Методические рекомендации педагогам дополнительного образования : "Формы нестандартных учебных занятий"
методическая разработка
Педагоги дополнительного образования часто испытывают трудности в моделировании учебного занятия, определении его типа, этапов, задач, содержания каждого этапа, самоанализе деятельности. Особенно часто с этими трудностями сталкиваются начинающие педагоги, не готовые к систематической деятельности по подготовке учебного занятия.
Занятия в форме соревнования и игр: конкурс, турнир, эстафета (лингвистический бой), дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и др.).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
met_.rek_.docx | 18.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Формы нестандартных учебных занятий.
Учебное занятие — это целостный фрагмент образовательного процесса, представляющий систему взаимосвязанных элементов: образовательных ситуаций, форм организации взаимодействия участников, образовательной задачи и целей, содержания образования, методов и средств обучения. Оно ограничено рамками времени и осуществляется в рамках определённого первичного объединения (коллектива) обучающихся и педагогов.
Педагоги дополнительного образования часто испытывают трудности в моделировании учебного занятия, определении его типа, этапов, задач, содержания каждого этапа, самоанализе деятельности. Особенно часто с этими трудностями сталкиваются начинающие педагоги, не готовые к систематической деятельности по подготовке учебного занятия.
Занятия в форме соревнования и игр: конкурс, турнир, эстафета (лингвистический бой), дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и др.);
- занятия, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарии, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия;
- занятия, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: занятие мудрости, занятие откровения;
- занятия, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог, «живая газета», регламентированная дискуссия, устный журнал;
- занятия, опирающиеся на фантазию: занятие-сказка, занятие-сюрприз, занятие-подарок от какого-либо персонажа;
- занятия, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, трибунал, цирк, патентное бюро, ученый Совет;
- «Следствие ведут знатоки», утренник, спектакль, концерт, инсценировка художественного произведения, диспут, «посиделки», «Клуб знатоков»;
- Трансформация традиционных способов организации занятия: лекция-парадокс, парный опрос, экспресс-опрос, защита читательского формуляра, телеурок без телевидения;
- занятия-экспедиции (путешествия);
- занятия-исследования;
- занятия-инсценировки;
- учебные конференции;
- пресс-конференции;
- практикумы;
- творческие практические работы;
- занятия-диалоги;
- семинары;
- занятия с ролевой, деловой игрой;
- повторительно-обобщающие диспуты;
- занятия-консультации;
- занятия-конкурсы;
- занятия-соревнования;
- зачетные викторины;
- смотр знаний;
- защита творческих работ, проектов;
- творческие отчёты.
Методы обучения: словесные, методы проблемного изучения материала, информационно-поисковые, методы программированного обучения, проектные и проектно-конструкторские методы, метод игры, наглядный метод обучения, психологические и социальные методы.
Формы работы: индивидуальная, коллективная, групповая работа, работа в парах.
Оборудование: книги, пособия, словари, справочно-информационная литература, репродукции, таблицы, кроссворды, памятки, алгоритм работы, иллюстративный и раздаточный, аудио-, видеоматериал и др.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Организация группы, подготовка к работе на занятии, проверка по журналу количества обучающихся, проверка готовности обучающихся к занятию.
2. Основная часть занятия.
- Этап - Актуализация опорных знаний.
Вычленяются опорные знания, выясняется связь с прошлыми занятиями, выбирается тип самостоятельной работы (репродуктивный, продуктивный, частично-поисковый) и форма обучения (индивидуальная, групповая, фронтальная), намечаются способы решения задач мотивационного обеспечения занятия, продумываются формы контроля за ходом работы.
- Этап - Формирование новых понятий и способов действия (объяснение нового материала учебного занятия).
Вычленяются новые понятия и способы их формирования, формулируются основная и второстепенные проблемы, выбираются тип и форма самостоятельной работы, отбирается содержание учебного материала, готовятся проблемные и непроблемные (информационные) вопросы, намечаются варианты способов решения учебных проблем, возможные подсказки их решения.
- Этап - Применение знаний и формирование умений.
Планируется тип и форма самостоятельной работы, готовится ее содержание (задания, упражнения, инструкции и пр.), намечаются конкретные умения и навыки для отработки (например, умение планировать, контролировать, решать типовые и другие задачи и т.д.), выбираются способы получения обратной связи (информации).
3. Подведение итогов
Оценка успехов обучающихся в сочетании с коррекцией знаний и умений.
4. Определение домашнего задания
Объяснение его сущности, комментирование его выполнения.
Памятка педагогу при проведении занятий.
Планируя занятие, педагог должен помнить шесть основных правил:
1. Представлять новое в старых рамках.
Педагогу следует придерживаться принципа перехода «от известного к известному». Начинать нужно с того, что детям уже известно. Ребенок может воспринять новое посредством подобного старого, приобретённого им на опыте.
Это правило требует:
- найти то, что ребенок знает и чего не знает;
- переходить от известного к неизвестному малыми, простыми, сознательными шагами. Материал должен быть распределен в систематическом порядке так, чтобы каждая мысль имела связь с последующей мыслью.
2.Употреблять слова, которые как педагог, так и обучающийся понимают одинаково.
Это правило требует:
- употреблять слова, известные всем детям;
- объяснять значение непонятных слов, которые приходится употреблять.
3. Применять обучение к потребностям детей.
Чтобы знать, в какой информации ребенок нуждается и какую он может воспринять, педагог должен иметь представление о его внутренней жизни (знания, темперамент, духовное состояние) и окружающей его среде (семья, школа, друзья).
4. Создать атмосферу сотрудничества.
Это правило требует:
- не оставлять без внимания пробудившийся интерес ребенка;
- направлять детей на поиск знаний.
5. Развивать интерес к приобретению новых знаний.
Это правило называется «законом возрастающего интереса и требует:
- организуя деятельность ребенка, помещать известную информацию в новые рамки, создавать новые комбинации из известных ему фактов и знаний;
- возбуждать любопытство и ожидание;
- поддерживать интерес ребенка.
6. Повторять информацию, чтобы она осталась в памяти.
Это правило требует:
- часто повторять то, что требуется запомнить;
- на каждом занятии кратко повторять материал предыдущего занятия;
- не пренебрегать ежемесячными и годовыми обзорными занятиями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации педагогам дополнительного образования. Анализ учебного занятия
Данные методические рекомендации, прежде всего, ориентированы на помощь в анализе обучающих занятий, но они также могут быть использованы и при анализе других видов занятий. Достаточно часто занятие п...
Методические рекомендации педагогам дополнительного образования по составлению индивидуального учебного плана одарённых учащихся.
Индивидуальный учебный план - это образовательная программа, предназначенная для обучения одного конкретного учащегося, направленная на развитие его индивидуальных способностей.Индивидуальный учебный ...
Методические рекомендации педагогам дополнительного образования «Технологическая карта занятия в учреждении дополнительного образования»
На современном этапе развития общество предъявляет новые требования к результатам деятельности как образования в целом, так и дополнительного образования в частности. В свете новых требований педагоги...
Методические рекомендации педагогам дополнительного образования : " Методы организации занятия в творческом объединении "
Образовательный процесс – это целенаправленное, последовательно изменяющееся взаимодействие педагога и воспитанников, в ходе которого решаются задачи образования, воспитания и общего развития об...
Методические рекомендации педагогам дополнительного образования: «Организация учебного занятия»
Современное занятие в системе дополнительного образования детей обладает большой вариативностью, но должно быть подчинено основной задаче – воспитать веру ребенка в свои силы и стремление к само...
Методические рекомендации педагогу дополнительного образования: "Аспекты подготовки и проведения учебных занятий"
Методические рекомендации педагогу дополнительного образования: "Аспекты подготовки и проведения учебных занятий"...
Методические рекомендации педагогам дополнительного образования: «Современное учебное занятие и подготовка к нему»
Учебное занятие в системе учреждения дополнительного образования детей - это форма организации учебного процесса, ограниченная временными рамками, предполагающая специально организованное педагогом об...