация традиционных способов организации занятия: лекция-парадокс, парный опрос, экспресс-опрос, защита читательского формуляра, телеурок без телевидения;
  • занятия-экспедиции (путешествия);
  • занятия-исследования;
  • занятия-инсценировки;
  • учебные конференции;
  • пресс-конференции;
  • практикумы;
  • творческие практические работы;
  • занятия-диалоги;
  • семинары;
  • занятия с ролевой, деловой игрой;
  • повторительно-обобщающие диспуты;
  • занятия-консультации;
  • занятия-конкурсы;
  • занятия-соревнования;
  • зачетные викторины;
  • смотр знаний;
  • защита творческих работ, проектов;
  • творческие отчёты.

Методы обучения: словесные, методы проблемного изучения материала, информационно-поисковые, методы программированного обучения, проектные и проектно-конструкторские методы, метод игры, наглядный метод обучения, психологические и социальные методы.

Формы работы: индивидуальная, коллективная, групповая работа, работа в парах.

Оборудование: книги, пособия, словари, справочно-информационная литература, репродукции, таблицы, кроссворды, памятки, алгоритм работы, иллюстративный и раздаточный, аудио-, видеоматериал и др.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Организация группы, подготовка к работе на занятии, проверка по журналу количества обучающихся, проверка готовности обучающихся к занятию.

2. Основная часть занятия.

  1. Этап - Актуализация опорных знаний.

Вычленяются опорные знания, выясняется связь с прошлыми занятиями, выбирается тип самостоятельной работы (репродуктивный, продуктивный, частично-поисковый) и форма обучения (индивидуальная, групповая, фронтальная), намечаются способы решения задач мотивационного обеспечения занятия, продумываются формы контроля за ходом работы.

  1. Этап - Формирование новых понятий и способов действия (объяснение нового материала учебного занятия).

Вычленяются новые понятия и способы их формирования, формулируются основная и второстепенные проблемы, выбираются тип и форма самостоятельной работы, отбирается содержание учебного материала, готовятся проблемные и непроблемные (информационные) вопросы, намечаются варианты способов решения учебных проблем, возможные подсказки их решения.

  1. Этап - Применение знаний и формирование умений.

Планируется тип и форма самостоятельной работы, готовится ее содержание (задания, упражнения, инструкции и пр.), намечаются конкретные умения и навыки для отработки (например, умение планировать, контролировать, решать типовые и другие задачи и т.д.), выбираются способы получения обратной связи (информации).

3. Подведение итогов

Оценка успехов обучающихся в сочетании с коррекцией знаний и умений.

4. Определение домашнего задания

Объяснение его сущности, комментирование его выполнения.

Памятка педагогу при проведении занятий.

Планируя занятие, педагог должен помнить шесть основных правил:

1. Представлять новое в старых рамках.

Педагогу следует придерживаться принципа перехода «от известного к известному». Начинать нужно с того, что детям уже известно. Ребенок может воспринять новое посредством подобного старого, приобретённого им на опыте.

Это правило требует:

- найти то, что ребенок знает и чего не знает;

- переходить от известного к неизвестному малыми, простыми, сознательными шагами. Материал должен быть распределен в систематическом порядке так, чтобы каждая мысль имела связь с последующей мыслью.

2.Употреблять слова, которые как педагог, так и обучающийся понимают одинаково.

Это правило требует:

- употреблять слова, известные всем детям;

- объяснять значение непонятных слов, которые приходится употреблять.

3. Применять обучение к потребностям детей.

Чтобы знать, в какой информации ребенок нуждается и какую он может воспринять, педагог должен иметь представление о его внутренней жизни (знания, темперамент, духовное состояние) и окружающей его среде (семья, школа, друзья).

4. Создать атмосферу сотрудничества.

Это правило требует:

- не оставлять без внимания пробудившийся интерес ребенка;

- направлять детей на поиск знаний.

5. Развивать интерес к приобретению новых знаний.

Это правило называется «законом возрастающего интереса и требует:

- организуя деятельность ребенка, помещать известную информацию в новые рамки, создавать новые комбинации из известных ему фактов и знаний;

- возбуждать любопытство и ожидание;

- поддерживать интерес ребенка.

6. Повторять информацию, чтобы она осталась в памяти.

Это правило требует:

- часто повторять то, что требуется запомнить;

- на каждом занятии кратко повторять материал предыдущего занятия;

- не пренебрегать ежемесячными и годовыми обзорными занятиями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации педагогам дополнительного образования. Анализ учебного занятия

Данные методические рекомендации, прежде всего, ориентированы на помощь в анализе обучающих занятий, но они также могут быть использованы и при анализе других видов занятий. Достаточно часто занятие п...

Методические рекомендации педагогам дополнительного образования по составлению индивидуального учебного плана одарённых учащихся.

Индивидуальный учебный план - это образовательная программа, предназначенная для обучения одного конкретного учащегося, направленная на развитие его индивидуальных способностей.Индивидуальный учебный ...

Методические рекомендации педагогам дополнительного образования «Технологическая карта занятия в учреждении дополнительного образования»

На современном этапе развития общество предъявляет новые требования к результатам деятельности как образования в целом, так и дополнительного образования в частности. В свете новых требований педагоги...

Методические рекомендации педагогам дополнительного образования : " Методы организации занятия в творческом объединении "

Образовательный процесс – это целенаправленное, последовательно изменяющееся взаимодействие педагога и воспитанников, в ходе которого решаются задачи образования, воспитания и общего развития об...

Методические рекомендации педагогам дополнительного образования: «Организация учебного занятия»

Современное занятие в системе дополнительного образования детей обладает большой вариативностью, но должно быть подчинено основной задаче – воспитать веру ребенка в свои силы и стремление к само...

Методические рекомендации педагогу дополнительного образования: "Аспекты подготовки и проведения учебных занятий"

Методические рекомендации педагогу дополнительного образования: "Аспекты подготовки и проведения учебных занятий"...

Методические рекомендации педагогам дополнительного образования: «Современное учебное занятие и подготовка к нему»

Учебное занятие в системе учреждения дополнительного образования детей - это форма организации учебного процесса, ограниченная временными рамками, предполагающая специально организованное педагогом об...